Философская поэзия А. де Виньи и эволюция романтической поэмы во Франции
II. Произведения Виньи 20-х гг. поставили его в ряды лидеров литературного развития, романтической эпохи, и это восприятие Виньи его современниками и литературоведами последующих времен никогда не подвергалось сомнению. Позднее творчество писателя стало объектов изучения, по существу, только во второй половине XX в. Анализ поэтического сборника «Судьбы» делает необходимой переоценку наших… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. КРИТЕРИИ И ИСТОРИЮ-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФСКОЙ ПОЭЗИИ P0I/iAilTM3IvlA. ФИЛОСОФСКАЯ ПОЭМ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ЖАНРОВ
- ГЛАВА II. КНИГА ФИЛОСОФСКИХ ПОЭМ — ИТОГ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ ВИНЬИ
- 2. 1. История создания цикла «Судьбы». Композиция сборника
- 2. 2. Человек без бога (поэмы «Элеонская гора» и
- Судьбы")
- 2. 3. Человек перед лицом законов истории («Дикарка»)
- 2. 4. Пределы свободы человека в обществе. Участь «маленького» человека («Флейта»)
- Ничтожество деспотической власти и величие непокорных («Ванда»)
- Зыбучие пески конституций" («Прорицатели»)
- 2. 5. Человек и природа («Дом пастуха»)
- 2. 6. «Увидеть себя в зеркале другой души» («Гнев Самсона», «Дом пастуха»)
- 2. 7. Итоги поисков Виньи
- Стоицизм и «религия чести» («Смерть волка»)
- Поэзия и научное познание мира («Бутылка в море») 256 Мысль и действие. «Чистый дух» — эпилог творчества Виньи
- ГЛАВА III. ЦИКЛ «СУДЬБЫ» КАК ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ ПОЭМЫ ВО ФРАНЦИИ
- 3. 1. Взаимодействие лирического и эпического начал в поэмах Виньи. Автор, рассказчик и лирический герой. Герой мысли
- 3. 2. Традиции «изобразительной» поэзии и их переосмысление. От «живописания» — к символу
- 3. 3. Специфика символа в философских поэмах Виньи
Философская поэзия А. де Виньи и эволюция романтической поэмы во Франции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
d’un Poete. Paris, Ed. Conard, 1935″.
JPL — ''Journal d’un Poete". Paris, Ed. Lemerre., s.a. P — f’Poemes" • - In: Oeuvres completes. Poemes. Paris" Ed. Conard, 1914.
S — 'JStello". — In: Oeuvres completes" Les consultations du Docteur-Hoir. Stello. Paris, Ed. Conard, 1925.
ВВВДЕНИЕ.
Поэтическое наследие Виньи, опубликованное при жизни и посмертно, невелико. Оно значительно скромнее по объему, чем поэзия Гюго, Ламартина, Мгассе. Тем не менее среди имен французских поэтов первой половины и середины XIX в. Виньи всегда называют рядом с Гюго, а иногда приоритет Гюго даже оспаривается. Так, А. Франс писал: «А.де Виньи был зачинателем. Раньше Гюго. он дал образцы полнозвучного стиха, которому суждено было победить. Но грани его гармонической мысли формировались медленно, подобно тому, как медленно растет хфисталл, и за всю жизнь он сложил небольшое количество стихов». Франсу как бы вторит М. Палеолог, автор одной из первых монографий о творчестве Виньи: «По интенсивности и широте мысли, по глубокому ощущению того, что выходит за пределы повседневности, по силе воображения, отличавшей его внутренний мир и отразившейся в его творческом методе, Виньи бесконечно выше Гюго, о гений которого в другом. Ф. Брюнетьер считает, что Виньи придал романтизму «новое направление» благодаря тому, что обогатил мыо елью романтический лиризм и «освободил его от господства «я». Ф. Бальденсперже, один из лучших знатоков творчества Виньи, с сочувствием цитирует слова Б. Кроче о том, что Виньи — «самый большой поэт XIX века» ^.
France A. Qeuvres completes illustrees. 25 vol. Paris,.
1925;1935, t.6, p.562. Перевод этих строк в полном собрании сочинений А. Франса /т.20, М.-Л., 1931, с.240−241/ представляется недостаточно полным.
2 jPaleologue М. A. de Vigny. Paris, 1891, p.146.
3 Brunetiere P. devolution de la poesie lyrique en Prance au dix-neuvieme siecle, t.2. Paris, 1894, p.31, 37. Baldensperger P. A. de Vigny. Houvelle contribution a sa biographie intelleetuelle. Taris, 1933, P"47″.
Еще при жизни Виньи сложилась легенда, исказившая настоящий облик поэта. Его склонность к уединенным размышлениям дала повод говорить о том, что писатель, укрывшись в «башне из слоновой кости», якобы отрешился от проблем времени. Его требовательность к себе, позволявшую публиковать лишь немногое из написанного, стали истолковывать как творческое бесплодие, сдержанность в восприятии его комментаторов обернулась высокомерием, критическое отношение Виньи к некоторым явлениям превратилось в тотальный пессимизм, стремление к объективностив холодную чопорность, презрение к материальному успеху и всякому проявлению меркантилизмав позу обиженного неудачника.
Создателем мифа о «башне из слоновой кости» был Сент-Бев, самый известный и авторитетный в эпоху Виньи литературный критик. В одном из своих стихотворений («Господину Вильмену» из сборника «Августовские мысли», 1837) он создал образ поэта-отшельника:
Et Yigny, plus secret,.
5'.
Comme en sa tour d’ivoire, avant midi rentrait. Эти слова, ставшие знаменитыми, и положили начало мифу, который искажает облик поэта: этот миф не соответствует тому, как сам Виньи понимал свою позицию, и тому, как она проявилась в его произведениях. Толковать ее как сознательное и полное обособление поэта, его «бегство» от жизни — явное упрощение, которое с встречается, к сожалению, нередко. Sainte-Beuve Ch.-Aug. Les pensees cL’aout., Paris, 1869, p.374.
О страстном желании поэта «уйти в эстетически преображенное прошлое» пишет, например, С. Д. Сказкин в предисловии к роману «Сен-Map» /Виньи А.де. Сен-Map. М., 1964, с.10/. «Он был в стороне от жизни страны и с ироническим бесстрастием созерцал.
Очень скоро после смерти Виньи началась переоценка его творчества — в первую очередь официальной Францией, которая всегда считала его «своим», т. е. абсолютно лояльным по отношению к господствующему порядку. Уже в октябре 1863 г. журнал «Ревю Насьо-наль» пишет, что Виньи был «слишком либерально настроен» и что он «в недостаточной степени католик», йце более неодобрительно 7 пишет о Виньи «Ревю дю Монд католик» .
Как возражение мифу о «башне из слоновой кости» прозвучала статья Л. Ульбаха в газете «Тан» умеренно-республиканского направления (1864, 25 января), в которой высказывается мысль о том, что поэмы Виньи в большей степени, чем это принято считать, отвечают потребностям времени. Среди главных достоинств произведений Виньи автор отмечает прежде всего актуальную для эпохи трактовку проблем текущей жизни и утверждение «моральной автономии» человека по отношению к религии. Даже пресловутый «пессимизм» великие социальные перемены, совершавшиеся на его глазах", «замкнулся в своем сумрачном стоицизме» , — утвервдает Ю. Кор-неев /в книге: Писатели Франции. М., 1964, с.311−312/. О якобы свойственной Виньи «идеализации докапиталистического уклада» пишет и А. С. Дмитриев, впрочем, не подкрепляя это суждение ни одним аргументом /в кн.: История зарубежной литературы XIX в. 4.1. М., 1979, с.29/. В статье А. Вюрмсера о романе «Стелло» говорится, что Виньи пытается «отвратить интеллигенцию от всякой общественной деятельности». Абстрагируясь от конкретно-исторических условий жизни и творчества Виньи, Вюрм-сер превращает его в некий абсолютизированный, вневременной образец писателя-поборника «искусства для искусства». Этим и объясняется острота его выпадов против Виньи /Вюрмсер А. «Стелло» — В кн.: Вюрмсер А. Не посмотреть ли на известное по-новому? M. f 1975, с.108/. Цит. .по кн.: Bsldensperger P. A. de Vigny: Houvelle contribution., p. I85″.
Виньи в статье Ульбаха получает вполне мажорный комментарий: «Я не считаю его пессимизм обескураживающим, благодаря ему Виньи кажется более современным и в большей мере обладающим подлинным ощущением жизни, чем если бы он проявлял ребяческий восторг пео ред совериенствами нашего механизированного общества». q.
Книга Э. Литтре «Огюст Конт и философия позитивизма», опубликованная в год смерти Виньи, открывается словами из «Сен-Мара»: «Друзья, что такое великая жизнь, если не замысел юных лет, выполненный в зрелые годы?». Эта мысль о возможности движения к идеалу в реальной жизни, мысль, к которой Виньи неоднократно возвращался в своем творчестве, казалось бы, противоречила духу середины века с его реакцией против «идеализма»: ведь в ней утверждается возможность осуществления мечтаний и фантазий юности, а не отказ от них в зрелые годы. По существу же она подсказана стремлением примирить романтический «идеализм» с позитивизмом, найти положительное начало и в романтизме. Поэтому представители позитивистской мысли и не только во Франции, но и за ее пределами проявляют интерес к творчеству Виньи. Так, одним из первых почитателей Виньи в Англии был английский экономист и философ «экспериментальной» школы Стюарт Милл, автор книги об О. Конте*1. 8.
Ibid, р.187−190. 9 Littre Auguste Comte et la philosophie positive. Paris,.
1863, p.I.
Виньи А.де. Сен-Map. Предисловие и примечания С. Д. Сказкина. М., 1964, с. 297. — В дальнейшем роман «Сен-Map» будет цитироваться по этому изданию, в тексте — СМ.
Baldensperger Р. A. de Yignys Nouvelle contribution ., p. I86.
Вскоре после смерти Виньи А. Франс в очерке «А.де Виньи» (1868) делает первую попытку дать общую картину творчества писателя и оценить его с доброжелательной объективностью. Переиздавая эту работу уже в конце своего творческого пути, Франс иронизирует по поводу того, что в свои двадцать четыре года он посмел в покровительственном тоне произносить похвалы большому писателю и поэту, но высокой оценки, которую он дал ему тогда, он не меняет и Т2 теперь .
Первые попытки посмертной переоценки творчества Виньи еще не дали серьезных результатов, они только обнаружили, что современники не во всем правильно поняли и оценили его. Значительным оживлением интереса к творчеству Виньи были отмечены 90-е годы XIX в. и начало XX в. К столетней годовщине со дня рождения поэта появляются не только юбилейные статьи, но и фундаментальные то исследования М. Палеолога, М. Ситоле, Л. Доризона и др. .
Ощутимые результаты принесли исследования, предпринятые в первые десятилетия XX в. в трудах Ф. Бальденсперже и Э. Эстева^, которые задались целью, преодолев наслоения ложных истолкований.
32 France A. oeuvres completes illustrees, t. I, Paris, 1925, p.3−116.
13 ' '.
PalSologue M. Op. citDorison L. I) A. de Vigny, poete-pfcilosophe. Parist 1892- 2) A. de Vigny et la po6sie politique.
Paris, 1894- Gitoleux М" A. de Vigny. Persistences classiques et affinites etrangeres. Paris, 1924. Baldensperger F. I) A. de Vigny: Contribution a sa biographie intellectuelle. Paris, 1912; 2) A. de, Vigny. Paris, 1929;
3) A. de Vigny: Howrelle contribution.- Esteve E. A. de Vigny, sa pensee et son art. Paris, 1923. и пристрастных оценок Виньи, восстановить подлинную картину жизни и творчества выдающегося французского писателя. При всех различиях в восприятии Виньи авторами этих работ, в них проявляется и общая тенденция: истолковать его творчество в связи с современными ему идеями — философскими, религиозно-этическими, социальными, выявить и сделать очевидным для всех присущий его произведениям общечеловеческий смысл.
Можно сказать, что потомки оценили Виньи значительно выше, чем его современники, и во французском литературоведении интерес к его творчеству все возрастает.
В наши дни высказывается точка зрения, что из французских поэтов XIX в. по образу мысли и нравственной позиции Виньи наиболее близок и понятен людям XX в., так как в центре его внимания «вечные проблемы, которые особенно остро беспокоят сознание в эпохи общественных потрясений, эпохи, как его и наша, когда обновление политических и социальных структур приводит к измененитк ям в самом способе мышления». А. Моруа восхищается Виньи как.
Ifi предтечей таких писателей XX в., как Сартр, Камю, Кафка. Подобное восприятие Виньи, вызывающее сочувствие и некоторых современных французских исследователей, остается спорным и едва ли доказуемым. Однако и без «родства» с модернизмом творчество Виньи звучит актуально в наше время — в нем привлекают многие вечные вопросы: о смысле жизни, назначений человека в мире и о его общественной ролио свободе политической и индивидуальнойо взаимоотношении наций, стоящих на разных уровнях развития, о войнах,.
15 ;
Castex P.-G. «Les Destinees» d’A.de Vigny. Paris, 1964, p.II.
Моруа А. Шестьдесят лет моей литературной жизни. Сб.статей. М., 1977, с.134−135. завоеваниях, насильственной цивилизации, о положении зависимых народово необходимости союза наций на справедливых началахсоюза, исключающего идею расового превосходства, о будущем едином человечестве. Эти проблемы Виньи решает в соответствии с передовыми идеями своего времени, так же как и важнейшую для него философско-этическую задачу: отказ от религиозной нравственности и утверждение гуманистической морали.
Во Франции о творчестве Виньи существует и с каждым годом пополняется обширная литература, из которой можно почерпнуть немало интересных сведений о писателе и его эпохе. Общество друзей Виньи с 1964 г. публикует ежегодный бюллетень и осуществляет разнообразные мероприятия с целью изучения и популяризации его наследия. Так, в мае 1978 г. в городе По проводился конгресс, посвященный Виньи, недавно учреждена премия имени Виньи, его имя присвоено также колледжу в городе Бланзаке. В 1980 г. в Парижском университете происходил мевдународный коллоквиум, посвященный изучению книги «Судьбы». Ученые пишут о творчестве Виньи все новые книги и диссертации. Вместе с тем, характерной чертой изучения Виньи во Франции остается фрагментарность, преобладание интереса к частностям, которые изучаются иногда скрупулезно, но без необходимой связи с общей концепцией творчества писателя или даже при отсутствии такой концепции. Вызывает сомнение и метод некоторых исследований, например, биографический метод, «тематический» метод, а также тенденциозность некоторых оценок.
Истолкование творчества Виньи в советском литературоведении связано с одной из важнейших спорных методологических проблем изучения романтизма: с вопросом о правомерности выделения в романтизме двух полярных, взаимоисключающих течений — прогрессивного и реакционного. В основе двучленной схемы романтизма, бытовавшей в нашем литературоведении вплоть до 60-х годов, лежало прямолинейное соотнесение художественного творчества писателя с его политической позицией или с его социальным происхождением.
Виньи, аристократ по происхождению и воспитанию, был отнесен к.
Т7 лидерам реакционного романтизма" .
В советской научной литературе последнего десятилетия отмечается тенденция к пересмотру концепций «двух течений» в романтизме или, по крайней мере, к «сокращению списка реакционных и кон.
18 сервативных романтиков", как замечает С. В. Тураев, причем, в числе первых «выпавших» из этого списка оказывается А. де Виньи (наряду с такими писателями, как, например, По, Кольридж). Как всякая схема, теория двух течений дает упрощенную и в значительной степени искаженную картину литературного процесса. Освещение творчества отдельных писателей, причисленных к одному из противоположных «лагерей», носит в той или иной мере односторонний характер: для «прогрессивного» романтика допустимы лишь незначительные противоречия во взглядах, а «реакционный» и вовсе не заслуживает детального изучения. Оценочный смысл понятий -" прогрессивный" и «реакционный» существенно влияет на методологию, значительно ограничивая возможности конкретно-исторического.
Т7.
История французской литературы. Т.2. М", 1956, с. 83,107. -Автор статьи о французском романтизме до 30-х годов XIX в. ДД. Обломиевский подчеркивает, однако, противоречивость, неоднозначность общественной и эстетической позиции Виньи. Ранее .им уже предпринималась попытка истолковать творчество Виньи вне этой схемы /Обломиевский Д. Д. Французский романтизм. М., 1947, с.103−132/. то.
Тураев С. В, Концепция личности в литературе романтизма. — В кн.: Контекст 1977. М., 1978, с. 227. истолкования творчества отдельного писателя. Отнесение того или иного романтика к клану «реакционных» звучит как приговор, часто несправедливый и поспешный, но преступить его нелегко. Однако внимательный анализ творческого пути многих «реакционных» романтиков не подтверждает правомерности такого приговора, а напротив, опровергает его. Примеры тому — работы Н. Я. Дьяконовой об английто 20 ских романтиках, А. А. Елистратовой о Кольридже, А. Н. Николюкиот на — о По. В ряде работ последних лет, в частности, в трудах.
00 од.
М.Б.Храпченко, Д. С. Наливайко, И. А. Тертерян * и других ученых двучленная схема романтизма рассматривается как несостоятельная и непригодная на современном уровне изучения истории литературы.
Неоднозначная общественная позиция Виньи и недостаточная изученность его творчества, особенно на последнем этапе, были в советском литературоведении причиной ошибочных, противоречивых и порой взаимоисключающих выводов, которые нуждаются в принципиальном пересмотре. Уже в начале 60-х годов Краткая литературная.
TQ.
Дьяконова Н.Я. I) Ките и его современники. М., 1973, гл. «Английский романтизм (общая характеристика)», с.5−37- 2) Английский романтизм: проблемы эстетики. М., 1978.
Елистратова А. А. Поэмы и лирика Кольриджа. — В кн.: Коль-рвдж С. Т. Стихи. М., 1974, с.203−245. от.
Николюкин А. Н. Жизнь и творчество Эдгара Аллана По. — В кн.: По Э. А. Полное собрание рассказов. М., 1970, с.693−728.
Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. — Собр. соч. в 4 т. М., 1981, т. З, с. 280.
Наливайко Д. С. Романтизм как эстетическая система. — Вопросы литературы, 1982, № II, с.156−194.
Тертерян И. А. Романтизм как целостное явление. — Вопросы литературы, 1983, $ 4, с.151−181. энциклопедия предостерегает от оценки Виньи как «реакционного» романтика. В книге «Писатели Франции» о нем говорится как о «кон.
OR сервативном" романтике. Наиболее внимательному и глубокому ис.
26 следованию творчество Виньи подверглось в работах Б. Г. Реизова, в которых убедительно показано, что общее направление идейной и творческой эволюции писателя все более приближало его к передовым, демократическим идеям времени. Это подтверждается и получает дополнительное обоснование в недавней публикации писем Виньи к А. И. Ко с саков ской^. Таким образом, уже положено начало переоценке наследия Виньи. Стали очевидными несостоятельность точки зрения о Виньи как о «реакционном» романтике и необходимость более углубленного изучения эволюции общественной мысли и творчества писателя.
Советскому читателю известны немногие произведения Виньи: ро pq роман «Сен-Map», драма «Чаттертон» 5 и книга повестей «Неволя.
OQ и величие солдата", совсем недавно переведены на русский язык рс.
Корнеев Ю. Альфред де Виньи. — В кн.: Писатели Франции. М., 1964, с.309−315.
Реизов Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л., 1958, гл. Ш: Виньи «Сен-Map», с.155−260- Реизов Б. Г. Военные повести Альфреда де Виньи. — В кн.: Виньи А.де. Неволя и величие солдата. Л., 1968, с.139−168.
Бикулич В.Б., Никольский А. Д. Письма Альфреда де Виньи в вильнюсском собрании. — В кн.: Памятники культуры: Новые открытия: Ежегодник. 1977. М., 1977, с.107−146.
Виньи А.де. Сен-Map. Предисловие и примечания С. Д. Сказкина. М., 1964. pq.
Виньи А.де. Чаттертон. Предисловие ЛЛевбарг. Л.-М., 1957.
Виньи А.де. Неволя и величие солдата. Предисловие.Б. Г. Реизова, биографический очерк и примечания А. А. Энгельке. Л., 1968. две литературно-критические статьи писателя*^. Поэзия же его остается у нас «закрытой книгой»: из переводов на русский язык поэм цикла «Судьбы» в советское время публикуются, по существу,.
ОО ОО ОД лишь три: «Смерть волка», «Ванда» и «Чистый дух». Кроме того, в хрестоматиях приводятся фрагменты из поэм «Дом пастуха», ос переведенные В. Брюсовым, и «Ванда» в разных переводах: Е. Вол Виньи А.де. I) Размышления о правде в искусстве. -.В кн.: Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980, с.420−425. 2) Письмо лорду ш по поводу премьеры, состоявшейся. 24 октября 1829 года, и о драматической системе. — Там же, с.425−430. ор
Первый русский перевод поэмы «Смерть волка» выполнен в 1864 г. В. Курочкиным /Современник, 1864, т.101, с.407−410/- он же воспроизведен в кн.: Французские стихи в переводе русских поэтов. 2-е изд. М., 1973, с.363−367. Кроме того, имеются еще четыре перевода этой поэмы: А. Федорова /Современный мир, 1908, $ II, с.19−20/- Н. Ларка /Русская мысль, 1886, октябрь, с.169—171/, В. Левика /Хрестоматия по зарубежной литературе XIX века, ч.1. Составитель А.Аникст. М., 1955, с.391т-393- этот же перевод вошел в кн.: Поэзия Европы. В 3-х т. М., 1977;1979, т.1, с.623−627/- новейший перевод «Смерти волка» принадлежит Ю.Корнееву. — В сб.: Западноевропейская лирика. Л., 1974, с. 382−385. оо.
Впервые на русский языка «Ванда» была переведена Е. Волчанец-кой в 1913 г. /Голос минувшего, 1913, $ 12, с.217−221/- совсем недавно сделан прозаический перевод поэмы В. Б. Бикуличем и А. Д. Никольским. См.: Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1977. М., 1977, с.143−146.
ОД.
Брюсов В. Полн.собр.соч. и переводов. Спб., 1913. Т.21: Французские лирики XIX в., с.24−26. В переводе В. Брюсова поэма называется «Чистый разум» .
Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Хрестоматия под ред. Я. Н. Засурского. М., 1976, с.327−328. ос on чанецкой и М.Талова. Предметом специального исследования в.
ПО нашем литературоведении стал пока только роман «Сен-Map». Из предисловий к изданиям произведений Виньи наиболее серьезный, исследовательский характер имеет статья Б. Г. Реизова о повестях «Неволя и величие солдата» .
Прозаические произведения Виньи в некоторой степени изучены у нас, даже стилистические проблемы его прозы попали в круг ин.
DQ тересов советских исследователей. Можно назвать и две статьи о драматургии Виньи^. На долю же поэзии до последнего времени оставались лишь рассуждения общего характера или беглые упоминания в обзорных статьях^. Однако и на этом фронте положено начало плодотворным переменам. В учебнике «История зарубежной лите.
36 Там же, с.328−329. оп f Хрестоматия по зарубежной литературе XIX века, ч.1. М., 1955, с.393−395. Более полные сведения о переводах на русский язык поэм Виньи приводятся в Приложении П. оо.
Реизов Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма, с.155−260.
OQ.
См. серию статей Г. Ф. Меньшикова в Трудах Самаркандского университета за 1972;1978 гг. Свып.200, 222, 254, 371), а также автореферат канд. дисс.: Художественные особенности прозы А. де Виньи. М., 1972.
40 Гунст Е. Драматургия А. де Виньи. — Учен.зап.Моск.пед.ин-та им. В. П. Потемкина, 1947, т.6, вып.1, с.89−112- Левбарг Л.. «Чаттертон» .А, де Виньи. — В кн.: Виньи А.де. Чаттертон. Л., М., 1957, с.56−61.
41 -г,.
В качестве исключения можно назвать лишь одну работу: Скир Н. А. Стиль поэмы А. де Виньи «Дом пастуха». — В сб.: Материалы республиканской. конференции Минского гос.пед.ин-та ин.яз., 1969, с.180−192. ратуры XIX в." ч.1 /Изд.МГУ, 1979/ в главе о Виньи подробнее и основательнее, чем это делалось до сих пор в изданиях такого рода, анализируется поэзия Виньи, Автор статьи Н. П. Козлова внимательно прослеживает движение мысли и эволюцию метода Виньи едва ли не в каждой из его поэм, составивших первые его сборники «Стихотворения» и «Стихотворения на античные и современные сюжеты», что дает возможность отвести завесу бытовавших ранее ложных суждений, познакомиться с поэтом заново, непосредственно на основании созданных им произведений. Убедительная статья Н. П. Козловой не дает никакого повода считать Виньи «реакционным» писателем и абсолютно не подтверждает классификацию Виньи как «реакционного» романтика, к которой возвращается, хотя и с оговорками, автор вводной главы учебника А. С. Дмитриев, заново отстаивающий теорию двух течений в романтизме. К сожалению, позднему творчеству Виньи в статье Н. П. Козловой уделяется значительно меньшее и явно недостаточное внимание. Поэзия все еще остается наименее изученной в советском литературоведении частью творче-42 ства Виньи .
Стихи Виньи составляют две книги: «Стихотворения на античные до и современные сюжеты» (1826), с которых началась его известность, и «Судьбы» (1864) — сборник философских поэм, завершающий путь поэта. «Судьбы» — это плод едва ли не трех десятилетий ин.
Две статьи Г. Ф. Меньшикова о поэмах «Смерть волка» и «Ванда» /Труды Самаркандского университета, 1973, вып.238,. с.297−304- 1977, вып.320, с.113−128/ явно недостаточны и во многих своих положениях спорны.
Первая публикация Виньи — «Стихотворения» (1822) была анонимной. -AignyA.de/. Poeraes. Paris. Pelissier, 1822. СТИХИ этого сборника вошли позднее в книгу «Стихотворения на античные и современные сюжеты». теллектуальных и эстетических поисков поэта, итоговое произведение всей творческой жизни Виньи. Без его изучения невозможны достоверные выводы и оценка творчества писателя в целом. Тем не менее, выводы эти делались и иногда довольно категоричные, что не мешало им быть ошибочными именно потому, что в них не учитывался последний этап эволюции писателя. Так, С. Д. Сказкин на основе своей — во многом спорной — трактовки романа «Сен-Map» говорит о творчестве Виньи в целом как о «меланхолической лирике», взращенной на почве «философского пессимизма», а самого Виньи он называет «скорбным мыслителем и поэтом», упорствующим в «презрении к настоящему и страстном желании уйти в эстетически преобра-и44 женное прошлое*.
Изучение всех этапов творчества Виньи, в том числе его поздней поэзии, необходимо для того, чтобы внести коррективы в оценку творчества писателя и более точно определить его место во французской литературе. Проникнуть в существо мысли поэта, проследить связь его идейно-художественной концепции с проблемами его времени, выявить гуманистический смысл произведений Виньиэта цель ставится в диссертации как первоочередная ввиду неиссле-дованности этих вопросов в советском литературоведении и наличия не до конца преодоленных предвзятых оценок Виньи как «реакционного» или, в крайнем случае, «консервативного» романтика, чуждого тревогам своего времени обитателя «башни из слоновой кости» .
Не менее важной представляется и задача изучения позднего творчества Виньи с точки зрения истории и общих принципов философской поэзии, эволюции жанра философско-символической поэмы и особенностей индивидуального метода Виньи.
44 Сказкин С. Д. Предисловие.В кн.: Виньи А.де. Сен-Map, с. 10.
Проблема эволюцш поэтических жанров относится к числу наименее изученных в советском литературоведении. В последнее время этот вопрос, который является одной из важных теоретических задач современного литературоведения, начинает привлекать внимание исследователей^. И. Г. Неупокоева в книге «Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века» с полным основанием говорит об «устойчивой последовательности в развитии поэтических жанров» (с.ЗО), которой определяется, когда тот или иной жанр «выходит на авансцену» литературного развития. Однако, сосредоточившись на типологическом изучении лиро-эпической, философско-символической и сатирической поэм, И. Г. Неупокоева не затрагивает проблему преемственных связей между ними. Согласно предлагаемой I ею периодизации, жанровые рановидности революционно-романтической поэмы (или «типы» поэм — лиро-эпическая, философско-символическая, сатирическая) возникают одновременно и эволюционируют параллельно (с.8−13). Мевду тем есть достаточно оснований к рассмотрению лиро-эпической и философско-символической поэм как по См., например: Неупокоева И. Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX в. М., 1971; Пульхритудова Е. М. О жанровой дифференциации романтической поэмы 30-х годов XIX в. -В кн.: Европейский романтизм, с.253−278- большой интерес представляют научные статьи, исследующие на материале русской литературы историю отдельных поэтических жанров в эпоху романтизма: К. Н. Григорьяна — об элегии, В. Э. Вацуро — об идилни, Р. В. Иезуитовой — о балладе, см. в кн.: Русский романтизм, Л., 1978. Отдельные вопросы поэмы как жанра становятся объектом внимания в исследованиях творчества конкретных писателей XIX в. /Поляков М. Я. История и жанр романтической поэмы («Полтава» Пушкина и «Конрад Валленрод» Мицкевича). — В кн.: Поляков М. Я. В мире идей и образов. М., 1983, с.342−356/, а также в некоторых изданиях, посвященных советской поэме. /Коваленко С. А. Поэма как жанр литературы. М., 1982/. следовательных этапов развития жанра поэмы в первой половине XIX в., и в ряде работ последнего десятилетия, посвященных истории русской поэзии, философская поэма рассматривается именно как завершающий этап жанровой эволюции романтической поэмы и в руслс ской, и в европейской литературе. Изучение творчества Виньи в аспекте жанровой эволюции романтической поэмы дает дополнительные аргументы, которые могут способствовать решению данной проблемы.
Вплоть до последнего времени во Франции невысоко оценивали стилистические достижения Виньи. Это мнение основывалось исключительно на традиции, а не на серьезном изучении его творчества в этом аспекте. Традиция же сложилась еще в конце XIX в. и сводилась к представлению о Виньи как о поэте, который сочинает немного и медленно потому, что недостаточно владеет техникой. Мало кто уловил суть его индивидуального метода, отличающего его от других романтиков: стремление не к спонтанному излиянию чувств и настроений, а к выражению отточенной мысли, возможному лишь при условии, если найдена адекватная форма воплощения этой мысли. В работах даже лучших знатоков Виньи до последнего времени встречались лишь случайные наблюдения над творческим методом и стилем поэта. Отдельные попытки изучения поэтического метода Виньи в.
47 первой половине XX в. еще не создали сколько-нибудь устойчивой дс.
Манн Ю. Поэтика русского романтизма. М., 1976, с.95- Пульхри-тудова Е.М. О жанровой дифференциации романтической позмы 30-х гг. XIX в., с.272−277- еще раньше эта точка зрения Е. М. Пульхритудовой нашла выражение в ее статье «Поэзия» в Краткой литературной энциклопедии (т.5, М., 1968, с.933−935). Zyromski.E. La methode poetique d’A.de Vigny. Paris, 1924 $. Oldham R. Les symboles dans la pensee et l’art d’A.de Vigny. These. Paris, 1950. традиции. Однако в последние два десятилетия во Франции появились исследования^, результаты которых убедительно опровергают мнение тех, кто считает, что метод Виньи лишен оригинальности и ориентирован исключительно на классические и псевдоклассические нормы. Так, Ж.Ф.Сен-Жеран в книге «Судьбы стиля. Исследование философских поэм Виньи» стремится доказать, что утверждение философской поэзии в творчестве Виньи было новаторством не только в области содержания, но и в области стиля, формы: Виньи не придерживался стереотипов романтической эстетики, которыми увенчалась формальная реформа поэтического словоупотребления, тропов, версификации. Всецело подчинив свою поэзию задаче выражения мысли, Виньи выбирает языковые и образные средства независимо от того, являются ли они классическими или романтическими. К сожалению, Сен-Жеран ограничивается исследованием формы: «. проблема литературного жанра. — это прежде всего проблема техники письма», — утверждает он, объясняя при этом технику письма только «лингвистическим сознанием» поэта. Понятие «лингвистическое сознание» у Сен-Жерана — это своеобразный ключ к разгадке не только индивидуального стиля поэта, но и романтизма в целом, так как единственное, что, по его убеждению, объединяет романтиков, и есть «лингвистическое сознание», то есть интерес и определенный подход к лингвистическому аспекту творческого процесса, к выбору определенных языковых средств. Объект внимания Сен-Жерана — это «оригинальная поэтическая структура», которую он в процессе.
48: ~~ 1 ~ Germain У. Ь! imagination df A. de Vigny. .Paris, 1961. Saint.
Gerand J.-Ph. bes Destinies d’un style. Essai sur les poemes pJiilosophiques de Vigny. Paris, 1979.
49 — • - • • • -S^int-Gerand J.-Ph., op.cit., p.82.
50 ' ' Ibid., p.232. исследования разлагает на составные элементы: фонические, ритмические, морфосинтаксические, семантические, метрические. Все эти элементы описываются и классифицируются Сен-Жераном безотносительно конкретного содержания поэм Виньи и философско-эстетичес-ких принципов романтизма, а индивидуальный стиль поэта соотносится только с современной ему нормой, в основе которой лежит классическая традиция, несколько видоизмененная романтической реформой.
Изучение поэтического метода Виньи на уровне приемов может привести лишь к выводу об эклектичности его стиля и даже об отсутствии в нем индивидуальности и новаторства. Подлинные достижения Виньи и оригинальность его поэтики во всей их глубине невозможно выявить, игнорируя сам способ мышления, характерный для Виньи и приведший его к символу как средству выражения философ-ско-поэтической мысли. В связи с этим для изучения поэтики Виньи представляется наиболее важной разработка вопросов о специфике философской поэмы Виньи по сравнению с просветительской философ-ско-дидактической поэмой, о синтезе лирического и эпического начал в поэме Виньи, о традициях «изобразительного стиля», о символе у Виньи и о романтическом символизме вообще. В настоящей работе рассматриваются именно эти вопросы, а частные стилистические приемы анализируются в контексте идейной проблематики поэм Виньи, в связи с конкретными мыслями, выражению которых они служат.
— 373 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Детальное конкретно-историческое прочтение поэм цикла «Судьбы» в их единстве обнаруживает, что позднее творчество Виньи, до сих пор остававшееся неизученным в советском литературоведении, представляет не меньшую ценность, чем его произведения 20-х — начала 30-х годов, на которых концентрировалось внимание исследователей. Учитывая общее направление эволюции Виньи и ее итоги, мы можем более аргументированно и более справедливо, чем это делалось вплоть до последнего времени, оценить творчество писателя в целом и определить его место в истории литературы. Кроме того, изучение позднего творчества Виньи в связи с проблемами романтической поэмы приводит и к ряду выводов методологического и теоретического характера.
I. Исторически достоверная оценка идейно-творческой эволюции писателя, особенно последнего этапа этой эволюции, дает новые весомые доводы, опровергающие точку зрения о Виньи как о «реакционном» романтике. Мировосприятие Виньи обусловлено далеко не одними традициями феодально-католической среды, из которой он вышелобщественно-политические взгляды Виньи развиваются в русле буржуазного либерализмаортодоксальная вера уже в первые годы творчества начинает подтачиваться скептицизмом, который впоследствии усиливается. Мировоззрение Виньи отмечено известной ограниченностью (представление о демократии как о демократии исключительно буржуазной, неверие в возможность более совершенного общественного устройства, чем буржуазная республика, неприятие атеистического миропонимания). Однако, если учитывать направление и итоги идейно-творческого пути писателя, а также общее состояние социальной, политической, религиозной, этической, философской мысли в середине XIX в., то мы, вправе рассматривать многое из того, к чему пришел Виньи, как свидетельство его движения к прогрессивным идеям его времени. Неприятие буржуазного мира, утверждение гуманистической нерелигиозной морали, признание больших возможностей человека в овладении силами природы, в созидательном труде, творчестве и самосовершенствовании, вера в то, что «человек выше бога» , — всем этим определяется гуманистический пафос миропонимания Виньи, несовместимый с представлением о нем как о «реакционном» романтике. Факты творческой биографии Виньи, изученные в данной работе, дают основание заключить, что отнесение Виньи к группе, которую принято называть «реакционными романтиками», было ошибкой. Подобная оценка Виньи должна быть окончательно отвергнута как искажающая подлинный смысл идейной и творческой позиции писателя.
2. Причиной ошибочной оценки творческого наследия Виньи послужило не только недостаточное знание произведений самого писателя, но и схематическое представление о романтизме как о некоей условной комбинации двух полярных начал: «революционного» или «прогрессивного», с одной стороны, и «реакционного» или «консервативного», с другой.
Вопрос о том, был ли «реакционный» романтизм историко-литературной реальностью или только умозрительным созданием критиков и литературоведов, выходит за рамки творчества Виньи. Ответить на него с полной определенностью можно только с учетом результатов строгого анализа, восстанавливающего подлинный творческий облик писателей, по традиции относимых к «реакционным» романтикам, из-под напластований предвзятых мнений, искажающих этот облик и предопределяющих ошибочные оценки. Даже если такой анализ и подтвердил бы, что некоторые писатели-романтики эволюционировали в сторону реакционных политических взглядов или придерживались их на протяжении всего творчества, это не могло бы стать доказатель.
II о If ством того, что исторически оправданы и понятие «реакционный» романтизм, и сама двучленная схема романтизма. Ограниченностью политической мысли не исчерпывается мировоззрение писателя в целом и не уничтожается полностью ценность его творчества. Так, монархические взгляды не помешали Бальзаку быть великим реалистом, а понятие «реакционный реалист», к счастью, совсем отсутствует в литературоведении. Понятие же «реакционный романтик» породило и другое, более широкое: «реакционный романтизм». Несмотря на живучесть, оба термина исторически неправомерны и потому ошибочны. Они противоречат принципу историзма в объяснении литературного процесса: романтизм как литературное направление является этапом прогрессивного развития искусства, какими бы ни были индивидуальные заблуждения отдельных романтиков. Поэтому представляется целесообразным, сохраняя уточнения относительно политических взглядов каждого писателя, отказаться от понятия «реакционный романтик» — без этого понятия распадается и сама двучленная схема романтизма.
3. Судьба Виньи в нашем литературоведении обнаруживает методологическую ошибочность оценки писателя по одним только исходным позициям его жизненного и идейно-творческого пути — социальному происхождению, семейным традициям и воспитанию, по первым литературным ориентациям. Самостоятельный путь художника, его поиски и находки на этом пути, преодоление им заблуждений или ошибок, степень его приобщения к передовым умонастроениям эпохи — все эти обстоятельства имеют первостепенную важность, когда определяется творческое лицо художника и историческая значимость его произведений.
4. Конкретно-исторический анализ проблематики философских поэм Виньи доказывает несостоятельность мифа о нем как о поэте, замкнувшемся в «башне из слоновой кости». Это важно не только для правильного истолкования общественной позиции и произведений Виньи, для оценки его творчества, но и для уточнения некоторых моментов, касающихся определения философской поэзии вообще. Обращение Виньи к «поэзии идей» ни в коей мере не было выражением его «неполемического» отношения к миру и абсолютизацией «незаинтересованной» мысли, исключающей действие в любой форме. Философская поэзия не только не уводит его от полемики с окружающим миром буржуа, с гос.
О '-> U подствующими в нем утилитарнои моралью, корыстной политикои, несправедливым социальным порядком, но, напротив, обостряет эту полемику, делает ее более глубокой и последовательной и тем более основательной. Пример Виньи опровергает концепцию философской поэзии как искусства, будто бы полностью переключающегося на «вечные» вопросы и абстрагирующегося от конкретных проблем текущей действительности.
5. Анализ поэтических произведений Виньи дает основания не только для характеристики его индивидуального метода, но и для выводов относительно жанрообразующих признаков философско-симво-лической поэмы как новой разновидности в системе жанров романтической литературы. Универсальность тематики, осмысление изображаемого в соотнесении с наиболее общими законами бытия, образное выражение философских идей — черты, присущие философской поэзии вообще. Сохраняя их, романтическая философско-символическая поэма обладает и рядом других признаков, которые характеризуют ее как разновидность жанра романтической поэмы. Среди этих признаков — синтез эпического и лирического начал, воплощение характерного для XIX в. союза поэзии и философии в «герое мысли», символическая образность как средство выражения философско-поэтичес-кой мысли.
6. Выявление отличительных признаков романтической философско-символической поэмы помогает не только классифицировать ее как новую жанровую разновидность, возникшую на почве эстетики романтизма, но и проследить еще одну, до сих пор не привлекавшую внимание литературоведов линию преемственности эпох Просвещения и романтизма: движение от философско-дидактической поэмы к поэме фи-ло софско-символиче ской.
7. Продолжая развивать традиции французской поэзии, философская поэма Виньи впитывает в себя и общеевропейский литературный опыт. Его философско-символичеекая поэма становится одним из частных проявлений более широкого процесса эволюции романтической поэмы в европейских литературах. Виньи считал себя последователем Байрона, и анализ его поэтического метода в сопоставлении с лиро-эпической поэмой Байрона показывает, что философско-символическую поэму можно рассматривать как новый этап эволюции романтической поэмы. Становление такой поэмы — это многогранный процесс, который включает в себя новые по сравнению с классицистической традицией функции эпического, лирического и драматического начал, а также разнообразные варианты взаимодействия между ними. У Виньи на первый план выдвигаются эпос и лирика в их органическом синтезе.
8. Виньи отличается от других французских романтиков склонностью к философскому размышлению больше, чем к излиянию чувств и непосредственных впечатлений. Его оригинальный вклад в литературу — это прежде всего развитие «поэзии идей». Однако противопоставление Виньи таким романтикам, как, например, Ламартин, Мюссе, Барбье и другие, не означает, что философская поэзия Виньи — явление, сложившееся вне романтизма или вопреки ему. И литературно-эстетические взгляды писателя, и его поэш — это своего рода «производные» романтического. миропонимания, в котором осмыслению бытия в его главных закономерностях отводится немалое место. Соединение образно-поэтического мышления с философским, обусловленное романтическими представлениями о союзе поэзии с философией, в полной мере реализуется в творчестве Виньи. Таким образом, новаторство Виньи вырастает на романтической почве и проявляется в самом способе философско-поэтического мышления.
9. В творческом методе Виньи отчетливо проявляется диалектика содержания и формы, мысли — и стилистического приема, помогающего ее выражению, идеи — и имени собственного, которое символически ее воплощает. Форма — стиль, словоупотребление, версификация — не составляет для него самостоятельной проблемы, это нечто абсолютно подчиненное задаче выражения мысли. Понятие «кристаллизация идеи», введенное Виньи, — это постижение идеи, в процессе которого отыскивается и образ, многогранный, как кристалл, концентрирующий в себе разнообразные проявления этой идеи в материальном мире. «Кристаллизация идеи» — это и процесс рождения символа. В творчестве Виньи романтический символ получает законченное оформление во всех своих важнейших характерных чертах.
10. Изучение творческой истории книги «Судьбы», проблематики составивших ее поэм, а также вопросов, связанных с историей романтической философской поэзии и формированием жанра философско-символической поэмы, позволяет заключить, что творчество Виньи является значительным вкладом в развитие французской романтической поэзии середины XIX в. Поэтический цикл «Судьбы» — это свидетельство того, что поздний период творчества Виньи отмечен не «угасанием», не уходом от проблем общественного и литературного развития, а, напротив, представляет собой новый важный этап литературной деятельности писателя, а также истории французского романтизма в целом. Поздняя поэзия Виньи — это одно из доказательств длительной истории романтизма, не ограничивающейся хронологическими рамками первой трети XIX в., когда этому направлению принадлежала ведущая роль в литературном развитии. И во второй трети XIX в. в поэзии Виньи, так же как и в произведениях других романтиков (Гюго, Ламартина), происходят плодотворные процессы, которые, развиваясь на базе романтической эстетики, в то же время отвечают новым, актуальным для середины века потребностям общественной жизни и литературы.
II. Произведения Виньи 20-х гг. поставили его в ряды лидеров литературного развития, романтической эпохи, и это восприятие Виньи его современниками и литературоведами последующих времен никогда не подвергалось сомнению. Позднее творчество писателя стало объектов изучения, по существу, только во второй половине XX в. Анализ поэтического сборника «Судьбы» делает необходимой переоценку наших представлений о значимости Виньи как поэта в истории западноевропейской литературы XIX в. и о диапазоне звучания его творчества, выходящего за пределы Франции и эпохи романтизма. Каждая из его поэм — свидетельство внимания автора к текущим событиям, к политическим, социальным и нравственным проблемам и выражение определенной позиции, в которой проявляется неприятие господствующих в обществе буржуазных идеалов. В поле внимания поэтаи Франция с ее национальными задачами, и другие страны и континенты (Россия, Америка) — его тревожат вопросы, от которых зависит судьба всей земли: пути цивилизации, мирное сотрудничество наций, возможности совершенствования человеческой личности и общества в целом, идея единого человечества и поиски нравственности на нерелигиозной основе. Многие из волновавших поэта проблем сохраняют свое значение и в сегодняшнем мире, и этим оправдан все возрастающий в XX в. интерес к творчеству Виньи.
Список литературы
- Произведения основоположников марксизма-ленинизма
- Маркс К. Ламартин и коммунизм. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т.4 с.379−380.
- К.Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. 2 т. М., 1976. Романтизм: т.1, с.383−447.
- Энгельс Ф. Правительство и оппозиция во Франции. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т.4, с.27−29.
- Энгельс Ф. Закат и близость падения Гизо. Позиция французской буржуазии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т.4, с.186−192.
- Энгельс Ф. Манифест г-на Ламартина. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т.4, с.246−248.
- Энгельс Ф. Движение за реформу во Франции. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т.4, с.357−364.
- Энгельс Ф. Революция в Париже. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т.4, с.498−501.
- Энгельс Ф. Демократический панславизм. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т.6, с.289−306.
- Ленин В.И. Характеристика экономического романтизма (гл.П. Характер критики капитализма у романтиков) Полн.собр.соч., т.2, с.202−262.
- Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся. Полн.собр. соч.,.т.2, с.505−550.
- Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм: гл.1У, разд.6 «Теория символов» (или иероглифов) и критика Гельмгольца.
- Полн.собр.соч., т.18, с.244−251.
- Ленин В.И. Старое и новое. Полн.собр.соч., т.21, с.56−60.
- Ленин В.И. Из «Тетрадок по философии»: Наполеон. «Мысли».-Полн.собр.соч., т.29, с. 357.
- Афасижев М.Н. Эстетика Канта. М., 1975.
- Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.
- Асмус В.Ф. Платон. М., 1975.
- Балашова Т.В. Французская поэзия XX в. М., 1982.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Быховский Б. Шопенгауэр. М., 1975.
- Ванслов В. Эстетика романтизма. М., 1966.
- Великовский С.И. Поэты французских революций. 1789−1848. М., 1963.
- Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. Л., 1940.
- Винокуров Е. Поэзия и мысль. М., 1966. >
- Гачев Г. Д. Содержательность художественной формы. Эпос. Лирика. Драма. М., 1968.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика в 4 тт. М., 1968−1973.
- Гинзбург Г. О лирике. М., 1974.
- Григорьян К.Н. Лермонтов и романтизм. Л., 1964.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
- Гюйо М. Происхождение идеи времени. Спб. 1899.
- Дмитриев А.С. Проблемы иенского романтизма. М., 1975.
- Дьяконова Н.Я. Английский романтизм: проблемы эстетики. М., 1978.
- Дьяконова Н.Я. Байрон в годы изгнания. Л., 1974.
- Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. Л., 1975.
- Дьяконова Н.Я. Ките и его современники. М., 1973.
- Дьяконова Н.Я. Лондонские романтики и проблемы английского романтизма. Л., 1970.
- Дубашинский И.А. Поэма Дж.Г.Байрона «Паломничество Чайльд-Га-рольда». Рига, 1975.
- Европейский романтизм. Под ред. И. Г. Неупокоевой и И.Шеттера. М., 1973.
- История Франции в 3 т. Т.2, М., 1973.
- Кант И. Критика способности суждения. Соч. в 6 т. Т.5, М., 1966.
- Кожина Е. Романтическая битва. Очерки о французской живописи 1820-х годов. Л., 1969.
- Лазарев В. Шеллинг. М., 1976.
- Ланда С.С. Дух революционных преобразований: Из истории формирования идеологии и политической организации декабристов I8I6-I825. М., 1975.
- Лекции по истории эстетики, кн.2. Под ред. М. С. Кагана. Л., 1974.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.
- Маймин Е.А. Русская философская поэзия. М., 1976.
- Манн Ю. Поэтика русского романтизма. М., 1976.
- Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. v
- Неупокоева И.Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX в. М., 1971.
- Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. М., 1947.
- Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М., 1973.
- Овсянников М. Гегель. М., 1971.
- Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики. М., 1983.
- Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л., 1958.
- Реизов Б.Г. Стендаль. Философия истории. Политика. Эстетика. Л., 1974.
- Реизов Б.Г. Французская романтическая историография. Л., 1956.
- Соколов А.Н. Очерки по истории русской поэмы ХУШ и первой половины XIX в. М., 1955.
- Соколов Б.Б. Спиноза. М., 1977.
- Спиноза Б. Этика. Избр.произв. в 2 тт. М., 1957. T.I.
- Стрельцова Г. Паскаль. М., 1979.
- Франк Ф. Философия науки. М., I960.
- Художественное и научное творчество. Под ред. Б. С. Мейлаха. Л., 1972.
- Чичерин А.В. Идеи и стиль. О природе поэтического слова. М., 1968.
- Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. М., 1936.
- Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 1966.
- Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. М., 1979.1. На других языках:
- Ali Drissa М. Vigny et le symbole # Tunis, 1979*
- Allem M. A#de Vigny. Paris, 1938.
- Ancelot J. Six mois en Russie. Paris, 1827″
- Ancelot M.L. Un salon de Paris. 1824 a 1864. Paris, 1866.
- Baldensperger P. A"de Vighy. Paris, 192 996. Baldensperger P. A"de Vigny. Contribution a sa biographieintellectuelle. Paris, 1912.
- Baldensperger P. A. de Vigny. Uouvelle contribution a sabiographie intellectuelle. Paris, 1933*
- Ballanche P.-S. Essai de Palingenesie sociale. 2 vol" Paris, 102 999. Ballanche Р.-S" Orphee. Paris, 1833•
- Barat E. Xe style poetique et la revolution romantique. Paris, 1904.101. jirissot de Warville J.P. De la verite. Paris, 1782.
- Brunetifcre P. Evolution de la poesie lyrique en Prance au dix-neuvieme siecle. 2 vol. Paris, 1894″
- Castex P.-G. Vigny, l’homme et l’oeuvre. Paris, 1952.
- Champfleury J. Les vignettes romantiques. Histoire de la litterature et de 1'art. 1825−1840. Paris, I883″
- Charlier G. Le sentiment de la nature chez les romantiques frangais (1762−1830). In: MtSmoires de l’Academie Royale de Belgique, 2 serie, t.9. Bruxelles, 1912.
- Charpentier J. L’evolution de la poesie lyrique de Joseph Delorme a Paul Claudel. Paris, 1931.
- Chevalier M. Lettres sur lfAmerique du Uord. 2 vol. Bruxelles, 1837*
- Citoleux M. A. de Yigny. Persistences classiques et affinit
- Citoleux M. La poesie philosophique au XIX siecle. A. de La-martine. Paris, 1906.
- Citoleux M. La poesie philosophique au XIX siecle. M-me Ackermann. Paris, 1906.
- XXX. Clancier G.E. Panorama de la poesie frangaise. 2 vol. Paris, 1970.
- Claretie L. Histoire de la litterature frangaise, t"3. Paris, 1907.
- Gollin de Plancy J.A.S. Dictionnaire infernal. 2 vol. Paris, 1818.
- Cousin Y. Du vrai, du Beau et du Bien. Paris, 1855*115. custine. La Russie en 1839. 4 vol. Paris, 1843″
- Deschamps E. Etudes frangaises et ёtrangёres. Paris, 1828.
- Dorison L. A. de Yigny et la poesie politique. Paris, 1894.
- Dorison L. A. de Vignyу poete philosophe. Paris, 1893*
- Doumic R. Hommes et idees du XIX siecle. Paris, I903″
- Dupuy E. A. de Vigny. Ses amities et son role litteraire. 2 vol. Paris, I9IO-I9I2.
- Eigeldinger M. A. de Yigny. Paris, 1965″
- Esteve C.L. Etudes philosophiques sur 1'expression litteraire. Paris, 1939j23. Esteve E. A. de Vigny. Sa pensee et son art. Paris, 1923.
- Esteve E. Byron et le romantisme frangais, essai sur la fortune et 1'influence de l’oeuvre de Byron en Prance, de 18X2 a 1850. Paris, 1907.
- X25. Europe. Wumero sp? cial sur A. de Vigny. 1978, mai.
- Evans D.O. Le socialisme romantique. Pierre Leroux et ses CQntemporains. Paris, 1948.
- Paguet E" Dix-neuvieme siecle. Etudes, litteraires. Paris, 1887
- Flottes P. A. de Vigny. Paris, 1925.
- Plottes P. La pensee politique et social d’A.de Vigny. Paris, 1927.
- Pontenelle B. Traite sur la poesie en general. Paris, 1751″
- Port P. et Mandin L- Histoire de la poesie frangaise depuis 1850. Paris, 1926.
- Fortier A. Sept grands auteurs du XIX siecle: Lamartine,
- V.Hugo, A. de Vigny. A. de Musset, T. Gautier, P. Merimee, p.Coppe. Boston, 1896.
- Germain P. L’imagination d’A.de Vigny. Paris, 1961.
- Gillot H. Figures romantiques. Du romantisme au realisme.1. Paris, 1933*
- Grant Elliott M. French poetry and moderne industry.1. Cambridge, 1927″
- Guillemin H. M. de Vigny, homme d’ordre et poete. Paris, 1.955.
- Johnson M.-E. Michelet et le christianisme. Paris, 1951″
- Jouffroy Th. Cours d' esthetique. Paris, 1843.
- Joussain A. Romantisme et politique. Bordeau, 1924"140. bafitau J.F. Moeurs des sauvages americains comparees aux moeurs des premiers temps. 2 vol. Paris, 1724″
- Lanson G. Histoire de la litterature frangaise. Paris, 1912.
- Lauvriere E. A. de Vigny. Sa vie et son oeuvre. Paris, 1946.
- Lemercier N. Cours de litterature general. 4 vol. Paris, 1817″
- Littre E. Auguste Comte et la philosophie positive. Paris, 1863*
- Litterature frangaise. Collection dirigee par C.Pichois.16 vol., Paris, I968-I979* T. I2: Le Romantisme I. Par M.Milner.
- Paris, 1973″ T. I3: Le Romantisme II. Par C.Pichois.Paris, 1979.
- Lomenie L.de. Galerie des contemporains illustres par un hpmme de rien, t.2. Paris, I844″
- Mfcrmontel J.-P. Poetique frangaise. 3 vol. Paris, 1767″
- Martinon Ph. Les strophes, etude historique et critique sur lps formes de la poesie lyrique en Prance depuis la Renaissance. Paris, I9II.
- Monod G. La vie et la pensee de J.Michelet. Paris, 1923.
- Moreau P. Les Destinees d’A.de Vigny. Paris, 1946.
- Moreau P. A. de Vigny. Servitude et grandeur militaires. Les cours de la Sorbonne. Paris, 1949.
- Moreau P. Le romantisme. Paris, 1957″
- Olivier J. Paris en 1830. Journal. Paris, I95I
- Paleoloque M. A. de Vigny. Paris, 1891.
- Pich E. Leconte de Lisle et sa creation poetique. Lille, 1974.
- Poetes frangais. XIX-XX siecles. Anthologie par Samari Velikovsky. Moscou, 1982.
- Potez H. L’elegie en Prance avant le romantisme. De Parny a Lamartine (1778−1820). Paris, 1898.
- Poulet G. Etudes sur le temps humain. Edingbourg, 1948.
- Proudhon P.J. Qu’est-ce que la propriete? Paris, 1849″
- Refoule R. La philosophie d’A.de Vigny. Orleans, I9I4
- Revue d’histoire litteraire de la Prance, avril-juin 1964: fascicule consacre a Vigny pour le centenaire de ses Destinees.
- Richard J.-P. Etudes sur le romantisme. Paris, 1973″
- Roche M. A. de Vigny et 1'esoterisme. Blois, 1948.
- Sabatier R. Histoire de la poesie frangaise, 6 vol, Paris, 1975−1976. T.5, Paris, 1976.
- Saint-Gerand J.-Ph. Les destinees d’un style: essai sur les ppemes philosophiques de Vigny. Paris, 1979*
- Seche L. A. de Vigny. Sa vie litteraire, politique, religieuse e, t amoureuse. 2 vol. Paris, 1913*
- Simon J. Premieres annees. Paris, 1901.
- Sungolowsky J. A. de Vigny et le XVIII siecle. Paris, 1968.
- Tanner J. Memoires de John Tanner ou trente ans dans les deserts de l’Amerique du Nord. Paris, 1835″
- Tocqueville A.de. De la democratie en Amerique. 4 vol. Paris, 1835−1840.
- Tourgenieff К". La Russie et les Russes. Paris, 1847*
- Viallaneix P. Vigny par lui-meme. Paris, 1964•
- Vico G. Principes de la philosophie de 1*histoire: La scienza nuova. Trad, par J.Michelet. Paris, 1827″
- Weber J.-P. Genese de l’oeuvre poetique. Paris, I960.
- Статьи и главы из книг На русском языке:
- Белинский В.Г. 0 русской повести и повестях г.Гоголя. Полн. собр.соч., т.1. М., 1953, с.259−307.
- Бикулич В.Б., Никольский А. Д. Письма А.де Виньи в вильнюсском собрании. В кн.: Памятники культуры. Новые открытия. 1977. М., 1977, C. I07-III.
- Брандес Г. Поэзия Виньи и восточные стихотворения Гюго. Собр. соч. в 20 тт. Спб, I906-I9I4. Т.9, с.282−293.
- Брюсов В. А.де Виньи. Критико-биографический очерк. Полн. собр.соч. и переводов, т.21. Спб, 1913, с.243−244.
- Вацуро В.Э. Русская идиллия в эпоху романтизма. В кн.: Русский романтизм. Под ред. К. Н. Григорьяна. Л., 1978, с.118−137.
- Воробьев В. Ленин и проблемы романтизма. Звезда, 1969, J5 5, с.182−192.
- Вюрмсер А. «Стелло». В кн.: Не посмотреть ли на известное по-новому? М., 1975, с.88−116.
- Григорьян К. Н, «Ультраромантический род поэзии».(Из истории русской элегии). В кн.: Русский романтизм. Под ред. К.Н.Гри-горьяна. Л., 1978, с.79−117.
- Елистратова А.А. Поэмы и лирика Кольриджа. Б кн.: Коль-ридж С. Т. Стихи. М., 1974, с.203−245.
- Иезуитова Р.В. Баллада в эпоху романтизма. В кн.: Русский романтизм. Под ред. К. Н. Григорьяна. Л., 1978, с.138−162.
- Клименко Е.И. Лирико-эпическая поэма Байрона (Основы жанра). -В сб.: Проблемы сравнтельной филологии. М.-Л., 1964, с.393−400.
- Кондорская В.И. М.Ю.Лермонтов и А. де Виньи. Уч. зап. Ярославского пед. ин-та и Костромского пед. ин-та. Вып. 20, 1970, с.71−89.
- Корнеев 10. Альфред де Виньи. В кн.: Писатели Франции. М., 1964, с.309−315.
- Кузьмин Б. Жанр лиро-эпической поэмы Байрона. В кн.: Кузьмин Б. 0 Голдсмите, о Байроне, о Блоке. М., 1977, с.37−71.
- Левбарг Л. Послесловие в кн.: Виньи А.де. Чаттертон. М.-Л., 1957, с.56−61.
- Лосев А.Ф. Символ и художественное творчество. Изв. АН СССР, ОЛЯ, т. ЗО, 197I, вып.1, с.3−14.
- Лосев А.Ф. Проблема вариативного функционирования поэтического языка. В кн.: Лосев А.Ф.гЗнак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М., 1982, с.408−452.
- Луначарский А.В. Молодая французская поэзия. Собр.соч. в 8 тт. Т.5, М., 1965, с.280−305.
- Меньшиков Г. Ф. О некоторых особенностях языка художественной прозы А.де Виньи. Труды Самаркандского гос. университета, вып.222, 1972, с.148−153.
- Меньшиков Г. Ф. Незавершенные прозаические произведения А.де Виньи. Труды Самаркандского гос. университета, вып.371, 1978, с.73−78.
- Меньшиков Г. Ф. Поэмы А.де Виньи «Ванда» и «Русские женщины» Некрасова. Труды Самаркандского гос. университета, вып.320, 1977, с. I13−128.
- Меньшиков Г. Ф. Проблема творческой личности в романе А.де Виньи «Стелло или Голубые бесы». Сборник аспирантских работ. Казань, 1971, с.68−79.
- Меньшиков Г. Ф. Проза А.де Виньи в оценках французской критики. Труды Самаркандского гос. университета, вып.254, 1974, с.249−260.
- Меньшиков Г. Ф. Роман А.де Виньи «Сен-Map» и некоторые особенности творческого метода писателя. Труды Самаркандского гос. университета, вып.200, 1972, с.245−261.
- Меньшиков Г. Ф. Стихотворение А.де Виньи «Смерть волка». -Труды Самаркандского гос. университета, вып.238, 1973, с.297--304.
- Николюкин А.Н. Жизнь и творчество Эдгара Аллана По. В кн.: По З. А. Полное собрание рассказов. М., 1970, с.693−728.
- Никольский А.Д. А.де Виньи об А.С.Пушкине. В кн.: Временник Пушкинской комиссии. Л., 1973, с.90−94.
- Плеханов Г. В. Искусство и общественная жизнь. В кн.: Плеханов Г. В. Эстетика и социология искусства. 2 т. М., 1978, T. I, с.113−380.
- Поляков М.Я. История и жанр романтической поэмы («Полтава» Пушкина и «Конрад Валленрод» Мицкевича). В кн.: Поляков М. Я. В мире идей и образов. М., 1983, с.342−356.
- Пульхритудова Е.М. «Демон» как филососрская позма. В кн.: Творчество М. Ю. Лермонтова. Отв.ред. У. Р. Фохт. М., 1964, с.76−105.
- Реизов Б.Г. Военные повести А.де Виньи. В кн.: Виньи А.де. Неволя и величие солдата. Л.,. 1968, с. 139−168.
- Реизов Б.Г. Утраченные иллюзии. В кн.: Реизов Б. Г. Бальзак. Л., I960, с.173−228.
- Сахаров В.И. Философский романтизм любомудров и «поэзия мысли». В кн.: История русского романтизма. М., 1979, т.2,с.43−65.
- Сказкин С.Д. Вступительная статья в кн.: Виньи А.де. Сен-Мар. М., 1964, с.5−21.
- Скир Н.А. Стиль поэмы А.де Виньи «Дом пастуха». В сб.:
- Материалы респ.конф. Минского гос.пед.ин-та ин.яз. Минск, 1969, с.180−192.
- Щемелева Л. 0 русской философской лирике XIX в. Вопросы философии, 1974, 5, с.90−100.1. На других языках:
- Baldensperger F. Les Etats-Unis d’Amerique dans la vie et les idees d’A.de Vigny. Revue de litterature comparee, 1923, oct.-dec., p. 616−635″
- Benichou P. Vigny et 1'architecture des «Destinees». Revued’histoire litteraire de la France, 1980, F I, p.41−64.
- Bowman F.-P. The poetic practices of Vigny’s Роётез Philo-sophiques. Modern Languages Review, 1965, ИЗ, p.359−368.
- Cahanes «Une tentative de conversion d’A.de Vigny. Mercure de France, 1900, t.36, p.704−715.
- Castex P.-G. L’Eva du Journal* Bulletin de 1'Association des amis de Vigny, IT 10, I980-I98I, p.6−15»
- Castex P.-G. Le mythe d’Eva dans les Destinees. Etude de genese. Information litteraire, 1980, H I, p.12−21,N2,p.58−67
- Pontenelle B.de. Sur la poesie en general. Oeuvres, t#8. Paris, 1752, p.279−323″
- Gaxotte P. Introduction. In: Vigny A.de. Oeuvres, t.I. Paris, 1947, p. I-XXZVI.
- Germain P* Les Destinees d’A.de Vigny commentees par P.-G"Castex. Information litteraire, 1965, IT I, p.33−34.
- Giraud j# Xes id6es morales et pedagogiques de Tocqueville.-Revue pedagogique, 1912, 15 septembre, p.201−214.
- Qiraud J. Malebranche ou Mabillon? Revue d’histoire litteraire de la Prance, 1926, p.630−631″
- Giraud J. A. de Vigny et Chateaubriand. Revue universitaire, 1909, 15 juillet, p.140−147″
- Giraud J. Toujours les sources de Vigny. Revue d’histoire litteraire, 1914, t.2I, p.1−40.
- Gregh P. Un roman inedit d’A.de Vigny. Revue de Paris, 1912, H 3″
- Haig S. Uotes on Vigny’s Composition. Modern language review, 1965, Л 3, Р"369−373″
- Hazard P. La pensee de Vico, son influence sur la pensee fran$aise. Revue de litterature comparee, 1931, t.2, p.127−142.
- Jarry A. Le manuscrit definitif de 1'Esprit Pur. Revue d’histoire litteraire de la Prance, 1980, F 4, p.574−589″
- Jeune S. Vigny, Dorval, «Vert-Vert» et la «Gironde"" — Revue d’histoire litteraire de la Prance, 1980, IT I, p.27−40.
- Lange M. Encore les sources d’A.de Vigny. Revue d’histoire l, itteraire de la Prance. 1912, t. I2, p.382−398.
- Le Hir, Y. Deux notes sur A. de Vigny. Revue d’histoire de la philosophie, 1946, p.292−300.
- Mator? G. A propos du vocabulaire des couleurs. Annales de 1'Universite de Paris, 1952, Ж 2.
- Mingue V. The tableau in „La Colere de Samson“. Modern language review, 1965, N 3, Р"374−378.
- Richard J.-P. Vertical et Horizontal dans 1' oeuvre poetiqued’A.de Vigny. Critique, 1970, IT 273, p.99−114*
- Saint-Gerand J.-Ph. Compte-rendudes „Lettres de Vigny“ publ. p, ar Bikoulitch et TTikolski. Revue d’histoire litteraire de la Prance, 1980, TT I, p.124−128.
- Eournier M. Alfred de Vigny. In: Manuel d"histoire litteraire de la Prance. Sous la direction de P. Abraham et R. Desne, t.4, (II). Paris, 1973, p.38−77*
- Zyromsky E. La methode poetique d’A.de Vigny. In: Melanges offerts a Ch.Andler. Strasbourg, 1924, p.431−443"4. Авторефераты
- Издания произведений А. де Виньи На французском языке:
- Oeuvres completes, б vol. Ed. Lemerre. Paris, s.a.
- Oeuvres completes, 8 vol. Notes et eclaircissements par
- P.Baldensperger. Paris, I9I4-I935*
- Oeuvres. 3 vol. Introduction par P.Gaxotte. Paris, 1947−1948.
- Oeuvres completes, 2 vol, presentees par P.Baldensperger. Bibliotheque de la Pleiade. Paris, 1949.
- Oeuvres completes, I vol. Preface, presentation et notes par P.Viallaneix. Paris, 1965.
- Poesies completes. Introduction et notes par Aug.Dorchain. Paris, 1962.
- Oeuvres poetiques. Poemes antiques et modernes. Les Destinees. Manuscrits d’autrefois et Fantaisies oubliees. Chrono-logie, introduction, notices et archives de l’oeuvre parjr.Ph.Saint-Gerand. Paris, 1978.
- Les Destinees, 2 vol. Ed. critique, publ. par E.Esteve. Paris, 1924.288. lies Destinees. Ed. critique par L.Saulnier. Paris, 1947*
- Les Destinees commentees par P.-G.Castex. Paris, 1964*
- Correspondence (1822−1863) editee par L.Seche. 2 vol. Paris, 1913″
- Lettres a une puritaine, publ. par Ph.Godet. Revue de Paris, 1897, Я 6, p.673−695- Ж 18, p.299−321.
- Lettres inedites au Marquis et a la Marquise de La Grange (I827-I86I), publ. par A. de Luppe. Paris, 1914″
- Memoires inedits, fragments et projets, edites par J.Sangnier. Ed. Gallimard. Paris, 1958.1. На русском языке:
- Неволя и величие солдата. Послесловие Б. Г. Реизова, биографический очерк и примечания А. А. Энгельке. Л., 1968.
- Письмо графа А. де Виньи к лорду5005- о драматической системе.-Московский Телеграф, 1830, ч. Зб, с.423−463.
- Сен-Мар. Вступительная статья и примечание С. Д. Сказкина. М., 1963.
- Чаттертон. Предисловие Л.Левбарг. Л.-М., 1957.
- Письма А. де Виньи А. И. Коссаковский. Публикация и вступительная статья В. Б. Бикулича и А. Д. Никольского. В кн.: Памятники культуры. Новые открытия. 1977. М., 1977, с.107−143,447−467.
- Письмо к А.Дешану. В сб.: Неизданные письма иностранных писателей. ХУШ-Х1Х вв. Публикация, перевод и комментарии П. Р. Заборова. M.-JI., I960, с.254−256.
- Переводы поэзии А. де Виньи на русский язык La Colore de Samson:
- Гнев Самсона. Перевод В.Курочкина. Вестник Европы. 1873, т.5 (октябрь), с.594−598.
- Рог. Перевод И.Толмачева. Домашняя библиотека. 1898, № 12, с.46−48.
- Рог. Перевод Б.Лившица. В сб.: От романтиков до сюрреалистов. Л., 1934, с. 35.
- Рог. Перевод Б.Ливщица. В сб.: Французские лирики Х1Х-ХХвв. Л., 1937, с. 49.
- Рог. Перевод Б.Лившица. В кн.: Лившиц Б. К. У ночного окна. М., 1970, с. 55.
- То же под названием „Смерть Роланда“. Перевод Д. Н. Цертелева.-Нива, 1888, № 35, с.864−866.
- То же под названием „Смерть Роланда“. Перевод Д. Н. Цертелева.-В сб.: Французские поэты. Спб., 1900, с.97−101.
- Рог. Перевод Ю.Корнеева. В сб.: Западноевропейская лирика. Л., 1974, с.382−385.1. Deluge:
- Потоп. Перевод Д.Минаева. Отечественные записки, 1869, т.187, с.385−400.1. Dolorida:
- Дшюрида. Перевод О.Чюминой. Нива, 1898, № 2, с.279−286.1.Esprit Pur:
- Чистый разум. Перевод В.Брюсова. В кн.: Бросов В. Полн. собр.соч. и переводов, т.21, Спб, 1913, с.24−26.
- Чистый разум. Перевод В.Брюсова. В сб.: Французская лирика.1. Берлин, 1922, с.4−6.1. Pemme adultere:
- Грешница. Перевод В.Буренина. Вестник Европы, 1868, т.5 (сентябрь), с.146−152.1. Fille de Jephte:
- ЗГ7. Дочь Иеффая. Перевод Д.Минаева. Б сб. Еврейская библиотека, т.4, 1878, с.125−128.1. Mai son du Berger:
- Дом пастуха (фрагмент). Перевод В.Брюсова. В сб.: Французские лирики XIX в. Спб, 1909, с. 21.
- Дом пастуха (фрагменты). Перевод В.Брюсова. В кн.: Брюсов В. Полн.собр.соч. и перев., т.21. Спб, 1913, с.21−22.
- Дом пастуха (фрагмент). Перевод В.Брюсова. В кн.: Французская лирика. Берлин, 1922, с.З.
- Дом пастуха (фрагменты). Перевод В.Брюсова. В кн.: Брюсов В. Я. Торжественный привет. М., 1977, с. 112.be Malheur:
- Несчастие. Перевод С.Боброва. Современник, 1914, октябрь, с.46−48.
- Моисей. Перевод Д.Минаева. В сб.: Еврейская библиотека, т. З, 1875, с.3−8.1. Ъе Mont des Oliviers:
- Молчание (фрагмент). Перевод В.Брюсова. В кн.: Брюсов.В. Полн.собр.соч. и перев., т.21, Спб, 1913, с. 23.
- Молчание (фрагмент). Перевод В.Брюсова. В сб.: Франпузские лирики XIX в. Спб, 1909, с. 22.1. Mort du Loup:
- Смерть волка. Перевод В.Курочкина. Современник, 1864, т. 101, с.407−410.
- Смерть волка. Перевод В.Курочкина. В сб.: Франпузские поэты. Спб., 1900, с.102−106.
- Смерть волка. Перевод В.Курочкина. В кн.: Курочкин В. Стихотворения. М., 1962, с.395−398.
- Смерть волка. Перевод В.Курочкина. В сб.: Французские стихи в переводе русских поэтов. М., 1969, с.363−367.
- Смерть волка. Перевод Н.Ларка. Русская мысль, 1886, № 10,-с.169−17I.
- Смерть волка. Перевод А.Федорова. Современный мир, 1908, Л II, с.19−20.
- Смерть волка. Перевод В.Левика. В сб.: Из европейских поэтов ХУТ-Х1Х вв. М., 1956, с.432−434.
- Смерть волка. Перевод В.Левика. В сб.: Из европейских поэтов. М., 1967, с.234−238.
- Смерть волка. Перевод В.Левика. В кн.: Волшебный лес. М., 1974, с.125−127.
- Смерть волка. Перевод В.Левика. В кн.: Левик В. Избранные переводы в 2 т. T.I. М., 1977, с.332−334.
- Смерть волка. Перевод В.Левика. В кн.: Поэзия Европы в 3 т. T. I, М., 1978, с.623−628.
- Смерть волка. Перевод Ю.Корнеева. В сб.: Западноевропейская лирика. Л., 1974, с.382−385.1. Ьа Heige:
- Зима (фрагмент). Перевод В. С. Лихачева. В сб.: Французские поэты. Спб, 1900, с. 96.1. Wanda:
- Ванда. Перевод Е. Н. Волчанецкой. Голос минувшего, 1913, ® 12, с.215−221.
- Ванда. Прозаический перевод В. Б. Бикулича и А. Д. Никольского.-В кн.: Памятники культуры. Новые открытия. 1977. М., 1977, с.143−146.
- Произведения других писателей
- Байрон Дж.Г. Манфред.-Собр.соч. в 4 т. М., ВВ^ТЛ.с.б-бг.
- Байрон Дж.Г. Паломничество Чайльд-Гарольда. Собр.соч. в 4 т. Т.2, с.131−289.
- Брюсов В. Французские лирики XIX в. Полн.собр.соч. и перев., т.21, Спб, 1913.
- Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.
- Гете И.В. Шекспир, и несть ему конца. Собр.соч. в 10 т. Т.10. М., 1980, с.306−317.
- Гонкур Э. и Ж. де. Отрывки из „Дневника“. В кн.: Гонкуре Э. и Ж.де. Жермини Ласерте. Актриса. Отрывки из „Дневника“. Л., 1961, с.379−662.
- Мильтон Дж. Самсон-Борец. В кн.: Мильтон Дж. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец. М., 1976.
- Мюссе А.де. Письма Дюпюи и Котоне. Собр.соч. в 2 т. М., 1957, т.2, с.551−580.
- Франс А. Избранные поэты. А. де Виньи, В.Гюго. Полное собр. соч., т.20. М.-Л., 1931, с.237−247.
- Французские стихи в переводе русских поэтов. М., 1973.
- Шелли П.Б. Избранное. М., 1962.
- Banville Th.de. Alfred de Vigny. In: Banville Th.de. Mes souvenirs. Paris, s.a., p.38−52.
- Barbey d’Aurevilly. J. A. de Vigny. In: Barbey d’Aurevilly. J. Poesie et poetes. Paris, 1906, p.1−26.
- Barbier Aug. Jambes et poemes. Paris, 1880.
- Barbier Aug. Souvenirs personnels et Silouhettes contempo-raines. Paris, 1883.
- Baudelaire Ch. L’Art romantique. In: Oeuvres completes. Paris, 1961, p. II4I.
- Beaumont G. Marie, ou 1'esclavage aux Etats-Unis. Paris, 1835.
- Bourget P. A. de Vigny. In: Bourget P. Etudes et portraits, t.I. Paris, 1889, p.75−92.
- Chateaubriand. Le Genie du Christianisme. 9 vol. Paris, 1804. 3gg# Chenier M.-J. Tableau historique des progres de la litterature frangaise depuis 1789″ Paris, 1821.
- B’Alembert J. Reflexions sur la poesie. In: D’Alembert. Melanges de litterature, d’histoire et de philosophie, t.5. Paris, 1768, p.431−450.
- D’Alembert J», Diderot D* Encyclopedie, ou Dictionnaire raisonne des sciences, des arts et des metiers. Allegories t. I, Paris, 1751, p.297−307- Symbole: t.15, Paris, 1765, p.726−734.
- Dumas A. Impressions de Voyage. En Russie. T.3. Paris, 1858- t"5, Paris, 1859.
- Dumas A* Mes memoires, t.5″ Paris, 1867″
- Flaubert G. Correspondence, t.4. Paris, 1927″
- France A# Alfred de Vigny. Oeuvres complefes illustrees, t.I. Paris, 1925, p.3−119.
- Prance A. La vie litteraire. Oeuvres completes illustrees, t.6. Paris, 1926, p.562.
- Gautier Th. Histoire du romantisme, suivie de Hotices roman-tiques et d’une Etude sur la poesie frangaise (1830−1869). Paris, 1874.
- George Sand, Dorval M. Correspondence inedite, publiee et Commentee par M-me S. Andre Maurois. Paris, 1953*
- Goncourt E. et J. Journal des Goncourt, t.2, Paris, 1888.
- Hugo V. Oeuvres completes. 2 vol. Paris, 1948.
- Hugo V. Oeuvres completes. Poesie. Paris, 1880.
- Hugo V. Oeuvres completes. Poesie I. Paris, 1912.
- Lamartine A.de. Correspondance, publiee par M-me Valentine de Lamartine, t.3. Paris, 1874″
- Lamartine A.de. Cours familier de litterature, t. I7, Paris, 1864.
- Lamartine A.de. Jocelin. Paris, 1851″
- Lamartine A.de. Souvenirs et portraits, t.3″ Paris, 1872, p.136−161.
- Lebrun E. Oeuvres choisies. Paris, 1829″
- Maistre J. Les soirees de St-Petersbourg. 2 vol. Paris, 1821.
- Musset A. de, George Sand. Correspondance. Monaco, 1956.
- Hodier Ch. Contes. Paris, 1961.391. pagcal B. Pensees. Paris, 1904.
- Proust M. Ghroniques (Apropos de Baudelaire), t.IO. Paris, 1936, p.227−254.
- Sainte-Beuve Ch.-Aug. Les Consolations. Paris, 1830.
- Sainte-Beuve Ch.-Aug. Les grands ecrivains frangais, XIX siecle. Les Poetes: t. I, Paris, 1926, p.177−272.
- Sainte-Beuve Ch.-Aug. Les pensees d’aout. Paris, 1869*
- Sainte-Beuve Ch.-Aug. Vie, pensees et poesies de Joseph Delorme. Paris, 1956.
- Stael G.de. De l’Alleraagne. Paris, 1852.
- Voltaire M.-A. Dictionnaire philosophique (Symhole, ou Oredo).- Oeuvres completes, t.8. Paris, 1862, p.245−246.399.
- Voltaire M.-A. Poesies. Oeuvres completes, t.2. Paris, 1862.