Мысль «семейная» в романе Л. Толстого «Анна Каренина». образ Анны
Из писем явствует, что самому Толстому его новое произведение представлялось начерно оконченным уже весною 1873 года. На деле, однако, работа над романом оказалась куда более длительной. Вводились новые герои, новые эпизоды, события, темы и мотивы. Подвергся переработке и переосмыслению образ заглавной героини, были углублены индивидуальные характеристики других действующих лиц и смещены акценты… Читать ещё >
Мысль «семейная» в романе Л. Толстого «Анна Каренина». образ Анны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
" Анна Каренина" занимала творческую мысль писателя в течение более четырех лет. В процессе художественного воплощения ее первоначальный замысел претерпел коренные изменения. Из романа о «неверной жене», носившего вначале названия «Два брака», «Две четы», «Анна Каренина» превратилась в крупнейший социальный роман, в ярких типичных образах отразивший целую эпоху в жизни России.
Еще в начале 1870 года в творческом сознании Толстого наметился сюжет о замужней женщине «из высшего общества, но потерявшей себя», причем она должна была выглядеть «только жалкой и не виноватой». Многочисленные замыслы и планы, занимавшие тогда писателя, все время отвлекали его от этого сюжета, Лишь после написания «Кавказского пленника», издания «Азбуки» и окончательного решения отказаться продолжать «петровский роман» Толстой вернулся к возникшему три с лишним года назад семейному сюжету.
Из писем явствует, что самому Толстому его новое произведение представлялось начерно оконченным уже весною 1873 года. На деле, однако, работа над романом оказалась куда более длительной. Вводились новые герои, новые эпизоды, события, темы и мотивы. Подвергся переработке и переосмыслению образ заглавной героини, были углублены индивидуальные характеристики других действующих лиц и смещены акценты в авторской их оценке. Это значительно усложнило сюжет и композицию, привело к видоизменению жанровой природы романа. В результате работа растянулась на целое четырехлетие — до середины 1877 года. За это время образовалось двенадцать редакций романа. С января 1875 года было начато печатание «Анны Карениной» в журнале «Русский вестник», а в 1878 году роман вышел отдельным изданием.
Первоначально произведение мыслилось как семейно-бытовой роман. В письме Н. Страхову Толстой говорит, что это — первый его роман такого рода. Утверждение не точно: первым опытом Толстого в жанре семейного романа, как известно, было «Семейное счастье». Главной, основной мыслью, которую Толстой любил и стремился художественно воплотить в своем новом романе, была «мысль семейная». Она возникла и сложилась на ранней стадии создания «Анны Карениной». Этой мыслью определялись тема и содержание романа, взаимоотношения между героями и суть романного конфликта, драматическая напряженность действия, основная линия сюжета и жанровая форма произведения. Окружавшая героев обстановка носила интимно-камерный характер. Предельно узким выглядело социальное пространство романа.
Толстой скоро почувствовал, что в рамках семейного сюжета ему тесно. И, продолжая разработку той же сюжетной ситуации — о «потерявшей себя женщине», Толстой придал повествованию об интимных переживаниях героев глубокий социально-философский смысл, важное злободневно-общественное звучание.
На требования современности Толстой всегда откликался с необычайной чуткостью. В предыдущем романе-эпопее было лишь «тайное присутствие современности»; роман «Анна Каренина» жгуче современен по материалу, проблематике и всей художественной концепции. По мере того как с возрастающей напряженностью развертывается романный сюжет, Толстой «захватывает» и вводит в повествование множество вопросов, которые тревожили и самого автора, и его современников. Это уже не только семейные отношения, но и социальные, и экономические, и гражданские, и вообще человеческие. Все важнейшие стороны и явления современности в их реальной сложности, запутанности и взаимном сцеплении полно и живо отразились в «Анне Карениной». Каждая из тех семей, что изображены в романе, естественно и органично включена в жизнь общества, в движение эпохи: частная жизнь людей выступает в тесной связи с исторической действительностью и в причинной обусловленности ею.
В окончательном виде «Анна Каренина» стала социально-психологическим романом, сохраняющим, однако, все качества и жанровые признаки семейного романа. Будучи произведением многопроблемным, роман «Анна Каренина» приобрел черты современной эпопеи — всеобъемлющего повествования о судьбе народа в целом, о состоянии русского общества в трудный для него, переломный период существования, о будущности страны, нации, России.
Время действия в «Анне Карениной» синхронно времени создания романа. Это — пореформенная эпоха, еще точнее: 70-е годы XIX века с экскурсом в предшествующее десятилетие. Это период сильно поколебленной и «перевернувшейся» русской социальной действительности, когда настал конец патриархальной неподвижности России.
Сущность происшедших и происходивших коренных перемен Толстой выразительно и метко определил словами Константина Левина: «... у нас теперь, когда все это переворотилось и только укладывается, вопрос о том, как уложатся эти условия, есть только один важный вопрос в России... «.
Толстовские герои живут и действуют в самом начале этого периода, когда жизнь выдвинула перед ними «все самые сложные и неразрешимые вопросы». Какой ответ будет дан на них, не было сколько-нибудь отчетливого представления ни у самого писателя, ни у его двойника Левина, ни у других героев «Анны Карениной». Тут было много неясного, непонятного и потому тревожного. Виделось зримо одно: все сдвинулось с места, и все находится в движении, в дороге, в пути. И не раз появляющийся в романе образ поезда как бы символизирует историческое движение эпохи. В беге и грохоте поезда — шум, грохот и стремительный бег времени, эпохи. И никто не знал, правильно ли определено направление этого движения, верно ли выбрана станция назначения.
Кризисная, переломная пореформенная эпоха предстает в романе Толстого не только как исторический и социальный фон, на котором выступают графически четко «вычерченные» и богатые реалистическими красками действующие лица, бегут кадры драматического повествования и совершается трагическая развязка основного конфликта, по это — та живая, объективно данная реальность, в которую постоянно погружены герои и которая всюду и везде окружает их. И поскольку все они дышат воздухом своей эпохи и ощущают ее «подземные толчки», на каждом заметен характерный отпечаток «пошатнувшегося» времени — тревога и беспокойство, неуверенность в себе и недоверие к людям, предчувствие возможной катастрофы.
Эпоха отразилась больше в эмоциях героев романа, чем в их сознании. Толстой во всей сложности, полноте и художественной правде воссоздал насыщенную грозовыми зарядами общественную, нравственную и семейно-бытовую атмосферу, которая, то явно и прямо, то чаще всего опосредованно и скрыто, сказывается на душевном состоянии его героев, их субъективном мире, психике и складе мыслей, на общем моральном облике людей. Отсюда интенсивность переживаний и напряженность человеческих страстей, которыми живут наиболее значительные герои «Анны Карениной», их острая реакция — положительная или отрицательная — на происходящее в жизни, запутанность их отношений.
Перечитывая «Евгения Онегина», Лев Толстой подумал о том, что случилось бы с героиней, если бы она изменила мужу. Так, «благодаря божественному Пушкину», родился замысел «Анны Карениной». В самом начале работы над романом Толстой, я думаю, хотел «высечь» свою героиню за то, что она нарушила священные узы семейного брака. Но за четыре года, в которые писался роман (1873—1877), отношение к им же созданному образу резко изменилось: да, Анна Каренина отступила от своих священных обязанностей матери и жены, но у нее другого выхода не было. Анна вышла замуж, не зная любви, а Каренин занимал высокое положение и был блестящей партией. Умный, воспитанный, образованный, занятый важными государственными делами, он вряд ли надоедал ей. Рождение сына внесло в ее жизнь новое, даровав огромное счастье материнства. Но Анне этого было мало, хотелось полноценного женского счастья. Даже чтение не доставляло удовольствия, потому что «ей слишком самой хотелось жить». Встреча с Вронским изменила ее жизнь. Его искренняя, страстная, всепоглощающая любовь к ней не могла остаться без ответа. Анна сдается не сразу. Душевный мир ее раздваивается. Она пытается убедить себя, что должна жить по-старому, но ничего из этого не получается. Притворяться дальше нет сил. Раньше она терпела мужа, даже уважала его, теперь же ненавидит. Любовь к Вронскому взяла верх над всем остальным, и Анна идет навстречу своему счастью — и своей гибели, ибо счастье теперь неотделимо от несчастья. Тот путь, на который вступила Анна после встречи с Вронским, приводит ее к разрыву с мужем, со светским обществом и, наконец, с самим же Вронским. Каренин объявил ей, что она преступная жена и мать, и потребовал соблюдения внешних приличий. Но внешние приличия меньше всего волнуют Анну. В душе Анны Карениной постоянно идет борьба между долгом матери и чувством любящей женщины. Оставить все по-старому — значит потерять Вронского, уйти же к любимому человеку — это потерять сына. Страдания Анны усугублялись еще и тем, что она теряла веру в безграничную любовь к себе Вронского. Но она продолжала бесконечно любить его — любить и мучиться. Мысль о смерти зародилась в душе Анны уже перед родами. Самым страстным желанием умирающей было получить прощение у Каренина для себя и для Вронского, помирить мужа и любовника. И Каренин простил их обоих. Перед смертью Анна хочет соединить то, чего не удалось соединить в жизни. С Вронским у нее связано представление о себе как о любящей женщине, с Карениным — как о безупречной матери их сына и некогда верной жене. Ей хочется одновременно быть и той, и другой. В полубессознательном состоянии она говорит, обращаясь к Каренину: «Я все та же. Но во мне есть другая, я ее боюсь — она полюбила того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся». «Вся» — то есть и та, которая была прежде, до встречи с Вронским, и та, какой она стала потом. Лишь умирающая Анна могла почувствовать себя счастливой. Но тогда ей не суждено было умереть. Она не успела еще испытать всех страданий, выпавших на ее долю. После рождения девочки Каренин согласен на все, даже на продолжение связи жены и Вронского, «только бы не срамить детей, не лишаться их и не изменять своего положения». Но Анна не может жить в обстановке «лжи и обмана». Она уходит к Вронскому, едет с ним за границу, но и там не находит счастья и покоя. Вронский скучает от безделья, тяготится своим положением, Анна — тем более. А самое главное — на родине остался сын, в разлуке с которым она никак не могла чувствовать себя счастливой. Возвратившись в Россию, Анна убеждается в том, что никакого будущего у нее нет. Сцена в театре приводит ее в отчаяние. Она видит вокруг ложь, лицемерие и ханжество. Но это ханжеское и, в общем-то, развратное общество судит ее! Находиться на высшей общественной ступени, быть всеми уважаемой и вдруг оказаться в положении падшей женщины! Такое пережить, наверное, невозможно. Но Анну ждут и более тяжкие испытания. Во-первых, ее лишили права видеться с сыном, которого она так любила и который так любил ее. Во-вторых, предельно осложнились ее отношения с Вронским. К жизни Анну привязывали только любовь сына и любовь Вронского. Потеряв возможность видеть сына, Анна все надежды возлагает на Вронского, ей особенно нужна сейчас его любовь. Она стала единственным смыслом ее жизни. Без любви Анна не может жить. Она не находит этой любви, и прелестная, умная, искренняя в своих чувствах женщина, «ищущая и дающая счастье», убивает себя. Почему? Потому что не было у нее другого средства защитить свое человеческое достоинство. Права была М. Цветаева, когда советовала девушкам не поддаваться страсти, как Анна Каренина, «которой от исполнения всех желаний ничего другого не осталось, как лечь на рельсы».