Стихотворения Тютчева.
Стихотворения Тютчева
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо внимательно разобраться в построении и некоторых особенностях произведения «День и ночь». Стихотворение можно разделить на две равных части. В первой идет описание блистательного покрова дня, дарованного богами людям. День оживляет, исцеляет души. Во второй части — исчез весь прежний свет и блеск; «настала ночь», «и бездна нам обнажена». Первая часть… Читать ещё >
Стихотворения Тютчева. Стихотворения Тютчева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Стихотворения Тютчева
Поэт видел природу в постоянном движении, непрерывной смене явлений, в переходных состояниях: например, как в произведении «Декабрьское утро». В нем описывается постепенная смена времен суток: от напыщенной темной ночи к новому светлому дню. Тютчев описывает как робко и незаметно лучи солнца приходят на смену тьме, которая не торопится уступать свое место. В конце концов, наступает утро и все вокруг лучится дневным светом.
Основной темой стихотворения «Декабрьское утро» является тема предопределенности и покорности всего живого, неживого и даже такого абстрактного понятия как время суток единым законам природы. Как бы не противилась ночь, но после нее всегда наступит день, свет придет после тьмы, и сон сменится на явь. тютчев стихотворение природа Перед первоначальным текстом Тютчева на полях имеется пометка «Декабрь. 8 часов утра». По моему мнению, название и само стихотворение отражает поэтические раздумья автора о гармонии и совершенстве систем в окружающем мире, которое видит почти в неуловимом переходном состоянии жизни природы.
" Последний катаклизм" состоит всего из одного четверостишия, поэтому может рассматриваться как лирическая миниатюра. Однако именно это произведение является одним из наиболее значимых для всего творчества Ф. И. Тютчева, наиболее точно и емко отражающих своеобразие художественного мировоззрения поэта. С одной стороны, перед нами знакомые тютчевские мотивы: «воды», гроза, всемирная катастрофа. С другой стороны, речь здесь идет именно о «последнем часе» природы — то есть о конце всего земного, в результате чего мир, по Тютчеву, должен возвратиться к своему первоначалу, божественному истоку. Ведь и само слово «катаклизм» определяется как резкий перелом (в природе, обществе), разрушительный переворот, катастрофа и в переводе с греческого (kataklysmos) означает «наводнение», «потоп» (ср. Библейский «Всемирный потоп»). Поэтому «Последний катаклизм» — это не пророчество о конце света, а символическое изображение возможности нового акта сотворения жизни. Вода — излюбленная природная стихия поэта как символ жизни, возрождения, обновления. Перед нами оригинальный вариант космогонического мифа, «культа воды», воплощенного в емкой поэтической форме. Вспомним также тютчевские стихотворения «Фонтан», «Волна и дума», «Поток сгустился и тускнеет…», «Безумие». Если в этих произведениях изображаются разные символические состояния воды — «поток» и «ключ», то в «Последнем катаклизме» речь идет именно о «водах». Что обозначает этот образ? Во-первых, воды — предельно обобщенный символ постоянного движения, всепобеждающей изменчивости, власти стихии. Не случайно это слово рифмуется со словом «природа» («природы — воды»). Во-вторых, это символ вечности, неизменности, бессмертия природы, тайны мироустройства. Именно поэтому вселенским началом, противоположным «водам», выступает «божий лик». Именно «лик» — то, что укрощает стихию, упорядочивает ее движение, придает слепому и бесформенному необходимый конкретный образ.
День и Ночь Традиционная романтическая тематика к концу тридцатых годов девятнадцатого века уже во многом утратила свою актуальность. Но в творчестве Тютчева романтизм обретает новую жизнь. Жизнерадостность, поэтическая одухотворенность, тема единства человека и природы, осязание тонких материй, присущее Тютчеву, заметно в каждом его произведении. Одно из таких — стихотворение «День и ночь» .
В нем со всей яркостью проявляется проникновение поэта-философа в тайны бытия — то, что считается основной задачей поэзии. Поэт относится к смене дня ночью не просто как к событию последовательному и ожидаемому, и даже не как к символической борьбе двух сил — темной и светлой, дня и ночи. Для Тютчева, наступление ночи — таинственный, трепещущий души смертных обряд, который свершает сама владычица тьмы — ночь. В этом стихотворении Тютчев обходит стороной привычные романтические стереотипы: здесь роль плотного, скрывающего все остальное полотна играет не темная ночь; этот покров, волей богов наброшенный «на мир таинственных духов, над этой бездной безымянной» — есть солнечный, исцеляющий больную душу день. Но почему поэт сравнивает светлое время суток с покрывалом, и почему ночь, мрачное явление природы, почему бездна, полная тьмы и страха — главный исток жизни?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо внимательно разобраться в построении и некоторых особенностях произведения «День и ночь». Стихотворение можно разделить на две равных части. В первой идет описание блистательного покрова дня, дарованного богами людям. День оживляет, исцеляет души. Во второй части — исчез весь прежний свет и блеск; «настала ночь», «и бездна нам обнажена». Первая часть стихотворения абсолютно противоположна второй: «День — сей блистательный покров — день, земнородных оживленье, души болящей исцеленье, друг человеков и богов», а ночь — это обнаженная бездна, исполненная страха и тьмы, «и нет преград меж ей и нами» .
Стоит обратить на одну особенность этого стихотворения, а именно — глаголы. По представлению многих, день — это обитель дел, суеты; это время суток, которое и дарует нам чувство жизни. Но в описании златотканого покрывала дня можно ли найти глаголы? Нет; свет дарует лишь исцеленье и оживление, но действительно ли он вдыхает в людей жизнь? А ночь? Ночь полна резкости, страха; она срывает, отбрасывает покров дня, она пугает нас и заставляет пробуждаться наши инстинкты, дарованные природой. Бездонная темнота и неизвестность пугают нас, и этот страх зажигает в нас жизнь. Само это чувство заставляет нас быть сильнее, только страх разбудит нас от солнечной теплой нежности и заставит нас свершать непостижимое, все, ради жизни. Неизвестность тьмы пробуждает в нас инстинкты, и даже когда опускается покров света, тот инстинктивный страх остается, и уже под блеском солнечных лучей мы продолжаем бороться против тьмы, принимая эту борьбу за чувство, называемое жизнью.
Стихотворение Тютчева «День и ночь» зеркально разделено на две части: на светлую и темную, на исполненную блеском и вызывающую страх, на солнечный день и мрачную ночь. Но в этом и состоит романтическая лирика Федора Тютчева: проникновенность, чувства радости и тревоги, восхищение природой и ее явлениями; лирика, загоревшаяся последним огоньком романтики русской поэзии и до сих пор не угасающая!