Далила — Предательница
Далила Ї единственная женщина в истории о Самсоне, чье имя указано в Священном Писании. Оно может быть истолковано по-разному: «возможно, «ниспадающие волосы», «кудри»; иные попытки объяснения Ї от арабского dalla, «соблазнять», «кокетничать»; укороченное теофорное имя, сходное с аккадским Daill Ishtar, «слава (краса, великолепие) Иштар"55 Далила // URL: http://ru.wikipedia.org. Какой бы ни была… Читать ещё >
Далила — Предательница (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Далила Ї единственная женщина в истории о Самсоне, чье имя указано в Священном Писании. Оно может быть истолковано по-разному: «возможно, «ниспадающие волосы», «кудри»; иные попытки объяснения Ї от арабского dalla, «соблазнять», «кокетничать»; укороченное теофорное имя, сходное с аккадским Daill Ishtar, «слава (краса, великолепие) Иштар»55 Далила // URL: http://ru.wikipedia.org. Какой бы ни была этимология этого имени, на иврите это игра слов Ї layla, «ночь». Как ночь одолевает могучее солнце (имя Самсон, Shimshon, относится к солнцу Ї на иврите shemesh), так и Далила одолевает непобедимого сильного мужчину Самсона66 Delilah: Bible // J. Cheryl Exum. — URL: http://jwa.org.
Библейская история, в которой Самсон влюбляется в Далилу, а потом филистимляне используют ее, чтобы выведать секрет его силы, оставляет больше вопросов, чем ответов. Ее имя упоминается в Библии без указания ее отношения к какому-то мужчине (отцу, мужу, брату), как это обычно происходит, если говорится о женщинах. Все, что нам известно Ї это ее имя, которое определенно является еврейским, и место, где она живет Ї долина Сорек, которая протекает между Израилем и филистимской территорией. Ясно, что Далила и Самсон любовники, но они не женаты.
Далила не названа блудницей. Однако, безрассудный Самсон в Суд.16:1−3 входит к некоей блуднице, а в Суд.16:4 влюбляется в Далилу. Это дает основание считать, что та самая блудница в первых стихах главы и есть вероломная Далила.
Также Далила не названа филистимлянкой, но принято считать, что это так. Есть несколько причин. Самсона влечет к филистимским женщинам (это видно из Суд.14−15, где влечение назорея к филистимлянке от Господа, ибо таким образом Самсон будет мстить захватчикам Израиля). Помимо этого филистимляне обращаются именно к ней за помощью, возможно, что у Далилы уже были сделки с филистимскими правителями. К тому же, слабо верится, что они бы обратились к еврейке, чтобы она выдала врагам героя своего народа. Навряд ли также автор стал бы выставлять представительницу избранного народа в таком непригодном свете, ничего не объясняя. Все эти версии весьма правдоподобны, однако, ни одну нельзя назвать окончательной77 Delilah: Bible // J. Cheryl Exum. — URL: http://jwa.org. женский образ книга судья Далила принимает от филистимлян взятку за обнаружение источника силы Самсона. Это серебро будет иметь смысл для израильтянки Ї потребуется что-то способное переманить ее на свою сторону, чтобы она выдала лидера своих людей. Филистимские властители (возможно, их было пять по числу важнейших филистимских городов) заплатят каждый по тысяче сто сиклей серебра. С другой стороны, если Далила филистимлянка, взятка просто подчеркивает, насколько она вероломная женщина.
В тексте сказано, что Самсон любит Далилу (Суд.16:4), но не сказано, что она его любит. Вероятно, это намек на то, что у нее нет никаких сомнений насчет предания его в руки филистимлян.
Далила трижды пытается выведать секрет силы у Самсона и все три попытки неудачны. Филистимляне предлагают ей уговорить его, вероятно, советуя сделать что-то сексуального характера, например соблазнить его, но в тексте приведены только ее настойчивые просьбы и сетования. Она не скрывает своих намерений, и к четвертому разу понятно, что она сделает все, что Самсон скажет, но он все равно говорит ей, в чем его сила. Далила обрезает ему волосы, давая возможность филистямлянам его схватить.
История о Самсоне и Далиле имеет ярко выраженные фольклорные мотивы. Ведь у многих народов было поверье, что сила или даже жизнь содержится в волосах. В Европе подозреваемым в колдовстве состригали волосы, а только потом отправляли на костер. Мотив отрезанных волос, после которых человек теряет силу или жизнь, присутствует в фольклоре Древней Греции. Дочь мегарского царя, влюбившись во врага, узнала у отца в чем его сила. Все дело было в одном пурпурном или золотом волосе, росшем у него на голове. Она его вырвала, после чего царь, по одной версии, умер, а по другой был ослаблен и убит88 Фольклор в Ветхом завете // Дж. Дж. Фрэзер; Пер. с англ. Д. Вольпина. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. — С. 379−397.
Похожий мотив присутствует в русских сказках, однако там сила заключена в каком-то внешнем предмете. В сказке о Кащее Бессмертном он похищает царевну. Эту царевну, гуляющую в печали в саду, видит царевич. Они влюбляются друг в друга, и девушка пытается выведать у Кащея, в чем его смерть. Он вначале ей этого не открывает, а потом сдается, и из любви говорит правду99 Там же.
«Далила» в наши дни — синоним предательницы. Христианские богословы стремятся показать на образе этой женщины, на сколько важна борьба с плотской страстью, если даже могучий Самсон не устоял против красивой, но вероломной Далилы. Она противопоставлена в Книге Судей Деборе и на примере этих двух героинь видно, какие разные пути можно избрать и как отразится в дальнейшей истории.