Основная часть.
Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале»
Из ограниченного пространства «в теснине Кавказа» взор устремляется ввысь, где на вершине скалы «чернеет», «гниет» и «гнется от бурь и дождей» деревянный крест. Поэт рвется туда, где можно молиться и плакать, сбросив «цепь бытия», где можно освободить душу от оков условностей мира людей, суетной жизни. Через образ орла — сильной, выносливой птицы, которая может преодолеть большие пространства… Читать ещё >
Основная часть. Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Объект наблюдения. | Стихотворение А. С. Пушкина «Монастырь на Казбеке». | Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Крест на скале». |
Год написания. | А.С. Пушкин в эти годы сформировавшийся, зрелый человек, со своими взглядами на жизнь, общество. | М. Ю. Лермонтов еще подросток, шестнадцатилетний юноша со своим сложным внутренним миром. |
Тема. | Изображение вершины Кавказа и желание лирического героя подняться в вольной вышине: | |
«Высоко над семьею гор, Казбек; Туба б … поджаться к вольной вышине». | В теснине Кавказа я знаю скалу; О, если б взойти удалось мне туда…". | |
Мотив, композиция и организация пространства (хронотоп). | Особенностью композиций стихотворений является то, что они состоят из 2 частей: описания горы, вершины и выражения мечты, желания лирического героя. И в названии стихотворений есть общее. В них отчетливо проступает тождественность: и монастырь, и крест как символ веры, и оба этих символа вознесены на горные вершины. Туда, ввысь, «взойти», «подняться» стремятся лирические герои. Только пушкинский герой мечтает о заоблачном, небесном, в «соседстве Бога», о царстве святой, очищающей душу молитвы, а герой Лермонтова в своем стремлении «приземлен». Его цель — слезная мольба до полного освобождения души от железных оков, обретение внутренней свободы для дальнейшего погружения в океан житейских бурь. | |
Мотив, композиция и организация пространства (хронотоп). | Место, где разворачивается картина: «В теснине Кавказа я знаю скалу…» (теснина — тесное ущелье). Значит, скала находится высоко. Через образ орла — сильной, выносливой птицы, которая может преодолеть большие пространства, поэт делает картину выразительной. Но здесь есть только высота, нет широты, нет свободы, нет открытости. Сочетание «теснина» и образ орла создает тяжелую, лиричную, невеселую картину. | Место, где разворачивается картина: «В теснине Кавказа я знаю скалу…» (теснина — тесное ущелье). Значит, скала находится высоко. Через образ орла — сильной, выносливой птицы, которая может преодолеть большие пространства, поэт делает картину выразительной. Но здесь есть только высота, нет широты, нет свободы, нет открытости. Сочетание «теснина» и образ орла создает тяжелую, лиричную, невеселую картину. |
Пушкин глазами художника созерцает величавую картину гор Кавказа, белоснежную вершину Казбека, заоблачные выси. Душа поэта рвется к «вольной вышине». Изображению величественной горной панорамы, созданию образов царственного Казбека и находящегося в горах монастыря помогают.
Время — пространство (хронотоп) здесь стремится к безграничности, беспредельности. | Обилие глаголов способствует созданию в стихотворении Лермонтова мотива движения. В этих строчках много динамики, экспрессии. Из ограниченного пространства «в теснине Кавказа» взор устремляется ввысь, где на вершине скалы «чернеет», «гниет» и «гнется от бурь и дождей» деревянный крест. Поэт рвется туда, где можно молиться и плакать, сбросив «цепь бытия», где можно освободить душу от оков условностей мира людей, суетной жизни. Характеристики пространства-времени здесь составляют вертикаль (земля — вершина скалы), и в высшей точке (крест) переходят в другое количсетво, в другое измерение — в недостижимую мечту поэта о свободе мятущейся души. Но эта свобода сродни бушующему ветру, буре. | |
Лирический герой и система образов Лирический герой и система образов. | Сопоставляя вторую часть пушкинского стихотворения и третью строку лермонтовского, понимаю, что стремления лирического героя прямо противоположное, две разные концепции духовной свободы. | |
Цель лирического героя — «подняться к вольной вышине» именно за тем, чтобы быть в соседстве с Богом, вдалеке от мирской суеты, в молитвах, в размышлениях о вечном. Лирический герой жаждет именно такого светлого покоя, душевного счастья. Образ монастыря многогранен. Поэт называет так Казбек, потому что, наверное, там, в вышине, царит покой одиночество, близость к Богу. «В заоблачную келью», — пишет поэт, имея в виду комнату для молитв, где человек наедине с Богом, в разговоре, в беседе с ним. | Герой мечтает взойти туда, чтобы «И после я сбросил бы цепь бытия» и быть там, где рождается буря. Ассоциацию с Богом дает только слово «молился». Само слово «Бог» не появляется в этом стихотворении. «О, если б взойти удалось мне туда…». Его туда оказалось восхождением не к кресту, а к буре «И с бурей братом назвался бы я», к той буре, которая гнет крест и является причиной его гниения. В борьбе креста и бури лирический герой оказывается на стороне стихии. И даже поднятая кверху рука у Лермонтова не символ обращения к Богу, а символ некой агрессии «схватить облака». В этом стихотворении можно обнаружить элементы героического пафоса. | |
Основные особенности поэтического языка на уровне морфологии Основные особенности поэтического языка на уровне морфологии. | Где покой и счастье, там мало действий. В стихотворении я насчитала 4 глагола и одно деепричастие. А.С. Пушкин использует глагол сияет, как бы не акцентируя внимание на превосходстве Казбека. Глагол парит передает чувство духовной высоты и величавого спокойствия. Существительных — 16. Прилагательных — 9. Наречий — 4. Местоимение «твое» повторено дважды, а «мне» — один раз. Это явно показывает направленность не свою сторону, не собственное «я», а на другого, на собеседника. | Изобилие глаголов (14) и 2 причастия придают жажду деятельности, стремление к беспокойной жизни, буре, показывает неудовлетворенность жизнью, мятежность («гниет», «гнется», «чернеет»). Употребление пяти местоимений «я», несомненно, подтверждает индивидуализм, одиночество, замкнутость, сосредоточенность героя на самом себе, своем мире. |
Основные особенности поэтического языка на уровне синтаксиса. | В стихотворении. А.С. Пушкина 5 предложений:
Это стихотворение более эмоционально: во 2 части три восклицательных предложения. В 1 части — обращение и обособленное определение придают торжественность и медлительность речи. | В стихотворении М. Ю. Лермонтова 6 предложений:
Эмоциональная окраска этого стихотворения однообразна: пять предложений повествовательных, и одно — восклицательное. |
Художественно-изобразительные средства. | Стихотворение А. С. Пушкина богато образными средствами. Метафоры: Вершина Кавказа — «царственный шатер», который сияет вечными лучами; «над семьею гор». Эпитеты: царственный (шатер), вечными (лучами), вольной (вышине). Олицетворение: монастырь парит. Инверсия: высоко сияет. Анафора: туда б — туда б. Повтор слов: гор — горами. Старославянские слова: брег (берег). Риторическое обращение: Казбек! Символы: Вожделенный брег (желанный берег), куда можно пристать после долгого, трудного пути, плавания в штормовом океане. Море — символ человеческой жизни. | В стихотворении М. Ю. Лермонтова такого изобилия тропов мы не видим. Противопоставление: НО. Междометие: О. Однородные члены предложения: гниет и гнется; бурь и дождей; молился и плакал. Олицетворение (развернутое): как будто он хочет схватить облака. Инверсия: крест деревянный; сбросил я; подъята рука. Анафора: и после бы — и с бурей. Символы: крест — символ очищения его другими от того, что его тяготит, лирический герой хорошо знает, что он будет делать: молиться и плакать, чтобы потом продолжить жизнь, став сильным, как буря, преодолевать все трудности. |
Цветовая характеристика и эмоциональная окраска. | Краски светлые: голубое небо; Казбек со снеговыми (белыми) вершинами; полупрозрачный, в белых облаках монастырь. В пушкинском описании царят гармония, свет и покой. | Краски темные: теснина — тесное, темное, черное ущелье; черный крест. Лермонтовские строки проникнуты чувством тревоги, тоски, страдания, напряжения. |
Стихотворный размер. | «Монастырь на Казбеке» написано любимым размером А. Пушкина — четырехстопным ямбом. Почти в каждой строчке поэт пользуется пиррихием, что придает строчке легкость, воздушность (вспомним «парит», «реющий», «облаками»). Поэт использует парную и перекрестную рифму: первые 4 строчки написаны парной рифмой последующие — перекрестной. Из этой закономерности выбивается 6 строчка «парит, чуть видный, над горами», повторяя рифму «лучами-облаками» и нарушая ожидаемую парную рифму «ковчег-брег». Это не случайность и не ошибка, таким образом поэт усиливает эффект ожидания, лишняя шестая строчка первой строфы совершает как бы лишний круг в небе — «парит». Поэт чередует мужскую закрытую рифму с женской открытой. | Напротив, М. Лермонтов написал свое стихотворение амфибрахием, это делает его звучание более размеренным и медлительным.?Мужская перекрестная рифма придает стихам некоторую жесткость и решительность. Ритмический?рисунок стихотворения? трехсложный размер.?Обилие?глаголов усиливают? настроение лирического героя — он взволнован, угнетен, ищет выхода и не находит его. |
Настроение читателя. | У Пушкина нет такого тяжелого чувства безысходности, как у Лермонтова, его стихотворение более светлое. Ощущение красоты и величия «горного пейзажа»; вид монастыря настраивает на мысли о вечном; на читателя снисходит чувство умиротворения, возникает гармония, словно от светлой молитвы. | Настроение грустное, печальное, ощущение одиночества, безысходности. Невозможность подняться ввысь и там молиться плакать; мечта поэта сбросить там «оковы бытия» так и остается мечтой. Но возникший в поэтическом сюжете мотив движения начинает преобладать над грустным настроением. Появляется надежда, ведь после бурь рождается свет. |
жанр композиция ритмика рифма стихотворение.