Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Основная часть. 
Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Из ограниченного пространства «в теснине Кавказа» взор устремляется ввысь, где на вершине скалы «чернеет», «гниет» и «гнется от бурь и дождей» деревянный крест. Поэт рвется туда, где можно молиться и плакать, сбросив «цепь бытия», где можно освободить душу от оков условностей мира людей, суетной жизни. Через образ орла — сильной, выносливой птицы, которая может преодолеть большие пространства… Читать ещё >

Основная часть. Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Объект наблюдения.

Стихотворение А. С. Пушкина «Монастырь на Казбеке».

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Крест на скале».

Год написания.

А.С. Пушкин в эти годы сформировавшийся, зрелый человек, со своими взглядами на жизнь, общество.

М. Ю. Лермонтов еще подросток, шестнадцатилетний юноша со своим сложным внутренним миром.

Тема.

Основная часть. Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале».

Изображение вершины Кавказа и желание лирического героя подняться в вольной вышине:

«Высоко над семьею гор, Казбек; Туба б … поджаться к вольной вышине».

В теснине Кавказа я знаю скалу; О, если б взойти удалось мне туда…".

Мотив, композиция и организация пространства (хронотоп).

Особенностью композиций стихотворений является то, что они состоят из 2 частей: описания горы, вершины и выражения мечты, желания лирического героя.

И в названии стихотворений есть общее. В них отчетливо проступает тождественность: и монастырь, и крест как символ веры, и оба этих символа вознесены на горные вершины. Туда, ввысь, «взойти», «подняться» стремятся лирические герои. Только пушкинский герой мечтает о заоблачном, небесном, в «соседстве Бога», о царстве святой, очищающей душу молитвы, а герой Лермонтова в своем стремлении «приземлен». Его цель — слезная мольба до полного освобождения души от железных оков, обретение внутренней свободы для дальнейшего погружения в океан житейских бурь.

Мотив, композиция и организация пространства (хронотоп).

Место, где разворачивается картина:

«В теснине Кавказа я знаю скалу…» (теснина — тесное ущелье).

Значит, скала находится высоко.

Через образ орла — сильной, выносливой птицы, которая может преодолеть большие пространства, поэт делает картину выразительной. Но здесь есть только высота, нет широты, нет свободы, нет открытости. Сочетание «теснина» и образ орла создает тяжелую, лиричную, невеселую картину.

Место, где разворачивается картина:

Основная часть. Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале».

«В теснине Кавказа я знаю скалу…» (теснина — тесное ущелье).

Значит, скала находится высоко.

Через образ орла — сильной, выносливой птицы, которая может преодолеть большие пространства, поэт делает картину выразительной. Но здесь есть только высота, нет широты, нет свободы, нет открытости. Сочетание «теснина» и образ орла создает тяжелую, лиричную, невеселую картину.

Пушкин глазами художника созерцает величавую картину гор Кавказа, белоснежную вершину Казбека, заоблачные выси. Душа поэта рвется к «вольной вышине».

Изображению величественной горной панорамы, созданию образов царственного Казбека и находящегося в горах монастыря помогают.

  • 1. четкий, музыкальный, ритмический рисунок 4-х стопного ямба.
  • 2. пространственно-временные характеристики в словоформах и в словосочетаниях «высоко», «вечными», «в небе», «парит над головами», «к вольной вышине», «в заоблачную келью».

Время — пространство (хронотоп) здесь стремится к безграничности, беспредельности.

Обилие глаголов способствует созданию в стихотворении Лермонтова мотива движения. В этих строчках много динамики, экспрессии.

Из ограниченного пространства «в теснине Кавказа» взор устремляется ввысь, где на вершине скалы «чернеет», «гниет» и «гнется от бурь и дождей» деревянный крест. Поэт рвется туда, где можно молиться и плакать, сбросив «цепь бытия», где можно освободить душу от оков условностей мира людей, суетной жизни.

Характеристики пространства-времени здесь составляют вертикаль (земля — вершина скалы), и в высшей точке (крест) переходят в другое количсетво, в другое измерение — в недостижимую мечту поэта о свободе мятущейся души. Но эта свобода сродни бушующему ветру, буре.

Лирический герой и система образов Лирический герой и система образов.

Сопоставляя вторую часть пушкинского стихотворения и третью строку лермонтовского, понимаю, что стремления лирического героя прямо противоположное, две разные концепции духовной свободы.

Цель лирического героя — «подняться к вольной вышине» именно за тем, чтобы быть в соседстве с Богом, вдалеке от мирской суеты, в молитвах, в размышлениях о вечном.

Лирический герой жаждет именно такого светлого покоя, душевного счастья.

Образ монастыря многогранен. Поэт называет так Казбек, потому что, наверное, там, в вышине, царит покой одиночество, близость к Богу. «В заоблачную келью», — пишет поэт, имея в виду комнату для молитв, где человек наедине с Богом, в разговоре, в беседе с ним.

Герой мечтает взойти туда, чтобы «И после я сбросил бы цепь бытия» и быть там, где рождается буря. Ассоциацию с Богом дает только слово «молился». Само слово «Бог» не появляется в этом стихотворении.

«О, если б взойти удалось мне туда…».

Его туда оказалось восхождением не к кресту, а к буре «И с бурей братом назвался бы я», к той буре, которая гнет крест и является причиной его гниения. В борьбе креста и бури лирический герой оказывается на стороне стихии. И даже поднятая кверху рука у Лермонтова не символ обращения к Богу, а символ некой агрессии «схватить облака». В этом стихотворении можно обнаружить элементы героического пафоса.

Основные особенности поэтического языка на уровне морфологии Основные особенности поэтического языка на уровне морфологии.

Где покой и счастье, там мало действий. В стихотворении я насчитала 4 глагола и одно деепричастие.

А.С. Пушкин использует глагол сияет, как бы не акцентируя внимание на превосходстве Казбека. Глагол парит передает чувство духовной высоты и величавого спокойствия.

Существительных — 16.

Прилагательных — 9.

Наречий — 4.

Местоимение «твое» повторено дважды, а «мне» — один раз. Это явно показывает направленность не свою сторону, не собственное «я», а на другого, на собеседника.

Изобилие глаголов (14) и 2 причастия придают жажду деятельности, стремление к беспокойной жизни, буре, показывает неудовлетворенность жизнью, мятежность («гниет», «гнется», «чернеет»).

Употребление пяти местоимений «я», несомненно, подтверждает индивидуализм, одиночество, замкнутость, сосредоточенность героя на самом себе, своем мире.

Основные особенности поэтического языка на уровне синтаксиса.

В стихотворении.

А.С. Пушкина 5 предложений:

  • 1. [vvv, …]. Простое, повествовательное, невосклицательное, осложнено обращением.
  • 2. [ ]. Простое, повествовательное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотм.
  • 3. [ ]! Простое, восклицательное, односоставное, назывное.
  • 4. [ ]! Простое, восклицательное, односоставное, безличное.
  • 5. [ ]! Простое, восклицательное, односоставное, безличное, осложнено уточняющим членом предложения.

Это стихотворение более эмоционально: во 2 части три восклицательных предложения. В 1 части — обращение и обособленное определение придают торжественность и медлительность речи.

В стихотворении М. Ю. Лермонтова 6 предложений:

  • 1. [ ]. Простое, повествовательное, двусоставное.
  • 2. [ ]. Простое, односоставное, безличное.
  • 3. [ ], [ ]. Сложное, состоит из двух простых предложений.
  • 4. [ ], (). Сложное, состоит из двух простых предложений, сложноподчиненное.
  • 5. [ ], (). Сложное, состоит из двух простых предложений, сложноподчиненное.
  • 6. (), (); [ ]; [ ]. Сложное, состоит из четырех простых предложений.

Эмоциональная окраска этого стихотворения однообразна: пять предложений повествовательных, и одно — восклицательное.

Художественно-изобразительные средства.

Стихотворение А. С. Пушкина богато образными средствами.

Метафоры:

Вершина Кавказа — «царственный шатер», который сияет вечными лучами; «над семьею гор».

Эпитеты: царственный (шатер), вечными (лучами), вольной (вышине).

Олицетворение: монастырь парит.

Инверсия: высоко сияет.

Анафора: туда б — туда б.

Повтор слов: гор — горами.

Старославянские слова: брег (берег).

Риторическое обращение: Казбек!

Символы: Вожделенный брег (желанный берег), куда можно пристать после долгого, трудного пути, плавания в штормовом океане.

Море — символ человеческой жизни.

В стихотворении М. Ю. Лермонтова такого изобилия тропов мы не видим.

Противопоставление: НО.

Междометие: О.

Однородные члены предложения: гниет и гнется; бурь и дождей; молился и плакал.

Олицетворение (развернутое): как будто он хочет схватить облака.

Инверсия: крест деревянный; сбросил я; подъята рука.

Анафора: и после бы — и с бурей.

Символы: крест — символ очищения его другими от того, что его тяготит, лирический герой хорошо знает, что он будет делать: молиться и плакать, чтобы потом продолжить жизнь, став сильным, как буря, преодолевать все трудности.

Цветовая характеристика и эмоциональная окраска.

Краски светлые: голубое небо; Казбек со снеговыми (белыми) вершинами; полупрозрачный, в белых облаках монастырь. В пушкинском описании царят гармония, свет и покой.

Краски темные: теснина — тесное, темное, черное ущелье; черный крест. Лермонтовские строки проникнуты чувством тревоги, тоски, страдания, напряжения.

Стихотворный размер.

«Монастырь на Казбеке» написано любимым размером А. Пушкина — четырехстопным ямбом. Почти в каждой строчке поэт пользуется пиррихием, что придает строчке легкость, воздушность (вспомним «парит», «реющий», «облаками»).

Поэт использует парную и перекрестную рифму: первые 4 строчки написаны парной рифмой последующие — перекрестной. Из этой закономерности выбивается 6 строчка «парит, чуть видный, над горами», повторяя рифму «лучами-облаками» и нарушая ожидаемую парную рифму «ковчег-брег». Это не случайность и не ошибка, таким образом поэт усиливает эффект ожидания, лишняя шестая строчка первой строфы совершает как бы лишний круг в небе — «парит». Поэт чередует мужскую закрытую рифму с женской открытой.

Напротив, М. Лермонтов написал свое стихотворение амфибрахием, это делает его звучание более размеренным и медлительным.?Мужская перекрестная рифма придает стихам некоторую жесткость и решительность.

Ритмический?рисунок стихотворения? трехсложный размер.?Обилие?глаголов усиливают? настроение лирического героя — он взволнован, угнетен, ищет выхода и не находит его.

Настроение читателя.

У Пушкина нет такого тяжелого чувства безысходности, как у Лермонтова, его стихотворение более светлое.

Ощущение красоты и величия «горного пейзажа»; вид монастыря настраивает на мысли о вечном; на читателя снисходит чувство умиротворения, возникает гармония, словно от светлой молитвы.

Настроение грустное, печальное, ощущение одиночества, безысходности.

Невозможность подняться ввысь и там молиться плакать; мечта поэта сбросить там «оковы бытия» так и остается мечтой. Но возникший в поэтическом сюжете мотив движения начинает преобладать над грустным настроением. Появляется надежда, ведь после бурь рождается свет.

жанр композиция ритмика рифма стихотворение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой