Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Опытная работа с младшими дошкольникам по воспитанию культурно-гигиенических навыков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки;* не следует… Читать ещё >

Опытная работа с младшими дошкольникам по воспитанию культурно-гигиенических навыков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ состояния изучаемой проблемы в современной практике воспитания детей дошкольного возраста (материал констатирующего этапа работы).

Опытно-практическая работа проходила в ГОУ детский сад№ 15 СВАО г. Москвы с детьми младшего дошкольного возраста. Работой были охвачены 21 дошкольник, 20 родителей. Задачи констатирующего эксперимента:

Выявить взгляды родителей на проблему воспитания культурно-гигиенических навыков.

Определить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у дошкольников. Методы исследования: — наблюдения за детьми; - анкетирование родителей; - беседы с родителями;

— анализ плана воспитательно-образовательной работы воспитателей;

Для выявления взглядов семьи на исследуемую проблему воспитания культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников, в период с 20.04.2015 по 17.05.2015 было проведено анкетирование для родителей. В анкетировании участвовало 15 родителей (Приложения № 1). Анкета включала в себя следующие вопросы:

Для чего нужен детям режим дня?

Назовите предметы гигиены, которыми может пользоваться только ваш ребенок?

Назовите предметы гигиены, которыми могут пользоваться все члены семьи?

Соблюдает ли ваш ребенок гигиенические требования: чистит зубы каждый день, моет руки (после туалета, перед едой, по мере загрязнения, после прогулки), самостоятельно ходит в туалет, умеет пользоваться туалетной бумагой, причесывает волосы, пользуясь расческой, пользуется носовым платком, складывать аккуратно свою одежду, убирать за собой посуду, есть пользуясь столовыми приборами, пользоваться салфеткой, убирать за собой игрушки?

Анализ анкет показал, что в первом вопросе в котором нас интересовало отношение родителей к режиму дня, большая часть родителей (7чел.), считает, что режим дня необходим для здоровья ребенка, 5 родителей считают, что режим дня приучает ребенка к дисциплине и порядку, 3 человека считают, что режим дня нужен для нормального развития ребенка, 1 человек — для дальнейшего успешного обучения в школе, 1 человек — думает, что в режимном процессе у ребенка формируются навыки личной гигиены. Во втором вопросе родители перечисляли предметы гигиены, которыми может пользоваться только ребенок.

Таблица 1.

Личные предметы гигиены.

Предметы гигиены.

Количество человек.

Зубная щетка.

Зубная паста.

Расческа.

Носовой платок.

Полотенце.

Мыло.

Мочалка.

Посуда.

Постельное белье.

Шампунь.

Стиральный порошок.

Туалетная бумага.

В третьем вопросе нас интересовали предметы гигиены, которыми могут пользоваться все члены семьи.

Таблица 2.

Общие предметы гигиены.

Предмет гигиены.

Количество человек.

Мыло.

Шампунь.

Туалетная бумага.

Зубная паста.

Посуда.

Гель.

Носовые платки.

Полотенце.

Зубная щетка.

Мочалка.

Расческа.

Кухонное полотенце.

В четвертом вопросе нас интересовало, какие гигиенические требования ребенок выполняет сам.

Таблица 3.

Выполнение гигиенических требований.

Предмет гигиены.

Количество человек.

Чистит зубы каждый день.

Моет руки:

После туалета Перед едой По мере загрязнения После прогулки.

  • 14
  • 15
  • 13
  • 15

Самостоятельно ходит в туалет.

Умеет пользоваться туалетной бумагой.

Причесывает волосы, пользуясь расческой.

Пользоваться носовым платком.

Складывает аккуратно свою одежду.

Убирает за собой посуду.

Ест пользуясь столовыми приборами.

Пользоваться салфеткой.

Убирать за собой игрушки.

Таким образом, анализ анкет показал, что родители имеют представления о воспитании культурно-гигиенических навыков у детей, но они отмечают, что есть определенные культурно-гигиенические навыки, которые не в полной мере сформированы у детей — это умение складывать аккуратно одежду, убирание посуды и игрушек.

В период с 20.04.2015 по 17.05.2015 велось наблюдение за детьми группы по следующим направлениям: умением следить за внешним видом, умением самостоятельно, аккуратно мыть руки и лицо, умение аккуратно есть, правильно пользуясь столовыми приборами. Результаты были обобщены и занесены в таблицы:

Таблица 4.

Критерии оценки.

Баллы.

Критерии.

Выполняет все сам, без помощи взрослого.

Выполняет сам с небольшой помощью взрослого, или не выполняет некоторые действия.

Не выполняет.

Таблица 5.

Уровень оценки.

Баллы.

Уровень.

Высокий.

6−8.

Средний.

0−5.

Низкий.

Таблица 6.

Умение следить за внешним видом.

№ п/п.

Имя ребенка.

Наблюдение.

баллы.

Сергей.

Не выполняет.

Александр

Выполняет сам с небольшой помощью взрослого.

Анастасия.

Выполняет сам с небольшой помощью взрослого.

Федор

Выполняет все сам, без помощи взрослого.

Виолетта.

Не выполняет некоторые действия.

Марк.

Не выполняет некоторые действия.

Виктор

Не выполняет.

Дмитрий.

Выполняет сам с небольшой помощью взрослого.

Ксения.

Выполняет все сам, без помощи взрослого.

Инна.

Выполняет сам с небольшой помощью взрослого.

Мария.

Выполняет сам с небольшой помощью взрослого.

Виктория.

Не выполняет некоторые действия.

Дарья.

Выполняет все сам, без помощи взрослого.

Яна.

Не выполняет некоторые действия.

Никита.

Не выполняет.

Кристина.

Выполняет сам с небольшой помощью взрослого.

Аня.

Выполняет все сам, без помощи взрослого.

Валерия.

Выполняет сам с небольшой помощью взрослого.

Глеб.

Не выполняет некоторые действия.

Егор

Выполняет все сам, без помощи взрослого.

Вероника.

Выполняет все сам, без помощи взрослого.

Таблица 7.

Умение самостоятельно, аккуратно мыть руки, лицо.

№ п/п.

Имя ребенка.

Наблюдения.

баллы.

Сергей.

Не выполняет.

Александр

Не выполняет некоторые действия.

Анастасия.

Не выполняет некоторые действия.

Федор

Выполняет все сам, без помощи взрослого.

Виолетта.

Не выполняет некоторые действия.

Марк.

Не выполняет.

Виктор

Не выполняет.

Дмитрий.

Выполняет все сам, без помощи взрослого.

Ксения.

Выполняет все сам, без помощи взрослого.

Инна.

Выполняет сам с небольшой помощью взрослого.

Мария.

Не выполняет некоторые действия.

Виктория.

Выполняет сам с небольшой помощью взрослого.

Дарья.

Выполняет сам с небольшой помощью взрослого.

Яна.

Не выполняет некоторые действия.

Никита.

Не выполняет некоторые действия.

Кристина.

Выполняет сам с небольшой помощью взрослого.

Аня.

Выполняет все сам, без помощи взрослого.

Валерия.

Выполняет все сам, без помощи взрослого.

Глеб.

Выполняет сам с небольшой помощью взрослого.

Егор

Не выполняет некоторые действия.

Вероника.

Выполняет все сам, без помощи взрослого.

Таблица 8.

Умение аккуратно есть, правильно пользуясь столовыми приборами.

№ п/п.

Имя ребенка.

Наблюдения.

баллы.

Сергей.

Выполняет сам с небольшой помощью взрослого.

Александр

Выполняет сам с небольшой помощью взрослого.

Анастасия.

Не выполняет некоторые действия.

Федор

Выполняет все сам, без помощи взрослого.

Виолетта.

Не выполняет некоторые действия.

Марк.

Не выполняет некоторые действия.

Виктор

Не выполняет.

Дмитрий.

Не выполняет некоторые действия.

Ксения.

Выполняет все сам, без помощи взрослого.

Инна.

Не выполняет некоторые действия.

Мария.

Выполняет сам с небольшой помощью взрослого.

Виктория.

Выполняет сам с небольшой помощью взрослого.

Дарья.

Не выполняет.

Яна.

Не выполняет некоторые действия.

Никита.

Не выполняет некоторые действия.

Кристина.

Не выполняет некоторые действия.

Аня.

Выполняет все сам, без помощи взрослого.

Валерия.

Не выполняет некоторые действия.

Глеб.

Не выполняет некоторые действия.

Егор

Выполняет сам с небольшой помощью взрослого.

Вероника.

Выполняет все сам, без помощи взрослого.

Таблица 9.

Сводная таблица.

№ п/п.

Имя ребенка.

Умение следить за внешним видом.

Взаимодействие с семьей Для действенности разработанной нами технологии была необходима тесная связь с родителями. Цель работы с родителями заключалась в том, что бы вызвать интерес к проблеме формирования культурно-гигиенических навыков, познакомить родителей с методикой воспитания культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников, подчеркнуть необходимость преемственности дошкольного учреждения и семьи по вопросам воспитания, оказать педагогическую помощь родителям.

План взаимодействия с семьей Оформление информационного стенда «Воспитание культурно-гигиенических навыков младших дошкольников».

Памятки:

" Навыки мытья рук и личной гигиены".

«Навыки опрятной еды».

«Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке».

Индивидуальные беседы с родителями на тему воспитания культурно-гигиенических навыков у малышей Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. Прежде всего, родителям следует:

  • * обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки;* не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста;
  • * в дошкольном возрасте дети должны усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные;* к навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенка следует научить полоскать рот, с четырех лет — правильно чистить зубы (сверху вниз — вверх, с наружной и внутренней стороны) перед ночным сном. Утром после сна достаточно полоскать рот. Полоскать рот теплой водой надо и после еды;* закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком. Приучать детей при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком;* совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой.

В основе работы с родителями лежал принцип сотрудничества и взаимодействия. Основными формами работы с родителями следующие: индивидуальные и групповые консультации, наглядная агитация, беседы. Наглядная агитация для родителей носила разноплановый характер: групповые стенды, информационные стенды в коридорах ДОУ.

Информационный стенд «Воспитание культурно-гигиенических навыков младших дошкольников» вызвал не у всех родителей интерес, многие читали, а многие не обращали внимания, т.к. торопятся на работу и с работы. Памятки «Навыки мытья рук и личной гигиены», «Навыки опрятной еды», «Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке», которые были розданы родителям домой, пользовались большим успехом, ознакомившись с ними, родители задавали вопросы, которые обсуждались в индивидуальных беседах.

Для выявления действенности нашей методики была необходима повторная диагностика.

Таблица 12.

Сводная таблица.

№ п/п.

Имя ребенка.

Умение следить за внешним видом.

Умение самостоятельно, аккуратно мыть руки, лицо.

Умение аккуратно есть, правильно пользуясь столовыми приборами.

Итог.

баллы.

уровень.

Сергей.

С.

Александр

С.

Анастасия.

С.

Федор

В.

Виолетта.

С.

Марк.

С.

Виктор

С.

Дмитрий.

С.

Ксения.

В.

Инна.

С.

Мария.

В.

Виктория.

В.

Дарья.

С.

Яна.

С.

Никита.

С.

Кристина.

В.

Аня.

В.

Валерия.

В.

Глеб.

С.

Егор

С.

Вероника.

В.

Таблица 13.

Сравнительная характеристика.

№ п/п.

Имя ребенка.

Итог.

Констатирующий этап.

Формирующий этап.

балл.

уровень.

балл.

уровень.

Сергей.

Н.

С.

Александр

С.

С.

Анастасия.

С.

С.

Федор

В.

В.

Виолетта.

С.

С.

Марк.

Н.

С.

Виктор

Н.

С.

Дмитрий.

С.

С.

Ксения.

В.

В.

Инна.

С.

С.

Мария.

С.

В.

Виктория.

С.

В.

Дарья.

С.

С.

Яна.

С.

С.

Никита.

Н.

С.

Кристина.

С.

В.

Аня.

В.

В.

Валерия.

С.

В.

Глеб.

С.

С.

Егор

С.

С.

Вероника.

В.

В.

У 4 детей уровень культурно-гигиенических навыков с низкого поднялся до среднего, а еще у 4 детей уровень поднялся со среднего до высокого.

Таким образом, в процессе опытно-практической работы была апробирована методика воспитания культурно-гигиенических навыков младших дошкольников. Наиболее эффективными оказались следующие формы работы с детьми и взаимодействия с семьей:

Занятия с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков Памятки для родителей У детей повысились культурно-гигиенические навыки и заинтересованность о своем здоровье. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке, стали опрятнее одеваться, стали следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок. Родители стали помогать детям и воспитателям овладевать культурно-гигиеническими навыками. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что воспитательно-образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН, в соответствии с программой, сеткой занятий и режимом дня. Делая вывод о работе с родителями можно сказать, что взаимодействие детского сада с семьями воспитанников носит систематический, плановый характер.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой