Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Теоретические основы формирования коммуникативной культуры школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одни ученые утверждают, что термин «коммуникация» охватывает понятие «общение», таким образом, «коммуникация» — термин шире. Другие считают, что «общение» шире «коммуникации». Третьи говорят о том, что это разные понятия, которые имеют существенные различия. «Коммуникация представляет собой субъектно-объектное отношение, в то время как общение носит не только и не столько информационный характер… Читать ещё >

Теоретические основы формирования коммуникативной культуры школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность и содержание коммуникативной культуры

В данной работе мы будем опираться на определение, которое сформулировано такой наукой, как педагогика.

Коммуникативная культура — мера способности и готовности отдельных людей, групп и коллективов вступать в контакт и усваивать целенаправленно передаваемую информацию. Это мера организованной деятельности отдельных педагогов и педагогических коллективов в социализации подрастающего поколения.

Однако стоит заметить, что рассматриваемый нами термин состоит из двух слов, которые в свою очередь надо понимать и знать их смысл.

Коммуникация — это процесс взаимодействия людей на основе обмена информацией между субъектом, организацией, культурой, властью и обществом, бизнесом и обществом.

Культура определяется как способ жизнедеятельности человека, исторически определенный уровень развития общества, сил и способностей человека, ступень общественного, умственного и нравственного развития, присущая кому-либо. Частью общей культуры человека является коммуникативная культура[1].

Культура как понятие прошла в своем развитии путь от идей греческих софистов, римских стоиков до воззрения мыслителей XVIII—XX вв. Здесь закручены одной спиралью понимание культуры как общего процесса интеллектуального, духовного и эстетического развития, способа существования или образа жизни и понимание цивилизации как смысла исторического процесса и его достижений: совершенствование нравов, утверждение законности и социальной стабильности. Именно такое единение ценно для понимания коммуникативной культуры.

Однако стоит подчеркнуть, что в науке наряду с термином «коммуникативная культура» существует термин «культура речевого общения». Возникает вопрос: синонимичны ли данные понятия?

Одни ученые утверждают, что термин «коммуникация» охватывает понятие «общение», таким образом, «коммуникация» — термин шире. Другие считают, что «общение» шире «коммуникации». Третьи говорят о том, что это разные понятия, которые имеют существенные различия. «Коммуникация представляет собой субъектно-объектное отношение, в то время как общение носит не только и не столько информационный характер, сколько практический и духовный». Иными словами, «процесс общения заключается не просто в обмене мыслями и мнениями, а разработке нового блока информации, которая будет объединять коммуникантов, вступающих в диалогическое взаимодействие.

Рассмотрим точки зрения конкретных ученых на данную проблему.

Методист О. М. Фаенова считает, что «культура речевого общения — высокоразвитое умение осуществлять коммуникацию соответственно нормам, исторически сложившимся в данном языковом коллективе, с учетом психологических механизмов воздействия на адресата, а также используя лингвистические средства и способы реализации такого общения, с целью достижения наибольшего прагматического результата».

Согласно точки зрения О. М. Фаенова «культура речевого общения термин широкий. Он включает в себя и мышление, и языковые и внеязыковые знания, и культуру речи.

Чешский лингвист К. Гаузенблас рассматривает «коммуникативную культуру» как часть «культуры речевого общения"[6].

Известный российский ученый О. Б. Сиротина высказывает по этому поводу свою точку зрения: «Культура речевого общения — коммуникативная культура», которая включает в себя:

  • а) владение необходимым набором средств и разновидностей общения.
  • б) способность строить общение в соответствии со своими целями, достигая максимальной эффективности коммуникативных действий.
  • в) стремление учитывать в общении не только собственную позицию, но и позиции, интересы партнеров по общению и общества в целом.
  • г) умение сосредоточиваться на самом процессе общения, на искусности, совершенстве его форм, его организации.

В.Ю. Жуков группу правил, которые составляют «коммуникативную культуру»:

  • 1) правила коммуникативного этикета (определяют порядок обращения и представления, выбор обращения и многое другое).
  • 2) правила согласования коммуникативного взаимодействия (задают тип общения: светское, деловое и т. д.)
  • 3) правила самоподачи (определяют индивидуальный успех отдельных участников общения).

Данные показывают, что «коммуникативная культура» нечто целое, нежели часть чего-то.

Несмотря на различие подходов к определению исследуемых понятий, существуют и точки соприкосновения. Так, «коммуникативная культура» и «культура речевого общения» рассматриваются как один из компонентов общей культуры человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что в русском языке граница между понятиями «коммуникативная культура» и «культура речевого общения» существует. Данные термины не являются синонимами. Более того, «коммуникативная культура» — это культура общения, в то время как «культура речевого общения» связана только с речью, поэтому некоторые лингвисты приравнивают её к термину «культура речи"[15].

История изучения коммуникации как главной составляющей коммуникативной культуры берёт своё начало в античности. Так древнегреческий философ Платон писал, что государство должно обеспечивать информационное поле (прототип коммуникации) необходимое для обмена информацией.

Аристотель создал модель коммуникации. Он выделял три составляющих процесса коммуникации: оратор (коммуникант) — речь (сообщение) — аудитория (коммуникант).

Всестороннее изучение основ коммуникативной культуры началось в XX веке. Данная проблема рассматривается в рамках таких наук, как философия, педагогика, психология и других.

В числе первых, кто в начале XX века обратился к проблеме коммуникации, был немецкий философ Карл Ясперс. В коммуникации он видел путь к подлинно человеческому существованию и придавал ей важное значение. Коммуникация для Ясперса, прежде всего, это способ обнаружения моей экзистенции (свободы) не только для других, но и для меня. То есть, когда я «открываю душу» другому человеку, я сам лучше начинаю себя понимать. При истинной коммуникации происходит взаимопонимание, когда начинаешь ценить и понимать «душу» другого. По Ясперсу, экзистенциальная коммуникация — это высшая форма общения, противоречащая, чьим угодно претензиям на исключительность, ей претит любая нетерпимость.

Становление коммуникативной культуры личности, осмысление ценности человека, его индивидуальности и самобытности как субъекта общения нашло отражение в работах В. В. Зеньковского, В. С. Соловьева, С. Л. Франка, В. В. Розанова и др. «Коммуникативная культура» как социально-психологический механизм рассматривается в трудах В. С. Библера, М. С. Кагана, Л. С. Когана, М. К. Мамардашвили, М. Хайдеггера, где представлено ее осмысление в контексте реализации высших ценностей развития личности. Так при изучении коммуникации М. Хайдеггер особое внимание уделял языку как средству существования и некой сущности, проявляющейся через речь, говорение — «сказ». Язык, по Хайдеггеру, является условием взаимопонимания, что необходимо при истинной коммуникации[18].

Становление коммуникативной культуры рассматривается как постижение личностью своей целостности путем самореализации в общественно значимой творческой деятельности (М.М. Бахтин, Н. А. Бердяев, М. С. Каган и др.). Труды М. М. Бахтина, Э. Гуссерля, А. Ф. Лосева, М. Хайдеггера позволяют рассматривать собственные усилия личности по самосовершенствованию как активный механизм процесса становления коммуникативной культуры, выполняющий роль внутреннего регулятора. Например, Михаил Михайлович Бахтин главным средством познания самого себя считает диалог, так как человек не видит своих «границ». Только благодаря окружающим человек воспринимает себя как нечто цельное и определённое.

Психологические основы становления коммуникативной культуры личности отражены в трудах Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, С. Л. Братченко, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского и др. Так например, согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, усвоение норм поведения и, в частности коммуникативной культуры, происходит через принятие тех правил, которые свойственны данному обществу, то есть ребёнок усваивает то, что видит и слышит. Г. М. Андреева, Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков рассматривают коммуникативную культуру личности как синоним термина «культура общения"[12].

Подведём итоги. В данном подпункте были выявлены сущность и содержание коммуникативной культуры. В частности в исследовании нашёл своё отражение вопрос о терминологической составляющей «коммуникативной культуры».

Был проведен анализ различия между двумя на первый взгляд синонимичными терминами «коммуникативная культура» и «культура речевого общения». Также были освещены истоки «коммуникативной культуры» и названы имена ученых, которые внесли свой вклад в развитие процесса формирования коммуникативной культуры.

В следующем параграфе будут рассмотрены основные компоненты, методы и методики формирования коммуникативной культуры школьников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой