Основные тенденции развития мировой торговли отдельными видами оборудования
Макросектор «Промышленное оборудование» по своей структуре достаточно сложен и включает большое число базовых машиностроительных отраслей (см. табл. 5.1). В нем наиболее важная роль принадлежит энергетическому оборудованию. Емкость этого сегмента сопоставима по стоимости со всеми другими видами промышленного оборудования, вместе взятыми. В номенклатуру этой группы входят: котлы, турбины гидро… Читать ещё >
Основные тенденции развития мировой торговли отдельными видами оборудования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Существенные перемены происходят во всех сегментах торговли машинами и оборудованием. Главные из них, как было отмечено в предыдущем параграфе, связаны с изменениями наполнения номенклатуры этой группы товаров и сменой состава лидеров в области экспорта и импорта.
Макросектор «Промышленное оборудование» по своей структуре достаточно сложен и включает большое число базовых машиностроительных отраслей (см. табл. 5.1). В нем наиболее важная роль принадлежит энергетическому оборудованию. Емкость этого сегмента сопоставима по стоимости со всеми другими видами промышленного оборудования, вместе взятыми. В номенклатуру этой группы входят: котлы, турбины гидро-, паровые и газовые, оборудование газораспределительных станций; компрессоры, оборудование для атомных электростанций, для производства энергии на базе возобновляемых источников и т. п. Производство энергетического оборудования сконцентрировано в руках небольшого числа крупнейших компаний, в числе которых три лидера: «General Electric» — 24% мирового производства, «Alstom» -16% и «Siemens» -10%[1]. Россия, хотя и остается в числе немногих государств, располагающих возможностями производства практически всего спектра энергетического оборудования для любого типа объектов традиционной энергетики, международной конкуренции уже не выдерживает. Доля всех российских компаний в мировом производстве — 2%. Быстро наращивает производственный и экспортный потенциал Китай. Китайская продукция, по оценкам экспертов, пока еще уступает по качеству российской, однако имеет привлекательную цену и выгодные условия платежа.
Мировой экспорт энергетического оборудования характеризуется высокой динамикой (в текущих ценах, млрд долл.): 1997 г. — 6,5, 2000 г. — 7,3, 2005 г. — 11,8, 2008 г. — 21,9, 2009 г. — 18,7, 2010 г. — 22,2 и 2011 г. — 24,3. Эти данные свидетельствуют о том, что на протяжении 15 лет наблюдался процесс поступательного роста мирового экспорта энергетического оборудования, с одним спадом в 2009 г., который был быстро преодолен. По данным за 2011 г., наиболее крупным экспортером была Германия — 3,3 млрд долл. (16% мирового экспорта). За ней следовали: США — 2,7 млрд долл. (11%) и Япония — 2,2 млрд долл. (9,1%). На четвертое место вышел Китай, доля которого в мировом экспорте энергетического оборудования составила 7,1% (1,7 млрд долл.)[2], в десятку крупнейших экспортеров энергетического оборудования входила Россия -1,3 млрд долл. (5,2%). На мировом рынке достаточно известна российская компания ОАО «Силовые машины»[3].
Сегмент электроники развивается наиболее динамично и для него характерны наибольшие изменения в номенклатуре экспорта и импорта. Она формируется из трех больших сегментов: электронные компоненты, офисная техника и телекоммуникационное оборудование.
В группу электронных компонентов включены интегральные схемы, полупроводники, печатные платы, электромеханические компоненты, электронные лампы, трубки и т. д. В числе лидеров: Сингапур — 16,9% всего экспорта, Китай — 14,1, Тайвань -13,3%. Заметно снижается доля в мировом экспорте этой группы товаров европейских стран, традиционных лидеров отрасли. Если в 2005 г. доля ЕС в экспорте электронных компонентов и интегральных схем составляла 18,1%, то в 2011 г. — 13,3%. Такая ситуация заставляет европейские компании усиливать внимание к развитию этого сектора[4].
Импортерами интегральных схем и электронных компонентов выступают те же страны, что и экспортируют указанную продукцию (Китай, страны ЕС, Сингапур, США и др.). На 15 лидеров в области экспорта и импорта интегральных схем и компонентов приходится 97−98% всей торговли. Эти данные свидетельствуют об очень высокой концентрации производства электронных компонентов и взаимозависимости производителей (см. прил. 9).
В 2010 г. российский рынок электронных компонентов, в том числе полупроводников, пассивных и электромеханических компонентов, оценивался в 1,9 млрд долл. В 2011 г. рост составил 25%, объем рынка увеличился до 2,4 млрд долл, (в 2002 г. он не превышал 496 млн долл.). Российский рынок отличается присутствием множества мелких и средних производственных компаний и дистрибьюторов.
По данным Минпромторга России, за последние 10 лет рынок демонстрировал существенные темпы роста, иногда превышавшие 30%, за исключением кризисного 2009 г., когда он «просел» на 38%, с 1,72 млрд до 1,12 млрд долл. В 2010 г. были зафиксированы самые высокие темпы роста — 32%.
Доля компонентов отечественного производства на рынке в России за период 2006—2011 гг. достигла 40%. В 2015 г., по оценкам, их доля может вырасти до 50%. Около 80% отечественных электронных компонентов в России сейчас используется в гражданской продукции. В целом структура потребления выглядит следующим образом: производство оборудования связи — около 24%, производство промышленной электроники — около 19%, ВПК — 18%, производство бытовой электроники — 6%.
На сегодняшний день в России в радиоэлектронной промышленности задействованы свыше 400 предприятий, из которых более 130 осуществляют внешнеэкономическую деятельность. Их продукция экспортируется в 62 страны мира. Импорт осуществляется из 65 стран. Крупнейшими интегрированными структурами в этой отрасли являются концерны «Вега», «Алмаз-Антей», «Созвездие» .
С конца 2010 г. ведется формирование еще двух интегрированных концернов: «Автоматика» и «Системы управления» .
Источник: URL: efo.ru/news/news.pl?a=l&id=3762.
Быстрыми темпами растет торговля офисным оборудованием. Этот сегмент включает компьютеры всех видов, их узлы, части и принадлежности, печатающие устройства, электронные носители информации, конторскую технику.
Таблица 5.4. Экспорт офисного оборудования и оборудования электронной обработки данных, млн долл.
Страна | 1990 г. | 2000 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. |
Мир | -. | 371 415. | 461 561. | 545 926. | 553 210. |
Бразилия. | |||||
Канада. | |||||
Китай. | 18 638. | 157 321. | 205 991. | 218 460. | |
ЕС (27). | -. | 113 286. | 130 734. | 132 303. | 133 563. |
Внутрирегиональный экспорт. | -. | 87 358. | 99 600. | 100 538. | 99 141. |
Экспорт из региона. | -. | 25 928. | 31 134. | 34 423. | |
Гонконг (КНР). | 16 402. | 32 922. | 43 724. | 49 615. | |
в том числе реэкспорт. | 15 465. | 32 768. | 43 573. | 49 305. | |
Индия. | |||||
Индонезия. | |||||
Япония. | 24 832. | 35 209. | 18 372. | 20 726. | 19 931. |
Республика Корея. | 19 633. | 11 170. | 14 874. | ||
Малайзия. | 20 689. | 23 703. | 17 895. | ||
Мексика. | -. | 11 757. | 10 521. | 15 950. | 18 690. |
Филиппины. | |||||
Сингапур | 31 118. | 24 824. | 29 698. | 27 704. | |
Тайвань. | 29 309. | 11 105. | 11 117. | ||
Таиланд. | 15 606. | 18 379. | 16 581. | ||
США. | 27 766. | 57 595. | 39 639. | 45 826. | 50 162. |
Вьетнам. | -. |
Источник: URL: wto.org/english/res_e/statis_e/its2012_e/itsl2_ merch_trade_product_e.htm.
На офисное оборудование приходится около трети мировой торговли электроникой. Здесь крупнейшим экспортером в 2011 г. был Китай — 218,5 млрд долл. (39% мирового объема), далеко опередивший таких традиционных экспортеров, как страны ЕС — 133,5 млрд долл., США — 50,1 млрд долл, (табл. 5.4). Китайский экспорт увеличивается гигантскими темпами: за 11 лет (с 2000 по 2011 г.) он вырос в 11 раз. Из числа развивающихся стран сильные позиции в этом сегменте имеют Гонконг (КНР) — 49,6 млрд долл., при том, что подавляющую часть объема его поставок представляет реэкспорт, Сингапур — 27,7 млрд долл., Республика Корея -12,2 млрд долл. Основными импортерами офисного оборудования являются США, Германия, Китай, Нидерланды. На 11-м месте была Россия с объемом закупок 1,1 млрд долл.[5] Россия является чистым импортером этого вида техники. Сектор офисного оборудования оказывается очень привлекательным для зарубежных инвестиций. Например, недавно «Samsung» создал в Китае производство последнего поколения жидкокристаллических дисплеев в г. Сучжоу и объявил об инвестициях в объеме 7 млрд долл. в строительство в г. Сиане завода по производству оперативной памяти для мобильных устройств, который станет вторым по размерам предприятием компании в этой области. С участием иностранных инвестиций за последние пять лет в Китае было создано 1800 совместных исследовательских центров[6].
Мировыми лидерами в области производства офисного оборудования выступают компании «Samsung», «Hewlett Packard», «Dell», «Lenovo», «Acer», ASUS, «Panasonic», «Epson», «Ricoh», «Lexmark», «Konica Minolta», «Xerox», «Brother», «Katun» и др.
Также интересно рассмотреть изменения на рынке телекоммуникационного оборудования. В эту группу включены телефоны, телевизоры, мониторы, видеотехника, радиоаппаратура, навигационное оборудование, любая техника для приема и воспроизведения звука и изображения. На этот сегмент приходится 35% мировой торговли электроникой.
Удивляют результаты деятельности китайской компании «Lenovo». Это — технологическая компания с капитализацией в 30 млрд долл., является вторым по величине производителем ПК в мире. Ее филиалы расположены в более чем 160 странах. А начала свою деятельность она в 2004 г. Большим импульсом роста стало приобретение ранее принадлежавшего IBM подразделения персональных компьютеров. В продуктовой линейке компании представлены персональные компьютеры для бизнеса под брендом «Think», компьютеры для индивидуальных пользователей под брендом «Idea», а также серверы, рабочие станции и мобильные интернет-устройства, включая планшеты и смартфоны. «Lenovo» входит в список крупнейших международных компаний «Fortune Global 500». На ее предприятиях работает 30 тыс. человек. Основные исследовательские центры компании расположены в Ямато (Япония), в Пекине, Шанхае и Шеньжене (Китай), а также в г. Рейли (шт. Северная Каролина). Результаты Lenovo опережают индустрию и по итогам года. Поставки компьютеров Lenovo в 2012/2013 финансовом году возросли на 10,2%, при этом общие мировые поставки снизились на 8,1%. Темп роста по итогам года оказался выше, чем у любого из производителей. Наибольшая доля рынка принадлежит Lenovo в родном Китае — 31,7%. Доля в Северной Америке составляет 9,3%, в регионе Европа, Ближний Восток, Африка — 11,8%. Компания является лидером продаж в Китае, России, Японии, Германии.
Источник: URL: lenovo.com/lenovo/us/en/our_company. html.
Стоимость экспорта телекоммуникационного оборудования выросла со 139,0 млрд долл, в 1997 г. до 557,9 млрд долл. в 2011 г.; импорта — со 145,9 млрд до 506,2 млрд долл. Практически треть экспорта в 2011 г. пришлась на Китай — 162,2 млрд долл. (32% мирового объема). На втором месте был Гонконг (КНР) — 64,0 млрд долл. (12,7%). Из развитых стран в десятке лидеров с большим отрывом от Китая были (млрд долл., в текущих ценах): США- 38,2, Германия — 18,1, Нидерланды — 17,4, Япония — 12,2. Из числа развивающихся стран крупными экспортерами были: Республика Корея — 35,4, Мексика — 18,5, Венгрия — 13,6 (табл. 5.5).
Основными импортерами телекоммуникационного оборудования в 2011 г. выступали (млрд долл, в текущих ценах): США — 93,1, Гонконг (КНР) — 58,4, Китай — 43,9, Япония — 26,3, Мексика — 25,4. Россия была на 13-м месте — 11,0 млрд долл.[5]
Таблица 5.5. Динамика мировой торговли телекоммуникационным оборудованием, млрд долл., в текущих ценах.
Годы | ||||||||
Импорт | 139,0. | 221,7. | 344,7. | 432,4. | 471,3. | 408,4. | 492,3. | 557,9. |
Экспорт | 145,7. | 171,8. | 355,2. | 417,2. | 451,2. | 384,2. | 446,6. | 506,1. |
Источник: International Merchandise Trade Statistics Yearbook, 2012. URL: comtrade.un.org/pb/CommodityPagesNew.aspx?y=2011.
Наиболее быстро растет рынок смартфонов. В 2012 г. было выпущено 712 млн устройств — на 47% больше по сравнению с предыдущим годом, а в 2011 г. рост поставок смартфонов составил 67% по сравнению с 2010 г. — 485 млн штук. В 2013 г., по оценке, было выпущено 1 млрд ед., что позволило этой продукции занять более половины мирового рынка мобильных телефонов. В 2016 г., как ожидается, ее доля на рынке мобильной техники возрастет до 85%. Отгрузки обычных телефонов в 2012 г. сократились на 17% и, по оценкам, в 2013 г. упали еще на 20%. Среднегодовые темпы роста рынка коммуникаторов в период с 2011 по 2016 г. оцениваются специалистами в 29%, что в семь раз больше, чем у всего мобильного рынка. У традиционных трубок показатель окажется отрицательным (-24%).
Крупнейшими производителями смартфонов выступают компании «Samsung» и «Apple» (34 и 15% мирового рынка), которые вдвоем поставили в 2012 г. 354 млн устройств и, по оценке, увеличат объемы до 480 млн ед. в 2013 г. Однако доля их должна снизиться до 49% из-за активности китайских компаний. В 2012 г. ZTE, «Lenovo» и «Huawei» отгрузили порядка 80 млн смартфонов, увеличив свой результат 2011 г. в три раза. Вместе с тем традиционные производители «Nokia», RIM и НТС, которые некогда считались лидерами рынка смартфонов, свои позиции стремительно теряют. В 2011 г. каждая из этих компаний контролировала около 10% продаж, в 2013 г. их доли составили по 3%[8]. Доля офисного и телекоммуникационного оборудования в региональной торговле представлена в табл. 5.6.
Таблица 5.6. Доля офисного и телекоммуникационного оборудования в региональной торговле товарами, %
Регион | Экспорт | Импорт |
Мир в целом. | 9,4. | 9,4. |
Северная Америка. | 9,3. | 12,3. |
Южная и Центральная Америка. | 0,8. | 6,4. |
Европа. | 5,8. | 7,7. |
СНГ. | 0,4. | 5,1. |
Африка. | 0,5. | 4,6. |
Ближний Восток. | 1,1. | 6,2. |
Азия. | 19,1. | 12,6. |
Австралия, Япония и Новая Зеландия. | 7,9. | 9,8. |
Прочая Азия. | 21,9. | 13,3. |
Источник: URL: wto.org/english/res_e/statis_e/its2012_e/itsl2.merch_trade_product_e.htm.
Группа " транспортные средства" включает в себя автотехнику, авиатехнику, суда и другие плавсредства, железнодорожный транспорт, прочие транспортные средства. Эта группа под давлением опережающего развития торговли электроникой теряет свою долю в мировом экспорте машин и оборудования, и сейчас на нее приходится около 25% стоимости. Следует отметить, что торговля этой продукцией наиболее пострадала в результате кризиса и по многим направлениям только восстанавливает свои позиции 2007−2008 гг.
Основную роль в этом макросегменте играет автотехника. Автомобилестроение — крупнейшая и быстро развивающаяся отрасль машиностроения, тесно связанная со многими другими секторами народного хозяйства: химической, стекольной, текстильной промышленностью, черной и цветной металлургией и др., которые поставляют для него материалы и компоненты. В свою очередь, эксплуатация автомобилей связана с нефтехимической и топливной промышленностью. Положение на автомобильном рынке зависит как от инвестиционного спроса (грузовые автомобили, автобусы и пр.), так и от уровня благосостояния и потребительского спроса населения, его предпочтений, моды, рекламы.
К рынку автотехники относятся легковые, грузовые и специализированные (пожарные машины, передвижные научные лаборатории, машины скорой помощи, автокраны, автобуровые и т. д.) автомобили, автобусы, запасные части и комплектующие. В структуре рынка на легковые автомобили приходится 55% и 15% на грузовые автомобили и автобусы. Доля продукции автомобилестроения в мировом экспорте и импорте в 2011 г. составляла 7,2%. При этом в торговле развитых стран Северной Америки, Европы и Японии она превышала 10%[9]. Ежегодный экспорт автомобилей оценивается в 700 млрд долл., еще 300 млрд приходится на автомобильные комплектующие и 300 млрд по меньшей мере составляет торговля товарами, используемыми в производстве или обслуживании автомобилей (без учета топлива), но классифицируемыми в других товарных группах. Например, мировая торговля двигателями внутреннего сгорания составляет около 150 млрд долл., подавляющую ее часть формируют именно автомобильные двигатели[10].
До недавнего времени автомобилестроение и соответственно торговля автотехникой были сконцентрированы в трех центрах — США, Япония и Европа (Германия). Однако с началом 2000;х гг. опережающими темпами увеличиваются производство и экспорт развивающихся стран и их доля на мировом рынке неуклонно растет. Эта тенденция была усилена мировым кризисом, под воздействием которого европейский рынок существенно сузился. Для Японии трагичными оказались последствия цунами 2011 г.
В 2000 г. мировое производство автомобилей составляло 58,4 млрд ед., из них на легковые приходилось 41,2 млрд ед., 17,1 млрд составляли коммерческие автомобили. Лидерами автомобилестроения были (млн ед.): США — 12,8, Япония — 10,1, Германия — 5,5. При этом в производстве легковых автомобилей лидировала Япония — 8,8 млн ед., производство в США составило 5,5 млн ед., Германии — 5,1 млн ед. К 2011 г. картина поменялась. На первое место с большим отрывом от конкурентов вышел Китай — 19,1 млрд ед., на втором месте были США, на третьем — Япония. За прошедший период выпуск автомобилей в Китае вырос почти в 10 раз, а в США он сократился на 24%, в Японии и Германии практически оставался на месте. За это время в 7,8 раза выросло производство автомобилей в Индии, в три раза — в Иране, в два раза — в Бразилии, в 2,6 раза — в Чехии, почти в два раза — в России (табл. 5.7). В 2013 г., по данным Китайской ассоциации автомобильной промышленности, в Китае было произведено 22,1 млн и продано 22 млн автомобилей, что соответственно на 14,7 и 13,9% больше, чем годом ранее. Таким образом, по этим показателям Китай уже пять лет подряд занимает первое место в мире[11].
Таблица 5.7. (Мировое производство автомобилей, 2012 г. по сравнению с 2000 г., тыс. ед.
Страна | 2012 г. | 2000 г. | |||||
Легковые | Коммерческие | Всего | Изменение к 2011 г., % | Легковые | Коммерческие | Всего | |
Аргентина. | 497,4. | 267,1. | 764,5. | — 7,8. | 238,9. | 100,7. | 339,6. |
Бразилия. | 2623,7. | 718,9. | 3342,6. | — 1,9. | 1351,9. | 329,5. | 1681,4. |
Канада. | 1040,3. | 1423,4. | 2463,7. | 15,4. | 1550,5. | 1411,1. | 2961,6. |
Китай. | 15 523,7. | 3748,2. | 19 271,9. | 4,6. | 604,7. | 1464,3. | 2069,1. |
Чехия. | 1171,8. | 7164,0. | 1178,8. | — 1,7. | 428,2. | 27,3. | 455,5. |
Франция. | 1682,8. | 285,0. | 1968,0. | — 12,3. | 2879,8. | 468,6. | 3348,3. |
Германия. | 5388,5. | 260,8. | 5649,3. | — 8,1. | 5131,9. | 394,7. | 5526,6. |
Индия. | 3285,5. | 859,7. | 4145,2. | 5,5. | 518,0. | 283,4. | 801,4. |
Иран. | 848,0. | 141,1. | 989,1. | — 40,0. | 275,0. | 3,0. | 278,0. |
Италия. | 396,8. | 275,0. | 671,8. | — 15,0. | 1422,2. | 316,0. | 1738,2. |
Япония. | 8554,2. | 1388,5. | 9942,7. | 18,4. | 8359,4. | 1781,3. | 10 140,7. |
Мексика. | 1810,0. | 1192,0. | 3002,0. | 12,0. | 1279,0. | 656,5. | 1935,5. |
Польша. | 540,0. | 107,8. | 647,8. | — 22,7. | 481,7. | 23,3. | 505,0. |
Россия. | 1968,8. | 262,9. | 2231,7. | 12,1. | 969,2. | 236,3. | 1205,6. |
ЮАР. | 274,9. | 264,6. | 539,5. | 1,3. | 230,6. | 126,8. | 357,4. |
Республика Корея. | 4167,1. | 390,6. | 4557,7. | — 2,1. | 2602,0. | 513,0. | 3115,0. |
Испания. | 1539,7. | 439,5. | 1979,2. | — 16,6. | 2366,4. | 666,5. | 3032,9. |
Турция. | 576,7. | 495,7. | 1072,4. | — 9,8. | 297,5. | 133,5. | 431,0. |
Велико британия. | 1464,9. | 112,0. | 1576,9. | 7,7. | 1641,5. | 172,4. | 1813,9. |
США. | 4105,9. | 6223,0. | 10 328,9. | 19,3. | 5542,2. | 7257,6. | 12 799,9. |
Всего, млрд долл. | 63,0. | 21,1. | 84,1. | 5.3. | 41,2. | 17,2. | 58,4. |
Источник: URL: oica.net/eategory/produaion-statistics.
На экспорт идет около 40% мирового производства автомобилей, при этом новые производители из развивающихся стран в большей мере ориентируют свою продукцию на внутреннего потребителя, спрос со стороны которого далек от насыщения. Около 10% рынка приходится на подержанные автомобили.
Самый большой спрос на автомобили предъявляет Китай. В 2012 г. там было продано 19,3 млн автомобилей отечественных и иностранных марок. Интересно, что лидерами роста авторынка Китая в 2012 г. (без учета местных марок) стали преимущественно люксовые европейские бренды — BMW, «Audi», а также «Jaguar» и «Land Rover». Спрос на автомобили BMW (326 тыс. машин) и «Audi» (405,8 тыс. машин) вырос за год на 30−40%, а для «Jaguar» и «Land Rover» Китай стал крупнейшим рынком сбыта: спрос на эти машины увеличился на 70% (73,3 тыс. машин в сумме для обеих марок).
Положительная динамика роста наметилась на автомобильном рынке США. В США в 2012 г. было продано 14,5 млн машин, что на 13% больше, чем годом ранее. Для местного авторынка 2012 г. стал лучшим за последние пять лет и ознаменовался возвращением к докризисным показателям (в 2007 г. в США было продано 16,1 млн машин). Интересно, что особенно быстро рос спрос на автомобили с альтернативными силовыми установками. По данным компании «Mintel», продажи гибридов и электрокаров выросли в США на 73% в 2012 г., достигнув показателя в 440 тыс. машин.
Большое потрясение пережил автомобильный рынок Японии в 2011 г. в связи с цунами, разрушившим десятки предприятий. В 2012 г. производство начало восстанавливаться, продажи выросли на 26% и достигли 3,39 млн машин. В Японии, как и в США, растет популярность экологически чистых малолитражных автомобилей. В 2012 г. объем продаж мини-каров с двигателями объемом до 660 см³ составил 2 млн ед. Причиной роста этих продаж, отмечает эксперт Ю. В. Бубнов, стали государственные субсидии, нацеленные на популяризацию экологически чистого транспорта. Государственная поддержка способствовала стабилизации ситуации в японском автопроме и началу нового роста[12].
В Европе общая социально-экономическая обстановка сказалась на состоянии автомобильного рынка, который пребывает в условиях жесткого кризиса — в ряде европейских стран в 2012 г. продажи автомобилей упали на 8,2% до 12 млн шт. Это худший результат с 1995 г. и самое сильное падение продаж с 1993 г. В Германии, в целом по результатам за 2012 г. продажи сократились на 2,9% до 3,1 млн ед.
Если в производстве и продажах лидируют развивающиеся страны, то в экспорте автотехники их роль намного скромнее. В десятку мировых экспортеров из числа развивающихся стран входят только Китай, Республика Корея и Мексика благодаря ориентированности своего производства на рынок США. Экспорт китайских автомобилей, как любой другой продукции, растет с опережением. В 2002 г. на экспорт было поставлено 28 тыс. автомобилей, в 2007 г. — 614 тыс., а в 2012 г. — 1050 тыс. Наиболее крупными покупателями китайских автомобилей являются Россия и Бразилия, велики поставки в страны Северной Африки и Ближнего Востока, в Латинскую Америку. Однако китайские предприниматели переносят сейчас акцент с экспорта готовых автомобилей на создание сборочных заводов за рубежом. Китайские автокомпании «Chery», «Great Wall Motor», «King Long» и «Li Fan» начали работу по формированию зарубежной сети производства[13].
В мировом экспорте легковых автомобилей уверенно лидирует Германия, в 2011 г. ее поставки равнялись 154 млрд долл. Второе место прочно занимает Япония, в 2011 г. экспортировавшая продукции на 87 млрд долл. В результате разрыв между первым и вторым местом в списке ведущих экспортеров составил 77%, чего не наблюдалось почти 40 лет. На третьем месте со второй половины 2000;х гг. стоят США (48 млрд долл, в 2011 г.), чему способствовали ослабление курса доллара и уменьшение емкости внутреннего рынка. Республика Корея в 2011 г. впервые в истории поднялась на четвертое место (41 млрд долл.), немного опередив Канаду (40 млрд долл.), которая до 2006 г. долгое время уверенно занимала третью позицию. Крупными экспортерами легковых автомобилей также выступают (млрд долл.): Великобритания (32 в 2011 г.), Испания (31), Бельгия (28), Мексика (27) и Франция (23).
Крупнейшим импортером легковых автомобилей традиционно выступают США, имеющие многократное преимущество над другими странами. В 2011 г. их преимущество над занимающей второе место Германией составило 2,8 раза: 124 млрд и 44 млрд долл, соответственно. На третье место в 2011 г. поднялся Китай (41 млрд долл.), при том, что в 2008 г. он только замыкал первую десятку. За прошедшие три года импорт легковых автомобилей в КНР вырос более чем в три раза. В число крупных покупателей легковых автомобилей также входят (млрд долл.): Франция (36 в 2011 г.), Великобритания (34), Италия (30), Бельгия (27) и Канада (23)[14].
Российский автомобильный рынок в последние годы находится на подъеме. В 2012 г. объем продаж достиг 2,7 млн ед., прирост по сравнению с 2011 г. составил 10%. Тем не менее достичь рекордного уровня 2008 г., когда было продано почти 3 млн автомобилей, пока не удалось — слишком сильным был спад в 2009 г., когда продажи «просели» почти в два раза (рис. 5.1). За 10 месяцев 2013 г., по данным Комитета автопроизводителей (АЕВ), в России было продано 2,28 млн новых автомобилей — на 7% меньше по сравнению с тем же периодом 2012 г.[15]
Бо?льшая часть российского рынка в настоящее время приходится на иномарки (табл. 5.8), собранные на территории России, — 45% в количественном измерении и 43% в стоимостном, доля продаж техники отечественных марок составляет 18,8% по физическому объему и только 9,4% по стоимости, доля импорта — 33,0 и 46,6% соответственно.
Рис. 5.1. Динамика продаж автомобилей на российском рынке, тыс. шт.
Источник: URL: oica.net/category/production-statistics.
Таблица 5.8. Структура продаж автомобилей в России.
Категории | Продажи, тыс. шт. | Продажи, млрд долл. | ||||
2012 г. | 2011 г. | Изменение, % | 2012 г. | 2011 г. | Изменение, % | |
Отечественные марки. | — 6,5. | 6,7. | 6,9. | — 3. | ||
Иномарки российского производства. | + 17. | 31,2. | 23,7. | + 32. | ||
Импорт новых автомобилей. | + 15. | 33,1. | 28,3. | + 17. | ||
Всего. | + 10. | 58,9. | + 21. |
Источник: Бубнов Ю. В. Указ. соч. С. 9.
В целом Россия занимает скромное место в списке мировых экспортеров машин и оборудования. Ее доля составляет около 1%, и нет никаких оснований рассчитывать на ее увеличение в ближайшее время. Темпы роста производства и экспорта машинотехнической продукции невелики. В 2012 г. экспорт увеличился по сравнению с предыдущим годом на 1,8%. При этом стоимостный объем поставок железнодорожного оборудования вырос на 20,1%, механического оборудования — на 11,8%, инструментов и аппаратов оптических — на 6,3%, электрического оборудования — на 2,0%, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) — на 10,4%. Этот рост во многом был связан с усилением инфляционной составляющей. Вопреки традиционным представлениям основными покупателями российской машинотехнической продукции выступают страны дальнего зарубежья, большей частью развивающиеся. Иногда крупные контракты подписываются с Индией, Китаем, Вьетнамом, другими странами.
Россия занимает второе место в мире после США по экспорту вооружений и военной техники (ВОиВТ). В 2011 г. объем поставок составил 8,6 млрд долл., что соответствует 22,9% общего объема мирового рынка оружия. В 2012 г. он вырос до 15,2 млрд долл.
На мировом рынке вооружений и военной техники Россия имеет довольно обширную географию сбыта. Сегодня Россия экспортирует продукцию военного назначения более чем в 60 государств. Основными импортерами этой продукции из России в 2011 г. являлись Афганистан, Алжир, Аргентина, Армения, Азербайджан, Бразилия, Чад, Китай, Кипр, Конго, Эквадор, Египет, Индия, Индонезия, Иран, Ирак, Эквадор, Казахстан, Кувейт, Вьетнам, Венесуэла, Таиланд, Сирия. Традиционно Россия имеет стратегических партнеров в реализации военной техники, это Индия и Китай. Одной из первоочередных задач, как с военно-политической, так и с экономической точки зрения, является расширение географии поставок и закрепление на новых рынках. Достаточно обширна товарная номенклатура предлагаемой продукции военного назначения. Россия представлена и лидирует практически во всех сегментах мирового рынка оружия. Весьма конкурентоспособна российская авиатехника. Из истребителей Россия экспортирует Су-27, Су-30, МиГ-29, которые соперничают с американскими F-16, F-18, F-22, французским «Рафаль», шведским «Гринпеном», а в ценовом отношении значительно их превосходят. Среди вертолетов стоит отметить Ка-50, Ка-52, Ми-8, Ми-17. Эти машины на мировом рынке конкурируют с американскими и французскими аналогами. Заметны российские вооружения и в бронетанковом сегменте. Популярностью на мировом рынке вооружений пользуются российские танки Т-72, Т-80, Т-90, бронетанковые машины БМП-2, БМП-3, БТР. Особое место занимает Россия в сегменте ПВО. Широкое признание на мировом рынке получили зенитно-ракетные комплексы С-200, С-125, С-75, С-300ПМУ, Тор-Ml. Лидирующие позиции занимает Россия и в экспорте военно-морской техники. Российская дизельная подводная лодка «Кило-636» в своем классе противостоит немецкой «Тайп-209», французской «Агоста-90». Конкурентными являются российские авианосцы «Адмирал Горшков», а также корветы и катера.
Источник: URL: webeconomy.ru/index.php?page=cat&cat=mcat&mcat=138&type = news&p=1&newsid=1010#.
Машины, оборудование и транспортные средства являются основной статьей российского импорта — на их долю приходится около 50% стоимости импорта. В 2012 г. ввоз товаров по этой статье увеличился по сравнению с 2011 г. на 6,1% - до 157,1 млрд долл. От импорта техники, узлов и компонентов зависит работа большинства отраслей российской экономики.
Резюме.
- 1. Машиностроение является крупнейшей отраслью мирового промышленного комплекса. Его уровень определяет место страны в международном разделении труда. От результатов развития этой отрасли зависят общий технологический прогресс всего мира, объемы выпуска продукции, эффективность ее транспортировки, размеры ее продаж.
- 2. Международная торговля машинами и оборудованием развивается опережающими темпами. В структуре мировой торговли на них приходится 40%. В наиболее передовых странах удельный вес этой группы товаров достигает 70−80% экспорта.
- 3. Развитие машиностроения и торговля машинотехнической продукцией напрямую связаны с НТП, ростом и расширением международной фрагментации производства, формированием глобальных стоимостных цепочек.
- 4. Для современного рынка машин и оборудования характерны включение во внешнеторговый оборот все более значительного числа новых, ранее неизвестных товаров — продукции электронной промышленности, компьютерной техники, средств связи, автоматизации, робототехники и различного научного оборудования и приборов; растет торговля узлами и компонентами, на которые сейчас приходится 51% мирового экспорта готовых изделий.
- 5. В последние десятилетия наблюдается расширение емкости мирового рынка за счет спроса со стороны развивающихся стран. Китай выходит в лидеры по производству практически всех видов машинотехнической продукции, ускоренными темпами растет его экспорт этой группы товаров.
- 6. Участие России в мировой торговле машинами и оборудованием достаточно скромное, и в ближайшее время существенного прогресса в этой области не предвидится.
- [1] URL: expert.ru/ural/2012/33/ostrova-tehnologicheskoj-nezavisimosti
- [2] URL: wto.org/english/res_e/statis_e/its2012_e/itsl2_merch_ trade_product_e.htm
- [3] Оборудование, изготовленное и поставленное предприятиями компании, работает в 57 странах мира и в настоящее время насчитывает более 300 тыс. МВт установленной мощности. Всего компанией изготовлено 2700 паровых турбин, 2550 турбогенераторов, 700 гидравлических турбин, 600 гидрогенераторов.
- [4] Объявлено, что Еврокомиссия планирует в течение семи лет вложить в производство компонентов 5 млрд евро и столько же привлечь от частных компаний. Целью программы является удвоение доли на мировом рынке полу проводниковой промышленности, доведение ее до 20%, а также повышение эффективности местных производителей электроники, которые смогут пользоваться более дешевой продукцией локальных поставщиков. Предполагается, что европейская продукция будет использоваться в смартфонах, медицинском оборудовании, энергетике, транспортной сфере и других отраслях экономики. Новые заводы должны быть сконцентрированы на территории четырех технопарков: в Дрездене (Германия), Гренобле (Франция), Эйндховене (Нидерланды) и Левене (Бельгия). Объем средств, который Еврокомиссия планирует вложить в полупроводники, сопоставим с суммами, которые инвестирует США в «Intel». В 2011 г. эта американская корпорация объявила о намерении вложить 5 млрд долл, в строительство нового завода (Fab 42) по выпуску полупроводников в штате Аризона. Intel занимает 16,4% мирового рынка полупроводников с выручкой по итогам прошлого года в размере 49,1 млрд долл. URL: efo.ru/news/news.pl7a=l&id=376
- [5] URL: comtrade.un.org/pb/CommodityPagesNew.aspx?y=2011
- [6] World Investment Report 2013. Global Value Chains and Trade Development. UNCTAD. 2013. P. 46.
- [7] URL: comtrade.un.org/pb/CommodityPagesNew.aspx?y=2011
- [8] URL: dailycomm.ru/rn/23 070
- [9] URL: wto.org/english/res_e/statis_e/its2012_e/itsl2_merch, trade_product_e.htm
- [10] Хохлов А. В. Указ. соч. С. 189.
- [11] URL: russian.news.cn/economic/2014;01/ll/c_133 036 961.htm
- [12] Бубнов Ю. В. Анализ мирового рынка автомобилей. Научный журнал КубГАУ. 2013. 388 (04) С. 5.
- [13] URL: russian.cri.cn/841/2013/02/05/ls456844.htm
- [14] URL: vlant-consult.ru/information/board/318
- [15] URL: serega.icnet.ru/CarSale_2013_l.html