Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Переход от кардинализма к ординализму

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Допущения ординалистов состоят в следующем. Так как многие потребительские блага взаимосвязаны (одни из них взаимодополняемые, другие — взаимозаменяемые), полезность надо рассматривать от потребления не одного, а всего набора потребительских благ. Это создает возможность оценивать полезность с точки зрения порядка предпочтения разных наборов благ, а не с количественной точки зрения, как делают… Читать ещё >

Переход от кардинализма к ординализму (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Маржиналистская теория кардиналистов, по мнению ее противников, является ограниченной, односторонней и главное — категория полезности чрезмерно субъективна и на практике не поддается даже приблизительному количественному измерению. Кардиналистам так и не удалось найти универсальную и более-менее точную единицу измерения полезности. При сравнении чаще всего использовались денежные оценки полезности.

Итальянский экономист В. Парето пришел к выводу, что количественно измерить полезность невозможно даже при наличии большого числа фактов, на что рассчитывали кардиналисты. Этот вывод Парето означал отказ от теории предельной полезности в ее кардиналистском подходе. Одновременно маржиналисты начали поиск новых путей и способов объяснения потребительского поведения на основе более реалистических допущений, которые бы приблизили теорию к практике.

Допущения ординалистов состоят в следующем. Так как многие потребительские блага взаимосвязаны (одни из них взаимодополняемые, другие — взаимозаменяемые), полезность надо рассматривать от потребления не одного, а всего набора потребительских благ. Это создает возможность оценивать полезность с точки зрения порядка предпочтения разных наборов благ, а не с количественной точки зрения, как делают кардиналисты.

На этой основе совершается переход от кардиналистского (количественного) к ординалистскому (порядковому) подходу к анализу полезности. Термин «ординарный» означает ранжированный, выстроенный в определенном порядке: первый, второй, третий и т. д.

Представителями ординализма являются В. Парето, Дж. Хикс (1904— 1989), Р. Аллан (1906—1983) и др. Но основу этому направлению в экономической теории заложил российский экономист Е. Е. Слуцкий (1880— 1948) в статье «К теории сбалансированного бюджета потребителя».

Главные изменения в научном аппарате анализа потребительского выбора ординалистов заключаются в следующем:

  • — принято во внимание, что предельная полезность данного блага (например, хлеба) зависит не только от его количества, но и от количества всего набора взаимосвязанных благ (мяса, масла, овощей и др.);
  • — в отличие от кардиналистов, которые пытались измерять полезность по какой-то точной физической шкале, ординализм не требует абсолютной измеримости. Категория кардинальной (абсолютной) полезности заменена относительной — ординальной, отражающей лишь ранжирование предпочтений потребителя в определенном порядке, что не требует какой-либо психологической интерпретации выбора. Ординалисты тем самым перешли от неподдающейся измерению абстрактной полезности к категории потребительского предпочтения, предшествующей собственно выбору и создающей некоторые возможности количественного анализа.

Основными аксиомами (предпосылками) ординалистского варианта модели потребительского поведения являются:

  • 1) аксиома абсолютной (совершенной) упорядоченной иерархии потребительских предпочтений. При покупке товаров потребитель всегда заранее знает свои потребности, сформировал их и может их ранжировать. Например, из двух благ (допустим, колбасы и сыра) потребитель способен выявить для себя следующие три варианта возможностей: а) он или предпочитает колбасу сыру; б) или предпочитает сыр колбасе; в) или колбаса и сыр для него равноценны. Но способность ранжировать блага еще не определяет решение об их покупке, не означает выбора и не зависит от цен;
  • 2) аксиома транзитивности предпочтений потребителя, означающая, что для принятия определенного решения и его реализации потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Для набора колбасы, сыра и масла транзитивность означает: а) если потребитель предпочитает колбасу сыру, а сыр маслу, то он должен предпочитать колбасу маслу; б) если потребитель не делает различий между колбасой и сыром и между сыром и маслом, то он не должен делать различий между колбасой и маслом; в) два набора благ всегда можно косвенно сопоставить с любым третьим набором; г) транзитивность гарантирует потребительским предпочтениям рациональность, т. е. обеспечивает последовательность и согласованность в процессе выбора;
  • 3) аксиома о ненасыщаемости потребностей: потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, так как они понижают уровень благосостояния данного потребителя.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой