Переход от кардинализма к ординализму
Допущения ординалистов состоят в следующем. Так как многие потребительские блага взаимосвязаны (одни из них взаимодополняемые, другие — взаимозаменяемые), полезность надо рассматривать от потребления не одного, а всего набора потребительских благ. Это создает возможность оценивать полезность с точки зрения порядка предпочтения разных наборов благ, а не с количественной точки зрения, как делают… Читать ещё >
Переход от кардинализма к ординализму (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Маржиналистская теория кардиналистов, по мнению ее противников, является ограниченной, односторонней и главное — категория полезности чрезмерно субъективна и на практике не поддается даже приблизительному количественному измерению. Кардиналистам так и не удалось найти универсальную и более-менее точную единицу измерения полезности. При сравнении чаще всего использовались денежные оценки полезности.
Итальянский экономист В. Парето пришел к выводу, что количественно измерить полезность невозможно даже при наличии большого числа фактов, на что рассчитывали кардиналисты. Этот вывод Парето означал отказ от теории предельной полезности в ее кардиналистском подходе. Одновременно маржиналисты начали поиск новых путей и способов объяснения потребительского поведения на основе более реалистических допущений, которые бы приблизили теорию к практике.
Допущения ординалистов состоят в следующем. Так как многие потребительские блага взаимосвязаны (одни из них взаимодополняемые, другие — взаимозаменяемые), полезность надо рассматривать от потребления не одного, а всего набора потребительских благ. Это создает возможность оценивать полезность с точки зрения порядка предпочтения разных наборов благ, а не с количественной точки зрения, как делают кардиналисты.
На этой основе совершается переход от кардиналистского (количественного) к ординалистскому (порядковому) подходу к анализу полезности. Термин «ординарный» означает ранжированный, выстроенный в определенном порядке: первый, второй, третий и т. д.
Представителями ординализма являются В. Парето, Дж. Хикс (1904— 1989), Р. Аллан (1906—1983) и др. Но основу этому направлению в экономической теории заложил российский экономист Е. Е. Слуцкий (1880— 1948) в статье «К теории сбалансированного бюджета потребителя».
Главные изменения в научном аппарате анализа потребительского выбора ординалистов заключаются в следующем:
- — принято во внимание, что предельная полезность данного блага (например, хлеба) зависит не только от его количества, но и от количества всего набора взаимосвязанных благ (мяса, масла, овощей и др.);
- — в отличие от кардиналистов, которые пытались измерять полезность по какой-то точной физической шкале, ординализм не требует абсолютной измеримости. Категория кардинальной (абсолютной) полезности заменена относительной — ординальной, отражающей лишь ранжирование предпочтений потребителя в определенном порядке, что не требует какой-либо психологической интерпретации выбора. Ординалисты тем самым перешли от неподдающейся измерению абстрактной полезности к категории потребительского предпочтения, предшествующей собственно выбору и создающей некоторые возможности количественного анализа.
Основными аксиомами (предпосылками) ординалистского варианта модели потребительского поведения являются:
- 1) аксиома абсолютной (совершенной) упорядоченной иерархии потребительских предпочтений. При покупке товаров потребитель всегда заранее знает свои потребности, сформировал их и может их ранжировать. Например, из двух благ (допустим, колбасы и сыра) потребитель способен выявить для себя следующие три варианта возможностей: а) он или предпочитает колбасу сыру; б) или предпочитает сыр колбасе; в) или колбаса и сыр для него равноценны. Но способность ранжировать блага еще не определяет решение об их покупке, не означает выбора и не зависит от цен;
- 2) аксиома транзитивности предпочтений потребителя, означающая, что для принятия определенного решения и его реализации потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Для набора колбасы, сыра и масла транзитивность означает: а) если потребитель предпочитает колбасу сыру, а сыр маслу, то он должен предпочитать колбасу маслу; б) если потребитель не делает различий между колбасой и сыром и между сыром и маслом, то он не должен делать различий между колбасой и маслом; в) два набора благ всегда можно косвенно сопоставить с любым третьим набором; г) транзитивность гарантирует потребительским предпочтениям рациональность, т. е. обеспечивает последовательность и согласованность в процессе выбора;
- 3) аксиома о ненасыщаемости потребностей: потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, так как они понижают уровень благосостояния данного потребителя.