Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Приоритетные направления стратегии развития экономики города с дотационным бюджетом: на примере г. Шахты Ростовской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предполагаемое развитие предпринимательской деятельности за счет реализации предлагаемых мероприятий не сможет значительно изменить структуру и показатели экономической деятельности в городах с депрессивной экономикой и дотационным бюджетом. Но в случае успешного выполнения всех мероприятий предложенного в работе направления стратегического развития (и соблюдении прочих условий: выделении средств… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Концептуальные основы экономической стратегии муниципалитетов
    • 1. 1. Общетеоретические подходы к разработке экономической стратегии локальных территорий
    • 1. 2. Генезис научных представлений о сущности стратегического планирования экономики города
    • 1. 3. Роль и функции муниципалитетов при реализации стратегии экономического развития города
  • 2. Разработка стратегии развития города с дотационным бюджетом на основе реализации его экономической потенциала
    • 2. 1. Функционально-композиционные основы стратегического планирования развития экономики города
    • 2. 2. Оценка общих системных возможностей развития ресурсного потенциала г. Шахты как типичного города с дотационным бюджетом
  • 3. Совершенствование инструментарных средств наращивания организационно-правовых ресурсов развития экономического потенциала муниципального образования с дотационным бюджетом
    • 3. 1. Повышение функциональных возможностей предпринимательской компоненты в реализации стратегии развития российских городов
    • 3. 2. Выявление критериев оценки состояния предпринимательского климата в муниципальном образовании с дотационным бюджетом
    • 3. 3. Определение приоритетных стратегических направлений деятельности муниципалитетов по улучшению предпринимательского климата как полюса роста экономики города

Приоритетные направления стратегии развития экономики города с дотационным бюджетом: на примере г. Шахты Ростовской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Прошедшие в Российской Федерации институциональные преобразования, предоставившие самостоятельность хозяйствующим субъектам и территориальным образованиям, обусловили все возрастающее значение промежуточных уровней национальной экономики, в том числе таких, как экономика города. Совокупность экономических отношений в городах, как локальных административных образованиях, в такой крупномасштабной экономике, как российская, с одной стороны, является подсистемой макроэкономических отношений, с другой стороны, функционирует как самостоятельная система, в рамках которой возможно разрешение их экономических проблем. Изменение места и роли муниципальных образований в российской экономике, степени их влияния на экономические процессы и формирование соответствующих этим изменениям экономических отношений породили сложные теоретические, методологические и прикладные проблемы.

Возросшая значимость мезоуровней экономики и предоставление российским муниципалитетам властных полномочий, дающих им как определённую самостоятельность в части распоряжения муниципальной собственностью и местными финансами, так и обязанность заниматься развитием экономики в интересах проживающих на их территории людей, обусловили возможности использования инструментария стратегического планирования для оживления депрессивной экономики городов.

В связи с этим проблема определения пространства для экономической политики муниципалитетов городов с дотационным бюджетом и детализация роли муниципалитетов таких городов в этом процессе является актуальной, а попытка её решения — своевременной. Определение условий и тенденций развития депрессивной экономики городов, оценка их потенциала как источника инвестиционных ресурсов поможет глубже познать суть происходящих в России социально-экономических преобразований и научно обосновать на этой базе конкретные рекомендации по выявлению приоритетных направлений стратегии развития экономики городов с дотационным бюджетом.

Степень разработанности проблемы. При работе над диссертацией использованы методологические подходы и общетеоретические выводы, касающиеся стратегического управления, содержащиеся в работах таких западных ученых, как И. Ансофф, В. Беннис, Ф. Дэвид, Б. Нэймус, К. Праалад, К. Омане, М. Портер, А. Стрикленд, А. Томпсон, Г. Хэмел, А. Чандлер, К. Энд-рюс и др. Методы стратегического планирования, которые применяются для производственных организаций в конкурентной среде, рассмотрены в работах Г. Азоева, B.C. Ефремова, М. И. Кныша, Б. З. Мильнера и др. Отмеченные исследования касаются различных аспектов эволюции стратегического управления, и выявленные в них теоретические закономерности позволили автору осмыслить концептуальные основы экономической стратегии муниципалитетов в рыночной экономике России.

Проблема определения пространства для муниципальной экономической политики и детализации роли муниципалитета в этом процессе потребовала обращения к работам представителей mainstream’a экономической мысли — неоклассической теории — в которых развиваются идеи экономического пространства: И. Г. Тюнена, А. Вебера, А. Смита, У. Кристаллера, А. Леша, У. Рейли, Ф. Перру, Ж. Будвиля, У. Изардак работам российских исследователей региональных и муниципальных проблем — Г. Н. Алимур-заева, М. А. Боровской, В. И. Бутова, JL А. Велихова, М. Глазырина, А. Г. Дружинина, В. С. и А. В. Занадворовых, В.Г. и Т. В. Игнатовых, Ю. С. Колесникова, В. Н. Лексина, В. Н. Овчинникова, А. Н. Швецова и др.

Вопросы, связанные с институтом предпринимательства в рыночной экономике, рассмотрены на основе анализа идей А. Смита, Ж.- Б. Сэя, Дж. Б. Кларка, М. Вебера, Й. Шумпетера, Дж. М. Кейнса, Дж. К. Гэлбрейта, Ф.ф. Хайека, Р. Коуза. Значимость предпринимательства для упрочения рыночной экономики рассматривается в диссертации как основная стратегическая цель развития российских городов.

Необходимо отметить, что в современной литературе не так много работ, специально посвященных исследованию и выявлению приоритетных направлений стратегии развития экономики городов с дотационным бюджетом. Между тем потребность в исследованиях этой проблемы становится чрезвычайно актуальной в свете тех реалий, которые сложились в современной России. Все это предопределило выбор темы исследования, его цель и задачи.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы: выявить приоритетные направления наращивания потенциала экономического развития городов с дотационным бюджетом (на примере г. Шахты Ростовской области) и обосновать стратегические направления деятельности муниципалитета.

Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

— выявить общетеоретические основы локальной экономической стратегии;

— рассмотреть теоретические подходы к стратегическому планированию экономики города;

— проанализировать роль и функции муниципалитетов при реализации стратегии экономического развития;

— охарактеризовать организационные основы стратегического планирования развития депрессивной экономики города с дотационным бюджетом;

— провести анализ ресурсных возможностей экономического развития городов с дотационным бюджетом;

— выявить значимость предпринимательской компоненты для развития российских городов с дотационным бюджетом;

— оценить состояние предпринимательского климата как приоритетного направления развития экономики города с дотационным бюджетом;

— обосновать стратегические направления деятельности муниципалитета по улучшению предпринимательского климата в типичных депрессивных городах.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общие и специфические закономерности экономического развития городов с дотационным бюджетом, их внутренние противоречия и стратегия развития в российской экономике. Предметом исследования стали выявленные в процессе рыночно-институциональных преобразований и усиленные ими структурно-воспроизводственные деформации муниципального хозяйства и разработка стратегии их преодоления на примере использования экономического потенциала г. Шахты как типично модельной единицы отечественного города с дотационным бюджетом.

Методологической и теоретической основой исследования послужили концепции, представленные и обоснованные в трудах классиков экономической мысли, современных отечественных и зарубежных исследователей, программные и прогнозные разработки государственных органов. Диссертационное исследование основано на диалектико-материалистическом методе, включающем исторический и логический способы познания, метод восхождения от абстрактного к конкретному. На разных этапах исследования в различных комбинациях в зависимости от поставленных целей и задач использовались методы сравнительного анализа, структурного, функционального и системного подходов, единства объективного и субъективного в становлении и развитии экономических процессов.

Нормативно-правовую основу исследования составили законы Российской Федерации, законодательные и нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации, губернатора и Законодательного собрания Ростовской области, Постановления Мэра города Шахты, решения Шахтинской городской Думы.

Эмпирической базой исследования стали статистические и аналитические материалы Федерального и Ростовского областного комитетов по статистике, отчетные документы Управления по экономике Мэрии города Шахты, монографические исследования отечественных и зарубежных ученых, а также данные, опубликованные в отраслевых и периодических изданиях и электронных средствах информации, проанализированные и обобщенные в диссертации.

Рабочая гипотеза диссертационной работы заключается в систематизации теоретических положений и обосновании научной позиции автора, состоящей в том, что при определении приоритетных направлений развития экономики города с дотационным бюджетом предложено использовать теорию экономического доминирования, в соответствии с которой в рамках муниципального образования как объекта планирования выделяются доминирующие экономические единицы, создающие «полюса роста» городской экономики и образующие зоны развития, способные вызвать экономический рост.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Научно обоснованная стратегия развития экономики города с дотационным бюджетом представляет собой совокупность направлений долгосрочного развития, предусматривающих решение основных городских проблем, порождающих диспропорции между различными аспектами развития, к важнейшим из которых отнесены: несогласованность в подходах к развитию города как элемента макроэкономической системы и как целостной самостоятельной системы мезоуровнядиспропорции между отдельными функциональными подсистемами, затрудняющие достижение основных целей локальной территориальной системынесоответствие масштаба, качества и сложности организационных структур городской экономики масштабам или качеству ее развития.

2. Муниципальные образования, получающие меры особой поддержки федеральных властей для вывода экономики города из депрессии, обусловленной её моноструктурой в период планового хозяйства, не могут использовать в практике принятия стратегических решений традиционные экономические критерии, поэтому стратегия развития экономики таких городов должна представлять собой программу как совокупность конкретных проектов, предусматривающую выделение определенного аспекта из предлагаемых действий по выводу из депрессии, который выступит «полюсом роста» экономики и обеспечит общий системный результат, которым должен быть не просто рост экономики, а новое качество всей городской среды, позволяющее ей функционировать и развиваться в рыночных условиях на основе собственного потенциала.

3. Полюсом роста экономики городов с дотационным бюджетом является городской предпринимательский климат, под которым понимается совокупность находящихся под влиянием муниципалитета общих условий предпринимательской (хозяйственной) деятельности и инвестиций, определяемых местным порядком экономического регулирования, сложившейся структурой хозяйственных отношений, определяющих характер экономических решений (инвестирования, реконструкции, расширения производства, обучения работников, создания новых производств, разработку новых продуктов, экспорт и т. д.).

4. Предпринимательская деятельность, как особая форма согласования личных и общественных интересов, в российских условиях возникает не только как частная инициатива, но и как осуществление государственной экономической политики, поэтому действенные меры по созданию в городах с дотационным бюджетом благоприятного предпринимательского климата, способного оживить депрессивную экономику, должны приниматься муниципальными органами путем воздействия на такие его составляющие, как инфраструктура бизнеса, система подготовки и переподготовки кадров, в определенной степени налоговый климат, система информирования и обучения предпринимателей, поддержка малого бизнеса, инновационная инфраструктура (инкубаторы, технопарки), консультирование, научный потенциал.

5. Стратегический план развития экономики города с дотационным бюджетом должен предусматривать только те направления деятельности, которые имеют первостепенное значение для существования данного города или могут выступить полюсом роста его развития. Выявление таких сфер снижает степень неопределенности будущего состояния экономики, обеспечивая согласование действий участников развития. Главной стратегической целью планируемых преобразований является постепенный переход не только к новому качеству потребления на основе использования преимуществ рыночной экономики, но и социальная трансформация, предполагающая активизацию личностного и общественного потенциала жителей города, их самоорганизацию и самореализацию.

Научная новизна результатов определяется системным характером исследования процесса разработки стратегии развития экономики города с дотационным бюджетом, позволившим выявить приоритетные направления стратегии и решить актуальные научные проблемы в области адаптационных процессов субъектов хозяйствования к современным тенденциям становления рыночной экономики. Элементы научной новизны диссертационного исследования заключаются в следующем:

— проведена типизация городов Ростовской области с дотационным бюджетом и выявлены такие их основные характеристики как практически полная ликвидация градообразующей промышленностинестабильная работа промышленных предприятийналичие проблемных предприятий, требующих санациинеобходимость переобучения работников, высвободившихся в результате ликвидации градообразующих предприятийневозможность оказания финансовой помощи хозяйствующим субъектам;

— предложено при выработке стратегии развития города с дотационным бюджетом предусматривать вопросы обеспечения экономической безопасности, объектами которой являются территория города и всё расположенное на данной территории, что может быть задействовано в экономической деятельности, по следующим направлениям: разработка количественных и качественных критериев и индикаторов (показателей) уровня экономической безопасности, отражающих надежность работы различных отраслей народнохозяйственного комплекса региона в условиях воздействия внешних и внутренних угроз, определение пороговых значений этих показателей для анализируемого периодана основе мониторинга и прогнозирования индикаторов уровня экономической безопасности выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые показатели отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, а также определение в первоочередном порядке комплекса мер по их приведению в нормуорганизация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или предотвращению возникновения угроз экономической безопасности региона;

— выявлены критерии оценки деятельности муниципалитетов городов с дотационным бюджетом, организационно-правовыми ресурсами которой выступают законодательные акты федерального и региональных уровней, нормативно-правовые документы, определяющие условия и порядок функционирования на территории города субъектов малого предпринимательства, сбалансированность экономической эффективности и распределения доходов, при этом основной задачей муниципальных властей таких городов является реализация принципа Парето;

— определено основное направление стратегии развития городов с дотационным бюджетом, которым является создание многопрофильной экономики взамен бывших градообразующими отраслей путем развития предпринимательской деятельности, что требует использования прогрессивных финансовых технологий: выдача муниципальных гарантий субъектам малого бизнеса, микрокредитование из привлеченных средств через муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства, гарантирование займов, формирование «кредитной истории» предпринимателей города с использованием базы данных по заемщикам местных банков и других кредитных организаций, размещение муниципального заказа, предоставление налоговых кредитов;

— предложено муниципалитетам городов с депрессивной экономикой и дотационным бюджетом в качестве эффективной формы финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства формировать гарантийно-залоговые фонды путем передачи имущества в виде учредительных взносов с последующим оформлением под него кредитов и кредитных линий в банках, деятельность которых смогла бы компенсировать ограниченность бюджетных средств;

— предложено для информационной и имущественной поддержки предпринимателей городов с депрессивной экономикой и дотационным бюджетом создать при муниципалитете доступную для хозяйствующих субъектов базу данных по недвижимому имуществу, включающую земельные участки, неиспользуемое имущество производственного назначения, которое может быть продано, передано в аренду или в доверительное управление субъектам малого предпринимательстваразработать и принять нормативные документы, устанавливающие для предпринимателей льготы по аренде и выкупу, доверительному управлению, лизингу оборудования и помещений, находящихся в областной и муниципальной собственности, предусмотрев возможность зачета денежных средств, израсходованных субъектами предпринимательской деятельности на ремонт и реконструкцию арендуемых нежилых помещений, в качестве платы за аренду.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения могут быть использованы при анализе дальнейших изменений в функционировании муниципальной экономики и её субъ-ектно-объектной структуры, а также для разработки прогнозов развития территориальной экономики в целом. Полученные в соответствии с заданной целью результаты и практические рекомендации могут быть использованы: субъектами хозяйствования при выработке стратегии экономического поведения и анализе своей деятельностиадминистрациями регионов в качестве теоретической основы при разработке текущих и перспективных программ развития городов и регионовкак методический и учебный материал при преподавании в вузах ряда тем по курсам: «Экономическая теория», «Региональная экономика», «Организация и планирование бизнеса», подготовке и проведении спецкурсов «Территориальное управление», «Стратегическое планирование в бизнес-системах» и др.

Апробация работы. Результаты и основные выводы диссертационного исследования докладывались автором на региональных научно-практических конференциях. По результатам исследования опубликовано 6 работ общим объёмом 10,23 п.л. i.

Результаты исследования экономического потенциала городов с депрессивной экономикой и дотационным бюджетом сведены в SWOT — анализ, на основании данных которого приоритетным направлением экономической стратегии определено формирование предпринимательского климата, который предложено рассматривать как полюс роста экономики. Под городским предпринимательским климатом понимается совокупность находящихся под влиянием местных властей общих условий хозяйственной деятельности, определяемых местным порядком экономического регулирования и сло-1 жившейся структурой экономических отношений. Проанализированы осуществляемые муниципалитетом г. Шахты направления поддержки предпринимательства: совершенствование нормативно-правовой базыинформационная и финансовая поддержка. Отмечено, что инвестиционная составляющая предпринимательского климата городской экономики в меньшей степени зависит от выделяемых федеральным бюджетом средств, т.к. основным источником формирования инвестиционных ресурсов являются собственные средства и привлеченные средства организаций. Темпы роста объемов инвестиционных вложений создают условия для создания многопрофильной экономики взамен бывшей градообразующей угольной отрасли за счёт привлечения инвестиций и развития бизнеса.

Определены сферы деятельности муниципалитетов городов с депрессивной экономикой и дотационным бюджетом, направленной на формирование благоприятного предпринимательского климата: инфраструктура бизнеса, система подготовки и переподготовки кадров, в определенной степени налоговый климат, система информирования и обучения предпринимателей, поддержка малого бизнеса, инновационная инфраструктура (инкубаторы, технопарки), консультирование, научный потенциал.

Основной целью формирования предпринимательского климата в городах с депрессивной экономикой и дотационным бюджетом определено создание оптимальных условий, позволяющих развиваться сектору малого бизнеса. Достижение стратегической цели предполагает решение следующих задач:

— определение приоритетных сфер функционирования малого пред> принимательства;

— развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства;

— адресная поддержка предпринимателей и малых предприятий, продвижение их продукции на межрегиональный и международный рынок;

— разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки предпринимательства;

— разработка и реализация инвестиционных проектов, создающих рабочие места.

Определены приоритетные методы информационной и имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства в городах с депрессивной экономикой и дотационным бюджетом: предоставление кредитных средств под гарантии Мэрии города и Фонда поддержки малого предпринимательствасубсидирование процентных ставок по привлеченным займам из средств кредитных организаций и средств господдержкипривлечение инвестиций в реализацию конкретного проекта и согласование интересов инвесторов и инициаторов реализации проектадолевое участие в предприятииформирование базы данных по недвижимому имуществу, включающую земельные участки, неиспользуемое имущество производственного назначения.

Предполагаемое развитие предпринимательской деятельности за счет реализации предлагаемых мероприятий не сможет значительно изменить структуру и показатели экономической деятельности в городах с депрессивной экономикой и дотационным бюджетом. Но в случае успешного выполнения всех мероприятий предложенного в работе направления стратегического развития (и соблюдении прочих условий: выделении средств господдержки, принятии соответствующих решений, активной позиции всех структур города и населения) главным результатом будет изменение экономических ожиданий жителей города — формирование уверенности в том, что город может быть преобразован, что каждому необходимо принимать активное участие в его преобразовании. Этот фактор оценивается как более значимый, чем пассивное ожидание помощи от государства. Произошедшие в результате реализации стратегии изменения улучшат положение одних горожан, не затрагивая положения других, т. е. реализуется принцип Парето, что рассматривается в работе как основная задача муниципалитетов, решаемая ими в стратегическом планировании экономической деятельности и реализуемая в ходе вы" полнения планов. Преобразования не устранят все имеющиеся проблемы, но обеспечат изменение тенденций экономического развития городов с депрессивной экономикой и дотационным бюджетом.

Заключение

.

В работе проведен анализ концептуальных основ экономической стратегии муниципалитетов городов с депрессивной экономикой и дотационным бюджетом, в рамках которого рассмотрены теоретические подходы к стратегическому планированию экономических структур. Применительно к стратегическому планированию экономического развития понятие «стратегия» рассмотрено как ориентация действий на небольшое число главных и приоритетных целей. Подчёркивается, что стратегическое планирование имеет принципиальное отличие от прочих видов планирования своей методологией: при составлении стратегических планов базовой целью является будущее состояние экономики, а сам план представляет собой этапы достижения этой цели, тогда как при прочих видах планирования базой является нынешнее состояние экономики.

Рассмотрены основные теоретические подходы к стратегическому планированию и дана краткая характеристика их ведущих постулатов. Наиболее приемлемым для использования в экономических системах ме-зоуровня избран подход, заключающийся в том, что в планируемой территориальной системе выявляются характеристики, отличающие её от аналогичных систем, обеспечивающие её узнаваемость в рыночной среде, привлекающие инвесторов. При этом стратегия развития экономики городов с депрессивной экономикой и дотационным бюджетом должна базироваться на познании возможностей развития их функциональной полезности в мегаэкономике, т.к. экономика города выступает элементом экономической системы высшего порядка. Самостоятельность экономики города ограничена необходимостью сочетания экономических интересов города, являющегося составной частью бывшего единого народнохозяйственного комплекса страны, с национальными экономическими интересами, коррелирующимися с общими задачами функционирования рыночных отношений в стране и с теми функциями, которые выполняет конкретное муниципальное образование в этих отношениях. Материальной основой для формирования самостоятельной системы экономических отношений мезоуровня является воспроизводственная база, располагающаяся на территории муниципального образования.

Для решения вопроса о формировании экономической политики городов с депрессивной экономикой и дотационным бюджетом использованы направления регионального анализа неоклассической теории: локационное, региональное и комплексное, позволившие предложить формировать экономическую политику муниципалитетов в соответствии с двумя основными постулатами экономики благосостояния. Первый — о распределении ресурсов, при котором возможно достижение их максимального использования (эффективность по Парето), второй — о достижении экономикой максимального уровня полезности при изначально правильном распределении ресурсов. На основе данных теоретических положений сформулирована одна из основных целей муниципальных органов на сегодняшнем этапе экономического развития — изменение распределения доходов. Как основу для любого ранжирования ресурсов, в том числе на муниципальном уровне, как механизм общественного выбора альтернатив предложено использовать функцию общественного благосостояния.

В ходе анализа роли и функций муниципалитетов при реализации стратегии экономического развития установлено, что качественной характеристикой локальной территории является ее экономическая стабильность, определяемая как способность территориальной системы поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения и обеспечивать ресурсами устойчивое развитие макроэкономики. В связи с этим функции муниципалитетов городов с депрессивной экономикой и дотационным бюджетом подразделены на внутренние — по отношению к населению, предприятиям и другим элементам экономики региона, и внешние — по отношению к системам более высокого уровня (мезои макроэкономике). Становление рыночной экономики выделило в качестве самостоятельной функцию муниципальных органов по защите экономической безопасности.

Рассмотрена внутренняя структура экономической безопасности и * сгруппированы выявленные угрозы для города с депрессивной экономикой и дотационным бюджетом. К внутренним угрозам отнесены:

— структурная деформированность экономики;

— отсталость технологической базы приоритетных отраслей экономики;

— высокий уровень монополизации;

— недостаточная развитость объектов инфраструктуры (например, банков и т. д.);

— низкий уровень воспроизводства производственного потенциала;

— низкая инвестиционная активность;

— социальная напряженность ввиду роста безработицы, усиления имущественной дифференциации населения, снижения качества и уровня образования и т. д.;

— низкая правовая, финансовая дисциплина субъектов рынка, осуществляющих свою деятельность на территории города.

К внешним угрозам экономической безопасности отнесены:

— продовольственная зависимость;

— территориальная близость к политически и экономически нестабильf ным регионам;

— увеличение миграционных потоков в город.

Анализ сущности экономической безопасности территории выявил, что это не столько состояние защищенности её интересов, сколько способность муниципальной власти создавать эффективные механизмы по обеспечению конкурентоспособности экономики, социально-экономической стабильности и устойчивости развития города как относительно самостоятельной структуры, органически интегрированной в экономику РФ. Таким образом, конкурентоспособность экономики города определена как реализация властными структурами функций управления и регулирования, направленных на создание условий для рационального использования экономического потенциала города для более полного удовлетворения возрастающих потребностей проживающего в нем населения, f Выделены основные элементы конкурентоспособности муниципального образования: экономический потенциал территории, факторы и условия формирования конкурентной среды, эффективность использования ресурсов, рыночные стратегии хозяйствующих субъектов, механизм государственного управления экономическим потенциалом. Анализ данных элементов, необходимый для выявления приоритетных направлений экономической стратегии, проведен в исследовании на примере муниципального образования г. Шахты Ростовской области как типичного города с депрессивной экономикой и дотационным бюджетом, в отношении которого федеральные власти принимают меры особой поддержки. В ходе анализа выявлены следующие основные тенденции в экономике таких городов:

— практически полная ликвидация угольной промышленности;

— нестабильная работа промышленных предприятий;

— наличие проблемных предприятий, требующих санации;

— необходимость переобучения работников, высвободившихся в результате ликвидации угольной промышленности;

— невозможность оказания финансовой помощи хозяйствующим субъектам.

Сформулирована главная стратегическая цель планируемых преобразований депрессивной экономики города с дотационным бюджетом: постепенный переход не только к новому качеству потребления на основе использования преимуществ рыночной экономики, но и социальная трансформация, предполагающая активизацию личностного и общественного потенциала жителей города, их самоорганизацию и самореализацию. Подчёркивается, что стратегический план развития города не должен быть административным документом. Это нетрадиционный для российской действительности своеобразный «общественный договор», в соответствии с которым администрация, предприятия и общественные организации принимают на себя определенные обязательства по совместному продвижению стратегических проектов и других мероприятий, f направленных на преобразование экономики данного города.

При анализе ресурсных возможностей экономического развития депрессивных городов установлено, что городской бюджет является единственным источником денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций и задач органов местного самоуправления. Рассмотрена его структура и установлено, что за пять последних лет размер собственных доходов городской экономики вырос незначительно при устойчивом росте дотационности городского бюджета.

В ходе выявления приоритетных направлений наращивания потенциала развития депрессивной экономики городов с дотационным бюджетом установлено, что административный, организационный ресурс муниципальных структур особенно важен в условиях дотационности бюджета муниципалитета, ограничивающей его финансовые возможности удовлетворением лишь наиболее социально значимых потребностей населения. Использование властного ресурса — законодательных актов федерального и региональных уровней, нормативно-правовых документов, определяющих условия и порядок функционирования субъектов ма лого предпринимательства — расширяет источники развития локальных территорий и позволяет воздействовать на те сферы экономики города, которые рассматриваются как полюса роста городской экономики. Процесс стратегического планирования при этом состоит в создании условий для упрочения и развития этих полюсов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (1995 г.).
  3. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., № 154-ФЗ // Сб. законодательства Российской Федерации. 1996. № 17.
  4. Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сентября 1997 г., № 126-ФЗ.
  5. Закон РФ «О безопасности» (1992 г.)
  6. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».
  7. Распоряжение Правительства РФ от 14 июня 2001 г. № 800-р «О совершенствовании деятельности по разработке, утверждению и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации».
  8. Указ Президента РФ «О мерах по разграничению собственности и повышению статуса городов» от 18.05.1994 г.
  9. Указ Президента РФ «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.1996 г. № 440.
  10. Указ Президента РФ «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» от 03.06.1996 г.
  11. Устав Ростовской области, утвержденный областным законом № 19-ЗС от 29.05.1996 г.
  12. Областной закон «Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области» № 106~ЗС от 4.10.2000г. в ред. от 28.12.2005 г.
  13. Областной закон «Об инвестициях в Ростовской области» № 151-ЗС от 1.10.2004 г. в ред. от 28.09.2005 г.
  14. Областной закон «О поддержке малого предпринимательства в Ростовской области» № 40-ЗС от 28.05.1997 г. в ред. от 22.10.2005 г.
  15. Областной закон Ростовской области «О приоритетном развитии шахтерских территорий ростовской области» № 102-ЗС от 5.05.2004 г.
  16. Решение Городской Думы г. Шахты от 8 ноября 2005 г. № 106 «Об утверждении устава муниципального образования „Город Шахты“ городского округа Ростовской области».
  17. Распоряжение Мэра г. Шахты от 5 мая 2005 г. № 2271 «Об утверждении состава конкурсной комиссии по отбору инвестиционных проектов в сфере малого и среднего предпринимательства г. Шахты».
  18. Распоряжение Мэра г. Шахты от 14 декабря 1999 г. № 3047 о проведении конкурсного отбора инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства" в ред. от 5.05.2005 г.
  19. Г. Н. Местное самоуправление и местные финансы: модель муниципальной общины // Российский экономический журнал. 1998. № 5.
  20. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО «Типография „НОВОСТИ“, 2000.
  21. И. Стратегическое управление. М., Экономика, 1989.
  22. Р. В., Муллагалеева 3.3 Управление муниципальной экономикой: пособие для муниципальных служащих. Новокузнецк, 1999.
  23. А., Данков А., Микулин М. Финансовая база местного самоуправления // Вопросы экономики. 1999. № 3.
  24. А., Казорла А., Долло К., Дре A.M. 25 ключевых книг по эконогмике. Урал LTD, 1999.
  25. М. А. Управление муниципальной собственностью в системе региональной экономики: теоретико-прикладной аспект. Автореферат. Ростов н/Д, 2002.
  26. Н. С. Муниципальное право. Методическое пособие. Ростов-на-Дону, 1998.
  27. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. Уч. пособие. Москва. — Ростов-н/Д, 2000.
  28. Е. Регилирование отношений собственности между российской Федерацией и её субъектами // Вопросы экономики. 1997. № 7.
  29. Н.В. и др. Социально-демографические проблемы развития и типология городов и районов Владимирской области. Владимир, 1989. 86 с.
  30. Н.В. Противоречия процесса расселения при социализме/ Соци-ально-эконом. проблемы региона: Тез. докл./ Ростов, ун-т и др.- Ростов-на-Дону, 1989.-С. 125−126.
  31. Н.В. Экономико-демографические проблемы расселения в обла-» стном регионе: Автореф.дис. к.э.н.- М.: 1990, — 24 с.
  32. Д.И., Хорев Б. С. Миграция в системе демографических процессов в СССР// Проблемы миграции населения и трудовых ресурсов: Сб.тр.-М.:Статистика, 1970.- С. 5−12.
  33. А. Теория размещения промышленности. М., 1926.
  34. М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произведения. М., 1990. г- 37. Велихов В. А. Основы городского хозяйства Обнинск: Институт муниципального управления, 1995.
  35. А.Г., Зайончковская Ж. А. Волны миграции. Новая ситуация// Свобод, мысль, — 1992, — N 12.- С. 4−16.
  36. В.В. Расселение и окружающая среда.- М.:1982. 86 с. г
  37. С.А. Проблемы развития и размещения производительных сил Северного Кавказа.- М.:Мысль, 1975.
  38. Г. А., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Учебное пособие. М.: Дело, 1998.
  39. Всемирная история экономической мысли: В 6 томах. Т.5. М.: Мысль, 1994.
  40. В.В. Экономические закономерности соц. урбанизации.-1990.
  41. А.Г., Иванов В. Н., Мельников Б. С., Николаев В. А., Русинов Ф. М., Сильвестров С. Н. Стратегия вывода экономики муниципальных образований из кризиса. М.: ЗелО, 1997.
  42. М. Муниципальный производственно-социальный комплекс и механизмы его саморазвития // Экономист. 2002. № 2.
  43. М., Колорев В. Механизмы использования потенциала саморазвития муниципальных образований // Экономист. 2000. № 7.
  44. Город: проблемы социального развития / Под ред. А. В. Дмитриева и t М. Н. Межевича, — JL: Наука, Ленингр. отд-ние, 1982, — 173 с.
  45. Города-спутники.-М.: Географгиз, 1961.- 196 с.
  46. Город и отрасль: концепции эффективного производства/ Под ред. В. А. Воротилова. АН СССР, — Л.: Наука, Ленингр. отд., 1986.- 184 с.
  47. . Городское стратегическое планирование // Экономика. Политика. Инвестиции. 2000. № 1 (6).
  48. М. Власть, бизнес и население три составляющих современного общества // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 4.
  49. Е. Малый бизнес инструмент решения социальных задач // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 4.
  50. B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. М.: Изд-во «Финпресс», 2001.
  51. Ю.А. и др. Северо-Кавказский экономический район: Опытрегионального исследования Ростов-на-Дону: РГУ, 1988.- 80 с.
  52. В.Г. Социально-экономические проблемы развития производительных сил Восточного Донбасса // Проблемы развития и прогнозирования социальных процессов в регионе.- Ростов-на-Дону, 1990.- С. 33−44.
  53. B.C., Занадворова А. В. Экономика города. М.: Магистр, 1998.
  54. Занятость в небольших городах: экономико-демографический аспект.-М.: Статистика, 1978.- 207 с.
  55. О., Гавра Д. Социальное партнёрство: некоторые вопросы теории.-СПб., 1994.
  56. В.Г. Становление государственного управления и местного самоуправления в современной России. Ростов-на-Дону.: Изд-во СКАГС, 2002.
  57. В.Г., Бутов В. И. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика. Ростов-на-Дону. 1999.
  58. В.Г., Бутов В. И. Юг России. Ростов-на-Дону.: Изд-во СКАГС, 2002.
  59. Игнатов В. Г, Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление).
  60. Учеб. пос. М.: «Тесса», Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2000. — 416 с.
  61. Игнатов В. Г, Рудой В. В. Местное самоуправление в современной России. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003.
  62. Т. В. Социально-экономические перспективы развития муниципальной собственности // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1998. № 3.
  63. Т. В., Васильев М. В., Кюрджиев С. П. Экономические и финансовые основы местного самоуправления. Учебное пособие. Ростов н/Д. Изд-во СКАГС. 2003, — 164 с.
  64. А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики 1998 — № 10 — С. 49 — 54.
  65. И.А. Экономика городов: региональный аспект развития М.: Наука, 1982, — 207 с.
  66. Инициирование процессов стратегического планирования в муниципальных образованиях Саратовской области: этапы реализации и результаты проекта. -М, 2002.
  67. Инновационная экономика / Под ред. А. Дрынкина, Н. Ивановой. М.: Наука, 2001.
  68. И. Основы метафизики нравственности. М.: Изд-во «Мысль», 1999.
  69. . Деловая стратегия. М., Экономика, 1991.
  70. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.
  71. Дж. Б. Распределение богатства: Пер. с англ./ Науч. ред А. Белых, А.Полетаев.-М.: Экономика, 1992.
  72. В. Основы государственного управления. Учебник. М.: Экзамен, 2004.
  73. М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. СПб, 2000.
  74. Н. Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969.-336 с.
  75. Конкурентоспособность России в 90-е годы. Межстрановой макроэкономический анализ. М.: ИМЭМО РАН. 2000.
  76. Р.Г. Природа фирмы. / Теория фирмы / Под ред. В. М. Гальперина. Спб.: Экономическая школа, 1995. («Вехи экономической мысли" — Вып.2).
  77. В. Механизм регионального управления экономикой в условиях перехода к рынку // Внешняя торговля, 1996, № 3, с. 17−21.
  78. Д.Б. Российские предприятия в начале 2000 г.: текущее финансово-экономическое положение и экспансия на внутреннем рынке//Проблемы прогнозирования. 2001. № 1.
  79. И.Е. Эволюция хозяйственного регулирования экономики России. Саратов. 1996.
  80. Р. Власть и бизнес: социальный диалог в региональном управлении // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 6.
  81. В., Швецов А. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития // Российский экономический журнал, 1997, № 9, с. 102−113.
  82. В., Швецов А. Муниципальная Россия: социально-экономическая ситуация, право, статистика. В 5-ти т., 12 кн. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  83. В., Швецов А. Новые проблемы российских городов. Муниципализация социальных объектов: правовые и финансовые решения. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  84. Г. М. Города на пути в будущее. М.: Мысль, 1987.- 236 с.
  85. Г. М. Городское расселение в России: Состояние и проблемы // География в школе, — 1992, — N 2/3.- С. 9−12,19.
  86. Г. М. Развитие городских агломераций в СССР,— М.: Наука, 1978.152 с.
  87. Г. М. Эффект агломераций с позиций экономической географии // Процессы и типы урбанизации.- Л., 1976.- С. 31−33.
  88. С., сычева Е. Общественный сектор и муниципальная собственность // Экономист. 1998. № 8.
  89. Ф.М. и др. Программно-целевое планирование систем населенных мест.- М.:Экономика, 1987.- 137 с.
  90. О.П. Методология организации расселения на областном (краевом, АССР) уровне// Проблемы развития и прогнозирования социальных процессов в регионе.- Ростов-на-Дону, 1990, — С. 10−22.
  91. О.П. Проблемы пространственного развития урбанизации. Л.: Наука, 1976, — 98 с.
  92. В. Административные реформы: вызов и решения // проблемы теории и практики управления. 1998. № 1.
  93. Е.М. Введение в историю экономической мысли. М.: 1996.
  94. И.М. Географическое учение о городах. М.: Наука, 1987.118 с.
  95. И.М. Методика мелкомасштабных географических исследований,— М.: МГУ, 1981.- 137 с.
  96. Малый город: Социально-демографическое исследование небольшого города / Под ред. С. Хорева.- М.: МГУ, 1972.- 274 с.
  97. ЮО.Маршаллова А. С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства. М.: ОАО «Издательство Экономика», 1998.
  98. В. Проблемы экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1997, № 3.
  99. Методические рекомендации по разработке и реализации стратегических планов развития углепромышленных муниципальных образований. М.: Фонд «РеформУголь», 2003.
  100. Методология социально-экономического планирования города/ Под ред В. А. Воротилова.- Л.: Наука, 1980.- 183 с.
  101. Ю4.Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М. 1999.
  102. Ю5.Мингалева Ж., Ткачева С. Кластеры и формирование структуры региона // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 5.
  103. В. А. Основы социального партнёрства: теория и политика. М., 2001.
  104. Модели социального партнёрства // Общество и экономика. 1993. № 7−8.
  105. Ю8.Наливайский В. Ю., Брюховецкая С. В., Феслер С. В., Червонный Е. А. Региональная структурно-инвестиционная политика. Ростов-н/Д. 2002.
  106. А., Вакурин А. Криминализация экономики и проблемы безопасности. //Вопросы экономики, 1995, № 1.
  107. А. Угрозы в социальной сфере: их диагностика и возможности упреждения // Вопросы экономики, 1995, № 1.
  108. Ю., Гимади П., Добродей В. Влияет ли приватизация на деятельность предприятий? // Вопросы экономики. № 6. 1999.
  109. А.С. Экономическая теория благосостояния. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985, т. 1.
  110. А. И., Абакумов С. А. Гражданское общество и будущее Российского государства: в поиске эффективного алгоритма развития. М.: Имидж-Пресс, 2004.
  111. А. Россия и современный мир // Вопросы экономики, 1995, № 1.
  112. М. Э. Конкуренция.: Пер. с англ.- Уч. пос. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.
  113. Потапов J1. Финансовый механизм саморазвития региона // Экономист. 1999. № 3−4.
  114. Пронина J1. Пути укрепления финансовых основ местного самоуправления и совершенствования межбюджетных отношений // Российский экономический журнал. 2002. № 7.
  115. Путь российских реформ // Вопросы экономики. 1996, № 6.
  116. А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону: Ростиздат, 1997.
  117. ., Доркин В., Мысляева И. Социально-экономические проблемы малых городов России// Вопросы экономики. 1994.- № 1.
  118. Региональные особенности местного управления и самоуправления / Игнатов В. Г., Хрипун В. И. и др. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ, 1996.
  119. Региональные стратегии и технологии экономического развития / Под ред. Т. В. Игнатовой. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 1999.
  120. А. Опыт стран «догоняющего развития» и российская действительность // Мировая экономика и международные отношения. № 7. 1999.
  121. К. И. Реформирование и управление муниципальной экономикой. СПб: Исток, 2002.
  122. В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики, 1995, № 1.
  123. В., Хлопьев А. Социальная безопасность России. М.: ИСПИРАН, 1996.
  124. Е., Степанова В. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления // Экономист. 1997. № 7.
  125. А. Региональная политика и экономическая безопасность России //Вопросы экономики, 1995, № 1.
  126. Ю.В. Развитие городских поселений СССР и использование их трудовых ресурсов: Отраслевой анализ. Ростов-на-Дону: РИНХД988.- 45 с.
  127. Ю.В., Лола A.M. Формирование системы городского расселения на Северном Кавказе// Проблемы статистики населения и труда.- Ростов-на-Дону, 1983, — С. 9−15.
  128. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962.
  129. Л. В. Сравнительный анализ политико-административных реформ: от нового государственного менеджмента к концепции governance // Политические исследования. 2003. № 4.
  130. Содействие развитию экономики на муниципальном уровне / Под ред. X. Берра и С. Юсуповой. Муниципальное управление. Вып. 1. М., 2000.
  131. Сон JI. Малый бизнес стратегический фактор социально-экономического роста // Государственная служба. 2004. № 6.
  132. Статистический ежегодник Ростовская область 1999. Стат. сб./ Ростоб-лкомстат. Ростов-н/Д, 2000.
  133. Статистический ежегодник Ростовская область 2000. Стат. сб./ Ростоб-лкомстат. Ростов-н/Д, 2001.
  134. Статистический ежегодник Ростовская область 2001. Стат. сб./ Ростоб-лкомстат. Ростов-н/Д, 2002.
  135. Статистический ежегодник Ростовская область 2002. Стат. сб./ Ростоб-лкомстат. Ростов-н/Д, 2003.
  136. Статистический ежегодник Ростовская область 2003. Стат. сб./ Ростоб-лкомстат. Ростов-н/Д, 2004.
  137. Статистический ежегодник Ростовская область 2004. Стат. сб./ Ростоб-лкомстат. Ростов-н/Д, 2005.
  138. Стратегическое планирование муниципальных образований (методические рекомендации). Ростов-на-Дону: «Терра», 2002.
  139. Теория и практика государственного и муниципального управления. В 2-х томах. Орёл: ОРАГС, 2003.
  140. А.А. мл., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации. 9-ое изд. М.: ИНФРА-М, 2000.
  141. Ю.В., Авдеева Т. Т. основы развития местного хозяйства: Учебник. М.: Дело, 2000.
  142. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
  143. Ф. А. фон. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12.
  144. Р. Экономическая теория как универсальная наука // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.1. 1993. Т.1.
  145. .С. Проблемы городов: Урбанизация и система расселения в СССР.- М.: Мысль, 1975.- 428 с.
  146. Г. Экономические проблемы в деятельности местных органов власти // Экономист. 2002. № 2.
  147. В.Н. Миграция и стабилизация трудовых ресурсов села// Отв. ред. В. И. Переведенцев.- Ростов-на-Дону: РГУД983.- 143 с.
  148. А., Вартапетов К. Финансовая децентрализация и местное самоуправление в период реформ // Вопросы экономики. 2003. № 10.
  149. С. И. Средний российский город: актуальные проблемы правления. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001.
  150. А., Юркова С. Возможности и условия финансирования муниципальных организаций // Экономист. 1997. № 5.
  151. Й. Теория экономического развития / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982.
  152. Экономика города: учебное пособие для вузов / под ред. докт. экон. наук, проф. Ю. Ф. Симионова. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.
  153. Экономическая безопасность. Производство Финансы — Банки. — М.: Финстатинформ, 1998.
  154. Экономические основы социальной политики / Под ред. Т. В. Игнатовой. Уч. пос. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС. 2005. 228 с.
  155. Юг России на рубеже III тысячелетия: территория, ресурсы, проблемы, приоритеты / Под ред. А. Г. Дружинина, Ю. С. Колесникова. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000.
  156. Ackoff, R.L. and Emely, F.E. (1972) On Purposeful Systems (London: Tavistock).
  157. Andrews, K.R., The Concept of Corporate Strategy Homewood, IL: Irwin, 1980.
  158. Chandler A.D. Strategy and Structure. Cambridge. МП, 1962.
  159. Bennis W., and Namus B. Leaders: The Strategies for Taking Charge New York: Harper & Row, 1985.
  160. David, F. R. Fundamentals of Strategic Management. Merrill Publishing Company, 1986.164.0hmae, K. The Mind of the Strategist. The Art of Japanese Business. McGraw-Hill, Inc., 1982.
  161. Pearce, J. A. II, The Company Mission As a Strategic Tool Sloan Management Review, Spring, 1982.
  162. Steiner, G. Strategic Planning: What Every. Manager Must Know New York: The Free Press, 1979.
  163. Thompson W. R. Urban Economic Development // W. Y. Hirsch (Ed.) Regional Accounts for Polici Decisions. Baltimore, 1966.
  164. Westley F. and Mintzberg H. Visionary Leadership and Strategic Management. -Strategic Management Journal (10, 1989- 17−32).
Заполнить форму текущей работой