Экономические механизмы природопользования
Поскольку экология является наукой об обитании или «об условиях существования», о взаимосвязи и взаимодействии различных факторов среды с организмами, то в нынешних условиях продвижения к рынку вопросы экологического равновесия приобретают свою особую актуальность. В связи с этим в основу восстановления экологического равновесия, например, в бассейнах рек Сырдарья, Или, Шу, Талас и Асса должен… Читать ещё >
Экономические механизмы природопользования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирование экономического механизма природопользования
В условиях становления и развития рыночных отношений на первой позиции решения всех проблем перед каждым юридическим и физическим лицом правомерно, независимо от формы собственности и хозяйствования главной задачей является удовлетворение своих личных потребностей.
Исходя из этого можно утверждать, что при таком подходе настоящей работы о сохранении окружающей природной среды, рациональном использовании ее природных ресурсов, не может быть и речи. Поэтому, чтобы как-то оградить природу от антропогенного воздействия, сохранить ее первозданность, нужен не только весомый экономический механизм охраны природной среды, но и проведение соответствующих мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов.
Только имея ясное представление о размерах экономического ущерба от загрязнения окружающей среды и об эффективности капитальных вложений на средозащитные мероприятия, можно приступать к работе по улучшению качества окружающей среды, экономически стимулировать и правильно оценивать природоохранные мероприятия.
Эффективность современного производства, с точки зрения использования природных ресурсов, еще низка: она едва достигает 5−10%. Остальные 90−95% сырья, топлива и других природных ресурсов практически безвозвратно теряются для человека.
Можно выделить следующие основные проблемы взаимодействия природы и общества: рост загрязнения окружающей среды техногенными отходами; уменьшение восполняемых и невосполнимых природных ресурсов; низкий КПД промышленной деятельности человека; необходимость рачительного использования земельных ресурсов.
В научной литературе существуют различные понятия: природная среда, окружающая природная среда и окружающая среда. Природная среда включает: литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу. Под окружающей природной средой понимается совокупность природных и природно-антропогенных факторов, оказывающих непосредственное воздействие на уровень жизни населения и экономические показатели функционирования народного хозяйства. Окружающая среда представляет собой интегральную совокупность природных и социальных факторов, воздействующих на человека. Охрана окружающей среды означает действия по защите определенных элементов окружающей среды с целью сохранения их эстетических и природных характеристик, представляющих необходимое условие для жизни человека и его развития /132/.
Природопользование состоит из трех основных элементов: использование природного ресурса, его охрана и воспроизводство.
Введение
эколого-экономических оценок и ограничений во все производственные системы должно привести к разработке малоотходных технологий, экономии природных ресурсов, более эффективным мерам охраны окружающей среды.
Недостаточная полнота и объективность информации о фактических капитальных и текущих затратах на охрану окружающей среды на предприятия не позволяет решать многие вопросы, связанные с экономикой природоохранной работы. В частности, затруднена оценка народнохозяйственной и хозрасчетной эффективности природоохранных мероприятий. Трудно проследить динамику этих затрат в условиях инфляции, оценить их влияние на основные технико-экономические показатели работы предприятий. Недостаточно разработанная методическая база по учету и прогнозированию текущих затрат на охрану не позволяет осуществлять калькуляцию по очистке и обезвреживанию отходов производства, сметы затрат на проведение природоохранной работы.
С точки зрения предотвращения и снижения отрицательного воздействия промышленных и других предприятий на окружающую среду, все природоохранные мероприятия можно разделить на три группы: снижение или предотвращение образования вредных отходов в процессе производства (по совершенствованию действующих технологических процессов или переход на образование отходов); предотвращение или уменьшение поступления отходов в окружающую среду; сокращение или вредного воздействия уже поступивших в окружающую среду отходов производства на объекты народного хозяйства, природу и человека.
В мероприятия по охране и рациональному использованию водных ресурсов входят следующие показатели: забор воды, в том числе собственными водозаборами; водопотребление, в том числе на хозяйственные цели; объем оборотов воды; объем повторно-последовательно используемой воды; передача воды другим предприятиям и организациям; водоотведение в поверхностные водоемы; извлечение из сточных вод ценных веществ.
В систему охраны воздушного бассейна введены следующие показатели: количество вредных веществ, отходящих от всех стационарных источников загрязнения; количество улавливаемых и обезвреживаемых вредных веществ, поступающих на очистные сооружения; утилизация улавливаемых и обезвреживаемых вредных веществ.
Экономическое обоснование природоохранных мероприятий производится путем сопоставления экономических результатов этих мероприятий с затратами, необходимыми для их осуществления. Показателем общей экономической эффективности средозащитных затрат является отношение годового объема полного экономического эффекта к сумме вызвавших этот эффект приведенных затрат. Он рассчитывается с целью: установления народнохозяйственных затрат на охрану окружающей среды (эффективность, темпы их роста); оценки отраслевых и территориальных пропорций при определении капитальных вложений; определения степени освоения капитальных вложений.
К внешним методам стимулирования можно отнести введение: платы за использование природных ресурсов; дифференцированных цен на природный ресурс при нормативном и сверхнормативном его потреблении; платы за загрязнение пропорционально наносимому ущербу; одного из показателей из природоохранной деятельности в качестве фондообразующего; показателей по охране природы; льгот на финансирование капитальных вложений и использование основных фондов природоохранного назначения.
Внутренние экономические методы стимулирования реализуются на предприятии путем согласования природоохранной деятельности с организацией системы материального поощрения работников за выполнение мероприятий по охране окружающей среды.
Одним из этих методов является плата за природные ресурсы, которая включает следующие позиции платы: пользование природными ресурсами в пределах установленных лимитов; охрану и воспроизводство природных ресурсов; загрязнение окружающей природной среды; другие виды платежей за специальное природопользование.
Плата за пользование природными ресурсами взимается в составе арендной платы или иных формах, нормативы которой устанавливаются на основе кадастровых оценок соответствующих природных ресурсов с учетом их распространенности, возможности воспроизводства, комплексности и других факторов, а при отсутствии кадастровых оценок — на договорной основе.
Плата за охрану и воспроизводство природных ресурсов является формой возмещения бюджетных ассигнований и затрат на осуществление природоохранной деятельности и взимается путем установления ставок и других нормативов. Эти нормативы должны определяться исходя из затрат на восстановление возобновляемых природных ресурсов, рекультивацию земель и проведение мероприятий по их охране, подготовку минерально-сырьевой базы, создание и ведение систем государственного контроля за состоянием природных и иных мероприятий.
Платежи за загрязнение окружающей среды включают: плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов в пределах установленных лимитов; (плату (штрафы) за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду сверх установленных нормативов.
Лимиты на специальное природопользование являются системой экологических ограничений и представляют собой установленные предприятиям — природопользователям на определенный период времени объема пользования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов производства и потребления.
Одним из основных путей решения экологических проблем является использование экономических рычагов и принципов в практике природопользования. Механизм возмещения ущерба природной среде дополняется системой экономического воздействия на предприятие за причиненный его производственно-хозяйственной деятельностью вред в пределах установленных нормативов, разрешенных стандартов и т. д.
Основой экономического механизма природопользования в условиях рыночных отношений являются: планирование природопользования и охраны окружающей природной среды, финансирование мероприятий, система платежей за природопользование, фонды охраны природы, преобразуемые в перспективе в экологические банки, экологическое страхование субъектов на случай применения вреда природной среде, а также льготы по платежам и освобождение от них природопользователей.
В связи с этим задачей экономического механизма охраны окружающей природной среды должно быть не только планирование и финансирование проводимых природоохранных мероприятий, но и поощрение природопользователей за рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.
Финансирование экологических программ и мероприятий по ООПС производится за счет средств:
• республиканского и местного бюджетов;
экономический природопользование финансирование.
- • государственных предприятий, кооперативных, иных общественных, частных и совместных, арендных коллективов;
- • республиканского, местных и общественных фондов охраны природы;
- • кредитов банков;
- • фондов экологического страхования;
- • добровольных взносов населения, иностранных граждан, а также других источников.
Но изначально, чтобы повысить ответственность за сохранность природы, природные ресурсы передаются в пользование или аренду на основании договора, который заключается между природопользователем и местным управлением экологии и биоресурсов или Кабинетом Министров Республики Казахстан. В этом договоре предусматриваются:
- • экологические требования, при которых допускается хозяйственная и иная деятельность;
- • перечень и годовой объем использования природных ресурсов;
- • срок уплаты и размер платежей за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей природной среды;
- • срок уплаты и размер платежей за воспроизводство природных ресурсов, связанных с их выбытием из общего пользования;
- • порядок охраны сопутствующих природных ресурсов, в том числе условия рекультивации земель;
- • объем и условия размещения отходов производства и потребления, срока уплаты и размеры платежей за их загрязнение ОПС;
- • особые требования к применяемой технологии, предоставляемые льготы;
- • ответственность сторон за нарушение требований и условий договора, а также срок действия договора.
Разрешение на природопользование выдается на основании договора о специальном природопользовании.
В соответствии с существующим законодательством /116/ для финансирования мер по охране окружающей природной среды создаются республиканский, местные и общественные фонды охраны природы.
Например, республиканский фонд охраны природы создается за счет отчислений местных фондов и платежей за пользование природными ресурсами республиканского значения.
Местные фонды охраны природы создаются в составе внебюджетного фонда за счет:
- • платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов;
- • платежей за превышение лимитов допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов;
- • штрафных платежей за аварийные выбросы и сбросы загрязняющих веществ;
- • платежей за сверхнормативное и не комплексное использование (потери) природных ресурсов и получаемого из них сырья;
- • средств, взыскиваемых по искам о возмещении вреда, причиненного государству нарушением природоохранного законодательства;
- • штрафов, взыскиваемых в административном и судебном порядке с должностных лиц и отдельных граждан, виновных в нарушении природоохранительного законодательства;
- • средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также от продажи незаконно добытой с их помощью продукции;
- • добровольных взносов предприятий, кооперативов, общественных организаций и граждан, в том числе иностранных;
- • доходы от предоставления кредитов, а также проведения природоохранных займов, лотерей и иных коммерческих мероприятий;
- • других источников.
Расходование местных фондов охраны природы осуществляется под контролем областных управлений экологии и биоресурсов, на:
- • кредитование строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитальный ремонт природоохранных объектов местного значения;
- • проведение проектно-изыскательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых видов природоохранной техники и технологий, автоматизированных систем мониторинга и технических средств для них;
- • выполнение научно-технических работ, разработку территориальных программ и комплексных схем по охране природы и рациональному природопользованию;
- • осуществление мероприятий, предупреждающих и компенсирующих негативные экологические последствия на территории области;
- • осуществление работ по восстановлению природных ресурсов, нарушенных хозяйственной или иной деятельностью, охране и воспроизводству растительного и животного мира;
- • развитие особо охраняемых территорий;
- • разработку систем экологических нормативов и информационных систем природопользования;
- • организация экологического образования (создание систем повышения квалификации и обмена опытом работников природоохранных органов) и воспитания, проведение выставок, конкурсов, смотров, осуществление издательской деятельности и других мероприятий, связанных с пропагандой;
- • содержание и приобретение оборудования, спецодежды и транспорта, материальное стимулирование органов, выполняющих функции государственного контроля за использованием и охраной природных ресурсов.
Нормативы платы за использование природных ресурсов устанавливаются на основе кадастровых их оценок или на договорной основе.
Нормативы платы за загрязнение окружающей природной среды устанавливаются на основе единой методики и дифференцируются по регионам с учетом местных условий, состава и свойства вредных веществ, особенностей природных комплексов 125/.
Платежи за выбросы в пределах лимита включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а платежи за сверхлимитное использование и загрязнение природных ресурсов взимаются из прибыли или хозрасчетного дохода предприятия и направляются в фонд охраны природы на финансирование только природоохранных и мероприятий.
В целях стимулирования рационального природопользования и ООС введены льготы путем:
- • представления долгосрочных и краткосрочных займов на мероприятия по ООС на льготных условия;
- • уменьшения платежей за устойчивое снижение выбросов, сбросов вредных веществ, увеличения глубины переработки сырья, вторичного использования ресурсов;
- • становления и развития рынка купли-продажи прав на загрязнение и выдачи разрешений на куплю и продажу выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Освобождены от платежей за природопользование все заповедники, парки, ботанические сады, а также учреждения, разрабатывающие или использующие экологически безопасные технологии, организации гидрометслужбы, спортивно-оздоровительные комплексы, школьные лагеря.
Нормирование качества ОПС производится в основном с целью установления предельно допустимых норм воздействия на ОПС, гарантирующих экологическую безопасность населения, обеспечивающих охрану от загрязнения атмосферного воздуха, воды, земель, растительного и животного мира, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в результате хозяйственной деятельности.
Воздействие на ОПС допускается в пределах разработанных на основе новейших достижений мировой науки предельно допустимых следующих нормативов:
- • концентраций (ПДК) вредных веществ в атмосферном воздухе, воде, почве и в недрах;
- • выбросов и сбросов (ПДВ, ПДС) вредных веществ;
- • уровней радиационной безопасности;
- • уровней нагрузки на природную среду;
- • санитарных и защитных зон;
- • стандарты на экологически опасную продукцию массового производства и потребления;
- • уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий;
- • применения химикатов в сельском хозяйстве;
- • химических, канцерогенных веществ и биологических добавок в продуктах питания.
Прогрессирующий экономический кризис привел к глубокому износу основных фондов, консервации строительства природоохранных объектов, невозможности выпуска и внедрения новых технологий и экологического оборудования. Например, только за 1991;1996 гг. объем инвестиций в целом по Республике Казахстан на ООС уменьшился в 3−4 раза и составил около 2−3% от общего объема капвложений. При этом, наибольшее сокращение инвестиций на проведений природоохранных мероприятий произошло в областях: Семипалатинской — 30 раз, Костанайской — 22, Жамбылской — 7, Кзылординской — 8, Алматинской-6, Южно-Казахстанской — 7 раз.
Разумеется, недостаток финансовых средств в стране не позволяет своевременно завершить строительство многих природоохранных объектов. Однако только за счет экстенсивных мер, т. е. строительства новых и повышения эффективности действующих сооружений, невозможности подойти к желаемому уровню воспроизводства природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды. Главным в решении этой проблемы является сооружение промышленных объектов с чистой и безотходной технологией, а также создание экологического рынка, т. е. широкое производство и предложение природоохранных технологий, оборудования, приборов и т. д. Например, устранение причин опустынивания в Республике Казахстан связано, в первую очередь, с восстановлением прежнего экологического равновесия, существовавшего до использования и добычи природных ресурсов.
Поскольку экология является наукой об обитании или «об условиях существования», о взаимосвязи и взаимодействии различных факторов среды с организмами, то в нынешних условиях продвижения к рынку вопросы экологического равновесия приобретают свою особую актуальность. В связи с этим в основу восстановления экологического равновесия, например, в бассейнах рек Сырдарья, Или, Шу, Талас и Асса должен быть положен принцип сохранения естественного водного режима, который включает в себя много направлений. Так, в бассейне р. Сырдарья необходимо обеспечить гидрогеологический режим, позволяющий затапливать пойму, восстанавливать плодородие пойменных земель, возродить луга, тростниковые заросли, животный мир и рыбные ресурсы.
Для восстановления дельты и низовий рек Или, Шу, Талас и Асса следует более эффективно использовать сток рек, а также сточных вод промышленности городов и поселков, широко применять все возможные средства для их очистки, а также учитывать экономическую целесообразность возделывания влаголюбивых культур: риса в бассейне р. Или, больших площадей свеклы в бассейнах рек Шу, Талас, Асса. Не в меньшей степени должно быть уделено внимание глубокому регулированию стока рек водохранилищами и разработке влагосберегающей технологии орошения для резкого снижения забора воды из рек.
Для ликвидации деградации пастбищ необходимо использовать вековой опыт кочевников-скотоводов, который заключается в сезонности использования пастбищ без перегрузки их скотом. Кочевой метод скотоводства, организованный с учетом новой техники и технологии, решит проблемы увеличения поголовья скота, безработицы чабанов и миграции беженцев.
Эрозию и дефляцию почв в степном регионе можно ликвидировать путем выведения из оборота 7 млн. га малопродуктивных целинных земель и их залужения. Такой подход позволит возвратить эти земли к природным ландшафтам.
Однако важнейшим элементом борьбы с опустыниванием является рациональное использование богатых минерально-сырьевых ресурсов республики и южных областей Казахстана. Вместе с тем, было бы целесообразно без промедления разработать экологические требования к недропользователям, предусматривающие прекращение твердых и газообразных выбросов, рекультивацию почвенного покрова, полную утилизацию отвалов, уположение откосов отработанных карьеров, а также обновление природных ландшафтов.
В основу стратегии размещения горнодобывающих и перерабатывающих предприятий должна быть положена экологическая емкость территорий (предел самовоспроизводящих возможностей природной среды) и экологоэкономические прогнозы. Сразу скажем, что это сложнейшая проблема, которая не может быть разрешена без четкого научного обоснования и скрупулезной повседневной работы.
Дело в том, что за последние 50 лет почвенный покров претерпел ряд аграрно-экономических сдвигов (периодов):
- • 1954;1960 гг. — освоение целинных и залежных земель, когда было распахано 25 млн.га. Посевная площадь зерновых культур возросла с 7 млн. га до 24 млн. га, или более чем в 3,4 раза. Проведена инвентаризация пастбищных и сенокосных угодий;
- • 1961;1985 гг. — разработка мер по борьбе с ветровой эрозией почв и внедрение почвозащитного земледелия на площади 22 млн. га;
- • 1985;1990 гг. — начало интенсификации сельского хозяйства, что нашло отражение в мелиорации земель и улучшении пастбищных угодий. К 1990 г. площадь всех освоенных земель составляла 47 млн. га;
- • 1991;1996 гг. — глубокий экономический кризис, спад объемов химизации и общей культуры пользования почвенным покровом.
На наш взгляд, выход из создавшегося положения есть, и, прежде всего, через поэтапное сокращение посевов зерновых культур путем вывода из пашни менее плодородных земель. Отсутствие возврата питательных веществ, вынесенных урожаем, в сочетании с эрозией почв привело к отрицательному балансу гумуса в почвах. За 35−40 лет пахотные почвы Республики Казахстан потеряли 20−30% гумуса, а площадь опустыненных земель увеличилась на 40- 60%.
Борьба с опустыниванием на пашне должна сводиться к оптимальному использованию химических и биологических методов интенсификации сельского хозяйства. Это:
- • трансформация части пашни под зерновыми культурами в кормовые угодья (сенокосы и пастбища) для защиты от всех видов эрозии почвы;
- • посадка травянистой и кустарниковой растительности, способствующей сохранению биоразнообразия флоры и фауны и защите пахотного слоя от опустынивания;
- • рациональное использование оросительной воды и предупреждение опустынивания почв орошаемой зоны.
Для ликвидации деградации почв в животноводческой зоне необходимо провести обводнение пастбищ на площади 80 млн. га, реконструировать старые шахтные колодцы и частично восстановить высохшие естественные водные объекты (родники, озера, плесы и т. д., а также ввести экологические ограничения при техногенных нагрузках на почвы кормовых угодий. Для поддержания в нормальном состоянии горных пастбищ следует обращать особое внимание на организацию нормированного выпаса скота, а также на своевременное проведение мероприятий, предупреждающих не только водную эрозию почв. Например, растительные ресурсы под воздействием антропогенных факторов претерпевают значительные и подчас непоправимые трансформации, наносящие значительный ущерб окружающей природной среде. Поэтому мы считаем, что объем возможных ежегодных заготовок должен составлять не более 25−30% производственного ресурсы сырья конкретной взятой отрасли.
В целях сохранности популяции сырьевых растений необходимо:
- • проводить постоянный контроль за состоянием ресурсов и выполнение разработанных инструкций по заготовке сырья;
- • разработать ресурсосберегающие технологии сборов, переработки сырья с целью его полной утилизации.
Взять к примеру лесные ресурсы. Общая площадь лесного фонда в Республике Казахстан составляет 24,6 млн. га, из которых покрытых лесом земель — 63%, горных — 21%, степных и пойменных — 16%. Учитывая то, что большой вред лесам наносятся бессистемными вырубками и распашкой покрытых лесом земель, а также от пожаров, все леса в Казахстане объявлены защитными, в которых разрешается только ограниченная лесоэксплуатация. На наш взгляд, в нынешних сложных условиях следует широко практиковать создание в лесной зоне природных заповедников, национальных парков, генетических резерватов. То есть использовать (задействовать) все подходы, которые могут оказать положительное воздействие на сохранение окружающей природной среды.
Достаточно сказать, что лесные пожары в засушливые годы, например, уничтожают до нескольких сотен тысяч гектаров по республике, а ущерб оценивается в сотни миллионов тенге. Поэтому объективно возникают проблемы, связанные с совершенствованием служб охраны лесов, пожарно-наблюдательных вышек с телеустановками, развитие сети противопожарных дорог, увеличение штата лесной охраны и оснащение ее современными техническими средствами. Не менее важное значение имеет и организация службы для подавления очагов вредителей и болезней лесов, которая должна строиться в основном за счет биологических методов защиты лесов.
Что касается животного мира, то в организации рационального использования его необходимо:
- • наладить регулярный учет численности и определить запасы ценных видов животных;
- • принять меры по сохранению благоприятных условий для жизни и размножения полезных видов в природе;
- • организовать охрану животных от вредных антропогенных воздействий (пожаров, перевыпаса, химического загрязнения и т. п.);
- • внедрить оптимальные нормы отстрела промысловых животных в оптимальные сроки;
- • вводить положение о запрете на охоту при неблагоприятном изменении численности и структуры популяции животных.
Ограниченность водных ресурсов в республике, в том числе в южных областях, а также их территориальная и временная неравномерность распространения, создают острокризисную обстановку в сельском хозяйстве вообще, в орошаемом земледелии в частности, в условиях особенно южных областей Казахстана является одним из главных факторов, который помимо всего еще дестабилизирует экономическую обстановку в регионе.
Самым крупным водопотребителем в республике является сельское хозяйство — 28 000 млн. мЗ воды в год (из них более 50% используется непроизводительно). Водопотребление промышленности составляет 7500 млн. мЗ, коммунально-бытовое хозяйство — 1229 млн. мЗ в год. В промышленности и коммунальном хозяйстве формируется более 3000 млн. мЗ загрязненных сточных В перспективе устойчивое водоснабжение промышленности и населения, а также стабилизация экологической обстановки возможно только при рациональном водопользовании, внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий водопользования, включающих:
- • увеличение коэффициента использования воды за счет снижения потерь воды в системе водообеспечения;
- • снижение конечного расхода воды потребителями за счет внедрения водосберегающих технологий и повышения качества подаваемой и отводимой воды;
- • внедрение маловодоемких отраслей производства взамен водоемких;
- • учет и контроль воды и совершенствование систем платы за воду;
- • комплексное использование водных ресурсов с учетом межотраслевых интересов и требований охраны природы.
Несмотря на неблагополучную экологическую обстановку в республике, в том числе и в южных областях Казахстана, а также наличия зон экологического бедствия, начиная от бассейна Арала, в условиях экономического кризиса внимание к экологическим факторам находится в регионе не на должном уровне. И дело все в том, что такое положение диктуется реальной действительностью, когда цели отраслей экономики и населения подчинены первоочередной задаче — выживания в новой рыночной экономической обстановке.
Однако данная ситуация чрезвычайно опасна и вредна в плане решения долговременных социальных и экономических перспектив развития общества.
Поскольку окружающая среда представляет собой интегральное звено всего процесса развития, то любые изменения физического состояния окружающей среды (ОС) влечет за собой социально-экономические последствия, отрицательно влияющие на качественный образ жизни людей. Поэтому, только считаясь с фактическим положением экосистемы, можно оказывать серьезное и существенное содействие экономическому развитию.
Менеджмент в области охраны окружающей среды в основном направлен на защиту ОС, улучшение и сохранение природных ресурсов, на содействие в достижении национальных экономических, социальных и культурных ценностей. Например, принимая программу менеджмента относительно биологических способов борьбы с вредителями, можно улучшить здоровье людей, уменьшить зависимость от химических пестицидов и, в конечном итоге, повысить урожайность сельскохозяйственных культур в аграрном секторе.
Как правило, степень развития общества измеряется ростом его экономики, где в качестве показателя роста и уровней потребления выступает величина валового внутреннего продукта (ВВП). При таком подходе, длительное время практиковавшемся в республике, возникла проблема, которая заключается в том, что от быстрого роста ВВП не только ухудшилось состояние окружающей природной среды, но и сам рост встретился с препятствиями (ограничениями), вызванными состоянием ОС.
В связи с этим, на наш взгляд, в сложившихся условиях должна быть использована концепция так называемого «непрерывного экономического развития общества», основой которой является — оставить будущему поколению природные ресурсы не хуже тех, которые достались в наследство.
В Казахстане многие годы проходил процесс максимального увеличения потребления ресурсов за счет постоянного их опустошения. К числу основных принципиальных положений реализации концепции «непрерывного экономического развития общества» относятся: использование такого количества добываемого сырья, которое не нарушит естественных запасов; разумное (экономное) употребление невосстанавливаемых ресурсов.
Путем интеграции понятий непрерывного экономического развития, менеджмента и экологического обоснования можно сформулировать определение «возможностям окружающей среды». Считаем, что это новая деятельность, направленная на максимальное повышение ценностей природных ресурсов и их вклада в непрерывное развитие с обязательной защитой и сохранением потенциала.
Большинство программ национального развития республики и отдельных ее регионов включают в себя экономические цели, от выполнения которых ожидается получение значительных общественных выгод. Однако, если не учитывать антропогенного воздействия на окружающую среду, то осуществление экономических целей зачастую приносит выгоду лишь для малой группы людей, тогда как для других больших групп это находит проявление в повышении расходов. Это: экологически необоснованный объем производства продукции химзаводов республики; развитие орошаемого земледелия бассейна Арала; освоение сельскохозяйственных земель крестьянскими хозяйствами без учета природоохранных требований и т. д.
Поэтому в складывающихся условиях рыночного метода хозяйствования уровень экономического развития республики, в том числе и областей юга Казахстана, необходимо оценивать не величиной ВВП, а размером чистого валового внутреннего продукта (ЧВВП). При его исчислении из ВВП необходимо вычесть:
- • ущерб окружающей среде (УОС) от нерационального ее использования (например: падение биологической продуктивности естественных угодий, в частности, снижение рыбопродуктивности водоемов, охотничьих угодий, урожайности пастбищ и т. д.);
- • невостребованную экологически амортизированную часть отдельных видов основных фондов, которые входят в состав ВВП (например: от резкого снижения урожайности сахарной свеклы из-за загрязнения воды, воздуха, почвы в Жамбылской области; далеко не на полную мощность работают сахарные заводы; полностью оказался невостребованным рыболовецкий флот Арала и т. д.).
По данным разработок специализированных организаций социальноэкологический ущерб от истощения водных ресурсов в бассейне Аральского моря с 1961 по 1990 гг. превзошел в 4,7раза, в том числе прямые потери — в 3.3, а рост убытка от снижения продуктивности лугов и пастбищ — в 5 раз.
При таком опережающем темпе роста социально-экологического ущерба, над темпами роста ВВП, вполне реально снижение объема ЧВВП, а в отдельных регионах республики и прекращение непрерывности экономического развития.
На наш взгляд, стоимость природных ресурсов должна отражать их общую стоимость, с включением затрат на добычу и переработку природного ресурса, а также ущерба окружающей среде от изъятия и переработки природного ресурса. Например, при использовании водных ресурсов для целей орошения в настоящее время в стоимость воды включаются не только затраты за услуги по забору и доставке воды потребителю (т.е. экономическая составляющая). Наряду с этим необходимо включать затраты от ущерба, причиненного истощением водных ресурсов.
В условиях прогрессирующего экономического кризиса, резкого спада инвестиционной активности предприятий — природозагрязнителей, природопользователей, важно не допустить дальнейшего ухудшения экологической обстановки и наметить основные приоритеты, которые обеспечат экологическую безопасность и улучшение условий жизни населения.
Одной из главных целевых задач обеспечения непрерывности экономического развития республики является разработка экологических программ: долгосрочной — стратегия обеспечения экологической безопасности республики в XXI веке; неотложной — национальный план практических действий по охране окружающей среды и устойчивого экономического развития. Основными приоритетами для разработки и успешной реализации указанных программ являются:
- • характеристики действительного состояния окружающей природной среды, представленные в экологическом паспорте предприятия и отдельных природно-хозяйственных регионов (бассейн реки, территориальнопромышленный комплекс и т. д.);
- • нормативные характеристики, лимитирующие природопользование, ограничение загрязнения ОС, экологически допустимые пределы использования природных ресурсов, экологические ограничения — установление рациональной и экологически безопасной структуры отраслей производства;
- • создание экономики замкнутого цикла;
- • включение природоохранных мероприятий в конкретную деятельность предприятий (независимо от формы собственности и хозяйствования) с обеспечением финансирования.