Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Управление нематериальными активами как фактор повышения конкурентоспособности предпринимательской деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уровень развития рынков в индустриально развитых странах уже не дает возможности обеспечивать существенные преимущества фирмы только за счет материальных и финансовых ресурсов, делая их в принципе общедоступными. Индивидуальные преимущества и лидерство все в большей степени становятся следствием эффективного использования уникальных по своей природе факторов нематериального, неосязаемого… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ В СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Развитие концептуальных подходов к определению и управлению нематериальными активами в рыночной экономике
    • 1. 2. Современные теоретические концепции и международная практика управления нематериальными активами
  • 2. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ КАК ФАКТОРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Состояние и перспективы управления нематериальными 53 активами российских предпринимательских структур
    • 2. 2. Диагностика состояния управления нематериальными активами в современной развивающейся фирме
  • 3. ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР ЗА СЧЁТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ
    • 3. 1. Модернизация системы управления нематериальными активами фирмы в условиях жёсткой конкурентной борьбы
    • 3. 2. Алгоритм реализации конкурентной стратегии в системе управления нематериальными активами фирмы

Управление нематериальными активами как фактор повышения конкурентоспособности предпринимательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования предопределяется необходимостью поиска новых, нетрадиционных путей повышения конкурентоспособности предпринимательской деятельности в свете модернизации российской экономики и перехода ее на инновационный путь развития. Среди путей повышения конкурентоспособности в последние годы важное значение приобретают методы управления нематериальными активами (НМА) предприятия. В сложившихся к началу XXI века условиях хозяйствования конкурентоспособность предпринимательской структуры зависит не только от занимаемой доли рынка, размеров производства, совокупности традиционных ресурсов, но и от наличия у него нематериальных активов и эффективной системы управления ими.

В настоящее время в силу недооценки нематериальных активов многие предпринимательские структуры, имея значительный объём результатов интеллектуальной деятельности (РИД), уделяют недостаточно внимания разработке и управлению нематериальных активов и их использованию для повышения конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Отечественная практика управления предприятиями свидетельствует о существовании значительного разрыва между уровнями разработки теоретических основ стратегии повышения конкурентоспособности на базе формирования и использования нематериальных активов и практической деятельности, что актуализирует проблему поиска методов решения этой проблемы за счёт управления нематериальными активами на этапе перехода к инновационному типу экономики и обусловливает необходимость разработки системы мер по преодолению этого разрыва.

Данные обстоятельства предопределяют практическую и теоретическую значимость решения проблемы исследования.

Степень разработанности проблемы. Диссертационное исследование базируется на-концепциях и теоретических постулатах, представленных в работах отечественных и зарубежных учёных, посвящённых актуальным вопросам генезиса системы управления нематериальными активами, проблематике кон3 курентоспособности компаний и стратегиям, избираемым фирмами в условиях обострения конкуренции и перехода на инновационный путь развития.

Исследованию нематериальных активов как одного из элементов повышения конкурентоспособности предприятия уделяется существенное внимание в работах как зарубежных, так и отечественных учёных.

Работы Б. З. Мильнера, П. Дракера, И. Нонака, X. Такеучи, Л. Эдвинсона, Д. Кларка, Р. Кроссли, Г. Стиглера, К. Эрроу, Ю. Г. Павленко, З. П. Румянцевой, В. Г. Смирновой посвящены разработке различных систем управления знаниями.

Значительная группа исследователей, среди которых Н. М. Балакирева, П. Дойль, Р. Каплан, Ю. В. Козырь, Д. Нортон, С. А. Старов, Р. Тиссен, исследовали нематериальные активы с точки зрения их отражения в бухгалтерской отчётности предпринимательских структур, занимались поиском финансовых оценок нематериальных активов. Ряд учёных, среди которых Д. А. Аакер, Т. Гэд, Д. Огилви, исследовали отдельно взятые нематериальные активы: брэнды, лояльность покупателей, репутацию фирмы.

Исследованию НМА как одного из важнейших элементов повышения конкурентоспособности предприятия уделяется существенное внимание в работах зарубежных учёных Стюарта Т., Брукинга Э., Буковица В., Вильямса Р., Экклза Р., Нонака И., Такеучи X., Эдвинсона Л., Друкера П., Кларка Д., Кроссли Р., Миллера В., Стиглера Г., Эрроу К., Портера М.5 Маршалла А. Робинсона Дж., Шумпетера Й., Коуза Р., Харта О., Солоу Р., и др.

Однако, несмотря на значительное количество работ по данной проблематике, взаимосвязь между нематериальными активами и конкурентоспособностью, а также специфика построения системы управления нематериальными активами предпринимательской структуры, на наш взгляд, изучены недостаточно. В настоящее время данная область знания активно формируется в отечественной экономической науке, что обусловлено существенным потенциалом нематериальных активов в инновационной экономике.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, наличие ряда нерешённых, вопросов управления нематериальными активами предпринимательских структур в аспекте повышения их конкурентоспособности предопределили выбор темы исследования,.его цель, задачи и структуру.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационной работы является-исследование зависимости между эффективностью управления нематериальными активами и конкурентоспособностью предпринимательских структур и моделирование наэтой основе: системыуправления нематериальными активами вцелях повышения^ конкурентоспособности.

Для* достижения? целидиссертационного исследования, были решены следующие: задачи, отражающие логику и концепцию исследования:

— дать концептуальный" анализ системы управлениянематериальными активами- •.

— определил" основныеэтапы, генезиса: концепции: управления нематериальными активамшв экономической теории;

— проанализировать, практику управления нематериальными активамиотечественных предпринимательских структур с целью выявления основных проблем (барьеров, дефицитов и т. д.) в данной области;

— исследовать. основные зарубежные подходы к управлению нематериальными активамипредпринимательских структур? на предмет их возможного применения на отечественных предприятиях- .

— исследовать роль нематериальных активов отечественных, предпринимательских структур в повышении их конкурентоспособности и модернизации российской экономики;

— выявить взаимосвязь между объёмом нематериальных активов и стоимостью предприятия;

— разработать алгоритм построения системы управлениянематериальными активами предпринимательских структур • на основе технологии? формирования! портфеля? нематериальных активов и процедур управления, им, внедрение которой' позволит повысить конкурентоспособность, отечественных предпри.

— 5' нимательских структур.

Объект и предмет исследования.

Объект исследования — система управления предпринимательской структуры и место в ней технологий повышения конкурентоспособности предпринимательской деятельности путём интернализации потенциала нематериальных активов в систему финансовых предпочтений бизнеса в условиях модернизации российской экономики.

Предмет исследования — технологии, инструментарий управления нематериальными активами как фактором повышения конкурентоспособности предпринимательских структур.

Теоретике — методологическую основу диссертационного исследования составили концептуальные положения экономики предпринимательства, общей теории менеджмента, стратегического менеджмента, представленные в фундаментальных исследованиях отечественных и зарубежных ученых-экономистов по исследуемой проблеме, концептуальные разработки научно-исследовательских учреждений Российской Федерации.

Информационно-эмпирическая база сформирована на основе фактологических сведений, представленных в официальных источниках Федеральной службы государственной статистики (Росстата) и её региональных органов, опубликованных материалов зарубежных консалтинговых компаний, иностранных и отечественных рейтинговых агентств, аналитических отчётов ряда ведущих предприятий промышленности, материалов Министерства экономического развития и торговли РФ и Министерства финансов РФ, данных монографических исследований, периодической печати и научно-практических конференций по вопросам управления нематериальными активами и конкурентоспособности предпринимательских структур, а также авторских материалов монографического обследования ООО «Ростовгипрошахт».

Инструментарно-методический аппарат исследования. Обоснованность теоретических выводов, представленных в диссертационной работе, обеспечивается использованием общенаучных и общеэкономических подходов 6 к исследованию: системно-функционального, историко-генетического, а также инструментарных средств экономического анализа: экономико-статистического, институционального, абстрактно-логического, сравнительного, прогнозной экстраполяции, а также специальных методов: классифицирования, экономического моделирования, многомерного сравнительного и факторного анализа.

Нормативно-правовую базу исследования составили Федеральные законы, Указы Президента и Постановления Правительства РФ.

Область исследования — специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством: экономика предпринимательства (8.4. Прогнозирование структурных изменений развития предпринимательства в условиях глобализации мирового рынка- 8.10 Методология, теория обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур. Формы современной конкуренции и их влияние на содержание предпринимательской деятельности).

Рабочая гипотеза диссертационного исследования основана на предположении о том, что между конкурентоспособностью предпринимательской структуры и долей нематериальных активов в её капитализации существует прямая зависимость. Это обосновано тем, что в современных условиях уровень капитализации компании всё более определяется потенциалом нематериальных активов, которыми она обладает, соответственно, наращивая потенциал нематериальных активов, можно существенно увеличить стоимость бизнеса и повысить уровень его конкурентоспособности.

Логика диссертационного исследования отражает ход процесса познания от изучения тенденций развития процесса управления нематериальными активами к обоснованию алгоритма построения его системы как важнейшего инструмента обеспечения конкурентоспособности предпринимательской структуры в условиях модернизации российской экономики и перехода на инновационный путь развития. Развитие исследования идёт в рамках поиска способов управления нематериальными активами в общей системе управления предприятия.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Уровень развития экономики в рыночно-развитых странах сегодня не дает возможности обеспечивать существенные преимущества предпринимательских структур за счет материальных и финансовых ресурсов, делая их всё более общедоступными. Индивидуальные конкурентные преимущества и лидерство фирмы все в большей степени становятся следствием эффективного использования уникальных по своей природе факторов нематериального, неосязаемого характера, таких как нематериальные активы.

2. Эволюция концептуальных подходов к управлению нематериальными активами прошла долгий путь. Изначально управление нематериальными активами осуществлялось в рамках интуитивного подхода и характеризовалось отсутствием долгосрочной и стратегической направленности, а также оценки результатов исследований и разработок, отнесением расходов, связанных с ними, к общим издержкам. Позже управление нематериальными активами происходило в русле системного подхода и представляло собой экспертное управление исследованиями и разработками. В начале XXI века к управлению нематериальными активами применяется стратегический подход, который характеризуется видением долгосрочной траектории развития предприятия и наличием стратегически ориентированного портфеля нематериальных активов.

3. На этапе модернизации отечественной экономики управление нематериальными активами представляется одним из важнейших инструментов достижения конкурентоспособности предпринимательских структур, поскольку креативно-инновационный путь развития является единственно возможным для достижения конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке.

4. В парадигме стоимостного подхода конкурентоспособность фирмы напрямую зависит от уровня её капитализации, последняя, в свою очередь, определяется в современных условиях не столько стоимостью имущественно-хозяйственного комплекса компании, сколько наличием у неё нематериальных активов. Формируя на основе нематериальных активов конкурентные преимущества, которые невозможно скопировать, предпринимательская структура 8 увеличивает капитализацию бизнеса и повышает уровень своей конкурентоспособности.

5. В качестве показателя конкурентоспособности предпринимательских структур В: современных условиях можно использовать долю нематериальных активов в стоимости: компании. Данный^ показатель может служить как доказательством инновационных процессовнапредприятии, так и свидетельством потенциала его конкурентоспособности^.

Научная новизна диссертации, заключается* в: разработке алгоритмов, формирования и внедрения: эффективной системы управления нематериальными активами, нацеленной на повышение конкурентоспособности предпринимательской структуры: на этапе модернизацииотечественнойэкономики.

К элементам научной новизны можно отнести следующие: положения:

— обобщены основные подходы к управлению нематериальными активами, выявлен генезис данного процесса, его основные этапы:

1 этап (1950 — 1960 гг.) — применение интуитивного подхода к управлению НМА;

2 этап (1970 — 1980 гг.) — применение: системного подхода к управлению.

НМА;

3 этап (1990 — по настоящее время) — применение стратегического подхода к управлению НМА;

— проведенный анализ международной и: отечественной" практики повышения конкурентоспособности предпринимательской деятельностипозволил обозначить вектор развития конкурентных преимуществ предпринимательских-структур: от преимуществ в материальной и финансовой сфере к преимуществам нематериального характера, а также определить основную проблемой устойчивого развития предпринимательских структур в 5 контексте глобализации-поиск нетрадиционных путей повышения конкурентоспособности засчет управления^ нематериальными активами;

— обобщены-основные подходы зарубежных компаний к управлению нематериальными — активами? (западный и японский), — которые основаны на увели9 чении капитализации бизнеса за счет оценки и постановки, на баланс предприятия нематериальных активов. Использование данных подходов позволило предпринимательским структурам развитых стран, значительно повысить уровень конкурентоспособности;

— выявлены основные проблемы в области управления нематериальными активами в отечественной предпринимательской деятельности, среди которых можно выделить: недооценку предпринимательскими структурами роли нематериальных активов в обеспечении конкурентоспособности бизнесарасхождения в подходах к определению объектов нематериальных активов в гражданском-и налоговом кодексах, в практике оценочной деятельности и бухгалтерском учетенезавершенность, процесса разработки стандартов оценочной деятельности в области определения. стоимости объектов, нематериальных активов;

— предложен инструмент определения конкурентоспособности компаниикоэффициент А, характеризующий долю нематериальных активов-в рыночной стоимости компании, величина которого позволяет оценивать конкурентоспособность предпринимательской структуры через обладание ею нематериальных активов;

— предложен алгоритм разработки системы управленшг нематериальными активами на предприятии, включающий, 8 последовательных этапов (итераций), начинающийся, с определения цели системы, и завершающийся мониторингом её функционированиям развития.

Теоретическая значимость диссертационного исследования. определяется народно-хозяйственной важностью поставленных задач и достигнутым уровнем-разработанности проблем, выявлением генезиса концепций управления нематериальными активами в экономической теории,.решением теоретических проблем разработки системьтуправления нематериальными активами.

Практическая значимость, работы состоит в том, что содержащиеся в ней основные выводы и рекомендации могут быть использованы:

— предпринимательскими структурами при выборе стратегии и построении системы управления нематериальными активами;

— преподавателями в учебном процессе при разработке и обосновании материалов методического обеспечения преподавания ряда учебных дисциплин: «Основы предпринимательства», «Инновационный менеджмент», «Стратегический менеджмент».

Апробация результатов исследования. Основные концептуально-теоретические положения и выводы, а также прикладные рекомендации диссертационного исследования были представлены в виде докладов и выступлений на международных и всероссийских конференциях в г. Ростове-на-Дону (2007, 2008, 2009, 2010 гг.). Материалы исследования нашли отражение в 10 публикациях общим объёмом 5 п.л., в том числе в 2 статьях в журналах, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертационных исследований.

Структура и объем диссертационной работы. Структура диссертации подчинена достижению поставленной цели и решению исследовательских задач. Работа состоит из введения, 3 глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованных источников, насчитывающего 167 наименований. Основной текст работы изложен на 177 страницах машинописного текста и включает 24 таблицы, 10 рисунков, 5 диаграмм, 2 графика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основные научные результаты диссертации, выводы и практические рекомендации, полученные в ходе исследования, заключаются в следующем:

1. Уровень развития рынков в индустриально развитых странах уже не дает возможности обеспечивать существенные преимущества фирмы только за счет материальных и финансовых ресурсов, делая их в принципе общедоступными. Индивидуальные преимущества и лидерство все в большей степени становятся следствием эффективного использования уникальных по своей природе факторов нематериального, неосязаемого характера, включающим в себя получение, обработку, анализ, интерпретацию информациипрогнозирование, предвидение, моделирование измененийсоздание, использование, коммерциализацию баз знаний, опыта и иных интеллектуальных продуктовформирование внутрифирменной атмосферы инновационной восприимчивости, делового и эмоционального сотрудничества (партнерства) — развитие прямых и обратных коммуникационных каналов с внешними аудиториями и т. д.

В условиях дальнейшего модернизации российской экономики совершенствование управления НМА предприятия является объективной необходимостью, так как НМА являются основным источником конкурентных преимуществ субъекта предпринимательской деятельности в инновационной экономике.

2. Генезис управления НМА прошел в своем развитии несколько этапов: изначально управление НМА осуществлялось интуитивно, т. е. применялся интуитивный подход. Однако в процессе эволюции управление НМА стало частью общей системы управления организацией (системный подход) и, наконец, в XXI веке к управлению НМА, на наш взгляд, необходимо применять стратегический подход, так как НМА стали одним из важнейших стратегических ресурсов компаний.

3. Анализ теории и практики признания, оценки, защиты, переоценки НМА в России, сравнение с зарубежными подходами и тенденциями в этой области позволяют выявить проблемы, существующие в действующем механизме.

158 функционирования НМА, среди которых можно выделить следующие: недооценка отечественными субъектами предпринимательской деятельности роли НМА в обеспечении конкурентоспособности бизнесаразнообразие подходов к определению объектов НМА в гражданском кодексе, налоговом кодексе, оценочной деятельности и бухгалтерском учетеслабая разработанность стандартов оценочной деятельности в области оценки стоимости объектов НМА.

4. В парадигме стоимостного подхода к определению конкурентоспособности организации конкурентоспособность фирмы напрямую зависит от уровня капитализации её стоимости, последняя, в свою очередь, определяется в современных условиях не столько имущественно-хозяйственным комплексом компании, сколько нематериальными активами, которыми обладает субъект предпринимательской деятельности. Создавая на основе НМА конкурентные преимущества, которые невозможно скопировать, субъект предпринимательской деятельности увеличивает капитализацию стоимости бизнеса, и, следовательно, повышает уровень конкурентоспособности компании.

5. В условиях постиндустриального общества и инновационной экономики важнейшее значение, в совокупности конкурентных преимуществ, приобретают НМА, поскольку их наличие обеспечивает долгосрочную конкурентоспособность организации. В современной компании необходимо создать систему управления НМА, в рамках которой процесс превращения неформализованных знаний сотрудников в формализованные будет приносить максимальный результат в виде РИД.

6. В современных условиях международные, национальные и отраслевые показатели диагностики состояния предприятий должны строится на международных стандартах. Важнейшим показателем уровня конкурентоспособности предприятий в международной теории и практике хозяйствования являются наличие НМА и потому данный показатель может служить как индикатором инновационных процессов на предприятии, так и показателем уровня его кон.

159 курентоспособности. Доля НМА в стоимости компании может стать ориентиром для оценки уровня конкурентоспособности отечественных фирм.

7. Для проведения НМА предприятия, целесообразно, на наш взгляд, разделить все НМА на 4 группы в соответствии с Таблицей 2 и составить иерархическую пирамиду нематериальных активов.

Представленная иерархическая пирамида НМА позволяет подойти с научной точки зрения к разработке системы управления, ориентированной на человеческий и организационный капитал, что позволит получить прибыль от административных функций. Такие сферы бизнеса, как юриспруденция, финансы, управление персоналом и информационный менеджмент, всячески пытаются представить себя в качестве поставщиков услуг «добавленной стоимости». Основная проблема современного управления состоит в том, чтобы различные подразделения организации смогли найти способ эффективно воспользоваться преимуществами своих основных компетенции.

В соответствии с получившим широкое распространение в течение последних десятилетий стоимостного подхода к оценке конкурентоспособности показатель рыночной стоимости компании сам по себе является важной комплексной оценкой эффективности деятельности предприятия, адекватно отражающей качество управления им (качество менеджмента), его финансовое благополучие и будущие ожидания.

Поскольку важнейшим показателем уровня конкурентоспособности предприятий в современных условиях хозяйствования являются наличие НМА, данный показатель может служить индикатором инновационных процессов на предприятии и уровня его конкурентоспособности.

8. Об уровне эффективности использования НМА можно судить по их доле в активах предприятия. Доля НМА может стать ориентиром для оценки уровня конкурентоспособности отечественных предприятий по сравнению с аналогичными компаниями.

Для определения уровня конкурентоспособности предприятия, оцениваемый через управление НМА автором предложено использование, А — коэффи.

160 циента конкурентоспособности предприятия, который оценивается через обладание НМЛ.

Для оценки А-коэффициента автор предлагает следующую шкалу оценки: так как на предприятиях развитых стран доля НМА в активах предприятия в среднем составляет около 35%, то величина А-коэффициента ниже 0,35 может служить показателем низкого уровня конкурентоспособности предприятия в соответствии с показателями развитых стран. У наиболее конкурентоспособных компаний с мировым именем величина А-коэффициент, в среднем, составляет 0,6, соответственно автору представляется возможным охарактеризовать конкурентоспособность компаний с величиной А-коэффициента больше 0,6 как высокую. Следовательно, значения А-коэффициента в интервале от 0,35 до 0,6.

1 П^ характеризуют средний уровень конкурентоспособности фирмы. .

9. Между конкурентоспособностью организации и уровнем её деловой репутации, как показателем, отражающем наличие НМА, существует прямая зависимость. Чем выше уровень деловой репутации, тем выше стоимость компании, и, следовательно, её конкурентоспособность.

10. В рыночных условиях для оценки стоимости применяются множество различных показателей, которые характеризируют предприятие с различных позиции. Однако оценка стоимости деловой репутации российских предприятий количественными методами осложняется непрозрачностью бухгалтерской отчётности предприятий. В этих условиях гораздо достовернее выглядят данные, полученные в результате использования качественных методов оценки стоимости, в частности, качественных методов оценки деловой репутации организации и определения на основе полученных данных уровня конкурентоспособности компании в целом.

И. Анализ деятельности ООО «Ростовгипрошахт», как модельной организации, деятельность, которой основана на управлении НМА, показал, что РИД предприятия, используются недостаточно эффективно, слабо защи.

103 Шкала оценок разработана автором на основе анализа статистических данных международных рейтинговых агентств о доле нематериальных активов в стоимости компаний развитых стран. щены от несанкционированного использования, система управления на предприятии находится в стадии формирования. Хотя отдельные элементы управления НМА применялись руководителями компании в период её вывода из кризисного состояния, на этом этапе функционирования в соответствии с выявленным нами генезисом управления НМА применялся системный подход. Однако реалии современных условий хозяйствования требуют внедрения стратегического подхода в практику управления НМА, нацеленного на достижение конкурентоспособности компании за счет создания конкурентных преимуществ, использование которых в деятельности компании позволить повысить прибыли, соответственно, упрочить финансовую устойчивость, а в долгосрочной перспективе увеличить капитализацию компании.

12. Основой модернизации системы управления НМА является стратегический подход. Модернизация системы управления НМА представляет собой переход от традиционного метода вовлечения в оборот НМА, основанного на повышении их отчетной стоимости, к инновационному методу путем формирования системы стратегического управления данными активами.

13. Управление НМА — это комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых работ, которые выполняются различными структурными подразделениями предприятия по систематизации и анализу использования НМА, выявлению среди них избыточных и необходимых, определение форм и методов их правовой охраны, осуществление коммерциализации, а также пресечение нарушений исключительных прав.

14. Алгоритм разработки системы управления НМА можно представить в следующим образом:

• Установление целевой ориентации системы и рамок ее функционирования.

• Изменение организационной культуры.

• Анализ и аудит НМА предприятия.

• Составление портфеля НМА компании.

• Формирование состава задач системы.

• Разработка и внедрение системы управления НМА.

• Разработка системы мониторинга и информационной схемы взаимодействия подсистем системы управления НМА.

Построение системы управления НМА на предприятии позволит эффективно создавать и удерживать конкурентные преимущества субъекта предпринимательской деятельности, повысить его конкурентоспособность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации // Информационная система «Консультант Плюс». Версия 4000.00.32 1992 — 2010.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации // Информационная система «Консультант Плюс». Версия 4000.00.32 1992 2010.
  3. Налоговый Кодекс Российской Федерации // Информационная система «Консультант Плюс». Версия 4000.00.32 1992 2010.
  4. Таможенный Кодекс Российской Федерации // Информационная система «Консультант Плюс». Версия 4000.00.32 1992 2010.
  5. Об утверждении положения по бухгалтерскому учёту «Учёт нематериальных активов» (ПБУ14/2007): от 27.12.2007 № 153н // Информационная система «Консультант Плюс». Версия 4000.00.32 1992 2010.
  6. О средствах массовой информации: ФЗ РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124−1 // Информационная система «Консультант Плюс». Версия 4000.00.32 1992−2010.
  7. Авторское право: Нормативные акты. Национальное законодательство и международные конвенции. М.: Элит-Клуб- Юридическая книга, 1998.
  8. Деловая репутация организации / C.B. Горин. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
  9. Европейские стандарты оценки 2000 /перевод с английского Г. И. Микерина, Н. В. Павлова, И.Л.Артеменкова/ Национальный фонд подготовки кадров, Институт профессиональной оценки, Российское общество164оценщиков, 2003.
  10. Инновации и экономический рост.- М.: Наука, 2002.
  11. Международные стандарты оценки /Г.И.Микерин, Н. В. Павлов. -М.: Интерреклама, 2003.
  12. Международные стандарты финансовой отчетности / Под ред. JI.B. Горбатовой. М.: Волтерс Клувер, 2006. 544 с.
  13. Методические рекомендации по оценке рыночной стоимости нематериальных активов предприятий (издание официальное) /авт.кол.: Леонтьев Б. Б., Леонтьев Ю.Б./. -М.: Комитет по оценочной деятельности ТПП РФ, 2003.
  14. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.
  15. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов. Рабочий документ для обсуждения на заседании рабочей группы по капитализации интеллектуальных активов Европейской комиссии-ООН (19−20 ноября 2002 г.).
  16. Управление процессами коммерциализации и оценки стоимости интеллектуального капитала наукоёмких предприятий. Лукичёва Л. И., Егорычев Д. Н., Салихов М. Р., Егорычева Е. В. //Менеджмент в России и за рубежом, № 4, 2009.
  17. Экономика знаний / В. В. Глухов, С. В. Коробко, Т. В. Маринина. -СПб.: Питер, 2003. С. 84 — 85.
  18. Экономика народного образования. 2-е издание. М.: Просвещение, 1986.
  19. Эффективный экономический рост: теория и практика. М.: Изд-во «Экзамен», 2003.
  20. С. Расходы па экономию // Секрет фирмы. 2007. 27 авг. N33.
  21. Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник. М. ЭКОНОМИСТЪ. 2004.
  22. Ю.П. Гармонизация деятельности предпрития: Монография /Ю.П. Анисимов, Ю. В. Журавлёв, C.B. Горин. — Воронеж: ВГТА, 2003. -304 с.
  23. В.- Ветошнова Ю. Стратегия выживания промышленных предприятий //Вопросы экономики.-1998.-№ 12.
  24. И.Л. Информация как объект гражданских отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ // НТИ. Сер.1. 1999. N 5.
  25. С.Д. Экспертные оценки /С.Д.Бешелев, Ф. Г. Гурвич. -М.:Наука, 1973. 160 с.
  26. А. Роль внутреннего имиджа корпорации //Маркетинг.-1999.-№ 4.
  27. Л. Имидж путь к успеху. — СПб.: Питер-Пресс, 1996. — 283с.
  28. Э. Интеллектуальный капитал / Пер. с англ. Под ред. Л. Н. Ковалик. СПб: Питер, 2001.
  29. П. Социология политики. М., 1993.
  30. В.И. Гудвилл: Цена престижа фирмы. Харьков: Кон-сум, 1998. — 175 с.
  31. С. Если не хотите разориться, управляйте предприятием правильно //Финансовая Россия.-1999.-Февр.(№ 7)
  32. В.П. Имидж предприятия. / В. П. Воронин, И. В. Гончарова. Воронеж: ВГУ, 2003. — 180 с.
  33. А. Н. Управление знаниями. М.: ИПК госслужбы, 2001.
  34. К. Инновационное повеление предприятий обрабатывающем промышленности.// Модернизация экономики и государство. Т. 1, Отв. ред. Е. Г. Ясин. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.
  35. В.В. Руководство для высшего управленческого персонала: В 2-х т. М.: МНИИПУ, 1998.
  36. C.B. Коэффициент деловой репутации предприятия //Пищевая промышленность. 2004.-№ 9.ъ
  37. С.Ю. О стратегии развития российской экономики. / Научный доклад. М.: ЦЕМИ РАН, 2001.
  38. С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов / Научный доклад. М.: НИР, 2007.
  39. Г., Ириков В., Ильдеменов С. Конкурентоспособность или банкротство?: Как вывести из критического состояния //Экономика и жизнь. -1999.- Июнь.(№ 26).
  40. Л. Способы защиты деловой репутации // Хозяйство и право.-1996.-№ 12.
  41. О., Грунин С. Экономическая безопасность организации. -Спб.: Питер, 2002. 160 с.
  42. И.Б., Давыдов В. М. Практика антикризисного управления предприятиями АПК.- М.:Колос, 1999.
  43. В.П., Горбунов С. Н., Куранова A.B. 50-летний трудовой путь института «Ростовгипрошахт» // Уголь. 2004.-№ 3.
  44. Д. Осторожно, злые патенты // Ростовский бизнес-журнал. 2008. № 18 (70).
  45. Г. М., Келли Р. Э. Руководство по оценке бизнеса: Пер. с англ. /Ред. кол.: И. Л. Артеменков (гл. редактор), A.B. Воронкин. М.: Центр, 1996.-264 с.
  46. Джи Б. Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение. -М.: Центр, 1999.-414 с.
  47. В.А. Права на результаты интеллектуальной деятельности. М.: Де-Юре, 1994.
  48. П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. — СПб.: Питер, 2001.
  49. С. А. Теория человеческого капитала. СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996.
  50. О.В. Анализ платежеспособности предприятий //Бухгалтерский учёт.-1997.
  51. Т.Н. Проблемы и перспективы управления интеллектуальной собственностью// Экономика и финансы. 2004. — № 9.
  52. Е. Сколько стоит деловая репутация? // Русский Фокус. 2004.
  53. В. Г., Сафарян К. В. Интеллектуальный капитал как базовая характеристика стоимости бизнеса // В кн.: Интеллектуальные ресурсы, интеллектуальная собственность, интеллектуальный капитал M.: АНХ, 2001.
  54. В.Г. Управление интеллектуальной собственностью. М.: Дело, 2003
  55. Н.И. Национальные инновационные системы. Москва, «Наука», 2002. Калятин В. О. Право на использование произведения в электронной форме // Патенты и лицензии, 2000. N 9.
  56. C.B. Признание и оценка НМА по МСФО и РСБУ // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2008. N 4.
  57. М. «Становление общества сетевых структур.// Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под редакцией B.JI. Иноземцева. M.:Akademia, 1999.
  58. У. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. /У. Кинг, Д. Кайланд. М.: Прогресс, 1992. — 399 с.
  59. К., Соколов Д., Юдаев К. Инновационная активность российских предприятий. — М.: Московский центр Карнеги, Раб. Материалы, № 5, 2004.
  60. А.Н., Макаров B.JI. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. М.: Интерреклама, 2003.
  61. А.Н. Интеллектуальный капитал: новая парадигма оценки бизнеса и нематериальных активов // Аналитический вестник, М.: ВНТИЦ, 2001. № 1.
  62. А.Н. Оценка интеллектуальной собственности. М.: «Экспертное бюро». -М, 1997.
  63. B.B. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. / В. В. Ковалёв, О. Н. Волкова. М.: Изд-во М. А. Захарова, 2001. — 424 с.
  64. А.Д. Актуальные вопросы государственной политики в области охраны интеллектуальной собственности на современном этапе // Интеллектуальная собственность. 2001. N 10.
  65. Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: Оценка и управление. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999.
  66. Д.В., Моисеев А. К., Харченко-Дорбек А.И. Экономическая открытость для России: преимущества и проблемы //Проблемы прогнозирова-ния.-2004.-№ 5.
  67. В.Ю. Оценка деловой репутации компании методом опционов // Финансовая газета.- 2001.- № 18.
  68. Ю.Б. Практика оценки товарных знаков // Вопросы оценки, М.: Российское общество оценщиков, 2003, № 2.
  69. Ли Теин. «Размышления об экономике знаний» в книге «Поиски направлений реформы и политики открытости». Т.2. С. 503−510. Изд. Документации общественных наук, 2002.
  70. Л.И., Егорычев Д. Н., Егорычева Е. В. Управление интеллектуальными активами (научно-практический аспект)//Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2004. — № 6.
  71. А.И. Прогрессивные средства формирования рынка наукоемких продуктов // Биржа интеллектуал, собственности. 2005. — Т.4, № 6.
  72. Д.В., Белозерова Т. Г. Экономико-правовые аспекты идентификации нематериальных активов // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2009. N 8.
  73. В.Л. «Фундаментальная наука и образование: Теоретические проблемы интеграции». Глава 5 в книге «Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия», Москва, «Наука», 2001.
  74. Г. Управление интеллектуальными активами существенный вклад в бизнес. Опыт корпорации «Доу кэмикал» / Труды Международной конференции «Коммерционализация технологий: российский и мировой опыт», Санкт-Петербург, 7−10 июля 1997 г. — СПб., 1997.
  75. В.Д., Кузнецова С. А. Маркетинг инноваций: науч.-практ. изд. -Новосибирск, 2005.
  76. Ф. Производство и распространение знаний в США. Издательство «Прогресс» Москва, 1966 г.
  77. Г. Стратегический процесс/ Г. Минцберг, Дж.Б. Куинн, С. Гошал: Пер. с англ. /Под ред. Ю. Н. Кантуревского. СПб: Питер, 2001. -688 с.
  78. Ф., Миллер М. Сколько стоит фирма? Теорема ММ. -М.: Дело, 1999. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия. Под редакцией В. Л. Макарова и А. Е. Варшавского. Москва, «Наука», 2001.
  79. И., Такеучи X. Компания создатель знания. Зарождение илразвитие инноваций в японских фирмах / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 2003.
  80. B.B. Основы глобализации инвестиционного бизнеса. МКЦМ. М.:2002.
  81. И., Лапшов А. «Плюс/минус репутация». Самара: БАХ-РАХ-М, 2003.-192с.
  82. В.Г. Зарубежный опыт коммерциализации интеллектуальной собственности // Человек. Сообщество. Управление. 2004. — № 1.
  83. Петров Ю., .Жукова М. Трансграничное движение капитала в постсоветской России // РЭЖ 7−8, 2006.
  84. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.
  85. Л.И. Современные тенденции развития рынка интеллектуальной собственности // Объед. науч. журн. 2004. — № 22.
  86. B.C. Изменения в методологии учета нематериальных активов // Бухгалтерский учет. 2008. N 7. С. 5 11.
  87. И. Интеллектуальный капитал. Вы можете управлять тем, что можете измерить. Маркетинг. 1998. № 3.
  88. Д. Международная экономика: пер. с англ. Г. Н. Котова. М. Институт внешних экономических связей и управления. 1998.
  89. Л.И., Цветкова E.H. Бухгалтерский и налоговый учет нематериальных активов в условиях новых экономических отношений // Известия Томского политехнического университета. 2008. Т. 313, N 6.
  90. A.C. Учет нематериальных активов по МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2009. N 9.
  91. А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд. М., 1999.
  92. М.О. Сущность и классификация корпоративных знаний фирмы// Труды IV Всероссийской конференции молодых учёных по институциональной экономике. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. -Т. 1.
  93. Ю.Г., Столяров A.M. Вопросы трансфера и коммерциализации объектов промышленной собственности. М., 2005.
  94. З.А. «Знание и власть: Наука в обществе модерна» Издательство Русского Христианского гуманитарного института. Санкт-Петербург, 2001.
  95. Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики. // В кн.: Новая технократическая волна на Западе. М.: «Прогресс», 2000.
  96. Т. Богатство от ума: Деловой бестселлер / Пер с англ. В. А. Ноздриной. -М.: Парадокс, 1998.
  97. Г. И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) /Г.И. Сычева, Е. Б. Колбачёв, В. А. Сычев. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 384 с.
  98. Ю.С. Информация как ресурс экономики знаний // Менеджмент в России и за рубежом, № 1, 2010.
  99. Е. А. Контрольный пакет акций предприятия (влияние на величину премии) // Экономика и управление. СПб.: Изд-во Института управления и экономики, 2005, выпуск 1 (18).
  100. Е.А. Конкурентоспособность предпринимательства на расширяющемся рынке страховых услуг // Экономика и управление. СПб.: Изд-во Санкт- Петербургской академии управления и экономики, 2005, выпуск 4 (21).
  101. A.B., Воробьев A.JI. Основные подходы к коммерциализации инновационного продукта // Информация. Инновации. Инвестиции: материалы Всерос. конф. (Пермь. 24 25 нояб. 2004 г.). — Пермь, 2004.
  102. Г. Торговая марка: Как создать имя, которое принесет миллионы. СПб.: Издательство «Питер», 1999.
  103. Д. Паблик рилейшнз. М.:ФАИР-Пресс, 1999. — 336 с.
  104. Л.И. Маркетинговые исследования на преуспевающих фирмах/ Л. И. Чуриков, Ю. В. Журавлёв, С. Л. Житенев. Воронеж: ВГТА, 2002. — 276 с.
  105. В. П. Человеческий и вещественный капитал общность и отличие // Альманах «Восток». — 2004. Февраль, вып. 2(14)
  106. В. П. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — N 12.
  107. Ф.Э., Стриханов М. Н. Наука в России: социологический анализ. М.: ЦСП, 2005.
  108. Я.И. Положение по ведению бухгалтерского учета «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007): сравнительный анализ основных новелл // Аудит и финансовый анализ. 2008. N 4.
  109. Ф. (1946). Индивидуализм и экономический порядок / Пер. с англ. М., Изограф, 2000. Bloom N. Griffith R., Van Reenen J. (2002) «Do R&D tax credits work? Evidence from a panel data of countries 1979−1997» Journal of Public Economics 85.
  110. ХодынкинА.С. Мотивационный аспект коммерциализации промышленных технологий // Эффективные механизмы осуществления инновационной деятельности в регионах: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Волгоград, 20 23 мая 2003 г.). — Волгоград, 2003.
  111. Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике- основанной на знаниях. М.: ИНФРА-М, 2005.
  112. Наука России в цифрах 2006: Стат. сборник. М.: ЦИСН, 2006.
  113. Отчет компании Metricnet.com «The Global New E-Economy Index: A Cyber-Atlas», 2nd Edition, 2000.
  114. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. /Росстат. -М., 2009.
  115. Arrow K/ Economics Welfare and the Allocation of Resources for Inventions // The Rate and Direction of Inventive Activity / Ed/ by R/ Nelson. Princeton Univ. Press, 1962.
  116. Bloom N., Griffith R., Van ReenenJ. Do R&D tax credits work? Evidence from a panel data of countries, 1979−1997 //Journal of’public economics. N 85.
  117. Bukowitz, W. R. and Williams, R. L. The Knowledge Management Fieldbook. Financial Times, Prentice Hall, 2000.
  118. Eccles R. The Performance Measurement Manifesto // Harvard Business Review. 1991. Vol. 69, No 1.
  119. Edvinsson L., Malone M.S. Intellectual Capital. Realizing Your Company’s True Value by Finding Its Hidden Brainpower. New York. Harper Business.1997.
  120. Edward F. Denison, Trendsin American Economic Growth 1929 1982 (Washington: Brookings, 1985).
  121. Etzkovitz H., Leydcsdorff L. The Dynamic of Innovations: from National System and «Mode 2» to a Triple Helix of University-Industry-Government Relations Research Policy 29. 2000.
  122. E.G. «America's Institutional Dilemma» Vantage Press. New York, 2001. Keller W. Geographic Localization of International Technology Diffusion American Economic Review, 2002.
  123. Gibbons M., Limoges C., Nowotny H., Schwartzman S., Scott P. and Trow M. The new production of knowledge: The dynamics of science and research in contemporary-societies L.: Sage Publications, 1994.
  124. Global Competitiveness Report 2003 2004. World Economic Forum.
  125. Industrial Research Institute’s 6U1 Annual R&D Spending Leuderboard, // RTM. 2004, nov. -dec.
  126. James Brian Quinn, Philip Anderson, and Sydney Finkelstein. Managing Professional Intellect: Making the Most of the Best//Harvard Business Review. 1996. March-April.
  127. Knowledge-based Economy. Paris: OECD, 1996.
  128. Knowledge Societies, Information Technology for Sustainable Development. The Third Report of the UN Working Group, 2002.
  129. Porter J. M. Organizations in Action. New York: Me Grow Hill, 1967.
  130. Raymond Perrier, ed., Brand Valuation, London, Interbrand and Premier Books, 1997.
  131. Robert M Solow «Technical Change and the Aggregate Production Function, Review of Economics and Statistics, rol. 39 (August 1957).
  132. Rosenberg A. Scientific innovations, philosophy and public policy. Cambridge: Cambridge press, 1996.
  133. Smith G.V., Parr R.L., Valuation of Intellectual Property and Intangible Assets, 3rd Edition, John Willey & Sons, Inc. 2000.
  134. Sabato J. Technology and the Productive Structure. Instituto Latinoamericano de Estudios Transnacionales, 1979.
  135. Stewart, Т. A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations. N. -Y. -L., 1997.
  136. Yoseph A. Schumpeter The Theory of Economic Development (Cambridge: Harvard University Press, 1934) Ch. 2- and Sherer, Innovation and Growth, supra note 9, Ch 1 and 2.
  137. Библиотека оценщиков. Доступный режим, http://www.labrate.ru
  138. Всемирный экономический форум. Доступный режим. http://www.weforum.org
  139. Глобальное бренд-консалтинговое агентство. Доступный режим. http://www.interbrand.com
  140. Капитал страны. Издание об инвестиционных возможностях Рос176сии. Доступный режим, http://www.kapital-rus.ru
  141. Клерк.ру — все о бухгалтерском учёте, менеджменте, налоговом праве, 1С и программах автоматизации. Доступный режим, http://www.klerk.ru
  142. Корпоративный менеджмент теория и практика финансового анализа, инвестиции, менеджмент, финансы. Доступный режим, http://www.cfin.ru
  143. Министерство экономического развития Российской Федерации. Доступный режим, http://www.economy.gov.ru
  144. Портал Appraiser.ru Вестник оценщика. Доступный режим, http ://www.appraiser.ru
  145. Сайт агентства Bloomberg. Доступный режим. http://www.bloomberg.com
  146. Сайт Damodaran Online. Доступный режим. http://www.pages.stern.nyu.edu
  147. Теория и практика финансового учёта. Доступный режим. http://www.gaap.ru
  148. Уральское отделение РАН. Доступный режим, http://www.uran.ru
  149. Федеральная служба государственной статистики. Доступный режим. http://www.gks.ru
  150. Экономическая комиссия ООН для Европы. Доступный режим. http://www.unece.org
  151. Экономический портал. Доступный режим. http://www.institutiones.com
Заполнить форму текущей работой