Совершенствование государственного регулирования использования рыночных инструментов социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидов
Требует кардинальных изменений осуществление расчетов потенциальных личных ресурсов граждан и соответствующих материальных выплат (компетенций). Сегодня пожизненное содержание лиц пожилого возраста и инвалидов, добровольно передавших свое жилье субъекту федерации, и связанные с ним выплаты клиентам дифференцированы по размеру с установлением ограничения по выплачиваемой максимальной сумме… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические основы рыночных инструментов социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидов и государственного регулирования их использования
- 1. 1. Теоретические подходы к модернизации социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидов в рыночных условиях
- 1. 2. Государственное регулирование использования рыночных инструментов социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидов
- 1. 3. Зарубежный опыт пожизненного содержания с иждивением лиц пожилого возраста и инвалидов и его адаптация в России
- Глава II. Перспективные пути развития социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидов, добровольно передавших свою жилую площадь в собственность субъекта Федерации (на примере г. Москвы)
- 2. 1. Особенности организационно-экономического обеспечения социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидов, добровольно передавших свою живую площадь в собственность г. Москвы
2.2. Анализ опыта деятельности ГУП Правительства Москвы «Московская социальная гарантия» по социальной поддержке одиноких лиц пожилого возраста и инвалидов, добровольно передавших свою жилую площадь в собственность г. Москвы, на основе самоокупаемости.
2.3. Концептуальные подходы к стандартизации услуг лицам пожилого возраста и инвалидам, добровольно передавшим свою жилую площадь с целью пожизненного содержания.
Совершенствование государственного регулирования использования рыночных инструментов социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Современные приоритетные направления долгосрочного социально-экономического развития России, ориентированного на достижение высокого уровня и качества жизни граждан, предусматривают преобразование управления социальной сферы в целом и, конкретно, социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидов. В значительной мере это касается государственного регулирования применения новых технологий в области социальной поддержки этих граждан. Эти технологии предполагают активизацию использования рыночных инструментов, ориентированных на личные ресурсы граждан (денежные, имущественные).
Сегодня в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне сформировано законодательство, которым достаточно четко определены задачи, а также пути их решения применительно к мерам социальной поддержки отдельных категорий населения, в том числе лиц пожилого возраста и инвалидов, на основе бюджетных затрат на социальные услуги. Эти меры, прежде всего, касаются охраны здоровья, социального и транспортного обслуживания, материальной поддержки. Однако, как отмечается в «Докладе о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации как субъекта бюджетного планирования на 2011 год и на период до 2013 года», наряду с этими услугами все более востребованы платные дополнительные социальные услуги1. Повышение гарантий доступности и качества социальных услуг потребует новых моделей управления социальной инфраструктурой,.
1 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации как субъекта бюджетного планирования на 2011 год и на период до 2013 года. Источник информации: www.minzdravsoc.ru. развития рыночных механизмов, конкурентной среды, партнерства с организациями гражданского общества и бизнеса.
В стране достаточно быстро развивается рынок социальных товаров и услуг. Развитие этого рынка, как это предполагается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и вышеуказанном Докладе, может обеспечить успешность реализации социальной политики долгосрочного периода в отношении лиц пожилого возраста и инвалидов. Приоритетным направлением этой политики является социальная поддержка населения и модернизация системы предоставления социальных услуг отдельным категориям населения, прежде всего, лицам пожилого возраста и инвалидам. В процессе реализации указанных направлений деятельности все более активно предполагается использовать рыночные инструменты.
В настоящее время среди рыночных инструментов социальной поддержки населения наиболее распространена пожизненная рента на условиях пожизненного содержания гражданина с иждивением. Согласно ст. 583 ГК РФ рента — это периодические платежи, которые плательщик ренты обязан уплачивать ее получателю в обмен на полученное в собственность имущество. Правовое регулирование пожизненного содержания с иждивением, как одной из разновидностей договоров ренты, осуществляется главой 30 «Купля-продажа» и главой 33 «Рента и пожизненное содержание с иждивением» ГК РФ. При пожизненном содержании с иждивением клиенты (субъекты этой ренты) имеют право на получение платных дополнительных социальных услуг (дополнительных к гарантированным социальным услугам), а также на повышенное (в сравнении с установленными государственными стандартами) качество социального обслуживания. Среди клиентов самый большой контингент составляют лица пожилого возраста и инвалиды.
На рынке социальных товаров и услуг все более заметную роль приобретают технологии пожизненной ренты на условиях пожизненного содержания гражданина с иждивением, связанные с добровольной договорной передачей собственником своей жилой площади лицу, которое обязывается материально содержать и обеспечивать необходимыми социальными услугами подопечного. К сожалению, на начальном этапе ее использования государство недостаточно ответственно отнеслось к данной области деятельности, передоверяя ее коммерческим структурам. Это породило много негативных, включая криминальные последствия. Такое положение дел вызвало большой общественный резонанс и потребность поиска выхода из сложившейся ситуации. Наиболее остро встал вопрос об усилении государственного регулирования использования рыночных инструментов в системе социальной поддержки населения и его отдельных категорий в рыночных условиях. В этом контексте в 1994, 1995 годах принимается ряд нормативно-правовых документов, направленных на упорядочение деятельности, связанной с данной формой ренты. Для развития такой деятельности в системе социальной защиты населения создаются специальные государственные и муниципальные предприятия. Граждане относятся к этим предприятиям с большим доверием, чем к коммерческим организациям, и это подтверждает постоянный рост заключаемых договоров между гражданами и данными предприятиями.
Пожизненное содержание с иждивением, осуществляемое на договорных условиях, предусматривает, что указанные предприятия обязаны обеспечивать клиентам социальное обслуживание с предоставлением разноплановых социальных услуг (как гарантированных действующими нормативно-правовыми документами, так и дополнительных). Оплата дополнительных социальных услуг основана на приоритетной роли личных ресурсов граждан.
Несомненно, что наиболее весомую долю в личных ресурсах для российских граждан имеет имущество, а в его структуре — жилье. Жилищная проблема в России чрезвычайно острая и для многих людей жилье представляет особую ценность (не только материальную, но и моральную), а стоимость жилья неуклонно растет на протяжении многих лет во всех российских регионах. Поэтому именно жилье является практически единственным основанием для пожизненного содержания и в его рамках обеспечения социальными услугами клиентов, находящихся на таком содержании. Указанные обстоятельства обуславливают тот факт, что в настоящее время растет добровольная договорная передача жилой площади пожилыми людьми и инвалидами в обмен на пожизненное содержание, в котором многие из них остро нуждаются. В связи с постарением населения можно с большой долей вероятности предположить, что спрос на такие меры социальной поддержки этих категорий населения будет расти. Другим видам имущества лиц пожилого возраста и инвалидов, в рассматриваемом направлении усиления мер их социальной поддержки, пока должного внимания не уделяется.
В настоящее время альтернативой пожизненному содержанию на вышеуказанных условиях предлагается рассматривать обратную ипотеку, суть которой состоит в выдаче пожилому человеку банковского кредита под залог квартиры. При этом для погашения кредита используется более поздняя продажа квартиры. В том случае, если банк не может вернуть все денежные средства по кредиту после реализации недвижимости, государство доплачивает ему разницу. Начата инициативная подготовка соответствующего законопроекта. Однако сегодня нет реального механизма реализации данной технологии и нет прогноза социальных последствий ее применения для пожилых людей.
Модернизация мер социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидов на основе рыночных инструментов, с использованием обозначенной технологии обмена жилья на пожизненное содержание с иждивением, вызывает необходимость комплексного изучения различных аспектов данной проблематики. Важным является исследование и других способов решения проблемы усиления социальной поддержки этих категорий населения с привлечением их личных ресурсов. Например, путем использования иных видов имущества граждан (земельных участков, дач, антиквариата и др.).
Несмотря на социальное и экономическое значение социальной поддержки пожилых людей и инвалидов в рыночных условиях, до настоящего времени проблема государственного регулирования использования рыночных инструментов в этой области рассматривалась лишь по отдельным аспектам в малом числе научных публикаций.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность настоящей диссертационной работы, ее научное и прикладное значение.
Степень научной разработанности проблемы. В литературе вопросы социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидов рассматриваются преимущественно в контексте их социальной защиты.
Особенности развития социальной защиты населения, в том числе и лиц пожилого возраста и инвалидов, в условиях рыночных отношений в России многие авторы связывают с реформированием пенсионного обеспечения, социального обслуживания и социального страхования населения (А.М.Бабич, В. Н. Бобков, Н. А. Волгин, Е. В. Егоров, E.H. Жильцов, С. Н. Лобанов, В. Д. Роик, Г. С. Симоненко, Л. И. Соловьева, Г. В. Сулейманов и др.).
Теоретико-методологические аспекты совершенствования экономических и организационных основ социальной поддержки, как компоненты социальной защиты и социальной сферы, представлены в работах А. Н. Аверина, В. С. Балаченкова, С. Н. Мареева, Б. В. Ракитского, Л. С. Ржанициной, Н. М. Римашевской, Л. П. Храпылиной и других авторов. В трудах ряда ученых достаточно большое внимание уделено проблемам правового обеспечения социальной поддержки в разных странах (О.Ноок, Н. Впп§ шапп, Т.КоБйик.МкЬи^ 11. СШе8р1е, Р.Ь.ЦЬегБ, НеШег, П.М.Маргиев).
Многие зарубежные и отечественные исследователи проблем социальной защиты лиц пожилого возраста и инвалидов обосновывают необходимость государственного регулирования использования рыночных инструментов в области социальной поддержки данных категорий населения (Яепкег, ¥-.РгеБЬег, Н. А. Беляев, А. Н. Демидов, Д. И. Лаврова, А. И. Осадчий и др.).
Обзор литературных источников свидетельствует о том, что, исследований, освещающих специфику государственного регулирования использования рыночных инструментов в области социальной защиты лиц пожилого возраста и инвалидов, а также организационно-экономического обеспечения социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидов, добровольно передавших свою жилую площадь в собственность субъекта федерации крайне мало. Преимущественно они касаются правовых аспектов.
Цель диссертационного исследования — научное обоснование совершенствования государственного регулирования использования рыночных инструментов социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидов в современной России.
Задачи:
— изучение теоретико-методологических аспектов использования рыночных инструментов социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидов и его государственного регулирования;
— выявление причин и следствий использования рыночных инструментов социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидов в России и за рубежом, анализ сложившихся подходов к организационному и экономическому обеспечению социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидов, добровольно передавших свою жилую площадь субъекту федерации (на примере г. Москвы) — обобщение и проведение анализа опыта деятельности Государственного унитарного предприятия города Москвы «Московская социальная гарантия» по усилению мер социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидов, добровольно передавших свою жилую площадь в собственность г. Москвыразработка концептуальных положений и предложений, касающихся совершенствования мер социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидов, добровольно передавших свое имущество в собственность субъекта федерации.
Объект исследования — процесс и способы государственного регулирования использования рыночных инструментов социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидов в Россиипредприятия, осуществляющие деятельность по пожизненному содержанию данных категорий населения с использованием рыночных инструментов их социальной поддержки.
Предмет исследования — экономические, организационные и социальные отношения, складывающиеся в процессе государственного регулирования использования рыночных инструментов социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидов.
Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные труды ученых по проблемам социальной политики, социальной защиты, социального обеспечения, сферы услуг.
В работе использованы разработки отечественных и зарубежных авторов, в которых содержатся идеи и концепции, посвященные проблемам государственного регулирования модернизации сферы социальных услуг, социального обслуживания, социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидов. Теории, касающиеся перспектив развития использования рыночных инструментов для совершенствования социальной поддержки населения и его отдельных категорий.
В ходе исследования применялись методы изучения социально-экономических процессов, сравнительного и логического анализа, научной классификации, обобщения, экономической статистики, экспертных оценок, а также социологических исследований.
Эмпирическую базу исследования составляют федеральные и региональные нормативные правовые акты, регулирующие меры социальной поддержки отдельных категорий населения, в том числе лиц пожилого возраста и инвалидовстатистические материалы уполномоченных в данной области деятельности федеральных и региональных министерств, государственных и муниципальных социальных службданные о конъюнктуре цен на недвижимость, товары и услуги, опубликованные в специальных изданиях и экономической литературе.
Источниками информации исследования являются законодательство Российской Федерации и г. Москвы, данные Роскомстата, материалы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Фондов пенсионного, медицинского и социального страхования России, федеральные и региональные нормативные и другие документы, действующие в области государственного регулирования социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидов.
Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в следующем:
Сфера услуг.
— сформулировано и обосновано понятие «государственное регулирование использования рыночных инструментов социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидов», как система нормативно-правовых регуляторов, упорядочивающих экономическую деятельность и социально-экономические отношения, возникающие между субъектами рыночного взаимодействия в процессе использования рыночных инструментов социальной поддержки данных категорий, а также конкретные действия по оценке последствий такой социальной поддержки для качества жизни людей и принятия мер по устранению негативных воздействий;
— доказано, что нуждаемость лиц пожилого возраста и инвалидов в добровольной передаче своей жилой площади субъекту федерации в обмен на пожизненное содержание с иждивением обусловлена: необходимостью в длительной посторонней социальной помощи и уходе и, в этой связи, потребностью платных дополнительных социальных услуг за счет личных ресурсов. Среди этих ресурсов наиболее существенным (в денежном выражении) является для этих людей своя жилая площадь;
— установлено, что меры социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидов, добровольно передавших свою жилую площадь субъекту федерации в обмен на пожизненное содержание с иждивением, которые осуществляются за счет личных ресурсов этих граждан, дифференцируются по затратам на социальные услуги и размеру материальных выплат. Размер выплат ограничен определенной максимальной суммой для всех лиц, имеющих на нее право. Затраты на услуги и размер выплат не зависят от реальной стоимости того или иного типа жилья на рынке недвижимости. Обосновано, что такой подход минимизирует использование личных ресурсов и ущемляет интересы этих людей.
Экономика труда уточнены приоритетные направления совершенствования социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидов путем использования такого рыночного инструмента их социальной поддержки, как пожизненная рента на условиях пожизненного содержания гражданина с иждивением (усиление государственного регулирования рынка услуг, связанных с привлечением личных ресурсов гражданвведение обязательной оценки размеров потенциальных денежных ресурсов клиентов путем прогнозных расчетов рыночной стоимости передаваемого ими жилья, и адекватное этому обеспечение клиента разноплановыми социальными услугами в процессе пожизненного содержания с иждивением).
— доказана, что для реализации мер социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидов на основе пожизненной ренты, должны быть использованы консолидированные финансовые средства (бюджетные и иные), предназначенные для гарантированных мер социальной поддержки этих лиц, а также средства, получаемые субъектом федерации после продажи переданного ему клиентом жилья.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования. Разработанные положения и выводы могут быть применены для совершенствования социальной защиты лиц пожилого возраста и инвалидов на основе использования рыночных инструментов их социальной поддержки. Также они могут быть применены в практической управленческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, органов власти местного самоуправления, учреждений социальной поддержки населения, иных структур, задействованных в решении социальных проблем лиц пожилого возраста и инвалидов. Материалы диссертации могут найти использование в учебной и научной работе.
Апробация результатов исследования. Основные выводы и положения диссертационного исследования изложены в публикациях авторадокладывались на региональных научно-практических конференциях, семинарах, заседаниях круглых столов. Результаты диссертационной работы были использованы при разработке аналитических записок и предложений для Правительства г. Москвы, с целью совершенствования мер социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидам, добровольно передавших свое жилье в собственность города.
Выводы:
1. Пожизненное содержание лиц пожилого возраста и инвалидов, добровольно передавших свое жилье субъекту федерации, дифференцировано по размеру материальных выплат (компетенций). Однако эта дифференциация ограничена определенной максимальной суммой, которая для всех лиц, имеющих на нее право, на основании прогнозных расчетов рыночной стоимости их жилья при заключении договора с клиентом, одинаковая, независимо от существенной разницы стоимости того или иного типа жилья на рынке недвижимости. Такое положение дел заведомо ущемляет имущественные интересы пожилых людей и инвалидов, что ведет к необоснованно заниженной оценке их личных ресурсов, которые могли бы быть использованы на их пожизненное содержание, включая повышение доступности к качественным услугам.
2. Для повышения эффективности управления жилищной недвижимостью, которая была передана субъекту федерации, в социальных интересах клиента, необходим мониторинг ситуации на рынке, учет тенденций изменений ценообразования и требований к разного типа жилью. Это позволяет объективизировать расчеты затрат на содержание клиента.
3. Необходимо расширение полномочий предприятий, которые практически осуществляют пожизненное содержание данных категорий населения, в области хозяйственной деятельности, а также использования получаемой прибыли, в том числе связанных с реализацией жилья, переданного лицами пожилого возраста и инвалидами в собственность субъекта федерации. Это позволит активизировать инициативы хозяйствующего субъекта по получению прибыли, оптимизации доступности и спектра услуг, предоставляемых этим клиентам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В условиях модернизации социальной сферы в современной России приоритетным направлением развития социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидов в контексте их социальной поддержки становится развитие рынка социальных услуг. Очевидно, что это предполагает повышение роли данных категорий населения как субъектов рынка товаров и услуг, что, несомненно, связано с привлечением личных ресурсов граждан (денежных, имущественных).
Развитие рыночных инструментов социальной поддержки лиц пожилого возраста и инвалидов вызывает необходимость усиления государственного регулирования в этой области, что в свою очередь требует совершенствования правового обеспечения такого регулирования, с четким обозначением субъектов-участников, объектов и процедур регулирования. Применение рыночных инструментов в области социальной поддержки особо социально уязвимых категорий, какими являются лица пожилого возраста и инвалиды, должно регламентироваться законами и осуществляться посредством технологий адекватными рыночным условиям, ориентированными на гуманность и милосердие в отношении тех, кто сам себя защитить в силу специфики состояния здоровья и психики не может.
В течение последних пяти лет в городе Москве пенсионерам и инвалидам предоставлено право использовать свое имущество в виде собственного жилья для приобретения оснований на пожизненное содержание в обмен на добровольную передачу этого жилья в собственность субъекта федерации (г.Москвы). В этом случае эти лица могут переехать на постоянное место жительства в пансионаты для инвалидов и престарелых, подведомственных Департаменту социальной защиты Правительства г. Москвы, либо остаться проживать в своей квартире. Между клиентами и уполномоченным Правительством г. Москвы государственным предприятием «Моссоцгарантия» заключается специальный договор о пожизненном содержании с иждивением в обмен на переданную жилую площадь.
В рамках указанной сделки в структуре расходов, связанных с содержанием лиц пожилого возраста и инвалидов, наибольшие затраты идут на денежные компенсации по договорам пожизненного содержания. Кроме того, важное место занимает предоставление дополнительных, по отношению к гарантированным государством, социальных услуг. Эти услуги, преимущественно, касаются охраны здоровья и облегчения жизнедеятельности лиц пожилого возраста и инвалидов. В г. Москве за последние два года затраты на эти услуги увеличились втрое.
Изучение структуры потребностей клиентов «Моссоцгарантии» в социальных услугах и технологий их удовлетворения, позволило выработать ряд предложений для практики, ориентированных на улучшение мер социальной поддержки в рамках применения пожизненной ренты:
1. Поскольку большая часть клиентов предприятия, уполномоченного осуществлять социальное обслуживание и предоставлять дополнительные социальные услуги лицам, передавшим свое жилье субъекту федерации (в данном случае г. Москве) на условиях пожизненной ренты с иждивением, составляют лица пожилого возраста, причем более половины которых старше 70 лет, необходимо усилить направленность социальных услуг на гериатрическую реабилитацию, которой сегодня уделяется недостаточное внимание.
2. Следует проводить целенаправленное планирование затрат на соответствующие средства реабилитации и технику, с учетом индивидуальных особенностей клиентов по технологиям проектно-целевого управления. В настоящее время проблема отсутствия такого планирования во многом обусловлена особенностью нормативного регулирования деятельности уполномоченного предприятия. В силу этого расходы на услуги, виды и размеры выплат, приобретение оборудования жестко лимитированы, а само предприятие не имеет достаточных возможностей изменить эту ситуацию.
3. Деятельность ГУП «Моссоцгарантия» в целом жестко регламентирована действующим законодательством г. Москвы, несмотря на то, что практически предприятие функционирует на самоокупаемости. Как показало настоящее исследование, это обстоятельство существенно ограничивает инициативы хозяйствующего субъекта. Для изменения ситуации необходимо пересмотреть полномочия предприятия в области использования получаемой прибыли, в том числе связанной с реализацией жилья, переданного лицами пожилого возраста и инвалидами в собственность субъекта федерации. Это повысит результативность экономической деятельности предприятия, мотивирует его инициативы по расширению спектра услуг, предоставляемых клиентам.
4. Требует кардинальных изменений осуществление расчетов потенциальных личных ресурсов граждан и соответствующих материальных выплат (компетенций). Сегодня пожизненное содержание лиц пожилого возраста и инвалидов, добровольно передавших свое жилье субъекту федерации, и связанные с ним выплаты клиентам дифференцированы по размеру с установлением ограничения по выплачиваемой максимальной сумме. Необходимо принимать во внимание реальную стоимость того или иного типа жилья на рынке недвижимости, учитывать это при определении размеров компенсаций для отдельных лиц. Размер таких компенсаций, определенный на основании прогнозных расчетов рыночной стоимости жилья клиентов, должен фиксироваться при заключении договора с клиентом. Такой подход позволит реально использовать рыночные инструменты для повышения результативности социальной поддержки пожилых людей и инвалидов, чьи личные ресурсы задействованы в виде передаваемого ими субъекту Федерации жилья.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации. М., 1993.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. М., 2000.
- Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ) от 29.12.2004 N 188- ФЗ.
- Налоговый Кодекс Российской Федерации с изменениями на 2008, 2009, 2010, 2011 года.
- Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями на 23 июля 2008 года) (ред. от 23.07.2008) //Российская газета. 2008. — № 158 (25 июля).
- Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЭ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изменениями на 24 июля 2009 года) // Российская газета. 2009. № 138 (29 июля).
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.04.2009) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Источник информации: официальный сайт Минздравсоцразвития РФ -www.minzdravsoc.ru.
- Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Источник информации: официальный сайт Минздравсоцразвития РФ -www.minzdravsoc.ru.
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300−1 (ред. от 23.11.2009) «О защите прав потребителей». Источник информации: официальный сайт Минздравсоцразвития РФ www.minzdravsoc.ru.
- Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О государственной социальной помощи». Источник информации: официальный сайт Минздравсоцразвития РФ www.minzdravsoc.ru.
- Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06. 10.2003 (с изменениями и дополнениями, действующая редакция). Источник информации: Информационно-правовой портал www.consultant.ru.
- Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (последняя редакция с изменениями и дополнениями). Источник информации: сетевые ресурсы -ozpp.ru/zknd/neco/.
- Закон Москвы от 09.07.2008 № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы».
- Постановление Правительства Москвы от 17.10.2006 № 812−1111 (ред. от 16.10.2007) «Об увеличении размера денежных компенсаций гражданам, заключившим договоры с ГУП «Моссоцгарантия».
- Постановление Правительства Москвы от 03.08.2004 № 533−1111 (ред. от 15.11.2005) «Об увеличении денежных компенсаций, установлении доплат на жилищно-коммунальные платежи гражданам, заключившим договоры с ГУП «Моссоцгарантия».
- Постановление Правительства Москвы от 17.10.2006 № 812−1111 (ред. от 16.10.2007) «Об увеличении размера денежных компенсаций гражданам, заключившим договоры с ГУП «Моссоцгарантия».
- Постановление Правительства Москвы от 16.10.2007 N 898−1111 (ред. от 11.11.2008) «Об увеличении размера денежных компенсаций гражданам, заключившим договоры с ГУП «Моссоцгарантия».
- Постановление Правительства Москвы от 11.11.2008 № 10 201 111 (ред. от 17.11.2009)"0б увеличении размера денежных компенсаций», Постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1277−1111 «Об увеличении размера денежных компенсаций.
- Постановление Правительства Москвы от 16.10.2007 № 898−1111 (ред. от 11.11.2008) «Об увеличении размера денежных компенсаций гражданам, заключившим договоры с ГУП «Моссоцгарантия».
- Распоряжение Мэра Москвы от 31.07.1995 № 363-РМ (ред. от 19.01.1998) «О преобразовании службы «Моссоцгарантия» в Государственное унитарное предприятие».
- Распоряжением Мэра Москвы от 19 января 1998 г. № 40-РМ (в ред. распоряжений Мэра Москвы от 30 июня 1999 г. № 686-РМ и от 11 октября 1999 г. № 1138-РМ, п. 4.2.).
- Распоряжение Мэра Москвы от 19.01.2001 № 40-РМ (ред. от 17.10.2006) «Об увеличении денежных компенсаций, выплачиваемых государственным унитарным предприятием Правительства Москвы
- Московская социальная гарантия» одиноким пожилым гражданам и инвалидам, передавшим жилье в собственность г. Москвы».
- Приказ от 31.12.2009 № 104 «Положение о социальном обслуживании граждан, заключивших договоры с ГУП «Моссоцгарантия».
- Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. М.: «Издательство ПРИОР», «Экспертное бюро», 1998. -С.262.
- Бабич A.M. Политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения жильем. М.: Знание, 2006.
- Бабич А. М. Рынок жилищных ипотечных услуг в России. М.: Знание, 2007.
- Бабич A.M., Егоров Е. В., Жильцов E.H. Экономика социального страхования. М.: МГТУ, 2006.
- Даурбеков М.М. Становление и развитие рынка социальных товаров и услуг для ветеранов и инвалидов в России Дисс. на соис. уч. ст. к.э.н. -М., 2006.
- Захаров M. JL, Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России.-М., 2005.
- История социального обеспечения США. Источник информации- сетевые ресурсы www. nyc4all.com.
- Кислицына O.A. Неравенство в распределении доходов и здоровья в современной России. М.: Изд-во РИЦ ИСЭПН РАН, 2005. -С.69.
- Кислицына O.A. Ферландер С. (2008) Влияние социальной поддержки на здоровье москвичей // Социологические исследования. -2008.-№ 4.
- Корюхин Э.В. Геронтологические НКО: от моделей ухода к становлению сектора. -М.: Изд-во «Эслан», 2002.
- Косенко О.Ю. Развитие системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста: Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. д-ра эк.наук. М., 2010.
- Ламбаева И.А. Социальная работа за рубежом. Учебное пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2000.
- Лебедева Л.Ф. Государственная политика социальной защиты населения в США /Л.Ф. Лебедева // США Канада: Экономика, Политика, Культура. — 2005. — № 2. — С. 17−32- № 3. — С. 3−19.
- Лебедева Л.Ф. США: государство и социальная политика /Л.Ф. Лебедева. М.: Наука, 2007.
- Лебедева Л.Ф. США: государство и социальное обеспечение. Механизм регулирования / Л. Ф. Лебедева. М.: Наука, 2000.
- Лебедева Л.Ф. Опыт США: государственная политика в социально-трудовой сфере /Л.Лебедева // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 5. — С. 43−48.
- Лебедева Л.Ф. США: социальная защита ветеранов / Л. Лебедева // Человек и труд. 2005. — № 5. — С. 32−35.
- Лебедева Л.Ф. США: социальная помощь денежная и натуральная / Л. Лебедева // Человек и труд. — 2005. — № 10. — С.28−31- № 11.-С. 58−61.
- Лютов A.A. Положение ветеранов в США / A.A. Лютов // США Канада: Экономика, Политика, Культура. — 2004. — № 4. — С. 121−126.
- Мадиевский С. Социальная помощь в Германии / С. Мадиевский // Мировая экономика и международные отношения. 2003. -№ 10.-С. 42−44.
- Мартин Э. Социальное обеспечение в Великобритании и во Франции / Э. Мартин // Свободная мысль. 2005. — № 8. — С. 95−109.
- Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования: Автореф. докт. дис. М., 2000.
- Немова, Л. А. Канада: реформы в социальной сфере / Л. А. Немова // США Канада: Экономика, Политика, Культура. — 2003. — № 4. -С. 3−21.
- Никифоров С.М., Стрелец O.A. Оценка полной стоимости бюджетных услуг в государственном и муниципальном управлении. М.: Фонд «Институт экономики города», 2006.
- Никифоров С.М., Стрелец O.A. Определение стоимости бюджетных услуг в целях перехода к бюджетированию по результату // Имущественные отношения в РФ. № 10. — 2005.
- Орлов В. Социальное право Финляндии /В. Орлов // Отечественный журнал социальной работы. 2006. — № 3. — С. 85−90.
- Основы израильской системы социального обеспечения. Электронная еврейская энциклопедия. Источник информации: www.eleven.co.il/article/11 751.
- Палтиелова JI. Медикэр и медикейд. Реформа социальных программ. Источник информации сетевые ресурсы -www.forumamerica.net/pages.
- Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. «Современный экономический словарь» (ИНФРА-М, 2006).
- Римашевская Н.М. Человек и реформы: Секреты выживания. -М.: Изд-во ИСЭПН РАН, 2003.
- Сухорукова Е. Социальное обеспечение в Исландии / Е. Сухорукова // Человек и труд. 2007. — № 1. — С. 25−26.
- Уайтхауз Э. Пенсионная панорама: пенсионные системы 53 стран / Э. Уайтхауз- пер. с англ. М.: Весь мир, 2008.
- Khudobin V.V., Kabalin А. Р «New approaches to health improvement in aged people with the use of bioresonance technologies"// New technology in medicine and experimental biology 24 February 8 March, 2010, Hochimin-PhanTiet, P. 29−30.
- Храпылина Л.П. Технологии государственной и муниципальной социальной деятельности. Учебное пособие. М.: Изд-во «РАГС», 2009.
- Храпылина Л.П. Реабилитация инвалидов. М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
- Храпылина Л.П. и соавт. Социальные отрасли: экономика и управление: Монография. М.: Изд-во РАГС, 2010.
- Храпылина Л.П., Волгин Н. А., Ярыгина Т. В. Региональная Стратегия социального развития: Методика разработки: учебно-методические рекомендации. М.: Изд-во РАГС, 2010.
- Челнокова Г. Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России. Издательство: Московская государственная юридическая академия. Научно-практическое пособие. М., 2007.
- Экономика сферы платных услуг /Под ред. Е. П. Жильцова. -Казань, 1996.