Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Экономические реформы и региональные проблемы занятости: На примере Республики Дагестан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Из трех возможных моделей формирования регионального рынка: акцент на создание внутрирегионального рынкавнешняя экспансиямодель завлекающей стратегии, для Дагестана наиболее приемлемыми были первый и третий варианты. Для третьего варианта подходила старая структура экономики: энергетика, машиностроение, рыбная промышленность, переработка шерсти и др. — функционировали без заметного воздействия… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРИЧИНЫ И СУЩНОСТЬ ПЕРЕХОДА ОТ
  • ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ
    • 1. Состояние российской экономики, макроструктуры занятости населения и необходимость их реформирования
    • 2. Переход от плановой экономики к рыночной: обобщение опыта и перспективы развития
  • ГЛАВА II. УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
  • РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
    • 1. Формирование рыночных отношений в республике дагестан
    • 2. Основные направления совершенствования рыночного механизма в регионе
  • ГЛАВА III. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
    • 1. «полная» занятость в командной экономике и причины безработицы при переходе к рынку
    • 2. Проблемы занятости в трудоизбыточном регионе
  • ГЛАВА IV. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА ТРУДА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ
    • 1. Формирование и развитие рынка труда в переходной экономике
    • 2. Региональный аспект формирования рынка труда
  • ГЛАВА. У. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ТРУДА В РЕГИОНЕ
    • 1. Опыт развитых стран и России в регулировании рынка труда
    • 2. Совершенствование организационно -экономического механизма управления занятостью в депрессивном регионе
    • 3. Проблемы эффективности региональной политики занятости

Экономические реформы и региональные проблемы занятости: На примере Республики Дагестан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Длительный экономический кризис, гиперинфляция и за ней резкое ухудшение положения населения страны поставили ученых перед необходимостью осмысления происходящих в обществе изменений, критической оценки осуществляемых в стране непрерывных перестроек и радикальных реформ. Социальная цена проводимых реформ оказалась тяжёлой и выражается в потере управляемости экономикой, громадном ущербе, причиненном не только производству, но и, главным образом, жизненным интересам десятков миллионов людей.

В стране начался процесс высвобождения рабочей силы в связи с сокращением объемов производства, ликвидацией ряда предприятий, конверсией и пр. В числе безработных оказалась часть трудоспособного населения, имеющая высшее образование и значительный опыт практической работы. Безработица затронула все регионы страны, но особенно больно трудоизбыточные, в том числе и Республику Дагестан. В республике и в годы советской власти совокупное предложение рабочей силы превышало совокупный спрос на нее, а в настоящее время, в связи с сокращением производства темпы роста безработицы возрастают и принимают угрожающие размеры. Сегодня в Дагестане уровень безработицы в 2,5 раза больше среднероссийских показателей.

Сложившееся сложное положение с занятостью и безработицей в стране ставит перед экономической наукой проблему разработки теоретических положений, связанных с новыми подходами к занятости населения, а также выработки конкретных рекомендаций по регулированию рынка труда. При этом, в регулировании занятости и рынка труда необходимо максимально учитывать региональные особенности развития рынка труда. Существующие значительные территориальные дифференциации в уровнях безработицы обуславливают необходимость более жёсткой регионализации вопросов регулирования занятости.

Всё сказанное свидетельствует об актуальности проблемы.

Степень разработанности проблемы. В отечественной экономической литературе, посвященной занятости, можно выделить несколько направлений исследования. Во-первых, те, в которых рассматриваются конкретные аспекты занятости, делаются попытки определить сущность и место этого явления применительно к централизованно-плановой экономике и к переходному периоду: В. Бреев, А. Котляр, А. Дадашев, И. Заславский, И. Маслова, А. Никифорова, Э. Саруханов, В. Фролов, J1. Чижова и др. Этими проблемами занимаются ученые ИЭ РАН, НИИ труда. Во — вторых, те исследования, в которых освещаются проблемы высвобождения рабочей силы. Это работы В. Вечканова, В. Павленкова, В. Костакова, Е. Рузавиной и др. В-третьих, исследования, в которых анализируются формирование, функционирование и регулирование рынка труда — работы Н. Вишневской, Н. Гаузнера, А. Косаева, а также проблемы социальной защищенности работников — работы А. Вишневского, В. Ра-китского, С. Кузьмина и др. Следует особо выделить работы, посвященные проблемам занятости и рынка труда, в которых анализируются региональные аспекты. Такие работы ведутся в Уральском регионе, в Новосибирске, в Башкортостане и др. В Дагестане эти проблемы поднимались в работах ученых Дагестанского научного центра РАН — института социально-экономических исследований — М. Гаджиева, В. Петросянца, Ю. Сагидова, Я. Фельдмана, 3. Юз-бекова, а также в работах В. Алиева, М. Алиева, Н. Исмаилова, М. Османова, К. Чубанова, Д. Эскерова и др.

Таким образом, отношения и структура занятости, безработица и рынок труда исследуются большой группой ученых в стране в целом, и в том числе в Дагестане. Однако новые стороны поставленных проблем в связи с изменениями курса реформ, осложнением экономической и социальной ситуации в стране и регионе требуют глубокого и внимательного анализа в различных аспектах: теоретическом и практическом, особенно в региональном, на примере такого депрессивного региона, каким является Дагестан.

Актуальность и особая острота проблемы, ее недостаточная изученность применительно к переходной экономике и в региональном аспекте, послужили основой для выбора темы диссертации, определения ее цели и задач.

Цель и задачи исследования

Целью работы является разработка и обоснование комплексной региональной концепции занятости и формирования рынка труда в условиях проведения экономических реформ на примере Республики Дагестан, как составной части единого экономического пространства России.

В соответствии с поставленной целью в диссертации определены и решены следующие основные задачи:

— анализ современного состояния экономики страны и региона в процессе проведения рыночных реформ;

— исследование социально-экономических процессов связанных с переходом от «полной занятости» к открытой безработице в России в целом и в ее регионе — Республике Дагестан;

— выявление структуры занятости и тенденции ее изменения;

— теоретический анализ и характеристика состояния рынка труда в формирующейся рыночной экономике в стране и в Республике Дагестан;

— разработка основных направлений регулирования рынка труда в регионевыявление роли службы занятости и направления совершенствования ее деятельности;

— обоснование необходимости усиления социальной защищенности работающего и неработающего населенияосновные направления этого процесса и перспективы.

Объектом исследования является экономика переходного периода, кризисные явления и их последствия, состояние занятости, безработицы и рынка труда в целом по Российской Федерации и в региональном аспекте.

Предметом исследования стали тенденции развития структуры экономики, занятости и безработицы на макроуровне и на уровне отдельного регионасоотношение спроса и предложения на рынке трудадействующие механизмы регулирования рынка труда в Республике Дагестан.

Методология и методика исследования. Научная методология исследования базируется на системном подходе к проблеме занятости и рынка труда. В диссертации использованы достижения отечественной и зарубежной мысли в области социальной политики, проблем занятости и регулирования рынка труда применительно к региону.

Пои выполнении работы использованы следующие методы: абстрактно-логический, аналитический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный и экономико-математический.

Информационная база исследования. В качестве информационной базы использовались данные официальной статистики России, Республики Дагестан, социологические исследования по заявленной проблематике, собранные автором в рамках участия в проводимых в стране международных конференций (Москва, Уфа).

Особое внимание уделено сообщениям экономической и финансовой прессы, аналитико-статистическим обзорам, как источникам первичной информации. За основу взяты законодательные акты Правительства РФ, результаты исследований, проведенных Минтруда, Минэкономики, НИИ труда, Академии труда и социальных отношений, а также правительственные источники Дагестана.

Научная новизна проведенного диссертационного исследования состоит, прежде всего, в том, что Дагестан представлен как один из регионов России, развитие которого тесно связано с состоянием национальной экономики страны, но он является самостоятельным регионом и его социально-экономическое развитие зависит от методов проведения реформ в самом регионе. Это относится во многом и к проблемам занятости, безработицы и формирования рынка труда, от которых зависит социальная защищенность работающего и неработающего населения;

— научно обосновано положение о том, что современная критическая ситуация в стране есть результат: во-первых, наследия советской экономики, отличающейся крайней неэффективностью, отсталостью структурыво-вторых, непродуманных, научно-необоснованных реформ, которые проводились в 6080-х годахв-третьих, осуществления рыночных преобразований в 90-х годах путем «шоковой терапии», рекомендованным МВФ, который был изначально непригоден для России. Стратегической задачей становится обновление курса реформ, в которых основное внимание должно быть обращено на формирование социально-ориентированной рыночной экономики;

— проанализирована структура экономики и занятости, унаследованная Россией от предыдущего этапа развития, показана отсталость её структуры от структуры экономики развитых стран мира, сделан вывод о том, что в условиях перехода к рыночной экономике политика занятости должна быть направлена на последовательную реструктуризацию занятости в соответствии с динамикой рыночного сектора экономики и развитием региональных рынков труда;

— на основе анализа современного состояния экономики региона, сделан вывод о необходимости введения системы прогнозирования и планирования экономического развития региона, для чего предложен проект прогнозного баланса, объединяющий балансы производства валовой продукции, баланс энергии и баланс трудовых ресурсов, что позволит предвидеть и определить не только общий объем производства, но и его распределение, а главное определить потребность в рабочей силе, ее занятость, что имеет первостепенное значение для Республики Дагестан;

— выявлены тенденции состояния занятости, безработицы и рынка труда в Дагестане, сформулированы ряд закономерностей: а) на рынке труда имеются все формы безработицы, в структуре которых преобладают работники физического труда, молодежь, впервые вступившая в трудоспособный возраст, женщины- 6) уровень безработицы и без того один из самых высоких в стране из года в год повышаетсяв) длительность срока нахождения в рядах безработных увеличивается. На рынке труда спрос на труд значительно меньше его предложения, что осложняется наличием беженцев, мигрантов, лишенных жилья и средств к существованию, что требует проведения эффективной активной политики службами занятости, на что у них не хватает средств;

— обосновано положение о повышении роли государства в регулировании региональных рынков труда, преодолении межрегиональных различий в степени напряженности на территориальных рынках труда, для чего предложено использование селективного подхода при выделении финансовых трансфертов субъектам Федерации, применения относительно депрессивных регионов политики экономического протекционизма;

— предложена научно-обоснованная система мер по совершенствованию организационно-экономического механизма управления занятостью в депрессивном регионе, в том числе широкое применение налогово-кредитных рычагов стимулирования занятости в сфере малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности;

— сделан вывод о том, что механизм регулирования занятости и рынка труда в депрессивно-трудоизбыточном регионе должен предусматривать не только методы и рычаги стимулирования создания рабочих мест, но и систему ограничителей, способных сдерживать и снижать рост безработицы. В этих целях предложены специальные нормативы предельно допустимого уровня безработицы с учетом региональной специфики;

— установлено, что значительная дифференциация напряженности рынка труда по городам и районам республики, наличие большого числа территорий с критической ситуацией на рынке труда вызывает необходимость выделения этих территорий как особо нуждающихся в государственной поддержке в вопросах занятости населения, разработки специальных программ создания рабочих мест и трудоустройства безработных граждан;

— определена необходимость активной работы региональными службами занятости в организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных, способствующей удовлетворению их потребностей в получении определенной квалификации в соответствии с требованиями рынка труда. Разработаны предложения по повышению действенности политики занятости в области профессионального обучения, формированию структуры предложения труда в регионе;

— разработаны научно-обоснованные показатели определения экономической и социальной эффективности политики занятости в регионе, позволяющие сравнить результативность деятельности региональных служб занятостипредложена новая система социального страхования по безработице в регионе, способная сформировать стабильный источник существования в период вынужденной безработицы;

— проведенное исследование экономического и социального положения сложившегося в регионе, занятости, безработицы и рынка труда, привели к выводу о том, что выход из кризисного состояния республики видится в создании многоукладной экономики, где наряду с государственными предприятиями на равных правах работают частные предприятия среднего и малого бизнеса, в создании условий для самозанятости трудоспособного населенияобеспечение равного права всех трудоспособных членов общества в удовлетворении своих потребностей в труде и доступа к материальным благам и услугам в соответствии с результатами своей деятельности.

Практическая значимость работы. Работа носит характер исследования в области теоретической и практической экономики и имеет значение как определённый вклад в разработку проблем занятости, безработицы и регулирования рынка труда в регионе Дагестан. Большинство положений работы использовано автором в читаемых в педуниверситете курсах экономической теории, основ предпринимательской деятельности, экономики труда. Этот курс может быть рекомендован для изучения и в других вузах республики. Результаты работы использованы при написании учебника по экономике, учебных пособий и учебных программ.

Полученные автором результаты направлены в правительственные органы РД в качестве рекомендаций для принятия мер в республике по сокращению безработицы, совершенствованию деятельности служб занятости и дальнейшего развития экономики.

Апробация результатов исследования. Основная часть работы прошла научную и практическую апробацию. Наиболее важные положения изложены на научно-практических конференциях, симпозиумах и семинарах. Выводы и предложения автора направлены в Министерство экономики и Министерство труда и социального развития РД в виде аналитических записок по разработке перспективных направлений развития экономики республики и улучшения положения с занятостью населения, а также в публикациях автора, объемом более 35 п. л.

Объем и структура работы. Диссертация изложена на 320 стр. машинописного текста, состоит из введения, пяти глав, заключения, приложений и списка использованной литературы. В диссертации имеются 35 таблиц, 9 схем, 7 рисунков и графиков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование проблем занятости и становления рынка труда на примере российского региона — Республики Дагестан, переживающим вместе со всей страной период экономической трансформации и совершающий первые шаги к рынку, позволяют сделать следующие выводы:

1. Дагестан является составной частью национальной экономики России, а потому на нее распространяются все закономерности совершающегося перехода от командной экономики к рыночной. Вместе с тем, эта Республика имеет свои особенности, которые необходимо учитывать как на федеральном уровне, так и на уровне этого специфического региона, который официально называется Северо-Кавказским регионом. Данное исследование учитывает общенациональные особенности современного переходного периода и выделяет в них те, которые происходят в РД, без чего невозможно определить направления ее дальнейшего развития.

2. Рассмотрение проблем занятости и рынка труда в переходной экономике требует выделения и анализа тех причин, которые привели к кризисному, а теперь и катастрофическому состоянию экономики страны и ее регионов.

Россия и ее регионы представляют собой уникальное явление, поскольку по источникам экономического и социального развития этой стране нет равных в мире: природные богатстваармия трудоспособного населения, которую возглавляют высококвалифицированные специалисты и ученые, способные решать сложнейшие научные и технические задачи на современном уровнегигантская производственная база, потенциал которой вполне сопоставим с индустриально развитыми странами мира. Однако между колоссальными возможностями экономики и ее современным плачевным состоянием существует разительный контраст: экономический и научный потенциал страны использовался неэффективнок началу 80-х годов СССР оставался развивающейся страной, о чем свидетельствует структура экономики. В стране поддерживался курс на наращивание объемов производства I подразделения, которое на 80% работало само на себя (включая ВПК), отрасли II подразделения и сфера услуг значительно отставали, что в конечном итоге привело к падению роста производства, национального дохода. В 80-х годах показатели прироста обеспечивались только за счет экспорта нефти, что позволило создавать условия, поддерживающие на плаву промышленность и население за счет импорта необходимых продуктов потребления.

Анализ макроструктуры занятости СССР и ее сравнение с западноевропейскими государствами свидетельствует о том, что наша страна к началу 80-х годов отставала от них на пятьдесят лет.

3. К настоящему времени регионы России различаются не только по структуре экономики, но и по уровню социально-экономического развития, что явилось результатом осуществления реформ, которые начинались и заканчивались безрезультатно на протяжении 60−80-х годов шесть раз. Это результат поспешности, непродуманности и научной необоснованности, выдвигаемых и проводимых мероприятий. Все это сказывалось на регионах страны, их населении.

Шоковая терапия" привела к глубокому спаду, производства во всех отраслях экономикипо глубине спада Дагестан, наряду с Кабардино-Балкарией и Карачаево-Черкессией, относится к регионам с самым глубоким спадом, где среднегодовой объем продукции к уровню 1990 г. составляет менее 65% (1995г.), а к 1998 году еще меньше.

Одной из причин провала проводимой рыночной реформы является неправильный выбор модели, основанной на рекомендациях МВФ, которые не дали положительных результатов и в странах Латинской Америки, для которых они первоначально и предназначались. Эксперименты реформаторов привели к тому, что старая экономика, свойственная командной системе была разрушена, а рыночная экономика, ее механизмы не созданы, в результате в стране углубился экономический кризис, обнищание большей части населения и рост социального недовольства, выражающегося в забастовках, маршах протеста и пр.

В настоящее время Россия подошла к красной черте, к пороговым значениям экономики, за которыми начинается катастрофа. Отсюда важнейшей задачей является обновление курса реформ, в которых основной задачей должна являться полная занятость населения и развитие национального производства.

4. Регион выступает как совокупный хозяйствующий субъект, выражающий интересы определенной территории и ассоциации людей, ее населяющих. На уровне региона возникают и накапливаются проблемы социального, экономического, экологического, национального и иного характера, которые трудно регулировать из центра. На этом уровне происходит трансформация экономики и становится ясным, почему этот процесс идет медленно, с какими трудностями встречается. На уровне региона легче учитывать производственные и людские ресурсы, анализировать и определять эффективность занятости и оптимальное использование факторов производства, а главное связывать занятость с доходами, с заработной платой, с социальными гарантиями, определять, как функционирует рынок труда и какова социальная цена осуществляемых реформ.

Ситуация потребовала от регионов взять в свои руки процесс структурной перестройки экономики, появилась необходимость в создании инфраструктуры рынка и формирования принципиально нового (по задачам, целям, функциям) субъекта управления, на который можно было возложить задачи создания в регионе рыночных отношений.

Из трех возможных моделей формирования регионального рынка: акцент на создание внутрирегионального рынкавнешняя экспансиямодель завлекающей стратегии, для Дагестана наиболее приемлемыми были первый и третий варианты. Для третьего варианта подходила старая структура экономики: энергетика, машиностроение, рыбная промышленность, переработка шерсти и др. — функционировали без заметного воздействия с внутренним рынком республики. Формирование рыночного механизма — длительный экономический процесс, органически связанный с развитием и углублением общественного разделения труда и хозяйственной обособленностью производителей. Однако первые результаты проводимой реформы — либерализация цен и приватизация сразу же негативно сказались на экономике Дагестана. В республике сложились три источника первоначального накопления капитала: «старая мафия» и капиталы, унаследованные от советской системы- «новая мафия», возникшая в результате допущенного в стране беспредела- «красные директора». Номенклатурная приватизация привела к образованию национально-семейного клана, что привнесло в этот процесс элементы восточного патернализма.

5. Анализ сложившейся в регионе экономической и социальной ситуации приводят к выводу о необходимости возрождения прогнозирования и планирования экономического развития региона. На уровне республики необходимо составлять прогнозные балансы, который должен объединить баланс производства и распределения валового продукта республикимежотраслевой баланс труда и баланс энергии. Совокупность этих расчетов даст возможность не только сбалансировать производственный и трудовой потенциал региона, но и определить, что может производить республика, как распределить произведенный продукт, какова потребность в рабочей силе при данном уровне производства. В работе представлен проект расчета такого баланса, в котором объединены материально-вещественные и стоимостные пропорции, которые являются условиями достижения рациональной занятости и функционирования рынка труда. Все это заложит основу подъема экономики региона, ее отраслей с тем, чтобы постепенно выбираться из кризисного состояния, сознание возможности обходиться без крупных дотаций из центра.

6. Решение всех проблем перехода к рыночной экономике невозможно без обеспечения высокого уровня занятости: на уровне государства и регионаэто получение социально-экономического эффекта от использования трудовых ресурсовна уровне отдельного предприятия — полное использование факторов производства и получение доходана уровне работника — наличие рабочего места, использование своей способности к труду и получение заработной платы и других выплат за свой труд.

Отличительным признаком рыночной экономики является продуктивная занятость, основанная на синтезе экономического и социального эффекта, крупных вложений в человеческий капитал, обеспечении достойных условий его существования.

Первые же годы проведения хозяйственной реформы привели к появлению в стране и в регионе безработицы в открытой форме, а также в скрытых формах неполной и частичной занятости.

Расчеты эффективности занятости и коэффициента интенсивного использования рабочей силы показывают, что они снижаются, начиная с 1966;1970г.г., каждую пятилетку и к началу рыночной реформу были в 14 раз ниже (по Дагестану). Такая же закономерность выявилась и при определении состава и динамики экономического потенциала страны.

По состоянию на начало 1999 года в стране имеются в наличии все виды безработицы (текучая, скрытая, застойная), которые охватывает все слои населения, особенно женщин, молодежь, окончивших учебные заведения, лиц предпенсионного возраста. Среди безработных большой удельный вес принадлежит лицам с высшим образованием (особенно гуманитарным). Проблему безработицы отягощают наличие (особенно в крупных центрах) бомжей, профессиональных нищих, криминальные элементы. К отечественным бомжам прибавились международные (беженцы, иммигранты из стран Азии и Африки, Ближнего и Среднего Востока).

7. Дагестан всегда относился к трудоизбыточным регионам страны. В настоящее время эта ситуация значительно обострилась: трудовые ресурсы ежегодно возрастают на 3−3,5%, безработица достигла 20,5 экономически активной части населения. По структуре занятости населения региона до сего времени больший удельный вес занимает государственный сектор экономики.

47,1%), частный сектор (38,7), смешанные предприятия (13,3%) — большая часть их приходится на материальное производство (65,4%), вместе с тем увеличивается занятость и в сфере нематериального производства (финансово-кредитная, посреднические услуги, налоговые службы и пр.).

Одной из закономерностей отношений занятости стало высвобождение работников из производства. В целом это объективный процесс, когда он обусловлен коренной реорганизацией рабочих мест под воздействием НТП, реорганизации предприятий по видам собственности. В современный период основными причинами высвобождения являются: развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине объемов производствасанация производства как свертывание и ликвидация убыточных предприятийпроцесс приватизации и структурная перестройка экономики. В Дагестане в движении кадров на крупных и средних предприятиях предложение рабочей силы значительно превышает спрос на рабочие места. В 1997 г. сокращено 47,3 тыс., принято 29,2 тыс. человек, сальдо в течение года составило 18,1 тыс. рабочих мест.

Процесс высвобождения рабочей силы из действующих предприятий при переходе к рынку неизбежен, причины этого явления различны, но главное — сокращение спроса на произведенную продукциюизлишняя численность работников (избыточная занятость). Положительная сторона этого процесса — позволяет более производительно использовать факторы производства, повышает мобильность рабочей силы и необходимость повышения квалификации или смены профессии. Высвобождение приводит к появлению открытой безработицы, а в таком регионе как Дагестан — это бедствие.

Наше исследование проблемы показывает, что в перспективе необходимо разработать программу и принять меры к включению незанятых работников в экономическую деятельность, развивать отрасли и сферы деятельности, для которых у региона есть возможности и перспектива: энергетика, машиностроение, транспорт, промышленность строительных материалов. Особое значение приобретает сельскохозяйственное производство, продукция которого может пользоваться спросом и конкурировать с другими странами. Есть и другие возможности — рыболовство, народные промыслы и др. Большие надежды могут быть связаны с превращением побережья Каспийского моря в курортную зону с развлекательным бизнесом. Отсюда главная задача — создание условий генерации собственных инвестиционных средств и условий их привлечения из федерального бюджета, других регионов России и зарубежья.

Дагестан нуждается в двух стратегиях развития. Первая — помощь федеральных властей, что укоренит и без того патернализм, который свойственен руководству региона. Вторая — развитие собственной экономической активности. Этот путь проблематичен, но он единственно возможный для достижения социальной и экономической состоятельности и процветания Дагестана с его трудолюбивым населением.

8. Рынок труда представляет собой составную часть общего экономического пространства, охватывая сферу купли-продажи рабочей силы. Этот рынок выполняет только ему присущие функции: регулирует спрос и предложение рабочей силы, распределяет ее между сферами и секторами народного хозяйства, оценивает общественную значимость того или иного вида труда, придает действенный импульс профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы. Рынок труда неразрывно связан с товарным и денежным рынками, с рынком капиталов. Он развивался одновременно с общественным разделением труда и совершенствованием средств производства.

В современных условиях развитие частного сектора, изменение в условиях трудовой деятельности приводят к соответствующим изменениям и на рынке труда в России и в ее отдельных регионах. На рынке труда сказываются не только экономические, но и социальные, психологические, национальные факторы, что в целом отражается на уровне и структуре занятости и безработицы.

На рынке труда присутствует конкуренция: между продавцами рабочей силы за получение рабочего местамежду предпринимателями за квалифицированную рабочую силу. Механизм саморегулирования рынка труда приводит рыночную систему к такому состоянию, когда «зловещая» тенденция роста общего уровня безработных сочетается с ростом удельного резерва производственных мощностей. При подъеме деловой конъюнктуры резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, что порождает галопирующую инфляцию, съедающую рост доходов работников за счет обесценения денежной заработной платы. Все меры по сдерживанию инфляции в конечном итоге ведут к росту безработицы, что снижает уровень заработной платы и увеличивает численность населения, живущего за чертой бедности.

Российский рынок труда до 1999 года не мог относиться к напряженным в целом, разбалансированность спроса и предложения рабочей силы была особенно острой в ряде регионов, в том числе и в Дагестане. В стране возникала новая модель занятости, гибкий рынок труда, которые еще очень далеки от цивилизованного рынка.

9. Анализ состояния занятости, безработицы и рынка труда в Дагестане выявил ряд закономерностей: а) на рынке труда имеются все формы безработицы, в структуре которых преобладают работники физического труда, молодежь, впервые вступившая в трудоспособный возраст, женщиныб) уровень безработицы и без того один из самых высоких в стране из года в год повышаетсяв) длительность срока нахождения в рядах безработных увеличивается. На рынке труда спрос на труд значительно меньше его предложения. Положение осложняется наличием беженцев, мигрантов, лишенных жилья и средств к существованию, что требует проведения эффективной активной политики службами занятости. В таких условиях проблема регулирования занятости становится приоритетной для социальноэкономического развития республики.

10. Главными направлениями политики занятости на современном этапе являются: 1) взаимоувязанное и по возможности синхронизированное осуществление двух процессов постепенного высвобождения излишков рабочей силы на предприятиях с целью повышения эффективности использования трудового потенциала страны ис другой — создания новых рабочих мест в масштабах, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в трудовой деятельности- 2) обеспечение соответствия профессиональноквалификационной структуры работников потребностям рынка труда, включая переквалификацию высвобождаемых работников- 3) программирование и осуществление крупномасштабных мер по реструктуризации занятости в связи с санацией или свертыванием неперспективных производств- 4) мониторинг рынка труда и обеспечение адекватного реагирования политики занятости на сдвиги на этом рынкесреди соответствующих рычагов государственной политики занятости наибольшее место должно быть отведено созданию макроэкономических, правовых, кредитных и иных условий, стимулирующих частный капитал, в том числе частное предпринимательство и самозанятость населенияменьшее место могут занимать такие меры, как расширение государственных капиталовложений в новые рабочие места и административные запреты высвобождения работников.

И. В регулировании занятости следует максимально учитывать региональные особенности развития рынка труда и факторов занятости. В переходный период государство должно взять на себя вопросы преодоления различий в степени напряженности ситуаций на территориальных рынках труда. Это обуславливает использование селективного подхода при выделении финансовых трансфертов субъектам Федерации, применения относительно регионов со сложной ситуацией на рынке труда политики экономического протекционизма. Все вышесказанное касается и Республики Дагестан.

Существующие значительные различия в степени напряженности рынка труда по городам и районам Дагестана, наличие большого числа территорий с критической ситуацией на рынке труда вызывают необходимость выделения этих территорий как особо нуждающихся в государственной поддержке в вопросах занятости населения, разработки специальных программ создания рабочих мест и трудоустройства безработных граждан.

12. Политика занятости в регионах с особенно сложной ситуацией на рынке труда требует более широкого применения налогово — кредитных рычагов стимулирования занятости. Государственная под держка малого и среднего предпринимательства, самозанятости населения обязана носить адресный, целевой и срочный характер.

В условиях данных регионов механизм регулирования занятости и рынка труда должен предусматривать не только методы стимулирования создания рабочих мест, но и систему ограничителей, способных сдерживать и снижать рост безработицы. В этих целях целесообразно применение специальных нормативов предельно допустимого уровня безработицы.

13. Одно из ключевых условий преодоления экономического кризиса в стране, обеспечения максимизации уровня занятости населения является проведение активной социальной политики. Государство в новых условиях должно обеспечивать своих граждан гарантиями в области труда, образования, социальной защищенности.

Программа Правительства РД на 1997;1998гг в целом и в области социальной политики является популистской и не содержит конкретных мер выхода из кризиса и выживания населения в сложных условиях разрухи и обнищания. Прошедшие 1997 и 1998 гг. не принесли каких-либо улучшений в положение основной массы населения республики, напротив, все показатели жизнедеятельности за этот период ухудшились.

Выход из кризисного состояния республики видится в создании многоукладной экономики, где наряду с государственными предприятиями находились бы предприятия частного и смешанного секторов, в создании условий для развития малого и среднего бизнеса и самозанятости. Эта материальная основа может привести к установлению принципов социальной справедливости:

— обеспечения равного права всем трудоспособным членам общества в удовлетворении своих потребностей в труде;

— доступ всего трудоспособного населения к материальным благам и услугам в соответствии с результатами их трудовой деятельности;

— удовлетворение потребностей членов общества, не способных трудиться за счет государства, а также различных общественных фондов;

— невозможность ни для кого расширения потребления материальных благ и услуг за счет прав и потребностей других членов общества.

Все эти принципы не являются чем-то новым, они применяются на практике в государствах, относящихся к государствам всеобщего благосостояния (Скандинавские страны), к социальному государству (ФРГ и др.). Они были зафиксированы в конституции нашей страны в доперестроечный период. С нашей точки зрения, не следует перечеркивать и выбрасывать на обочину все то, что можно было оценить положительно в социалистической системе хозяйства: право на труд, образование, бесплатное здравоохранение и пр. Их следует возродить, но на новой хозяйственной основе, допустив наряду с государственным сектором, частное производство, а наряду с отечественным капиталом, иностранные инвестиции.

Позитивное развитие региона (и России в целом) в ближайшее будущее и в перспективе необходимо связывать с реформаторской переходной моделью, которая обеспечила бы преодоление мафиозно — бюрократических черт складывающихся до сих пор социально-экономических отношений, устранение подчинения государственного аппарата и государственных финансов частным интересамнаметила бы направления к финансовой стабилизацииформировала бы ресурсы для возобновления экономического роста и пересматривала бы структурную перестройку экономики, была бы нацелена на рационализацию всех ресурсов и в первую очередь трудовыхслужила бы переломным моментом в неблагоприятной динамике жизненного уровня населения.

Экономическая политика правительства Дагестана должна быть направлена в первую очередь на обеспечение полной занятости путем развития всех форм производственной деятельности, в том числе и общественных работ по.

293 строительству дорог, жилья, обустройства городов и поселков и рассчитывать в первую очередь на свои силы, а потом уже на помощь центра. Ь i*.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. И. Роль государства в становлении и развитии рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. — № 6.
  2. Л. И. Экономическая теория на пути к новой парадигме // Вопросы экономики. 1993. — № 3.
  3. Л. И. Диалектика социалистической экономики. М.: Мысль, 1985.
  4. Л. И. Проблемы ускорения: о вкладе экономической науки.// Экономическая газета. 1986. — № 3.
  5. Л. И. Долговая экономика // Экономические новости России и содружества. 1996. — № 20.
  6. Л. И. Экономические реалии и абстрактные схемы // Вопросы экономики. 1996.- № 12.
  7. В. М. Структура производственных отношений социально ориентированной экономики. М.: Стандарты, 1996.
  8. В. Г. Основы эффективной экономики. Модели, закономерности перехода, механизм реализации, региональные особенности, практические результаты. -Махачкала.: ИПЦ, ДГУ, 1996.
  9. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1988. Ю. Атанасенков Е. Социально — трудовые проблемы российской экономики в 1995 г. // Российский экономический журнал. — 1995. — № 10.
  10. Е., Кокин Ю. Реформа заработной платы ожидания и реальность // Экономист. — 1997. — № 4.
  11. Американский менеджмент на пороге XXI в. М.: Экономика, 1991.
  12. ., Ритерман Р. от предприятия к фирме: Заметки по теории предприятия переходного периода // Вопросы экономики. 1994. — № 8.
  13. Аналитический вестник. Специальный выпуск. М., 1996, № 6.
  14. В. Е. Социализм: население и экономика. М., 1987.
  15. И. Социальная дифференциация в переходный период // Вопросы экономики. 1993. — № 12.
  16. Ю.А. Проблемы народонаселения при социализме. М., 1997.
  17. А. Приватизация в Словакии. // Вопросы экономики. 1994. — № 6.
  18. В.А. Экономический закон населения при социализме. -М., 1967.
  19. В. Приватизация в России: феномен Нижнего Новгорода // Экономическая реформа сегодня. 1993. — № 2.
  20. М. Десять проблем современной теории распределения. // Современная экономическая мысль М.: Прогресс.
  21. В. Благосостояние: не все измеришь рублем // Экономика и жизнь. -1996. № 2.
  22. А. Переходная экономика. М., 1994.
  23. Е. Дифференциация минимальных уровней оплаты труда на основе системы минимальных потребительских бюджетов // Человек и труд. -1993.-№ 3.
  24. И.В. Рынок труда в современной экономике.// Общество и экономика. 1994. — № 1.
  25. С. «Тойотизм» как новая форма взаимоотношения труда и капитала. // Вопросы экономики. 1994. — № 3.
  26. Дж. Р. Теория экономического развития. // Современная экономическая мысль. М., 1981.
  27. Л. Об отношении заработной платы и рабочего времени к производительности труда. С.-Пб., 1985.
  28. Ю. Тенденция в сфере занятости населения //Общество и экономика. 1995. — № 7.
  29. И. О тенденциях занятости в переходный период российской экономики // Российский экономический журнал. 1995. — № 11.
  30. А., Никитой А. Немалые трудности малого бизнеса // Российский экономический журнал. 1995, — № 2.
  31. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.
  32. Д. Социальные рамки информационного общества. // Новая технологическая волна на Западе. М., 1986.
  33. А. Российские проблемы и зарубежный опыт // Мировая экономика и международные отношения. 1993 — № 9.
  34. Г. Труд и монополистический капитал: деградация труда в XX в. Нью-Йорк, 1974.
  35. Ю., Малмыгйн И. Сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов // Социалистический труд. 1990. — № 9.
  36. Э. О «посттейлоризме» и «человеческом капитале».// Мировая экономика и международные отношения. 1995. — № 11.
  37. Л.С. Мышление и речь/Собрание соч. в 6-ти томах. М ., 1982.
  38. В.К. Развитой социализм: труд и НТР М., 1984.
  39. А. Три года на «качелях», что дальше? // Российский экономический журнал. 1995. — № 4.
  40. Всемирная история экономической мысли. Т. 1.-М., 1987.
  41. Г. К вопросу о безработице в переходный период // Российский экономический журнал. 1994. — № 11.
  42. Н. Рынок труда переплетение циклических и структурных факторов //Мировая экономика и международные отношения. — 1993. — № 12.
  43. Н. Российский рынок рабочей силы и опыт Запада // Мировая экономика и международные отношения. 1992. — № 8.
  44. Г. В. Миграция трудовых ресурсов в СССР.- М., 1987.
  45. В.Я., Подузов А. А., Павлов Н. В., Соловьев Ю. Н. Экономический рост СССР: общее и особенное //Экономика и математические методы. -1990.
  46. Дж., О Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. -М., 1990.
  47. А.Г. Издержки воспроизводства рабочей силы.// Общество и экономика. -1995. -№ 9.
  48. И. А. Научно технический прогресс и формирование квалифицированных рабочих. — Махачкала, Дат. кн. изд-во, 1990.
  49. В.М. Современные буржуазные теории воспроизводства рабочей силы.-М., 1995.
  50. В.В. Воспроизводство рабочей силы в условиях современного капитализма. -М., 1995.
  51. В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В. В. Микроэкономика. С-Пб.: Экономическая школа, 1994.
  52. А., Грей Ч. Экономические преобразования в странах Центральной и Восточной Европы. М., 1995.
  53. В. Польша: растерянность в обществе, раскол в парламенте // Экономическая реформа сегодня. 1993. — № 2.
  54. Н., Иванов Н. Развитие «экономического участия» в передовых странах Запада. // Мировая экономика и Международные отношения. 1990. -№ 5.
  55. Н., Иванов Н. Стратегия развития человеческих ресурсов в условиях перехода к рынку // Мировая экономика и международные отношения. -1992. № 9.
  56. Н. Повышение гибкости актуальная проблема современного рынка труда // Мировая экономика и международные отношения. — 1991. — № 10.
  57. В. Политика российского менеджмента в сфере занятости // Мировая экономика и международные отношения. 1994. — № 6.
  58. В. Российское предпринимательство: источники формирования и стратегия социального действия // Мировая экономика и международные отношения. 1993. — № 6.
  59. М. Современные тенденции формирования рынка труда в развитой рыночной экономике // Вопросы экономики. 1991. — № 8. 61. Грачев М. Суперкадры. — М.: Дело, 1993.
  60. В. Г., Пчелинцев А. С., Шаталин С. С. Интенсификация общественного производства: социально экономические проблемы. — М.: Экономика, 1987.
  61. Государство и экономика развитых капиталистических стран в 80-х гг. М.: Наука, 1989.
  62. А. Факторы лидерства предприятия. // Человек и труд. -1992. № 1.
  63. С. Эволюция отношений собственности: форма содержание. // Экономист. 1997. — № 2.
  64. Дж. Т. Экономические теории и цели общества. М., 1979.
  65. Л. Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М.: Прогресс, 1996.
  66. С. АОЗТ «Рот -Фронт» // Человек и труд. 1993. — № 9.
  67. Гибкое использование рабочей силы и проблемы сегментации рынка труда в развитых капиталистических странах.- М., 1988.
  68. Дагестан: проблемы выхода из кризиса и альтернативы развития. Темат. сб. научных трудов молодых ученых. /Отв. ред. Багомедов М.А.- Махачкала, 1996.
  69. Дагестан: экономические отношения, собственность, элиты: Темат. сб. научных трудов. /Отв. Ред. Цалиева O.K. -Махачкала, 1997.
  70. Дагестан на рубеже веков: приоритеты устойчивого и безопасного развития./Отв. ред. Алиев А. К. М. 1998.
  71. Г., Душанич Й. Экономика переходного периода. М.: ИМПиЭ, 1996.
  72. Дал Г., Кент С., Морган С. Прибыль на инвестиции в трудовые ресурсы. -Минск, 1993.
  73. Доклад экспертов ООН о развитии человека за 1995 г. Нью-Йорк, Оксфорд. // Общество и экономика. -1996. — № 5.
  74. Э. Исследование различий в темпах экономического роста. М., 1971.
  75. Дискуссия по проблемам развития человека. Программа развития ООН. // Общество и экономика. 1996. — № 5.
  76. М. Полемика социальных расходов в современной России. // Вопросы экономики. № 10.
  77. М.И., Злупко С. М., Питюлич М. И. Проблемы совершенствования системы управления трудовыми ресурсами региона. Киев, 1988.
  78. Т. Поведение предприятий в условиях жестких финансовых ограничений. //Российский экономический журнал. 1994. — № 12.
  79. Доклад Экспертного института Российского союза предпринимателей //Известия АН СССР, серия экономическая. 1990. — № 2.
  80. И.Е. Социальная составляющая развития переходной экономики // Общество и экономика. 1997. — № 1,2.
  81. Ю.Г. Поднимает ли приватизация эффективность? // Общество и экономика. 1993. — № 6.
  82. Г. Приватизация в зеркале мнений // Общество и экономика. -1993.-№ 7−8.
  83. Занятость и безработица в Республике Дагестан. Юбилейный статистический сборник. -Махачкала, 1996.
  84. Т.И. Проблема демократической переориентации общества, экономики России // Общество и экономика. 1997. — № 1,2.
  85. Т.И. Человеческий фактор развития экономики и социальная справедливость // Общество и экономика. 1996. — № 3.
  86. И. К характеристике труда в современной России // Вопросы экономики. 1997. — № 2.
  87. И. Труд и занятость в тоталитарную эпоху // Социалистический труд. 1990. — № 4.
  88. И. Рынок труда и политика занятости // Социалистический труд. 1990.-№ 10.
  89. Из доклада «О развитии человека за 1995 г.» // Общество и экономика. -1996. № 5.
  90. Информация МОТ. -Женева, 1989, № 5.
  91. С.Л., Ушканов И. Г. Макроструктура занятости и уровень экономического развития в СССР и странах Восточной Европы// Изв. АН СССР. Сер.экономич. -1992. № 4.
  92. А. Российские экономические реформы: потерянный год// Вопросы экономики. 1995. — № 1.
  93. Н. Развитие форм собственности на современном производстве// Мировая экономика и международные отношения. -1992. -№ 3.
  94. В.О., Куликов В. В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. М., 1997.
  95. ЮО.Красинец Е., Баринова Н. Трудовая миграция в Россию из стран ближнего зарубежья // Вопросы экономики. -1996. № 1.
  96. В. Собственность: присвоенческий аспект // Экономист. 1996. -№ 2.
  97. Ф. Человек. Труд. Техника. М., 1970.
  98. Как добиться успеха. Практические советы деловым людям. М., 1992.
  99. Р. Фирма, рынок, право. М., 1993.
  100. В. Рынок и приватизация // Мировая экономика и международные отношения. -1992. -№ 7.
  101. В. Механизм государственно монополистического регулирования французской экономики. — М., 1979.
  102. Дж. Б. Расиведемние богатства. М., 1934.
  103. Критика теорий современных буржуазных экономистов. М., 1971.
  104. В.Г. Прогноз занятости населения: методологические основы. -М., 1979.
  105. Н. Состояние и меры сохранения научно инженерного потенциала обороной сфер // Российский экономический журнал. — 1995. -№ 12.
  106. А.Э. Демографический аспект занятости. М., 1975.
  107. А. Как не допустить безработицу? // Вопросы экономики. -1989. № 2.
  108. А. Г. Трудовой потенциал и занятость в условиях интенсификации. -М., 1990.
  109. А. Н., Рославцев В. В., Сорохтин А. В. Организация управления и подготовка персонала в японских компаниях. М., 1988.
  110. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. -М., Прогресс, 1968.
  111. С. А. Приватизация и инвестиция // Деньги и кредит.1993. № 2.
  112. А. Формирование инфраструктуры приватизации // Вопросы экономики. 1994. — № 5.
  113. Как работают японские предприятия. М.: Прогресс, 1988.
  114. В. Эффективность приватизационно инвестиционной модели // Российский Экономический Журнал. — 1995. -№ 1.
  115. Кадзума Татеиси. Вечный дух предпринимательства М., 1990.
  116. В. П. Социальное измерение экономики // Вестник МГУ.1994.-№ 1.
  117. Я. Экономика дефицита. М., 1992.
  118. А. Закономерности переходной экономики: экономические тенденции и модели // Вопросы экономики. 1995. — № 2.
  119. Ю. Социализм: кризис и перспективы обновления социализма // Общество и экономика. 1995. — № 4.
  120. Капитализм и рынок: экономисты размышляют М&bdquo- 1993.
  121. В. Экономические основы демократического общества // Российский экономический журнал. 1995. -№ 12.
  122. Р. Экономическая теория прав собственности М., 1990.
  123. Р., Аллегрова И. Человеческий капитал России: проблемы реабилитации. // Общество и экономика. 1993. -№ 10.
  124. Д. Фактор морали в конкурентном успехе японских фирм // Человек и труд. 1991. — № 3.
  125. В. Экономическая эффективность образования. // Вопросы экономики. 1977. -№ 9.
  126. Дж. Экономический рост и формирование капитала М., 1978.
  127. П. Этот человеческий мир. М. 1988.
  128. В. Стабилизация или обострение кризиса // Вопросы экономики. 1995. — № 7.
  129. Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и разум. М., 1982.
  130. . Рынок интеллектуальной собственности // Экономика и жизнь. 1996. -№ 2.
  131. В. И. По поводу так называемого вопроса о рынках. -М., ППС, Т. 1.
  132. Д. Курс социально экономического возрождения России // Российский Экономический Журнал. — 1994. -№ 1.
  133. Д. Теоретическое ядро социально экономического развития страны //Экономист. — 1997. -№ 1.
  134. Д. Научно- обоснованная альтернатива была и есть // Российский экономический журнал. 1995. -№ 4.
  135. Д. Теоретическое ядро социально экономического развития страны // Экономист. — 1997. — № 1.
  136. А .Я. Экономическая реформа в России и её цена. М., 1994.
  137. А .Я. Введение в рыночную экономику. М., 1994.
  138. П.П. Научные советы использования трудовых ресурсов. -М., 1969.
  139. М. М. Проблемы управления экономикой региона в рыночных условиях. М., 1995.
  140. М.А. Трудовые ресурсы и факторы процесса труда. Учебное пособие. Махачкала, 1988.
  141. И. Особенности российского рынка труда // Человек и труд. -1993. -№ 3.
  142. К. Капитал Т. 1 Соч. Т. 23 — М., 1960.
  143. К. Капитал Т. 2 Соч. Т. 24 — М. 1961.
  144. К. Капитал Соч. ТТ. 3- 23- 25, ч. 1.
  145. К., Энгельс Ф. Соч. ТТ. 12−23- 46.
  146. К., Брю С. Экономикс. -М., 1992.
  147. Материалы Экспертного института по проблемам социального партнерства // Общество и экономика. 1993. — №№ 7,8.
  148. Малое предпринимательство заявляет о себе // Российский экономический журнал. 1996. — № 3.
  149. Ю. Н. Концепция «качества трудовой жизни и социально экономические проблемы труда. -М., 1980.
  150. Я. » Тойота". Методы эффективного управления. М., 1989.
  151. В. Инвестиционные фонды и трасты: как управлять капиталом. М., 1992.
  152. Материалы конференции «Разновидности рыночного хозяйства». М., МГУ, 1993 и 1994гг.
  153. К.И. Экономическая реформа и социальная политика // Вопросы экономики. 1993. -№ 12.
  154. К. И. Взаимодействие экономической и социальной политики. -М., 1987.
  155. К. И., Роговин В. 3., Шаталин С. С. Социальная политика КПСС.-М., 1998.
  156. Т. Опыт о законе народонаселения. М., 1962.
  157. Р. Активная политика на рынке трудовых ресурсов: Опыт Швеции // Социалистический труд. -1991. № 5.
  158. Дж. Принцыпы политической экономики. Т.2. М., 1990.
  159. Г. Путь к возраждению экономики России //Япония о себе и мире. Дайджест, 1993.№ 10.
  160. Д., Биншок Ф. О формах собствености на средства производства // Вопросы экономики .- 1995. -№ 12.
  161. Р. И. Государство и наемные работники на рынке труда. -Вестник Московского Университета. М.: Экономика, 1991.
  162. Народное хозяйство СССР за 70 лет. М.: Финансы и статистика, 1987.
  163. Народное хозяйство СССР в 1990 г. М.: Финансы и статистика, 1991.
  164. В. Концепция движения экономики к рынку // Знание сила. -1992. -№ 2.
  165. А.Д. Нужна ли новая программа реформирования экономики // Российский экономический журнал. 1994. -№ 11.
  166. А.Д. К вопросу о природе трансформационного шока // Общество и экономика. 1996. — № 4.
  167. Н. Ф. Регулирование социальной дифференциации: критерии, циклы, модели // Общество и экономика. 1993. — № 3.
  168. Д. В. Развитие способностей человека к труду. Свердловск, 1978.
  169. Дж. Обзор опыта приватизации в международном масштабе // Общество и экономика. 1992. — №№ 2−3.
  170. А. А. Рынок труда: занятость и безработица. М., 1991.
  171. А. А. Стоимость рабочей силы // Общество и экономика. -1995. № 2.
  172. А. А. Типология рынков труда // Общество и экономика. -1994. -№ 1.
  173. А. Какой должна быть теория переходного периода // Вопросы экономики. 1993. — № 1.
  174. Новая технологическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.
  175. Д. Институциональные изменения: рамки анализа. Доклад на конференции по проблемам экономических реформ России. Вашинктон, 1996 // Вопросы экономики. -1997. — № 3.
  176. Р. Предпосылки новой экономической парадигмы //Вопросы экономики. -1993. -№ 4.
  177. Ораб Оглы Э. Поколения людей и поколения машин //Коммунист. -1997.-№ 2.
  178. И. М. Государство и рынок // Общество и экономика. -1997. -№№ 3−4.
  179. А. М. Там, где море и горы. Об использовании трудовых ресурсов в Дагестане. Махачкала, 1987.
  180. A.M., Айгумов А. Д. Трудоизбыточность в регионе: причины формирования и механизмы преодоления. Махачкала, 1993.
  181. В. А. Рынок труда. М., 1992.
  182. Панорама экономической перестройки. М.: Экономика, 1990.
  183. А. С. Трудовой потенциал в системе управления производством. -М., 1983.
  184. Н.Я. Кризис экономических реформ в России //Вопросы экономики. -1993. -№ 2.
  185. И. Еще раз о траектории кризисного развития // Российский экономический журнал. 1994. — №№ 5−6.
  186. А. Человеческое качество. М., 1980.
  187. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М., 1986.
  188. С. А. Приватизация в постсоциалистическую эру // Мировая экономика и международные отношения. 1992. — № 8.
  189. Е., Бородаевский А. Экономические права человека и собственность // Мировая экономика и международные отношения. 1991. — № 7.
  190. А. С. Проблемы редукции труда при социализме. М., 1987.
  191. М. Г. Формирование теории хозяйственных связей в экономической науке конца XIX начала XX века. — М., 1982.
  192. Предпринимательство в конце XX века. М.: Наука, 1992.
  193. Приватизация: чему учит мировой опыт. М., 1993.
  194. Приватизация в странах Восточной Европы: сравнительная характеристика // Общество и экономика. 1992. -№№ 3−4.
  195. Проблемы предотвращения массовой безработицы //Вопросы экономики, 1995,№ 5.
  196. Проблемы становления рыночных отношений в регионе. Тематический сборник. Махачкала, 1996.
  197. Прогноз численности населения до 2000 года // Общество и экономика. -1994.- № 3.
  198. Программа содействия занятости населения Республики Дагестан на 1997 год. Махачкала, 1997.
  199. Программа содействия занятости населения Республики Дагестан на 1998 год. Махачкала, 1998.
  200. В. Социалистические подходы к анализу рынка труда // Российский экономический журнал. 1995, № 4.
  201. В. Закономерности переходной экономики // Вопросы экономики. -1995. № 2.
  202. А. Т Приватизация и формирование новой структуры собственности в России // Вопросы экономики. 1995. — № 6.
  203. Развитие малых предприятий // Информационно статистический бюллетень. — 1995. -№ 10.
  204. Н. В. Эволюция и перестройка экономических отношений. СПб., 1994.
  205. Реализация принципов регионального хозрасчета на уровне автономной республики. Сборник статей. Махачкала, 1990.
  206. Региональный рынок: проблемы и решения. Тематический сборник. -Махачкала, 1993.
  207. Региональная экономика. / Под ред. Т. Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 1995.
  208. Реформа без шока, выбор социально приемлемых решений. М., 1992.
  209. Реорганизация и развитие экономики в 1995 1997гг. // Вопросы экономики. — 1995. -№ 4.
  210. М., Фальмер. Энциклопедия современного управления. М., 1992.
  211. Ф. Дж. Взгляд изнутри. М., 1980.
  212. Л. Рынок труда в России и его перспективы // Российский экономический журнал. 1993. -№ 9.
  213. Российский экономический ежегодник. М., 1996.
  214. Россия на пути к 2000 г. // Вопросы экономики. 1996. — № 2.
  215. Ю. Н. Основной критерий социального и экономического развития //Дагестан на пути в будущее. Махачкала, 1996.
  216. К. 3. Инвестиции в человеческий капитал. Екатеринбург, 1993.
  217. Э. Приватизация ключ к рынку. — М., 1992.
  218. И. Три этапа перехода от постсоциализма к-рынку //Мировая экономика и международные отношения. 1993. — № 4.
  219. П. Экономика. М.: Прогресс, 1964.
  220. В. Политэкономические проблемы воспроизводства при социализме. М., 1992.
  221. А. Есть ли у нас шанс на социальное партнерство? // Российский экономический журнал. 1995. -№ 10.
  222. С. «Утечка умов» и технологическая безопасность России // Российский экономический журнал. 1995. — № 3.
  223. . Начала политической экономии или о богатстве в отношениях экономики и народонаселения. М., 1937.
  224. . Придерживаюсь классической марксисткой парадигмы // Общество и экономика. 1995. — № 4.
  225. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М., 1962.
  226. Современный капитализм: проблемы рабочей силы. М., 1981.
  227. Современный капитализм социально политические проблемы и противоречия НТР. — М., 1989.
  228. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы (практический анализ). -М., 1981.
  229. Современная экономическая мысль Запада. М.: Прогресс, 1981.
  230. В. М., Исалова М. Н. Макроэкономическая политика в переходный период. М.: Зенит, 1994.
  231. Социально экономическое положение России. — М., 1995, № 8.
  232. Социально экономическое положение России в 1996 г. — М., 1997.
  233. Социально экономическое положение Республики Дагестан в 1995 году. Статистический сборник. — Махачкала, 1996.
  234. Социально экономические отношения и проблема эффективности рыночной экономики. Сборник научных трудов. — Махачкала, 1998.
  235. Социально ориентированная рыночная экономика — выбор России // Общество и экономика. — 1997. — №№ 1−2.
  236. Социально экономическая ситуация в России. Аналитический вестник.-М.- 1996.-№ 6.
  237. Современный капитализм: проблемы рабочей силы. М., 1985.
  238. Ю. Н. Экономический рост СССР. Общее и особенное // Экономика и математические методы. 1990.
  239. Становление рыночных отношений в Дагестане. Тематический сборник. -Махачкала, 1992.
  240. Становление рыночных отношений в Дагестане. Тематический сборник. -Махачкала, 1993.
  241. Становление рыночных отношений в Дагестане. Тематический сборник. -Махачкала, 1994.
  242. Становление рыночных отношений в Дагестане. Тематический сборник. -Махачкала, 1995.
  243. Г. От «нерегулируемого рынка труда» к активной политике занятости // Социалистический труд. 1991. — № 2.
  244. Стратегия занятости. М., 1989.
  245. Стратегия занятости. -М., 1990.
  246. Стратегия занятости. / Под ред. Л. Чижовой. М., 1990.
  247. Стратегия реформирования экономики России // Вопросы экономики. -1996. -№ 3.
  248. А. Посттейлоризм и теория человеческого капитала // Мировая экономика и международные отношения. 1995. — № 9.
  249. А. О «человеческом капитале» и «детейлоризме» // Мировая экономика и международные отношения. 1996. -№ 11.
  250. Г. П., Чижова Л. С. Трудовой потенциал страны. М., 1982.
  251. Сей Ж. Б. Трактат политической экономии. М., 1986.
  252. Т., Вооугилайнен Э., Пореине П. Управление по результатам. -М., 1993.
  253. Дж., Лорен Ф. Макроэкономика. М., 1996.
  254. В. Б. Эволюция рабочей силы: качественная характеристика // США: Экономика. Политика. Идеология. 1990. -№ 5.
  255. Д. Международный валютный фонд: современные тенденции и наши интересы. М., 1994.
  256. Теория переходной экономики. Микро экономика. М.: МГУ, 1997.
  257. Тенденции экономического развития России в 1995 г. // Вопросы экономики. 1996. — № 2.
  258. Тенденция экономического развития России 1995 г. // Вопросы экономики. -1995. -№ 11.
  259. Текущие тенденции в денежно кредитной сфере. Стат. аналитич. материалы. -М., 1995.
  260. В. Интеллектуальная эмиграция // Экономическая газета, март. — 1997.
  261. Технологические сдвиги: наемный труд и рабочее движение развитых капиталистических стран. М.: Наука, 1993.
  262. В.Б. Концепция «восемь колес» // Диалог. 1990. — №№ 3,4.
  263. Трудовые ресурсы СССР. М., 1975.
  264. А. Третья волна //США: Экономика. Политика. Идеология. -1982.-№ 7.
  265. В. К вопросу о повышении эффективности живого труда. Таллинн, 1988.
  266. Ускорение методов хозяйствования. М., 1987.
  267. Уроки горькие, но необходимые. М., 1988.
  268. Управление трудом: мнение американских ученых. М., 1991.
  269. Ф. К. Макроэкономика плановой и предпринимательской систем. М., 1991.
  270. . О стратегии «трех шагов» в экономическом развитии Китая // Экономист. 1998. — № 7.
  271. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993.
  272. С.Б. Пути рационального использования сельских трудовых ресурсов Дагестана. Махачкала, 1991.
  273. Д. Н. Современная микро экономика: анализ и применение. -М., 1992.
  274. Ф. ФРГ: профсоюзы выразитель интересов трудящихся // Человек и труд. — 1995. — № 7.
  275. А. Курс предпринимательства. М., 1993.
  276. Р., Питере М. Предпринимательство. М., 1991.
  277. А. В. Рыночные системы: варианты структурной перестройке в промышленности // Российский экономический журнал. 1992. — №№ 1- 2- 3.
  278. К. Критерии преобразования собственности // Экономист. -1994.-№ 8.
  279. Г. Предприниматель: кто он? М., 1992.
  280. Д. Крах радикализма и эволюционные альтернативы //Российский экономический журнал. 1995. — № 6.
  281. Д. Механизм экономического роста // Российский экономический журнал. 1994. — № 12.
  282. Д. Экономическая демография // Российский экономический журнал. 1994. -№ 12.
  283. Черный рынок как политическая система // Мировая экономика и международные отношения. 1994. — № 9.
  284. Г. Трактовка модели экономического развития и ее элементов //Российский экономический журнал. 1995. — № 2.
  285. К. Г. Рыночная экономика и некоторые проблемы эффективной занятости // Сборник научных статей. Махачкала, 1997.
  286. С.С., Гайдар Е. Т. Экономическая реформа: причины, направления, проблемы. М., 1989.
  287. Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? // Вопросы экономики. 1997. -№ 7.
  288. Ф.Н. Путь социального рыночного хозяйства JI. Эрхарда // Критика теорий современных буржуазных экономистов. М., 1971.
  289. Я. Макроэкономический разрез приватизации // Общество и экономика. 1992. — №№ 3−4.
  290. В. П. Стоимость рабочей силы и затраты на обучение // Мировая экономика и международные отношения. 1989. — № 6.
  291. В. П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования. -М., 1994.
  292. Г. Г. Приоритеты развития экономики Дагестана. Махачкала, 1996.
  293. Н. П. Экономика и общество // Вопросы экономики. -1996. -№ 1.
  294. Г. Партнерство в условиях социальной рыночной экономики //Человек и труд. 1990. -№ 9.
  295. Г. Оздоровление экономики и занятость // Человек и труд. -1990.-№ 1.
  296. Л. Шведская модель: прошлое и будущее //Человек и труд. -1994.-Хо 5.
  297. Й. Теории экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  298. Экономическая школа. Т. 2.- С.- Пб., 1993.
  299. Экономическая мысль Запада. М.: Прогресс, 1981.
  300. Экономические закономерности воспроизводства трудовых ресурсов и эффективность их использования. Л., 1987.
  301. Экономика: потенциал перестройки. М., 1988.
  302. Экономическая реформа в России: первые шаги // Вопросы экономики .-1993.-№ 4.
  303. Экономическая теория на пути к новой парадигме // Вопросы экономики. 1993.-№ 4.
  304. К. Эффективная экономика: опыт Швеции. М., 1991.
  305. JI. Благосостояние для всех. М., 1992.
  306. JI. Полвека размышлений. М., 1992.
  307. Д.Б., Алиева В. Ф. Население и трудовые ресурсы Дагестана: социально экономические проблемы. — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1990.
  308. Д.Б. Региональные аспекты воспроизводства трудовых ресурсов. -М.: Наука, 1990.
  309. Д.Б. Регулирование рынка труда в условиях углубления социально экономических реформ // Социально — экономические отношения и проблема эффективности рыночной экономики. — Махачкала, 1998.
  310. Ю. Вторая русская шокотерапия //Мировая экономика и международные отношения. 1994. — № 5.
  311. З.К., Эскеров Д. Б., Фельдман Я. И., Гордеев О. И. Проблемы перехода к рынку трудоизбыточного региона. Махачкала: Дагучпедгиз, 1993.
  312. Е. Функции государств в рыночной экономике // Вопросы экономики. -1997. -№ 6.
  313. Briten Second thoughts of fillem plowmen policy. Chichester — London, Rose, 1975.
  314. The political economy of United States // Ed. Ch. Stouffers, Amsterdam, 1982.
  315. International Economic Indicators, 1994, YDW Koeln. 1994.
  316. Yrosfeld I. Privatization in Easter Europe: an Evolutionarg Perspective Budapest May 1992.
  317. Flond, Grey, Shendt, 1984.323. Bizaquet, 1988.
  318. The publicsector in chanqung wold economy, S. 1993.
  319. Durupty M. Zes privatization en France. P.1988.
  320. Baurstin, 1986- Voylteke, 1988.327. lones Tandom Vogelsand, 1990.
  321. Frindman M. The Role of Monetaiy Polici // amer. Econ., Reo, 1968- Vol. 58, March, P.8.
  322. Iilss Т., Diofght N. Peckins D. ets. Economies of Detelopment, № 7 1983.
  323. Stentragen I. Bentham, ithassa (N.V.), 1971.
  324. Tinbergen I. An the theory of economic politicy, Amsterdam. 1955.
  325. Mincer I. Progress in Human Capital of the Distributions of Earnings. The personnel Distribution of incomes. -., 1976.
  326. Johson H. Towards a Generalized Capital Accumulation Approach of Economic Development. Economic of Education t.
  327. Education, income and Human capital. -N.Y., 1970.
  328. Weber M. Wintschaft and Yesellchaft. Tubingen, 1956.
  329. Maquinveu, a Politika eo Estado Moderno, Civilizacao Brazilen. Rio de Janeiro, 1984.
  330. Bell D. The social framework of information society.// The computer. A twenty year view. // Ed By Dertouzos M. L. A Moses 1. Cambridge (Mass.), L. Theames, Methuen, 1983.
  331. Toffier A. Previews and premises: An interview with the auth of Future. Sc. ck. Ad the third Wave Toronto etc.: Autam book, 1983.
  332. The dissemination of information in the floid of quality of working life.- Geneva, 1979.
  333. Denison E. F. Trends in American Economic Growth 1929- 1982 y. Washington, The brookings institute, 1985.
  334. Becker G. S. The Human Capital, Chicago. — 1964
Заполнить форму текущей работой