Россия в МЭИ
На седьмом саммите БРИКС в 2015 г. в России (в Уфе) принята Стратегия многостороннего экономического партнерства стран БРИКС до 2020 г., а также завершился процесс учреждения Нового банка развития (открытого для принятия новых членов — стран ООН) и Пула (резервного фонда) условных валютных резервов стран — членов БРИКС в совокупном объеме 200 млрд долл. Банк будет заниматься проектами… Читать ещё >
Россия в МЭИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Разрушение в декабре 1991 г. СССР и СЭВ, где с 1949 г. СССР являлся центром экономического сотрудничества социалистических стран — Болгарии, Венгрии, Вьетнама, ГДР, Кубы, Монголии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии, означало разрушение созданного общими усилиями единого экономического пространства и оттеснение России за пределы активно развивающейся МЭИ.
Бывшие партнеры по СЭВ и СССР часто вынужденно отказывались от хорошо налаженного сотрудничества и спешно вовлекались в экономические связи с капиталистическими странами, что привело к значительным потерям для всех постсоциалистических стран.
Очевидно, понимание этого способствовало подписанию 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате Договора о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), ставшего первой экономической группировкой, включающей в себя 12 постсоветских стран (кроме Литвы, Латвии и Эстонии), — Россию, Украину (в 1993 г. она не подписала Устав СНГ, а в 2014 г. начала процедуру выхода из СНГ), Белоруссию, Узбекистан, Казахстан, Грузию (с 1993 по 2008 г.), Азербайджан, Молдавию, Киргизию, Таджикистан, Армению, Туркмению (которая не подписала Устав СНГ, но участвует в его структурах в качестве ассоциированного члена).
В соответствии с принятым в 1993 г. Уставом СНГ были определены следующие цели СНГ:
- — осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
- — всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов, межгосударственная кооперация и интеграция;
- — обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
- — сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижения всеобщего и полного разоружения;
- — содействие гражданам в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
- — взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
- — мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.
Созданы следующие уставные органы СНГ: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический совет, Совет министров обороны (в него не входят министры обороны Молдавии, Туркмении и Украины), Совет командующих Пограничными войсками, Межпарламентская ассамблея, Экономический суд (по одному судье от Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана).
Создано также более 70 органов отраслевого сотрудничества, координирующих совместные усилия государств в важнейших отраслях экономики и социального развития, вопросах гуманитарного сотрудничества, борьбы с преступностью и терроризмом, в других сферах жизнедеятельности стран-участниц. Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом Содружества определен Исполком СНГ со штаб-квартирой в Минске и отделением в Москве.
Совет глав государств СНГ в 2007 г. принял (не подписали только Грузия и Туркменистан) Концепцию дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и План основных мероприятий по ее реализации. Определены следующие основные направлениям деятельности СНГ:
— завершение введения полномасштабного режима свободной торговли;
- — формирование сети международных транспортных коридоров;
- — углубление сотрудничества в области энергетики;
- — развитие производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами;
- — развитие военно-экономического сотрудничества;
- — создание эффективных механизмов платежно-расчетных отношений;
- — создание совместных предприятий;
- — создание сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки и др.
В 2008 г. были приняты Положение о национальных координаторах государств — участников СНГ, Положение о председательстве в СНГ и Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года.
Содружество на территории бывшего СССР — пожалуй, наиболее объективное, желательное и перспективное объединение как для всех его участников, так и для мировой экономики. Ни одна из формирующихся межгосударственных группировок не имеет таких преимуществ и такой необходимости, какие имеются в рамках СНГ. Даже по сравнению с наиболее развитой в мире группировкой ЕС создание СНГ — это совсем другой процесс.
Если формирование ЕС — это процесс сближения разных стран, которые никогда не были единым государством, а зачастую вели между собой войны, порой многолетние, то страны СНГ имеют опыт многовекового единства, у них единые история, общественный и социокультурный менталитет, общий язык, их совместными усилиями создан единый народнохозяйственный комплекс, сформировалось единое экономическое пространство — высокоинтегрированный научно-технический, производственно-технологический потенциал, единая производственная, рыночная и социальная инфраструктура.
Их совместно созданная транспортная сеть общего пользования превышает 140 тыс. км железнодорожных путей, 1 млн км автомобильных дорог, 95 тыс. км внутренних водных путей. Ими совместно создана крупнейшая и высокоэффективная сеть линий электропередач, трубопроводов, а также морские порты, аэропорты и т. п.
Общая территория стран СНГ превышает 22 тыс. км2, на ней проживает более 280 млн чел., здесь сосредоточены 10% мирового промышленного потенциала, 25% базовых видов природных ресурсов. Доля стран СНГ в доказанных мировых запасах нефти превышает 10%, газа — 32%, угля — 25%, а в мировой добыче соответственно 14,4; 27,5 и 7,9%. Общая площадь сельхозугодий стран СНГ превышает 520 млн га (11% мировой), а доля СНГ в мировом производстве зерна достигает 63%.
Содружество Независимых Государств — это единый, но искусственно разделенный народ, вполне способный найти взаимоприемлемые пути сближения, оставляя при этом всех участников самостоятельными государствами. Интересы абсолютного большинства народов СНГ напрямую связаны с образованием единого пространства: на референдуме в 1991 г. за сохранение СССР проголосовало более 70% его населения. И сегодня, как показывают опросы, желания граждан мало изменились. Все это создает возможности дальнейшего развития и укрепления стран СНГ, включая ослабленную революционными преобразованиями Россию, которой в одиночку трудно и сегодня, и в обозримом будущем конкурировать с крупными мировыми центрами.
Но на практике СНГ не проявило себя интегрированной группировкой современного типа. Многие его решения по разным причинам не выполняются, ряд стран СНГ устремились в ЕС и НАТО, чему способствуют искусственные конфликты (не без вины и российских политиков) с Украиной, Белоруссией, Грузией. После таких конфликтов, как показывают опросы, число противников сотрудничества с Россией в этих странах растет, растет и влияние на эти страны со стороны Запада. В рамках СНГ создаются другие группировки, в том числе без России. Очевидно, поэтому СНГ назвали «инструментом цивилизованного развода» СССР.
Сегодня задействовано много внутренних и внешних факторов, сдерживающих МЭИ в целом постсоциалистических стран, особенно под эгидой России. Главным внешним фактором, сдерживающим МЭИ в рамках СНГ, скорее всего, является политика стран G7 и ЕС, усматривающих в интеграционных намерениях постсоциалистических стран возрождение имперских амбиций России и, что является для G7 и ЕС более опасным, возможность возрождения СССР.
Эти страны открыто противодействуют любым формам интеграции постсоциалистических стран. Еще в 1993 г. в США принята в отношении СНГ концепция «геополитического плюрализма», а конгресс США ежегодно утверждает госбюджетные статьи на поддержку отдельных стран СНГ. В 2003 г. и в Брюсселе разработана стратегия «нового соседства» ЕС, касающаяся ряда стран СНГ — Украины, Молдавии и Белоруссии, а также причисленных к «новым соседям» ЕС Армении и Грузии, что породило новые проблемы и для СНГ, и для России.
Боясь сближения постсоветских стран, G7 и ЕС поставили в зависимость предоставление постсоциалистическим странам кредитов от проявления между ними интеграционных процессов, стимулируют внутри этих стран противников интеграции, организуют и финансируют в них «цветные» перевороты, спешно размещают в этих странах свои военные базы (кстати, на хорошо оборудованных бывших военных базах СССР), вовлекают эти страны в ЕС и НАТО — Организацию Североатлантического договора, которая была создана в 1949 г. по инициативе США как военно-политический союз, противостоящий социалистическим странам, куда в 2016 г. входили 28 стран, в том числе ряд постсоциалистических — Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия и Эстония. На очереди — Украина и Грузия.
А с 2014 г. США открыто превратили Украину в «поле битвы» для укрепления своего господства в мире, разрушения СНГ и с намерением «положить конец геополитическому натиску России на Запад».
Среди факторов, противодействующих МЭИ постсоциалистических стран, можно признать и политику ряда правительств этих стран, ожидающих от Запада большего, чем он собирается им дать, и боязнь отдельных лидеров этих стран зависимости от России и ее своеобразного капитала.
Внутренние противники СНГ (в основном финансовые олигархи и некоторые политики) требуют продолжения радикальных реформ и «либеральной модернизации» в России любой ценой и при любых издержках; полной открытости мировому рынку, максимального включения России в мировую экономику на основе приоритетного учета глобальных (а не национальных) интересов, широкого ее участия в глобальных экономических и финансовых организациях. А для повышения привлекательности России для Запада отношения с «малыми» странами СНГ, по их мнению, надо строить лишь на двусторонней основе, используя мировые цены, проценты, тарифы и т. п., что способствует разрушению СНГ.
Сдерживает МЭИ в рамках СНГ экономическая слабость и осторожность России, отсутствие убедительной концепции ее собственного развития и участия в постсоциалистическом пространстве, что не позволяет России стать центром, способным предпринять организационные усилия по развитию СНГ (хотя Запад реализует в странах СНГ свою вполне определенную последовательную и хорошо продуманную концепцию).
Таким образом, несмотря на наличие значительных потенциальных возможностей и объективную необходимость, единое экономическое пространство в рамках СНГ ослабевает. После разрушения СССР в этом регионе сформировалась новая зона социального неблагополучия и бедности.
За 1990—2014 гг. суммарный ВВП стран СНГ (по текущему курсу доллара) снизился с 20 до 3% от МВП. Около четверти населения имеют доходы ниже величины прожиточного минимума. Резко снизились торговля между странами СНГ и их доля в мировой торговле. В международных связях страны СНГ специализируются в основном на поставках сырья, продукции первичных стадий переработки. По уровню конкурентоспособности страны СНГ, согласно рейтингу Всемирного экономического форума, постоянно находятся в нижней части списка стран мира.
Россия и Белоруссия в 1996 г. в условиях активного противодействия внешних и внутренних противников (G7, ЕС, олигархов и ряда высокопоставленных политиков России) образовали в рамках СНГ сообщество двух государств. В 1997 г. начался процесс создания Союза России и Белоруссии (Союзного государства России и Белоруссии) — первого в высшей степени интеграционного содружества двух важнейших составляющих дореволюционной (1917 г.) России.
Договор о создании Союзного государства действует с 1999 г. Высшим его органом является Высший государственный совет, куда входят президенты, премьер-министры и руководители палат парламентов обоих государств. Учреждены также Совет министров, Постоянный, Таможенный и Пограничный комитеты. Функции парламента Союзного государства выполняет Парламентское собрание, куда вошли по 36 депутатов от парламентов государств-участников. Формируется Суд Союзного государства в составе девяти судей, назначаемых Парламентом Союзного государства по представлению Высшего государственного совета. Идет подготовка Конституционного акта Союзного государства.
Между странами подписано более 130 договоров и соглашений по различным направлениям сотрудничества. Создан бюджет, который в 2018 г. составлял около 7 трлн руб. (взносы России составляли около 70%, а Белоруссии — около 30%) и расходуется на более чем 40 программ развития в области экономики, науки и техники, обороны, на укрепление и обустройство общей внешней границы.
В реализации совместных программ примерно на 10 тысячах предприятий задействованы многие миллионы работников (только для белорусских предприятий МТЗ, БелАЗа, МАЗа покупаются комплектующие у заводов, где занято 10 млн россиян). Формируется единая общесоюзная собственность, основу которой составляют предприятия или их доли, например, Ярославский моторный завод, Минский автомобильный завод и др.
Любая межгосударственная группировка, включая ЕС, с первых лет формирования предполагает свободное движение между странами-членами товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Поэтому между Белоруссией и Россией, по существу, ликвидирована внутренняя граница (ее протяженность более 1000 км, а общая протяженность границы Белоруссии, то есть внешней границы Союзного государства с другими странами — около 2000 км), задействован общий таможенный тариф, создано Единое экономическое пространство без таможенных барьеров с едиными для россиян и белорусов ценами.
В результате уже сегодня бизнес России получает ощутимую выгоду. Стоимость годовой перекачки 44 млрд м3 газа в Европу по территории Белоруссии на порядок ниже, чем по территории Польши. Поэтому даже при цене в 47 долл, за 1 тыс. м3 газа рентабельность поставок в Белоруссию для «Газпрома» по мировым меркам считается очень высокой — не ниже 20%.
За счет низких белорусских тарифов на транзит газа в Европу и более короткого пути доставки, чем, например, через Украину, «Газпром» экономит в год почти 800 млн долл. А с созданием совместного газотранспортного предприятия эта выгода возрастет до 1,2 млрд долл. Кроме того, «Газпрому» были созданы не только все условия для строительства с минимальными затратами на территории Белоруссии газопровода «Ямал — Европа-2», но и предоставлены льготы на 200 млн долл. В охранную зону газопровода включено 40 тыс. га белорусской земли. Таких выгодных условий нигде в мире «Газпром» не имеет.
Нефтяники России также почти бесплатно перекачивают через Белоруссию на Запад 100 млн т нефти и нефтепродуктов в год.
Выгоду получают и рядовые граждане. Так, в 2016 г. товарооборот между Россией и Белоруссией составил около 24 млрд долл., 80 субъектов России успешно развивают торгово-экономические, научно-технические и культурные связи с Белоруссией. В Россию поступает более 50% производимых в Белоруссии тракторов, 65% МАЗов, 95% телевизоров и 80% холодильников. При этом почти все белорусские товары продаются России не по мировым ценам, а по ценам производителей. Через Белоруссию в Россию ежегодно проходит более 100 млн т грузов, и на этом пути отсутствуют коррупция, рэкет, другие виды преступности.
Граждане России и Белоруссии пользуются правом свободного перемещения, трудоустройства, обучения в вузах любого из государств.
Активно развивается совместная деятельность России и Белоруссии в области обороны и военного строительства. Подписаны военная доктрина Союзного государства, Соглашения о совместном использовании объектов военной инфраструктуры, об обеспечении региональной безопасности в военной сфере, о создании единой региональной системы противовоздушной обороны, Договор о военном сотрудничестве и др.
Все это важно еще и потому, что из европейской части России, по словам В. В. Путина, выведены практически все виды тяжелых вооружений[1]. Эти границы защищает совместная белорусско-российская группировка, почти 100% которой составляет армия Белоруссии.
Кроме того, в Белоруссии практически на безвозмездной основе находятся важнейшие стратегические базы России — мощный радиолокационный узел системы противоракетной обороны, пункт управления подводными лодками, обеспечивающий связь с военными кораблями в любой точке Мирового океана, которые сохранились и находятся в более боеспособном состоянии, чем такие же базы на территории России.
С разрушением Союзного государства все это может быть утрачено, а военные базы НАТО могут появиться на советских базах под Смоленском, как это уже оказалось в ряде постсоветских стран, и на границах России может появиться еще одна страна ЕС и НАТО. Создание на территории России группировки, аналогичной белорусской армии, способной противостоять окружившим Россию войскам НАТО, обойдется России, по оценкам экспертов, в десятки миллиардов долларов.
Больших средств потребует обустройство новых границ (оборудование одного километра границ стоит около миллиона долларов), создание постоянных таможенных постов, снабжение жителей Калининградской области в обход Белоруссии, куда сегодня поступают многие белорусские товары. Все это не снимет проблем российского экспорта и импорта со странами Европы, а усложнит их.
Вместе с тем сохраняются факторы, сдерживающие создание союза России и Белоруссии. Важнейший из них — разные пути реформирования экономики после разрушения СССР. Если реформаторы России избрали путь спешной ликвидации социалистического и формирования капиталистического хозяйства, то реформы в Белоруссии реализуются по теории градуализма — постепенно, без катаклизмов и шоковой терапии.
Белоруссия отказалась от безудержной приватизации по российской методике, придерживается социально ориентированной экономической модели развития, здесь во многом сохранены госсобственность, социальные формы защиты населения и централизованное регулирование экономики.
В результате экономика Белоруссии развивается всесторонне, высокими и устойчивыми темпами, сегодня Белоруссия производит каждый пятый трактор в мире, каждый третий большегрузный (грузоподъемностью в 320 т) самосвал, которые покупают в 75 странах, за 2007— 2014 гг. Белоруссия удвоила свой ВВП. В 2013 г. МВФ вынужден был признать белорусскую модель развития экономики «белорусским чудом».
Между тем Россия по доле ВВП в МВП оттеснена со второго места в 1990 г. на одиннадцатое — в 2018 г.[2] Слабо развиваются базовые отрасли промышленности: машиностроение составляет 48%, станкостроение — менее 10%, электронная промышленность — 5%, легкая промышленность — 15% от аналогичных показателей советского периода.
Зарубежные противники Союза России и Белоруссии требуют от России поставить все формы отношений с Белоруссией в зависимость от соблюдения «прав и свобод белорусского народа» (требование ПАСЕ от июня 2005 г.), способствовать реализации принятого конгрессом США в 2004 г. закона об изменении политического режима в Белоруссии, установить для Белоруссии мировые цены на энергоресурсы и т. п. Это, по замыслам заокенскх стратегов, должно способствовать изменению политической ситуации в Белоруссии, сдерживанию социально-экономического развития, выходу Белоруссии из Союзного государства, присоединению к ЕС, а затем и к НАТО.
Внутренние противники Союза выступают за реализацию требований зарубежных противников. Некоторые из них требуют вхождения Белоруссии в состав России в качестве ее субъекта (вместо создания Союза по образцу ЕС). При этом особенно активно проявляют себя нефтегазовые олигархи, стремящиеся в максимальной степени приватизировать собственность Белоруссии, особенно нефтегазовую инфраструктуру, причем в три-пять раз дешевле реальной стоимости.
Белоруссия согласна продать часть нефтегазовой инфраструктуры, но, во-первых, по реальным ценам, во-вторых, при условии, что эта собственность не достанется международным олигархам. Все это сопровождается «энергетическими», «молочными», «ценовыми» и другими «войнами» между Россией и Белоруссией. В результате, например, с 2014 по 2016 г. внешнеторговый оборот России и Белоруссией сократился с 32,8 до 23,8 млрд долл.
Сторонники Союза России и Белоруссии считают, что при формировании цен в рамках Союзного государства необходимо учитывать несколько факторов.
Во-первых, во всех межгосударственных группировках формируется единое экономическое пространство, поэтому цены внутри группировок и с третьими странами дифференцированы.
Во-вторых, территория Белоруссии является единым пространством для укрепления национальной безопасности и обороноспособности России.
В-третъих, Белоруссия, в отличие от многих постсоветских стран, не стремится в НАТО и не размещает на своей территории войска НАТО.
В-четвертых, значительная часть белорусского экспорта идет в Россию, и высокие российские экспортные цены вызывают рост в России белорусского импорта и общий рост цен.
В-пятых, надо уважать совместно принятые ранее международные договоренности.
В-шестых, Белоруссия, пожалуй, единственная из постсоциалистических государств выражает искреннее стремление жить в союзе с Россией.
В конечном счете необходимо желание руководства России создать реальное Союзное государство, а такое желание, в отличие от большей части россиян и регионов, у российского руководства пока еще проявляется слабо.
В 1992 г. создано объединение, которое в мае 2002 г. получило название Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ, Совет коллективной безопасности), куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения.
В 1995 г. Россия, Белоруссия и Казахстан учредили открытый для всех стран СНГ Таможенный союз, предполагавший отмену тарифных ограничений и упразднение внутреннего таможенного контроля. Позже к нему присоединились Киргизия (1996 г.) и Таджикистан (1999 г.).
В 2000 г. на базе Таможенного союза было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС, действовавшее до 2014 г.). Его постоянно действующим органом с двумя штаб-квартирами в Москве и Астане стал Интернациональный комитет.
Голоса и взносы в бюджет ЕврАзЭС распределены так: Россия — 40%, Белоруссия и Казахстан — по 20%, Киргизия и Таджикистан — по 10%.
С 2006 г. в состав сообщества вошел Узбекистан. Наблюдателями в ЕврАзЭС с 2002 г. были Украина и Молдавия, с 2005 г. — Армения.
В рамках сообщества создан Межгоссовет — высший орган ЕврАзЭС на уровне глав государств.
Однако с размещением в 2001 г. войск НАТО на бывших военных базах СССР в Таджикистане, Узбекистане и Киргизии трудно надеяться на углубление в этом регионе какой-либо перспективной для России интеграции.
В августе 2006 г. в рамках ЕврАзЭС Россия, Белоруссия и Казахстан учредили Единый таможенный союз, к которому могли присоединяться другие страны ЕврАзЭС. С 2012 г. начал работать суд ЕврАзЭС.
Но с 2015 г. на базе упраздняющегося ЕврАзЭС начал функционировать Евразийский экономический союз (ЕАЭС) России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии. Площадь ЕАЭС превышает 20,2 млн км2, численность населения — 186 млн чел. Формируются органы управления и Единый финансовый регулятор ЕАЭС, координируются усилия с ОДКБ. Около 40 стран официально желают создать зону свободной торговли с ЕАЭС, что может объединить Западную Европу и АзиатскоТихоокеанский регион в одно экономическое пространство.
В 1994 г. Казахстан, Киргизия и Узбекистан создали Центральноазиатский союз (ЦАС), преобразованный в 1998 г. в Центральноазиатское экономическое сообщество, а в 2002 г. — в Центральноазиатское экономическое сотрудничество (ЦАЭС). В 2004 г. к ЦАЭС присоединились Россия и Таджикистан. В 2005 г. на саммите в Санкт-Петербурге ЦАС было принято решение объединить ЦАС с ЕврАзЭС.
19 сентября 2003 г. в Ялте подписано соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Предполагалось вначале предоставить свободу движению товаров, услуг, рабочей силы и капитала, в дальнейшем — создание таможенного союза, а затем — валютного. Но после очередного «цветного» переворота на Украине перспективы развития ЕЭП предсказать трудно.
Новым явлением в истории МЭИ стало образование в 2000 г. на территории бывшего СССР в рамках СНГ Содружества непризнанных государств (СНГ-2) в составе Республики Абхазии, Южной Осетии (территория Грузии), Приднестровской Молдавской Республики (территория Молдавии) и Нагорно-Карабахской Республики (территория Азербайджана), которые стремятся сообща защищать свои национальные интересы.
В рамках СНГ создаются и другие группировки, в том числе и без России. С 1997 г. пытаются сблизиться Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия (ГУУАМ). В 2005 г. Узбекистан вышел из ГУУАМ, и объединение преобразовано в ГУАМ, а в 2006 г. — в Организацию за демократию и экономическое развитие. Но после 2007 г. главы государств ГУАМ на их саммиты в полном составе на собирались.
Грузия и Украина в 2005 г. инициировали создание Содружества демократического выбора, скорее всего, для ослабления СНГ и ускорения приближения к России НАТО. В группировку вовлечены Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Словения, Македония и Румыния.
Россия участвует также в ряде межгосударственных группировок, объединяющих некоторые страны СНГ с третьими странами.
В Шанхае (КНР) в 1996 г. на основании соглашения между Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Китаем создан Шанхайский форум, преобразованный в 2001 г. в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). К ней в 2001 г. присоединился Узбекистан. Штабквартира объединения — в Пекине (КНР). В 2017 г. членами ШОС стали Индия и Пакистан, наблюдателями являются Афганистан, Иран, Монголия и Белоруссия, 10 стран стремятся в наблюдатели и шесть — партнеры по диалогу.
Шанхайская организация сотрудничества — политический союз (военно-стратегический альянс, занимающий промежуточную позицию между открытыми регулярными совещаниями по безопасности и военным блоком), но в основе его деятельности все большее место занимают хозяйственные вопросы. Одновременно ШОС нацелена на решение таких задач, как сотрудничество в области обеспечения стабильности и безопасности (и не только в своем регионе), борьбу с терроризмом, культурно-гуманитарное, политическое и экономическое сотрудничество. Решения в рамках ШОС принимаются на основе принципа консенсуса, каждая страна имеет один голос и, если нет консенсуса, нет и решения (между тем в Совете ЕС разница в количестве голосов, обладающих странами-участницами, достигает 10-кратного размера).
Шанхайская организация сотрудничества является крупнейшей в мире межгосударственной межрегиональной группировкой. Общая территория восьми стран ШОС (назовем ее G8) составляет 34,3 млн км2 (около 25,3% территории планеты, что, по нашим расчетам, в 1,6 раза больше площади, занимаемой странами G7 или НАФТА, и в 8,4 раза больше площади, которую занимают 28 стран ЕС), а общая численность населения государств ШОС оставляет 2,9 млрд чел. (38% мирового населения, что в 5,8 раза больше населения стран ЕС или НАФТА и в 3,9 раза больше населения стран G7).
По нашим расчетам, совокупный ВВП стран ШОС по ППС составляет около 38,4 трлн долл., или 32% от МВП, что на 2,5 трлн долл, больше, чем у стран G7, на 18,1 трлн долл, больше чем у стран ЕС и на 14,8 трлн долл, больше, чем в США, Канаде и Мексике вместе взятых.
Особое место в ШОС, как и в мировой экономике в целом, занимает социалистический Китай, который не впадает, как большинство стран мира, включая Россию, в постоянные экономические кризисы, а его ежегодный экономический рост, сопровождающийся всесторонним развитием, составляет от 7 до 14%.
В начале XXI в. Китай превратился в первую в мире индустриальную и промышленную сверхдержаву, а также во вторую космическую и ядерную страну. КНР занимает лидирующее положение по количеству заявленных в мировой экономике ежегодных инвестиционных проектов, производству судов, автомобилей, созданию «экологической цивилизации», производству альтернативных источников энергии (за 4 года использование энергии солнца в Китае выросло в 20 раз, а к 2050 г. предполагается получить 80% энергии за счет возобновляемых источников[3].
Таким образом, социалистический Китай стал обладать в мировой экономике не только экономическим, но и политическим весом и влиянием, все заметнее становится вторым после США центром в глобальной экономической системе.
Шанхайская организация сотрудничества для России наряду с ЕАЭС является, пожалуй, наиболее привлекательным межгосударственным объединением, в рамках которого Россия может успешно решать такие задачи, как реализация курса на развитие многосторонних и двусторонних хозяйственных отношений, приграничное сотрудничество; использовать перекрестное инвестирование, совместную подготовку кадров ит. п.; содействовать созданию нового энергетического моста (Россия — КНР) для восточной экспортной линии; наращивать связи со всеми странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В конечном счете это будет способствовать превращению России в связующий транспортно-коммуникационный мост между странами Европы и Азии.
Кстати, США также устремились создать под своей эгидой объединение азиатских стран, но без Китая и России. В результате создан так называемый формат С5 + 1, куда входят члены ШОС — Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, а также США, хозяева которых не упускают возможностей воздействовать на любую международную организацию в любой точке Земли.
В Стамбуле в 1992 г. создано Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС) Азербайджана, Албании, Армении, Болгарии, Греции, Грузии, Молдавии, России, Румынии, Сербии, Турции, Украины.
Тогда же в качестве координирующего органа Балтийского региона и в целях развития сотрудничества создан Совет государств Балтийского моря, куда входят Германия, Дания, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония и Европейская комисия.
В 2002 г. сформировалась группировка Прикаспийских стран, куда вошли Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркмения, а также Иран.
Россия с 1997 г. входит в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС), которое образовано в 1989 г., объединяет 19 стран (Австралия, Бруней, Вьетнам, Индонезия, Канада, КНР, Южная Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины, Чили, Япония) и две территории КНР — Гонконг и Тайвань (поэтому, избегая конфликта с КНР по поводу статуса Гонконга и Тайваня, страны АТЭС называют их «экономиками» или «территориями»).
В странах АТЭС проживает 2,6 млрд чел. (40% мирового населения), производится более 50% МВП, ведется 44% мировой торговли. Конечная цель АТЭС — повышение экономического роста, процветание, укрепление объединения и создание зоны свободной торговли.
Штаб-квартира АТЭС расположена в Сингапуре, где работает секретариат, состоящий из 23 дипломатов и около 20 местных наемных работников. Главными рабочими органами АТЭС являются Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по разным отраслям экономики.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество — это экономический форум, что-то вроде дискуссионного клуба глав государств, где на ежегодных встречах в неформальной обстановке обсуждаются торгово-экономические отношения и острые международные вопросы. Дискуссии обычно носят свободный, но закрытый даже для помощников и министров характер. Работа АТЭС направлена на содействие развитию экономик стран-участниц и выработке у них чувства общности.
Для этого в 1994 г. были приняты Богорские цели, предусматривающие создание системы свободной торговли и инвестирования. В 2005 г. в Пусане (Южная Корея) одобрена Пусанская «дорожная карта» (план действий), определяющая направления дальнейших действий. В 2006 г. в Ханое (СРВ) был принят Ханойский план действий по реализации Пусанской «дорожной карты» продвижения к Богорским целям.
Цель Ханойского плана — выработка конкретных мер по продвижению Пусанской «дорожной карты», в том числе упрощение таможенных режимов, облегчение условий для бизнеса, развитие электронной торговли, цифровых технологий, инвестиций и т. д. Страны АТЭС договорились добиваться прозрачности и антикоррупционности экономических систем в регионе и на глобальном уровне, искать пути преодоления социально-экономических диспаритетов, обеспечения безопасности торговли в АТР.
В рамках АТЭС к 2020 г. предполагается либерализация взаимной торговли для стран-участниц. В 2014 г. на 22-м саммите АТЭС в Пекине разработан план по усилению взаимосвязанности стран-членов в 2015—2025 гг.
В середине 2000;х гг. началось формирование неофициальной группировки крупных среднеразвитых быстроразвивающихся государств трех континентов планеты — Бразилии, России, Индии, Китая и с 2011 г. ЮАР — БРИКС (от сокращенного английского наименования государств — Brazil, Russia, India, China, South Africa, BRICS).
На долю стран БРИКС приходится около 27% территории, 42% населения планеты (около 3 млрд чел.) и около 20% мирового ВВП.
Аббревиатуру BRIC для обозначения стран с быстрорастущим ВВП впервые использовал американский аналитик Джим О’Нил в 2001 г. Но первая встреча глав внешнеполитических ведомств в формате БРИК, подтвердившая заинтересованность ее участников в развитии многопланового сотрудничества, состоялась по предложению В. В. Путина в сентябре 2006 г. в ходе сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке.
Первый саммит глав государств состоялся 16 июня 2009 г. в Екатеринбурге (Россия). С тех пор на ежегодных саммитах обсуждаются актуальные вопросы многостороннего сотрудничества в рамках БРИКС, в их числе пути преодоления последствий кризиса 2008 г., взаимодействия в сфере «зеленой экономики», инноваций в области фармакологии, биотехнологии и др., возможность размещения наземных станций на территории стран БРИКС для повышения конкурентоспособности системы ГЛОНАСС, создания совместных предприятий, запуска совместного альтернативного Интернета в связи с массовым шпионажем США и др.
Страны БРИКС обсуждают также острые международные вопросы, сообща отстаивают права и интересы Африки, других регионов и стран с переходными экономиками, выступают за повышение их роли и влияния в глобальной системе управления, в частности в международных финансово-экономических организациях, особенно в МВФ и Всемирном банке.
На седьмом саммите БРИКС в 2015 г. в России (в Уфе) принята Стратегия многостороннего экономического партнерства стран БРИКС до 2020 г., а также завершился процесс учреждения Нового банка развития (открытого для принятия новых членов — стран ООН) и Пула (резервного фонда) условных валютных резервов стран — членов БРИКС в совокупном объеме 200 млрд долл. Банк будет заниматься проектами инфраструктуры в первую очередь на территориях стран — участниц БРИКС (строительство портов, дорог, создание телекоммуникационных сетей). А Пул будет выполнять функции, схожие с функциями МВФ, то есть оказывать финансовую помощь странам — членам БРИКС, испытывающим проблемы с платежными балансами. Размер взноса страны в Пул соответствует размеру ее экономики, поэтому взнос КНР составляет 41%, Бразилии, Индии и России — по 18%, ЮАР — 5%. Но свои доли в Пуле центральные банки указанных стран сохраняют в составе своих международных резервов.
При этом одни эксперты признают БРИКС перспективной группировкой, которая к 2050 г. по совокупному объему ВВП превзойдет богатейшую сегодня группировку G7. Другие считают БРИКС малоперспективной группировкой в связи с ее неофициальностью.
Кроме того, Россия входит в ООН, многие ее основные и вспомогательные органы, а также в Парламентскую ассамблею совета Европы (ПАСЕ), в ряд межгосударственных валютно-финансовых институтов — МВФ (с 1992 г.), МБРР (с 1992 г.), МФК (с 1993 г.), ЕБРР (с 1991 г.) и др.
Вопросы и задания
- 1. Определите содержание, цели и факторы МЭИ.
- 2. Проанализируйте основные формы МЭИ.
- 3. Чем отличается интернационализация от интеграции экономики?
- 4. Назовите интеграционные группировки развитых стран.
- 5. Каковы цели формирования Европейского союза?
- 6. Как организована структура управления МВФ и группы ВБ?
- 7. Чем отличается кредитная деятельность ВБ от МВФ?
- 8. Как формируются ресурсы Всемирного банка и МВФ?
- 9. Назовите интеграционные группировки развивающихся стран.
- 10. Охарактеризуйте место и роль России в МЭИ.
- 11. Подготовьте эссе на тему «Россия в системе МЭИ».
- 12. ВТО следует отнести:
- а) к специализированным межгосударственным организациям;
- б) к специализированным учреждениям ООН;
- в) к межрегиональным межгосударственным организациям;
- г) к полуформальным объединениям государств;
- д) все неверно.
- 13. В основе создания ЕС находятся:
- а) Ямайские соглашения;
- б) решения G7;
- в) Бреттон-вудские соглашения;
- г) Маастрихтские соглашения;
- д) Генуэзские соглашения;
- е) Римский договор;
- ж) все неверно.
- 14. В 2018 г. в состав ЕС входило:
- а) 15 стран;
- б) 28 стран;
- в) 24 страны;
- г) 12 стран;
- д) 30 стран;
- е) все неверно.
- 15. В 2018 г. в состав СНГ не входили:
- а) Украина;
- б) Литва;
- в) Эстония;
- г) Киргизия;
- д) Казахстан;
- е) Молдавия.
- 16. В 2018 г. в состав ЕС не входили:
- а) Румыния;
- б) Россия;
- в) Турция;
- г) Испания;
- д) Эстония;
- е) Кипр;
- ж) Мальта;
- з) Греция.
- 17. Членом Всемирного банка может быть:
- а) страна — член ЕС;
- б) любая страна;
- в) страна, входящая в МВФ;
- г) страна — член ООН.