Классификация отраслевых рынков
Рынок средств производства — это сфера товарного обращения, отражающая экономические отношения между товаропроизводителями и потребителями, продавцами и покупателями, которые направлены на осуществление купли-продажи материальных ресурсов основного производства: сырья, материалов, топлива, оборудования, инструментов, запасных частей и т. д. Краткий экономический словарь/ под ред. А. Н. Азрилияна… Читать ещё >
Классификация отраслевых рынков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Многообразие рыночных элементов, структура производителей продукции и потребителей, их экономическая независимость и самостоятельность в производстве, торговле, тесная взаимосвязь спроса и предложения, то есть вся совокупность элементов и особенностей товарного производства, вызывают необходимость дифференциации рыночной системы по интересам товаропроизводителей и покупателей.
Совокупность рынков может быть классифицирована по видам деятельности его участников, то есть рынок может быть представлен следующими типами: производственный, непроизводственный, финансовый, интеллектуальный. отраслевой рынок входной барьер
Производственный рынок — составная часть рынка, обслуживающая совокупность отраслей материального производства и удовлетворяющая потребность в средствах производства и предметах потребления. В свою очередь, производственный рынок подразделяется на рынок средств производства и потребительский рынок Краткий экономический словарь/ под ред. А. Н. Азрилияна. — 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 2008.
Рынок средств производства — это сфера товарного обращения, отражающая экономические отношения между товаропроизводителями и потребителями, продавцами и покупателями, которые направлены на осуществление купли-продажи материальных ресурсов основного производства: сырья, материалов, топлива, оборудования, инструментов, запасных частей и т. д. Краткий экономический словарь/ под ред. А. Н. Азрилияна. — 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 2008.
Потребительский рынок — рынок товарного обращения, где осуществляется купля продажа предметов потребления, то есть продукции или товаров, которые используются в сфере непроизводственного потребления для личных или коллективных нужд Краткий экономический словарь/ под ред. А. Н. Азрилияна. — 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 2008.
Рынок рабочей силы — сфера купли-продажи на основе договорных условий между покупателем рабочей силы — работодателем и продавцом способностей человека, которые в дальнейшем используются в процессе материального производства Краткий экономический словарь/ под ред. А. Н. Азрилияна. — 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 2008.
Финансовый рынок — это совокупность операций по ссудам и займам, купле и продаже иностранной валюты, обмену ценных бумаг и долговых обязательств, закладных и других авуаров. Финансовый рынок включает: рынок капитала, рынок ценных бумаг, валютный и ссудный рынок Краткий экономический словарь/ под ред. А. Н. Азрилияна. — 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 2008.
Рынок ценных бумаг удовлетворяет спрос на банковские ссуды для финансирования инвестиций товаропроизводителям, у которых возник дефицит в доходной части. Большое влияние на эффективность рынка ценных бумаг оказывает денежный рынок, который использует свободные денежные средства организаций и частных лиц, обращая их в краткосрочные долговые обязательства с выгодной процентной ставкой Краткий экономический словарь/ под ред. А. Н. Азрилияна. — 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 2008.
Рынок интеллектуальной продукции включает научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, а также технические и духовные идеи и завершенные в этой области работы.
По территориально-географическому признаку рынок может быть внешним и внутренним Краткий экономический словарь/ под ред. А. Н. Азрилияна. — 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 2008.
Внутренний рынок подразделяется на региональный местный и национальный и т. д., внешний — на глобальный, то есть мировой, пограничный и так далее Краткий экономический словарь/ под ред. А. Н. Азрилияна. — 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 2008.
Подразделение товарного обращения на рынок продавцов и покупателей предопределяется экономической ситуацией, сложившейся на рынке.
Рынок покупателя отражает ситуацию, когда предложение определяет спрос, то есть на рынке наблюдается избыток товаров, что вынуждает товаропроизводителя снижать цены. Таким образом, рынок покупателя поддерживает интересы покупателя.
Рынок продавца — функционирует в интересах продавца, так при опережении спроса над предложением создается дефицит товара, а, следовательно, усиливается власть продавца на рынке, который в данной экономической ситуации может по своему усмотрению регулировать рост цен и объем реализации, но только до момента устранения дефицита.
Кроме того, существует еще рынок промежуточных продавцов, поскольку реализация продукции может осуществляться двумя способами. Первый способ предусматривает ее реализацию через собственные торговые организации, в другом случае, право на реализацию товара передается экономическому посреднику, то есть на рынок промежуточных продавцов, который представляет собой совокупность лиц и организаций, приобретающих различные товары для перепродажи или передачи их в аренду на выгодной для арендодателя основе. Иными словами, рынок промежуточных продавцов — это рынок посреднических операций.
Также рынки подразделяются на открытые и замкнутые. Первые предполагают свободный вход на них любого желающего. Если же вход регулируется определенными механизмами, говорят о замкнутости (или закрытости) рынка, а иногда — о наличии барьеров для входа на рынок.
По другому критерию различают рынки стихийные и организованные. К последним, относятся рынки, на которых действуют механизмы спроса и предложения. Если же спрос и предложение уравновешиваются в отсутствие специальных институционализированных форм взаимодействия покупателей и продавцов, имеют место неорганизованные или стихийные рынки.
Отраслевые рынки дифференцируются также по стадиям их зрелости, различаются рынки растущие, зрелые (развитые), и, наконец, затухающие (сжимающиеся).
Типы отраслевых структур. Каждая из характеристик рынка по-своему влияет на параметры его функционирования. Совокупность характеристик рынка определяет его структуру или тип рынка Козырев В. М. Основы современной экономики — М., 2007. Очевидно, что различные комбинации характеристик рынка могут выявить достаточно широкий спектр рыночных структур.
Рассмотрим для примера наиболее известные типы товарных рынков: совершенную конкуренцию, монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.
Все четыре модели предполагают пассивную роль покупателей на рынке и делают акцент на поведении производителей товара (продавцов). Если ввести в рассмотрение возможные характеристики рынка со стороны спроса, то список рыночных структур существенно пополнится. Помимо хорошо известной из микроэкономики модели монопсонии, можно упомянуть модель двусторонней монополии (когда единственный продавец взаимодействует с единственным покупателем) или модель двусторонней олигополии (когда несколько продавцов противостоят на рынке нескольким покупателям).
На рисунке приведены сравнительные характеристики четырех основных типов рыночных структур по параметрам структуры рынка.
На примерах — взаимосвязь между фундаментальными предпосылками моделей и характеристиками рыночных структур. Предпосылка, что покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены, очевидно, выполняется лишь в случае, когда численность покупателей на рынке велика. Наоборот, большое число продавцов на рынке предопределяет как отсутствие их стратегического взаимодействия, так и то, что они не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены.
Таблица. Характеристика основных рыночных структур http://www.nao.ru.
Критерии, определяющие структуру рынка. | Совершенная конкуренция. | Монополия. | Монополистическая конкуренция. | Олигополия. |
Степень влияния продавцов на установление рыночной цены. | Продавцы не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены. | Цену устанавливает продавец. | Продавцы оказывают влияние на установление рыночной цены. | Продавцы имеют возможность воздействовать на установление рыночной цены. |
Наличие стратегического взаимодействия продавцов на рынке. | Нет стратегического взаимодействия продавцов на рынке. | Не предполагается стратегическое взаимодействие одного продавца на рынке. | Нет стратегического взаимодействия продавцов на рынке. | Существует стратегическое взаимодействие продавцов на рынке. |
Условия входа на рынок. | Вход свободен. | Вход полностью блокирован. | Вход свободен. | Вход может быть блокирован или свободен. |
Степень влияния покупателей на установление рыночной цены. | Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены. | Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены. | Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены. | Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены. |
Параметры структуры рынка. | Совершенная конкуренция. | Монополия. | Монополистическая конкуренция. | Олигополия. |
Численность покупателей на рынке и их дифференциация по объему покупки. | Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка. | Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка. | Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка. | Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка. |
Численность продавцов на рынке и их дифференциация по объему продаж. | Большое число продавцов, объем продаж каждого из которых мал по отношению к размеру рынка. | Один продавец на рынке. | Большое число продавцов, объем продаж каждого из которых мал по отношению к размеру рынка. | Несколько продавцов на рынке, объем продаж каждого из которых достаточно велик по отношению к размеру рынка. |
Характеристика товара. | Продукты различных продавцов однородны. | Не существует близких продуктов — заменителей товара. | Продукты различных продавцов неоднородны (дифференциация продукта). | Продукты различных продавцов могут быть однородны и неоднородны. |
Барьеры входа на рынок. | Барьеры входа не существуют. | Технологические или другие барьеры полностью блокируют вход. | Барьеры входа не существуют. | Технологические или другие барьеры входа возможны, но не обязательны. |