Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Функциональные стратегии в маркетинге территорий. 
Инвестиционная стратегия территорий. 
Инвестиции: критерии классификации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под инвестициями мы понимаем совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений частного или государственного капитала в различные отрасли экономики с целью получения прибыли. Речь идет об инвестициях в широком смысле этого слова, когда выделяются материальные, нематериальные и финансовые инвестиции. Под материальными инвестициями понимаются вложения в вещественно-материальной форме… Читать ещё >

Функциональные стратегии в маркетинге территорий. Инвестиционная стратегия территорий. Инвестиции: критерии классификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Функциональные стратегии территории.

С учетом деловых стратегий развития территории разрабатываются и реализуются функциональные стратегии. Целью функциональной стратегии является поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии предприятия. Функциональными стратегиями являются: стратегия маркетинга, финансовая, производственная стратегия, стратегия кадров и другие стратегии. Функциональные стратегии отличаются большей конкретизацией, поскольку более узко определен объект анализа и область практического применения. Функциональные стратегии отражают, каким образом можно достичь определенных результатов. Реальные функциональные стратегии состоят из двух элементов: запланированных (намеченных) и незапланированных (адаптивных реакций на изменение внешней среды) действий.

В области территориального менеджмента функциональные стратегии разрабатываются территориальными органами власти, которые должны строить управление территорией в соответствии с теми компетенциями, которые на них возложены. В связи с этим, мы предлагаем использовать функциональный подход к планированию деятельности органов исполнительной власти, о чем было сказано ранее. Орган исполнительной власти может быть представлен как определенная организационная структура, в которой проводят декомпозицию организационных звеньев (отделов, департаментов) и функций, которые на них возложены. Документы прогнозного и планового характера по развитию территории, разработанные по функциональному принципу, позволяют четко проследить конкретные задачи, которые стоят перед соответствующим организационным звеном органа власти, и разработать функциональную стратегию достижения намеченных целей. Функциональными стратегиями в Территориальном менеджменте могут быть: стратегия управления недвижимостью, стратегия социального развития, стратегия социальной защиты, стратегия развития деятельности и самозанятости, стратегия коммуникаций, стратегия развития отдельных населенных пунктов, стратегия развития органа исполнительной власти, призванного осуществлять управление территорией и оказывать общественные услуги населению. Приведем несколько примеров функциональных стратегий.

Кадровая стратегия территории нацелена на достижение таких целей, как повышение квалификации сотрудников, формирование резерва кадрового состава, оптимизация организационной структуры, повышение эффективности труда сотрудников исполнительных органов власти, муниципальных служб. Особенно актуальной является разработка и реализация кадровой стратегии в связи с происходящим реформированием местного самоуправления. Поселения столкнулись со значительными трудностями в подборе сотрудников исполнительных органов власти, незначительными являются знания и умения в области муниципального управления у руководителей органов исполнительной власти и депутатов созданных поселений. Хорошо, если уровень профессиональной квалификации и компетенции сотрудников будет рассматриваться как одна из характеристик территории, способная стать значимым конкурентным преимуществом территории. В этом случае разработка и реализация функциональной кадровой стратегии становится актуальной и может принести значительный эффект.

Финансовая стратегия территории может быть нацелена на достижение следующих целей: повышение поступлений в бюджет за счет налоговых и неналоговых источников, снижение дефицита бюджета, рост нецентрализованных местных финансов в виде доходов граждан и коммерческих предприятий и других целей.

Особенно сложно обеспечить рост централизованных финансов на местном уровне. Выделение самостоятельных поселений создает предпосылки большего участия жителей в управлении своим поселением, повышает заинтересованность в экономических и социальных результатах управления, но реформа местного самоуправления вскрывает ряд насущных проблем социально-экономического развития отдельных территорий. В рамках более крупных административно-государственных единиц длительное время удавалось перераспределять финансовые ресурсы и тем самым обеспечивать относительное выравнивание условий жизнедеятельности граждан в разных населенных пунктах муниципального района. В результате выделения самостоятельных поселений впервые встает ряд вопросов: о собственных налоговых и неналоговых доходах, о формах и методах привлечения внебюджетных средств, о приоритетах использования средств поселений и т. д.

К процессу выделения новых поселений часто относились формально, не вникая в экономическую составляющую их будущего благополучия. Порой самостоятельными поселениями становились те, где на территории вообще отсутствует деятельность или «градообразующим» предприятием выступает бюджетное учреждение (школа), где проживает преимущественно пожилое население или в составе поселения есть большое количество малонаселенных и удаленных друг от друга населенных пунктов. Но даже в тех случаях, когда поселение потенциально имеет возможность сформировать достаточный по доходам бюджет, есть ряд причин, из-за которых формирование доходов бюджетов поселений крайне затруднено:

  • * нет правоустанавливающих документов на муниципальную недвижимость;
  • * не проведена оценка рыночной стоимости объектов муниципальной собственности и спрос на эти объекты крайне мал или отсутствует;
  • * не решены организационные вопросы (не подготовлены и не приняты, например, Положение о проведении аукционов по продаже земельных участков, не разработаны планы приватизации объектов муниципальных нежилых помещений и др.);
  • * нет схем территориального планирования, нет генеральных планов поселений и городских округов, не разработаны правила землепользования и застройки, поэтому невозможно резервировать земли, изымать, в том числе путем выкупа, земельные участки для государственных и муниципальных нужд, переводить земли из одной категории в другую, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
  • * не сформированы условия и предпосылки привлечения бюджетных средств за счет целевых и инвестиционных федеральных и региональных программ (нет планов социально-экономического развития поселения, нет проектно-сметной документации при строительстве или реконструкции социальных объектов или объектов жизнеобеспечения);
  • * уровень доходов населения столь низок, что привлечь средства жителей поселения в виде самообложения граждан проблематично, и т. д.

Поселения могут столкнуться с трудностями при принятии решений относительно использования средств бюджета, может возникнуть проблема выбора приоритетов. Не всегда у депутатов присутствует понимание значимости и необходимости использования средств бюджета на решение ранее перечисленных задач.

Приведенные примеры подтверждают наш вывод о том, что функциональные стратегия направлена на решение конкретных задач и реализацию соответствующих мероприятий в определенные сроки ииспользованием необходимых для этого финансовых, человечески материальных и других ресурсов. Реализация каждой их этих функциональных стратегий возможна при определенных условиях. Например, успешная реализация финансовой стратегии поселения возможна при условии предоставления консультационной, методической, организационной помощи вышестоящих органов власти по формированию централизованных финансов поселений. С другой стороны, руководитель и сотрудники органа исполнительной власти, а также депутаты должны осознавать, что для достижения успехов в реализации финансовой стратегии следует развивать бизнес-деятельность и самозанятость населения на территории. Надо создать условия для притока ресурсов (финансовых, человеческих, материальных и др.) на территорию.

Эффективная реализация финансовой стратегии развития территории связана с задачей повышения инвестиционной привлекательности территории, которая может быть успешно реализована только на принципах территориального маркетинга.

Инвестиционная стратегия территории. Рассмотрим более подробно инвестиционную функциональную стратегию территории, успешная реализация которой будет способствовать развитию коммерческой деятельности и самозанятости населения. Инвестиционная привлекательность территории является одним из основных элементов в анализе конкурентоспособности территорий!

Территория может развиваться за счет разных источников — за счет внутренних источников территории или за счет внешних источников территории. Если речь идет о внутренних источниках, то главной задачей будет создать предпосылки для того, чтобы они остались на территории и получили в дальнейшем развитие. В случае с внешними по отношению к территории ресурсами задачей будет привлечение внимания к территории, привлечение ресурсов на территорию. Необходимо создать предпосылки для того, чтобы территория стала восприниматься потенциальными инвесторами как самое привлекательное место применения инвестиций, где собственник получит самую большую пользу от их использования, где человеку будут представлены реальные возможности получения лучших условий для приложения сил и самореализации личности.

Под инвестициями мы понимаем совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений частного или государственного капитала в различные отрасли экономики с целью получения прибыли. Речь идет об инвестициях в широком смысле этого слова, когда выделяются материальные, нематериальные и финансовые инвестиции. Под материальными инвестициями понимаются вложения в вещественно-материальной форме (машины, оборудование, основные и вспомогательные материалы и др.). Под нематериальными инвестициями подразумеваются вложения, которые вещественно-материальной формы не имеют (интеллектуальные ценности, лицензии, научные разработки, вложения в подготовку персонала, передача ноу-хау и, др.). Финансовые инвестиции — это вложения в виде портфельных и прямых инвестиций, которые подразумевают инвестиции в ценные бумаги в первом случае без обеспечения их владельцам контроля над предприятием, а во втором случае — обеспечивающие обладание контрольным пакетом акций, или инвестиции, направляемые непосредственно в производство и сбыт конкретного вида продукции.

Инвестиции могут быть первичными, т. е. осуществленными в первый раз, или повторно и дополнительно осуществляемыми, и тогда они носят название реинвестиций. Первичное инвестирование позволяет создать новую ценность (новое предприятие, новое оборудование, новую технологию). Реинвестирование позволяет концентрировать инвестиции в одном объекте, например, расширять производство.

С точки зрения пространственного анализа традиционно принято выделять иностранные инвестиции (инвестором выступает зарубежный собственник) и внутренние инвестиции (инвестором выступает отечественный собственник). При оценке внутренних инвестиций следует провести более глубокий анализ и выделить две подгруппы:

  • * инвесторов-резидентов (юридические и физические лица, зарегистрировавшие свой бизнес или постоянно проживающие на данной территории);
  • * инвесторов-нерезидентов (юридические и физические лица, не зарегистрировавшие свой бизнес или не проживающие на данной территории).

Выбирая приоритеты в инвестиционной политике, следует не забывать, что легче удержать «старого» клиента, чем привлечь «нового». В этом смысле «старые» инвесторы — это частные лица, которые уже сейчас живут и ведут деятельность на территории, это резиденты территории. Их инвестиционный потенциал (трудовой, производственный, потребительский и др.) может оказаться значительным. Но насколько они заинтересованы в своей территории, видят ли они перспективы развития территории, конкурентна ли эта территория по мнению жителей? Если ответы на эти вопросы отрицательны, то частные лица «голосуют ногами» — они покидают территорию, не регистрируют на ней свои бизнесы. Эффект «невидимой ноги» заключается в том, что при возможности свободного перемещения в стране люди устремляются в те регионы, где есть более благоприятные условия для жизни и деятельности.

Взрослый человек имеет ряд обязательств и в большей степени ограничен в своей мобильности, но родитель может поддерживать желание детей покинуть территорию. Не является проблемой, если территория покидается небольшим количеством жителей, в основном молодежью на время с целью получения образования, и есть Надежда, что потом они вернутся обратно. Проблемной можно считать такую ситуацию, когда отсутствие работы выталкивает за пределы родной территории большинство частных лиц трудоспособного возраста, озабоченных своим будущим и будущим своих детей. Территорию нельзя считать привлекательной, если ее покидают жители, снижается рождаемость, миграционный поток отрицателен.

Создателем благ и пользы на территории является человек, который использует для этого все возможные средства — деньги, свои деловые и интеллектуальные способности и другие свои ресурсы. Территория должна научиться эффективно использовать и воспроизводить ресурсы, основным из которых является человек — житель данной территории. Жители территории — это ее основные внутренние инвесторы, которые вкладывают в эту территории все свои ресурсы. Территориальный менеджмент должен быть направлен на создание на территории возможностей для развития жителей, в том числе развития их частных инициатив в виде бизнес-деятельности и самозанятости. В этом случае у территориальных органов власти появятся финансовые ресурсы, которые могут быть в дальнейшем использованы (перераспределены) для решения социальных задач.

Одной из задач развития территорий является увеличение любых форм инвестиций на территории, при этом органы власти должны сделать все от них зависящее, чтобы территория воспринималась потенциальными инвесторами как место приложения материальных, нематериальных и финансовых инвестиций, способное принести собственнику максимальную полезность. При выборе места применения своих инвестиций потребитель территориального продукта будет сопоставлять разные территории и отдаст предпочтение более привлекательной территории, поэтому органам власти следует повышать инвестиционную привлекательность территории.

Проведя анализ деловых стратегий территории (стратегии роста, «портфельной» и конкурентной стратегии), территориальные органы власти готовы более осознанно подойти к решению ряда вопросов в области инвестиционной деятельности, а именно:

  • * какие направления деятельности наиболее нуждаются в инвестициях;
  • * какие виды и формы инвестиций предпочтительны;
  • * какие действия следует предпринять для повышения инвестиционной привлекательности территории.

Инвестиционный климат территории. Инвестиционная привлекательность территории часто находит свое выражение через представление инвестиционного климата территории. Инвестиционный климат — это характеристика привлекательности территории с точки зрения целесообразности осуществления инвестиционных вложений, определяемая на основе анализа и сопоставления различных экономических, социальных, политических, правовых, организационных и других факторов, действующих на данной территории.

Для анализа инвестиционного климата территории используют разные методики, но принципиально все эти методики можно свести к трем группам:

  • * методики, использующие в качестве критериев сравнения ограниченный набор индикативных показателей, преимущественно макроэкономического характера;
  • * методики, использующие в качестве критериев сравнения комплекс факторов, оказывающих влияние на инвестиционный климат, оценка которого может быть дана через анализ инвестиционного законодательства, инфраструктурной обеспеченности, экономического и имущественного механизма, организационного механизма, объективного состояния территории и продвижения территории;
  • * методики, предполагающие сопоставление инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков.

Рассмотрим подробнее методику, предполагающую сопоставление инвестиционного потенциала и инвестиционного риска территории. В этом случае инвестиционный климат включает объективные возможности страны, региона или города (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск) и позволяет сопоставить инвестиционный риск и инвестиционный потенциал территории. Инвестиционный потенциал складывается как сумма инвестиционных предпосылок для инвестиций, а инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. В том случае, когда инвестиционный потенциал превышает инвестиционный риск территории, мы можем говорить о привлекательности территории. Соответственно, инвестиционная привлекательность территории возникает тогда, когда инвестиционный риск территории воспринимается собственником инвестиций меньше, чем инвестиционный потенциал территории. В том случае, когда, по мнению инвестора, потенциальная польза (выгода) от инвестиций в эту территорию оказывается большей величиной, чем потенциальные трудности (потери), которые могут возникнуть при осуществлении инвестиций в эту территорию, мы можем говорить об инвестиционной привлекательности территории.

Наиболее известной сегодня в России является методика оценки инвестиционной привлекательности территории, разработанная в 1996 г. специалистами рейтингового агентства «Эксперт-РА», согласно которой комплексный рейтинг инвестиционной привлекательности территории (на уровне субъектов Российской Федерации) базируется на основании интегральных рейтингов инвестиционных потенциалов и инвестиционных рисков. Инвестиционный потенциал субъекта Федерации представляет собой взвешенную сумму частных потенциалов: ресурсно-сырьевого, трудового, производственного, инновационного, институционального, инфраструктурного, финансового, потребительского, туристического. Инвестиционный риск субъекта Федерации — это взвешенная сумма частных потенциалов, таких как экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный, законодательный риск. Такой подход к определению инвестиционной привлекательности территорий, посредством роста инвестиционного потенциала и снижения инвестиционного риска с определенными ограничениями, может быть использован и для оценки инвестиционной привлекательности более мелких территориальных единиц — городов и муниципальных образований.

Но данная методика носит в целом макроэкономический характер. Методика оценки инвестиционной привлекательности территории должна отражать в себе также уровень развития внутренней и внешней микросреды территории. Вспомним, что маркетинговый продукт территории состоит из трех элементов, одним из которых является система организации и качество менеджмента на территории. В рамках одного географического региона внутренние конкурентные преимущества отдельных субъектов могут быть во многом похожими, и пользование ресурсами этих территорий может иметь сопоставимый уровень явных затрат. Главными конкурентными преимуществами территории в этом случае выступают внешние конкурентные преимущества — исключительность территории для пользователя, в том числе в виде неявных затрат, вмененных затрат. Это будут затраты времени, которые несет инвестор при согласовании вопросов об отводе земельного участка, выделении муниципального помещения и при решении многих других вопросов, когда многое зависит от местного чиновника. С позиции инвестиционной привлекательности территории это означает, что объективные условия для развития деятельности могут быть сопоставимы, но инвестор отдаст предпочтение той территории, на которой он столкнется с меньшим количеством затруднений при решении деловых вопросов, где органы власти более эффективно используют свой «управленческий» ресурс. Таким образом, методика должна быть дополнена оценкой качества менеджмента на данной территории, поскольку именно качественная, эффективная работа территориальных органов власти во многом определяет выбор инвестора. Инвестор всегда отдаст предпочтение той территории, при сопоставимых других условиях, на которой осуществляется более качественный территориальный менеджмент.

На необходимость повышать качество территориального управления неоднократно обращал внимание Президент России. В этой связи крайне важным стал Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Качество территориального менеджмента становится важнейшим критерием оценки деятельности органов исполнительной власти регионального и местного уровней, значимым конкурентным преимуществом территорий, в том числе и при привлечении инвестиций.

Инвестиционный климат территории. Инвестиционный климат территории также улучшают:

  • * финансирование создания (улучшение текущего состояния) производственной инфраструктуры региона за счет средств регионального и местных бюджетов;
  • * финансирование подготовки местного населения в учебных заведениях региона и страны для приоритетных отраслей региональной экономики;
  • * гарантии от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, включая преодоление коррупции в органах власти региона и муниципалитетов;
  • * гарантии от незаконных действий иных лиц (усиление правового режима хозяйствования на территории региона);
  • * оказание инвесторам помощи по получению в аренду и/или приобретению в собственность земельных участков и объектов нежилого фонда, отнесенных к государственной собственности субъекта Федерации;
  • * реализация широкой информационной поддержки инвестиционных проектов.

Важным инструментом инвестиционной политики сегодня становится инвестиционное администрирование, инструментами которого являются:

  • * организация консультаций по вопросам устройства и осуществления бизнеса в регионе;
  • * создание на конкурсной основе специализированных уполномоченных компаний, оказывающих инвесторам на договорной основе услуги по регистрации предприятий на территории региона, их бухгалтерскому, аудиторскому, страховому, лизинговому сопровождению и взаимодействию с налоговыми органами региона;
  • * создание консультативных органов, деятельность которых позволяет совершенствовать сотрудничество с иностранными инвесторами;
  • * минимизация процедурного бремени для инвесторов и оптимизация административных механизмов решения вопросов по государственной поддержке инвестиций;
  • * решение отдельных вопросов с контролирующими органами региона;
  • * создание системы «единого окна», предусматривающей обслуживание инвесторов по взаимосвязанным направлениям функционирования инвестора в одном месте.

Для повышения инвестиционной привлекательности территории и увеличения инвестиций может потребоваться ревизия уже существующих мер и инструментов поддержки. Важно, чтобы все ветви власти совместно и осознанно участвовали в поддержке любых форм инвестиций на территории и были готовы поддержать инвестиции как административными, так и экономическими методами. финансовый инвестиционный налоговый Образно говоря, территория должна рассматривать себя как некоторый центр окружности, которая делает все возможное, чтобы увеличить центростремительные силы и сократить центробежные. Территория должна как бы «втягивать» в себя ресурсы. Территории следует научиться относиться к задаче повышения инвестиционной привлекательности как к постоянному процессу, каждый этап которого является результатом предыдущих усилий и закладывает предпосылки для новых достижений. Расширяющаяся спираль инвестиций использует ранее задействованные средства для привлечения все новых денежных потоков. В этом случае можно было бы говорить о факте накопления положительных тенденций, которые могли бы обеспечить в перспективе кумулятивный эффект, т. е. эффект, который достигается за счет постепенного накопления, сосредоточения факторов и последующего их взрывного действия. Кумулятивный эффект можно оценивать как новое качественное состояние системы в результате накопления положительных количественных тенденций, когда территория из стремящейся стать инвестиционно привлекательной становится инвестиционно привлекательной, что обеспечивает ее успешное социально-экономическое развитие.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой