Системы государственности: понятие и классификация
Государственная система (система государственности) — комплексное понятие, характеризующее конкретное политико-правовое устройство государства в целом, включающее формы государства, политическую систему государства, экономическую и духовно-культурную основы, функции и механизм государства, государственный суверенитет, а также особенности реализации государственной власти. Исследователи выделяют… Читать ещё >
Системы государственности: понятие и классификация (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Государственная система (система государственности) — комплексное понятие, характеризующее конкретное политико-правовое устройство государства в целом, включающее формы государства, политическую систему государства, экономическую и духовно-культурную основы, функции и механизм государства, государственный суверенитет, а также особенности реализации государственной власти.
Очевидно, что любое государство имеет свою уникальную систему государственности, сложившуюся под влиянием многочисленных исторических событий и многолетнего культурного развития. Тем не менее нельзя отрицать наличие совокупности общих черт у различных государств, позволяющих отнести их к той или иной группе в зависимости от критерия классификации.
Основаниями для упорядочения, типологии систем государственности могут быть различные признаки и свойства государственной системы, однако они должны отвечать следующим требованиям:
- 1) быть существенными, т. е. занимать центральное место в характеристике государственной системы;
- 2) объективными, т. е. выступать основанием для классификации любых государств;
- 3) исторически обоснованными, т. е. применяться к конкретным существующим или существовавшим государствам в конкретный период их развития.
Нужно, однако, иметь в виду, что идеальных, универсальных критериев в чистом виде не существует, что связано с историческим многообразием путей государственного развития. Выдающийся немецкий юрист и государствовед Г. Еллинек считал, что государство и право, с одной стороны, относятся к сфере сущего как феномена субъективного сознания, а с другой к сфере должного. Исходя из этого, он выделял идеальный тип государства и эмпирический. Идеальный тип есть не нечто сущее, а лишь «долженствующее существовать». Эмпирический тоже носит субъективный характер, но основывается на ряде конкретно-исторических признаков, выделенных исследователем.
Можно выделить следующие подходы к классификации систем государственности.
Формационный подход
Автор — К. Маркс. Критерий — общественно-экономическая формация, которая представляет собой исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и характеризующийся собственностью на средства производства, а также основными классами в данный исторический период. Как известно, основой любых общественных процессов Маркс считал экономический базис. Смена одной общественно-экономической формации другой представляет собой смену системы производственных отношений, а соответствующий этому процессу переход одного типа государства к другому происходит на основе назревания неразрешимых классовых антагонизмов путем совершения революции.
В соответствии с данным подходом выделяется пять общественно-экономических формаций (первая — первобытнообщинная) и четыре типа государственных систем: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.
Формационный подход претендует на универсализм, т. е. большинство государств в своем историческом развитии, по мнению автора, должно пройти все стадии, все исторические типы.
Цивилизационный подход
Авторы: Н. Я. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер. Критерий — цивилизация, культура есть социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, а также совокупность духовных, этнических, религиозных основ общества, присущих конкретной нации, совокупности наций в конкретный исторический период. Цивилизационный подход в отличие от формационного не претендует на универсализм, а, напротив, подчеркивает уникальность развития каждой цивилизации.
Исследователи выделяют различные цивилизации, анализируя историю мирового сообщества. У Данилевского это египетская, китайская, ассирийско-вавилонская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, европейская цивилизации. У Тойнби — египетская, китайская, западная, православная, арабская, мексиканская, иранская, сирийская, дальневосточная и др.
По мнению Шпенглера, каждая культура проходит один и тот же путь в своем развитии: зарождение, расцвет и упадок. Акцент делается все-таки на духовные основы жизни общества.
Существуют и другие критерии классификации государств. Основанием одной такой типологии выступает уровень защищенности прав и свобод личности, человека и гражданина, предоставление наибольшей свободы для развития каждого индивидуума. В персоноцентристских государствах этот уровень чрезвычайно высок, он характеризуется господством частной собственности, широкой свободой предпринимательской деятельности. Социоцентристские государства определенным образом ограничивают свободу каждой конкретной личности ради блага всего общества. В таких государствах низкий уровень безработицы, всесторонняя поддержка социально не защищенных слоев граждан, однако наблюдается значительное ограничение свободы предпринимательской деятельности от высоких налогов (в демократических государствах) до полного запрета такой деятельности (в недемократических государствах).
Системы государственности можно подразделить по форме государственного устройства на унитарные и федеративные. Вторая группа, в свою очередь, может делиться на федеративные государства, построенные по административно-территориальному и национальному признаку.
По форме правления различают государственно-правовые системы республиканского и монархического устройства.
По политическому режиму государства делятся на демократические и недемократические. Недемократические государственные системы делятся на авторитарные, тоталитарные и фашистские, в зависимости от степени ограничения прав и свобод граждан, степени применения государством неправового принуждения, идеологических основ деятельности государственного аппарата.
По признаку связи и взаимодействия государства с религией и религиозными институтами государства можно разделить на теократические и светские.
По роли государства в процессе глобализации и в мировом сообществе можно выделить:
- — государства-доминанты, имеющие большую экономическую и военную мощь, активно участвующие в общемировых процессах, влияющие на другие государства вплоть до навязывания им своей воли путем применения военных средств;
- — государства-партнеры, обладающие суверенитетом, экономической и военной независимостью, выступающие в международных отношениях на равных правах с другими государствами;
- — государства-детерминанты, которым доминанты и партнеры могут до определенной степени обусловливать, навязывать свою волю, т. е. государства, не способные по разным причинам полностью осуществлять свой суверенитет.
По состоянию и развитию политической системы общества выделяют:
- — стабильные системы государственности, имеющие многолетние традиции в устройстве органов государства, в форме государства в целом, государства, изменения в которых осуществляются постепенно, путем «мягких» реформ;
- — государственные системы переходного периода, которые характеризуются фундаментальными, коренными изменениями в структуре и форме всего государства, многочисленными реформами, долгосрочными и краткосрочными, достаточно жесткими, но проводимыми на основе руководящих идей права и с помощью правовых средств;
- — нестабильные государственные системы, постоянно меняющие форму государства. Государственные органы и политическая жизнь в таких системах ознаменованы политическими скандалами и разоблачениями, смена власти нередко происходит путем революции и переворотов, роль права занижена.
По способам осуществления и содержанию приоритетных функций государства можно обозначить общесоциальные и классовые государственные системы. Современные классовые государства соответственно способам осуществления функций делятся на военные и полицейские.
Этническая концепция Л. Н. Гумилева соотносит развитие государства со стадиями (фазами) пассионарного развития. Государственные системы согласно этой концепции проходят следующие фазы: фазу подъема (резкий рост всех видов активности); акматическую фазу (наивысшее напряжение пассионарность); фазу инерции (укрепление государственной власти, накопление материальных и культурных ценностей); фазу обскурации (формирование общества потребления, предшествующего гибели этнической системы); фазу регенерации (возможное возрождение этнической системы за счет пассионарных окраин).
Таким образом, системы государственности имеют совокупность существенных признаков, исходя из которых можно выделить их виды и подвиды. Любая государственная система теснейшим образом связана с правом, которое, в свою очередь, представляет собой сложную социальную систему.