Философия xx—xxi веков
1] Сидоров И. Н. Философия действия в США: от Эмерсона до Дьюи. Л.: ЛГУ, 1989.С. 78. Положения и теоретические основы философии Ч. Пирса, У. Джеймса и Дж. Дьюи; Навыками работы с учебной и научной литературой о прагматизме. В результате освоения учебного материала главы студент должен: Идеи и понятийный аппарат главных представителей прагматизма; Современные представления об американском… Читать ещё >
Философия xx—xxi веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ФИЛОСОФИЯ ПРАГМАТИЗМА
В результате освоения учебного материала главы студент должен:
знать
- • идеи и понятийный аппарат главных представителей прагматизма;
- • положения и теоретические основы философии Ч. Пирса, У. Джеймса и Дж. Дьюи;
- • основные методологические принципы прагматицизма;
- • современные представления об американском прагматизме;
уметь
- • формулировать прагматические и социокультурные стратегии мыслителей, обобщать и систематизировать основные проблемы прагматизма;
- • давать самостоятельную оценку взглядам и подходам представителям неопрагматизма;
владеть
- • способами и приемами обсуждения и критики фундаментальных проблем познания и веры, разработанных в истории философии представителями прагматизма в США, аргументировать и вести дискуссию по указанной тематике;
- • навыками работы с учебной и научной литературой о прагматизме.
Возникновение прагматизма было обусловлено интеллектуальной ситуацией, в которой пребывала американская культура во второй половине XIX в. Одним из влиятельнейших философских течений в англоязычных странах того времени был абсолютный идеализм, представители которого — Т. Грин, Ф. Брэдли, Дж. Мак-Таггарт и Б. Бозанкет в Англии и Дж. Ройс в США — выдвинули, следуя за Гегелем, в качестве главного своего принципа идею о примате целого над частью: согласно ведущему американскому представителю неогегельянства Джосайе Ройсу, человек имеет ценность только как часть сообщества — целостности, от которой зависит и внешнее поведение индивида, и его желания и стремления, и его мировоззрение. Так как цель существования человека задается ему тем целым, в которое он входит как один из элементов, то существовать поистине он может лишь тогда, когда его жизнь посвящена реализации идеалов целого. Существовать — значит осуществлять в своем конечном, ограниченном бытии абсолютную и бесконечную цель. Следовательно, «воплощающий в себе всеобщий смысл абсолютной жизни универсум необходимым образом определяет, согласно рассуждениям Ройса, всю полноту реальности и существования человека. Это существование представляется американскому философу в качестве индивидуального воплощения абсолютного смысла»[1]. Иными словами, вне социального целого человеческая жизнь как жизнь самостоятельного и самодостаточного индивида не только не имеет никакой ценности и смысла, но и вообще невозможна.
Принципиальная концептуальная трудность этой теории состоит в том, что базовым ее положением является постулат о существовании Абсолюта, обладающего волей и сознанием и способного ставить себе цели и прилагать усилия для их достижения, хотя в нашем человеческом опыте нет ничего, что прямо и непосредственно свидетельствовало бы о существовании такого рода объектов. Более того, в абсолютном идеализме этот объект вводится как не требующий доказательств и не подлежащий никакому сомнению. Другой трудностью была проблема ценностного характера: если индивид ценен только тогда, когда реализует волю целого, то это лишает его практически всякой свободы, так как вся свобода его ограничивается выбором тех или иных способов осуществления абсолютных целей, ставить же цели сам он не может. Абсолютный идеализм стал постепенно сдавать свои позиции как в Европе, так и в Америке по той причине, что социокультурная ситуация в странах Запада менялась и основные положения доктрины неогегельянства все менее и менее соответствовали ей.
- [1] Сидоров И. Н. Философия действия в США: от Эмерсона до Дьюи. Л.: ЛГУ, 1989.С. 78.