Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Второй этап позитивизма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Авенариус видит задачу философии в том, чтобы очистить научное знание от метафизических положений путем демонстрации их внеопытного содержания. Исходное понятие онтологии эмпириокритицизма — опыт, который понимается как «чистый», «нейтральный», не имеющий источником ни материю, ни дух. Опыт «логически» расчленяется на два члена принципиальной координации: «я» и среда, субъект и объект. Однако это… Читать ещё >

Второй этап позитивизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В период научных революций последних десятилетий XIX — начала XX вв. возникают новые формы позитивистского мышления, также продолжающие традицию субъективно-идеалистического эмпиризма. Философы и ученые стремятся осмыслить общефилософские и методологические проблемы познания, особенно в связи с новейшими научными открытиями.

Наиболее последовательными сторонниками позитивизма стали швейцарский философ Рихард Авенариус (1843−1896) и австрийский физик Эрнст Мах (1838−1916). Авенариус — основоположник эмпириокритицизма, изложивший свое учение в книге «Критика чистого опыта» (1888- 1890). Влияние его учения испытали многие западные философы, а также русские социал-демократы В. А. Базаров, А. А. Богданов, А. В. Луначарский и др. В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) дат критику этого направления с позиций марксистского материализма.

Авенариус видит задачу философии в том, чтобы очистить научное знание от метафизических положений путем демонстрации их внеопытного содержания. Исходное понятие онтологии эмпириокритицизма — опыт, который понимается как «чистый», «нейтральный», не имеющий источником ни материю, ни дух. Опыт «логически» расчленяется на два члена принципиальной координации: «я» и среда, субъект и объект. Однако это разделение искусственное, фактически же, по Авенариусу, оба члена координации неразрывны. Опыт состоит из комплексов элементов, нейтральных ощущений, которые не являются ни физическими, ни психическими. Видимое различие опыта (внешний или внутренний, физический или психический) зависит от «интроекции» — метафизической операции, которая вкладывает опыт в ту или иную субстанцию. Так, материализм признает причиной опыта материальные структуры мозга, идеализм — душу. Авенариус полагает, что метафизическое допущение интроекции, поскольку его невозможно вывести ни с помощью анализа, ни дедуктивно из исходно находимого «опыта», является «ложным заключением или извращением первоначально находимого»[1].

Эмпириокритицизм получает широкую известность благодаря авторитету физика Маха, автора книг: «Анализ ощущений и отношение физического к психическому» (1886), «Познание и заблуждение» (1905). Мах подверг критике основные понятия механистической физики. Он выдвинул следующие принципы науки: экономии мышления (отстранения науки от поиска «метафизических» субстанций, причин опыта) и ограничения теории описанием явлений. Научные понятия должны определяться через наблюдаемые данные, сводимые в пределе к элементам чувственного опыта. Единство наук обеспечивается единством их предметов — комплексами элементов, ощущений. Из редукционизма и антисубстанциализма Маха вытекает его концепция «нейтрального монизма» как преодоления альтернативы физического и психического ряда явлений.

Ряд позитивистских идей (критика метафизики, феноменализм и др.) используются, в соединении с другими философскими посылками, в других концепциях этого же времени. Так, французский физик, историк наук и философ Пьер Дюэм в работе «Физическая теория. Ее цель и строение» (1906), разделяя важные позиции позитивизма (демаркация физики и метафизики, понимание теории как описания эмпирических законов), в рамках холизма (научная теория является целостной математической дедукцией из принципов, имеющей в качестве выводов эмпирические законы) критикует индуктивизм в обосновании исходных принципов физической теории. Рассматривая эти принципы как конвенции, он ограничивает их выбор требованием простоты теории и особенно необходимой связью с историко-научной традицией. Анри Пуанкаре, с одной стороны, в обосновании арифметики поддерживал кантовский априоризм и интуитивизм, критиковал как эмпиризм, так и расселовский логицизм. С другой — стоял на позиции конвенционализма в обосновании геометрии, механики и физики.

  • [1] Авенариус. Р. О предмете психологии. М" 1911. С. 12.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой