Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Ориентация на историчность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Именно этот способ ориентации — удерживать одно, пока изменяют другое, — может подхватить дезориентации в одной области, пока в других областях ориентации еще работают. Благодаря ориентировочному знанию человек приобретает достаточную уверенность для действия, не рассчитывая на основательность и однозначность. Процессы ориентации всегда являются процессами переориентации. Только при радикальной… Читать ещё >

Ориентация на историчность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопрос о познавательной ценности ориентации и самоориентации поставил Кант[1]. Ориентировочное знание он описывал как знание непосредственное и прагматичное, составляющее основу применения разума. Ориентация разрешает противоречие, возникающее вследствие множественности ситуаций. В пространственно-временном континууме социального организма единой ситуации не существует: ситуации множественны, сосуществуют и сменяют друг друга. Следовательно, возникает проблема самобытия в единстве и множестве ситуаций.

Ясперс характеризует указанную антиномию следующим образом. Во-первых, «фиксация конечной ситуации в своем знании бытия сама по себе замыкает сознание в узости его случайности»[2]. Познание ситуации заключает в ситуацию: конечная случайность принимается за абсолют. Во-вторых, «импульс к постижению целого должен потерпеть неудачу из-за неминуемого распада целого на отдельные перспективы и констелляции, из которых затем вновь пытаются построить целое»[3]. Удается ли попытка вновь построить целое? По мнению Ясперса, нет: «Абстрактный образ целого служит успокоением для того, кто стоит как бы в стороне и фактически ни в чем не участвует, разве что сожалея, восхваляя или вдохновенно надеясь — так, будто он говорит о чем-то, его не касающемся»[3]. В практическом плане, полагает Ясперс, «полная уверенность особенного» и «абстрактный образ целого» — и то и другое препятствуют проникновению в собственную основу, ведут к инертности, к желанию удовлетвориться собственной деятельностью.

Есть ли альтернатива обоим этим заблуждениям — фиксации в узости случайности и успокоению в абстрактном образе целого? Как полагает Ясперс, «обоим этим заблуждениям противостоит отношение к бытию как к ориентирующемуся самобытию; целью уяснения ситуации является возможность сознательно с наибольшей решимостью постигнуть собственное становление в особенной ситуации». Необходима выработка ориентации в комплексе ситуаций. И наиболее существенной является ориентация в той особой ситуации, в которой происходит собственное становление.

Человек никогда полностью не сориентирован. Жизненная ориентация состоит в умении жить дальше, а умение жить дальше состоит, в конечном счете, в умении ориентироваться среди своих различных ориентиров и в разных областях жизни.

Именно этот способ ориентации — удерживать одно, пока изменяют другое, — может подхватить дезориентации в одной области, пока в других областях ориентации еще работают. Благодаря ориентировочному знанию человек приобретает достаточную уверенность для действия, не рассчитывая на основательность и однозначность. Процессы ориентации всегда являются процессами переориентации. Только при радикальной временности ориентиров ориентации можно жить. Только тогда становится возможным перестроиться в новых ситуациях жизни, возможным жить в радикальной временности. Таким образом, сам субъект становится временным — собственной историей, удерживающим и в преемственности сохраняющим себя.

Под ориентацией как таковой обычно понимают субъективную локализацию в пространственно-временном континууме по определенным признакам. Континуум неоднороден, и пути продвижения в нем нуждаются в тщательной оценке. В прагматическом плане ориентация представляет собой комбинацию выборов, доступных в конкретной ситуации. Ориентация действия на объекты влечет за собой выбор, а возможно, и отбор объектов, которые переживаются как имеющие позитивную или негативную ценность.

Ценностные ориентации всегда конкретны и имеют различные виды. Но самое важное — это историчность, продолжающееся явление моей экзистенции в мире. Я — историческое явление, своеобразное и неповторимое, которое впоследствии может изучаться так же, как Христос изучается христологией, Пушкин — пушкинистикой, а Маяковский — маяковедением.

Человек конечен, незавершен и не может быть завершен. В нем длится исторический процесс с его стадиями, революциями, зигзагами и вариантами развития. Историчность человека укоренена в историчности составляющих его общество людей, природы Земли и космоса.

Верность — решительное утверждение своей историчности, избранного и постоянно избираемого мною существования в изменчивом мире. Верность хранит в себе прошлое как итог и базис развития. Это верность предкам и родителям, своему детству и юности, родному ландшафту, всякому соприкосновению с человеком, вошедшему в вашу историю.

  • [1] Кант И. Что значит ориентироваться в мышлении? // Кант И. Трактаты. Рецензии. Письма (впервые изданные в «Кантовском сборнике»). Калининград, 2009.
  • [2] Ясперс К. Духовная ситуация нашего времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 304.
  • [3] Там же.
  • [4] Там же.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой