Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Виртуальное. 
Категории онтологии. 
Часть 1

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В широкий обиход ныне входит термин виртуальная реальность, двусмысленный по своему содержанию. Если под реальностью понимать чувственно явленный мир, мир материальных форм, плотную вещественность (а именно в этом смысле многие и понимают realis — как вещественное, реализованное), тогда этот сложный термин есть невнятица, ибо виртуальное по своему исходному определению есть нереальное… Читать ещё >

Виртуальное. Категории онтологии. Часть 1 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Виртуальное (от ср.-лат. virtualis — возможное; англ. virtuality — присущее; virtus — добродетель): 1) снятое, но пока нс проявленное; то, что положено в сверхчувственную сущность в форме возможности и способно реализоваться; 2) вид нематериального бытия объективных сущностей или субъективных образов, который онтологически противоположен материальному бытию дискретных вещей и явлений в пространстве и времени. Виртуальное неметрично и нетопологично, не имеет определенной локализации в вещах и событиях, вневременно, бесплотно и вездесуще; как таковое оно по своему смыслу близко понятиям неопределенного духа, ян, идеального.

Виртуальное, взятое как определенная возможность, понимается более конкретно: в нем можно выделить и порой даже количественно оценить его информационную (целевую) и энергетическую (силовую) стороны. В процессе реализации возможности к этим сторонам присоединяется третья — материально-субстратная грань. Для удобства и краткости эти разные стороны виртуального поименуем соответственно терминами «виртуал», «потенциал», «актуал».

Виртуал — это возможность как момент сущности, абстрагируемая мышлением в значениях «проект-информация» и «целевая причина актуала». Под виртуалом, во-первых, можно понимать невещественный ген, оригинал, проект, прообраз будущего актуала; тогда актуал — это экстериоризация, опредмечивание, материальное воспроизведение виртуала с той или иной степенью точности. Во-вторых, виртуалом можно называть распредмеченный, снятый, интериоризованный актуал, уже существовавший как фрагмент объективной действительности; тогда актуал — первичное, а виртуал — образ, информирующий нас об оригинале. Потенциал характеризует меру сущностной силы возможности проявить себя в материале, открыться вовне или соотнести себя с актуалом и тем самым пройти проверку на истинность.

Чем мощнее высвобождающийся (например, силою воли человека) потенциал, тем больше вероятность воплощения виртуала в творимый им актуал или проверки его во внешней предметно-чувственной деятельности. Актуал — осуществившийся в мире явлений виртуал либо прообраз будущего виртуала; так или иначе актуал есть единство сущности и явления, ставшее возможным благодаря превращению потенциальной энергии в кинетическую и накоплению кинетической энергии «про запас». Итак, виртуал есть информационное одно (единица, момент, определенность) в континууме виртуального бытия, обладающее собственным потенциалом и соотносимое с отвечающим ему актуалом.

В широкий обиход ныне входит термин виртуальная реальность, двусмысленный по своему содержанию. Если под реальностью понимать чувственно явленный мир, мир материальных форм, плотную вещественность (а именно в этом смысле многие и понимают realis — как вещественное, реализованное), тогда этот сложный термин есть невнятица, ибо виртуальное по своему исходному определению есть нереальное, сверхчувственное. Если же реальность толковать в первоначальном, средневековом, смысле, а именно как степень близости модуса к субстанции, к Полноте Бытия, тогда термин виртуальная реальность может быть признан осмысленным, законным.

Однако есть еще один смысл виртуальной реальности, который, вероятно, и имели в виду американцы — создатели одноименной телевизионной киноленты: это искусственная реализация в знаково-графической форме той или иной мыслимой возможности (абстрактной или конкретной), которая по тем или иным причинам не осуществилась либо не способна реализоваться сама по себе естественным путем. В основании знакового моделирования виртуальной реальности художником, литератором, ученым или политиком лежит посылка: что могло бы произойти или произойдет, если задать такие-то и такие-то условия? В этом, третьем смысле — в смысле искусственно реализуемой возможности — обсуждаемый термин вполне содержателен, непротиворечив и годится как для философского, так и для повседневного употребления.

Гегель применяет термин виртуальное при описании снятого (идеального, существенного) бытия и говорит о нем как об антиподе реальному. Вместе с тем реальное не абсолютно противопоставлено идеальному, оно оказывается специфическим продолжением идеального. Гегель прибегает к понятию виртуального для обозначения формы существования реального в идеальном. По его словам, идеальность есть отрицание реального, но притом такое, что последнее в то же время сохраняется, виртуально содержится в этой идеальности, хотя и не существует больше.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой