Эпоха Просвещения.
Основы философии
Сегодня вокруг этих идей идет серьезная полемика. В частности, беспокойство вызывают чрезмерная рационализация, противопоставление человека природе, выделение его из Целостности, Космоса, его человекобожеские претензии. Борьба с религией и метафизическими учениями, обосновывающими бытие Бога; Идея просвещения народных масс и надежда на просвещенных правителей; Исторический оптимизм, вера… Читать ещё >
Эпоха Просвещения. Основы философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эпоха Просвещения — еще одно мировое явление, еще один взлет человечества. Ей, так же как и Ренессансу, соответствует становление капиталистических отношений в ряде стран, в которых она и достигает своих вершин. Бесспорно, ее можно рассматривать как преемницу эпохи Возрождения на новом историческом этапе. Об этом свидетельствуют и важнейшие се характеристики:
- • культ разума;
- • культ науки;
- • культ человека;
- • идея прогресса, впервые осмысленная в эту эпоху;
- • идея всеобщего равенства, прежде всего юридического;
- • идея просвещения народных масс и надежда на просвещенных правителей;
- • борьба с религией и метафизическими учениями, обосновывающими бытие Бога;
- • проблемы наилучшего общественного устройства;
- • исторический оптимизм, вера в прогресс человечества;
- • подход к историзму как типу мышления.
Не все идеи просветителей оказались продуктивными. Некоторые из них были явно идеалистическими (например, идеи равенства или просвещенных правителей). Между просветителями, как это бывало во все эпохи, также шла ожесточенная идейная борьба. Тем не менее философия Просвещения задала направление движения всему человечеству вплоть до конца тысячелетия.
Сегодня вокруг этих идей идет серьезная полемика. В частности, беспокойство вызывают чрезмерная рационализация, противопоставление человека природе, выделение его из Целостности, Космоса, его человекобожеские претензии.
" Виновата" ли в этом эпоха, отстоящая от нашего времени более чем на два столетия? Думается, что это вопрос чисто риторический. Любую самую хорошую идею можно довести до абсурда. Идеи, как и люди, — дети своего времени. Люди осмысливают их, отбрасывают бесперспективные, развивают полезные. Свершают великое и ошибаются, достигают вершин и падают в бездну. И только от них, вернее от нас, зависит, какие идеи и в каком виде мы берем с собой в будущее.
Романтизм
Романтизм обычно принято было считать явлением искусства, и не удивительно — основные его представители, как правило, занимались художественным творчеством. Однако сегодня пора пересмотреть эту ограниченную и поверхностную точку зрения. Пришло время рассматривать романтизм не только как особый вид художественного творчества, но и как особый тип философствования, важнейший этап развития европейской культуры. Ошибка предшествующих «ценителей» романтизма заключалась в том, что они форму (искусство) принимали за содержание, выступавшее в этой форме. Содержанием же мыслительной деятельности романтиков было опровержение культа разума, типичного для Просвещения, и поиск своих способов познания мира, которые они и находили в искусстве, выдвигая положение о его преобразующей роли в жизни. Тем самым они утверждали господство в мире духовного начала, подчиненность материи духу. Это и был ответ-опровержение на абсолютизацию разума просветителями. Путь же к жизненной гармонии они видели в духовном развитии индивидуума, наделенного неограниченными и уникальными творческими возможностями, которые, но мнению большинства романтиков, наиболее адекватно могли проявиться только в искусстве.
Романтизм был необходимым и закономерным этапом в развитии философии. Так, он сыграл огромную роль в становлении немецкой классической философии. Помимо прямых представителей романтизма — Ф. Шлегеля, Ф. Шлейермахера, Л. Тика, дань ему в разной степени и на разных этапах своего развития отдали великие немецкие просветители Шиллер и Гете, не менее великий швейцарец Руссо, гиганты немецкой классической философии Кант и Фихте.