Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Все ли в ветхом завете имеет символический смысл?

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Там, где символический смысл присутствует в тексте, он настолько вразумительно передает содержание каждой разумной мысли, насколько истинно и/или правдиво ее передает буквальный смысл; но толкователь должен использовать его с известной долей осторожности, чтобы не переусердствовать в отношении, например, «духовной» интерпретации там, где действительным является буквальное значение текста. (Ин… Читать ещё >

Все ли в ветхом завете имеет символический смысл? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассуждая о том, все ли в текстах Ветхого Завета обладает символическим для христиан смыслом, следует отметить следующее. Если некоторые пассажи, например, «И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лк. 24:44); или «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставлении нам, достигшим последних веков» (I Кор. 10:11) рассматривать вне контекста, то эти слова (понятые широко) должны рассматриваться как указывающие на символический смысл текстов Ветхого Завета и предполагать его повсеместность. Между тем контекст сужает понимание смысла этих текстов до их собственной области.

Некоторые из Отцов, например, Августин (De doct. christ., Ill, xxii) и Иероним (Ad Dard., Ep. cxxix, 6; Ep. ad Eptes. iii, 6), высказываются в защиту повсеместности символического смысла, но при этом подразумевают скорее, переносный смысл, нежели духовный. Другие исследователи, например, Тертуллиан и св. Фома явно отвергают мнение, согласно которому весь Ветхий Завет имеет символический смысл. Противоположное мнение не имеет оснований; но что могло бы быть символическим, например, в призыве любить Господа нашего?

Как можно познать символический смысл?

В символическом смысле Бог не просто выбирает существующую личность или объект, но направляет взор человека внутрь себя таким образом, что само существование символа (насколько независимым он мог бы быть сам по себе) соотносится с антисимволом. Человек может, в тех или иных случаях, совершать какие-то действия для того, чтобы символизировать то, что он будет (или намеревается) делать в будущем. Но так как будущее не находится полностью под нашим контролем, подобный образ мыслей, направленный на осуществление этих действий был бы скорее нелеп, нежели поучителен. Другое дело Библия. О специфике ее содержания и о характере ее символического смысла мы можем судить лишь настолько, насколько она сводима до рамок Божественной книги. Следовательно, критерии, которые служат для истолкования светской литературы, недостаточны для обнаружения символического смысла. Последний представляет собой сверхъестественный факт, полностью зависящий от Божьей воли; ничто кроме откровения не может сделать его понятным для толкователя, так что Писание или традиция должны рассматриваться как источник любого солидного аргумента в пользу обнаружения символического смысла в любом конкретном пассаже Библии.

Там, где символический смысл присутствует в тексте, он настолько вразумительно передает содержание каждой разумной мысли, насколько истинно и/или правдиво ее передает буквальный смысл; но толкователь должен использовать его с известной долей осторожности, чтобы не переусердствовать в отношении, например, «духовной» интерпретации там, где действительным является буквальное значение текста. (Ин. 5:5), (Ин. 21:11). Бесполезно искать духовное значение в каждой детали, связанной, например, с пасхальным агнцем, или с первым Адамом. Поэтому экзегет должен быть особенно осторожным в интерпретации смысла символических пророчеств[1].

Теологическая ценность символического смысла

Согласно многим христианским толкователям, никакой теологический аргумент не должен выводиться на основании символического смысла. Но если мы говорим о символическом смысле, который открылся как таковой, или который был доказан как таковой либо из Писания, либо из традиции, то он передает значение, подразумеваемое Богом не менее достоверно, чем буквальный смысл. Следовательно, символический смысл представляет собой твердую и достоверную посылку для теологического заключения. Вдохновленные этой идеей интерпретаторы не колеблются утверждать символический смысл некоторых пассажей, например, ссылаясь на Мф. 2:15 (ср. Ос. 11:1), и Евр. 1:5 (ср. 2 Кор. 7:14).

Однако тексты, символический смысл которых можно использовать с определенной долей разумной допустимости, приводят лишь к вероятностным теологическим заключениям. (Вероятностным теологическим допущением является, в частности, утверждение о Непорочном Зачатии, основанное на Еф. 15:13).

Св. Фома и некоторые другие теологи придерживаются другой точки зрения по данному вопросу; она основывается на факте, что существование самих символов должно быть вначале теологически доказано, прежде чем служить посылками в теологическом аргументе.

  • [1] В частности, католические экзегезы ни в коем случае не должны следовать методомеврейских каббалистов в истолковании символического смысла текстов Библии.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой