Банк международных расчетов
Другие приоритеты работы включают анализ функционирования финансовой системы и рынков, в том числе последствия структурных изменений в денежной и налогово-бюджетной политике и разработку рекомендаций для более стабильной глобальной финансовой системы. Комитет публикует доклады, посвященные анализу рисков рыночной ликвидности, кредитных рисков и рисков финансирования рынка недвижимости, кризиса… Читать ещё >
Банк международных расчетов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Банк международных расчетов (БМР) был создан в 1930 г.[1] и является старейшей международной финансовой организацией. Первоначальная задача БМР состояла в обеспечении гарантий выплаты Германией репарационных платежей странам-получателям путем оказания этой стране содействия в выпуске и обслуживании международных облигационных займов, а также мобилизации денежных средств через развитие ее внутреннего финансового рынка. Необходимость в учреждении доверительного управляющего или агента для проведения международных финансовых операций и координации сотрудничества центральных банков возникла в международных финансовых кругах уже после кризиса классического золото стандарта.
Окончательным толчком к созданию БМР стало приостановление Германией репарационных платежей в 1931 г. во время Великой депрессии. После Второй мировой войны ключевая роль БМР в оказании содействия центральным банкам и другим органам финансового сектора была закреплена в его уставе.
БМР является акционерным обществом с уставным капиталом в размере 3 млрд СДР[2], штатом сотрудников, насчитывающем более 600 человек и штаб-квартирой в Базеле. Благодаря статусу международной организации на БМР не распространяется швейцарское банковское и акционерное право, при этом банк пользуется всеми привилегиями и иммунитетами, предусмотренными международным публичным правом. Членами БМР могут быть только центральные банки или аналогичные им учреждения.
В соответствии с уставом к членству в БМР должно привлекаться максимально возможное количество центральных банков, имеющих важное значение для международного валютно-финансового сотрудничества и способствующих деятельности БМР. После того как в 1951 г. Япония вышла из БМР вследствие подписания Сан-Францисского мирного договора, в течение длительного времени единственным неевропейским членом Банка оставались США. В 1970 и 1971 гг. в БМР вступили Австралия, Канада, Южная Африка и повторно Япония. Однако до середины 1990;х гг. неевропейское членство ограничивалось только этими пятью центральными банками.
На фоне возрастающей значимости неевропейских стран в мировой экономике с 1996 г. БМР провел четыре раунда по расширению числа своих членов. В 1999 г. к участию в БМР был приглашен ЕЦБ, а последним в БМР вступил Центральный байк Люксембурга. В настоящее время БМР имеет в своем составе 60 членов. В вопросе расширения круга участников БМР придерживается компромиссного подхода между принципом открытости для новых членов с учетом глобальных изменений (БМР не «закрытый клуб») и желанием поддерживать контролируемый круг участников на регулярных встречах для обеспечения интенсивного обмена мнениями и содействия неформальным контактам. Критериями приема в БМР служат: размер и открытость национальной экономики и финансовых рынков, сбалансированность позиций страны в регионе, а также такие качественные аспекты, как, например, многолетняя репутация национального центрального банка, политическая стабильность, эффективность государственного управления.
Руководящими органами БМР являются Генеральная Ассамблея и Совет директоров. Генеральная Ассамблея формируется из акционеров, имеющих право голоса, и принимает основные решения по внесению изменений в устав Банка и размеры его уставного капитала. Кроме того, Ассамблея также утверждает годовую финансовую отчетность и годовой отчет, принимает решения о распределении прибыли и роспуске Совета директоров. Количество голосов Генеральной Ассамблеи — один голос на одну акцию — соответствует числу акций, на которые осуществил подписку соответствующий центральный банк при вступлении и при последующем увеличении капитала. Из-за высокой первоначальной доли акций учредителей БМР европейские центральные банки даже при каждом новом увеличении капитала сохраняют большинство в 2/3 голосов.
Контроль над деятельностью БМР находится в компетенции Совета директоров, который обладает исключительным правом инициирования важнейших вопросов, включая разработку стратегии, бизнес-планирование и контроль исполнительных органов банка. Постоянное место в Совете директоров принадлежит в силу занимаемой должности Председателю Совета управляющих Федеральной резервной системы США, а также президентам центральных банков других государств-основателей, за исключением Японии. Каждый из этих шести членов Совета директоров в связи с занимаемой должностью может назначать второго члена Совета из собственной страны (назначаемые члены), а также назначать двух своих заместителей. Кроме того, сам Совет может избирать до девяти членов из числа других стран-членов (выборные члены).
Каждый член Совета имеет один голос. Если устав не требует иного, голосование проходит простым большинством голосов. Совет директоров избирает председателя из собственного круга и назначает руководство Банка, возглавляемое Генеральным директором.
После Второй мировой войны роль БМР в качестве координатора углубленного сотрудничества между центральными банками постоянно усиливается.
Ключевая роль в работе БМР принадлежит руководителям центральных банков Группы 10[3], по инициативе и под руководством которых были созданы четыре постоянно действующих комитета БМР:
- — Комитет по глобальной финансовой системе (Committee on the Global Financial System);
- — Комитет по платежным и расчетным системам (Committee on Payment and Settlement);
- — Комитет по рынкам (Markets Committee);
- — Базельский комитет по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision).
Наряду с комитетами БМР также осуществляет тесное сотрудничество с другими учреждениями, для которых он выполняет функции секретариата. Сюда относятся Совет по финансовой стабильности {Financial Stability Board), Международная ассоциация страховщиков депозитов {International Association of Deposit Insurers), Международная ассоциация органов страхового надзора {International Association of Insurance Supervisors), Институт финансовой стабильности {Financial Stability Institute) и комитет Ирвина Фишера по статистике центральных банков. Все эти учреждения в той или иной степени в зависимости от своих полномочий включены в разработку регуляторных и надзорных мер, призванных противодействовать глобальному финансовому кризису.
БМР выполнял функции финансового агента по соглашениям о многосторонних платежах в рамках плана Маршалла (1947—1950), Европейского платежного союза (1950—1958), Европейского валютного соглашения (1959—1972), Европейского фонда валютного сотрудничества (1973— 1993), взаимного зачета требований и обязательств коммерческих банков, но операциям в ЭКЮ в частном секторе (1986—1998).
БМР также выполняет свои обязательства в качестве доверительного управляющего, агента и банка-депозитария по международным кредитным соглашениям:
- — в рамках выпуска Германией специальных облигаций для возобновленного обслуживания своих репарационных займов в рамках плана Дауэса и плана Юнга (1990—2010);
- — по долговому соглашению, заключенному между Нигерией и Парижским клубом кредиторов (2005);
- — по соглашениям о реструктуризации внешней задолженности Бразилии (1994) и Перу (1997).
В качестве «банка центральных банков» БМР осуществляет управление золотовалютными резервами других центральных банков и монетарных органов, что в значительной мере определяет размер и структуру его баланса. На конец 2012 г. на счетах БМР находилось около 2,7% мировых валютных резервов. Помимо широкого спектра депозитных услуг БМР также оказывает услуги по управлению активами в рамках специально созданного инвестиционного пула.
На базе пула функционируют два азиатских облигационных фонда с целью содействия развитию национальных рынков ссудных капиталов в Азии. Кроме того, по поручению клиентов БМР осуществляет целый ряд операций с золотом и валютами, включая кассовые операции, транспортировку золота и предоставление краткосрочных кредитов под залоговое обеспечение центральным банкам для поддержки их ликвидности.
БМР играет ключевую роль в международном сотрудничестве, выступая организатором встреч и совещаний экспертов, при необходимости с участием субъектов рынка, представителей науки и различных учреждений финансового сектора. Основной неформальной платформой БМР является «Базельский процесс» по обмену мнениями и сотрудничеству между центральными банками, комитетами, органами финансового надзора и регуляторами. Примером данной формы сотрудничества служит создание на саммите Группы 20 в апреле 2009 г. Совета финансовой стабильности (СФС), который с расширенным мандатом и членством сменил действующий ранее Форум финансовой стабильности.
Комитет по рынкам возник в 2002 г. в результате переименования Комитета экспертов по вопросам золота и валют, учрежденного еще в 1962 г. вскоре после создания так называемого Золотого пула (1961 — 1968), в рамках которого центральные банки Группы 10 осуществляли координацию своих интервенций на рынке золота. Главная задача комитета — служить в качестве форума для наблюдения за текущими и структурными изменениями на финансовых рынках и их воздействием на сотрудничество между центральными банками. В комитете представлен 21 центральный банк. Заседания комитета походят пять раз в год вместе с заседаниями Совета управляющих БМР. Среди обсуждаемых тем — турбулентность на рынках суверенных долгов, меры нетрадиционной политики центральных банков, последствия введения новых стандартов ликвидности для финансовых рынков в рамках Базель III.
Комитет по глобальной финансовой системе получил свой первый официальный мандат в 1971 г. в качестве постоянного комитета по делам Еврорынка. Первоначально работа комитета фокусировалась на вновь созданном рынке евродолларов и его последствиях для проведения денежнокредитной и валютной политики, а в конце 1970;х гг. переориентировалась на проблемы стабильности финансового сектора. В настоящее время комитет занят вопросами развития глобальной финансовой системы, прежде всего вопросами раннего выявления потенциально слабых мест.
Другие приоритеты работы включают анализ функционирования финансовой системы и рынков, в том числе последствия структурных изменений в денежной и налогово-бюджетной политике и разработку рекомендаций для более стабильной глобальной финансовой системы. Комитет публикует доклады, посвященные анализу рисков рыночной ликвидности, кредитных рисков и рисков финансирования рынка недвижимости, кризиса еврозоны, рефинансирования банков и влияния мягкой денежно-кредитной политики на движение капитала между странами с развитой экономикой и странами остального мира. Проведенный комитетом анализ проблем глобальной ликвидности подтолкнул Группу 20 к заявлению о необходимости реформирования мировой валютно-финансовой системы.
Комитет по платежным и расчетным системам (КПРС) начал свою деятельность в 1980 г. В течение 2009 г. число стран, представленных в комитете, достигло 24. Деятельность комитета связана с анализом эффективности и рисков функционирования национальных платежных и расчетно-клиринговых систем, а также приграничных и мультивалютных расчетных систем. Цель его деятельности состоит в укреплении инфраструктуры финансового рынка и снижении системных рисков.
Важность КПРС как нормативной инстанции в последние годы значительно возросла. В 2012 г. в сотрудничестве с Международной организацией комиссий по ценным бумагам были разработаны принципы для инфраструктуры финансового рынка в качестве руководства для платежных систем, центральных депозитариев, систем расчетов по ценным бумагам, центральных контрагентов и центральных торговых реестров, которые являются наиболее важными стандартами солидных финансовых систем и заменяют предыдущие стандарты с учетом уроков глобального финансового кризиса. Новые принципы также имеют более высокую степень ответственности, которая возлагается на участвующие в их разработке центральные банки и органы финансового надзора в пределах их правовых возможностей. Эти принципы содержат единые требования к раскрытию информации и унифицированную методику оценки, которая применятся также МВФ и Всемирным банком к финансовому сектору отдельных стран.
- [1] Основой создания БМР стало межправительственное соглашение, которое было имплементировано центральными банками Бельгии, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Японии и банковской группы Соединенных Штатов.
- [2] СДР является расчетной единицей БМР с 01.04.2003, до этого были золотые франки.
- [3] Десять государств, подписавших в 1962 г. в Париже Генеральное соглашение о займах, предполагающее возможность МВФ пополнять свои кредитные ресурсы у этих стран: Бельгия, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Нидерланды, Швеция, Великобритания, США. В 1964 г. к группе присоединилась Швейцария, но название осталось прежним.