Критерии устойчивости валютно-финансовой системы Казахстана в условиях мирового финансового кризиса
Решение Правительства и Национального банка о переходе с 20 августа 2015 г. на новую денежно-кредитную политику, основанную на режиме инфляционного таргетирования и предусматривающую отмену валютного коридора и переход к свободно плавающему обменному курсу, связан с поиском нового механизма регулирования в сфере валютного хозяйства страны. Этот этап связан (по пояснению Главного банка страны… Читать ещё >
Критерии устойчивости валютно-финансовой системы Казахстана в условиях мирового финансового кризиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Критерии устойчивости валютно-финансовой системы Казахстана в условиях мирового финансового кризиса
Увеличивающаяся неопределенность дальнейшего развития валютной сферы в результате мирового финансового кризиса нашла отражение в возросшей скорости частоты и амплитуды изменения курсов национальных валют многих стран. При этом интересы всего мирового сообщества, включая частные фирмы и домохозяйства, практически в любой точке мира ставятся в прямую зависимость от надежности основных мировых резервных валют. Эволюция и нарастание валютных рисков, несмотря на наличие инструментов, способствующих их минимизации, предопределяют необходимость постоянного совершенствования денежно-кредитных и валютных систем многих стран и их адекватности современным реалиям. Поэтому рассмотрение проблем современной мировой валютной системы в контексте с проблемами устойчивости национальных валют должно происходить в тесной взаимосвязи с реальной ситуацией в мире в условиях макроэкономической нестабильности, которая аккумулирует многочисленные риски.
Прослеживая этапы развития мировой валютной системы, нельзя не отметить усиливающиеся с середины 90-х годов прошлого столетия валютные взрывы, усиление валютных войн между регионами и континентами, частые валютные интервенции с целью регулирования страновых интересов. Поэтому валютный кризис уже с началом XXI в. стал проявлять себя в полной мере, заполнив мировое пространство обесцененными бумажными деньгами, одетыми в различные «мундиры». Теперь мир имеет картину — глобальный финансовый кризис, он же кризис мировой валюты. Отображая наиболее сложные ситуации, в которых концентрируется очень много факторов, финансовый кризис в настоящее время в мире углубляется, несмотря на попытки регулирования со стороны властей, финансовых институтов и всех участников рыночных отношений как внутри страны, так и на международном уровне. Поэтому всеобщее внимание, прикованное к мировому финансово-экономическому кризису в настоящее время, вполне оправданно, а вопросы денежного, валютного и финансовокредитного механизма во взаимосвязи с инфляционными процессами и процессами ценообразования на потребительском рынке оказались первостепенными в управлении каждым государством и межстрановыми отношениями в целом.
Представший перед странами в новом измерении и оценке, мировой финансовый кризис, по праву, требует уже более глубоких исследований причин, характера проявлений, тяжести и последствий для общества. Отправными точками в понимании и осмыслении нынешних противоречий в сфере валютных отношений, несомненно, выступает изучение кризисов во всей истории мировой валютной системы и их глубинных причин. Нынешний мировой кризис, начало которого относится к 2007;2008 гг., безусловно, войдет в историю как самый масштабный, глобальный кризис, распространившийся с огромной скоростью, а все его проявления насыщены противоречиями в мире денег, финансов и финансового капитала.
На рисунке 1 представлены показатели реального роста ВВП и индекса потребительских цен в Китае, Евросоюзе, России и Казахстане за второй квартал 2014 г. и 2015 г., так как события, происходившие на мировом финансовом и товарных рынках, сыграли значительную роль в формировании экономических условий в Казахстане.
Можно констатировать негативное влияние кризиса и рисков и в Казахстане. В реальной жизни возросшие риски, связанные с покупательной способностью денег, инвестиционные риски, риски снижения доходности, риски потерь на разнице валютных курсов, риски по процентам, риски по вкладам и кредитам буквально сопровождают социально-экономическое развитие казахстанского общества на фоне углубления кризисов в мировом масштабе. При этом управление рисками на сегодня не достигло должного уровня ни со стороны государственных решений, ни со стороны участников финансового сектора.
Важнейшей задачей современной государственной политики Казахстана становится мобилизация и координация усилий многочисленных госструктур, органов власти, финансово-кредитных институтов по поиску и выработке гарантий против провала существующей мировой финансовой системы, качественному регулированию макроэкономической ситуации и масштабов финансовых операций, при этом не спекулируя на темы кризиса. Казахстан, имея свою национальную валюту, заинтересован в устойчивости валютно-финансовой сферы, без которой невозможно развитие производственного потенциала страны, создание общественного продукта и жизнеспособности общества.
В основе концептуального подхода к валютным проблемам современности должны находиться «реальная цель, решение задач и выбор пути к новой мировой валютной системе. Отрадно, что указанные проблемы на высоком государственном уровне осмысливаются в Казахстане и об этом следует говорить, продолжать исследования в области валютно-финансовых отношений, стабилизации национальной валюты, укрепления финансового сектора и управления финансовыми и экономическими рисками, расценивать как вклад в построение новой архитектуры валютно-финансовой системы мира [1].
Исследуя причины мирового финансового кризиса, ни в коем случае нельзя оставаться в плену отдельных решений, искать сиюминутную поправку в реалии. Основой здесь выступает научная мысль, выработанная грамотно в ходе критического анализа.
Если рассматривать экономику в качестве всеобъемлющего понятия, то финансовый сектор следует выделить как «самый уязвимый и проблемный. Инструментарии очень сложны: стоимость и деньги, механизм выпуска денег, реальная ценность денег, пути формирования фондов. Мир имеет разводнение фиктивного капитала. Появление, кроме производительной экономики, еще виртуальной экономики привело к глобальному кризису и рискам» [2]. Сегодня практически много стран охвачено финансовым кризисом в разной степени, а в условиях интеграции влияние и тяжесть кризиса очевидны для каждой страны-участницы.
В изменившихся реалиях важнейшей задачей для любого государства становится сохранение благосостояния общества, на первый план выдвигается эффективная социальная политика, которая должна сопровождаться наиболее полной информацией, характеризующей проблемы в современном обществе. Можно согласиться с мнением казахстанских ученых-экономистов, что «от решения проблем уровня социальной инфраструктуры во многом зависят направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Именно поэтому все преобразования, которые так или иначе могут повлечь изменение уровня социальной инфраструктуры, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения» [3].
В условиях усиления процессов интернационализации объемы международного финансового рынка становятся в несколько десятков раз больше мирового рынка товаров и услуг, что приводит к более рискованному уровню развития мировой финансовой системы и национальных рынков. Многие страны оказались практически в ловушке внешнего долга, пользуясь относительно дешевыми денежными ресурсами международного финансового и евровалютного рынка. Следует отметить, что начиная с 2003 г. банки второго уровня Казахстана также стали наращивать свои пассивы, активно привлекая средства международного рынка капитала, подвергая значительному риску свою ликвидность. Данная ситуация отразилась на росте внешнего долга страны.
На рисунке 2 представлены объемы внешнего долга Казахстана за период 2006;2015 гг. с разбивкой на государственный (гарантированный государством) долг и внешний, не гарантированный государством.
валютный финансовый управление кризис По данным отчета МВФ глобальный экономический кризис, наступивший в середине 2007 г., нанес колоссальный ущерб банкам, страховым фирмам, пенсионным фондам и хедж-фондам в сумме около 1,4 триллиона долларов США [4].
Анализируя Концепцию развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 г., принятую в 2014 г., можно положительно отметить критически оцененную современную модель финансовых, кредитных, денежных взаимоотношений как в общемировом масштабе, так и на национальном уровне, а также в рамках Евразийского экономического союза. Задачи Концепции были направлены на необходимость повышения устойчивости финансового сектора, снижение уровня проблемных активов банковской системы и обеспечение стабильного диверсифицированного роста [5].
Казахстан, имея свою национальную валюту, заинтересован в устойчивости валютнофинансовой сферы, без которой невозможно развитие производственного потенциала страны, обеспечение социальной стабильности, повышение истинной роли и назначения банков, страховых компаний, внебюджетных фондов и укрепления жизнеспособности общества.
Проведенные за последние два года (с февраля 2014 г.) мероприятия в Казахстане явились инструментом денежно-кредитной политики Национального банка РК, направленные на стабилизацию экономики, в частности, на укрепление национальной валюты. Обоснование девальвации в феврале 2014 г. Национальным банком было связано с понижением потенциала конкурентоспособности экономики, ослаблением валюты многих стран по отношению к американскому доллару, уходом инвесторов с рынка, с переходом России к инфляционному таргетированию, снижением золотовалютных резервов и др. Безусловно, решение о девальвации казахстанской валюты не должно было негативным образом касаться простых граждан, чтобы искусственно не поднимались цены, не было спекуляции в обменных пунктах валюты, чтобы коридор курса национальный валюты находился на заявленном уровне, работая на благо нашей экономики [6].
На рисунке 3 представлены объемы валовых международных резервов Казахстана за период 2006;2015 гг. и их структура.
Решение Правительства и Национального банка о переходе с 20 августа 2015 г. на новую денежно-кредитную политику, основанную на режиме инфляционного таргетирования и предусматривающую отмену валютного коридора и переход к свободно плавающему обменному курсу, связан с поиском нового механизма регулирования в сфере валютного хозяйства страны. Этот этап связан (по пояснению Главного банка страны) с тем, что изменения обменного курса могут происходить как в сторону ослабления, так и в сторону укрепления, что будет определяться ситуацией в мировой экономике и на внутреннем валютном рынке. Национальный банк Казахстана не будет вмешиваться в формирование рыночного уровня обменного курса тенге, но оставляет за собой возможность валютных интервенций в случае возникновения угрозы дестабилизации финансовой системы страны [7].
Действием же Национального банка до перехода на свободно плавающий курс тенге было решение в середине июля 2015 г. по расширению коридора колебания обменного курса тенге с 170−188 тенге до 170−198 тенге за доллар. Мотивация — ухудшение внешней конъюнктуры и, прежде всего, снижение стоимости нефти (рис. 4). Таким образом, серьезные шаги по ожиданиям правительства и предположениям Национального банка как регулятора по введению свободно плавающего обменного курса национальной валюты Казахстана не должны были негативно повлиять на общее состояние экономики страны и благополучие населения.
Тем не менее, в реальности резкие скачки валютного курса, более чем в два раза от намеченных ранее границ коридора колебания обменного курса, показывают напряженность в финансовом секторе. Подтверждается, что казахстанская экономика проходит сложный и длительный процесс адаптации к новым условиям при снижении цены на нефть, а рынок еще не до конца освоился с пониманием основных параметров вокруг новых уровней.
Однозначно жесткие методы денежно-кредитной политики должны сочетаться со структурными преобразованиями, направленными на повышение гибкости экономики, роста производительности труда, основы повышения реальных доходов в производительном секторе экономики. При этом необходимость повышения ответственности во всех сферах управления государственными финансовыми ресурсами и государственными активами остается однозначной и обязательной, чтобы не было потерь в бюджете страны, чтобы не снижалось социальное благополучие граждан Казахстана, чтобы призванные работать на экономику банки и финансовые институты повернулись к реальному сектору, и должны поднять отечественное хозяйство, исключив приемы и методы спекулятивного обогащения. Только на одном примере можно видеть, как после изменения курса тенге, которое произошло в августе 2015 г., совокупный объем активов банков второго уровня в Казахстане приблизился к 20 трлн тг, объем активов БВУ увеличился сразу на 1,89 трлн тг (рекордный месячный прирост в истории казахстанского банковского сектора). Только активы Казкоммерцбанка выросли сразу на 436,5 млрд тг — до четырех трлн. Банк впервые оказался в плюсе за последние пять месяцев. Удельный вес банка на рынке достиг 20,9% против 20,7% в июле 2015 г. В Народном банке активы увеличились на 426,9 млрд тг — до 3,1 трлн, а удельный вес на рынке по итогам августа вырос еще на 0,7%, до 16,1%. Замыкает тройку лидеров Сбербанк. Рост активов в августе составил 198,4 млрд тг и теперь их объем достигает 1,5 трлн. Доля на рынке составила 7,7%, что на 0,3% больше, чем в июле [8].
Доля активов АО «Казкоммерцбанк», АО «Народный банк Казахстана», АО «Цеснабанк», ДБ АО «Сбербанк» по состоянию на 01.07.2015 г. составила более 50% совокупных активов банков второго уровня Казахстана (рис. 5).
Как видно, после изменения курса тенге банки Казахстана за короткий срок рекордно обогатились. Объективность и справедливость требуют, чтобы банки повысили свою общественную функцию на более высокий активный уровень для обслуживания экономики, ибо банковские ресурсы, формируемые за счет привлечения денег населения и участников рынка, предназначены в качестве финансовых источников для роста экономики.
Значительное увеличение доли депозитов в иностранной валюте в банковской системе Казахстана наглядно представлено на рисунке 6.
По большому счету в Казахстане есть огромные возможности дальнейшего роста за счет наращивания отечественного производства, в том числе производства потребительских и промежуточных товаров, также за счет активной реализации жилищной программы и других программ. Всем ясно, что реальный рост доходов населения, снижение социальной напряженности, загрузка сектора строительства, производства стройматериалов и смежных отраслей, рост деловой активности и увеличение доходной части бюджета измеряются в деньгах — валюте страны, которая должна быть устойчивой.
Таким образом, можно сделать вывод, что состояние валютно-финансовой системы в современном мире и проблемы национальной валюты не снижают свою остроту, а, наоборот, затрагивают интересы каждой страны и каждого человека. В центре внимания сегодня остаются соперничество доллара и других валют, глубокие причины валютно-финансовых войн, которые втягивают страны, имеющие мощный потенциал по производству материальных благ и индексу развития, а также профессиональные действия регуляторов в сфере денежно-кредитной и валютно-финансовой политики.
Возвращаясь к сказанному выше и определяя критерии устойчивости валютно-финансовой системы Казахстана в контексте мирового финансового кризиса, можно заключить:
- · в стратегическом плане на основе переустройства системы мировой валюты создание условий для устойчивости национальной валюты — это необходимость и реальность;
- · выработка концептуального подхода в строении системы мировой валюты на основе единого синтеза взглядов современных экономистов, политиков является основой;
- · восстановление учений о деньгах, капитале, процентах, кредите с переходом от волюнтаристских позиций на понимание основ финансовой науки является необходимостью;
- · согласованные действия центральных банков и правительства стран в условиях интеграционных процессов по созданию расчетных денежных единиц, имеющие стандартное обеспечение и привязку, считать перспективной;
- · активизация возможностей банков в сфере обслуживания экономики и потребности населения страны по кредитам, депозитам, расчетам и укреплению денежного хозяйства расценивается как важный критерий устойчивого развития страны.
- 1. Искакова З. Д. О проблемах валютной системы в современном глобальном мире // Рыскуловские чтения 5-е: материалы междунар. науч.-практ. конф. — Алматы: КазЭУ им. Т Рыскулова, 2010. — С. 48−54.
- 2. Искакова З. Д. О парадигме развития новой мировой валюты // Системный экономический кризис в контексте глобальной динамики: последствия и стратегии преодоления: материалы науч.-практ. конф. — Караганда: КЭУК, — С. 10−15.
- 3. Есенгельдин Б. С., Мурзатаева Г. К., Сейталинова А. С. Государственное финансовое регулирование социальной инфраструктуры в Республике Казахстан // Вестн. Караганд. ун-та. Сер. Экономика. — 2013. — № 4 (72). — С. 141−148.
- 4. Садвокасова К. Ж. Изменение сущности банковской деятельности в условиях финансовой глобализации // Вестн. Караганд. ун-та. Сер. Экономика. — 2011. — № 2 (62). — С. 102−108.
- 5. Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года. — [ЭР]. Режим доступа: kba. kz/rus/banking-system/
- 6. [ЭР]. Режим доступа: news.mail.ru/inwоrld/kazakhstan/pоlitics/16 923 805/ Политика Fоrbes.kz.
- 7. РИА новости. — [ЭР]. Режим доступа: http://ria.ru/ecоnоmy/20 150 820/1196427163.
- 8. [ЭР]. Режим доступа: https://news.mail.ru/ecоnоmics/23 548 657/