Валютный контроль и валютное регулирование в России
Публичными субъектами в валютных правоотношениях выступают: органы валютного регулирования (Банк России, Правительство РФ); органы валютного контроля (Банк России, орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, — Росфиннадзор); агенты валютного контроля (уполномоченные банки, подотчетные Банку России; профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра… Читать ещё >
Валютный контроль и валютное регулирование в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Государство, регулируя с помощью юридических норм отношения, складывающиеся в валютной сфере, определяет субъектов валютного права. Точное определение субъекта валютного права имеет важное практическое значение, поскольку позволяет выявить круг лиц, которые вступают в валютные правоотношения и действия которых влекут юридически значимые последствия. Наличие критериев, позволяющих относить какое-либо физическое или юридическое лицо к субъектам валютного права, дает возможность установить, какие лица и их действия подпадают под юрисдикцию валютного законодательства. Только такие субъекты могут иметь права и нести обязанности, предусмотренные валютным законодательством. валюта право субъект правоотношение Субъектами валютного права являются лица (резиденты и нерезиденты), органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля, за которыми валютным законодательством признано особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных валютных правоотношениях.
Приведенное определение содержит основной юридический признак субъекта валютного права — наличие правосубъектности, т. е. признаваемой валютным законодательством способности быть участником конкретных валютных правоотношений. Понятие «валютная правосубъектность» включает понятия «валютная правоспособность» и «валютная дееспособность» .
Валютная правоспособность — это способность иметь права и нести обязанности, предусмотренные нормами валютного права. Валютная дееспособность — это способность субъекта самостоятельно либо через представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать права и обязанности в валютной сфере, а также нести ответственность за их неправомерную реализацию.
Субъекты валютного права имеют определенные права и несут обязанности, выполнение и соблюдение которых гарантируют осуществление валютных операций в соответствии с нормативными требованиями государства.
Специфика валютного законодательства состоит в том, что известных общеправовых категорий субъектов не достаточно для осуществления валютных отношений. Валютное законодательство использует совершенно новые категории субъектов, не известные российскому праву в целом, а именно: резиденты и нерезиденты. Выделение этих категорий субъектов обусловлено их правовым отношением к государству — регулятору валютных отношений. В зависимости от принадлежности лица к той или другой категории различается правовой режим осуществления ими валютных операций в соответствии с законодательством РФ.
Перечень резидентов и нерезидентов установлен п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании. Согласно названной норме к резидентам относятся:
- а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;
- б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
- в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
- г) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;
- д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
- е) Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, которые участвуют в валютных правоотношениях.
К нерезидентам относятся:
- а) физические лица, не являющиеся резидентами;
- б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
- в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
- г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
- д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
- е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов.
Закон о валютном регулировании называет общие права и обязанности всех резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции:
- — право знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;
- — право обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц;
- — право на возмещение в установленном порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц;
- — обязанность представлять органам и агентам валютного контроля установленные законом документы и информацию;
- — обязанность вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
- — обязанность выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
Комплексный характер валютного права обуславливает наличие двух категорий субъектов: частных и публичных.
Частными субъектами в валютных правоотношениях являются физические и юридические лица, которые в валютных правоотношениях приобретают статус резидентов или нерезидентов.
Публичными субъектами в валютных правоотношениях выступают: органы валютного регулирования (Банк России, Правительство РФ); органы валютного контроля (Банк России, орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, — Росфиннадзор); агенты валютного контроля (уполномоченные банки, подотчетные Банку России; профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг; таможенные органы; налоговые органы); валютные биржи.
Основным отличительным критерием рассматриваемых субъектов выступает характер реализуемых ими интересов в валютных правоотношениях. Например, коммерческие юридические лица, как правило, вступают в валютные правоотношения с целью удовлетворить собственные (т.е. частные) имущественные интересы. В отличие от них Банк России или таможенные органы участвуют в валютных правоотношениях от имени и по поручению государства, т. е. реализуют публичный интерес.
Поскольку частные и публичные субъекты имеют противоположные интересы, то выступают они в качестве противоположных сторон валютного правоотношения.
Самостоятельными субъектами валютного права выступают уполномоченные банки и валютные биржи. Их специфика заключается в том, что в валютных правоотношениях названные субъекты могут реализовывать как частный, так и публичный интересы.
Уполномоченными банками являются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Уполномоченные банки играют важную роль в механизме валютного контроля РФ. Они являются основными участниками внутреннего валютного рынка РФ, т. е. основными участниками связанных с валютными ценностями операций, осуществляемых на территории РФ.
Правовой статус властных.
Особенность правового статуса таких субъектов проявляется в том, что они вправе осуществлять валютные операции без ограничений. Подобными правами наделены также органы исполнительной власти, определяемые Правительством РФ. Традиционно без ограничений валютные операции осуществляются силовыми и правоохранительными ведомствами, в том числе органами безопасности и внешней разведки.
Статусом органов валютного контроля Законом о валютном регулировании наделяются ЦБ РФ, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).
В рамках выполнения функций валютного контроля указанные субъекты не вправе осуществлять нормативное регулирование порядка проведения валютных операций и издают подзаконные акты, регламентирующие организационные вопросы проведения контрольных мероприятий, а также индивидуальные акты управления.
В целях обеспечения выполнения контрольных полномочий и функций Росфиннадзора Правительство РФ по согласованию с Банком России разрабатывает порядок представления информации и документов в указанную службу органами и агентами валютного контроля (ч. 3 ст. 23 Закона о валютном регулировании).
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 23 Закона о валютном регулировании Правительство РФ устанавливает порядок представления документов и сведений резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации.