Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Развитие экономических отношений в пространстве современного российского города

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Перед Россией стоит задача сохранения и развития экономических отношений в едином экономическом пространстве страны. Данная задача актуализирует изучение специфических форм организации экономических отношений в пространстве современного российского города, воплощающего в себе огромный потенциал экономической культуры, инновации, предпринимательства. Системный кризис глубоко поразил экономическое… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Пространственный аспект развития экономических отношений
    • 1. 1. Система экономических отношений: пространственный аспект
    • 1. 2. Периодичность и направленность пространственного развития системы экономических отношений
    • 1. 3. Развитие системы экономических отношений местного хозяйства
  • 2. Развитие города как пространственной формы системы экономических отношений
    • 2. 1. Город как специфическая пространственная форма системы экономических отношений
    • 2. 2. Саморазвитие города: формирование пространства, закономерности и стартовый потенциал
    • 2. 3. Качество жизни и совершенствование пространственно-экономических условий хозяйствования
    • 2. 4. Концепция комплексного социально-экономического развития города

Развитие экономических отношений в пространстве современного российского города (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В начале 90-х гг. Россия вступила в процесс системных изменений национальной экономики. Произошла смена целей, стратегий, качества функционирования и развития экономических отношений. Рыночные преобразования сопровождались затяжным системным кризисом. Была разрушена целостность советской экономической системыотдельные отрасли и территориальные хозяйственные комплексы рассыпались на частные элементы. Было потеряно системное качество национальной экономики.

Россия в процессе рыночных преобразований обрела собственное экономическое пространство, в котором стали постепенно формироваться рыночные формы структурной организации, в том числе и малые формы, относящиеся к экономическому пространству города.

Пространственные формы организации экономических отношений играют особую роль в развитии экономики России. Масштабы последней, глубина различий между уровнями развития отдельных региональных и местных хозяйственных комплексов делают фактор обустройства экономического пространства ведущим в процессе поступательного развития экономики России. Единство экономического пространства огромной страны неотделимо от качественного многообразия экономических отношений, локализованных в пространстве регионов города, сельских поселений.

Перед Россией стоит задача сохранения и развития экономических отношений в едином экономическом пространстве страны. Данная задача актуализирует изучение специфических форм организации экономических отношений в пространстве современного российского города, воплощающего в себе огромный потенциал экономической культуры, инновации, предпринимательства. Системный кризис глубоко поразил экономическое пространство современного российского города. Особенно это касается городских образований Юга России, где экономический спад сопровождается ростом структурной безработицы и аграрным перенаселением. Экономические отношения в пространстве современного российского города требуют к себе особое внимание. Недостаточность их исследования предопределила выбор темы данной диссертационной работы.

Состояние изученности проблемы. Исследование пространственного аспекта экономических систем были предметом внимания многих отечественных и зарубежных исследователей. Значительный вклад в исследование этих вопросов внесли российские экономисты прошлого — А. И. Бутовский, М.И. Ту-ган-Барановский, П. Б. Струве, В. И. Ленин, Н. Д. Кондратьев, С. Н. Булгаков, исследователи советского периода — JI.A. Велихов, H.A. Цаголов, Н. П. Федоренко, Л. И. Абалкин и др.- современные российские исследователи — А. Д. Градовский, Е. А. Ерохина, A.A. Илларионов, И. А. Ильин, E.H. Логунцев, Г. М. Латаю, В. А. Осипов, Ю. М. Осипов и др.- зарубежные ученые — А. Вебер, В. Ойкен, Ф. Хай-ек, Р. Коуз, А. Леша, И. Пригожин и др. В их трудах нашли отражение методологические проблемы пространственного развития социально-экономических систем, отдельные вопросы их структурной организации применительно к условиям рыночного и иных способов организации хозяйственной жизни.

Проблемы развития городов как особой пространственной формы экономической системы были рассмотрены в работах А. Е. Когута, И. В. Древаль, A.B. Долговой, A.B. Половинкина В. Е. Рохчина, Ю. А. Селивестрова, М. М. Тажина, Ю. В. Филиппова и др.

Однако многие теоретические вопросы развития города как особой пространственной формы организации экономических отношений остаются недостаточно разработанными. Существует потребность в теоретических исследованиях, направленных на разработку концепции города как пространственной формы интенсивного развития экономических отношений современной России. Город как особая разновидность организации экономического пространства нуждается в глубоких социально-экономических преобразованиях, ориентированных на повышение качества жизни населения и интенсивное развитие экономического потенциала городского хозяйства.

Цели и задачи исследования. Цель настоящей работы состоит в определении особенностей развития экономических отношений локализованных в пространстве современного российского города, в обосновании концепции комплексного социально-экономического развития города как особой формы организации хозяйственного пространства, способствующей консолидации инновационного потенциала и формированию нового человеческого капитала.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:

— выявить специфику пространственного аспекта развития функционирования экономических отношений;

— исследовать способы пространственного развития системы экономической отношений:

— проанализировать специфические черты местного хозяйства как особой формы пространственной организации экономических отношений;

— раскрыть особенности развития экономических отношений в пространстве современного российского города;

— выявить закономерности формирования городского экономического пространства и проанализировать стартовый потенциал саморазвития современного российского города;

— определить вклад экономического потенциала современного российского города в повышение качества жизни городского населения;

Предметом исследований являются экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования и развития города как особой формы организации хозяйственного пространства современной России. Область исследования: 1.1 Политическая экономия — закономерности эволюции социально-экономических системструктура и закономерности развития экономических отношений.

Объектом исследования послужила социально-экономическая система современного российского города, складывающаяся в процессе рыночных преобразований экономики.

Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные концепции и разработки, представленные в трудах российских и зарубежных ученых по вопросам организации хозяйственного пространства, развития социально-экономической системы современного российского города, а также законодательные, директивные и нормативные акты по вопросам правового обеспечения и экономического регулирования муниципальных образований городского типа.

В процессе написания диссертационной работы использованы следующие методы исследования: системный, структурно-функциональный, экономико-статистический, метод графического анализа и др.

Эмпирической базой исследования послужили данные Государственного комитета по статистике Российской Федерации, Краснодарского края и города Краснодара, результаты обобщений исследований, выполненных различными авторами и организациями по проблемам совершенствования развития городского пространства, материалы научно-практических конференций и совещаний, результаты наблюдений и исследований соискателя, справочная литература.

Концепция диссертационного исследования. Экономические отношения локализованы в определенном пространствехарактер такой локализации определят способ и конкретные формы развития экономических отношений. Социально-экономическая система современного российского города развивается на основе концентрации инновационных резервов и инфраструктурных средств коммуникации. Развитие данной системы требует формирования стратегически ориентированной комплексной программы, нацеленной на повышение качества жизни жителей города.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Развитие форм организации хозяйственного пространства субординировано способом локализации в данном пространстве отношений собственности. Возникшее в процессе рыночных преобразований многообразие форм собственности обусловило изменения в способах локализации данных отношений и соответствующие изменения в развитии форм организации хозяйственного пространства, в том числе и городского хозяйства.

2. Местное хозяйство как пространственная форма организации экономических отношений отличается устойчивостью, высоким уровнем локализации, интенсивностью экономических отношений. Определяющими в развитии местных хозяйств становятся возникшие в процессе рыночных преобразований новые отношения собственности и институциональная организация внешней рыночной среды.

3. Развитие многообразия форм собственности и рыночных отношений меняет ценностные измерения социально-экономического развития всех пространственных форм организации экономических отношений, выдвигая на первый план качество экономического развития и качество жизни.

4. Экономическое содержание современного городского хозяйства состоит в том, что в нем сконцентрированы инновационный потенциал, экономичен екая культура коммуникационная инфраструктура, обеспечивающие интенсивное развитие человеческого капитала.

5. Институциональная организация хозяйственного пространства городов России и, прежде всего организация вертикали «город — район — микрорайон», не адекватна социально-экономической пространственной организации жителей, ресурсов и инфраструктуры, что вызывает жизни существенные разрывы основных социально-экономических процессов протекающих в городе, а также обуславливает низкую эффективность городского хозяйства.

6. Муниципальное реформирование, происходящее в экономическом пространстве современного российского города, недостаточно учитывает специфику центробежных тенденций и развитие дифференциации социально-экономических параметров отдельных локальных частей городского пространства.

7. Экономическое пространство современного российского города нуждается в концепции развития, основанной на принципах институциализации экономических отношений, согласования интересов субъектов данных отношений и расширенного воспроизводства экономического потенциала города.

Научная новизна исследования заключается в обосновании комплексного подхода к исследованию пространственных форм организации экономических отношений, в определении содержания системы социально-экономических отношений современного российского города, а также в установлении принципов развития городского экономического пространства.

Элементами научного вклада являются следующие результаты диссертационного исследования:

— установлено, что способ локализации отношений собственности определяет характер и конкретные формы развития экономических отношений, в имеющемся хозяйственном пространстве;

— выявлены характерные черты пространственной организации экономических отношений в процессе рыночных преобразований экономики России: усиление социально-экономической дифференциации, формирование существенных разрывов в едином экономическом пространстве страны, рост институциональной неопределенности, отсутствие механизмов защиты собственности;

— определены факторы, противодействующие самоорганизации и саморазвитию экономического пространства современного российского города: неразвитость инфраструктуры, неадекватность законодательной базы местного самоуправления, разрывов во внутренней и внешней рыночной среде, незавершенность реформирования экономических отношений в пространстве города;

— раскрыты специфические черты городского экономического пространства, как элемента становящейся социально-экономической системы России: ускоренный рост наиболее доходных видов экономической деятельности, вытеснение традиционных отраслей, интенсивное развитие коммуникационной инфраструктуры и сферы социальных услуг;

— установлен комплекс факторов, обусловливающих центробежные тенденции в развитии социально-экономических отношений в пространстве современного города (рост цен на землю и недвижимость в центре города, рост индивидуального жилищного строительства в пригородных зонах);

— определены основные элементы, формирующие содержание городского экономического пространства в условиях рыночных преобразований в экономике России — концентрация инноваций, многообразие форм собственности, диверсификация хозяйственной деятельности, модернизация образа жизни, целевые программы социально-экономического развития с использованием функционального структурирования городской территории;

— предложена концепция комплексного социально-экономического развития города, нацеленная на повышение качества экономического роста и жизни в границах экономического пространства города, в основе, которой лежат принципы институализации экономических отношений, согласования интересов основных субъектов и расширенного воспроизводства экономического потенциала города.

Теоретическая значимость работы заключается в обосновании комплексного подхода к исследованию пространственного аспекта развития экономических отношений, определении экономического содержания пространства социально-экономической системы современного города, обосновании концепции комплексного социально-экономического развития последнего.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные в диссертации научно-методические рекомендации по обеспечению социально-экономических преобразований городской территории могут быть использованы законодательными и исполнительными органами власти городов России.

Предложения и выводы диссертационного исследования могут быть приняты за основу при разработке программ реформирования и развития городов, с учетом современных тенденций урбанизации.

Предложенные в диссертации пути реализации концепции социально-экономического развития города позволят активизировать степень адаптации населения к изменениям, связанным с переходом к рыночным отношениям.

Изложенные в диссертации выводы могут быть использованы в целях совершенствования содержания структуры и методики преподавания дисциплин высшей школы: «Экономическая теория», «Государственное и муниципальное управление», «Исследование систем управления», «Государственное регулирование экономики».

Апробация результатов исследования. Основные положения, теоретические обобщения и практические выводы диссертационного исследования, были доложены на Международной научной конференции «Проблемы развития и саморегулирования рыночных отношений» (г. Анапа, 2002 г.) на региональной научно-практической конференции «Проблемы социально-экономического развития региона в условиях глобализации» (г. Ставрополь, 2003 г.), а также на научно-методических семинарах в Южном институте менеджмента (г. Краснодар).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, семи параграфов, выводов и предложений, списка использованных источников (162 источника), содержит 19 рисунков и 6 таблиц.

Заключение

.

1. Становление рыночных отношений кардинально изменило форму пространства в социально-экономической системе России: сказались факты международного разделения труда, начал формироваться новый порядок финансирования элементов системы, возникли новые принципы и структуры взаимодействия внутрисистемных компонентов, появились необходимые признаки рыночного поведения экономических субъектов. Кардинальные перемены в пространственном факторе имеют в своей основе коренные преобразования в отношениях собственности. Возникшая многослойность форм собственности породила многоуровневость и изменила направленность интеграционных связей между территориальными образованиями.

2. Местное хозяйство выступает как автономная операционная пространственная единица национальной экономики, выполняющая специфические функции в рамках определенных границ. Определяющим в выборе направленности развития местного хозяйства становятся адекватные рынку отношения собственности, а не степень ресурсной насыщенности и производственного потенциала. Пространственная среда местного хозяйства в совокупности с много-слойностью форм собственности превращается в источник его самоорганизации. Носителями целей местного хозяйства, его потребностей и интересов становится не государство, а интегрированные в местное сообщество собственники.

3. Многообразие форм собственности и рыночные отношения, как в пределах национальной экономической системы, так и в местных хозяйствах меняют ценностные измерения социально-экономического развития. Качественно модифицируется образ жизни, структура и функции общественных институтов, способности людей становятся реальной силой в экономических преобразованиях. Местное хозяйство, как системная пространственная структура, превращается в социально ориентированный субъект национальной экономики, учитывающий потребности различных слоев населения.

4. Экономическое содержание городского хозяйства состоит в том, что оно представляет собой специфические производственные отношения, возникающее при реализации территориальных экономических интересов (удовлетворении общественных потребностей) населения. Данное производственное отношение отражает совместную деятельность по целеполаганию, организации и координации действий жителей города и хозяйствующих субъектов для обеспечения комплексного социально-экономического развития территории.

5. Город — как местное хозяйство, придает операционному пространству национальной экономической системы административную форму. Город является коммунально-рентной моделью территории с интенсивной экономической жизнью и высокой плотностью освоения природной среды. Современные рыночные отношения трансформировали городской образ жизни и расселение жителей. С одной стороны, произошла существенная модернизация образа жизни и расселения, с другой стороны, сохранилась их архаичность.

6. Анализ городского экономического пространства (на примере г. Краснодара) показал, что в большинстве случаев отдельные пространственно-функциональные связи различных участков города не отвечают требованиям современной урбанистики. Территориальный разрез: вертикаль «город — районмикрорайон», «район — микрорайон» не совпадает с социально-производственной вертикалью рассредоточения жителей и инфраструктуры, нет последовательной дифференциации во времени и пространстве основных функциональных процессов, протекающих в городе.

7. Реформирование, происходящее в современных муниципальных образованиях, недостаточно учитывает специфику центробежных сил как современной тенденции в изменении социально-экономических и пространственных параметров отдельных территорий города. Это не позволяет разгрузить центральные участки города от чрезмерной функциональной концентрации и усиливает неоднородность развития отдельных городских территорий.

Срез территории одного из микрорайонов г. Краснодара показал, что его благоустройство находится под воздействием ведомственных структур. Там, где присутствуют интересы администрации и ведомств, имеется развитая социальная и производственная инфраструктура, где отсутствуют эти интересы — нет необходимого набора факторов для соответствующего стандарта качества жизни. Подобная ситуация характерна для всей территории города, что обуславливает неравномерность ее развития и пространственного структурирования.

9. Основным направлением решения проблем развития городского пространства может стать концепция социально-экономического развития города, основанная на принципиально новых подходах к ее разработке и реализации. Прежде всего, она должна отражать интересы публичных корпоративных структур, как естественной формы человеческой общности, имеющей единую среду проживания, потребностей и публичной инициативы.

10. Публичная корпорация по своему организационно-экономическому потенциалу способна будет через своих представителей стабилизировать взаимодействие внутренней и внешней городской среды, осуществить реалистический анализ ресурсов города, повысить эффективность управления муниципальной собственностью, урегулировать земельных отношений и отношений в сфере недвижимости, обеспечить развитие системы жилищной ипотеки, установить конкурсное финансирование социальных программ, улучшить управляемость городским хозяйством и расширить возможности для предпринимательства.

11. Политика реализации концепции реформирования внутригородских условий хозяйствования через корпоративные структуры способна будет создать совокупность условий для реализации на территории города активной и эффективной хозяйственной деятельности, предполагающей: изменение налоговой системы платежей, сборов в бюджетформирование у предпринимателей и потребителей установок и норм поведения, соответствующих цивилизованным рыночным отношениямсоздание действенной системы контроля и реформирования монополийлоббирование интересов городских субъектов хозяйствования в региональных и общефедеральных властных структурах в части коррекции государственной экономической политики, устранения недостатков федеральной и региональной нормативно-правовой базы хозяйствованияактивизация деятельности по борьбе с городской теневой экономикой, защита субъектов хозяйствования от влияния криминогенных элементов.

12. Концепция предлагает осуществлять местную бюджетно-налоговую политику на основе современных тенденций налогообложения. Это означает, что надо: делать упор не на фискальную, а на стимулирующую роль налоговстремиться к тому, чтобы налоговые изъятия не превышали 20−23% в суммарном объеме валовой добавленной стоимостиспособствовать увеличению емкости рынка платежеспособности юридических и физических лиц, создавая условия для максимального накопления капиталаужесточать требовательность к налогоплательщикамстремиться к сокращению затрат на муниципальное хозяйство.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Политическая экономия и экономическая политика, М., 1970.
  2. А., Кистанов В. Региональные программы: перспективные вопросы // Экономист. 1997. № 3. С. 34−45.
  3. Дж. Геоурбанистика в США: современные проблемы и направления исследований. М.: АН СССР, 1986. 200 с.
  4. А., Киселев А., Паринов С. Анализ деловой активности в регионах России в 1994 г. // Вопросы экономики. 1995. № 3 С. 144.
  5. М. Единственный критерий истины согласие с данными опыта // МЭи МО. 1989. № п.
  6. Г. Русские города XVI—XVII вв.еков. М.: Стройиздат, 1998. 214 с.
  7. Американский капитализм в 80-е годы: закономерности и тенденции развития экономики. М.: 1986. 525 с.
  8. В. Ресурсный потенциал и структура экономики Дальнего Востока// Проблемы Дальнего Востока. 1995. № 6 С. 19−27.
  9. Ю.П. Общественные отношения: Сущность, содержание, структура: Автореф. дис. д-ра. филос. наук. М., 1990.
  10. A.C. Урбанизация и региональное разнообразие / Мировая урбанистка: географические проблемы. М.: МФГО, 1989.
  11. А. С, Социально-экономическое содержание понятия урбанизация / Некоторые проблемы урбанизации и градостроительства. М.: Наука, 1980.
  12. М. Мир экономики Яноша Корнай //Российский экономический журнал. 1992. № 4. С. 93.
  13. Р.К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. М.: Мысль, 1988, 391 с.
  14. С.А. Экономические теории и школы. М., 1994. 245 с.
  15. В.В. Войсковой город Екатеринодар (1793−1867гг.): историко-культурная специфика. Автореферат диссертации на соискание к.и.н. Краснодар, 1999. С.24
  16. А.И. Опыт о народном богатстве, или О началах политической экономии. М., 1994. Т.1.
  17. О.В., Амиров В. Б. Проблемы укрепления бюджетов субъектов Федерации и местного самоуправления // Финансы. 1997. № 9. с. 17.
  18. Н.С. Философия хозяйства, М., 1995
  19. Ю.И., Любовный В. Я., Шевердяева H.H. Город и производство. М.: 1980. 242 с.
  20. С.Т. Территориальное управление в новых хозяйственных условиях. М.: Экономика, 1990. с. 192.
  21. В. Роль государства в рыночном хозяйстве // МЭ и МО. 1992. № 11. С.131
  22. А. Теория размещения промышленности. М., 1926. 223 с.
  23. JI.A. Основы городского хозяйства. Москва, Госиздательство, 1928. 468 с.
  24. Г. А., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муници-пальньш хозяйством. М.: Моск. обществ, научн. фонд. 1997. С.160
  25. А.Г. Экономические проблемы развития форм городского расселения / Проблемы современной урбанизации. М.: Наука, 1972.
  26. А.Л. Миссия местных властей и проблемы предоставления услуг населению. Теоретические основы гражданской администрации. В кн.: Местное самоуправление: проблемы и перспективы. Под ред. М. Б. Горного. СПб: 1997. С. 89.
  27. Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку // Вопросы экономики. 1997. № 9. С. 84.
  28. География этноса в исторический период. Л.: Наука, 1990. 280 с.
  29. Н. Экономический анализ региональных систем. М.: Прогресс, 1980.280 с.
  30. P.A. Научные догмы и действительность в изменяющейся институциональной среде // МЭ и МО. 1976. № 12.
  31. Т. Самоуправления: воспоминания о будущем. В кн: СССР: демографический диагноз. — М., 1980.
  32. Городская целевая программа «Молодой семье доступное жилье» на 2004−2010 годы. Краснодар, С.20
  33. A.A., Кулибанов B.C., Лебедева Т. В. Реформирование экономики при дефиците инвестиций / ИСЭП РАН, СПб Отд. Академии инвестиций и экономики строительства. СПб., 1995. — 95 с.
  34. Городские жители и власти на пути к сотрудничеству: бюджет, который можно понять и на который можно влиять. Бюджетное послание главы города Петрозаводска на 1999 год. Комментарии экспертов. /Под редакцией Т. И. Виноградовой. СПб, 1999. — 96 с.
  35. А.Д. История местного управления в России. Собрание соч. -СПб. 1899. Т. 2. — с. 432. В. И. Мукомель. — М.: Прогресс. 1990. с. 183−184.
  36. А., Ишаев В. Программа социального развития Дальнего Востока и Забайкалья: первые шаги // Экономист. 1997. № 9. С. 10−19.
  37. О.В., Иоффе Г. В., Трейвиш А. И. Центр и периферия региональном развитии. М.: Наука, 1991. 168 с.
  38. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометиздат, Изд. З-е. 1990.528 с.
  39. К. Инвестиционная деятельность в регионах России // Вопросы экономики. 1995. № 3. С. 129.
  40. К.Н. Источники финансирования капиталовложений в регионах. 1997. № 9. С. 20.
  41. Д.К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979. С.406
  42. И.В. Местное самоуправление в мегаполисе. В кн.: Местное самоуправление: проблемы и перспективы. Под ред. М. Б. Горного. СПб: 1997. С. 170 .
  43. А., Жукова И. Малые и средние города: местное самоуправление плюс государственная поддержка // Человек и труд. 1997. № 6.
  44. М. Программа курса «Экономика региона» // РЭЖ. 1997. № 5−6.
  45. Европейская хартия местного самоуправления. Страсбург. 15 октября 1985 г. ст. 6.
  46. В.В., Пресняков В. Ф. Фирма как экономическое явление и институт общества//Экономика и математические методы. 1995. Т.31. Вып.2.
  47. С. А., Тишин ЕВ Стандарты качества жизни в системе социального управления СПб : ИСЭП РАН. 1998 — 67 с.
  48. В. Методы регионального анализа. Введение в науку о регионах. М.: Прогресс, 1966. 659 с.
  49. A.A. Экономические итоги XX века. М., 2001 .С.76
  50. И.А. Экономика городов: региональный аспект развития. М.: 2003.148 с.
  51. Инвестиционная политика России (современное состояние, зарубежный опыт, перспективы) // МэиМО. 1996. № 4−5.
  52. Т.М. Экономическое районирование. М.: 1982. 216 с.
  53. Р.И. Философия рынка Ф. Хайека // МЭ и МО. 1989. № 12.
  54. В. Региональная инвестиционная политика: международный опыт // Вопросы экономики. 1995. № 3. С. 135.
  55. Курс экономической теории /Под общ. Ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров, 1994. С. 66.
  56. Т.И. Взаимосвязи общенациональной и региональной систем в экономике: методологический аспект: Дис. д-ра экон. наук. Томск, 1994.
  57. Ф., Абдыкулова Г., Кушникова И., Каширская С. Вариантный прогноз эволюции экономики российских регионов// РЭЖ. 1997. № 8.
  58. Г. Регион как информационная среда предприятия. Препринт, 1990.
  59. А.Е., Литовка О. П., Рохчин В. Е., Румянцев A.A. Экономика крупного города: проблемы структурной перестройки. СПб: ИСЭП РАН, 1994.С.249
  60. А. Е., Рохчин. В. Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга СПб ИСЭПРАН, 1995 — 143 с.
  61. Л. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России // РЭЖ. 1997. № 3.
  62. Краснодар: социально-экономическая характеристика. Краснодар 2003 С.74
  63. Н.Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики. М.: Наука, 1991. 570 с.
  64. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997−2000 годы Структурная перестройка и экономический рост // Вопросы экономики. 1997. № 1. С. 4.
  65. Р.Г. Природа фирмы //Теория фирмы: Сб. ст.: Пер. с англ. М., 1995. С. 156
  66. Ю. Неоклассическая теория производства и распределения //МЭи МО. 1987. № 10
  67. В. Экономическое положение и направления инвестиционной деятельности в регионе // Экономист. 1997. № 2. С.67−72.
  68. Т., Овчинцева Л. Кооперация и самоуправление : Россия и Германия от середины прошлого века до наших дней // Вопросы экономики. 1995. № 1. С. 159.
  69. Культура города: проблемы качества городской среды. М.: НИИ культуры, 1986.С.245
  70. Курс экономической теории /Под.ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров, 1994. С. 256.
  71. Г. М. Города на пути будущее. М.: Мысль, 1987. 236 с.
  72. Г. М., Петров Н. В. Геоурбанистика в СССР: основные достижения, направления исследований. М.: АН СССР, 1986. 200 с.
  73. В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Статья десятая. Смысл и механизмы государственного регулирования территориального развития // РЭЖ. 1997. № 3−4.
  74. В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // РЭЖ. 1995. № 1−3, 5−6.
  75. В. Экономические эссе: Пер. с англ. М., 1990. С.110
  76. О.П., Новиков Э. А. Природно-ресурсный потенциал региональных социально-экономических комплексов. М.: Наука, 1991.128 с.
  77. В.И. Развитие капитализма в России. Полн.Собр.Соч.5 изд. т. З
  78. В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. Полн. Собр. Соч. 5 изд. т.27.
  79. Н. Регионы России в 1996 году // Экономист. 1997. № 6. С.60−67.
  80. С.Н., Панченко В. И., Покрытая Г. П., Солодков П. П. Экономическая теория хозяйственной практике. М., 1990. С. 122.
  81. Н., Беденков А. Социально-экономическое положение регионов России (обзор) // Вопросы экономики. 1995. № 3. С. 121.
  82. К. Экономическо-философские рукописи. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. т. 42. М., 1974. С. 41−144
  83. К. Капитал. К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч.т.23. М. Д960.С.770
  84. А. Активизация инвестиционной политики // Экономист. 1997. № 9. С.54−61.
  85. Н.Д. К анализу процессов территориальной концентрации и дисперсии производительных сил / Вопросы системного подхода в исследованиях региональной экономики. М.: СОПС, 1976.
  86. Н.Д. К выделению системы «население хозяйство -территория» как основной категории регионального развития производительных сил // Вестник МГУ. Сер.5. 1993. № 1. .
  87. Н.Д. О новой парадигме исследования стратегических проблем регионального развития / Стратегия экологической безопасности России. С.-Пб, 1992.
  88. Н.Д. Об актуальных тенденциях и предпосылках региональногоразвития / Инвестиционный потенциал региона и его использование. Киев: СОПС АН Украины, 1991.
  89. Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М.: Наука, 1995.
  90. В.И. США: человеческий фактор и эффективность экономики. М&bdquo- 1991. С. 134.
  91. И. П. Тимошенко В.А. Резервы территориального бюджета // Финансы. 1997. № 6. С. 34.
  92. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. М.: Информэлектро, 1994 -80 с.
  93. Методологические основы разработки и реализации комплексной программы развития региона. Новосибирск: Наука, 1988.317 с.
  94. Методологические проблемы региональной экономики. М.: СОПС, 1976.355 с.
  95. . Экономическая реформа в регионе: проблемы сочетания федерации и территории // Вопросы экономики. 1995. № 7. С. 142.
  96. М., Саркисян Р., Спектр А. Необходимость и факторы перехода к ресурсоэкономному развитию // РЭЖ. 1997. № 11−12.
  97. А. Институциональный подход к стратегии социально-экономического развития //Экономист. 1998. № 4.
  98. Муниципальная собственность в России: проблемы становления и развития / В. А. Максимов, С. И. Игнатова, А.А.Кочергин- Ростов. Гос. ун-т. Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 1994. — 54 с.
  99. Г., Пригожин И. Познание сложного. Введение: Пер. с англ. М., 1990. С.275
  100. Д. Институциональные предпосылки экономическогороста в России // Вопросы экономики. 1997. № 11.С.32.
  101. Д. Институциональные изменения: рамки анализа// Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 6.
  102. О финансовых основах местного самоуправления и формирование бюджетов муниципальных образований в 1998 году (Решение Совета по местному самоуправлению Российской Федерации) // Финансы. 1997. № ц. с. 14.
  103. Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации: Закон. 28 августа 1995. № 154 ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 17.
  104. В. Основные принципы экономической политики //Российский экономический журнал. 1993 .№ 6.
  105. Осипов В. А Социофизические циклы и этносоциальный прогноз М., 2001. С.136
  106. Основы местного самоуправления в городах России / Под ред. А.Е. Когу-та. ИСЭП РАН. СПб, 1995. — 257 с.
  107. П.А. Современная американская политэкономия (вопросы методологии). М., 1991. С. 284.
  108. E.H. Среда человека: предвидимое будущее. М.: Мысль, 1990.С.365
  109. A.B. Механизм циклического развития социосистем. М., 2000 С.240
  110. А.Е. Проблемы повышения качества жизни населения крупного города. СПб., 1997. С, 5−12.
  111. К. Открытое общество и его враги: Пер. с англ.: В 2 т. М., 1992. Т. 2. С.138
  112. Г. Х. Отмена крепостного права в России. В кн: Истоки. Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Вып. 2 под ред. Жами-на В.А. и др. — М.: Экономика. 1990. с. 44.
  113. Т., Стюарт Й. Теория катастроф и ее приложения: Пер. с англ. М., 1980. С.519
  114. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. 432 с.
  115. Проблемы региональной экономики: суждения и решения // Вопросы экономики. 1997. № 2. С. 157.
  116. Прогноз социально-экономического развития на 1998 год // Экономист. 1997. № 10. С.3−16.
  117. A.B. Что дает новый налоговый кодекс регионам // Финансы. 1997. № 11. С. 23.
  118. Региональные исследования за рубежом. М.: Наука, 1973. 303 с.
  119. Рекомендации участников семинара «Территориальные бюджеты и межбюджетные отношения в условиях развития бюджетного федерализма и перехода к. рыночной экономике // Финансы. 1997. № 7.С. 13.
  120. Рохчин В Е., Жилкин С. Ф. Стратегический выбор города научный подход СПб. ИСЭП РАН, 1998, — 112 с.
  121. А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М., 1956 С.560
  122. Ю. Село город — область: единая система региональной политики //Экономист. 1997. № 8. С.42−47.
  123. Е., Степанова В. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления // Экономист. 1997. № 5. С.45−48.
  124. С. Оценка эффективности региональных программ содействия занятости населения // Экономист. 1997. № 6. С.68−74.
  125. В. Региональная политика в Великобритании // МэиМО. № 6.
  126. Социально-экономическое развитие регионов в 1996 году // Финансы и кредит. 1997. № 4.
  127. И.В. Экономические проблемы социализма. М., 1952.
  128. П.Б. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. М., 1989, с. 95
  129. М.М. Человек. Регион. Город. Алматы. 1990. — 137 с.
  130. Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии М., 1991, с.336
  131. Т.В. Краснодар изменится к 2025 году. Краснодар, 2003. С.96
  132. А. Постижение истории: Пер. с англ. М., 1991. С. 251.
  133. В., Глазырин M., Постышев JI. Образование производственно-социальных комплексов регионов // Экономист. 1997. № 3. С.67−72.
  134. И. Уединенное государство в отношении к общественной экономии. М., 1993, с. 234
  135. А. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики. 1998. № 3.
  136. Я. О мерах по оживлению инвестиционного процесса // Экономист. 1997. № 1. С. 69.
  137. Я. Перспективы инновационной активности // Экономист. 1997. № 2. С.3−9.
  138. С. Электоральное поведение российских регионов // МЭиМО. 1996. № 6.
  139. Н.П. Вопросы оптимального функционирования экономики. М.: Наука, 1990. 299 с.
  140. Дж. Динамика развития города. М.: Прогресс, 1974. 288 с.
  141. H.A. Актуальные вопросы методологии политической экономии. М., 1964.
  142. Г. А. Роль регионов в развитии промышленности и строительства// Финансы. 1997. № ю. С. 18.
  143. В.М. Оценка направленности развития социально-экономических систем. М., 2002. С. 186
  144. Ф.И., Котилко В. В. Предпринимательство в России: регионально-отраслевой аспект. М.: ОАО, Изд-во «Экономика», 1997.-С.352
  145. В.Г. Анализ факторов гарантированного экономического роста региона//Регионология. Саранск, 1996. № 1.0.189−195.
  146. Р.И. Разработка крупных территориальных программ / Комплексное региональное планирование и прогнозирование. М.: Наука, 1989.158с.
  147. П.И. Дневник Арсеньева. Археографический ежегодник за 1977 год. М.: 1978. с.312−322
  148. Ю.В., Авдеева Т. Т. Основы развития местного хозяйства. М.: Дело, 2000 с. 14−22
  149. М., Фридман Р. Могучая рука рынка //Фридман и Хайек о свободе. Минск, 1990. С.56
  150. Хармстон, 1983, Саммерс и др., 1988, CD in Persp. С. 74.
  151. Shaffer Ron. Community Economics. Economic Structure and Change in Smaller Communities. Iowa. Iowa State Univercsity Press. Ames. P.p. 3−4.
  152. Hill D.M. Democratic Theory and Local Government. L: Allen A. UNWIN. 1974.
  153. United Nations Ad Hoc Group of Experts in Community Development. 1963. Community Development and National Development. New York. P.4.
  154. R.Boudeville. Problem of Regional Economic Planning. Edinburg, 1966.
  155. Хейк Ф. А. Пагубная самонадеянность: Ошибки социализма: Пер. с англ. М., 1992. С.120
  156. .С., Смидович С. Г. Расселение населения: (Основные понятия и методология). М.: Финансы и статистика, 1981.
  157. Н.А. Косвенные методы государственного стимулирования иноваций: опыт Западной Европы. М., 2002. С.135
  158. М. Структурные изменения в развитии города. Новосибирск. -1995.-216 с.
Заполнить форму текущей работой