Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Эволюция и современное состояние организационно-правовых форм использования сельскохозяйственных земель

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе проведения земельной реформы появилась новая организационно-правовая форма использования сельскохозяйственных земель — крестьянские (фермерские) хозяйства. Организация землепользования первых крестьянских (фермерских) хозяйств произошла в начале 90-х годов прошлого века. В последующие годы процесс их образования протекал весьма неравномерно, менялись как численность хозяйств, так… Читать ещё >

Эволюция и современное состояние организационно-правовых форм использования сельскохозяйственных земель (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эволюция и Современное состояние организационно-правовых форм использования сельскохозяйственных земель

Изучение эволюции организационно-правовых форм использования в Беларуси земель в историческом аспекте показало, что формы землепользования на всех этапах развития сельского хозяйства определяются и регулируются государством, сообразуясь со сложившимися социально-экономическими условиями развития сельского хозяйства, путем принятия соответствующих законодательных актов.

Так, еще после Октябрьской революции 1917 г., в Декрете «О земле» указывалось, что «все недра земли, руда, нефть, уголь, соль и т. д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и пр. переходят в пользование общин, при условии заведования ими местными органами самоуправления» [14, с. 5]. В Декрете отмечается, что «формы пользования землею должны быть совершенно свободны: подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках» [14, с. 6].

Как отмечает академик П. Н. Першин, выход на хутор или отруб был заветной мечтой каждого крестьянина, поэтому организация хуторских и отрубных хозяйств продолжалась и после Октябрьской революции вплоть до начала активной коллективизации сельского хозяйства [20]. В результате на октябрь 1929 г. количество землепользований хуторского типа составило 56 645 хозяйств [25], однако такие формы хозяйствования в послереволюционный период не поощрялись государством, и их землеустройство проводилось в последнюю очередь. В связи с этим в «Общих началах землепользования и землеустройства», принятых в 1928 г., отмечалось, что землеустройство для надобностей государственных учреждений и предприятий, а также для организации земельной площади коллективных хозяйств производится вне очереди. По заявкам прочих землепользователей землеустройство в первую очередь выполняется для тех из них, которые переходят к формам землепользования, наиболее благоприятствующим кооперированию, коллективизации и поднятию технического уровня сельского хозяйства [16, с. 16].

Допуская свободу выбора форм землепользования, законодательные акты того времени вместе с тем подчеркивали предпочтительность общественной обработки земли. Декрет о Земле наряду с другими формами землепользования давал «…прямое преимущество коммунам и товариществам», поставив их на первое место [16, с. 6].

Законодательство того времени ориентировало крестьянство на коллективные формы землепользования — на создание сельскохозяйственных коммун, артелей, товариществ по совместной обработке земли и других простейших форм сельскохозяйственной кооперации.

В результате такой государственной политики в шести уездах Минской области, составлявших в 1921 г. территорию республики, были организованы и землеустроены 188 совхозов на площади 117 тыс. дес., 35 коллективных хозяйств — 3,1 тыс. дес. и 752 единоличных хозяйства на площади 425,6 тыс. дес. земли [17].

Введенный в действие в 1925 г. Земельный Кодекс Белорусской ССР признавал участково-подворный порядок землепользования с твердыми нормами представления земель. Он отражал наряду со свободным выбором форм землепользования предпочтение коллективным [6].

В результате землеустройства, проведенного с 1922 по 1925 гг., на землях государственного земельного фонда республики было образовано свыше 500 совхозов и колхозов с общей земельной площадью 120 тыс. дес. [24].

К 1929 г. на территории БССР функционировали 133 коммуны, 1513 артелей и 87 товариществ по совместной обработке земли, средний размер данных хозяйств составлял 196 га. Число совхозов в то время достигло 243, а средняя их площадь — 615 га [18, 19].

В этот период наиболее активно образовывались сельскохозяйственные артели, которые к началу сплошной коллективизации стали основной организационно-правовой формой коллективных хозяйств республики, составив в 1929 г. 88,5% против 69% в 1925 г. от их общего числа. Широкое развитие получила сельскохозяйственная кооперация как форма организации использования земли, охватившая к 1929 г. 69% крестьянских хозяйств и включавшая 3348 товариществ [25].

К 1937 г. в состав колхозов вошло около 87,5% крестьянских хозяйств и 96% посевной площади республики [13]. Хотя основные организационно-правовые формы использования земель оставались прежними, однако в связи с реорганизацией совхозов их количество уменьшилось с 248 в 1928 г. до 95 в 1940 г., а средний их размер по земельной площади за данный период возрос с 460 га до 2020 га. В связи с укрупнением мелких колхозов с 1935 по 1937 гг. их численность по республике сократилась с 10 923 до 9642 хозяйств, а общая площадь составила более 6,9 млн. гектаров земель [25].

По состоянию на 1.01.1941 г. общая площадь земель колхозов достигла 8503,6 тыс. гектаров, совхозов — 191,8 и единоличных хозяйств — 5666,7 тыс. гектаров, наделов рабочих и служащих — 8,5 тыс. гектаров. Средний размер совхоза составил 2020 га, а колхоза — 850 га [21].

После Великой Отечественной войны на территории республики на 1.01.1950 г. основными организационно-правовыми формами использования земель были колхозы, численность которых составляла 14 574, а средняя площадь землепользования — 700 га, в том числе 350 га пахотных земель. Организованные в довоенный период артели и коммуны в послевоенный период вошли в состав колхозов и совхозов как организационно-правовые формы использования земель [13].

По мере развития производительных сил в сельском хозяйстве республики в 50−60 годы активно проводилось укрупнение колхозов и перевод экономически слабых колхозов в совхозы. В результате этого численность колхозов к 1965 г. составила 2350, а средняя их площадь возросла до 4060 га, в том числе 1650 га пахотных земель [5].

В этот же период на базе экономически слабых колхозов и реорганизуемых МТС, а также путем укрупнения существующих совхозов были созданы новые крупные совхозы. Общее число таких хозяйств в республике в 1965 г. составило 629, а их земельная площадь — 3871,5 тыс. гектаров, или 28,5% площади земель сельскохозяйственного назначения [5].

Наряду с коллективными формами хозяйствования в республике значительные площади занимали приусадебное землепользование, размеры которого зачастую превышали установленные в то время законом нормы. Проведенная в 1964 г. массовая проверка этих земелепользователей, охватившая 576 тыс. дворов, более чем в 80% колхозов и совхозов республики выявила около 53 тыс. случаев нарушения закона о приусадебном землепользовании. В итоге свыше 4 тыс. гектаров земли было возвращено в общественный фонд колхозов и совхозов [23].

В земельном Кодексе Белорусской ССР, введенном в действие 1 июля 1971 г., подтверждалось, что «в соответствии с Конституцией Белорусской ССР земля является государственной собственностью, т. е. всенародным достоянием… и предоставляется только в пользование» [6, с. 77]. Согласно этому же Кодексу, земли сельскохозяйственного назначения предоставлялись в бессрочное пользование колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным предприятиям; кооперативным, общественым предприятиям и организациям для ведения сельского хозяйства; научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственым учреждениям для проведения полевых исследований и производственых целей; несельскохозяйственным предприятиям, организациям и учреждениям для ведения подсобного сельского хозяйства; гражданам для ведения личного подсобного хозяйства [6, с. 82, 94].

Земельным Кодексом предусматривалось в отдельных районах БССР землепользование единоличных крестьянских хозяйств, использующих предоставленные им «…участки полевой и приусадебной земли» для ведения сельского хозяйства в порядке и в пределах норм, установленных Советом Министров БССР.

В соответствии с этим же Кодексом в 70 и 80 годы продолжалась реорганизация существующих сельскохозяйственных предприятий и образование новых землепользований. В результате к началу земельной реформы 1990 г. основными организационно-правовыми формами использования земель в республике остались колхозы, совхозы, а также приусадебное землепользование сельского населения. В 1990 г. численность колхозов в республике составила 1644 со средней площадью сельскохозяйственных земель 3409 га, совхозов — 871 со средней площадью землепользования 6488 га.

Таким образом, основными организационно-правовыми формами использования земель в канун новой земельной реформы были совхозы (государственная собственность), колхозы (коллективная собственность), подсобные хозяйства, земли граждан (приусадебное землепользование, коллективные сады и огороды, служебные наделы).

Начатая в республике в 1991 г. земельная реформа явилась составной частью общей экономической реформы, связанной с переходом народного хозяйства на работу в условиях рыночной экономики. Она предусматривала перераспределение земель с целью создания условий равноправного развития различных организационно-правовых форм хозяйствования на ней, формирования многоукладной экономики в аграрном секторе и достижения на этой основе стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции [15].

Объектом земельной реформы явились все земли республики. Правовой основой организации использования земель в новых условиях хозяйствования служат Конституция Республики Беларусь [12], Кодекс Республики Беларусь о земле [9], Гражданский кодекс Республики Беларусь [4], другие нормативно-правовые акты.

В частности, в статье 13 Конституции Республики Беларусь отмечается, что «земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства» [12, с. 51].

В соответствии с действующим Кодексом Республики Беларусь о земле в настоящее время собственность на землю выступает в государственной и частной формах. Земля может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности [9].

В ходе исследования установлено, что в Республике Беларусь путем реформирования ранее существующих колхозов и совхозов образованы и функционируют различные организационно-правовые формы использования сельскохозяйственных земель. При этом под организационно-правовой формой субъектов, использующих сельскохозяйственные земли, понимается совокупность их имущественных и организационных отличий, способов формирования материально-технической базы [1].

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь [4] и в зависимости от форм собственности на средства производства организационно-правовые формы использования сельскохозяйственных земель имеют определённые различия. Так, государственная собственность представлена в виде республиканских сельскохозяйственных унитарных предприятий (РСУП, РУСП); частная — сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК, ПСП), хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ (ООО, ОДО), акционерных обществ (ЗАО, ОАО), крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан; коллективными садоводством и огородничеством.

К государственным предприятиям, использующим сельскохозяйственные земли, относятся: опытно-конструкторские хозяйства, племзаводы, экспериментальные базы, конезаводы, подсобные и другие государственные сельскохозяйственные предприятия.

Все организационно-правовые формы хозяйствования по использованию сельскохозяйственных земель, согласно Гражданскому кодексу [4, ст. 46], можно подразделить на два вида: коммерческие и некоммерческие организации.

Целью коммерческих организаций является получение прибыли от сельскохозяйственной деятельности и (или) распределение ее между участниками организации, а некоммерческие организации не имеют целью извлечение прибыли.

Коммерческие сельскохозяйственные организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств. Некоммерческие организации, связанные с использования земель, создаются для удовлетворения материальных потребностей граждан и представлены в виде садоводческих и огороднических кооперативов, сельскохозяйственных подсобных хозяйств, промышленных и других организаций и предприятий [4].

Определенные законодательными актами различные организационно-правовые формы использования земель можно систематизировать и представить в следующем виде (рис. 1).

Согласно земельному кадастру, все земли различных организационно-правовых форм использования подразделяются по видам и категориям землепользователей. В частности, выделяются земли сельскохозяйственных организаций, крестьянские (фермерские) хозяйства, земли граждан. При этом земли, предоставленные гражданам с целью ведения некоммерческого сельскохозяйственного производства, включают земли личных подсобных хозяйств, коллективного садоводства и дачного строительства, огородничества и другие.

Наиболее крупным землепользователем в агропромышленном комплексе республики являются сельскохозяйственные организации. Их общая численность на 1.01.2009 г. составила 2519 хозяйств, а занимаемая площадь — 8944,5 тыс. гектаров, в том числе пахотных земель — 4651,3 тыс. гектаров. Средняя площадь хозяйства составляет 3551 га, в т. ч. 3031 га сельскохозяйственных земель.

В процессе проведения земельной реформы появилась новая организационно-правовая форма использования сельскохозяйственных земель — крестьянские (фермерские) хозяйства. Организация землепользования первых крестьянских (фермерских) хозяйств произошла в начале 90-х годов прошлого века. В последующие годы процесс их образования протекал весьма неравномерно, менялись как численность хозяйств, так и средние размеры земельной площади. Наряду с появлением новых хозяйств часть ранее созданных прекратила свое функционирование. В результате, по данным Государственного земельного кадастра Республики Беларусь, на начало 2009 г. количество крестьянских (фермерских) хозяйств составило 1995, а занимаемая ими площадь — 118,2 тыс. гектаров, из них 103 тыс. гектаров сельскохозяйственных земель, в том числе 77 тыс. гектаров — пахотных. Средняя площадь крестьянского (фермерского) хозяйства составила 59,2 га, в том числе 38,5 га пахотных земель [3].

Земли, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, занимают 464,5 тыс. гектаров, а численность землепользователей данной категории составляет 796 142. Средняя площадь личного подсобного хозяйства равняется 0,58 га.

Земли, предоставленные гражданам как субъектам хозяйствования для ведения садоводства и дачного строительства, составляют 42,3 тыс. гектаров, а количество землепользователей насчитывает здесь 544 542 чел. Средний размер данного вида землепользования — 0,078 га.

Для ведения коллективного огородничества предоставлены земли 161 814 землепользователям. Общая площадь данных земель достигает 18,3 тыс. гектаров, а средний размер земельного надела составляет 0,11 га.

Уровень использования земель и эффективность производства имеют существенные различия как при различных организационно-правовых формах использования земли, так и между отдельными предприятиями одной организационно-правовой формы землепользования.

На основании статистических данных Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, по генеральной выборке сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм нами выполнен анализ эффективности их сельскохозяйственного производства. При этом принято, что основными показателями, характеризующими эффективность производства и использование земель в рассматриваемых хозяйствах, являются валовая продукция и прибыль, приходящиеся на 100 млн. рублей основных фондов, на 100 балло-гектаров сельскохозяйственных земель и на одного среднегодового работника (табл.).

Выполненные исследования показали, что наибольший средний размер по общей площади и по площади сельскохозяйственных земель имеют открытые акционерные общества — 5250 га и 4455 га, а наименьший — хозяйственные товарищества — 2827 и 2376 га соответственно. Лучшее качество земель отмечается в акционерных обществах: балл плодородия сельскохозяйственных и пахотных земель здесь составляет 30,1 и 32,4. Менее плодородные земли — частные унитарные предприятия: балл их сельскохозяйственных и пахотных земель соответственно составляет 24,8 и 27,1. Наиболее эффективное использование сельскохозяйственных земель наблюдается в республиканских унитарных предприятиях и открытых акционерных обществах, где на 100 балло-гектаров сельскохозяйственных земель приходится 6,7 и 5,9 млн. рублей валовой продукции, а также 0,95 и 1,02 млн. рублей прибыли. Менее эффективно используются земли в хозяйственных товариществах и коммунальных унитарных сельскохозяйственных предприятиях, в которых выход валовой продукции на 100 балло-гектаров составляет 2,7 млн. рублей, а прибыль — 0,44 и 0,36 млн. рублей соответственно.

Основные фонды наиболее эффективно используются в частных унитарных предприятиях, где на 100 млн. рублей основных фондов производится 41,2 млн. рублей валовой продукции и получается 5,1 млн. рублей прибыли. С меньшей отдачей они используются в хозяйственных товариществах, в которых названные показатели соответственно составляют — 20,0 и 0,44 млн. рублей на 100 млн. рублей основных фондов.

Таким образом, из 1547 исследуемых сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм наиболее эффективное использование земель наблюдается в республиканских унитарных предприятиях и открытых акционерных обществах, менее эффективное — в хозяйственных товариществах и коммунальных унитарных сельскохозяйственных предприятиях.

Заключение

Обобщая результаты проведенных исследований, можно сделать следующие выводы:

  • 1. На всех этапах развития сельского хозяйства организационно-правовые формы использования земель определяются государством, Кодексом Республики Беларусь о земле и другими законодательными актами.
  • 2. Организационно-правовые формы использования земли находятся в постоянной эволюции, изменяются виды, количество и площади землепользований. Наблюдается общая тенденция к укрупнению средних площадей их сельскохозяйственных земель.
  • 3. В настоящее время организационно-правовые формы использования сельскохозяйственных земель представлены коммерческими и некоммерческими сельскохозяйственными организациями, которые, в свою очередь, подразделяются на различные виды в зависимости от организационно-правовой формы и распределения прибыли. Самой распространенной организационно-правовой формой коммерческих сельскохозяйственных организаций являются производственные кооперативы.
  • 4. Наиболее высокие показатели эффективности сельскохозяйственного производства и использования земель имеют коммерческие сельскохозяйственные организации, представленные открытыми акционерными обществами и республиканскими унитарными предприятиями.
  • 1. Бусел, И. П. Экономика сельскохояйфственного предприятия с основами менеджмента: пособие / И. П. Бусел, П. И. Малихтарович. Минск: Литература и искусство, 2008. 448 с.
  • 2. Варламов, А. А. Повышение эффективности использования земли / А. А. Варламов, С. Н. Волков. М.: Агропромиздат. 1951. 143 с.
  • 3. Государственный земельный кадастр Республики Беларусь (по состоянию на 1 января 2009 года). Минск: Госкомимущество Республики Беларусь, 63 с.
  • 4. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с обзором изменений, внесенных в 2006;2008 гг./ авт. обзора В. С. Касенков. Минск: Амалфея, 2008. 736 с.
  • 5. Ежегодные отчеты МСХ БССР о распределении земель по угодьям и землепользователям // Текущий архив МСХ БССР.
  • 6. Земельный кодекс Белорусской ССР, Минск: Из-во «Беларусь». 1971.-142 с.
  • 7. Земельный Кодекс БССР. Минск, 1927.
  • 8. Интенсивное использование земель в Центрально-Черноземной зоне / под. ред. В. Я. Заплетина. М.: Россельхозиздат, 1979. 133 с.
  • 9. Кодекс Республики Беларусь о земле. 23 июля 2008 г. № 425-З. Минск: Учеб. центр подгот., повышения квалификации и передпогот. кадров землеустроит. и картографо-геодез. службы, 2008. 83 с.
  • 10. Колмыков, В. Ф. Эффективное использование земель и организация территории в АПК: монография / В. Ф. Колмыков. Горки: БГСХА, 2003. 183 с.
  • 11. Комов, Н. В. Российская модель землепользования и землеустройства / Н. В. Комов. М.: Институт оценки природных ресурсов, 2001. 620 с.
  • 12. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.). Минск: Беларусь, 1997. 94 с.
  • 13. Народное хозяйство Белорусской ССР за 40 лет / Минск, 1957.
  • 14. О земле. Декрет II Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 26 октября 1917 г. // Сборник законодательных актов о земле. М.: Госюриздат, 1960. С. 4−6.
  • 15. О поведении земельной реформы в республике. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 18 февраля 1991 г. № 612-XII // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2001. 4/1891.
  • 16. Общие начала землепользования и землеустройства. Постановление ЦИК СССР от 15 декабря 1928 г. // Сборник законодательных актов о земле. М.: Госюриздат, 1960. С. 14−18.
  • 17. Отчет о деятельности Управмелиозема за 1921 г. // ЦГОАР БССР, Фонд 48. Оп. I. Д. 1054, л. 42.
  • 18. Отчеты Народного комиссариата земледелия БССР за 1922;1923;1928;1929 хозяйственные годы / Минск: Изд. НКЗ БССР, 1924;1939.
  • 19. Отчеты Народного комиссариата земледелия БССР с 1 января 1921 по 1 января 1922 г. И с 1 января 1922 по 1 октября 1922 г. / Минск, 1927.
  • 20. Першин, П. Н. Аграрная революция в России / П. Н. Першин. М.: Наука, 1966. Кн. 1: От реформы к революции. 450 с.
  • 21. Распределение земельных фондов БССР на 1.1 -1941 г. // ЦГАОР БССР. Фонд. 48. Оп. I. Д. 4508. Л. 7−35.
  • 22. Сулин, М. А. Рациональное использование земель в агропромышленном комплексе / М. А. Сулин, А. Я. Мордвинцев, Л.: Лениздат, 1988, 183 с.
  • 23. Текущий архив МСХ БССР. Отчет о распределении земель за 1964 г.
  • 24. ЦГАОР БССР. Фонд. 48. Оп. I. Д. 2687. Л. 96. Д. 4114. Л. 72.
  • 25. Ежегодные отчеты НКЗ БССР о землеустройстве на территории республики по состоянию на 1 октября // ЦГАОР БССР. Фонд. 48. Оп. I. Д. 4753. Л. 65.
  • 26. Шаманаев, В. С. Эффективное использование земли в условиях индустриализации сельского хозяйства / В. С. Шиманаев. М.: Колос, 1979. 205
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой