Перспективы строительства мини-НПЗ в Якутии
В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время в республике нет четко разработанной концепции развития малотоннажной переработки нефти и газа. Назрела необходимость разработки республиканской схемы размещения мини-НПЗ и миниустановок, увязав её с программами модернизации ЖКХ и энергетики, с топливно-энергетического балансом республики, с возможным включением схемы в программы… Читать ещё >
Перспективы строительства мини-НПЗ в Якутии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ПЕРСПЕКТИВЫ СТРОИТЕЛЬСТВА МИНИ-НПЗ В РС (Я)
П. Н. Семенов, А. И. Москвитин По данным топливно-энергетического баланса (табл.1), составленного Институтом физико-технических проблем Севера СО РАН (Н. А. Петров) ежегодная потребность Республики Саха (Якутия) в нефтепродуктах превышает 1,7 — 1,8 млн. т. и этот показатель будет ежегодно возрастать. В том числе потребность Западно-Якутского энергорайона составляет около 350 тыс. т. у. т., Центрально-Якутского 680 тыс. т. у. т, Южно-Якутского около 400 тыс. т. у. т и Северного 210 тыс. т. у. т.
Таблица 1.
Объемы завоза нефтепродуктов в Республику Саха (Якутия).
год. | Западно-Якутский энергорайон. | Центрально-Якутский энергорайон. | ЮжноЯкутский энергорайон. | Северный энергорайон. | Всего завоз нефтепродуктов тыс. т. у. т. |
309,0. | 585,4. | 300,8. | 172,0. | 1367,2. | |
327,3. | 620,0. | 328,3. | 180,6. | 1547,7. | |
330,9. | 635,4. | 336,5. | 185,1. | 1588,5. | |
337,5. | 648,1. | 343,2. | 189,7. | 1630,5. | |
344,3. | 661,0. | 350,1−395,3. | 194,5−200,6. | 1673,7 — 1700,0. | |
351,2. | 674,3. | 357,1−395,3. | 199,3−207,6. | 1718,2−1756,3. | |
358,2. | 687,8. | 364,2−415,0. | 204,3−214,5. | 1763,9- 1814,7. |
Топливно-энергетический баланс Республики Саха (Якутия) Наибольшие сложности возникают в топливообеспечении Северного энергорайона, который, характеризуется практическим отсутствием автомобильных дорог, сложными природно-климатическими условиями, небольшой численностью населения, разбросанностью и удаленностью населенных пунктов от крупных промышленных центров. В структуре потребления топливных ресурсов преобладает дизельное топливо.
Доля выработки электроэнергии дизельными электростанциями ОАО «Сахаэнерго» в республиканском производстве электроэнергии составляет 6,4%, а затраты на ее производство и распределение 32,8%. При этом топливная составляющая в себестоимости вырабатываемой электроэнергии дизельными станциями доходит до 70%.
Из таблицы 2 видно, что в структуре потребления топливно-энергетических ресурсов северного энергорайона преобладает дизельное топливо, которое, в основном, используется для выработки электроэнергии на дизельных электростанциях.
Табл. 1.
Потребность в топливно-энергетических ресурсах северного энергорайона, тыс. т.
Районы. | Дизельное топливо и др. нефте-продукты. | Газо; конденсат. | Сырая нефть. | Уголь. |
1. Абыйский. | 5,1. | 3,8. | ; | 10,7. |
2. Аллаиховский. | 6,7. | 2,7. | 5,9. | ; |
3. Анабарский. | 17,8. | ; | ; | ; |
4. Булунский. | 31,8. | 4,7. | 10,9. | ; |
5. Верхоянский. | 23,5. | ; | ; | 59,0. |
6. Жиганский. | 7,9. | 1,1. | 2,6. | 9,4. |
7. Момский. | 8,3. | ; | ; | 4,5. |
8. Нижнеколымский. | 31,3. | ; | ; | 16,5. |
9. Оленекский. | 4,9. | 2,0. | ; | ; |
10. Среднеколымский. | 10,7. | ; | ; | 26,0. |
11. Усть-Янский. | 72,0. | 3,1. | 7,7. | 88,4. |
12. Эвено-Бытантайский. | 3,1. | ; | ; | ; |
Всего. | 223,1. | 17,4. | 27,1. | 214,5. |
нефтеперерабатывающий завод саха топливный В настоящее время практически весь объем дизельного топлива завозится из-за пределов Республики Саха (Якутия).
Считается что, строительство мини-НПЗ и мининефтеперерабатывающих установок экономически целесообразно:
- — в местах отдаленных от центров крупнотоннажного производства нефтепродуктов;
- — для регионального обеспечения отдаленных от центра предприятий, расположенных вдоль магистральных нефтепроводов большой протяженности. Поэтому, с началом строительства нефтепровода ВСТО возникают новые перспективы строительства миниНПЗ для нужд потребителей Республики Саха. Очевидно, что экономические показатели становятся более привлекательными, за счет:
- — значительного сокращения сроков строительно-монтажных работ;
- — относительно небольших капитальных вложений;
- — удобства транспортной схемы;
К положительным моментам можно отнести:
- — дополнительные доходы в местные бюджеты;
- — создание новых рабочих мест.
Следует сказать, что в последнее время появились, принципиально новые технологии минипереработки тяжелых углеводородных фракций, такие как:
- — технология «Висбрекинг — Термакат» (г. Уфа, НПЦ «Термакат»). Максимальный выход светлых продуктов до 93% на нефть или 65−85% на мазут, в остатке неокисленные битумы. С 4 квартала 2008 года в Тюменской области ведутся пуско-наладочные работы на мини-НПЗ мощностью 80 тысяч тонн в год.
- — технология «БИМТ» (Институт Катализа СО РАН, г Новосибирск). Опытно-промышленые испытания прошли в ОАО «НИПИ газопереработка» в г. Краснодар. В настоящее время в нескольких сибирских регионах прорабатываются варианты строительства НПЗ с использованием технологий «БИМТ». НПО «Катализ» (г. Ангарск). Выход светлых нефтепродуктов с качественными параметрами до 75−80%. Эксплуатируются мини-НПЗ в Красноярске, Магнитогорске, Ангарске;
- — технология «Тирус» (г. Димитровград, Ульяновской области, НПЦ «Тирус»). В Нижегородской области строится мини-НПЗ мощностью 140 тысяч тонн в год с использованием блока «Тирус»;
- — технология ЗАО «Эволюция» (г. Барнаул) для мини-НПЗ мощностью 10−50 тысяч тонн в год;
- — технология мембранного разделения нефти УПН-10(г. Пермь).
По-нашему мнению одной из наиболее приемлемой и эффективной для Якутии является пермская УПН-10, 8 тыс. тн в год. Она простая, безопасная, недорогая, которая позволяет производить по относительно глубокой схеме переработки нефти 10−15% бензина А-76, 35−45% - дизельного топлива зимней и летней марок по ЕВРО-3и 4 и мазутное топливо. Так например, при эксплуатации УПН-10 в г. Мирный, Оленек, Сунтар срок окупаемости установки чуть более 6 месяцев.
Также миниустановки в комплексе с современными модульными установками очистки нефтезагрязненных сред (почва, вода и др.) должны стать экологическими центрами для защиты природы от возможных аварий на магистральных нефтегазопроводах и нефтегазопромыслах.
Как известно, Президент России Д. Медведев поручил провести проверку всех мини НПЗ на предмет качества производимых топлив, в связи с введением новых регламентов производства топлив по ЕВРО — 3−5.Эксплуатация большинства действующих прямогонных мини НПЗ и миниустановок, будет прекращена.
По классу миниустановок мембранная технология проходит. В настоящее время в республике по классу мини-НПЗ соответствует качественным показателям только проект строительства Иреляхского НПЗ -250, где заложены классические (довольно дорогие), технологии глубокой переработки нефти (каталический крекинг, сероочистка и др.).Тем не менее с учетом транспортных расходов и переработки собственной нефти эксплуатация Иреляхского НПЗ эффективна.
Выбор населенного пункта для установок локального производства нефтепродуктов, имеет важное значение, при этом необходимо руководствоваться следующими условиями:
- — объемом и номенклатурой основных потребляемых нефтепродуктов в данном месте и прилегающих к нему населенных пунктов.
- — физико-химическими свойствами исходного углеводородного сырья (нефти и газового конденсата) на месте предполагаемого производства нефтепродуктов;
- — удобством транспортной схемы доставки нефти и вывоза готовых нефтепродуктов;
- — экономической целесообразности размещения малотоннажного производства нефтепродуктов.
- — наличием необходимой инфраструктуры для монтажа и эксплуатации модульных мини-нефтеперерабатывающих производств (нефтебаз);
Руководствуясь вышеуказанными соображениями, считаем наиболее целесообразным размещение мини-НПЗ и миниустановок непосредственно в населенных пунктах, потребляющих мазут и другие виды нефтепродуктов, Мирный, Сунтар, Нюрба, Оленек, Ленск, Олекминск, Сангары, Жиганск, Тикси, Алдан, Нерюнгри и в перспективе Чокурдах, Черский, Нижнеянск.
При выборе мощности миниустановок в тех или иных населенных пунктах основным принципом является объем потребности конкретного населенного пункта в котельном жидком топливе (мазутном топливе) и моторном топливе для среднеоборотных дизелей районных дизельных электростанций, а попутно (до 50%) будет производится автобензин А-76 и качественное дизельное топливо «Евро-4».
Строительство и ввод в эксплуатацию мининефтеперерабатывающих установок в этих населенных пунктах позволит решить сложную проблему топливообеспечения труднодоступных населенных пунктов республики и будет иметь большой социально-экономический эффект.
В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время в республике нет четко разработанной концепции развития малотоннажной переработки нефти и газа. Назрела необходимость разработки республиканской схемы размещения мини-НПЗ и миниустановок, увязав её с программами модернизации ЖКХ и энергетики, с топливно-энергетического балансом республики, с возможным включением схемы в программы социально-экономического развития вышеуказанных улусов и районов.
Для реализации проекта строительства миниНПЗ и мининефтеперерабатывающих установок нужна всемерная поддержка Правительства и ИЛ Тумэна Республики Саха (Якутия).
1. Ведомственная целевая программа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия).
«Развитие электроэнергетики Республики Саха (Якутия) на период 2007;2011 годы» 2006 г.
- 2. Топливно-энергетический баланс Республики Саха (Якутия). Часть II Н. А. ПетровЯкутск 2006 г.
- 3. www.ecodizel.ru.