Достойный труд в региональных стратегиях управления занятостью и трудовыми ресурсами
Неоднородность и разноплановость стратегических целей и задач в сфере развития рынка труда и занятости свидетельствует об отсутствии согласованных ориентиров, единых принципов развития социально-трудовой сферы. В первую, очередь, это объясняется отсутствием общенациональной стратегии занятости, единой концептуальной основы развития социально-трудовой сферы. Региональные стратегии являются отчасти… Читать ещё >
Достойный труд в региональных стратегиях управления занятостью и трудовыми ресурсами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Аннотация. Статья основана на результатах контент-анализа документов долгосрочного стратегического планирования, принятых и реализуемых субъектами Российской Федерации Выборка включается в себя 22 региона и, соответственно, региональных стратегий развития, отобранных из разных групп субъектов РФ по уровню развития человеческого потенциала (по 5 и 4 из первой и второй десятки лидеров, 13 — из последующих групп регионов по уровню ИРЧП, отобранных случайным образом). Исследование показало, что несмотря на официальное признание принципиальной важности и необходимости реализации принципов концепции достойного труда, предложенных Международной организацией труда (МОТ), основные ее положения не находят отражения в стратегических документах большинства регионов России.
Обоснована необходимость внедрения в программы и стратегии регионального, равно как и национального, развития основных элементов и принципов концепции достойного труда. Развитие благоприятной социально-трудовой сферы, отвечающей принципам концепции достойного труда должно стать, на наш взгляд, одним из приоритетных стратегических направлений, взаимосвязующих и балансирующих социальные и экономические цели, ускоряющих инновационное развитие и модернизацию экономики на основе эффективной занятости и достойного труда.
Ключевые слова: достойный труд, занятость, стратегия, концепция, социально-экономическое развитие, регион Согласно прогнозам специалистов и экспертов, повышение гибкости и нестабильности трудовых отношений является определяющей глобальной тенденцией предстоящих двух десятилетий. Проблемы распространения неустойчивой занятости и прекаризации труда, размывания социально-трудовых стандартов, дальнейшей сегментации рынка труда, формирования «новых» и «опасных» социальных слоев, стали предметами дискуссий в целом ряде международных и национальных докладов Международной организации труда и Программы развития ООН [Стратегический глобальный прогноз, 2011, с. 196]. Одной из центральных целей, принятых на Саммите ООН по вопросам устойчивого развития на период до 2030 г., является «содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех» [Преобразование нашего мира., 2015].
В период интенсификации и индивидуализации труда, развития «круглосуточной» экономики заметно обострились проблемы обеспечения гуманных условий труда, сохранения физического и психического здоровья населения, поддержания баланса личной (семейной) и трудовой жизни; как следствие, под угрозой оказываются важнейшие принципы устойчивого социального и экономического развития. В этих условиях, концепция достойного труда, предложенная и развивающаяся в рамках МОТ с 1999 года, становится еще более актуальной и востребованной.
Одним из ответов на данные вызовы может стать, на наш взгляд, обновление национальной и региональных стратегий управления занятостью и трудовыми ресурсами регионах в соответствии с принципами концепции достойного труда. Главные принципы данной концепции — соблюдение прав и достоинств человека в сфере труда и гуманность являются необходимым условием сохранения и развития трудового потенциала Российской Федерации и ее регионов.
Наш анализ показал, что большинство системных рисков и угроз социальноэкономического развития обусловлена проблемами в социально-трудовой сфере региона, отсутствием позитивных структурных изменений на региональном рынке труда, существенным дефицитом возможностей занятости на локальных рынках труда, высокой долей неформальной занятости, смертностью в трудоспособном возрасте и структурными диспропорции на рынке труда, бедностью и правовой незащищенностью работающих, нерациональным использованием человеческого потенциала и т. д.
Между тем, почти во всех стратегических документах признается важность развития человеческого потенциала как важнейшего фактора модернизации экономики и перехода на инновационную модель развития. Однако, проблемы сохранения и бережного использования человеческого капитала, более полной и эффективной реализации человеческого потенциала в процессе производства национального богатства часто остаются открытыми.
Основные положения концепции достойного труда, встроенные в стратегии социально-экономического развития регионов России, стали бы связующим и балансирующим звеном между социальными и экономическими задачами государства и, одновременно, работала бы и на создание потенциально конкурентной институциональной среды — одной из приоритетных задач, определенных еще в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Концепция., 2008].
Контент-анализ программ и стратегий социально-экономического развития регионов России показал, что термин «достойный труд» не используется пока ни в одной из региональных стратегий. Вместе с тем, нельзя отрицать постепенное ее внедрение в практику управления социально-трудовой сферой как на национальном, так и на региональном уровнях. Об этом, к примеру, свидетельствуют следующие факты.
В России концепция достойного труда реализуется в рамках программ сотрудничества Международной организации труда и Российской Федерации. В группу регионов, в которых ведется системная работа в этом направлении входят г. Москва, Амурская, Воронежская, Свердловская, Ивановская, Кемеровская области, Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия) и ряд других [Труд, занятость., 2015, с. 19]. Республика Башкортостан стала первым субъектом Российской Федерации, в которой разработана и действует программа по реализации и продвижению принципов концепции достойного труда [Программа Федерации профсоюзов., 2013]. Разработка региональной программы реализации принципов этой концепции обсуждается в настоящее время и в Республике Саха (Якутия).
В декабре 2012 г. в г. Москве состоялась Международная конференция высокого уровня по вопросам Достойного труда, организованная Правительством Российской Федерации при поддержке Международной организации труда. По итогам встречи сформулирован вывод о необходимости разработки национальной программы по практическому воплощению принципов достойного труда. Начало работы в этом направлении отражается в разработке стандартов и индикаторов достойного труда для России [Шмаков., 2013; Индикаторы достойного труда…]. Например, в Ульяновской области утвержден стандарт достойного труда, разработаны дорожная карта по внедрению стандарта, а также индикаторы по оценке эффективности его внедрения [Стандарт достойного труда., 2014].
Несмотря на отсутствие самого термина «достойный труд», идеи и принципы этой концепции находят отражение в стратегиях социально-экономического развития целого ряда субъектов РФ: Тюменской области, Алтайского края, Калининградской области, Саратовской области, Республики Татарстан и др. В некоторых регионах принимаются и другие документы стратегического характера. Так, в Алтайском крае, кроме основной стратегии, принята Стратегия развития сферы труда и занятости населения Алтайского края на период до 2025 г. Стратегия развития сферы труда…, 2013]. В Республике Башкортостан, кроме вышеотмеченной региональной трехсторонней программы «Достойный труд в Республике Башкортостан на период до 2025 г.» разрабатывается концепция управления трудовыми ресурсами до 2025 г. Принятие подобных долгосрочных документов означает, что решение проблем труда и занятости, развитие социально-трудовой сферы становится приоритетным направлением социально-экономической политики регионов. В развитых странах данная тенденция воплотилась в Европейской стратегии занятости [Баймурзина и др., 2012, с. 21], концепциях качества занятости в Канаде, США и других стран [Measuгingquali 1уо1етр1оутепТ., 2010]. Более пристальное внимание при этом уделяется качественным аспектам занятости.
Анализ стратегий российских регионов показал, что система целевых индикаторов, призванных отслеживать реализацию поставленных целей и задач в сфере труда и занятости, часто ограничивается показателями уровня безработицы и численностью занятых в экономике. Между тем, руководством страны поставлена амбициозная задача создания и модернизации 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г., рост производительности труда к 2018 г. в 1,5 раза (относительно 2011 г.), увеличение числа высококвалифицированных работников до трети от общего числа квалифицированных работников, повышение уровня реальной заработной платы в 1,4−1,5 раза и т. д. [О методике расчета., 2014, с. 37].
Анализ стратегических документов свидетельствует также, что регионами плохо осознаются риски, связанные с изменениями форм и видов занятости, увеличением гибкости рынков труда и трудовых отношений, размыванием трудовых стандартов и норм, распространением прекаризированной занятости. При этом, эксперты предупреждают, что распространение прекаризации занятости несет в себе системные риски не только для всего социально-трудового пространства, но и для общества в целом, разрушительно действуя на фундаментальные социальные институты (семья, образование, право и др.), дегуманизируя и дестабилизируя общество [Бобков и др., 2014; Бизюков, 2013]. труд занятость экономика Вместе с тем, следует заметить, что в «Стратегии — 2030» Республики Татарстан, разработанной группой авторитетных экспертов и принятой в 2015 году, целевая модель рынка труда должна обеспечивать «гибкость, защищенность и управляемость». В других региональных стратегиях увеличение гибкости рынков труда рассматривается в большей степени как положительное и желательное явление, без должного внимания остаются латентные и возможные негативные последствия этого процесса.
Интересно отметить также, что проблемы занятости в региональных стратегиях социально-экономического развития рассматриваются «в разных весовых категориях», по-разному интерпретируется в них роль занятости в экономическом и социальном развитии региона. В одних документах проблемам занятости посвящаются отдельные части стратегии, в других они включены в разделы по развитию социальной сферы, в третьих — в разделы по развитию человеческого потенциала (или человеческого капитала), в четвертых — рассматриваются в контексте задач кадрового обеспечения секторов экономики, в том числе инновационных.
Неоднородность и разноплановость стратегических целей и задач в сфере развития рынка труда и занятости свидетельствует об отсутствии согласованных ориентиров, единых принципов развития социально-трудовой сферы. В первую, очередь, это объясняется отсутствием общенациональной стратегии занятости, единой концептуальной основы развития социально-трудовой сферы. Региональные стратегии являются отчасти автономными, в них не прослеживается стремление регионов к согласованному развитию. Национальный рынок труда представлен множеством региональных рынков труда, часто не связанных между собой. Обозначенная проблема осложняется и тем, что в условиях возрастающей роли человеческого фактора в экономике при одновременном сокращении численности трудоспособного населения, сами люди (в первую очередь, наиболее активные, а значит, и самые образованные и здоровые, перспективные и конкурентоспособные) стали важнейшим не только объектом, но и субъектом межрегиональной конкуренции.
Как известно, в настоящее время ведется активная работа по разработке Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года и других документов национального стратегического планирования [Принятие «Стратегии-2030», 2016]; «Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» [Матвиенко, 2016], прогнозируется пересмотр и обновление значительной части региональных стратегий развития. В связи с этим, считаем своевременной и востребованной разработку и принятие национальной стратегии занятости, основанной на принципах концепции достойного труда. Она, на наш взгляд, могла бы стать стартовой, в т. ч. методологической площадкой для стратегий развития регионального и субрегионального уровней.
- 1. Баймурзина Г. Р., Валиахметов Р. М., Колосова Р. П. Реализация принципов концепции Достойного труда в России: региональный аспект (на примере Республики Башкортостан).Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. с. 21.
- 2. Бизюков П. В. Практики регулирования трудовых отношений в условиях неустойчивой занятости. — М.: АНО «Центр социально-трудовых прав», 2013.
- 3. Бобков В. Н., Вередюк О. В., Колосова Р. П., Разумова Т. О. Занятость и социальная прекаризация в России: введение в анализ. Монография. М.: ТЕИС, 2014.
- 4. Индикаторы достойного труда. Методологические пояснения по расчету. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/ (дата обращения: 29.05.2016)
- 5. Труд, занятость и человеческое развитие. Доклад о развитии человеческого потенциала в Республике Башкортостан. Под общ. ред. Р. М. Валиахметова, Г. Р. Баймурзиной, Н. М. Лавренюк. Уфа: Восточная печать, 2015. с. 19.
- 6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. (Утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р)
- 7. Матвиенко В. И. Необходимо вырабатывать систему стимулирования регионов к самостоятельному развитию. Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ. URL: http://www.council.gov.ru/events/main_themes/68 482/ (дата обращения: 31.05.2016)
- 8. О методике расчета показателя прироста высокопроизводительных рабочих мест (по материалам научно-методического семинара Аналитического управления). Аналитический вестник 28(546). Под общей редакцией В. Д. Кривова. С. 37. URL: http://mobile.council.gov.ru/media/flles/41d51d7267abe5eb7d0a.pdf (дата обращения: 26.05.2016)
- 9. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 года. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/ N15/291/92/PDF/N1529192.pdf?OpenElement (дата обращения: 26.05.2016)
- 10. Принятие «Стратегии 2030» отложили на два года. Сайт издательского дома «Бюджет». URL: http://bujet.ru/article/290 232.php (дата обращения: 26.05.2016)
- 11. Программа Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, Объединений Работодателей Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан «Достойный труд в Республики Башкортостан» на период до 2025 года. URL: http://mintrudrb.ru/upload/docs/prog_dosttrud.pdf (дата обращения:
- 12. 26.05.2016)
- 13. Стандарт достойного труда в Ульяновской области (утв. распоряжением Правительства Ульяновской области от 20.09.2014 № 763-пр.) URL: http://ulmeria.ru/ ru/node/70 244 (дата обращения: 29.05.2016)
- 14. Стратегический глобальный прогноз 2030. Расширенный вариант. Под ред. ак. А. А. Дынкина. М., Магистр, 2011. с. 196.
- 15. Стратегия развития сферы труда и занятости населения Алтайского края на период до 2025 г. (утв. постановлением Администрации Алтайского края 24.12.2013 № 684) URL: http://www.econom22.ru/upload/iblock/04a/Post684_131 224.pdf (дата обращения: 27.05.2016)
- 16. Шмаков М. В. Достойный труд — основа социальной политики! Интервью газете «Труд» № 3 от 15 января 2013 года. URL: http://www.fnpr.ru/n/256/7569.html (дата обращения: 26.05.2016)
- 17. Measuring Quality of Employment. Country Pilot Reports. United Nations Economic Commission for Europe. Geneva, 2010. URL: http://www.unece.org/stats/documents/ qualityofemployment/ (дата обращения: 26.05.2016)