Образование тяглых сословий.
Закрепощение крестьянства
Гости составляли весьма малочисленную группу, около 30—40 семей. Они имели много привилегий. Статус гостей получали купцы с крупными капиталами, занимавшиеся внешнеторговой деятельностью. Гости были неподсудны воеводам (суд над ними вершился только в Москве в приказе Большой казны), освобождены от ряда налогов и от всяких натуральных повинностей, имели право держать у себя в доме огонь в любое… Читать ещё >
Образование тяглых сословий. Закрепощение крестьянства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Становление централизованного государства сопровождалось оформлением тяглых сословий, обеспечивавших финансовые поступления в государственную казну. Тяглое население включало крестьянство и население посадов. Они были обязаны платить натуральные и денежные подати государству.
Различались две основные категории крестьянства: черносошные крестьяне, т. е. жившие на «черной» (государственной) земле, и владельческие крестьяне — крестьяне, жившие на дворцовых, поместных, вотчинных и монастырских землях. Обе категории были обложены тяглом. На землях частных владельцев крестьяне жили по договору и были обязаны платить оброк или выполнять определенные работы.
До XV в. значительная часть земледельческого населения была лично свободна, жила мирами и могла перемещаться в поисках лучших условий проживания и выбирать себе господина. Ограничение перехода наступало вследствие задолженности крестьянина феодалу, но это была зависимость экономическая, а не личная.
Формирование централизованного государства и развитие поместной системы требовали закрепления этой самой многочисленной части населения на земле. Становление поместной системы как материальной базы содержания дворянства и армии требовало ее эффективного функционирования, а соответственно разрешения вопроса об обеспечении поместий рабочей силой. Уже в период феодальной раздробленности в княжеских договорах содержались взаимные обязательства не принимать в свои владения крестьян из другого княжества, что фактически означало прикрепление крестьян к феодалу в пределах княжества. С ликвидацией феодальной раздробленности эти нормы утратили значение, но процесс закрепощения продолжал развиваться. Судебник 1497 г., заменивший прежние судебные грамоты отдельных княжеств, ввел ограничения крестьянского перемещения, т. е. ограничил право крестьян на переход от одного феодала к другому определенным сроком — Юрьевым днем (26 ноября, включая предыдущую и последующую недели). Такие ограничения уже существовали ранее в отдельных землях (Троице-Сергиев монастырь, Кирилло-Белозерский монастырь). Теперь это правило превратилось в общегосударственную норму, дополняясь обязанностью уходящего крестьянина уплачивать пожилое: за пользование двором — 1 рубль с крестьянского двора в местностях без леса и полтину — в лесистых местностях. Размеры пожилого различались также в зависимости от срока проживания на земле данного феодала. Вводимые ограничения более всего отвечали интересам помещиков, так как относительно небольшие и экономически слабые поместья оказывались менее конкурентоспособны перед вотчинами в смысле привлечения крестьянского населения.
Одновременно Судебник Ивана III содержал положения по ограничению источников полного холопства. Так, в «Пространной правде» одним из источников полного холопства было поступление на службу ключником или тиуном, теперь такие последствия влекло поступление на службу только в деревне. Судебник регулировал также вопросы наемного труда, что указывает на остроту проблемы рабочей силы. Содержатся определения различных форм найма на работы (наймитов). При этом прежде всего соблюдались интересы нанимателя, уход работника ранее договорного срока лишал его права на получение оплаты труда.
Расширение поместного землевладения в XVI в. сопровождалось дальнейшим наступлением на права крестьянства. Судебник 1550 г. наряду с закреплением предыдущего законодательства по вопросу о крестьянском отказе увеличивал размеры и уточнял порядок уплаты пожилого, усиливая экономические ограничения перехода. Активная раздача в поместья «черных» земель влекла закрепление свободных черносошных крестьян за новыми владельцами. Еще большее давление на крестьянство происходило в годы опричнины.
Дробление вотчин на поместья, насильственная ломка феодальных вотчин сопровождались дроблением крестьянских миров и насилием по отношению к крестьянству. Опричнина и разорение в ходе Ливонской войны усугубили кризис крестьянского хозяйства. Это вызывало стремление крестьян к переходу в наиболее крупные и сильные хозяйства — монастырские, вотчинные. В интересах дворянства было остановить процесс крестьянской миграции. Иван IV провел ряд законов, направленных на укрепление экономических позиций дворянства. Важнейшим из них была временная отмена Юрьева дня. В 1580 г. был издан Закон о заповедных летах, т. е. годах, в течение которых переходы были отменены вообще. Отмена Юрьева дня рассматривалась как временное явление. Первым заповедным годом объявлялся 1581 г. Тогда же была проведена общая перепись земель в стране, продолжавшаяся до 1592 г. Крестьяне были занесены в писцовые книги на тех территориях, где их застали «заповедные лета». Запись в писцовые книги служила юридическим основанием прав землевладельца на крестьян, живших на его земле. В 1597 г. вышел Закон об урочных летах, т. е. о сыске беглых крестьян в пятилетний период (после переписи 1592 г.) и возвращении их владельцу. Тем самым фактически было установлено крепостное право.
Небывалые неурожаи начала XVII в. вызвали голод и волнения. Борис Годунов был вынужден приостановить действие «заповедных лет» и восстановить Юрьев день. Однако ни эти решения, ни попытки правительства поддержать порядок с помощью раздачи хлеба из государственных закромов не предотвратили Смуту. В Смутное время были предприняты меры по восстановлению действия прежних законов. В ответ на крестьянскую войну под руководством И. Болотникова в 1607 г. правительством Василия Шуйского был установлен 15-летний период сыска, т. е. опять вступало в действие положение о закреплении крестьянства согласно писцовым книгам на 1592 г.
Соборное уложение 1649 г. окончательно оформило завершение процесса полного и окончательного закрепощения крестьянства. Урочные лета были отменены, сыск становился бессрочным. Укрывательство беглых, помимо штрафа в 10 руб., строго наказывалось, вплоть до битья кнутом.
Одновременно продолжал отмирать институт холопства. В XVI— XVII вв. появилась новая форма крепостной зависимости — служилая кабала. Внешне она носила форму свободного договора. Кабальный человек брал в долг и отрабатывал проценты, особо выплачивая основную часть долга. Фактически рассчитаться с долгом было нереально. В 1597 г. был издан закон, существенно ужесточивший положение кабальных людей. Их кабальное состояние сохранялось до смерти господина независимо от уплаты долга. Была введена обязательная регистрация кабальных и холопов в приказе Холопьего суда. Соборное уложение 1649 г. окончательно закрепило это положение.
Таким образом, крестьянство постепенно оформилось в единое сословие, составлявшее большинство населения страны. Определилось и его название — крестьяне (от «христиане»). Они окончательно прикреплялись к земле (определенной вотчине или поместью) и являлись как бы ее принадлежностью, так как могли продаваться только с землей. Частновладельческие крестьяне несли двойные подати — в пользу государства и в пользу феодала. В несколько лучшем положении находились черносошные крестьяне, сохранившиеся в основном на северных землях. Они несли повинности лишь в пользу государства и, как правило, могли заниматься торговлей, промыслами.
В XV в. процессы централизации изменили социальный статус населения посадов. Посадами назывались торгово-ремесленные поселения, располагавшиеся вокруг стен укрепленного города (кремля), обычно служившего резиденцией и оборонительным пунктом представителей феодальной знати. По мере разрастания и обогащения посадов эта часть обычно тоже обносилась новой стеной и включалась в город (например, Китай-город в Москве). Города и посадское население вышли из ведения удельных князей и стали подчиняться непосредственно государству. Посадское население превратилось в тяглое сословие, обязанное платить подати государству. Сбор податей первоначально осуществляли назначаемые великим князем городовые приказчики, выполнявшие также полицейские функции, руководство городским ополчением.
Рост городов, развитие ремесел и торговли порождали дифференциацию городского населения. Уже в XVI в. городская знать имела ряд привилегий: в ее ведении были раскладка и сбор тягла с посадского населения, представители богатых горожан участвовали в работе Земских соборов. В середине XVII в. была юридически определена особая сословная группа — посадские люди. Она включала 5 разрядов: гостей, гостиную сотню, суконную сотню, черную сотню и слободы. Некоторые разряды существовали уже давно.
Гостями издавна называли богатых купцов, торговавших за границей, и иностранных коммерсантов. В московский период в разряд гостей была выделена купеческая элита. Иностранцев продолжали называть гостями, но не по званию, а скорее в современном смысле слова. Гостиными и суконными сотнями с давних пор именовались торговые артели, которые вели торговые дела соответственно с гостями и иностранцами. Черные сотни занимались скупкой сырья у производителей и перепродажей его двум высшим сотням. Все прочее городское население проживало в слободах и именовалось просто посадскими людьми.
Гости составляли весьма малочисленную группу, около 30—40 семей. Они имели много привилегий. Статус гостей получали купцы с крупными капиталами, занимавшиеся внешнеторговой деятельностью. Гости были неподсудны воеводам (суд над ними вершился только в Москве в приказе Большой казны), освобождены от ряда налогов и от всяких натуральных повинностей, имели право держать у себя в доме огонь в любое время, а главное, могли покупать землю. Уже с XIII в. землевладельцами могли быть служилые люди и гости. До XVII в. права гостей определялись исключительно персонально иммунитетными грамотами «на гостиное имя». Представители гостиной сотни также пользовались большинством привилегий гостей, однако не могли выезжать за границу и владеть вотчинами. Более того, члены гостиной сотни должны были служить на выборных должностях. В гостиной сотне в разное время насчитывалось от 100 до 350 человек. Члены суконной сотни, видимо, имели одинаковые права с купцами из гостиной сотни, но были беднее, их число доходило до 250. Представители высших групп посадского населения были освобождены от посадского тягла в связи с выполнением особых поручений.
Черная сотня составляла низший слой купечества. Практически на одинаковом положении с черной сотней находились посадские люди — мелкие городские торговцы. И те, и другие представляли по сути ремесленные самоуправляемые организации, торгующие товарами собственного производства. Именно они несли посадское тягло: платили подати и выполняли повинности. Основными постоянными податями были прямая государева подать (посошная), стрелецкая подать, ямские деньги, полоняничные деньги (на выкуп пленных). К повинностям относились подводная повинность, постойная повинность, постройка и ремонт городских укреплений, ямская гоньба и пр.
Особое положение в посадах занимали служилые люди по прибору (стрельцы, пушкари), жившие в отдельных слободах.
Значительная часть мелких торговцев и ремесленников жила за стенами посада белыми слободами, объединяясь в отдельные корпорации по профессиональному признаку. Первоначально они принадлежали монастырям. Они не облагались государственными налогами и тяглом.
Соответственно жизнь в белых слободах была легче, и слобожане составляли серьезную конкуренцию посадским, вызывая возмущение последних. На основании Соборного уложения 1649 г. белые слободы были ликвидированы путем конфискации их у церкви и передачи городам, а жители белых слобод и посадов были уравнены в правах. Посадские люди и слобожане в отличие от крестьян именовались людьми и занимали более высокое социальное положение.
Соборное уложение 1649 г. содержало главу (XIX), регламентировавшую положение посадских людей. Согласно Уложению посадское население обособлялось в замкнутое сословие и прикреплялось к посаду. Все его жители включались в посадское тягло, т. е. были обязаны платить подати и исполнять повинности, но получали право торговли и ведения промыслов, чем больше не могло заниматься крестьянство. Посадское население прикреплялось к посадам, но зато избавлялось от конкуренции со стороны крестьян, служилых и духовных, которые традиционно занимались торговлей и промыслами. Теперь право на такую деятельность можно было получить, лишь вступив в посадскую общину. Так правительство одновременно решило фискальные проблемы и проблемы конкуренции.