Международный бизнес на рынках особых товаров как результатов интеллектуальной деятельности людей
Рынок инжиниринговых услуг, представляющий собой систему международных экономических отношений между резидентами и нерезидентами по регулярной купле-продаже комплекса научнотехнических, организационных, производственных, сбытовых услуг, по доведению НИОКР до стадии производства, реализации и конечного потребления продукции. Международный лизинг как одна из форм кредитных отношений между… Читать ещё >
Международный бизнес на рынках особых товаров как результатов интеллектуальной деятельности людей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современных условиях особенно большим разнообразием представлены субъекты и их бизнес на рынках особых товаров как результатов интеллектуальной деятельности людей. Здесь, используя чаще всего лицензионную торговлю, действуют государственные, межгосударственные, негосударственные, включая национальные, иностранные и международные, фирмы, организации и отдельные индивиды. Приведём некоторые примеры [16, с. 56—78].
1. Рынок инжиниринговых услуг, представляющий собой систему международных экономических отношений между резидентами и нерезидентами по регулярной купле-продаже комплекса научнотехнических, организационных, производственных, сбытовых услуг, по доведению НИОКР до стадии производства, реализации и конечного потребления продукции.
Основными субъектами международного бизнес-предпринимательства в системе международных инжиниринговых услуг являются:
- 1) инжиниринговые фирмы широкого профиля в строительстве, которые выполняют услуги по всему их комплексу — в прединвестиционной, инвестиционной и послеинвестиционной стадиях создания объекта инжиниринга;
- 2) инженерно-консультационные бизнес-фирмы в строительстве, которые консультируют заказчиков, предоставляют им услуги по подготовке контрактной документации, организации и участию в торгах и т. п.;
- 3) проектные фирмы в строительстве, выполняющие предпроектные, проектные, послепроектные и другие подобные услуги;
- 4) консультационные фирмы в области менеджмента, предоставляющие услуги по внедрению систем управления производством, качеством продукции и пр.;
- 5) информационно-инжиниринговые бизнес-фирмы, предоставляющие услуги по внедрению вычислительной техники, подготовке программ и баз данных, созданию информационных сетей;
- 6) фирмы, занимающиеся кризисным реинжинирингом, направленным на преодоление кризисных явлений хозяйствующего субъекта;
- 7) фирмы, занимающиеся реинжинирингом развития, направленным на восстановление и подъём динамичности развития бизнес-объекта;
- 8) фирмы, предоставляющие инжиниринговые услуги по оптимизации процессов эксплуатации созданных бизнес-объектов;
- 9) фирмы, предоставляющие услуги по испытанию оборудования;
- 10) маркетинговые фирмы, предоставляющие услуги по исследованию рынков, разработке рекомендаций по стратегии маркетинга и т. п.;
- 11) банки и другие финансовые институты, финансирующие или оказывающие содействие в финансировании объектов инжиниринга.
2. Международный лизинг как одна из форм кредитных отношений между резидентами и нерезидентами, возникающих по поводу передачи во временное пользование на коммерческих условиях движимого и недвижимого имущества (кроме земли и её недр, которые реализуются в форме внутренних и международных рентных отношений).
Основными формами международного бизнес-предпринимательства в системе международных лизинговых отношений являются:
- 1) фирмы, производящие и продающие объекты лизинга лизинговым компаниям по особым контрактам, как правило, по кассовым сделкам;
- 2) нефинансовые и финансовые фирмы-лизингодатели (лизинговые компании), которые приобретают объекты лизинга (суда, самолёты, офисное оборудование и т. п.) и предоставляют их на коммерческой основе по соответствующему договору кому-либо во временное пользование;
- 3) лизингополучатели, пользователи объектов лизинга;
- 4) фирмы, предоставляющие производителям объектов лизинга, лизингодателям и лизингополучателям услуги, связанные с лизингом, — технические услуги (по транспортировке, монтажу, наладке объектов лизинга), консультационные услуги (по оформлению сделок, налогообложению), финансовые услуги (предоставление любому субъекту лизинга кредитов) и др.
- 3. Международный факторинг — система международных экономических отношений, возникающих между резидентами и нерезидентами разных государств в связи с перепродажей прав на взыскание неоплаченных долговых требований и обязательств.
Основными субъектами международного бизнес-предпринимательства в системе международных факторинговых отношений являются:
- 1) специализированные факторинговые компании или коммерческие банки, создающие для этого свои подразделения или компании, которые покупают право (берут на себя обязательство) на взыскание неоплаченных долговых требований и обязательств кредиторам или поставщикам товаров;
- 2) фирмы, которые по какой-либо причине не могут своевременно получить долг за проданный товар или предоставленный зарубежному субъекту кредит;
- 3) фирмы, которые по какой-либо причине не могут своевременно вернуть долг нерезиденту за купленный товар или полученный кредит;
- 4) разнообразные виды фирм и бизнесменов-посредников, предоставляющих всем субъектам факторинга финансовые, консультационные, другие услуги, связанные с факторингом.
- 4. Международный франчайзинг — система международных экономических отношений, возникающих между резидентами и нерезидентами по поводу купли-продажи прав на временное использование товарных знаков и торговых марок (в России термин «франчайзинг» чаще заменяется термином «франшиза», а «торговые марки» и «товарные знаки» называются «брендами»).
Основными субъектами бизнеса, формирующегося на базе международного франчайзинга, выступают:
- 1) фирмы-франчайзеры — это, как правило, крупные, широко известные, чаще всего материнские компании, обладающие законным правом на соответствующие знаки и марки и продающие их во временное пользование в надежде на расширение своего бизнеса;
- 2) фирмы-франчайзи (франчайзиаты) — менее известные представители бизнеса, которые покупают у фирм-франчайзеров соответствующие марки и знаки в надежде на активизацию своей хозяйственной деятельности;
- 3) фирмы и бизнесмены, предоставляющие всем субъектам сделок, которые связаны с франчайзингом, юридические, кредитно-финансовые, консультационные, транспортные, другие услуги.
- 5. Международный информационный рынок — система международных экономических отношений между резидентами и нерезидентами по купле-продаже информационных продуктов (например, бумажных книг) и информационных услуг (доступ потребителей к базам данных соответствующей информации), представлен следующими субъектами и видами их бизнеса:
- 1) центры — генераторы баз данных, функционирующие обычно на коммерческой основе в сфере деловой и научно-технической информации;
- 2) центры — распределители информации на основе баз данных, которые обрабатывают соответствующие базы данных и оказывают коммерческие услуги — предоставляют доступ к большим базам данных в режиме диалога, распространяют базы данных на компакт-дисках и т. п.;
- 3) шлюзовые коммерческие информационные службы доступа к информации. Они находятся на стыке служб информационного обеспечения и систем телекоммуникаций и предоставляют возможность потребителям подключаться к базам данных без изменения режима работы;
- 4) службы передачи данных и телекоммуникаций, которые включают как традиционные каналы — библиотеки, выставки, архивы, информационные подразделения фирм, так и создающиеся в банках и других коммерческих структурах собственные информационные службы;
- 5) информационные брокеры, продающие информацию потребителям, которые не обладают знаниями и опытом для её поиска.
Любой из указанных и других бизнес-предпринимателей информационного рынка может выступать на нём одновременно создателем, продавцом, покупателем, посредником, потребителем информационных продуктов и множества других услуг. Иначе говоря, в рамках информационных, как и в рамках прочих, рынков действуют во взаимной зависимости разнообразные представители международного бизнеса.
Важно отметить, что все формы международных экономических отношений активнее развиваются в условиях нарастания открытости национальных экономик мировой экономике. Все они находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Например, формирование международного бизнеса связано с международным движением капитала, а международное движение капитала связано с международной торговлей, которая также способствует формированию международного бизнеса. В свою очередь, международное бизнес-предпринимательство, присутствующее практически во всех формах международных связей, активным образом воздействует на них.