Долговой кризис в странах Евросоюза: причины и последствия
Общей чертой рассматриваемых стран PIIGS и Кипра является весомый вклад в экономику рынка недвижимости, составлявший, к примеру, в ВВП Испании 16% (из них 10% рынок жилья, 6% — инфраструктурные проекты, которые привели к появлению «избыточной инфраструктуры», но об этом ниже). Эти страны (кроме Ирландии) находятся на побережье Средиземного моря, где располагается много курортных зон… Читать ещё >
Долговой кризис в странах Евросоюза: причины и последствия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Долговой кризис в странах Евросоюза: причины и последствия
Государственный бюджет в разных странах редко когда бывает сбалансированным. Иногда он бывает профицитным, но чаще — дефицитным. Одним из методов покрытия дефицита госбюджета являются заимствования на внутреннем или внешнем рынках. В случае, когда доходы бюджета резко падают, а расходы остаются на прежнем уровне, госдолг начинает расти быстрым темпом. Повышенная долговая нагрузка приводит к росту процентных ставок по государственным облигациям из-за риска дефолта. По достижении определенного уровня процентных ставок (для Еврозоны это считается 7%) государство уже не может само расплатиться по долгам банкам и вынужденно обращаться к иностранным государствам за помощью. Подобная история произошла в ноябре 2009 года, когда после дефолта государственного холдинга эмирата Дубаи (ОАЭ) Dubai World международные инвесторы обратили внимание на государственный долг периферийных стран Еврозоны, Греции и Ирландии, который был близок к 100% ВВП. Подобный уровень в последний раз достигался после Второй мировой войны. А чуть позже к ним добавились Португалия, Испания и Италия, что позволило журналистам создать остроумную аббревиатуру PIIGS. Уже в 2013 году в эту компанию влился Кипр. Также, невозможно рассматривать долговой кризис в отрыве от экономического 2008 года, поскольку долговой «выплыл» и усугубился из-за общего спада экономики. Каковы же причины долгового кризиса? Существуют причины, одинаковые для всех стран, существуют имеющие местную специфику.
Одной из причин долгового кризиса в странах Еврозоны (все страны PIIGS входят в зону евро) является сам факт существования подобного валютного союза. Как писала Маргарет Тэтчер в своих мемуарах («The Path To Power», 1995) (вольный перевод): «(В результате создания экономического и монетарного союза) все кончится тем, что Германия и Франция будут вынуждены платить субвенции более бедным странам, которые будут настаивать на них, — ведь они утратят конкурентоспособность, основанную на слабости их национальной валюты, соответствующей слабости их экономики. Также я полагаю, что озабоченность Германии низкой инфляцией, после отказа от дойчмарки в пользу единой валюты будет использовано против нее на переговорах». В странах PIIGS платежный баланс все 2000;е колебался возле 0 (кроме Ирландии), часто уходя в минус из-за специфики импорта-экспорта, поскольку высокотехнологичное оборудование в основном производили Франция и Германия. Таким образом, если до вступления в Еврозону периферийные страны могли компенсировать платежный баланс девальвацией, то после — только дешевыми кредитами ЕС (со ставкой 2−4%). Которые накапливались и увеличивали госдолг.
Впрочем, существует метод замены монетарной девальвации фискальной. Французское правительство Франсуа Олланда в условиях единой валюты, когда удешевление собственной валюты невозможно, повысило налог на добавленную стоимость и снизило налог на заработную плату. Повышение НДС поднимает цену импортных товаров, а сниженные налоги на ФОТ помогают смягчить последствия повышения налогов для отечественных компаний. А поскольку экспорт не облагается НДС, это позволяет отечественным производителям экспортировать свои товары по менее высоким ценам. Таким образом, валютная девальвация заменяется налоговой.
Общей чертой рассматриваемых стран PIIGS и Кипра является весомый вклад в экономику рынка недвижимости, составлявший, к примеру, в ВВП Испании 16% (из них 10% рынок жилья, 6% - инфраструктурные проекты, которые привели к появлению «избыточной инфраструктуры», но об этом ниже). Эти страны (кроме Ирландии) находятся на побережье Средиземного моря, где располагается много курортных зон с дорогостоящим жильем. Спрос со стороны состоятельных граждан Северной Европы поддерживал надувающийся «пузырь» цен. После наступления кризиса 2008 года спрос резко упал, сотрудники обанкротившихся строительных фирм пополнили ряды безработных (в той же Испании безработица скакнула с 8% в 2007 до 25% в 2012). Выплаты пособий по безработице на фоне сокращающихся поступлений в бюджет тоже не улучшают экономической ситуации и приводят к росту госдолга. Более того, большую часть активов небольших банков этих стран составляют ипотечные займы. В результате рынки недвижимости и финансовый оказываются тесно переплетены, падение на одном вызывает коррекцию на другом. И все же правительства пытаются справиться и с этой проблемой. Испания планирует предоставлять вид на жительство иностранцам, приобретающим в этой стране недвижимость на сумму 160 тыс. евро. Данная мера, предположительно, ориентирована на граждан Китая и России.
Еще одной объединяющей чертой PIGS (без Ирландии) являются проблема со сбором налогов, коррупция, уровень «серой» экономики. К примеру, согласно данным Transparency International Греция занимает 94-е место в мире по уровню коррупции, что является самым высоким показателем в Евросоюзе. Уровень теневой экономики достигает 25−30% ВВП. Уровень уклонения от налогов достиг таких масштабов, что в 2010 было всего 52 человека с уровнем доходов выше 900 000 евро и 204 — с доходом от 500 до 900 тыс. 70% предпринимателей задекларировали доход ниже прожиточного минимума, 4,152 крупнейших неплательщиков оказались должны в фантастические 15 млрд евро, что сопоставимо с дефицитом бюджета Греции за 2011 год в 22 млрд евро. Первый номер списка, некий Никос Касиматис задолжал греческой казне 560 млн евро налогов и 390 млн евро пени. (950 млн евро у него не оказалось, так что он был посажен в тюрьму на 504 года). И это при том, что греческий торговый флот — второй в мире: 2800 судов или 12% мирового флота. Впрочем, показатели остальных стран выглядят лучше. Италия занимает 72-е, Испания — 30-е, Португалия — 33-е в списке наименее коррумпированных стран. (Россия — 133-е.).
Но существуют и весомые различия в каждой из проблемных стран. Рассмотрим их ниже.
Общее состояние экономики Ирландии в 2007 году было весьма неплохим: госдолг составлял 25% ВВП, ВВП на душу населения 36 300 евро, страна занимала высокие позиции в рейтингах экономической свободы и простоты ведения бизнеса, активно развивались промышленный и высокотехнологичный сектора. Основной причиной долгового кризиса в Ирландии был чрезмерно «раздутый» финансовый сектор и долги банков, достигшие 400% ВВП в 2007 году. Наступление кризиса 2008 привело к невозможности рефинансирования на рынках капитала и изъятию депозитов, что сформировало кризис ликвидности. При этом падение цен на рынках недвижимости привело к снижению стоимости залога по ипотеке, которая составляла значительную долю в портфеле банков (60%). Низкая безработица и приток иммигрантов из Восточной Европы привел к значительному росту рынка недвижимости в 1994;2007 (в 12 раз), фактически к надуванию «пузыря». Ирландское правительство не позволило обанкротиться крупнейшим банкам страны и выдало гарантии на всю сумму вкладов, чтобы избежать оттока ликвидности. На спасение банков было выделено 47 млрд евро, что привело к резкому росту госрасходов, а с учетом госгарантий — 76 млрд евро. И если в 2007 году профицит бюджета Ирландии составлял 0,1%, а госдолг 25% ВВП, то 2008 год ознаменовался дефицитом в 14,3%. Однако после рецессии и сокращения расходов дефицит бюджета удалось уменьшить до 9,1% ВВП в 2011 и 8,3% ВВП в 2012. Госдолг вырос к 2012 до 118% ВВП. Совокупный же долг составил гигантские 1047%.
Схожая история произошла с Кипром в этом году. В течение многих лет Кипр был известным офшором и финансовым центром, привлекательным, в том числе и компаниям из России, благодаря «английскому праву» и низким налогам на дивиденды. Однако статус офшора имеет определенные риски. В 2011 году активы банков составляли 900% ВВП, при размере самого ВВП в 18 млрд евро. После дефолта по Греческим облигациям в марте 2012 года списания кипрских банков составили 25% ВВП острова. Совокупный бюджет Кипра составил в 2012 году 7,4 млрд евро. На рефинансирование банков же требовалось 24 млрд евро. Поэтому когда банки обратились за помощью к правительству, оно просто не смогло найти необходимые средства и обратилось к ЕС. Европейский Союз выделил только 10 млрд евро, остальная сумма была реквизирована со счетов в банках Кипра, на вывод средств было наложено эмбарго. О долгосрочных последствиях для экономики острова судить пока рано, однако Кипр потерял доверие вкладчиков и, можно утверждать, перестал быть финансовым центром. При первой возможности после снятия эмбарго оставшиеся на счетах деньги переведут в другие офшоры.
Проблемы Испании связаны с недвижимостью. Строительный бум 2000;х, в результате кризиса 2008 года — обвальное снижение продаж домов (к концу 2011 года нераспроданными оказались 700 тыс. домов), что привело к падение цен. Это повлияло на снижение залоговой стоимости по ипотеке, которое ввело небольшие провинциальные банки в коматозное состояние — выросло количество «плохих» долгов и их рекапитализация легла тяжким бременем на госбюджет. Впрочем, государственный долг Испании не так велик (по сравнению с той же Францией — 89% ВВП или Грецией — 161% ВВП) и составляет 85% ВВП. Отдельной проблемой являются инфраструктурные проекты испанского правительство. В России с нашими дорогами, тающими вместе со снегом, трудно представить, что строительство шоссе, железных дорог и аэропортов может приносить не только благо, но и вред. В данный момент в Испании 49 государственных гражданских аэропортов. Почти все построены за последние 20 лет. За 2012 год аэропорт Кордовы (город с населением 330 тыс. чел) перевез 9,835 пассажиров, приблизительно 27 пассажиров в сутки. И это еще неплохой результат, потому что аэропорт Сон Бонета на Майорке, перевез всего 1.031 пассажира. Он обслуживает один рейс в сутки, в 11.30, а работает как положено, с 5.30 до 20.30. Все эти аэропорты построены на государственные деньги и покрывают убытки из бюджета.
Стоят же эти аэропорты пустыми из-за испанского же правительства, которое их строило и одновременно лишало клиентской базы, развивая скоростной железнодорожный транспорт. На сегодняшний день протяженность высокоскоростных железных дорог в Испании составляет 3000 км, уступая Японии и Китаю. Они проведены во все крупные провинциальные центры. За 2011 год железные дороги принесли убытков в размере 2,5 млрд евро, совокупная задолженность сектора превышает 20 млрд евро, на 52 маршрутах заполняемость поездов не превышает 15%, а закрыть их не получается, потому что профсоюз железнодорожников яро сопротивляется любым увольнениям.
Но и железным дорогам есть прекрасная альтернатива — сеть автострад. Испания занимает только 52-е место в мире по размеру территории, зато по общей протяженности автобанов она вышла на первое место в Европе и четвертое в мире. Таким образом, чрезмерная увлеченность испанского правительства инфраструктурными проектами привела к тому, что построенное просто не заполняется и обслуживать пустые автострады-вокзалы-аэропорты приходится за счет роста госдолга.
В Греции и Португалии проблемы возникли из-за безответственности и популизма. При вступлении в еврозону страны получили возможность размещать свои облигации по более низкой процентной ставке, чем до этого. В результате обе страны вошли в раж, стали непозволительно много занимать и тратить. Рассмотрим подробнее Грецию. В начале 80-х годов к власти пришли социалисты. И начали раздавать надбавки и льготы, чтобы показать близость к народу. Сменившие их в 2003 году либералы оказались еще более щедрыми (расходы государства только на зарплаты в госсекторе выросли на 40%). И в результате к 2008 году Греция имела следующую картину. Высшее образование там только государственное и бесплатное (в соответствии с конституцией). Поступление только по результатам госэкзамена. Учиться можно неограниченное количество лет: поступившего нельзя отчислить ни за какие хвосты — они просто накапливаются. При попытке правительства ограничить срок обучения семью годами студенты ответили манифестациями и погромами. Студенты имеют право на трехразовое бесплатное питание: в разных местах города в студенческих ресторанах. Государственные служащие до 2008 года получали не только 13-ю, но и 14-ю зарплату (на Рождество и Пасху) и могли выходить на пенсию в возрасте 55 лет, при том, что официальный пенсионный возраст составляет 65 лет у мужчин и 60 лет у женщин. Когда премьер-министр Папандреу в качестве меры сокращения расходов решил убрать 14-ю, госсектор ответил трехдневной забастовкой. Пенсии судей, профессуры, руководящих работников, банковских служащих и дипломатов доходят до 6000 евро, и т. д. В результате безответственной экономической политики в Греции и Португалии велик сектор услуг, где трудно уволить работника и трудно войти в бизнес (например, услуги таксистов в Афинах — количество лицензий ограничено и стоимость одной лицензии достигает 100 000 евро. При попытке правительства отменить лицензии таксисты объявили трехдневную забастовку), низкая конкурентоспособность и производительность труда (многие банки в Греции работают до 2 часов дня), слишком сильно зарегулированная экономика, рынок труда. Раздутый госсектор (Греция — 42,6% ВВП, Португалия — 44,9% ВВП в 2012), огромные расходы и дефицит даже в благополучные 2000;е привели к долгам, которые выплатить крайне проблематично.
Спецификой Италии являются плохая демографическая ситуация и практически полное отсутствие экономического роста за последние 10 лет. Население Италии стареет, средний возраст 44,2 года, коэффициент демографической нагрузки (количество людей старше 65 лет на 100 человек в возрасте 15−64) в 2010 году составил 30,78. Весь экономический рост компенсировался повышением пенсионных выплат относительно ВВП, в 2010 году они составили 12%. Рождаемость за последние 20 лет хоть и выросла, в основном за счет мигрантов, но продолжает оставаться низкой. К этому добавляется негибкий рынок труда, высокие зарплаты госслужащим (в том числе профессуре госуниверситетов) и высокий уровень коррупции.
Пострадавшим от долгового кризиса оказалось население в целом. В целях если не уменьшения госдолга, то уменьшения роста госдолга Страны PIIGS проводят сокращение расходов. Проводятся сокращения зарплат госслужащим, пенсий, пособий по безработице, урезание инвестиционных программ. Падает уровень жизни и совокупный спрос. Да, уровень жизни греков за последние 10 лет рос быстрее, чем их экономика. Но к хорошему быстро привыкаешь, неудивительно, что программы сокращения вызывают бурные протесты. К тому же, в соответствии с кейнсианской теорией, сокращение госрасходов приводит к уменьшению общего размера экономики и сокращению налогооблагаемой базы. Увеличение же налогов как способ пополнения бюджета приводят к росту «теневого» сектора и бегству капитала.
Эпопея с долговым кризисом стран Евросоюза еще далека от завершения. Ситуация с греческими долгами стабилизировалась, процентные ставки по облигациям после дефолта в марте 2012 года снизились, и удалось сократить дефицит, но госдолг все еще продолжает расти. Сложная ситуация и с крупнейшими экономиками Евросоюза: долг Франции составляет уже почти 90% ВВП, немногим от него отстает Великобритания с ее 88,7% ВВП. Можно лишь пожелать удачи правительствам стран в преодолении кризиса, в который отчасти они сами себя загнали.
- 1. Сайт телеканала CNN: http://edition.cnn.com/2009/BUSINESS/11/27/dubai.world.debt.reaction/index.html?iref=allsearch
- 2. Электронная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/PIGS
- 3. Журнал Business Insider: http://www.businessinsider.com/margaret-thatcher-on-the-euro-2013;4
- 4. Журнал Bloomberg Businessweek: http://www.businessweek.com/printer/articles/97 086-harvard-economist-gita-gopinath-offers-a-euro-cure
- 5. William Chislett, «The Way Forward for the Spanish Economy: More Internationalisation»: http://www.realinstitutoelcano.org/wps/portal/rielcano_eng/Content?WCM_GLOBAL_CONTEXT=/elcano/elcano_in/zonas_in/dt1−2010
- 6. Агентство зарубежной недвижимости «prian.ru»: http://prian.ru/news/20 231.html
- 7. МВФ: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2012/02/weodata/weorept.aspx?pr.x=38&pr.y=14&sy=2007&ey=2012&scsm=1&ssd=1&sort=country&ds=.&br=1&c=184&s=LUR&grp=0&a=
- 8. Информационное агентство «lenta.ru»: http://realty.lenta.ru/news/2012/11/19/spain/
- 9. Transparency International: http://www.transparency.org/cpi2012/results
- 10. Юго-восточный европейский экономический журнал: http://www.asecu.gr/Seeje/issue06/katsios.pdf
- 11. Электронный ресурс: http://www.parthenon.ru/news/1377/
- 12. U.S. Department of Transportation: http://www.rita.dot.gov/bts/sites/rita.dot.gov.bts/files/publications/maritime_trade_and_transportation/2007/html/table02_01.html
- 13. Евростат: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/refreshTableAction.do?tab=table&init=1&pcode=tec00001&language=en
- 14. Фонд «Наследие»: http://www.heritage.org/index/ranking
- 15. Сбербанк России: http://www.sbrf.ru/common/img/uploaded/analytics/2013/mac_25 032 013.pdf
- 16. Телеканал ВВС: http://www.bbc.co.uk/news/business-11 441 473
- 17. Книга фактов ЦРУ: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/cy.html
- 18. Авиакомпания AENA: http://www.aena-aeropuertos.es/csee/ccurl/74/661/anual-provisional-2012.pdf