Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Готические мотивы в контексте развития русского жилого интерьера XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертация посвящена комплексному анализу готических мотивов в контексте развития русского жилого интерьера XIX века. До настоящего времени эта тема специально не рассматривалась. Из разрозненных публикаций и трудов, так или иначе касающихся затронутой темы видно, что отечественных исследователей в разное время интересовал вопрос появления «готических» построек в, казалось бы, чуждой им русской… Читать ещё >

Содержание

  • Готические мотивы в русском жилом интерьере эпохи романтизма (Николаевская псевдоготика 1820−1850-е годы)
  • I. I. Зарождение и развитие готических мотивов в русском жилом интерьере эпохи романтизма
  • 1. Первые русские памятники псевдоготики второй половины XVIII-начала XIX веков
  • 2. Зарождение и развитие мировоззрения романтизма в России начала XIX века
  • I. II. Памятники Петербургского региона
  • 1. Псевдоготические постройки императорской семьи
  • 2. Готические мотивы в жилых интерьерах привилегированных слоев общества и буржуазии
  • LIII. Памятники Московского региона
  • I. IV. Основные приемы оформления жилых псевдоготических интерьеров эпохи романтизма
  • Глава II.
  • Готические мотивы в русском жилом интерьере историзма (1860-х -начала 1890-х годов)
    • II. I. Развитие готических мотивов в русском жилом интерьере 1860-х начала 1890-х годов в контексте «научных» поисков историзма
    • II. II. Новое в тенденциях оформления жилых псевдоготических интерьеров историзма. II.III. Памятники Петербурга
    • 1. Готические мотивы в интерьерах великокняжеских дворцов
    • 2. Готические мотивы в творчестве А.Ф. Красовского
    • II. IV. Памятники Московского региона
    • 1. Готические мотивы в жилых интерьерах, созданных A.C. Каминским
    • 2. «Средневековье» в творчестве П.С. Бойцова
    • II. V. Наиболее характерные приемы оформления жилых псевдоготических интерьеров, созданных в период с 1860-х по начало 1890-х годов
  • Глава III.
  • Готические мотивы в русском жилом интерьере раннего модерна (коке:х, 1890-х годов)
    • III. I. Готические мотивы в творчестве Ф. О. Шехтеля и его роль в распространении «готики» конца XIX столетия
    • III. II. Расцвет готических мотивов в русском жилом интерьере конца XIX века
    • III. III. Особенности использования готических мотивов в жилых интерьерах конца 1890-х годов. III.IV. Памятники Москвы
    • 1. Особняк A.A. Бахрушина
    • 2. Особняк A.A. Морозова
    • 3. Особняк С.П. Берга
    • 4. Особняк Н.Д. Стахеева
    • 5. Особняк В.А. Балина
    • III. V. Петербург. Особняк А. Ф. Кельха
    • III. VI. К вопросу о методах проектирования предметов жилого интерьера в творчестве Ф.О. Шехтеля
    • III. VII. Наиболее характерные черты жилых интерьеров неоготики конца 1890-х годов
  • Заключение. Библиография

Готические мотивы в контексте развития русского жилого интерьера XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертация посвящена комплексному анализу готических мотивов в контексте развития русского жилого интерьера XIX века. До настоящего времени эта тема специально не рассматривалась. Из разрозненных публикаций и трудов, так или иначе касающихся затронутой темы видно, что отечественных исследователей в разное время интересовал вопрос появления «готических» построек в, казалось бы, чуждой им русской культурной традиции. Однако готические мотивы успешно вошли в творческую палитру отечественных зодчих и воплотились в виде признанных шедевров архитектуры и замечательных ансамблей интерьера. Характерно, что это явление искусствоведы рассматривали в основном как пример одного из направлений эклектики или же образец раннего модерна. Более углубленно специалистами исследованы готические мотивы в архитектуре Москвы и Петербурга, однако интерьер, являющийся неотъемлемой частью архитектурного ансамбля, изучен, к сожалению, в меньшей степени.

Робер де Монтескью в конце эпохи романтизма провозгласил: «Жилищеэто настроение». Пожалуй, трудно найти более точное определение для характеристики частного интерьера XIX столетия, т. к. в эстетический образ его восприятия входят множество составляющих, среди которых не только пространство, организованное с помощью архитектурных форм, но и предметы изобразительного и декоративно — прикладного искусства. Значительную роль играют функциональные особенности помещения, обстановка, освещение, запах, историческая и литературная иконографическая программа, а также быт, увлечения и привычки хозяев. Все это вместе взятое несет огромный ассоциативно — знаковый потенциал, поэтому жилой интерьер необходимо рассматривать в синтезе этих составляющих. Однако, частный интерьер — это не только мир определенного человека, семьи или рода, но и характерное отражение мировоззрения эпохи, в которую был создан. Поэтому убранство жилого интерьера должно изучаться только в контексте всеобщей истории искусства и архитектуры.

Пришедшие вместе с искусством романтизма коренные изменения в русском обществе привели к пробуждению интереса к истории, народным традициям, а, следовательно, родилась потребность в исторических авторитетах. Парадоксально, но факт — в 1830-х годах особую популярность в области частного жилища приобрели именно готические мотивы, свойственные в прошлом культовой архитектуре. Это явление отнюдь не случайно, поскольку интерьер представляет ближайшую к человеку предметно — пространственную среду, взаимодействующую с ним изо дня в день. Таким образом, человек мог сформировать в ней индивидуальный образ своего жилого пространства, максимально отвечающего личным запросам и соответствующий популярным тенденциям своего времени. К тому же более мобильная среда интерьера намного легче подвергается стилизации, чем архитектура.

Ясность взгляда нарушает переменчивая и порой недолговечная жизнь частного интерьера. Менялись поколения и хозяева, изменялись и перестраивались интерьеры, учитывая уже их вкусы, поскольку не только человек может влиять на формирование жилой среды, но и созданный ранее интерьер, хранящий память о своих обитателях, людей той или иной эпохи, в некоторой степени воздействует на последующих владельцев. Таким образом, область интерьера является подвижной, чутко реагирующей на разнообразные изменения, и поэтому очень хрупкой и незащищенной.

К сожалению, до нас не дошло ни одного «готического» интерьера без каких — либо изменений или утрат. Во многом этому способствовали общественно-политические события, происходившие в России XX столетия, в течение которых многие памятники были разграблены, а некоторые разрушены. Поэтому необходимость всестороннего исследования этого явления в русском жилом интерьере стоит крайне остро в связи с сохранением его в отечественном культурном наследии.

Предметом данного исследования являются готические мотивы в русском жилом интерьере XIX века, представленные в широком контексте развития архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства того времени. Хронологические границы исследования — это XIX век, начиная с романтизма — эпохи зарождения и развития готический темы в жилом интерьере и заканчивая ранним модерном, представляющим последний всплеск этого явления. Географические — это Москва, Петербург и их окрестности. Именно в пределах двух столиц были созданы основные памятники рассматриваемого направления, которые представлены творчеством ведущих архитекторов.

Поскольку целью диссертации является изучение готических мотивов в русском жилом интерьере XIX столетия, в исследовании ставятся следующие задачи:

1. Изучить истоки «готики» в русском жилом интерьере.

2. Исследовать закономерности развития готических мотивов: выявить основные этапы и их особенности.

3. Выявить основные функциональные, иконографические и стилевые приемы, использованные при проектировании жилых «готических» интерьеров.

4. Проследить локальное и типологическое своеобразие жилых интерьеров, в оформлении которых были использованы готические мотивы, а также определить роль заказчика и сословную специфику.

5. Выявить и проанализировать не изученные и недостаточно изученные в искусствоведческой литературе памятники, также являющиеся яркими образцами исследуемого стилистического направления.

6. Определить место и значимость готических мотивов в контексте развития русской архитектуры XIX столетия.

Для решения этих задач в исследовании применен принцип комплексного подхода, в котором выражается интеграционная тенденция современной научной методологии. При изучении произведений архитектуры, декоративно-прикладного и изобразительного искусства использована традиционная искусствоведческая методология: историко-культурная, формально-стилевая, иконологическая, иконографическая, а также сравнительный анализ, позволяющие дать наиболее целостное представление о зарождении и развитии готических мотивов в русском жилом интерьере XIX века.

Первые попытки описания интересующих нас памятников были предприняты еще во второй половине XIX века. К ним относятся так называемые путеводители и краеведческие справочники, наиболее известный из которых «Описание Петергофа» А. Ф. Гейрота (1868).

В начале XX века постепенно появляются и научные исследования. Среди них выделяется статья мирискусников А. Н. Бенуа и Н. Лансере «Дворцовое строительство императора Николая I», в которой впервые сделана попытка проанализировать архитектурную эпоху времени правления Николая I. Указанные авторы выявляют первопричину появления готических мотивов в архитектуре дворцово-парковых ансамблей Александрии, Царского села и Гатчины, отмечают активную роль личных вкусов заказчиков, отразившихся в формировании архитектурного облика построек. Здесь впервые появляется термин «псевдоготика"1, уточняются ее временные границы — с 1820-го по л.

1855 г. Однако выводы авторов по поводу жилых интерьеров этого периода сделаны на основе беглых замечаний: Готическая галерея Гачинского дворца — «. не дурной образец Николаевской псевдо-готики"3, а Китайская галерея «гораздо скучнее и неудачнее первой"4.

1 Бенуа Александр Н., Лансере Н. Дворцовое строительство императора Николая I// Старые годы, 1913, июль-сентябрь. — С. 173.

2 Там же.

3 Там же,-С. 180.

4 Там же.

В период 1920;х-1950;х годов пристальное внимание исследователей1 также привлекают загородные императорские резиденции. Изучением архитектурного ансамбля Александрии занимались А. Шеманский и С. Гейченко2. В своих путеводителях они описывают не только историю возникновения парка, но и внутреннее убранство дворца Коттедж, подчеркивая его музейную ценность. В работах К. Большевой3 и А. Савицкой4, посвященных другим памятникам Николаевской эпохи содержатся бесценные описания интерьеров Фермерского дворца Александрии и Белой башни Царского села, разрушенных позже в годы Великой Отечественной Войны. Вполне естественно, что эти издания отражают бытовавший в ту пору негативный настрой по отношению к личностям и быту царской семьи.

Новый этап в изучении готических мотивов в русском жилом интерьере XIX века начинается с 1970;х годов. Именно в это время намечается позитивный интерес к искусству эклектики и модерна. Впервые в работах И. А. Бартенева, В. Н. Батажковой, Е. И. Кириченко и Е. А. Борисовой готические мотивы в архитектуре и интерьере рассматриваются как часть художественного и исторического процесса России XIX столетия, уточняются временные границы явления. «Готическое» направление искусства эклектики полноправно анализируется наравне с «русским», «восточным» и «античным».

В работах Е.А. Борисовой5 получил освещение вопрос зарождения и развития готических мотивов в зодчестве России. Описывается уникальная художественная атмосфера, царившая в эпоху романтизма6 и вдохновлявшая многих русских архитекторов. Однако наибольшее внимание в этих.

1 Гатчина. — М., 1925; Гатчинский дворец-музей и парк. — Л., 1940.

2 Шеманский А., Гейченко С. Коттедж. Дача Николая I в Петергофе. — Л., 1930. Шеманский А. Александрия. Петергоф. — Л., 1936.

3 Большева К. Фермерская дача Александра II. — М.-Л., 1931.

4 Савицкая А. Белая башня. — Л., 1935.

5 Борисова Е. А. Русская архитектура и английская псевдоготика (к вопросу о месте английских художественных традиций в русской культуре середины XIX века)// Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. — М., 1982.

6 Борисова Е. А. Русская архитектура в эпоху романтизма. — СПб., 1997. исследованиях уделяется архитектурному наследию, в то время как особенности оформления жилого интерьера рассматриваются довольно кратко.

Первые обобщающие труды, посвященные непосредственно проблеме русского интерьера XIX столетия, принадлежат И. А. Бартеневу и В.Н. Батажковой1. В них авторы последовательно рассматривают основные этапы развития жилой среды, ее стилевые и пространственно — планировочные особенности. Готическим мотивам в интерьере уделяется особое внимание в связи с зарождением нового этапа в русском искусстве — эпохи романтизма. Авторы отмечают: «Самое сильное и устойчивое воздействие на архитектуру, находившуюся на распутье, оказала готика». Таким образом, проявление готических мотивов в русской архитектуре рассматривается как логическое продолжение художественного процесса. Специальное внимание уделяется стилизирующим принципам формообразования интерьеров Коттеджа, как новому типу архитектурного сооружения, ранее не наблюдавшегося в отечественной практике. Также выявлено и рассмотрено несколько других памятников этой эпохи. Однако необходимо отметить, что готические мотивы в русском жилом интерьере авторы рассматривают только в контексте поворотного этапа в истории архитектуры 1820-х-1840-х годов, оставляя без внимания дальнейшее их развитие.

Проведенная в 1986 году в стенах Государственного Эрмитажа выставка о.

Художественное убранство русского интерьера XIX в." впервые комплексно ознакомила зрителя с материалами русского декоративно-прикладного искусства целого столетия. Экспонаты демонстрировали наиболее характерные черты декоративного убранства того или иного времени в контексте эволюции искусства XIX века. Представленные вещи частично воссоздавали картину.

1 Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Русский интерьер XVIII—XIX вв.еков. — JL, 1977. Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Русский интерьер XIX века. — Д., 1984.

Батажкова В. Н. Псевдоготика в русском интерьере конца 1820-х-1840-х годов// Проблемы развития русского искусства. Вып. 3. — JL, 1975.

Бартенев И.А., Батажкова В. Н. Русский интерьер XIX века. — Д., 1984. — С. 116.

3 Художественное убранство русского интерьера XIX века. Очерк путеводитель. — Д., 1986. быта и жизни общества той поры. При этом преобладающее место на выставке занимала мебель, среди которой присутствовали и образцы в «готическом» стиле, выполненные в мастерской Э. Г. Гамбса в 1830-е годы.

Значительный вклад в изучение русского искусства XIX — начала XX веков внесла Е. И. Кириченко. В своих работах она специально останавливается на проблеме «готики"1 в русской архитектуре эпохи романтизма. Подчеркивая ее решающую роль в дальнейшем развитии отечественного искусства XIX века, она отмечает: ««Готика» выражает новую ориентацию в духовной, культурной Л и общественной сфере.». Выделяя основных мастеров, работавших в этом направлении — Н. Л. Бенуа, М. Д. Быковского и А.П. Брюллова3, автор акцентирует внимание на их глубоко индивидуальном подходе к проектированию.

Проблема развития русского жилого интерьера XIX века также привлекала этого исследователя. Данный вопрос затрагивает ряд статей4, в которых она рассматривает основные принципы оформления жилой среды того или иного времени, анализируя пространственно — планировочные особенности, уделяя внимание мебельному и декоративно — прикладному убранству.

Особое место в трудах Е. И. Кириченко принадлежит архитектурным ансамблям московского зодчего Ф.О. Шехтеля5, которому посвящены монография и статьи6. Эти работы отражают разностороннее творческое наследие мастера, выявляют его влияние на национальное своеобразие стиля.

1 Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. — М., 1986. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830−1910;х годов. — М., 1978.

2 Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830−1910;х годов. — М., 1978. — С. 99.

3 Кириченко Е. Три мастера// Зодчество, 2(21). — М., 1978.

4 Кириченко Е. Русский интерьер 30−60-х годов XIX столетия// Декоративное искусство СССР, 1970, № 7. Кириченко Е. Русский интерьер 70−90-х годов XIX века// Декоративное искусство СССР, 1971, № 3.

5 Кириченко Е. Федор Шехтель. — М., 1973.

6 Кириченко Е. И. Творчество Ф.О. Шехтеля и архитектурный процесс Х1Х-ХХ вв.// Ф. О. Шехтель и проблемы истории русской архитектуры конца XIX — начала XX веков. — М., 1988. Кириченко Е. И. О принципах организации пространственной среды интерьеров особняков Ф. О. Шехтеля (рубеж Х1Х-ХХ вв.)// Архитектурное наследство, № 34. — М., 1986. модерн. Автор останавливается и на «готических» постройках Шехтеля, анализируя и подчеркивая их большое значение не только в творчестве архитектора, но и в развитии русской архитектуры в целом.

Также интерес вызывает статья В.В. Кириллова1, в которой он рассматривает «готику» как новую пространственно — пластическую систему в русской архитектуре. Автор статьи неоднократно подчеркивает, что «.всякий раз это явление (готика — О.Н. Г.) связано с переломными моментами в развитии нашего зодчества"2 и приводит к поискам национального стиля.

Дальнейшее обращение к этому вопросу в научной литературе носит эпизодический характер. Выделяются отдельные статьи3, авторы которых освещали весьма ограниченные темы, так или иначе касающиеся проблемы готических мотивов в русском жилом интерьере XIX века.

Таким образом, необходимость развернутого и системного изучения данной темы очевидна. Отечественные искусствоведы уделяли определенное внимание основным памятникам романтизма (Коттедж в Петергофе) и неоромантизма (особняк З. Г. Морозовой в Москве), поскольку они сыграли решающие роли в периоды кризиса русской архитектуры. Однако, вне поля зрения осталось достаточно большое число малоизученных и неизученных памятников. Этот пробел особо ощутим в отношении интерьеров, созданных в период с 1860-х по 1890-е годы.

Кириллов В. В. Феномен готики в русской архитектуре XVIII-начала XX века (пространственно — пластический акцент)// Труды Академии Художеств СССР. Вып. 5. — М., 1988.

2 Там же. — С. 234.

3 Белов A.A. К истории мебельного убранства Фермерского дворца// Штакеншнейдеровские чтения. — Петергоф, 2002.

Ботт И. Мебельное убранство дворца Коттедж в Александрии// Петергоф. — СПб., 1992. Михайлова Р. Э. Коттедж А. Менеласа в Петергофе и его место в истории англо-русских архитектурных связей// Русское искусство Нового времени. Вып. 3. — М., 1997. Михайлова Р. Коттедж А. Менеласа и английское живописное видение// Свое-чужое в контексте культуры Нового времени. — М., 1996.

Пашкова T.JI. Паркет в псевдоготических интерьерах XIX — нач. XX века. К вопросу о стилизации в эпоху эклектики// Три века Петербургского интерьера. — СПб., 1999.

Также необходимо отметить, что до сих пор нет точной и однозначной терминологии, применительно к постройкам, в архитектурном замысле которых были использованы готические мотивы.

Например, Е. А. Борисова в своих исследованиях выделяет понятия «готика» или ложная готика, характеризуя постройки второй половины XVIII векапсевдоготика, имея ввиду архитектурные сооружения эклектики и неоготика — произведения, созданные в период раннего модерна. Термином псевдоготика также пользуются И. А. Бартенев и В. Н. Батажкова. Е. И. Кириченко рассматриваемому направлению в искусстве 1830−1850-х годов дает определение «готический» стиль (наравне с «русским», «византийским», «китайским» и др.). Анализируя ранние постройки Ф. О. Шехтеля, она использует термин «готика» или «готические» постройки. Этой терминологии придерживается и М. В. Нащокина.

Поэтому в данном исследовании для характеристики памятников эпохи эклектики наряду с термином псевдоготика будет использоваться словосочетание «готический» стиль, а для архитектурного наследия романтического модерна — термин «готика» или неоготика. Также ко всем рассматриваемым периодам иногда будет применено понятие «средневековый», т.к. оформление интерьеров этого направления проводилось не только на уровне стиля, но и исходя из комплекса общих образных представлений эпохи о средневековье, основанного на литературных и философских источниках.

Источниками исследования послужили: проектная документация, чертежи, изобразительные источники (преимущественно графика), фотографии, хранящиеся в архивах и музеях Москвы и Петербургатруды исследователей русской и зарубежной истории, культуры и искусствамемуарная литература XIX века, философские, научно-публицистические и периодические изданиявизуальное исследование объектов, их детальная фотофиксация, проведенная автором.

Заключение

.

— Данное исследование наглядно показывает, что готические мотивы в русском жилом интерьере XIX века получили широкое распространение. Их зарождению и развитию послужил целый комплекс факторов, вызванных влияниями западноевропейского романтизма, отразившегося в литературе, философии и искусстве, а также общественно-политической ситуацией в России и кризисом архитектуры классицизма.

— Изучение готических мотивов в русском жилом интерьере XIX столетия позволило выделить три этапа развития. Причем на каждом этапе к стилизации готики подходили по-разному.

Первый этап приходится на время правления Николая I и охватывает приблизительно 1820−1850-е годы. Для императорской семьи в это время создается летний дворец Коттедж, павильон Белая Башня, отделываются коридоры Арсенального каре в Гатчинском дворце и т. д. Широкое распространение готические мотивы получили в усадьбах и дворцах привилегированных слоев общества, а также в интерьерах буржуазии. Жилые псевдоготические интерьеры этого времени либо оформлялись целостным ансамблем, либо дополнялись модной «готической» мебелью, витражами, картинами или предметами декоративно-прикладного искусства.

Анализ этих памятников показал, что в процессе их создания русские архитекторы опирались на мотивы английских культовых памятников средневековья и на богатый опыт британских коллег, построивших знаменитые псевдоготические поместья Англии. Оформляя жилую среду, русские зодчие пытались воссоздать, прежде всего, духовное впечатление об архитектуре готического храма, будившее в воображении современников представления о средневековье и его идеалах.

Второй этап охватывает период, начиная с 1860-х годов и заканчивая началом 1890-х годов. В это время наблюдается спад массового увлечения готикой в жилом интерьере. Однако ее мотивы продолжают использоваться в оформлении кабинетов, библиотек и столовых и содержат в себе определенные смысловые ассоциации. В это время русские архитекторы и художники досконально изучают памятники средневековой Европы. В создаваемой жилой обстановке они стремятся наиболее полно отразить историческое правдоподобие воссозданного стиля.

В отличие от так называемых «мебельных» интерьеров романтизма, в жилой «готической» среде этого периода основополагающую роль играет отделка. Используются материалы и принципы организации интерьера, которые не только близки по духу историческим, но и максимально отвечают запросам комфорта современного общества.

Третий этап приходится на вторую половину 1890-х годов — время зарождения и становления раннего романтического модерна. В этот период наблюдается второй всплеск популярности готики в жилом интерьере, который был вызван поисками архитекторов в сфере новых пространственных систем и органичности зодчества, а также веяниями искусства символизма. Значительное влияние на организацию жилого интерьера неоготики оказали вкусы крупного московского купечества и «готические» постройки Ф. О. Шехтеля.

В отличие от эклектики и стилизаторства, архитекторы раннего модерна не стремились к доскональному копированию конкретного исторического прототипа. Для них было главным убедительно передать художественный образ и дух интерьера. Тем не менее, созданные на переломе двух больших художественных периодов, неоготические интерьеры отражают многие качества, как эклектики, так и раннего модерна.

— В становлении и развитии готических мотивов в русском жилом интерьере XIX века определенную роль сыграли вкусы заказчиков. Популярность готики в первой половине XIX столетия во многом была обязана увлечению романтизмом русского общества, стремившегося погрузиться в атмосферу полюбившейся эпохи. Первенство здесь принадлежало блистательному Петербургу, стремительно реагирующему на все новшества Западной Европы и русского Императорского Двора. Помимо императорской семьи, основными заказчиками интерьеров в «готическом» стиле выступала аристократия, буржуазия, чиновничество и нарождающаяся разночинная интеллигенция.

На втором этапе развития территориальное лидерство выравнивается. В столице готика продолжает использоваться во дворцовых интерьерах императора и его семьи и привилегированных слоев общества. В Москве, помимо дворян, заказчиками начинает выступать разбогатевшее купечество.

Во второй половине 1890-х годов лидерство полностью переходит к Москве. Это время отмечено широким размахом строительства особняков богатого купечества, предпочитавшего готические мотивы в жилом интерьере и желающего зачастую создать ощущение древности и знатности своего рода.

— Анализ «готических» интерьеров показал, что их эволюция шла в контексте развития русской архитектуры XIX века. Рассматривая каждый из трех этапов, мы выявляем характерные особенности построения жилой «готической» среды, выделяя функциональные, иконографические и стилевые изменения.

— Развитие готических мотивов в русском жилом интерьере во многом шло в русле европейских, которые прошли сходные этапы.

В процессе работы над диссертацией было выявлено и проанализировано большое количество ранее не исследованных «готических» памятников жилого интерьера. Среди них: Столовая во дворце графа С. С. Потоцкого, Готический и Рыцарский залы во дворце графини С. Л. Шуваловой, Готический зал в городской усадьбе Чертковых, Малая столовая во дворце В. А. Романова, Музыкальная гостиная К. К. Романова, библиотека в особняке фон Дервизов, столовые в особняке С. М. Третьякова и усадьбе Потемкиных, интерьеры особняка князя Б.В. Святополк-Четвертинского и особняка П.И.

Харитоненко. Также неоготические интерьеры особняков A.A. Бахрушина, С. П. Берга, Н. Д. Стахеева, В. А. Балина и А. Ф. Кельха. Изучение этих интерьеров опиралось, как на натурное исследование объектов, сопровождавшееся подробной фотофиксацией, так и на архивные материалы. В процессе анализа вышеупомянутых памятников было затронуто творчество таких малоизученных архитекторов как A.C. Каминский, П. С. Бойцов, К. К. Гиппиус и др.

— В процессе исследования была предпринята попытка обобщенного анализа жилых интерьеров «готического» периода творчества Ф. О. Шехтеля, способствовавшего не только широкому распространение готических мотивов в жилом интерьере Москвы конца XIX столетия, но и формированию их образно-символистической системы. В ходе архивной работы введен в научный оборот ряд неопубликованных и неупоминаемых исследователями чертежей и эскизов внутреннего убранство «готических» построек Шехтеля, которые позволяют в полной мере охарактеризовать раннее творчество выдающегося зодчего и показать значимость данного этапа.

В ходе архивной работы нами было выявлено участие Федора Осиповича в проектировании декоративно-прикладного убранства столовой особняка А. Ф. Кельха (Петербург). Кроме того, установлено, что на методы проектирования мастера оказала влияние педагогическая практика Строгановского училища, в котором Шехтель на протяжении нескольких лет преподавал ряд дисциплин. Также введены в оборот фотоматериалы неоготических интерьеров особняка A.A. Бахрушина (архитектор К.К. Гиппиус), представляющие большую научную ценность в связи с полной утерей значительной части убранства.

— Готические мотивы в русском жилом интерьере XIX столетия являются ярким и закономерным звеном в процессе развития отечественной архитектуры этого времени. В первой трети XIX века готике принадлежала одна из решающих ролей в переходе от классицизма к эклектике. Она положила начало новым тенденциям в культурной, духовной и общественной сфере. В конце XIX столетия готика вновь проявила себя в связи с кризисом архитектуры эклектики, благодаря непосредственной близости поискам органичности и правдивой демонстрации использованных конструкции и материала. В начале XX века готика уже «сбросит» декор и будет выступать как самостоятельный формообразующий каркасный принцип.

Значение готики в развитии русской архитектуры XIX века весьма велико. Она проявлялась именно в те переломные моменты, когда архитектура нуждалась в кардинальных обновлениях, способствуя появлению новых пространственно-пластических систем. Также необходимо отметить, что многие качественные явления в русской архитектуре зарождались именно в среде жилого интерьера, наиболее полно отражавшего мировоззрение эпохи и значительно легче, чем архитектура, подвергавшегося стилизации. Таким образом, вряд ли возможно представить дальнейшее качественное развитие русской архитектуры без увлечения готическим наследием и его осмыслением.

Благодаря гибкости и динамичности формообразования готики, а также творческой индивидуальности русских зодчих — мы обладаем самобытными памятниками отечественной архитектуры, которые можно смело поставить в один ряд с подобными произведениями известных зарубежных архитекторов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Коттедж. Готическая капелла. — СПб., 2000.
  2. А.К. Адам Менелас// Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Вып. 7.-Л., 1977.
  3. В.В. Живописцы-декораторы Скотти в России //Русское искусство второй половины XVIII-первой половины XIX веков. М., 1979.
  4. А. Монументально-декоративные искания эпохи модерн. Врубель Серов// Искусство, 1934, № 4.
  5. Г. В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Том 4 (Жилища и службы). СПб., 1904.
  6. И.А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. -М., 1983.
  7. И.А., Батажкова В. Н. Русский интерьер XIX века. Д., 1984.
  8. И.А., Батажкова В. Н. Русский интерьер XVIII—XIX вв.еков. JI., 1977.
  9. М.И. Николай Бенуа. СПб., 1994.
  10. В.Н. К вопросу о стилистических направлениях русской архитектуры второй четверти XIX века// Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Вып. 3. JI., 1973.
  11. В.Н. Псевдоготика в русском интерьере конца 1820-х-1840-х годов// Проблемы развития русского искусства. Вып. 3. Л., 1972.
  12. В.Н. Русский интерьер 1830-х-1850-х годов в характеристике современников. Л., 1975.
  13. Н.И. Чесменский дворец. СПб., 1997.
  14. Ю.А. Воспоминания. М., 1994.
  15. A.A. К истории мебельного убранства Фермерского дворца// Штакеншнейдеровские чтения. Петергоф, 2002.16Бенуа Александр Н., Лансере Н. Дворцовое строительство императора Николая I// Старые годы, 1913, июль-сентябрь.
  16. К. Фермерская дача Александра II. М.-Л., 1931.
  17. Е.А. Московские особняки эпохи модерна// Музей, 1989, № 10.
  18. Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 1979.
  19. Е.А. Русская архитектура в эпоху романтизма. СПб., 1997.
  20. Е.А. Русская архитектура и английская псевдоготика (к вопросу о месте английских художественных традиций в русской культуре середины XIX века)// Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. М., 1982.
  21. Е.А. Русская архитектурная графика XIX века. М., 1993.
  22. Е.А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. М., 1994.
  23. И. Мебельное убранство дворца Коттедж в Александрии. -Петергоф, СПб., 1992.
  24. С.С. Архитектура города Пушкина. М., 1940.
  25. П.А. Москва купеческая. М., 1991.
  26. Бусеева-Давыдова И., Нащокина М. Архитектурные прогулки по Москве. М., 1996.
  27. А.Н. Виды залов Эрмитажа и Зимнего Дворца в акварелях русских художников середины XIX века. М., 1983.29 Гатчина. М., 1925.
  28. Гатчинский дворец-музей и парк. Л., 1940.
  29. А.Ф. Описание Петергофа. Петербург, 1868.
  30. Н.В. Об архитектуре нынешнего времени// Собрание сочинений. Том 6.-М., 1959.
  31. С.В., Савинова E.H. Ф.О. Шехтель и Морозовы// Историко-культурное наследие России конца XIX -начала XX вв. М., 1997.
  32. Н.С. О домах Саввы и Зинаиды Морозовых в Арбатской части Москвы// Морозовы и Москва. М., 1998.
  33. Н.С. Панно МА Врубеля «Времена года» из особняка на Спиридоновке в Москве// Историко-культурное наследие России конца XIX -начала XX вв. М., 1997.
  34. Дворцы Русского музея. СПб., 1999.
  35. Дворянские гнезда России. История, культура, архитектура. М., 2000.
  36. Ю. Интерьер в России. СПб., 2000.
  37. Ф.П. Спутник экскурсанта по Детскому Селу и Слуцку (б. Павловск). Без даты.
  38. A.C. Гатчина. Л., 1980.
  39. A.C., Третьяков Н. С. Гатчинский дворец. JL, 1988.
  40. Е.И. Стилистико-семиотическая программа Менеласа при постройке павильонов Александровского парка Царского Села и ее развитие в XIX веке// Штакеншнейдеровские чтения. Петергоф, 2002.
  41. Зодчие Москвы времен эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е-1917 годы). -М., 1998.
  42. Зодчие Санкт-Петербурга XIX-начало XX века. СПб., 1998.
  43. И.В. Печь во дворце Великого князя Владимира Александровича// Зодчий, 1872, № 3.
  44. Ю. Английский коттедж в Петергофе или Частное владение семейного человека// Петергофский вестник, 1993, 10 июля.
  45. A.B. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990.
  46. История архитектуры в избранных отрывках. М., 1935.
  47. История русской архитектуры. СПб., 1994.
  48. Т.Д. Неоготика в русском усадебном интерьере первой половины XIX века // Русская усадьба. Вып. № 2(18).- М., 1996.
  49. Н.К. Марфино. М., 1985.
  50. .М., Штиглиц М. С. Петербург немецких архитекторов. От барокко до авангарда. СПб., 2002.
  51. В.В. Феномен готики в русской архитектуре ХУШ-начала XX века. (Пространственно-пластический акцент)// Труды Академии Художеств СССР. Вып. 5. М., 1988.
  52. Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986.
  53. Е.И. К вопросу о художественных принципах организации пространственной среды на рубеже Х1Х-ХХ веков. (Интерьеры Ф.О. Шехтеля)// Искусство ансамбля, М., 1988.
  54. Е.И. Михаил Быковский. М., 1988.
  55. Е.И. Модерн. К вопросу об истоках и типологии// Советское искусствознание 1978 4.1. М., 1979.
  56. Е. О закономерностях развития архитектуры. (Опыт системного анализа эклектики и модерна)// Архитектура СССР, 1973, № 12.
  57. Е.И. О принципах организации пространственной среды интерьеров особняков Ф.О. Шехтеля (рубеж Х1Х-ХХ вв.)// Архитектурное наследство. Вып. № 34. М., 1986.
  58. Е.И. Романтизм и историзм в русской архитектуре XIX века. (К вопросу о двух фазах развития эклектики)// Архитектурное наследство. Вып. № 36. М., 1988.
  59. Е.И. Русская архитектура 1830−1910-х годов. М., 1978.
  60. Е. Русский интерьер 30−60-х годов XIX столетия// Декоративное искусство СССР, 1970, № 7.
  61. Е. Русский интерьер 70−90-х годов XIX века// Декоративное искусство СССР, 1971, № 3.
  62. Е. И. Творчество Ф.О. Шехтеля и архитектурный процесс Х1Х-ХХ вв// Ф. О. Шехтель и проблемы истории русской архитектуры конца Х1Х-начала XX веков. М., 1988.
  63. Е. Три мастера// Зодчество, 2(21). М., 1978.
  64. Е. Федор Шехтель. М., 1973.
  65. Е. Федор Шехтель. К 125-летию со дня рождения// Архитектура СССР, 1984, № 3.
  66. Классицизм и романтизм. Konemann, 2001.
  67. М.Ф. Юрий Фельтен. Л., 1988.
  68. A.B. Своды и их декор. М., 1938.
  69. A.M. Убранство русского жилого интерьера XIX века. JL, 1977.
  70. Д.А., Раскин А. Г. Гатчина. Художественные памятники. JL, 1990.
  71. В., Петров А. Гатчина. JL, 1974.
  72. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера. М., 1990.
  73. Мир русской императрийцы. СПб., 1997.
  74. Р. Коттедж А.Менеласа и английское живописное видение// Свое-чужое в контексте культуры Нового времени. М., 1996.
  75. Р.Э. Коттедж А.Менеласа в Петергофе и его место в истории англо-русских архитектурных связей// Русское искусство Нового времени. Вып. 3. М., 1997.
  76. М.В. Архитектурные вкусы Саввы Морозова// Морозовы и Москва. -М., 1998.
  77. М.В. Архитекторы русского модерна. М., 1998.
  78. М. Сто архитекторов русского модерна. Творческие портреты. М., 2000.
  79. М.В. Федор Шехтель архитектор Москвы 1900-х// Историко-культурное наследие России конца XIX -начала XX вв. — М., 1997.
  80. М. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX -начала XX века. М., 1991.
  81. В.Н. Зимний дворец в царствование последнего императора Николая II (1894−1917). СПб., 1999.
  82. O.B. Готическая (музыкальная) комната великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце// Штакеншнейдеровские чтения. Петергоф, 2002.
  83. Оль Г. А. Александр Брюллов. Д., 1983.
  84. Особняк на улице Алексея Толстого// Приложение к Вестнику МИД СССР.-М., 1988.
  85. C.B., Матвеев Б. М. Мраморный дворец. СПб., 1996.
  86. Памятники архитектуры Ленинграда. JL, 1972.
  87. Памятники архитектуры Москвы. (Белый город). М., 1989.
  88. Памятники архитектуры Москвы. (Замоскворечье.). М., 1994.
  89. Памятники архитектуры Москвы. (Земляной город.). М., 1989.
  90. Памятники архитектуры Москвы. (Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века.). М., 1998.
  91. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1985.
  92. Т.Л. Паркет в псевдоготических интерьерах XIX-нач. XX века. К вопросу о стилизации в эпоху эклектики// Три века Петербургского интерьера. СПб., 1999.
  93. А.Н. Пушкин. Дворцы и парки. Л., 1969.
  94. Петродворец. Дворец Коттедж. Л., 1990.
  95. Петродворец. Коттедж. Л., 1986.
  96. П.М. Новый стиль и «декаденство"// Зодчий, 1902, № 6.
  97. А.Л. Архитектурные памятники Петербурга вторая половина XIX века.-Л., 1981.
  98. А. Белая башня. Л., 1935.
  99. Д.В. Модерн. М., 2001.
  100. Смирнова Россет А. О. Дневник. Воспоминания. — М., 1989.
  101. H.A. Поэзия русских символистов и московское зодчество// Ф. О. Шехтель и проблемы истории русской архитектуры конца XIX-начала XX веков. М., 1988.
  102. Т.М., Орлова К. А. Глазами современников. Русский жилой интерьер первой трети XIX века. Л., 1982.
  103. Н.К. Очерки по истории интерьера. Древний мир. Средние века. М., 1999.
  104. А.М. Дубровицы. M., 1991.
  105. Э. Стекольная живопись. Краткий очерк ее истории и технического развития Доклад в Рижском Архитектурном Обществе// Зодчий, 1908, № 23.
  106. В. Эпоха романтизма в России. M., 1981.109 Ушедшая Москва. M., 1964.
  107. Ф. История архитектуры, составленная по сравнительному методу. Вып. 2. СПб., 1912.
  108. C.B. «Готический вкус» в русской художественной культуре 18 века. М., 1999.
  109. Н. Материалы к биографиям архитекторов C.JI. Шустова и Р.И. Кузьмина// Архитектурное наследство, 1955, № 7.
  110. Художественное убранство русского интерьера XIX века. Очерк-путеводитель. JL, 1986.
  111. А.Б. Подмосковные усадьбы сегодня. М., 2000.
  112. Д., Шорбан Е. Московские особняки. М., 1997.
  113. А. Александрия. Петергоф. Л., 1936.
  114. А., Гейченко С. Коттедж. Дача Николая I в Петергофе. -Л., 1930.
  115. В. Графика Огюста Монферана// Художник, 1988, № 12.
  116. E.H., Пронина И. А. История Строгановского училща. -М., 2002.
  117. Эрмитаж. История строительства и архитектуры здания. Л., 1994.
  118. Megan Aldrich. Gothic Revival. London, 1999.
  119. Midant Jean-Paul. Viollet-le-Duc. The French Gothic Revival. Paris, 2002.
  120. Praz Mario. An Illustrated History Of Interior Decoration. Milan, 1994.1. Принятые сокращения.
  121. ВОВ Великая Отечественная война ГИМ — Государственный Исторический музей
  122. ГМЗ «Петергоф» Государственный музей заповедник «Петергоф» ГНИМА им. A.B. Щусева — Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. A.B. Щусева ГРМ — Государственный Русский музей
  123. ГЦТМ им. A.A. Бахрушина Государственный центральный театральный музей им. A.A. Бахрушина ГЭ — Государственный Эрмитаж
  124. ИАХ Императорская Академия Художеств, Петербург JI — Ленинград М — Москва
  125. МУЗВЗ Московское училище живописи, ваяния и зодчества РГИА — Российский Государственный исторический архив СПб — Санкт-Петербург
Заполнить форму текущей работой