Готические мотивы в контексте развития русского жилого интерьера XIX века
Диссертация посвящена комплексному анализу готических мотивов в контексте развития русского жилого интерьера XIX века. До настоящего времени эта тема специально не рассматривалась. Из разрозненных публикаций и трудов, так или иначе касающихся затронутой темы видно, что отечественных исследователей в разное время интересовал вопрос появления «готических» построек в, казалось бы, чуждой им русской… Читать ещё >
Содержание
- Готические мотивы в русском жилом интерьере эпохи романтизма (Николаевская псевдоготика 1820−1850-е годы)
- I. I. Зарождение и развитие готических мотивов в русском жилом интерьере эпохи романтизма
- 1. Первые русские памятники псевдоготики второй половины XVIII-начала XIX веков
- 2. Зарождение и развитие мировоззрения романтизма в России начала XIX века
- I. II. Памятники Петербургского региона
- 1. Псевдоготические постройки императорской семьи
- 2. Готические мотивы в жилых интерьерах привилегированных слоев общества и буржуазии
- LIII. Памятники Московского региона
- I. IV. Основные приемы оформления жилых псевдоготических интерьеров эпохи романтизма
- Глава II.
- Готические мотивы в русском жилом интерьере историзма (1860-х -начала 1890-х годов)
- II. I. Развитие готических мотивов в русском жилом интерьере 1860-х начала 1890-х годов в контексте «научных» поисков историзма
- II. II. Новое в тенденциях оформления жилых псевдоготических интерьеров историзма. II.III. Памятники Петербурга
- 1. Готические мотивы в интерьерах великокняжеских дворцов
- 2. Готические мотивы в творчестве А.Ф. Красовского
- II. IV. Памятники Московского региона
- 1. Готические мотивы в жилых интерьерах, созданных A.C. Каминским
- 2. «Средневековье» в творчестве П.С. Бойцова
- II. V. Наиболее характерные приемы оформления жилых псевдоготических интерьеров, созданных в период с 1860-х по начало 1890-х годов
- Глава III.
- Готические мотивы в русском жилом интерьере раннего модерна (коке:х, 1890-х годов)
- III. I. Готические мотивы в творчестве Ф. О. Шехтеля и его роль в распространении «готики» конца XIX столетия
- III. II. Расцвет готических мотивов в русском жилом интерьере конца XIX века
- III. III. Особенности использования готических мотивов в жилых интерьерах конца 1890-х годов. III.IV. Памятники Москвы
- 1. Особняк A.A. Бахрушина
- 2. Особняк A.A. Морозова
- 3. Особняк С.П. Берга
- 4. Особняк Н.Д. Стахеева
- 5. Особняк В.А. Балина
- III. V. Петербург. Особняк А. Ф. Кельха
- III. VI. К вопросу о методах проектирования предметов жилого интерьера в творчестве Ф.О. Шехтеля
- III. VII. Наиболее характерные черты жилых интерьеров неоготики конца 1890-х годов
- Заключение. Библиография
Готические мотивы в контексте развития русского жилого интерьера XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Диссертация посвящена комплексному анализу готических мотивов в контексте развития русского жилого интерьера XIX века. До настоящего времени эта тема специально не рассматривалась. Из разрозненных публикаций и трудов, так или иначе касающихся затронутой темы видно, что отечественных исследователей в разное время интересовал вопрос появления «готических» построек в, казалось бы, чуждой им русской культурной традиции. Однако готические мотивы успешно вошли в творческую палитру отечественных зодчих и воплотились в виде признанных шедевров архитектуры и замечательных ансамблей интерьера. Характерно, что это явление искусствоведы рассматривали в основном как пример одного из направлений эклектики или же образец раннего модерна. Более углубленно специалистами исследованы готические мотивы в архитектуре Москвы и Петербурга, однако интерьер, являющийся неотъемлемой частью архитектурного ансамбля, изучен, к сожалению, в меньшей степени.
Робер де Монтескью в конце эпохи романтизма провозгласил: «Жилищеэто настроение». Пожалуй, трудно найти более точное определение для характеристики частного интерьера XIX столетия, т. к. в эстетический образ его восприятия входят множество составляющих, среди которых не только пространство, организованное с помощью архитектурных форм, но и предметы изобразительного и декоративно — прикладного искусства. Значительную роль играют функциональные особенности помещения, обстановка, освещение, запах, историческая и литературная иконографическая программа, а также быт, увлечения и привычки хозяев. Все это вместе взятое несет огромный ассоциативно — знаковый потенциал, поэтому жилой интерьер необходимо рассматривать в синтезе этих составляющих. Однако, частный интерьер — это не только мир определенного человека, семьи или рода, но и характерное отражение мировоззрения эпохи, в которую был создан. Поэтому убранство жилого интерьера должно изучаться только в контексте всеобщей истории искусства и архитектуры.
Пришедшие вместе с искусством романтизма коренные изменения в русском обществе привели к пробуждению интереса к истории, народным традициям, а, следовательно, родилась потребность в исторических авторитетах. Парадоксально, но факт — в 1830-х годах особую популярность в области частного жилища приобрели именно готические мотивы, свойственные в прошлом культовой архитектуре. Это явление отнюдь не случайно, поскольку интерьер представляет ближайшую к человеку предметно — пространственную среду, взаимодействующую с ним изо дня в день. Таким образом, человек мог сформировать в ней индивидуальный образ своего жилого пространства, максимально отвечающего личным запросам и соответствующий популярным тенденциям своего времени. К тому же более мобильная среда интерьера намного легче подвергается стилизации, чем архитектура.
Ясность взгляда нарушает переменчивая и порой недолговечная жизнь частного интерьера. Менялись поколения и хозяева, изменялись и перестраивались интерьеры, учитывая уже их вкусы, поскольку не только человек может влиять на формирование жилой среды, но и созданный ранее интерьер, хранящий память о своих обитателях, людей той или иной эпохи, в некоторой степени воздействует на последующих владельцев. Таким образом, область интерьера является подвижной, чутко реагирующей на разнообразные изменения, и поэтому очень хрупкой и незащищенной.
К сожалению, до нас не дошло ни одного «готического» интерьера без каких — либо изменений или утрат. Во многом этому способствовали общественно-политические события, происходившие в России XX столетия, в течение которых многие памятники были разграблены, а некоторые разрушены. Поэтому необходимость всестороннего исследования этого явления в русском жилом интерьере стоит крайне остро в связи с сохранением его в отечественном культурном наследии.
Предметом данного исследования являются готические мотивы в русском жилом интерьере XIX века, представленные в широком контексте развития архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства того времени. Хронологические границы исследования — это XIX век, начиная с романтизма — эпохи зарождения и развития готический темы в жилом интерьере и заканчивая ранним модерном, представляющим последний всплеск этого явления. Географические — это Москва, Петербург и их окрестности. Именно в пределах двух столиц были созданы основные памятники рассматриваемого направления, которые представлены творчеством ведущих архитекторов.
Поскольку целью диссертации является изучение готических мотивов в русском жилом интерьере XIX столетия, в исследовании ставятся следующие задачи:
1. Изучить истоки «готики» в русском жилом интерьере.
2. Исследовать закономерности развития готических мотивов: выявить основные этапы и их особенности.
3. Выявить основные функциональные, иконографические и стилевые приемы, использованные при проектировании жилых «готических» интерьеров.
4. Проследить локальное и типологическое своеобразие жилых интерьеров, в оформлении которых были использованы готические мотивы, а также определить роль заказчика и сословную специфику.
5. Выявить и проанализировать не изученные и недостаточно изученные в искусствоведческой литературе памятники, также являющиеся яркими образцами исследуемого стилистического направления.
6. Определить место и значимость готических мотивов в контексте развития русской архитектуры XIX столетия.
Для решения этих задач в исследовании применен принцип комплексного подхода, в котором выражается интеграционная тенденция современной научной методологии. При изучении произведений архитектуры, декоративно-прикладного и изобразительного искусства использована традиционная искусствоведческая методология: историко-культурная, формально-стилевая, иконологическая, иконографическая, а также сравнительный анализ, позволяющие дать наиболее целостное представление о зарождении и развитии готических мотивов в русском жилом интерьере XIX века.
Первые попытки описания интересующих нас памятников были предприняты еще во второй половине XIX века. К ним относятся так называемые путеводители и краеведческие справочники, наиболее известный из которых «Описание Петергофа» А. Ф. Гейрота (1868).
В начале XX века постепенно появляются и научные исследования. Среди них выделяется статья мирискусников А. Н. Бенуа и Н. Лансере «Дворцовое строительство императора Николая I», в которой впервые сделана попытка проанализировать архитектурную эпоху времени правления Николая I. Указанные авторы выявляют первопричину появления готических мотивов в архитектуре дворцово-парковых ансамблей Александрии, Царского села и Гатчины, отмечают активную роль личных вкусов заказчиков, отразившихся в формировании архитектурного облика построек. Здесь впервые появляется термин «псевдоготика"1, уточняются ее временные границы — с 1820-го по л.
1855 г. Однако выводы авторов по поводу жилых интерьеров этого периода сделаны на основе беглых замечаний: Готическая галерея Гачинского дворца — «. не дурной образец Николаевской псевдо-готики"3, а Китайская галерея «гораздо скучнее и неудачнее первой"4.
1 Бенуа Александр Н., Лансере Н. Дворцовое строительство императора Николая I// Старые годы, 1913, июль-сентябрь. — С. 173.
2 Там же.
3 Там же,-С. 180.
4 Там же.
В период 1920;х-1950;х годов пристальное внимание исследователей1 также привлекают загородные императорские резиденции. Изучением архитектурного ансамбля Александрии занимались А. Шеманский и С. Гейченко2. В своих путеводителях они описывают не только историю возникновения парка, но и внутреннее убранство дворца Коттедж, подчеркивая его музейную ценность. В работах К. Большевой3 и А. Савицкой4, посвященных другим памятникам Николаевской эпохи содержатся бесценные описания интерьеров Фермерского дворца Александрии и Белой башни Царского села, разрушенных позже в годы Великой Отечественной Войны. Вполне естественно, что эти издания отражают бытовавший в ту пору негативный настрой по отношению к личностям и быту царской семьи.
Новый этап в изучении готических мотивов в русском жилом интерьере XIX века начинается с 1970;х годов. Именно в это время намечается позитивный интерес к искусству эклектики и модерна. Впервые в работах И. А. Бартенева, В. Н. Батажковой, Е. И. Кириченко и Е. А. Борисовой готические мотивы в архитектуре и интерьере рассматриваются как часть художественного и исторического процесса России XIX столетия, уточняются временные границы явления. «Готическое» направление искусства эклектики полноправно анализируется наравне с «русским», «восточным» и «античным».
В работах Е.А. Борисовой5 получил освещение вопрос зарождения и развития готических мотивов в зодчестве России. Описывается уникальная художественная атмосфера, царившая в эпоху романтизма6 и вдохновлявшая многих русских архитекторов. Однако наибольшее внимание в этих.
1 Гатчина. — М., 1925; Гатчинский дворец-музей и парк. — Л., 1940.
2 Шеманский А., Гейченко С. Коттедж. Дача Николая I в Петергофе. — Л., 1930. Шеманский А. Александрия. Петергоф. — Л., 1936.
3 Большева К. Фермерская дача Александра II. — М.-Л., 1931.
4 Савицкая А. Белая башня. — Л., 1935.
5 Борисова Е. А. Русская архитектура и английская псевдоготика (к вопросу о месте английских художественных традиций в русской культуре середины XIX века)// Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. — М., 1982.
6 Борисова Е. А. Русская архитектура в эпоху романтизма. — СПб., 1997. исследованиях уделяется архитектурному наследию, в то время как особенности оформления жилого интерьера рассматриваются довольно кратко.
Первые обобщающие труды, посвященные непосредственно проблеме русского интерьера XIX столетия, принадлежат И. А. Бартеневу и В.Н. Батажковой1. В них авторы последовательно рассматривают основные этапы развития жилой среды, ее стилевые и пространственно — планировочные особенности. Готическим мотивам в интерьере уделяется особое внимание в связи с зарождением нового этапа в русском искусстве — эпохи романтизма. Авторы отмечают: «Самое сильное и устойчивое воздействие на архитектуру, находившуюся на распутье, оказала готика». Таким образом, проявление готических мотивов в русской архитектуре рассматривается как логическое продолжение художественного процесса. Специальное внимание уделяется стилизирующим принципам формообразования интерьеров Коттеджа, как новому типу архитектурного сооружения, ранее не наблюдавшегося в отечественной практике. Также выявлено и рассмотрено несколько других памятников этой эпохи. Однако необходимо отметить, что готические мотивы в русском жилом интерьере авторы рассматривают только в контексте поворотного этапа в истории архитектуры 1820-х-1840-х годов, оставляя без внимания дальнейшее их развитие.
Проведенная в 1986 году в стенах Государственного Эрмитажа выставка о.
Художественное убранство русского интерьера XIX в." впервые комплексно ознакомила зрителя с материалами русского декоративно-прикладного искусства целого столетия. Экспонаты демонстрировали наиболее характерные черты декоративного убранства того или иного времени в контексте эволюции искусства XIX века. Представленные вещи частично воссоздавали картину.
1 Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Русский интерьер XVIII—XIX вв.еков. — JL, 1977. Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Русский интерьер XIX века. — Д., 1984.
Батажкова В. Н. Псевдоготика в русском интерьере конца 1820-х-1840-х годов// Проблемы развития русского искусства. Вып. 3. — JL, 1975.
Бартенев И.А., Батажкова В. Н. Русский интерьер XIX века. — Д., 1984. — С. 116.
3 Художественное убранство русского интерьера XIX века. Очерк путеводитель. — Д., 1986. быта и жизни общества той поры. При этом преобладающее место на выставке занимала мебель, среди которой присутствовали и образцы в «готическом» стиле, выполненные в мастерской Э. Г. Гамбса в 1830-е годы.
Значительный вклад в изучение русского искусства XIX — начала XX веков внесла Е. И. Кириченко. В своих работах она специально останавливается на проблеме «готики"1 в русской архитектуре эпохи романтизма. Подчеркивая ее решающую роль в дальнейшем развитии отечественного искусства XIX века, она отмечает: ««Готика» выражает новую ориентацию в духовной, культурной Л и общественной сфере.». Выделяя основных мастеров, работавших в этом направлении — Н. Л. Бенуа, М. Д. Быковского и А.П. Брюллова3, автор акцентирует внимание на их глубоко индивидуальном подходе к проектированию.
Проблема развития русского жилого интерьера XIX века также привлекала этого исследователя. Данный вопрос затрагивает ряд статей4, в которых она рассматривает основные принципы оформления жилой среды того или иного времени, анализируя пространственно — планировочные особенности, уделяя внимание мебельному и декоративно — прикладному убранству.
Особое место в трудах Е. И. Кириченко принадлежит архитектурным ансамблям московского зодчего Ф.О. Шехтеля5, которому посвящены монография и статьи6. Эти работы отражают разностороннее творческое наследие мастера, выявляют его влияние на национальное своеобразие стиля.
1 Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. — М., 1986. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830−1910;х годов. — М., 1978.
2 Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830−1910;х годов. — М., 1978. — С. 99.
3 Кириченко Е. Три мастера// Зодчество, 2(21). — М., 1978.
4 Кириченко Е. Русский интерьер 30−60-х годов XIX столетия// Декоративное искусство СССР, 1970, № 7. Кириченко Е. Русский интерьер 70−90-х годов XIX века// Декоративное искусство СССР, 1971, № 3.
5 Кириченко Е. Федор Шехтель. — М., 1973.
6 Кириченко Е. И. Творчество Ф.О. Шехтеля и архитектурный процесс Х1Х-ХХ вв.// Ф. О. Шехтель и проблемы истории русской архитектуры конца XIX — начала XX веков. — М., 1988. Кириченко Е. И. О принципах организации пространственной среды интерьеров особняков Ф. О. Шехтеля (рубеж Х1Х-ХХ вв.)// Архитектурное наследство, № 34. — М., 1986. модерн. Автор останавливается и на «готических» постройках Шехтеля, анализируя и подчеркивая их большое значение не только в творчестве архитектора, но и в развитии русской архитектуры в целом.
Также интерес вызывает статья В.В. Кириллова1, в которой он рассматривает «готику» как новую пространственно — пластическую систему в русской архитектуре. Автор статьи неоднократно подчеркивает, что «.всякий раз это явление (готика — О.Н. Г.) связано с переломными моментами в развитии нашего зодчества"2 и приводит к поискам национального стиля.
Дальнейшее обращение к этому вопросу в научной литературе носит эпизодический характер. Выделяются отдельные статьи3, авторы которых освещали весьма ограниченные темы, так или иначе касающиеся проблемы готических мотивов в русском жилом интерьере XIX века.
Таким образом, необходимость развернутого и системного изучения данной темы очевидна. Отечественные искусствоведы уделяли определенное внимание основным памятникам романтизма (Коттедж в Петергофе) и неоромантизма (особняк З. Г. Морозовой в Москве), поскольку они сыграли решающие роли в периоды кризиса русской архитектуры. Однако, вне поля зрения осталось достаточно большое число малоизученных и неизученных памятников. Этот пробел особо ощутим в отношении интерьеров, созданных в период с 1860-х по 1890-е годы.
Кириллов В. В. Феномен готики в русской архитектуре XVIII-начала XX века (пространственно — пластический акцент)// Труды Академии Художеств СССР. Вып. 5. — М., 1988.
2 Там же. — С. 234.
3 Белов A.A. К истории мебельного убранства Фермерского дворца// Штакеншнейдеровские чтения. — Петергоф, 2002.
Ботт И. Мебельное убранство дворца Коттедж в Александрии// Петергоф. — СПб., 1992. Михайлова Р. Э. Коттедж А. Менеласа в Петергофе и его место в истории англо-русских архитектурных связей// Русское искусство Нового времени. Вып. 3. — М., 1997. Михайлова Р. Коттедж А. Менеласа и английское живописное видение// Свое-чужое в контексте культуры Нового времени. — М., 1996.
Пашкова T.JI. Паркет в псевдоготических интерьерах XIX — нач. XX века. К вопросу о стилизации в эпоху эклектики// Три века Петербургского интерьера. — СПб., 1999.
Также необходимо отметить, что до сих пор нет точной и однозначной терминологии, применительно к постройкам, в архитектурном замысле которых были использованы готические мотивы.
Например, Е. А. Борисова в своих исследованиях выделяет понятия «готика» или ложная готика, характеризуя постройки второй половины XVIII векапсевдоготика, имея ввиду архитектурные сооружения эклектики и неоготика — произведения, созданные в период раннего модерна. Термином псевдоготика также пользуются И. А. Бартенев и В. Н. Батажкова. Е. И. Кириченко рассматриваемому направлению в искусстве 1830−1850-х годов дает определение «готический» стиль (наравне с «русским», «византийским», «китайским» и др.). Анализируя ранние постройки Ф. О. Шехтеля, она использует термин «готика» или «готические» постройки. Этой терминологии придерживается и М. В. Нащокина.
Поэтому в данном исследовании для характеристики памятников эпохи эклектики наряду с термином псевдоготика будет использоваться словосочетание «готический» стиль, а для архитектурного наследия романтического модерна — термин «готика» или неоготика. Также ко всем рассматриваемым периодам иногда будет применено понятие «средневековый», т.к. оформление интерьеров этого направления проводилось не только на уровне стиля, но и исходя из комплекса общих образных представлений эпохи о средневековье, основанного на литературных и философских источниках.
Источниками исследования послужили: проектная документация, чертежи, изобразительные источники (преимущественно графика), фотографии, хранящиеся в архивах и музеях Москвы и Петербургатруды исследователей русской и зарубежной истории, культуры и искусствамемуарная литература XIX века, философские, научно-публицистические и периодические изданиявизуальное исследование объектов, их детальная фотофиксация, проведенная автором.
Заключение
.
— Данное исследование наглядно показывает, что готические мотивы в русском жилом интерьере XIX века получили широкое распространение. Их зарождению и развитию послужил целый комплекс факторов, вызванных влияниями западноевропейского романтизма, отразившегося в литературе, философии и искусстве, а также общественно-политической ситуацией в России и кризисом архитектуры классицизма.
— Изучение готических мотивов в русском жилом интерьере XIX столетия позволило выделить три этапа развития. Причем на каждом этапе к стилизации готики подходили по-разному.
Первый этап приходится на время правления Николая I и охватывает приблизительно 1820−1850-е годы. Для императорской семьи в это время создается летний дворец Коттедж, павильон Белая Башня, отделываются коридоры Арсенального каре в Гатчинском дворце и т. д. Широкое распространение готические мотивы получили в усадьбах и дворцах привилегированных слоев общества, а также в интерьерах буржуазии. Жилые псевдоготические интерьеры этого времени либо оформлялись целостным ансамблем, либо дополнялись модной «готической» мебелью, витражами, картинами или предметами декоративно-прикладного искусства.
Анализ этих памятников показал, что в процессе их создания русские архитекторы опирались на мотивы английских культовых памятников средневековья и на богатый опыт британских коллег, построивших знаменитые псевдоготические поместья Англии. Оформляя жилую среду, русские зодчие пытались воссоздать, прежде всего, духовное впечатление об архитектуре готического храма, будившее в воображении современников представления о средневековье и его идеалах.
Второй этап охватывает период, начиная с 1860-х годов и заканчивая началом 1890-х годов. В это время наблюдается спад массового увлечения готикой в жилом интерьере. Однако ее мотивы продолжают использоваться в оформлении кабинетов, библиотек и столовых и содержат в себе определенные смысловые ассоциации. В это время русские архитекторы и художники досконально изучают памятники средневековой Европы. В создаваемой жилой обстановке они стремятся наиболее полно отразить историческое правдоподобие воссозданного стиля.
В отличие от так называемых «мебельных» интерьеров романтизма, в жилой «готической» среде этого периода основополагающую роль играет отделка. Используются материалы и принципы организации интерьера, которые не только близки по духу историческим, но и максимально отвечают запросам комфорта современного общества.
Третий этап приходится на вторую половину 1890-х годов — время зарождения и становления раннего романтического модерна. В этот период наблюдается второй всплеск популярности готики в жилом интерьере, который был вызван поисками архитекторов в сфере новых пространственных систем и органичности зодчества, а также веяниями искусства символизма. Значительное влияние на организацию жилого интерьера неоготики оказали вкусы крупного московского купечества и «готические» постройки Ф. О. Шехтеля.
В отличие от эклектики и стилизаторства, архитекторы раннего модерна не стремились к доскональному копированию конкретного исторического прототипа. Для них было главным убедительно передать художественный образ и дух интерьера. Тем не менее, созданные на переломе двух больших художественных периодов, неоготические интерьеры отражают многие качества, как эклектики, так и раннего модерна.
— В становлении и развитии готических мотивов в русском жилом интерьере XIX века определенную роль сыграли вкусы заказчиков. Популярность готики в первой половине XIX столетия во многом была обязана увлечению романтизмом русского общества, стремившегося погрузиться в атмосферу полюбившейся эпохи. Первенство здесь принадлежало блистательному Петербургу, стремительно реагирующему на все новшества Западной Европы и русского Императорского Двора. Помимо императорской семьи, основными заказчиками интерьеров в «готическом» стиле выступала аристократия, буржуазия, чиновничество и нарождающаяся разночинная интеллигенция.
На втором этапе развития территориальное лидерство выравнивается. В столице готика продолжает использоваться во дворцовых интерьерах императора и его семьи и привилегированных слоев общества. В Москве, помимо дворян, заказчиками начинает выступать разбогатевшее купечество.
Во второй половине 1890-х годов лидерство полностью переходит к Москве. Это время отмечено широким размахом строительства особняков богатого купечества, предпочитавшего готические мотивы в жилом интерьере и желающего зачастую создать ощущение древности и знатности своего рода.
— Анализ «готических» интерьеров показал, что их эволюция шла в контексте развития русской архитектуры XIX века. Рассматривая каждый из трех этапов, мы выявляем характерные особенности построения жилой «готической» среды, выделяя функциональные, иконографические и стилевые изменения.
— Развитие готических мотивов в русском жилом интерьере во многом шло в русле европейских, которые прошли сходные этапы.
В процессе работы над диссертацией было выявлено и проанализировано большое количество ранее не исследованных «готических» памятников жилого интерьера. Среди них: Столовая во дворце графа С. С. Потоцкого, Готический и Рыцарский залы во дворце графини С. Л. Шуваловой, Готический зал в городской усадьбе Чертковых, Малая столовая во дворце В. А. Романова, Музыкальная гостиная К. К. Романова, библиотека в особняке фон Дервизов, столовые в особняке С. М. Третьякова и усадьбе Потемкиных, интерьеры особняка князя Б.В. Святополк-Четвертинского и особняка П.И.
Харитоненко. Также неоготические интерьеры особняков A.A. Бахрушина, С. П. Берга, Н. Д. Стахеева, В. А. Балина и А. Ф. Кельха. Изучение этих интерьеров опиралось, как на натурное исследование объектов, сопровождавшееся подробной фотофиксацией, так и на архивные материалы. В процессе анализа вышеупомянутых памятников было затронуто творчество таких малоизученных архитекторов как A.C. Каминский, П. С. Бойцов, К. К. Гиппиус и др.
— В процессе исследования была предпринята попытка обобщенного анализа жилых интерьеров «готического» периода творчества Ф. О. Шехтеля, способствовавшего не только широкому распространение готических мотивов в жилом интерьере Москвы конца XIX столетия, но и формированию их образно-символистической системы. В ходе архивной работы введен в научный оборот ряд неопубликованных и неупоминаемых исследователями чертежей и эскизов внутреннего убранство «готических» построек Шехтеля, которые позволяют в полной мере охарактеризовать раннее творчество выдающегося зодчего и показать значимость данного этапа.
В ходе архивной работы нами было выявлено участие Федора Осиповича в проектировании декоративно-прикладного убранства столовой особняка А. Ф. Кельха (Петербург). Кроме того, установлено, что на методы проектирования мастера оказала влияние педагогическая практика Строгановского училища, в котором Шехтель на протяжении нескольких лет преподавал ряд дисциплин. Также введены в оборот фотоматериалы неоготических интерьеров особняка A.A. Бахрушина (архитектор К.К. Гиппиус), представляющие большую научную ценность в связи с полной утерей значительной части убранства.
— Готические мотивы в русском жилом интерьере XIX столетия являются ярким и закономерным звеном в процессе развития отечественной архитектуры этого времени. В первой трети XIX века готике принадлежала одна из решающих ролей в переходе от классицизма к эклектике. Она положила начало новым тенденциям в культурной, духовной и общественной сфере. В конце XIX столетия готика вновь проявила себя в связи с кризисом архитектуры эклектики, благодаря непосредственной близости поискам органичности и правдивой демонстрации использованных конструкции и материала. В начале XX века готика уже «сбросит» декор и будет выступать как самостоятельный формообразующий каркасный принцип.
Значение готики в развитии русской архитектуры XIX века весьма велико. Она проявлялась именно в те переломные моменты, когда архитектура нуждалась в кардинальных обновлениях, способствуя появлению новых пространственно-пластических систем. Также необходимо отметить, что многие качественные явления в русской архитектуре зарождались именно в среде жилого интерьера, наиболее полно отражавшего мировоззрение эпохи и значительно легче, чем архитектура, подвергавшегося стилизации. Таким образом, вряд ли возможно представить дальнейшее качественное развитие русской архитектуры без увлечения готическим наследием и его осмыслением.
Благодаря гибкости и динамичности формообразования готики, а также творческой индивидуальности русских зодчих — мы обладаем самобытными памятниками отечественной архитектуры, которые можно смело поставить в один ряд с подобными произведениями известных зарубежных архитекторов.
Список литературы
- Коттедж. Готическая капелла. — СПб., 2000.
- Андреев А.К. Адам Менелас// Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Вып. 7.-Л., 1977.
- Антонов В.В. Живописцы-декораторы Скотти в России //Русское искусство второй половины XVIII-первой половины XIX веков. М., 1979.
- Бакушинский А. Монументально-декоративные искания эпохи модерн. Врубель Серов// Искусство, 1934, № 4.
- Барановский Г. В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Том 4 (Жилища и службы). СПб., 1904.
- Бартенев И.А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. -М., 1983.
- Бартенев И.А., Батажкова В. Н. Русский интерьер XIX века. Д., 1984.
- Бартенев И.А., Батажкова В. Н. Русский интерьер XVIII—XIX вв.еков. JI., 1977.
- Бартенева М.И. Николай Бенуа. СПб., 1994.
- Батажкова В.Н. К вопросу о стилистических направлениях русской архитектуры второй четверти XIX века// Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Вып. 3. JI., 1973.
- Батажкова В.Н. Псевдоготика в русском интерьере конца 1820-х-1840-х годов// Проблемы развития русского искусства. Вып. 3. Л., 1972.
- Батажкова В.Н. Русский интерьер 1830-х-1850-х годов в характеристике современников. Л., 1975.
- Баторевич Н.И. Чесменский дворец. СПб., 1997.
- Бахрушин Ю.А. Воспоминания. М., 1994.
- Белов A.A. К истории мебельного убранства Фермерского дворца// Штакеншнейдеровские чтения. Петергоф, 2002.16Бенуа Александр Н., Лансере Н. Дворцовое строительство императора Николая I// Старые годы, 1913, июль-сентябрь.
- Большева К. Фермерская дача Александра II. М.-Л., 1931.
- Борисова Е.А. Московские особняки эпохи модерна// Музей, 1989, № 10.
- Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 1979.
- Борисова Е.А. Русская архитектура в эпоху романтизма. СПб., 1997.
- Борисова Е.А. Русская архитектура и английская псевдоготика (к вопросу о месте английских художественных традиций в русской культуре середины XIX века)// Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. М., 1982.
- Борисова Е.А. Русская архитектурная графика XIX века. М., 1993.
- Борисова Е.А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. М., 1994.
- Ботт И. Мебельное убранство дворца Коттедж в Александрии. -Петергоф, СПб., 1992.
- Бронштейн С.С. Архитектура города Пушкина. М., 1940.
- Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1991.
- Бусеева-Давыдова И., Нащокина М. Архитектурные прогулки по Москве. М., 1996.
- Воронихина А.Н. Виды залов Эрмитажа и Зимнего Дворца в акварелях русских художников середины XIX века. М., 1983.29 Гатчина. М., 1925.
- Гатчинский дворец-музей и парк. Л., 1940.
- Гейрот А.Ф. Описание Петергофа. Петербург, 1868.
- Гоголь Н.В. Об архитектуре нынешнего времени// Собрание сочинений. Том 6.-М., 1959.
- Давиденко С.В., Савинова E.H. Ф.О. Шехтель и Морозовы// Историко-культурное наследие России конца XIX -начала XX вв. М., 1997.
- Датиева Н.С. О домах Саввы и Зинаиды Морозовых в Арбатской части Москвы// Морозовы и Москва. М., 1998.
- Датиева Н.С. Панно МА Врубеля «Времена года» из особняка на Спиридоновке в Москве// Историко-культурное наследие России конца XIX -начала XX вв. М., 1997.
- Дворцы Русского музея. СПб., 1999.
- Дворянские гнезда России. История, культура, архитектура. М., 2000.
- Демиденко Ю. Интерьер в России. СПб., 2000.
- Доброхотов Ф.П. Спутник экскурсанта по Детскому Селу и Слуцку (б. Павловск). Без даты.
- Елкина A.C. Гатчина. Л., 1980.
- Елкина A.C., Третьяков Н. С. Гатчинский дворец. JL, 1988.
- Жерихина Е.И. Стилистико-семиотическая программа Менеласа при постройке павильонов Александровского парка Царского Села и ее развитие в XIX веке// Штакеншнейдеровские чтения. Петергоф, 2002.
- Зодчие Москвы времен эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е-1917 годы). -М., 1998.
- Зодчие Санкт-Петербурга XIX-начало XX века. СПб., 1998.
- И.В. Печь во дворце Великого князя Владимира Александровича// Зодчий, 1872, № 3.
- Иванов Ю. Английский коттедж в Петергофе или Частное владение семейного человека// Петергофский вестник, 1993, 10 июля.
- Иконников A.B. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990.
- История архитектуры в избранных отрывках. М., 1935.
- История русской архитектуры. СПб., 1994.
- Карякина Т.Д. Неоготика в русском усадебном интерьере первой половины XIX века // Русская усадьба. Вып. № 2(18).- М., 1996.
- Квятковская Н.К. Марфино. М., 1985.
- Кириков Б.М., Штиглиц М. С. Петербург немецких архитекторов. От барокко до авангарда. СПб., 2002.
- Кириллов В.В. Феномен готики в русской архитектуре ХУШ-начала XX века. (Пространственно-пластический акцент)// Труды Академии Художеств СССР. Вып. 5. М., 1988.
- Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986.
- Кириченко Е.И. К вопросу о художественных принципах организации пространственной среды на рубеже Х1Х-ХХ веков. (Интерьеры Ф.О. Шехтеля)// Искусство ансамбля, М., 1988.
- Кириченко Е.И. Михаил Быковский. М., 1988.
- Кириченко Е.И. Модерн. К вопросу об истоках и типологии// Советское искусствознание 1978 4.1. М., 1979.
- Кириченко Е. О закономерностях развития архитектуры. (Опыт системного анализа эклектики и модерна)// Архитектура СССР, 1973, № 12.
- Кириченко Е.И. О принципах организации пространственной среды интерьеров особняков Ф.О. Шехтеля (рубеж Х1Х-ХХ вв.)// Архитектурное наследство. Вып. № 34. М., 1986.
- Кириченко Е.И. Романтизм и историзм в русской архитектуре XIX века. (К вопросу о двух фазах развития эклектики)// Архитектурное наследство. Вып. № 36. М., 1988.
- Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830−1910-х годов. М., 1978.
- Кириченко Е. Русский интерьер 30−60-х годов XIX столетия// Декоративное искусство СССР, 1970, № 7.
- Кириченко Е. Русский интерьер 70−90-х годов XIX века// Декоративное искусство СССР, 1971, № 3.
- Кириченко Е. И. Творчество Ф.О. Шехтеля и архитектурный процесс Х1Х-ХХ вв// Ф. О. Шехтель и проблемы истории русской архитектуры конца Х1Х-начала XX веков. М., 1988.
- Кириченко Е. Три мастера// Зодчество, 2(21). М., 1978.
- Кириченко Е. Федор Шехтель. М., 1973.
- Кириченко Е. Федор Шехтель. К 125-летию со дня рождения// Архитектура СССР, 1984, № 3.
- Классицизм и романтизм. Konemann, 2001.
- Коршунова М.Ф. Юрий Фельтен. Л., 1988.
- Кузнецов A.B. Своды и их декор. М., 1938.
- Кучумов A.M. Убранство русского жилого интерьера XIX века. JL, 1977.
- Кючарианц Д.А., Раскин А. Г. Гатчина. Художественные памятники. JL, 1990.
- Макаров В., Петров А. Гатчина. JL, 1974.
- Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера. М., 1990.
- Мир русской императрийцы. СПб., 1997.
- Михайлова Р. Коттедж А.Менеласа и английское живописное видение// Свое-чужое в контексте культуры Нового времени. М., 1996.
- Михайлова Р.Э. Коттедж А.Менеласа в Петергофе и его место в истории англо-русских архитектурных связей// Русское искусство Нового времени. Вып. 3. М., 1997.
- Нащокина М.В. Архитектурные вкусы Саввы Морозова// Морозовы и Москва. -М., 1998.
- Нащокина М.В. Архитекторы русского модерна. М., 1998.
- Нащокина М. Сто архитекторов русского модерна. Творческие портреты. М., 2000.
- Нащокина М.В. Федор Шехтель архитектор Москвы 1900-х// Историко-культурное наследие России конца XIX -начала XX вв. — М., 1997.
- Неклюдова М. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX -начала XX века. М., 1991.
- Несин В.Н. Зимний дворец в царствование последнего императора Николая II (1894−1917). СПб., 1999.
- Новикова O.B. Готическая (музыкальная) комната великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце// Штакеншнейдеровские чтения. Петергоф, 2002.
- Оль Г. А. Александр Брюллов. Д., 1983.
- Особняк на улице Алексея Толстого// Приложение к Вестнику МИД СССР.-М., 1988.
- Павлова C.B., Матвеев Б. М. Мраморный дворец. СПб., 1996.
- Памятники архитектуры Ленинграда. JL, 1972.
- Памятники архитектуры Москвы. (Белый город). М., 1989.
- Памятники архитектуры Москвы. (Замоскворечье.). М., 1994.
- Памятники архитектуры Москвы. (Земляной город.). М., 1989.
- Памятники архитектуры Москвы. (Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века.). М., 1998.
- Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1985.
- Пашкова Т.Л. Паркет в псевдоготических интерьерах XIX-нач. XX века. К вопросу о стилизации в эпоху эклектики// Три века Петербургского интерьера. СПб., 1999.
- Петров А.Н. Пушкин. Дворцы и парки. Л., 1969.
- Петродворец. Дворец Коттедж. Л., 1990.
- Петродворец. Коттедж. Л., 1986.
- П.М. Новый стиль и «декаденство"// Зодчий, 1902, № 6.
- Пунин А.Л. Архитектурные памятники Петербурга вторая половина XIX века.-Л., 1981.
- Савицкая А. Белая башня. Л., 1935.
- Сарабьянов Д.В. Модерн. М., 2001.
- Смирнова Россет А. О. Дневник. Воспоминания. — М., 1989.
- Смурова H.A. Поэзия русских символистов и московское зодчество// Ф. О. Шехтель и проблемы истории русской архитектуры конца XIX-начала XX веков. М., 1988.
- Соколова Т.М., Орлова К. А. Глазами современников. Русский жилой интерьер первой трети XIX века. Л., 1982.
- Соловьев Н.К. Очерки по истории интерьера. Древний мир. Средние века. М., 1999.
- Тарунов А.М. Дубровицы. M., 1991.
- Тоде Э. Стекольная живопись. Краткий очерк ее истории и технического развития Доклад в Рижском Архитектурном Обществе// Зодчий, 1908, № 23.
- Турчин В. Эпоха романтизма в России. M., 1981.109 Ушедшая Москва. M., 1964.
- Флетчер Ф. История архитектуры, составленная по сравнительному методу. Вып. 2. СПб., 1912.
- Хачатуров C.B. «Готический вкус» в русской художественной культуре 18 века. М., 1999.
- Хомутецкий Н. Материалы к биографиям архитекторов C.JI. Шустова и Р.И. Кузьмина// Архитектурное наследство, 1955, № 7.
- Художественное убранство русского интерьера XIX века. Очерк-путеводитель. JL, 1986.
- Чижков А.Б. Подмосковные усадьбы сегодня. М., 2000.
- Швидковский Д., Шорбан Е. Московские особняки. М., 1997.
- Шеманский А. Александрия. Петергоф. Л., 1936.
- Шеманский А., Гейченко С. Коттедж. Дача Николая I в Петергофе. -Л., 1930.
- Шуйский В. Графика Огюста Монферана// Художник, 1988, № 12.
- Шульгина E.H., Пронина И. А. История Строгановского училща. -М., 2002.
- Эрмитаж. История строительства и архитектуры здания. Л., 1994.
- Megan Aldrich. Gothic Revival. London, 1999.
- Midant Jean-Paul. Viollet-le-Duc. The French Gothic Revival. Paris, 2002.
- Praz Mario. An Illustrated History Of Interior Decoration. Milan, 1994.1. Принятые сокращения.
- ВОВ Великая Отечественная война ГИМ — Государственный Исторический музей
- ГМЗ «Петергоф» Государственный музей заповедник «Петергоф» ГНИМА им. A.B. Щусева — Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. A.B. Щусева ГРМ — Государственный Русский музей
- ГЦТМ им. A.A. Бахрушина Государственный центральный театральный музей им. A.A. Бахрушина ГЭ — Государственный Эрмитаж
- ИАХ Императорская Академия Художеств, Петербург JI — Ленинград М — Москва
- МУЗВЗ Московское училище живописи, ваяния и зодчества РГИА — Российский Государственный исторический архив СПб — Санкт-Петербург