Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Педагогические условия и механизмы формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как видим, аспекты, под углом зрения которых исследуется образование в поликультурной среде, достаточно многообразны. Опыт показывает, данной проблеме уделяют много внимания не только теоретики, но и педагоги-практики. Своеобразие сложившейся исторической и культурно-образовательной ситуации в стране инициирует обращение к такого рода проблемам, ставит новые цели и задачи перед… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. Культурно-образовательная среда и гуманистические ценности в традиция? отечественной педагогической мысли
    • 2. Нравственное воспитание молодежи в условиях поликультурной среды
  • России
    • 3. Единство образования, культуры и менталитета как основа преобразования культуросообразных ценностей учащихся школы
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ
    • 1. Методологические посылы к самореализации учащихся в условиях культурологической направленности содержания образования
    • 2. Механизмы развития ценностной сферы личности учащегося в поликультурной образовательной среде
    • 3. Культурологический характер обучения иностранному языку как путь развития ценностной сферы личности школьника
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
  • ГЛАВА 3. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
    • 1. Практика формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах школьников общеобразовательных учреждений
    • 2. Роль педагога в формировании культуросообразных ценностей учащихся в условиях поликультурной образовательной среды
    • 3. Опытно-экспериментальное исследование духовности и толерантности учащихся в иноязычной культурно-образовательной среде школы
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3

Педагогические условия и механизмы формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Воспитание у подрастающих поколений гуманности, формирование гуманных отношений между людьми — одна из важнейших задач педагогической науки сегодня. Чтобы ее решить в русле мировых общечеловеческих традиций, необходимо учесть всю специфику многонациональной среды России, в условиях демократизации ее жизни, гуманизации образования и, в то же время, в условиях усиления национальной напряженности в отдельных «горячих точках» нашей страны.

Формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах школьников приобретает особо важную роль в дни усиленной миграции населения, роста количества жителей в городах и соответственно удельного веса многонациональных коллективов учащихся в системе образования. Актуальность этой задачи обусловлена также и ростом национального самосознания народов нашей страны в условиях демократизации общественной жизни и в то же время усилением, в ряде территорий, национальных противоречий.

В решении этой задачи особенно велика роль общеобразовательной школы. Именно в школе на базе результатов, достигнутых в развитии личности, развертывается интенсивный процесс формирования нравственного облика подрастающего поколения, всего спектра отношений молодежи к действительности. Важную роль в данном контексте приобретает необходимость подготовки высококультурных, образованных и гуманных членов общества, которые могут жить и успешно работать в полиэтнической среде, людей знающих и уважающих не только свою культуру, но и культуру других народов, способных сочетать национальные и интернациональные интересы.

В нашем понимании суть принципа гуманизма в признании человека высшей ценностью, в поддержке его права на свободу, счастье, справедливость, на развитие и проявление им своих способностей. Гуманность — это интегральное качество личности, обобщенная характеристика ее поведения, в 3 котором реализуется принцип гуманизма. Для понимания сущности понятия гуманности важное значение имеют те подходы, которые выработаны в науке к пониманию нравственных качеств личности.

В этой связи перед педагогической наукой встала задача формирования личности, способной успешно взаимодействовать и функционировать в поликультурной образовательной среде.

Степень разработанности проблемы. В теоретическое осмысление данного направления исследований, рассматриваемых в контексте гуманных отношений человека с социальной средой, внесли свой вклад ученые В. Г. Бочарова, В. З. Вульфов, В. Н. Гуров, И. В. Ермакова, С. А. Лисицын, Ю. С. Мануйлов, В. В. Рубцов, Н. И. Поливанова [48- 71- 91- 109- 223]. Интерес представляют работы И. А. Баевой, С. Д. Дерябо, Н. Б. Крыловой, В. А. Петровского, В. И. Слободчикова, И. М. Улановской, В. А. Левина поскольку раскрывают роль образовательной среды в становлении личности [21- 101- 145- 146- 201- 237- 276- 304].

Рядом исследователей гуманность личности в связи с разнообразием культур рассматривается как проявление единства сознания, чувств и воли человека, его поведения (JI.M. Архангельский, А. Ф. Шишкин и др.) [12- 299], психологами — как единство определенных мотивов и способов поведения (C.JL Рубинштейн, Л. И. Божович и др.) [221- 40]- некоторые ученые видят в нем укоренившееся отношение личности к действительности, соотносящееся с ее взглядами, убеждениями, мировоззрением (Б.Г. Ананьев, М. Н. Берулава.

A.Н. Леонтьев, Ю. А. Самарин и др.) [5- 26- 27- 34- 155].

Особый интерес для исследуемой проблемы представляют этнопедаго-гические работы, рассматривающие обучение, воспитание и социализацию подрастающих поколений (К.Ш. Ахияров, Г. Н. Волков, Э. И. Сокольникова, Е. Е. Хатаева, А. Н. Яковлева и пр.) [17- 66- 67- 239- 241- 286]. Значимыми для нашего исследования стали работы, отражающие ведущие положения организации поликультурного образования, разработанные Е. В. Бондаревской,.

B.П. Борисенковым, Г. Д. Дмитриевым, А. Н. Джуринским, Л. В. Колобовой,.

М.В. Кузнецова, З. А. Мальковой, Г. В. Палаткиной, JI. JL Супруновой, В. К. Шаповаловым [42- 45- 105- 138- 163- 199- 295]. Вопросы поликультурного образования как механизм передачи социального опыта, как новая информационная среда отражены в исследованиях Б. С. Гершунского, Т.Г. Грушевиц-кой, А. Я. Данилюка [80- 82- 89- 93]. Отдельные аспекты образования в поликультурной среде представлены в работах по воспитанию толерантности А. Г. Асмолова, П. В. Степанова и др. [14]- особенности работы педагогов с детьми-мигрантами — в работах З. Б. Богатовой, О. В. Гукаленко, В. И. Матис и пр. 38- 90- 172- 173].

Как видим, аспекты, под углом зрения которых исследуется образование в поликультурной среде, достаточно многообразны. Опыт показывает, данной проблеме уделяют много внимания не только теоретики, но и педагоги-практики. Своеобразие сложившейся исторической и культурно-образовательной ситуации в стране инициирует обращение к такого рода проблемам, ставит новые цели и задачи перед общеобразовательной школой. В целом не смотря на разработанность различных сторон поликультурного, национально-регионального образования, в научной литературе недостаточно встречается специальных исследований, связанных с рассмотрением путей и условий формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде.

Анализ проведенных исследований и образовательной практики позволил выделить объективно существующие противоречия между:

• наличием многообразия и богатства национальных культур, в том числе народного педагогического опыта обучения, воспитания и социализации личности и широким внедрением его в систему поликультурного образования;

• потребностью общества в раскрытии имеющегося в поликультурной образовательной среде потенциала и его недостаточным использованием учреждениями образования сегодня;

• потребностью взаимодействия учреждений общего, дополнительного образования и общественных институтов в ходе комплексного решения проблемы формирования гуманных взаимоотношений у учащихся в условиях поликультурной среды школы и отсутствием разработанных условий и механизмов реализации таких взаимоотношений;

• необходимостью становления готовности школьников к гуманным взаимоотношениям с представителями иных культур и недостаточной разработанностью научно-методического сопровождения данного материала в общеобразовательной школе;

• необходимостью создания условий для формирования гуманных взаимоотношений и недостаточной компетентностью педагогов в вопросе формирования этих навыков.

В свете такой постановки вопроса, названных противоречий и сформулирована проблема нашего исследования — каковы условия формирования поликультурного восприятия мира, становления гуманных взаимоотношений учащихся в образовательной среде школы.

Недостаточная научная разработанность проблемы, социально-педагогическая ее значимость, необходимость, целесообразность ее разработки и определили тему нашего исследования: «Педагогические условия и механизмы формирования гуманных взаимоотношений школьников в поли-кулыурной образовательной среде».

Объект исследования — образовательный процесс в учреждениях общего образования.

Предмет исследования — процесс формирования поликультурного восприятия мира, гуманных взаимоотношений учащихся в образовательной среде школы.

Цель исследования: разработать модель формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде и определить эффективные условия и механизмы ее реализации в условиях общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования заключается в том, что образовательный процесс в школе, ориентированный на формирование гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде, толерантности и согласия через инновационные образовательные программы и проектно-исследовательскую деятельность, может быть эффективным если:

• на основе всестороннего анализа нравственного развития школьников выявить специфику формирования социально-нравственных ценностей, как основы гуманных взаимоотношений у старшеклассников в поликультурной образовательной среде;

• разработать системную модель процесса формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде;

• выделить направления культурологической подготовки, определить педагогические условия и механизмы реализации модели формирования гуманных взаимоотношений учащихся в поликультурной образовательной среде;

• определить необходимый уровень культуролого-педагогической направленности содержания школьного образования, способствующего формированию поликультурного восприятия мира, становлению гуманных взаимоотношений учащихся в образовательной среде школы;

• разработать и реализовать программу (цели, задачи, принципы) формирования поликультурного восприятия мира школьниками.

Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:

1. На основе всестороннего анализа нравственного развития школьников сегодня выявить специфику формирования социально-нравственных ценностей, как основы гуманных взаимоотношений старшеклассников в поликультурной образовательной среде.

2. Разработать системную модель процесса формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде.

3. Выделить направления культурологической подготовки, определить педагогические условия и механизмы реализации модели формирования гуманных взаимоотношений учащихся в поликультурной образовательной среде.

4. Выявить интегральный результат культуролого-педагогической направленности содержания школьного образования, способствующего формированию поликультурного восприятия мира, становлению гуманных взаимоотношений учащихся в образовательной среде школы.

5. Разработать и провести апробацию программы (цели, задачи, принципы) формирования поликультурного восприятия мира школьниками.

Методологическую основу исследования составили: философские принципы единства и развития мира, детерминизма, системностиположения диалектико-материалистического учения о факторах развития личности, положение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, в частности о взаимосвязи происходящих социально-экономических изменений в стране и обновлении содержания образованияпринципы единства исторического и логического в педагогическом познаниитеория содержания образования и педагогической системытеории системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов, нашедшие свое отражение в работах ведущих отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, социологии.

При рассмотрении исследуемых педагогических явлений с позиции системного и целостного подходов в контексте взаимосвязи и взаимообусловленности процессов обучения и развития мы опирались на работы ряда ученых (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. Д. Никандров, Д.Б. Эльконин) [72- 74- 94- 155- 190- 192- 193]- психолого-педагогических положений о факторах развития личности (Ш.А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, JI.B. Занков, А. С. Макаренко, Г. К. Селевко, В. В. Сериков, В.А. Сухомлин-ский,) [4- 43- 114- 160- 161- 229- 232- 233- 258]- концептуальных основ поликультурного образования (Е.В. Бондаревская, Г. Н. Волков, А. Н. Джуринский,.

JI.B. Колобова, JI.B. Кузнецова, З. А. Малькова, С.Ю. Сенатор) [42- 43- 66- 105- 138- 230- 231].

Методы, источники и база исследования.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, социологической, учебно-методической литературы, разных видов официальных документовизучение отчетов, документов совещаний, конференций, публикаций в периодической печатииспользовались при этом методы обобщения, сравнения, системно-структурного подхода, анализа, синтеза, моделирования, прогностики, наблюдения, изучения результатов деятельности.

Экспериментальной базой исследования являлись общеобразовательные школы города Москвы № 1086, № 535, № 2042.

Эмпирический материал собирался по ряду аспектов, характеризующих процесс формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах школьников, механизмы и условия развития ценностной сферы личности учащегося в поликультурной образовательной среде. В рамках каждого из указанных аспектов использовались такие методы исследования, как беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование обследуемого контингента, изучение личных дел и т. п.

Личное участие соискателя состояло в теоретической разработке основных идей и положений по теме «Формирование поликультурного восприятия мира, толерантности и согласия через инновационные образовательные программы и проектно-исследовательскую деятельность», в непосредственном осуществлении и руководстве проведением опытно-экспериментальной работы в качестве преподавателя школы, методиста-консультанта комиссий по адаптации обучающихся к изменяющейся образовательной среде общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.

Организация и этапы исследования.

Диссертация выполнена в реализацию Закона Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программы развития образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и других федеральных и региональных нормативно-правовых документов России, определяющих основные требования к системе управления образованием.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

1 этап (2005 — 2006 гг.).

Изучение литературных источников. Раскрытие историографии и современного состояния исследуемой проблемы. Определение исходных параметров исследования. Формирование библиографической базы.

2 этап (2006 — 2007 гг.).

Уточнение основных направлений исследования на основе систематизации полученных материалов. Уточнение категориально-понятийного аппарата исследования. Определение основных подходов к моделированию учебного процесса в школе на пути формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде. Разработка и внедрение модели формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде. Подготовка публикаций к печати.

3 этап (2008 — 2009 гг.).

Систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, обоснование теоретических положений исследования. Формулирование выводов и рекомендаций исследования. Подготовка автореферата и диссертации к защите.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

• на основе анализа аксиологического и психологического аспектов нравственного развития школьников выявлена специфика формирования социально-нравственных ценностей как основы гуманных взаимоотношений у старшеклассников в поликультурной образовательной среде: свободное развитие позитивно значимой ценностной ориентацииглубокое осмысление осознаваемой ценностной ориентацииширокое соотнесение ценностной ориентации со всей системой ценностейперенос значимых ценностных ори-ентаций на различные жизненные ситуациисамостоятельный поиск новых личностно привлекательных ценностей;

• разработана системная модель процесса формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде (направленность содержания обученияпринципымеханизмыпрограмма);

• определен интегральный результат поликультурной направленности содержания школьного образования, способствующего формированию поликультурного восприятия мира, который состоит в становлении личности учащегося, уважающего себя и представителей других культур, готового к гуманистически ориентированному выбору, обладающего компетентностью в культурном плане, которая позволит ему самостоятельно решать проблемы учебы и повседневной жизни в поликультурном образовательном пространстве;

• выявлены механизмы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся как основы гуманных взаимоотношений в условиях поликультурного образовательного пространства школы: механизм диалогамеханизм единства традиций и новациймеханизм созидательной межкультурной коммуникации.

• выделены направления культурологической подготовки, определены условия реализации модели формирования гуманных взаимоотношений учащихся в поликультурной образовательной среде;

• разработана и реализована программа (цели, задачи, принципы) формирования поликультурного восприятия мира школьниками через: становление общей культуры личности в рамках восприятия культуры мира (поликультурное воспитание) — социально-языковую адаптацию учащихсямультилингвистическое и поликультурное восприятие мирамотивацию осознанного выбора и освоение профессиональных и общеобразовательных знаний и навыков.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в нем показана возможность решения проблемы формирования поликультурного восприятия мира, становления гуманных взаимоотношений учащихся в образовательной среде школы, посредством инноваций в направленности содержания обучения школьников, внедрения механизмов и программы (цели, задачи, принципы), что формирует гуманные взаимоотношения учащихся в поликультурной образовательной среде и обогащает теорию педагогических систем в части обеспечения процессуальной составляющей педагогической системы. Разработанная на основе авторской модели программа вносит вклад в теорию учебного процесса в части использования форм, методов и средств в школьном обучении.

Предложенные механизмы, условия формирования гуманных взаимот-ношений учащихся в поликультурной образовательной среде могут быть использованы в исследованиях, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе сегодня.

Достоверность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью теоретико-методологических позиций, методологической обоснованностью положений исследования, опирающихся на устоявшиеся и общепринятые идеи, законы и принципы философии и педагогикиобщей методологией проектировочной деятельностиполнотой и системностью рассмотрения предмета исследованиясоответствием выбранных методов — цели и содержанию исследования, разнообразием привлеченных источников, успешным апробированием основных научных положений, качественным и количественным анализом экспериментальных данных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем выводы и рекомендации могут быть использованы для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе с многонациональным составом учащихся, а также совершенствования системы формирования гуманных взаимоотношений учащихся в поликультурной образовательной среде. Разработаны, научно обоснованы и внедрены модель и программа формирования поликультурного восприятия мира, который состоит в становлении личности учащегося, уважающего себя и представителей других культур, готового к гуманистически ориентированному выбору, обладающего компетентностью в культурном плане, которая позволит ему самостоятельно решать проблемы учебы и повседневной жизни в поликультурном образовательном пространстве.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Системная модель процесса формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде (направленность содержания обученияпринципымеханизмыпрограмма).

2. Особенности построения содержания школьного образования поликультурной направленности, способствующего формированию поликультурного восприятия мира, состоящего в становлении личности учащегося, уважающей себя и представителей других культур, готовой к гуманистически ориентированному выбору, самостоятельно решающей проблемы учебы и повседневной жизни в поликультурном образовательном пространстве.

3. Механизмы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся как основы гуманных взаимоотношений в условиях поликультурного образовательного пространства школы: механизм диалогамеханизм единства традиций и новациймеханизм созидательной межкультурной коммуникации.

4. Совокупность педагогических условий реализации модели формирования гуманных взаимоотношений учащихся в поликультурной образовательной среде:

• общие условия эффективности целостного учебно-воспитательного процесса: а) организация коллектива школьников, его последовательное сплочение, доступный уровень самоуправленияб) обеспечение успешности учения и высокого уровня обученности школьниковв) сочетание обучения с разнообразной внеучебной деятельностью.

• частные условия: а) систематическая работа по формированию системы гуманистических представлений и понятий у школьниковб) организация практического проявления гуманных взаимоотношений учащихся в учебной и внеучебной деятельностив) развитие гуманных взаимоотношений между учителем и детьми, между учащимися;

• специфические условия формирования гуманных взаимоотношений: а) знакомство школьников с культурой народов нашей страны и других народов, воспитание между учениками разных национальностей дружелюбияб) использование в деятельности многонационального коллектива школьников традиционно-национальных игровых моментов, через практическое применение совокупности игр разных народов связанных с формированием их гуманных взаимоотношенийв) содружество педагогов и семьи в формировании гуманных взаимоотношений школьников.

5. Программа (цели, задачи, принципы) формирования поликультурного восприятия мира школьниками через: становление общей культуры личности в рамках восприятия культуры мира (поликультурное воспитание) — социально-языковую адаптацию учащихся — мультилингвистическое и поликультурное восприятие мирамотивацию осознанного выбора и освоение профессиональных и общеобразовательных знаний и навыков.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход и результаты исследования на различных этапах докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Университета РАО, на научно-методических семинарах и совещаниях, на заседаниях педагогических советов школ г. Москвы и Московской области, на научно-практических конференциях в МосГУ, МГОУ, УРАО, семинарах и симпозиумах (Москва, Московская область).

Результаты исследования используются методическими службами и педагогами общеобразовательных школ и учреждений системы дополнительного образования г. Москвы при организации деятельности по формированию гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Основные выводы по работе:

1. На основе анализа аксиологического и психологического аспектов нравственного развития школьников выявлена специфика формировании социально-нравственных ценностей как основы гуманных взаимоотношений у старшеклассников в поликультурной образовательной среде: свободное развитие позитивно значимой ценностной ориентацииглубокое осмысление осознаваемой ценностной ориентацииширокое соотнесение ценностной ориентации со всей системой ценностейперенос значимых ценностных ориентаций на различные жизненные ситуациисамостоятельный поиск новых личностно привлекательных ценностей.

2. Разработана системная модель процесса формирования гуманных взаимоотношений школьников в поликультурной образовательной среде (направленность содержания обученияпринципымеханизмыпрограмма).

3. Определен интегральный результат поликультурной направленности содержания школьного образования, способствующего формированию поликультурного восприятия мира, который состоит в становлении личности учащегося, уважающего себя и представителей других культур, готового к гуманистически ориентированному выбору, обладающего компетентностью в культурном плане, которая позволит ему самостоятельно решать проблемы учебы и повседневной жизни в поликультурном образовательном пространстве.

4. Выявлены механизмы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся как основы гуманных взаимоотношений в условиях поликультурного образовательного пространства школы: механизм диалогамеханизм единства традиций и новациймеханизм созидательной межкультурной коммуникации.

5. Выделены направления культурологической подготовки, определены условия реализации модели формирования гуманных взаимоотношений учащихся в поликультурной образовательной среде.

6. Разработана и реализована программа (цели, задачи, принципы) формирования поликультурного восприятия мира школьниками через: становление общей культуры личности в рамках восприятия культуры мира (поликультурное воспитание) — социально-языковую адаптацию учащихсямультилингвистическое и поликультурное восприятие мирамотивацию осознанного выбора и освоение профессиональных и общеобразовательных знаний и навыков.

7. Выделена совокупность педагогических условий реализации модели формирования гуманных взаимоотношений учащихся в поликультурной образовательной среде.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.А., Дубинский В. И., Копачева С. И., Свердлов Л. А. Иностранный язык для абитуриентов. — М., 1995. — 83с.
  2. З.И. Управление развитие образовательного учреждения поликультурной направленности. Автореф. Канд дисс. — Саранск, 2009.19 с.
  3. , А. А. Диалог как средство формирования человека культуры // Человек культуры: статьи, тезисы сообщений по актуальным проблемам гуманитарных исследований- ред. колл. Н. Г. Колтаков, М. П. Жихарев и др. Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. — С. 7 — 9.
  4. , Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995. — 496 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977 — 378 с.
  6. , В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. — 567 с.
  7. , В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 2. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. — 320 с.
  8. В.В., Грохольская О. Г., Никандров Н. Д. Общие основы педагогики. Учебник для студентов вузов. М.: Просвещение, 2006 38 п.л.
  9. И.В. Стилистика современного английского языка. Л., 1981. -290с.
  10. Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя: дисс.. д-ра пед. наук. — М, 2000. — 450с.
  11. В.А. Психология наглядности при обучении иностранным языкам //Преподавание иностранных языков: Теория и практика. М., 1971.
  12. JI.M. Курс лекций по марксистко-ленинской этике. -М.: Высшая школа.-1974.-317с.
  13. С.И., Михеев В. И. Теоретические основы научной организации педагогических исследований. М.: Знание, 1976. — 27с.
  14. А.Г., Петровский А. В. Личность/ТРоссийская педагогическая энциклопедия: В 2 т. -М., 1993.-Т. 1. 523 С.
  15. Аспекты модернизации российской школы. Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. — М.: ГУ ВШЭ, 2001.- 164 с.
  16. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981−436 с.
  17. К.Ш. (в соавт.)Школа-труд-рынок. Уфа, 1994. 128 с.
  18. О.С. Словарь лингвистических терминов. 2-е изд. М., 1969−340 с.
  19. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. М., 1982 — 286 с.
  20. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. М., 1982.-192с.
  21. И.А., Бурмистрова Е. В. Лактионова Е.Б. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: Практическое руководство для психологов, педагогов, социальных работников и др. (под ред. Баевой И.А.). М., 2006. — 340 с.
  22. А.В., Муцынов С. С. Педагогическая культура. Рига, 1982.-с. 140−141.
  23. М.М. Эстетика словесного творчества". М., 1979. 134 с.
  24. В.Г. Эпистемологические проблемы истории педагогики // Корнетов Г. Б., Безрогов В. Г. Всемирный историко-педагогический процесс: концепции, модели, историография. М., 1996. С. 24−31.
  25. М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы //
  26. Педагогика, 1996, № 4. с.23−27.
  27. М.Н. Общие дидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика, 1994, № 5. с.21−25.
  28. М.Н. Проблемы национального воспитания в контексте гуманизация образования / М. Н. Берулава // Гуманизация образования.2002. -№ 1.-С. 5−12.
  29. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика, 1996, № 1, с. 9−11.
  30. Бим И. Л. Творчество учителя и методическая наука //Иностранный язык в школе, 1988. № 4. — с. 3−9
  31. Бир С. Наука управлять. М., 1971.-112с.
  32. .П. Структура процесса воспитания: Методологический аспект. —Каунас, 1984. 190с.
  33. .П., Бочарова В. Г., Гурова Р. Г. Социальное воспитание учащихся /Опыт разработки концепций воспитания. В 2-х ч. — Ростов-на-Дону, 1993.-4.1 с. 86−111.
  34. И.В., Садовский В. Н. Юдин Э.Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М., 1969.-48с.34. Берулава М.Н.
  35. , П.П. Избранные педагогические произведения. -М., 1961, С. 285
  36. , П.П. Избранные психологические произведения. М., 1964.-412 с.
  37. В.В. Целевая составляющая и аксиологические основания правовой технологии: социально-философский аспект // Просвещение и гражданское образование: структура и содержание. Новосибирск, 2003. 232с.
  38. З.Б. Педагогические основы социальной работы во Франции: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / З. Б. Богатова. Махачкала, 2002.-156 с.
  39. Р.У. Развитие творческой индивидуальности субъектов образования: монография / Р. У. Богданова. — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 220 с.
  40. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968−214 с.
  41. Н. И. Педагогика М. : Просвещение, 1968. — 526 с.
  42. Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. — 1997. № 4. — С. 11 — 17.
  43. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика, 1995. № 4. — с. 2−36.
  44. Е.В., Борисенков В. П. Развитие образования в южном федеральном округе/ЛТедагогика, № 9, 2003.- с.3−8.
  45. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. С-Пб.: Питер., 2001.-468 с.
  46. Н.Ф. К вопросу о типологии учебных текстов // Активизация учебной деятельности. Куйбышев, 1986. -с. 75−83.
  47. В.Г., Липский И. А. Основные направления научных исследований в социальной педагогике. М.: ССОПиР, 2001. — 197 с.
  48. Е.П. Обучение самоконтролю знаний на занятиях по иностранным языкам //Интенсификация самостоятельной работы студентов, изучающих иностранные языки. Л., 1989., Выпуск 5.
  49. В.И. Делиться властью трудная наука // Народное образование. № 3, 2000.
  50. В.И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для руководителей общеобразовательных школ. — М., 2001. -192с.
  51. В.И. Концепция демократизации управления общим образованием в России. — М., 2003. 4,5 п.л.
  52. .С. Общая психология в 7-ми т. Т.З. М.: Академия, 2008.318 с.
  53. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1992−266 с.
  54. Л.П. Человек, деятельность и общение. — М., 1978.
  55. А. П. Культуросообразность образования. Педагогический опыт России XVIII XX вв.: дис. .д-ра пед. наук: 13.00.01/ А. П. Булкин. — Москва, 2003. — 250 с.
  56. А. Ю. Идеи нравственного воспитания в рациональной этике И. Канта Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Ю. Буталова. — Волгоград, 2003. 25 с.
  57. И.И. Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников: Дисс. д-ра пед. наук. — М., 1998.-352с.
  58. В.А. Обучение произношению в средней школе. М., 2006 — 140 с.
  59. К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. Петербург-Москва, 1923 — 126 с.
  60. А.А. Активные методы обучения в высшей школе. Контекстный подход. М., 1991 — 342 с.
  61. В. Воспитание в патриархальной семье //Народное образование.- 2000. № 4.- С. 201−205.
  62. Н.Д. Привычка — основа нравственного воспитания //Педагогика. 1997. — № 5. — С. 91−96.
  63. Е.Н. На заре жизни. — М., 1934 — 134 с.
  64. Возвращение к нравственности: в помощь учителю. Уфа: БГПИ, 1993. — 137 с.
  65. Возрождение культуры России: диалог культур и межнациональные отношения. Спб.: Знание, 1996. — 128 с.
  66. Г. Н. Мы обозначены единым словом «человек» / Народное образование, 1997, № 5, с.34−38.
  67. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1989. — 335 с.
  68. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. — 376с.
  69. Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. Сборник научных трудов. Курск, 1996., Часть 1.- 207с.
  70. Вопросы методики использования текста в обучении иностранным языкам. М., 1975.
  71. В. 3. Основы педагогики: учеб. пособие /В. 3. Вульфов, В. Д. Иванов. М.: Изд-во УРАО, 1999. — 616 с.
  72. JI.C. Психология воспитания. — М., 1990. — 293 с.
  73. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991, с. 324 341.
  74. JI.C. Развитие высших психических функций. — М., 1960.
  75. О.С. и др. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. — 145с.
  76. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий» Доклад д-ра пед. наук /по психологии/. М., 1965.
  77. Н.Д. Педагогическое сотрудничество в контексте современной модели обучения иностранным языкам. //Обучение иностранному языку как коммуникативному взаимодействию. Сб. научных трудов МГЛУ. М., 1999. 89 с.
  78. Гасанова 3.3. Воспитание детей в духе патриотизма и дружбы народов в семье. Автореф. Канд. дисс. — Махачкала, 2008. — 23 с.
  79. И.Ф. Избр. пед. соч. М., 1940.
  80. .С. Методологическое знание в педагогике. М., 1986. 110 с.
  81. .С. Философия образования для XXI века. М.: Педагогическое общество России, 2002 — 512 с.
  82. . С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных концепций). — М.: ИнтерДиалект, 1997. -235 с.
  83. С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию- отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. — М.: Школа-пресс, 1995. — 485 с.
  84. А. А. Культурология: учеб. пособие / А. А. Горелов. М.: Юрайт, 2002. — 400 с.
  85. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Текст. М., 1995. — 382 с.
  86. , В. С. Культура педагогического общения — М.: Просвещение, 1990.- 144 с.
  87. О.Г. Проблемы теории обучения. — Иркутск.: Оттиск, 2007.-340 с.
  88. О.Г. Целевые акценты развития образовательных систем в свете проблем безопасности личности и образования//Вестник УРАО, № 3, 2004.
  89. Т. Г. Основы межкультурной коммуникации: учеб. пособие для вузов / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин- под ред. А. П. Садохина М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 352 с.
  90. О.В., Руденко В. М. Цивилизационно-культурологическая парадигма развития университетского образования // Педагогика. -М., 2003.-№ 6. -С. 32−40.
  91. В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей: Монография. Москва — Ставрополь: Сервисшкола, 1998. — 228 с.
  92. Н.Я. Происхождение нашего нигилизма.- Киев, 1987. — 38 с.
  93. А.Я. Развивающее воспитание ребенка в изменяющемся социокультурном пространстве России.- М., 2007 324 с.
  94. В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. -260 с.
  95. С.В., Купцов В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования. // Социально-политический журнал, 1995. № 6.- 1996-№ 1.
  96. Дейк ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
  97. , М.И. Курс педагогики. Ч. II / М. И. Демков. М., 1916.
  98. М.И. О нравственном воспитании// Педагогический сборник. 1894. — № 6. — С. 539−564.
  99. А.А., Кузьмина А. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. — М.: Изд-во РАГС, 1993. 32 с.
  100. А.А., Щербак С. Ф. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком. М., Педагогика, 1991.
  101. С., Ясвин В. Отношение к здоровью и здоровому образу жизни: методика измерения// Директор школы. — 1999, № 2, с. 7 — 16.
  102. Д.Д. Проблемы содержания обучения иностранному языку. -М., 1992- 126 с.
  103. K.JI. Изучение иностранных языков. СПб, 1913.- 43с.
  104. P.P., Гасаров К. Е. Проблема адаптации и здоровье человека. М.: Медицина 1976.
  105. А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Академия, 2008. — 528 с.
  106. А. Избранные педагогические сочинения.- М., 1956 174 с.
  107. А.А. Основы православной культуры в философско-педагогическом наследии отечественных ученых в контексте современных задач воспитания. Автореф. Канд. дисс. Рязань, 2009. — 21 с.
  108. А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования): Учебное пособие. -М., 1984. — 385 с.
  109. И.В. Автоматизированная логико-игровая система для проведения психологических экспериментов. М., 2004 — 140 с.
  110. В.И. Российское образование: Истоки, традиции, проблемы. — М.: МГСУ «Союз», 2001. 848 с.
  111. В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. -М., 1992−248 с.
  112. Закон РФ об образовании. М.: Новая школа, 1992.- 48 с.
  113. JI.B. Обучение и развитие. М., 1975 — 348 с. 115.3апесоцкий, А. С. Образование: философия, культура, политика. — М.:1. Наука, 2002. 456 с.
  114. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. -М.: Логос, 2002.-384 с.
  115. А.В. Критерии нравственной воспитанности //Педагогика. 1992. — № 11−12.-С.22−26.
  116. И. М. Бабочкин П.И. Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений российской молодежи /Проект, вариант для обсуждения/. М., 1995. — 37с.
  117. Л.А. Исследовательский метод в условиях гуманизации образования. Монография. Казань, 1999. — 135с.
  118. Е. Н. Образование: XXI век. — М.: Граница, 2004. 156 с.
  119. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. М., 1982. — 704с.
  120. П.Ф. История русской педагогики. М., 1915.-256с.
  121. В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. — 80 с.
  122. JI.A. Психологический анализ коллективообразующих процессов при интенсивном обучении иностранным языкам //Активизация учебной деятельности. М., 1981. -с. 61−70.
  123. К.Б. Применение технических средств в обучении иностранным языкам. М., 1971 — 210 с.
  124. Квантитативные методы отбора учебного материала по иностранному языку для неязыкового ВУЗа /сборник научных трудов/. -Свердловск, 1986.- 154 с.
  125. Е.К. Педагогическое обозрение IV. Наши педагогические журналы //Учитель. 1864. — № 17. — С. 656−663.
  126. А.В. Диагностика и прогнозирование ценностных ориентаций школьников// Ориентация и деятельность школьников / под ред. Т. К. Ахаян, А. В. Кирьяковой. М., 1991.
  127. В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX XX вв. / В. М. Кларин, В. М. Петров. М.: Педагогика, 1996. — 123с.
  128. Е.А. О профессиональной культуре психолога и психологической грамотности социальной среды // Введение в психологию труда. М., 1998 с 59−71.
  129. В.О., Александров В. А. История СССР, 1991, № 5.
  130. Н.С. О преподавании иностранного языка по синтетическому методу. Методическая записка. М., 1935.
  131. Н.В. Введение в педагогику. Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов./ Н. Е. Ковалев, Б. Ф. Райский, Н. А. Сорокин. М.: «Просвещение», 1975. 176с.
  132. В.А. Построение модели гуманитарной образовательной среды // Педагог, 1999. № 7. 130 с.
  133. JI.B. Поликультурное образование как педагогический феномен // Педагогика, № 2, 2002. с. 56−59.
  134. Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие/Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989.
  135. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: собрание законодательства РФ № 41, ст. 4089. 09.10.2000 г. -35 с.
  136. А. В. Вузовское и послевузовское профессиональное образование: критическое осмысление проблем, поиск решений./ А. В. Коржуев, В. А. Попков. М.: Янус-К, 2002 — 232 с.
  137. В.В., Лернер И. Я. Теоретические основы процесса обучения в современной школе. М., 1989.
  138. Н.К. Собрание сочинений: в 6 т. Т.З. /Н.К. Крупская М., 1959. С. 38.
  139. Н.Б. Введение в круг культурологических проблем образования// В сб.: Новые ценности образования: Культурная и мульти-культурная среда школы. Вып. 4. — М., 1996. — С. 145.
  140. Н.Б. Культурология образования/ Н. Б. Крылова // Новые ценности образования. Вып. 10. М., 2000. 272 с.
  141. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: метод, пособие/ Н. Б. Крылова. М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.
  142. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М., 1990.
  143. В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности // Народное образование. — № 4 1994. — 144 с.
  144. , Н. В. Предмет акмеологии / Н. В. Кузьмина. СПб, 1996. -84 с.
  145. Культурологическая энциклопедия/ под ред. О. В. Орлова. М.: Наука, 2002. — 576 с.
  146. , В.Н. Нравы общества переходного периода// Вестник Российской Академии Наук. 2002, Т. 72. — № 33.
  147. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян// Соц. Ис.-1996. -№ 5.- С. 3−23.
  148. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1977.- 238 с.
  149. М.Д. Основные черты методики обучения взрослых чтению на иностранном языке. Автореферат канд. дисс. М., 1950.
  150. А.Н. К теории развития психики ребенка//Избранные психологические произведения: В 2-х т. -М., 1983. — Т. 1.
  151. А.Н. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу //Вопросы психологии, 1987, № 3.
  152. И.Я., Скаткин М. Н. О методах обучения//Сов. Педагогика. -1965.-№ 3
  153. С.А. Социология и психология развития школьной молодежи/ С. А. Лисицын, И. С. Урсу // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб., 2001. — С. 51−57.
  154. А.В. Мораль с марксистской точки зрения. Харьков: «Пролетарий», 1925, С. 27).
  155. А.С. Пед. соч. М., т. 4. — 119с.
  156. А.С. Лекции о воспитании детей. Семейное хозяйство. Соч. в 7-ми т. М., 1954. — т. 4.- с. 384−394.
  157. О.О., Галоян С. В. Путь к согласию и толерантности // Управление образованием, № 2, 2009 г. С. 34−38.
  158. З.А. Особенности организации педагогических научных исследований в США // Педагогика. М., 2002. — № 6. — С. 89−95.
  159. , Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников / Т. Н. Мальковская. Л., 1973.
  160. М. К. Мысль в культуре / М. К. Мамардашвили // Как я понимаю философию. М., 1990. — 220 с.
  161. Ю.С. Опыт освоения средового подхода в образовании: учебно-методическое пособие/ Мануйлов Ю. С., Шек Г. Г. Москва — Н. Новгород, 2008. 220 с.
  162. .П. Особенности планирования инновационной деятельности в школах//Ученые записки, № 16, М.: ИИО РАО, 2005. — 0,5 п.л.
  163. Материалы межрегиональн. научн.-практ. конф. «Развитие личности как стратегия гуманизации образования"/ под ред. Е. Н. Шиянова. — Ставрополь: СевКавГТУ, 2002. 468 с.
  164. , А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
  165. .П. (в соавт.) Образование, готовящееся к инноваци-ям//Известия Российской академии образования, № 1, 2006. 0,6 п.л.
  166. А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу- пер. с англ. A.M. Татлыдаевой. СПб., 1997. 430 с.
  167. В.И. Немцы Алтайского края // Социологические исследования. 1999. № 11. С. 79−83.
  168. О.Ю. Формирование межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования города Крайнего Севера. Автореф. Канд. дисс. — Тюмень, 2008. 25 с.
  169. Э.М. Диалогический аспект в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников. Автореферат канд. дисс. Смоленск, 2008. — 20 с.
  170. Г. А. Инновации и традиции в высшей школе. М. МГОУ, 2004. — 140 с.
  171. М. Значение среды в воспитании//Частная школа. 1995, № 4. С. 25−28
  172. К.Д. Ушинского об обучении и наставниках. // Педагогический сборник. СПб, 1912 /январь- июнь/- с. 7−10.
  173. А.В. Личностный подход в воспитании // Магистр. — 1991, № 8, с.35−41.
  174. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. — М., 1984−128 с.
  175. А.В. Социализация и «смутное» время.- М., 1991. -С. 11−28.
  176. М.И., Сухомлинский В. А. о воспитании всесторонне развитой личности // Педагогика. № 29. — 1991.
  177. М.Б. Этнопедагогический подход в воспитании культуры межнационального общения студента. Автореф. Докт. Дисс. Оренбург, 2008.-51 с.
  178. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, на период до 1925 г. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. — М., 2002.
  179. Начальный курс педагогики / сост. Н. Н. Иванов. М., 1913.
  180. В.Г. Социология личности. Теория и опыт исследования./ В. Г. Немировский. Красноярск, 1989.
  181. Р.С. Психология. В трех кн. Кн. 1. Общие основы психологии. / Р. С. Немов. М.: Просвещение. Владос, 1995. — С.283−418.
  182. В.Г. Социология личности. Теория и опыт исследования./ В. Г. Немировский. Красноярск, 1989.
  183. B.C. Сократ / B.C. Нерсесянц. М., 1996. 312 с.
  184. Н.Д. Научное обеспечение системы профессионального образования в свете концепции модернизации российского образования / Н. Д. Никандров, Г. В. Мухаметзянова // Какое среднее профессиональное образование нужно России в XXI веке? М., 2003.
  185. Н.Д. Перспективы развития образования в России. СПб.:СПБ ГУП, 2005.
  186. , Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М., 1997. 65 с.
  187. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания/ Н. Д. Никандров. Педагогика. — 1998. — №.3. — С. 3−10.
  188. Н. Н. Единство нравственного и эстетического воспитания в формировании профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 /Н. Н. Никитина. -М, 1989.-16 с.
  189. Общие основы педагогики. М.: Просвещение, 1995. -468 с.
  190. Р.В. О преподавании иностранных языков // Журнал МНП, 1868 /февраль/- с. 594.
  191. Н.Н. Формирование ценностных ориентаций у воспитанников детских домов. Автореф. Канд.дисс. — Ярославль, 2009. — 20 с.
  192. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX—XX вв. М., 1972.- 318с.
  193. Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. 2002. — N 5. — С. 41−47.
  194. В.Н. Педагогическое сотрудничество, или когда нравитсяучиться и учить М.: Сентябрь, 1999.- 128 с. 201. Петровский В.А.
  195. И.Г. Избранные педагогические произведения: в 3 т. Т. 3. / И. Г. Песталоцци. М., 1965.
  196. Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 1996.
  197. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. — 255с.
  198. Н.И. Избр. пед. соч.-М., 1993.-242с.
  199. , И. Ф. Становление и развитие высшего педагогического образования в России XIX века: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 М., 1997.-300 с.
  200. , И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов в 2 кн. Кн.1. / И. П. Подсласый. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 576 с.
  201. В.А., Грищенко Ж. М. Самоопределение молодежи в условиях перестройки: опыт социальной типологии // Социологические исследования. 1990. № 7. С. 94−96.
  202. Попов. Краткий исторический взгляд на развитие преподавания восточных языков в русских университетах и других учебных заведениях МНП. // журнал МНП, 1855 ч. XXXVIII — с. 1−11.
  203. Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде. Автореф. Докт. дисс. Владикавказ, 2009. — 41с.
  204. Проблема девальвации духовных ценностей общества и системы образования. Волгоград, 1995.
  205. Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: Сб. научных трудов / Под ред. B.C. Мухиной. -М., 1991.- 150с.
  206. Равкин 3. И. Стимулирование как педагогический процесс (к основам общей теории)// Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследования советской школы. — Йошкар-Ола, 1972. — С. 32 -37.
  207. Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старших школьников в учебно-воспитательном процессе: Дис.. д-ра пед. наук. Л., 1991. 470 с.
  208. А.З. Нравственная психология. Уфа: НОК, 1995. — 99 с.
  209. Т.Я. Теоретические основы исследования стилевых характеристик психической активности субъекта/Международный психолого-педагогический журнал «Гуманизация образования», № 1, 2003. С.66−74.
  210. В.В. Сумерки просвещения. — М., 1990.
  211. Российская Федерация. Законы. Федеральный Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании. — М., 1996. — 64с.
  212. Российская школа на рубеже 90-х: социологический анализ. М.,-1993.-147с.
  213. Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития. М.,-1991.-334с.
  214. С. Л. Принципы и пути развития психологии./ С. Л. Рубинштейн. -М.: АНСССР, 1959. С.57−68.
  215. В.В., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Образовательная среда школы и интеллектуальное развитие детей // Экспериментальные площадки в московском образовании. Вып. 2. МИПКРО. 1998.
  216. В.В., Улановская И. М., Яркина О. В. Психологический климат как характеристика образовательной среды школы // Экспериментальные площадки в московском образовании. Вып. 2. МИПКРО. 1998.
  217. Л.И. Психолого педагогические проблемы нравственного воспитания. — М.: Педагогика, 1981.- 128 с.
  218. Л.И. Нравственное воспитание личности. М., 1981.-С.8−51.
  219. Г. П. Педагогические условия освоения подростками нравственных ценностей.- Дис. канд. пед. наук. М., 1993. -175 с.
  220. Т.В. Формирование у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры в обучении гуманитарным дисциплинам. Автореф. Канд.дисс. Волгоград, 2007. — 25 с.
  221. И.П. Ориентация студентов педвуза на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации.- Красноярск, 1998.- 159 с.
  222. Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации. — М.: «Народное образование», 1998. 255с.
  223. С.Ю. Формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников общеобразовательных учреждений: Монография.- М.: Издательский центр «Таганка», МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2004. 10 п.л.
  224. С.Ю. Этнопедагогические основы формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах учащихся. Монограф ия.-М.: Издательский центр «Альфа» МГОПУ, 1999.- 9,5 п.л.
  225. В.В. Личностный подход в обучении: концепции и технология. -Волгоград: «Перемена», 1998. 150 с.
  226. Г. Н., Сериков С. Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании: Монография. Екатеринбург-Челябинск, 1999. — 242 с.
  227. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984 — 380 с.
  228. В.А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика. Учебное пособие. М., 1997- 486 е.
  229. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М., 2001 540 с.
  230. В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Bennet colledge. М.3 1997. С. 177—184.
  231. B.C., Писарский П. С. Типы региональных образовательных ситуаций в Российской Федерации. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск V. — М.: Центр социологии образования РАО, 1998.-96 с.
  232. Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи (История, теория, практика, XIX—XX вв.): Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01: Москва, 1998,358 с.
  233. Э.И. Этнопедагогическое пространство семьи: проблемы современного функционирования и совершенствования в будущем. М., 2000. 9 п.л.
  234. Сокольникова Э.И.(в соавт) Программа и логика воспитания школьников (в помощь педагогическим коллективам, вузов, колледжей, общеобразовательных школ). Чебоксары., 2001. 36 п.л.
  235. Словарь по этике. / Под ред. Гусейнова А. А., Кона И. С. -М.:Политиздат, 1989. 447 с.
  236. В.А. Антропологический подход в педагогическом образовании // Народное образование, 1994, № 9−10
  237. В.А., Шиянов Е. Н. Гуманистическая парадигма образования как основа формирования отечественной стратегии профессиональной подготовки учителя. / В кн. Национальные ценности образования: история и современность. — М., 1996. — с. 229−231
  238. Т.Н. Система интенсифицирующих факторов в обучении иностранному языку методом активизации. Куйбышев, 1986.
  239. Совершенствование обучения иностранным языкам на неспециальных факультетах /межвузовский сборник научных трудов/. -М., 1987.-171с.
  240. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 1632 с.
  241. .М. Социология нравственного воспитания.- М. Политиздат, 1986.- С. 240−252.
  242. Ю.П. Теория и логика педагогической деятельности. — М.- Белгород, 2000.
  243. Э.И. Концепция и программа развития средней общеобразовательной школы № 1997 г. Москвы как экологической и гуманитарной на 2001−2010гг.-М., 2001.
  244. Э.И. Этнопедагогическое пространство семьи: проблемы современного функционирования и совершенствования в будущем. М., 2000. 9 п.л.
  245. С.М. Сочинения: История России с древнейших времен (1851 1879).-М., 1990.
  246. Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 736 с.
  247. Х.Х. и др. К проблеме национально-регионального компонента в содержании образования. (Материалы к обсуждению). -М., 1998.- 107 с.
  248. И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях России /историко-педагогические аспекты/. -М., 2001. 372с.
  249. И.В., Легостаев И. И., Царьков В. Н. Образовательный стандарт как системообразующий фактор // В сб. Формирование личности учащихся / историко-педагогический аспект/. — М., РИЦ «Альфа», МГОПУ, 2000. с. 59−62.
  250. В.А. Избр. пед. соч. В 3-х т. /Сост. О. С. Богданова. -М&bdquo- 1979−1981.
  251. В.А. Как воспитать настоящего гражданина. Минск, 1978.-204с.
  252. JI. Тема: учебники и власть. //Учительская газета, 1997.- № 2.-е. 6.
  253. М.Г. Формирование личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа. — М., РИЦ «Альфа» МГОПУ, 1999. -200с.
  254. Н.М. Введение в неопедагогику. М., 1991.
  255. М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании подрастающего поколения. Сыктывкар, 1994. — 120 с.
  256. М.Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном обществе //Педагогика. 1999. — № 2. — С. 31−35.
  257. М.Г. Формирование личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа. М., Редакционно-издательский центр МГОПУ, 1999. — 199 с.
  258. М. Г. Янбулатов Х.Х. О формировании нравственного сознания учащихся / Под ред. С. А. Умрейко. — Мн.: Изд-во БГУ, 1973. -44 с.
  259. Н.М. Идеалы и реальность интерсоциального воспитания // Советская педагогика, 1989. № 1.-е. 18−24.
  260. Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. Казань, 1991.
  261. А. Белый день.- М., 1997. 145 с.
  262. Н.М. Системно социальная концепция школьного воспитания. — М.:Педагогика, 1993. — 220 с.
  263. Теоретико-методологические проблемы исследования идеа лов молодежи.- М., 1988. С. 128−130.
  264. Е.В. Гуманизация российского образования // Народное образование. 1995. — № 6. — С. 4−8.
  265. Л.Н. Воспитание старшеклассниц.- М., 1983. -С. 35−50.
  266. А. Курс педагогики, дидактики и методики. М., 1912.
  267. В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования. //Педагогика. 1998. — № 2. — С. 3−6.
  268. Улановская И.М.,. Поливанова Н. И,. Ермакова И. В, Что такое образовательная среда школы и как ее выявить// ж. «Вопросы психологии», 1998,№ 6.
  269. К.Д. Избр. пед. соч. М., 1945.
  270. К.Д. Пед. соч. В 6-ти т.-М., 1988.
  271. К. Д. Человек как предмет воспитания. // Собр. соч. М.-Л., 1950, Т. 8.-С. 50−92.
  272. Д.И. Психология развития человека как личности. Избр. Труды в 2-х т. М.: МПСИ, 2008. — 456 с.
  273. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра, 1997.-576 с.
  274. И.Д. Выготский: от психологической теории развития к новому видению школы //Педагогика. 1997. — № 4. — С. 97−103.
  275. .А. Сущность общечеловеческих ценностей и содержание воспитательного процесса. Человек, его ценности и жизненный путь. Часть II. Курган — Барнаул, 1997.
  276. Л.А. Ислам: воспитание и образование //Педагогика.-2000. -№ 8.-С. 56−61.
  277. Е.Е. Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа (вторая половина XIX в. 1917 г.). Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1996. С. 18.
  278. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс. М.: Новая школа, 1994 — 340 с.
  279. В. Изучение иностранных языков и иностранцы. Одесса, 1883.- 16 с.
  280. А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения: монография / А. В. Хуторской. — М.: Изд-во МГУ, 2003.-415 с.
  281. А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. — СПб., 2001−460 с.
  282. Центральная Россия на рубеже XXI века. В 4-х томах, IV том: ОФ РАГС, Информагротех, 1995.-256 с.
  283. М.А. Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основа формирования этнической идентичности у старших дошкольников. Автореф. Канд дисс. Нижний Новгород, 2007.-31 с.
  284. Е.Е. Национальная концепция охраны здоровья в системе образования // Magister. 1999/ - № 3 — С. 3−13.
  285. О.Г. Формирование межличностной толерантности старшеклассников. Автореф. Канд. дисс. — Тюмень, 2005.- 27 с.
  286. В. К. Жогин Б.Г., Маслова Т. Ф., «Интергация вынужденных мигрантов в местное сообщество: опыт практической и исследовательской деятельности» Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002. 432 с.
  287. Э.И. Проектирование педагогической системы формирования культуры мира у учащихся в средней школе. Автореф. Канд.дисс. Москва, 2009. — 27 с.
  288. С. Т. Педагогика. М.: Наука, 1955. — 178 с.
  289. В. Нравственным воспитанием должны заниматься все // Народное образование. 2000. — № 2.- С. 78−79.
  290. А.Ф. Основы марксистско-ленинской этики. М., 1982.
  291. Школьная политика государства и воспитание подрастающего поколения// Педагогика. 1999. — № 3. — С. 3−36.
  292. Шмидт Райнер Искусство общения/ пер. с нем. М.: СП «Интреэкс-перт», 1992. — 77 с.
  293. З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека. //Педагогика. 1997. — № 2. — С. 43.
  294. В.А. Психология отношения к природе М.: Смысл, 2000. — 456 с.
  295. Ю.С. Воспитание толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в процессе языкового образования. Авто-реф. Канд. дисс. Ростов-на-Дону, 2008 .-25 с.
  296. Guy R. Hetrancois. Psuchology For Teaching. 7-th edition. USA, 1991. -187 p.
  297. Educathin. Harper Collins editor with Judith Olson-Fallon. London, 1995. -207 p.
  298. White W.F., Burke C.M. Effective teaching and beyond // J. Instructional Psychol., V.20, № 2, 1993.
Заполнить форму текущей работой