Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Парадигма стратегического управления в аграрном секторе экономики в условиях реформирования: теория, методология, практика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аграрное предприятие необходимо рассматривать как бизнессистему, состоящую из бизнес — микроподсистемы и бизнесмакроподсистемы, причем механизм стратегического управления включает два контура управления. В рамках бизнес — микроподсистемы (уровень самого аграрного предприятия) осуществляется первый контур управления, реализующий традиционные процедуры стратегического управления. В рамках бизнес… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико — методологические основы стратегического управления в аграрном секторе экономики
    • 1. 1. Социально-экономическая сущность и принципы формирования системы стратегического управления
    • 1. 2. Влияние аграрной реформы на процессы управления в отрасли
    • 1. 3. Проблемы формирования механизма стратегического управления в отрасли
  • Глава 2. Формирование парадигмы стратегического управления в условиях социально-экономической нестабильности
    • 2. 1. Концепция стратегического управления в аграрном секторе
    • 2. 2. Классификация и ранжирование факторов рыночной среды, влияющих на формирование системы стратегического управления
      • 2. 2. 1. Факторы системности и самоорганизации
      • 2. 2. 2. Факторы риска и неопределенности
    • 2. 3. Прогноз в стратегическом управлении
      • 2. 3. 1. Прогноз в выработке стратегии
      • 2. 3. 2. Анализ точности прогнозных оценок и эффективности процедур прогнозирования
  • Глава 3. Экономическая информация в системе эффективного стратегического управления
    • 3. 1. Роль и значение экономической информации в процессе стратегического управления
    • 3. 2. Современный российский рынок деловой информации
    • 3. 3. Формирование рынка деловой информации в аграрной сфере, как важнейшее условие обеспечения стратегического управления в отрасли
  • Глава 4. Развитие механизма информационного и алгоритмического обеспечения стратегического управления
    • 4. 1. Концептуальные подходы к построению системы интеллектуального обеспечения стратегического управления
      • 4. 1. 1. Система информационного обеспечения: динамика и особенности
      • 4. 1. 2. Система алгоритмического обеспечения процесса стратегического управления
    • 4. 2. Разработка модели диагностики рыночного поведения аграрного предприятия
  • Глава 5. Повышение эффективности стратегического управления в аграрном секторе экономики
    • 5. 1. Стратегическое управление как эффективный технологический процесс
    • 5. 2. Ключевые направления стратегического управления в аграрном секторе
    • 5. 2. 1 Усиление роли государства в регулировании рынка
      • 5. 2. 2. Управление земельными ресурсами
      • 5. 2. 3. Управление устойчивостью аграрного предприятия
    • 5. 3. Очередность внедрения системы интеллектуального обеспечения процесса управления и оценка результатов

Парадигма стратегического управления в аграрном секторе экономики в условиях реформирования: теория, методология, практика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Тяжелое положение, в котором в последнее время оказался аграрный сектор страны, обусловлено рядом причин. Сложившаяся ситуация вызвана как ошибочной государственной политикой в отношении аграрного сектора в годы, предшествующие реформированию, так и непродуманными действиями по переводу его к рыночным принципам хозяйствования в начале девяностых годов прошлого века. Одним из кардинальных просчетов процессов реформирования стала идеализация рынка в качестве регулятора складывающихся новых производственных отношений. Роль государства в регулировании отрасли при таком подходе свелась к минимуму. Такая трактовка перехода к рыночным условиям функционирования привела к дальнейшей деградации отрасли и криминализации ряда ее бизнес — процессов. В то же время, свойственная отрасли инерционность проявилась в сохранении на различных уровнях государственного управления старых структур, не отвечающих рыночным условиям работы. Существование таких структур, управляющие функции которых не могут быть реализованы в рыночных условиях, привело к дальнейшей дезорганизации в отрасли.

Опыт последних десяти — пятнадцати лет показал, что эффективное функционирование и развитие аграрного сектора экономики страны в новых условиях невозможно без организации эффективного процесса стратегического управления в аграрной отрасли. Причем сложившаяся ситуация требует разработки общей парадигмы стратегического управления, в рамках которой обеспечивалась бы возможность перехода отрасли на траекторию устойчивого развития. При реализации такого общего подхода должны быть учтены как факторы рыночной среды, так и необходимые регулирующие воздействия органов государственного управления в целях решения общехозяйственных задач. При этом необходимо отметить, что значительное ускорение проходящих изменений в окружающей и внутренней среде аграрного предприятия, трансформация роли человеческого фактора, возрастание конкурентной борьбы привели, с одной стороны, к росту значения стратегического управления, а с другой стороны, к значительному усложнению проблем стратегического управления. Успешное решение указанных проблем возможно только путем дальнейшего развития теоретических основ и принципов стратегического планирования и управления в аграрном секторе экономики и разработки методов их практической реализации.

В настоящий период логическим продолжением развития теории стратегического управления является включение ее в контекст современных маркетинговых подходов, которые в наибольшей степени отвечают реалиям перехода к рыночным принципам хозяйствования. До настоящего времени использование маркетинговой теории в аграрном секторе было явно недостаточным, в лучшем случае ограничиваясь оперативными процедурами, обеспечивающими процесс сбыта уже произведенной сельскохозяйственной продукции. В процессе разработки стратегии в аграрном секторе маркетинговая теория обычно не использовалась.

Практическая реализация усложняющихся процедур стратегического управления в отрасли становится возможной только с применением на всех этапах разработки и реализации стратегии комплекса современных информационных технологий. Формирование рыночных механизмов в АПК, создание необходимых условий функционирования основных субъектов аграрного рынка — товаропроизводителей и потребителей, требуют формирования соответствующей среды информационных технологий для обеспечения процесса разработки стратегии, а в более широком плане — интегрированного информационного пространства АПК. При этом обеспечивается соответствие сложности системы управления в аграрном секторе многомерности окружающей среды.

Таким образом, важной и актуальной проблемой на данном этапе перехода аграрного сектора страны к рыночным условиям хозяйствования является разработка технологии стратегического управления, отвечающей как сложившейся ситуации, так и ориентированной на обеспечение устойчивого развития отрасли в интересах всего общества.

Состояние и изученность проблемы. В мировой экономике накоплен значительный опыт стратегического управления в аграрном секторе. Имеются фундаментальные теоретические исследования в данной области, отраженные в значительном числе публикаций. В отечественной экономической науке организация стратегического управления в отрасли с учетом особенностей современного состояния российского агропродовольственного рынка разработаны в значительно меньшей степени. Еще менее изученной остается проблема интеллектуального обеспечения процесса стратегического управления в аграрном секторе на основе использования современных средств вычислительной техники и информационных технологий.

Пути и принципы формирования агропродовольственного рынка страны рассмотрены в работах отечественных ученых Г. А. Баклаженко, Г. В. Беспахотного, A.C. Барышникова, A.A. Богданова, В. Р. Боева, В. А. Боровика, Г. И. Будылкина, И. Н. Буробкина, H.A. Витке, О. С. Виханского, А. К. Гастева, А. П Градовой, Ю. В. Гусева, Р. М. Качалова, Г. Б. Клейнера, Н. Д. Кондратьева, В. В. Милосердова, H.A. Моисеенко, П. П. Пастернака, И. Ф. Пискуненко, А. Е. Романова, С. Г. Струмилина, В. Л. Тамбовцева, А. Д. Урсула, И.Г., Ушачева, A.B. Чаянова, И. Ф. Хицкова и ряда других исследователей.

Различные аспекты теории, методологии и практики развития рыночной экономики разрабатывались многими зарубежными авторами, в том числе такими, как Акофф Р., Ансофф И., Дойль П, Дракер П., Карлоф Б., Кейнс Дж., Котлер Ф., Мескон М., Минцберг Г., Портер М., Саймон Г., Самуэльсон П., Тейлор Ф., Томпсон А., Чандлер А., и др.

Несмотря на значительное количество научно-практических исследований в данной области, ряд принципиальных аспектов проблемы остается вне исследовательского поля. Требует решения целый комплекс важных теоретических и практических вопросов, связанных с обеспечением процесса эффективного стратегического управления в аграрной отрасли в период реформирования на основе использования современных принципов управления бизнес — процессами и комплекса существующих информационных технологий.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является развитие теоретических и методологических основ управления в аграрном секторе, разработка парадигмы, концепции, практических форм и методов обеспечения эффективного стратегического управления в системе АПК на базе использования современных информационных технологий.

В соответствии с поставленной целью основные задачи исследования заключались в следующем:

• исследовать сущность, структуру, уточнить содержание понятий и определить тенденции в развитии методологии стратегического управления;

• провести анализ последствий институциональных преобразований, проводимых в аграрном секторе страны и их влияние на процесс стратегического управления в отрасли;

• выявить и систематизировать факторы аграрной рыночной среды, влияющие на организацию процессов управления в отрасли;

• разработать механизмы использования современных информационных технологий в целях стратегического управления в аграрном секторе;

• сформировать парадигму и разработать современную концепцию стратегического управления, отвечающую реалиям ситуации, сложившейся в аграрном секторе;

• исследовать сущность экономической информации как ресурса эффективного стратегического управления;

• разработать технологию и пути практического осуществления эффективного стратегического управления в аграрной отрасли в условиях реформирования.

Объект исследования. Объектом исследования является система стратегического управления в аграрном секторе на различных уровнях в условиях переходной экономики, а также принципы и процессы формирования информационно — технологической среды интеллектуального обеспечения такого управления.

Предмет исследования. Предметом исследования являются методологические и методические проблемы разработки и реализации технологии эффективного стратегического управления, а также методологические принципы и методический инструментарий системного построения единого информационного пространства АПК на основе интеграции информационных ресурсов и технологий агробизнеса.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологической и теоретической основой исследования послужили фундаментальные положения, представленные в трудах классиков и современных отечественных и зарубежных учёных-экономистов, программные, директивные и нормативные документы органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития и реформирования аграрной экономики.

В основу исследования положен системный и ситуационный подходы, научные обобщения производственного опыта. Исследования проведены с использованием диалектического подхода к процессам и явлениям. Для решения отдельных задач использовались такие методы, как абстрактно-логический, монографический, программно-целевой, расчётно-конструктивный, экономико-статистический, экспертных оценок.

Информационное обеспечение исследования составили отчётные и статистические материалы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Госкомстата Российской Федерации, годовые отчёты сельскохозяйственных предприятий, экспериментальные данные научных учреждений Россельхозакадемии, Федеральные Законы и Указы Президента Российской Федерации, а также материалы исследования автора.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационного исследования заключается в развитии теоретических, методологических основ и практических подходов к формированию технологии эффективного стратегического управления в системе АПК в условиях ее реформирования.

Основные научные результаты, полученные автором в ходе исследования и составляющие его научную новизну, состоят в следующем:

• выявлены тенденции и направления развития концептуальных основ теории стратегического управления;

• уточнено содержание понятий «стратегическое управление», «самоорганизация» и «цикличность» применительно к рыночным субъектам, расширен состав элементов рыночного субъекта как системы, что развивает понятийный аппарат, позволяет более полно и достоверно описывать и эффективно управлять экономическими процессами в аграрном секторе;

• определены основные последствия институциональных преобразований, выявлены и систематизированы факторы рыночной среды, оказывающие существенное влияние на выработку стратегии;

• сформулирована парадигма и разработана концепция стратегического управления в аграрном секторе, обеспечивающие повышение эффективности управления за счет существенного расширения круга учитываемых факторов;

• разработаны методы стратегического управления в аграрном секторе, учитывающие его свойства синергизма и самоорганизации, которые уравновешивают неустойчивость протекающих в открытых системах экономических процессов и противодействует воздействию рисков различного вида;

• определены основные направления государственных регулирующих воздействий, обеспечивающих организацию общественно рационального функционирования аграрного сектора экономики;

• разработаны основы построения интегрированной информационной среды АПК, как комплекса информационной и алгоритмической подсистем, что обеспечивает адекватность системы управления в аграрном секторе многомерности рыночной среды;

• установлена связь между экономическими циклами и маркетинговым жизненным циклом товара;

• разработана модель диагностики рыночного поведения аграрного предприятия с использованием методов теории распознавания образов;

• установлены и обоснованы ключевые направления стратегического управления в аграрном секторе на различных уровнях управления;

• разработана технология эффективного стратегического управления в аграрном секторе в условиях реформирования.

Практическая значимость исследований состоит в дальнейшем развитии теории и практики стратегического управления в аграрном секторе экономики, что обеспечивает возможность существенного увеличения эффективности стратегического управления в отрасли. Диссертационная работа выполнена в рамках комплексной темы НИР экономического факультета СПбГАУ 2006 — 2010гг. «Разработка методологии, методов и информационных технологий учета, анализа, прогнозирования и управления экономическими процессами в аграрном секторе экономики субъектов РФ», пункт 1.3 «Теоретико — методологические проблемы формирования, регулирования, ресурсного и информационного обеспечения агромаркетинговых систем в регионах РФ».

Полученные результаты могут быть использованы при разработке интегрированной информационной среды АПК, а также при реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 745 Федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002;2007 годы)» .

Основные положения исследования использованы в учебном процессе при изложении ряда тем курсов «Менеджмент», «Основы маркетинга», «Маркетинговые исследования», «Маркетинговые коммуникации» .

Апробация работы. Разработанные автором концептуальные подходы были использованы при разработке планов экономического и социального развития АПК Северо — Западного региона России до 2010 года и при выполнении в 2004 году по контракту с Правительством Санкт — Петербурга работы «Оценка эффективности использования сельскохозяйственных земель, расположенных на территории Санкт — Петербурга».

Предложенные автором подходы были использованы также при реализации международных программ ТАСИС и ТЕМПУС, в том числе при создании системы дистанционного аграрного образования с использованием компьютерных сетей, а также при разработке учебников и учебных пособий для подготовки слушателей в системе дистанционного образования.

Материалы диссертационной работы докладывались на научных конференциях профессорско — преподавательского состава и аспирантов СПбГАУ 1998;2007гг.

Всего по теме диссертации опубликована 41 печатная работа в виде двух монографий, книг, научных статей, журнальных публикаций общим объемом 98 печатных листов, из которых 39 п.л. принадлежат лично автору.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, приложения. Работа изложена на 276 страницах машинописного текста, содержит 27 таблицу, 14 рисунков.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Обобщенные основные выводы, предложения и рекомендации сводятся к следующему.

1. Используемая в настоящее время система стратегического управления в отрасли продемонстрировала свою неэффективность и должна быть усовершенствована путем дальнейшего развития ее теоретических, методологических основ и разработки адекватных механизмов реализации в рамках общей парадигмы управления в аграрном секторе в условиях реформирования.

2 Парадигма эффективного стратегического управления в отрасли в условиях реформирования в качестве основных ориентиров управления должна включать гарантированное снабжение населения продовольствиемсохранение жизненного уклада и зон рекреации, экологизациюобеспечение продовольственной безопасности страны. Планируемые управляющие воздействия должны быть эволюционными и соответствовать внутренней динамике протекающих процессов в обществе, связанных со свойством самоорганизации и общественной шкалой ценностей.

3 Развитие теоретических основ стратегического управления целесообразно осуществлять путем структуризации процедур управления в контексте маркетинговой теории, а в качестве инструментария реализации процедур управления использовать комплекс современных информационных технологий.

4 Проявляющиеся в аграрном секторе факторы повышенной неопределенности и рисков различного вида могут быть уравновешены рациональным использованием синергетических свойств рыночной среды. Определенные виды рисков могут быть уменьшены путем эффективного управления корпоративной культурой и организационной культурой при учете проявляющейся цикличности экономических процессов в отрасли.

5 Государственное регулирование должно дополнять рыночные механизмы, образуя с ними согласованный комплекс, направленный на достижение основных общехозяйственных целей. Для этого необходим системный подход к организации институциональной среды государства, системное целеполагание и применение комплекса рычагов регулирования.

6. Для повышения роли государства в регулировании экономических процессов в отрасли необходимо исключить функции его непосредственного управления, не подкрепленные соответствующим механизмом реализации в рыночных условиях, обеспечить адекватное бюджетное финансирование отрасли, регулирующие воздействия сосредоточить преимущественно на сельскохозяйственном товаропроизводителе — на второй сфере АПК.

7. При разработке технологии эффективного стратегического управления в аграрной сфере рационально выделить следующие уровни управления, отличающиеся своей спецификой:

• хозяйственный уровень — уровень отдельного сельскохозяйственного предприятия (включая фермерские и крестьянские хозяйства), предприятий перерабатывающих отраслей и производящих средства производства АПК;

• административный уровень — уровень территориально — отраслевой.

8. При разработке стратегии необходимо использовать маркетинговую информацию, причем ее следует понимать как более широкую категорию, чем экономическая информация.

9. Аграрное предприятие необходимо рассматривать как бизнессистему, состоящую из бизнес — микроподсистемы и бизнесмакроподсистемы, причем механизм стратегического управления включает два контура управления. В рамках бизнес — микроподсистемы (уровень самого аграрного предприятия) осуществляется первый контур управления, реализующий традиционные процедуры стратегического управления. В рамках бизнес — макроподсистемы, включающей и элементы внешней среды предприятия, реализуется второй контур управления. Во втором контуре стратегического управления осуществляется управление маркетинговыми процедурами как элементом общего процесса стратегического управления.

10. Система интеллектуального обеспечения стратегического управления в аграрной отрасли должна включать собственно информационную среду и систему алгоритмического обеспечения принятия стратегических решений в АПК, которые должны быть интегрированы в динамическую экспертную систему.

11. Эффективная технология стратегического управления в аграрном секторе в условиях реформирования в целом может быть реализована в рамках общей парадигмы управления в отрасли, с включением процедур управления в контекст маркетинговой теории на базе использования комплекса современных информационных технологий и экономикоматематических методов.

По мнению автора, результаты данного исследования в определенной степени могут содействовать решению проблем формирования и развития рыночных отношений в аграрной отрасли страны, стабилизации сельскохозяйственного производства и выходу его из кризиса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.- 336 с.
  2. С.Г. Оптимизация цен в маркетинговых исследованиях фирмы. Маркетинг 1999, № 4. С 40 — 43
  3. Е.С. Выводы для предпринимателя из теории о жизненном цикле товара. Маркетинг 1998, № 3 .
  4. В.А. Азбука менеджмента / В. А. Абчук. СПб.: Союз, 1998.- 272с.
  5. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М., 1991.- 106 с.
  6. Агропромышленный комплекс России в 2001—2005 годах и первом полугодии 2006 года (экономический обзор) // АПК: экономика, управление, — 2006. № 10. С. 37−41.
  7. Акофф.Р. Планирование будущего корпорации. М.: Сирин, 2002. — 256с.
  8. В.В., Агаев Б. В., Сагдаев М. А. Агропромышленный менеджмент. М. 2003.
  9. И. Новая корпоративная стратегия. СП-б: Питер Ком, 1999.414с.
  10. И. Стратегическое управление. СП-б.: Питер, 1999. — 414с
  11. Антология мировой философии. Tl. М. :Мысль, 1969. 576с.
  12. A.B., Попов Е.В Синергизм коммуникационного инструментария. Маркетинг в России и за рубежом, 2001, № 1. С. 3 — 23.
  13. З.Арнольд В. И. Теория катастроф. М.: УРСС, 2004. 127с.
  14. Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг. Учебник для вузов. -СП-б.: Питер, 2006. 733с.
  15. , К. А., Хрусталев Е. Ю. Новые информационные технологии.М.: ЭКО. 1999.
  16. Р., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинге: /Пер. с англ. М.: Финстатинформ, 1993. 93 с.
  17. Г. А., Смирнова Л. А. Совершенствование управления агропромышленным комплексом // Проблемы теории и практики управления, — 2005. № 6. С. 17−21.
  18. Е.И., Данилюк Е. А. Тестирование продукта в маркетинговых исследованиях. // Маркетинг в России и за рубежом, 1999, № 4. С. 20 27.
  19. Р. Динамическое программирование./ Пер. с англ. под ред. H.H. Воробьева. М.: Изд. Иностр. Лит. 1960. — 400с.
  20. И. С. Маркетинг и исследования рынков. М.: Рус. деловая лит., 1999.-416с.
  21. Г. В. Организационно-экономические модели бюджетной поддержки сельского хозяйства /Г.В. Беспахотный //Экономика с.-х. и перераб. предприятий. -2005. -№ 1. С. 9 -11.
  22. JI. С. Экономика фирмы: Учебное пособие для вузов.-СПб.:Издательство Михайлова В. А., 1999. 278с.
  23. А. Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта.-М.:Финансы и статистика, 2001. -208с.
  24. В. Р., Румянцева Е. Е Продовольственная безопасность СНГ: выбор альтернативы XXI века. Армита-Маркетинг 1998. 444с.
  25. К. Общая теория систем скелет науки. В сб. Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969.
  26. К. Основы стратегического менеджмента. М., 1997.
  27. А.И., Торговец А. К. Экономико математические методы моделирования производственных систем. — Алматы: РИК, 1994.- 613с.
  28. И.Н., Попова Е. А. Развитие интеграционных процессов в АПК. //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2003.-№ 12. С. 12−15.
  29. Е. В. Экономическая география и регионалистика: Учеб.пособие.-М.:Гардарики, 1999.-156 с.
  30. В. Роль государства в рыночном хозяйстве// МЭ и МО. -1992.- № 11.
  31. . М. Избранные произведения. М.: Прогресс. 808с.
  32. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М.: Наука- Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. 344 с.
  33. О.С. Стратегическое управление. Учебник М. 1998. 296 с.
  34. В.Н., Денисов A.A. Основы теории систем и системного анализа. СПб. Изд.: Изд. СПбГТУ, 2001. 512с.
  35. М.В. Энтропия и информация. М.: Наука, 1986. 192с.
  36. М.Х. Стратегия управления агропромышленным объединением в условиях рыночной экономики.// Современные аспекты экономики. 2003. № 18.
  37. A.M. и др. Рыночный анализ аграрного сектора экономики. М.:МСХА, 1999.- 197с.
  38. Д.М. Экономическая стратегия фирмы. 4-е изд., перераб. Эдиториал. 2003. 332с.
  39. А. А. Основы страхования: Учебник для вузов по курсу «Основы страхования«.- М.: Финансы и статистика, 1998.- 302с.
  40. Ю.Б. Игровые концепции в исследовании систем // Изв. АН СССР.Сер. техническая кибернетика. 1970. — № 2.
  41. Гиг Дж. Ван. Прикладная общая теория систем. (В 2 кн.). М.: МИР, 1981. — 733 с.
  42. Гольдштейн Г. Я.,. Катаев A.B. Маркетинг. М.: Мир, 1998. — 357с.
  43. Голуб ков E.H. Секреты успеха в бизнесе и роль паблик рилейшнз. //Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 2.
  44. В. Д. Введение в алгебраическую теорию информации.- М.: 1995.-109с.
  45. В.М. Проблемы оценки и учета экономического риска при принятии рыночных решений. // Маркетинг в России и за рубежом. -1999.-№ 6.
  46. С.Я. Обзор средств построения экспертных систем. / Ротапринт -ВЦ СО РАН, 1993
  47. Г. В. Литвак Б. Г. Управление современным предприятием: Маркетинг. Менеджмент. Право. Интегрированные системы управления: Учебник, — М.: Тандем- ЭКМОС, 1998.- 336 с.
  48. Ш. А. Развитие и организация // Системные концепции развития. М., 1985. Вып. 4. С. 71−75.
  49. Ю.В. Стратегическое управление. Учебное пособие. Новосибирск. 1995.- 119с.
  50. Дж.К. Экономические теории и цели общества: Пер. с англ. М., 1979.-206с.
  51. Т.П., Ходимчук М. А. Система искусственного интеллекта в разработке корпоративных маркетинговых стратегий. Маркетинг в России и за рубежом, 2000, № 5. С. 26 — 37.
  52. П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации: Пер. с англ. М., 1993. 272с.
  53. П. Управление маркетингом. М.: БИНОМ, 1998. 560с.
  54. Дистанционное зондирование в метеорологии, океанологии и гидрологии.М., 1984. 535 с.
  55. П. Менеджмент: стратегия и тактика. Спб.: Питер, 1999. — 560с.
  56. П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. СПб.: Питер, 2003.- 542с.
  57. П. Управление, нацеленное на результаты. Пер. с англ. М.: Технологическая школа бизнеса. -1994. -280 с.
  58. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. -М.: Дело, 1996.-272с.
  59. Елепов Б. С, Чистяков В. М. Управление процессами использования информационных ресурсов. Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1989.235 с.
  60. A.A., Поляков А.О, Интеллектуальные системы управления. Изв. СПбГТУ, 1999 г. 264 с.
  61. О. В. Страхование рисков деятельности предприятия: Учеб. пособие/Тверской гос. ун-т.-Тверь, 1998.- 92 с.
  62. Е. Ю. Особенности информации как товара. / В сб. тезисов докладов научно-технической конференции (часть 5). — Новосибирск: НГАС, 1997.
  63. Е. Ю. Функция полезности информации и ее влияние на цену информационных продуктов. // Известия АГУ.- 2000.- № 2.
  64. Н.П., Москалев М. В., Зейналов И. М. Стратегия управления земельными ресурсами // Аграрная наука. -2003.- № 5. С. 11 12.
  65. Иноземцев B. J1. За пределами экономического общества: Постиндустриальные теории и пост экономические тенденции в современном мире.- М.: Academia-HayKa, 1998.- 640 с.
  66. . Деловая стратегия: концепции, содержание, символы. М., 1991.256 с.
  67. A.M., Нестеров П. В. Информатизация бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1997. — 600с.
  68. Дж. Большие системы: связность, сложность, катастрофы: Пер. с англ. М., 1982.-216с.
  69. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег: Пер. с англ. М., 1978. 399 с.
  70. Г. Б. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Мир, 1997. 288 с.
  71. Г. Б. Институциональная структура предприятия и стратегическое планирование. М.: ГУУ, 2004.
  72. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М.: Сов. Радио, 1974.-280с.
  73. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. — 256с.
  74. В. В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 1998.- 144 с.
  75. Комментарий официальных органов к Положению о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг): Арбитраж, практика/ Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н., Ярошенко А.В.-М.: Аналитика-Пресс, 1999.-261с.
  76. Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. М., 1991. 187с.
  77. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М., 1994. — 206 с.
  78. Э.Б., Лавриков Ю. А., Омаров М. А. Советская управленческая мысль 20-х годов. М.: Экономика, 1990. — 240с.
  79. И.Г. онтология развития. М., 2001. 139 с.
  80. В.И. Вероятность и информация. / Вопросы философии, 1965, № 8.
  81. Ф. Маркетинг и менеджмент. Санкт-Петербург.: 1999. — 896с.
  82. Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. /Второе Европейское издание. Киев, Москва, Санкт-Петербург.: Вильяме, 1999.- 1056с.
  83. Р.Г. Природа фирмы //Теория фирмы: Сб. ст.: Пер. с англ. М., 1995. -360с.
  84. Куин Р, Камерон К. Диагностика и изменение организационной культуры ."Питер"-2001.-320с.
  85. Кун Т. Структура научных революций. М:. Прогресс, 1977. 258с.
  86. У. Государственное и корпоративное управление: институциональные основы рыночной экономики/Юбзор экономического положения Европы. ЕЭК ООН. Н.-Йорк и Женева, 2001.
  87. . Стратегический маркетинг. Спб.: «Питер». 2004. — 800с.
  88. В.М., Поляков А. О. Информодинамика или Путь к Миру открытых систем. СПб, Изд.: СПбГТУ, 1999. 431 с.
  89. В. Экономические эссе: Пер. с англ. М., 1990. 416с.
  90. И. Маркетинг по базам данных/ Пер. с англ. А. Г. Скоморохова.-Минск: Амалфея, 1998.- 262 с.
  91. С.А. Современное государственное управление сельскохозяйственным землепользованием. // АПК: экономика, управление. 2003. № 6. С13- 21
  92. Личный фактор производства в рыночной экономике /Под ред. А. П. Бычкова. Томск, 1993. 152 с.
  93. Ю2.Льюис Г.. Менеджер-наставник: Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний/ Пер. с англ. А. В. Ирхина.- Минск: Амалфея, 1998.-283 с.
  94. ЮЗ.Мазманова Б. Г. Основы теории и практики прогнозирования: Учеб. пособие.- Екатеринбург: ИПК УГТУ, 1998. 128 с. 104 .Майоров С. И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. М.: «Финансы и статистика». 1993. 128с.
  95. Ю5.Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие,-Новосибирск: ИНФРА-М- НГАЭиУ, 1998.-312 с.
  96. Юб.Межерис Р. Лазерное дистанционное зондирование: Пер. с англ. 1987. -550с.
  97. Ю7.Мельчук И. А. Опыт теории лингвистических моделей «Смысл Текст». Семантика, синтаксис. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. -316с.
  98. Ю8.Месарович М. Д. Общая теория систем и ее математические основы. В кн. Исследования по общей теории систем. — М.: Прогресс, 1969. — 311 с.
  99. Ю9.Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 1992. — 800с.
  100. ПО.Мильнер Б. З., Евенко Л. И., Рапопорт B.C. Системный подход в организации управления. М.: Экономика, 1983. 224 с.
  101. Ш. Минцберг Г., Альстренд Б., Лемпел Дж. Школы стратегий. СПБ.: Питер, 2000. -330с.
  102. Г., Куинн Д. Б., Гошал С. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения Питер, Равновесие. 2005. 688с.
  103. З.Михайлова Е. А Ценовые стратегии: современные мировые тенденции. -Маркетинг в России и за рубежом, 1999, № 5. С. 92 99.
  104. H.H. Алгоритмы развития. М., 1987. 304с.
  105. A.A., Обухов Ю. В. Семантический анализ функциональных диаграмм информационных систем средствами объектно ориентированного логического программирования. / Программирование. 1994, N6.
  106. Пб.Москалев М. В., Лукичев П. М. Маркетинг. Учебное пособие для дистанционного обучения. Проект ТАСИС САРТ. 2000. 119с.
  107. Научное сопровождение информатизации страны и регионов. В сб.: Теоретические основы и прикладные задачи интеллектуальных информационных технологий. Изд. СПИИРАН, СПб., «Анатолия» 1998.- С. 93−110.
  108. Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. /Пер. с англ. под ред. и с доб. H.H. Воробьева.-1999. 707с.
  109. B.C. Избранные произведения. Том З. Экономика и математические методы. М. :"Наука», 1967. — 490с.
  110. Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли. // Маркетинг в России и за рубежом. --2000.- № 4. С. 97- 105.
  111. Перспективы информатизации общества. М.: Российская академия наук. Серия: Информация, наука, общество. 2000. 184 с.
  112. Н.Я., Ротарь В. И. Фактор неопределенности и управление экономическими системами. М., 1985. 192с.
  113. Л. А. и др. Теория игр: Учебное пособие / М.: Высшая школа- Университет, 1998.-301 с.
  114. Ю.С. Использование Интернет в системе маркетинга. -Маркетинг в России и за рубежом, 1999, № 1. С. 36 48.
  115. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика / Сокр. Пер. с англ.: Научн. ред.: Борисович В. Т., Полтерович В. М., Данилов Данильян В. И. и др. -М.: «Экономика», Дело, 2000. — 807с.
  116. Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. М.: Экономика, 1984. 167 с.
  117. В. Стратегическая разведка. Основные принципы: Учеб. пособие.: Пер. с англ.- М.: ФОРУМ- ИНФРА-М, 1997.- 376 с.
  118. Е.В. Теория маркетингового исследования, — Екатеринбург: УГТУ, 1998.- 200 с.
  119. Е.В. Потенциал маркетинга предприятия. Маркетинг в России и за рубежом, 1999, № 5. С. 31 — 42.
  120. Г., Голдстейн Б. Информационная технология миллионные прибыли. — М.: «Экономика», 1990. — 238 с.
  121. К. Открытое общество и его враги: Пер. с англ.: В 2 т. М., 1992.446 с.
  122. Портер М Конкуренция: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.- 495 с.
  123. Т., Стюарт Й. Теория катастроф и ее приложения. М. Наука. 1997.-607с.
  124. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / Г. Б. Клейнер, В. Л. Тамбовцев, P.M. Качалов. М.: Экономика, 1997.-288с.
  125. И. А. Системный подход и общесистемные закономерности. М., СИМТЕГ, 2000. 521 с.
  126. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.— 471 с.
  127. Приказ Федеральной службы земельного кадастра России от 27 ноября 2002 года № П/364 «О выполнении распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.11.2002 № 1590-р».
  128. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов экон. спец.- Под ред.Т. Г. Морозовой, A.B. Пикулькина.-М.: ЮНИТИ, 1999,-316с.151 .Психология и этика делового общения. М.: ЮНИТИ, 2000. 415с.
  129. Развитие и применение открытых систем: Тез. докл. IV межд. конф. Нижний Новгород: 1997.
  130. М.Л., Якутии Ю. В. Организация менеджмента. М.: АКДИ. Экономика и жизнь, 1994.
  131. Е.Я. Становление понятия организации. Ростов н/Д, 1991 130с.
  132. Ю.М. Введение в социальную теорию. М.: Институт востоковедения РАН, 1999. — 325 с.
  133. И.И. Интернет для российских предпринимателей, Москва 1997.
  134. Ф.М. и др. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. М.: ИНФРА — М, 1996. — 352с.
  135. Рыночная экономика. Учебник в 3-х томах. Том 2, Ч. 1,2,. М.: Соминтек, 1992.
  136. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие, — 2-е изд., перераб. и доп.- Минск- М.: Экоперспектива, 1998.- 512 с.
  137. Г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении //Теория фирмы: Сб. ст.: Пер. с англ. М., 1995.
  138. Г. А., Смитбург Д. У., Томпсон В. А. Менеджмент в организациях. Пер. с англ. М.: Экономика, 1996. — 335с.
  139. В.Н., Калюкин A.A., Захаров P.A. Использование концепции жизненного цикла изделий при оценке эффективности новой техники и прогрессивных технологий. Маркетинг в России и за рубежом, 2000, № 4. С. 84−90.
  140. Самуэльсон Пол А. Экономика: В 2 т.: Пер.. Т. 1.- М.: Вильяме, 2003. 688с.
  141. Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение, оценка, контроль и повышение. Пер. с англ. Общ. ред. Данилова -Данильяна В.И. М.: Прогресс, 1989. — 522 с.
  142. А. М. Менеджмент: основы организации: М.:ИНФРА-М, 2002. -248с.
  143. Современный менеджмент: принципы и правила. Под ред. Данилова Данильяна В. И. Нижний Новгород, НКУП, 1992. — 226 с.
  144. Д. Кризис мирового капитализма: Открытое общество в опасности/ Пер. с англ. С. К. Умрихиной, М. 3. Штернгарца.-М.:ИНФРА-М, 1999. -262с.
  145. Стэн Рэпп, Коллинз Т. Новый максимаркетинг. Челябинск: Урал LTD, 1997. -311с.
  146. П. Информация в век электроники. М.:Экономика, 1995.-240с.
  147. Стратегия и тактика управления рисками в аграрном производстве / А. П. Курносов. A.B. Агибалов, A.B. Улезько и др. Под ред. проф. Курносова А. П. Воронеж, ВГАУ, 2000.
  148. B.JI. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. М.- Издательство МГУ, 1999. 127 с.
  149. Ф.У. Менеджмент. Пер. с англ. М., 1992. -140 с.
  150. В. С., Цапук Д. А. Устойчивое развитие территории: картографо- геоинформационное обеспечение/ Моск. гос. ун-т.-М- Смоленск: СГУ, 1999.- 175 с.
  151. В.А. Повысить управляемость АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2000. -№ 5.
  152. М.В. Модель имиджа организации. Маркетинг в России и за рубежом, 1998, № 1. с. 51 — 59.
  153. А. А., Стрикленд. А. Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа.- М.: Вильяме, 1998. 928 с.
  154. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. М., 1989. -449с.
  155. Управление финансовой устойчивостью Под. ред. О. Н. Дунаева.-Екатеринбург: ИПК УГТУ, 1998. 112 с.
  156. А.Д. О природе информации. Вопросы философии, 1965, № 3.
  157. И.Г. Продовольственная безопасность страны: проблемы и решения // АПК: экономика, управление, — 2006. № 10. С. 5 9.
  158. Ш. Ушачев И. Г. Нужны новые подходы к аграрной политике // АПК: экономика, управление, — 2006. № 7. С. 5 9.
  159. С. А. Информационный труд: Теория методология, вопросы развития/ Науч. ред. И. Т. Корогодин. Воронеж, 1999.- 181 с.
  160. А. Общее и промышленное управление. Пер. с фр. Научн. ред. и предисл. Кочерина Е. А. М., ДиС, 2001. — 145 с.
  161. JI.B., Карась Л. Ю. Руководитель в системе менеджмента. М.: РЭА, 1999.- 70с.
  162. P.A. Стратегический менеджмент. М.: ЗАО «Бизнес -школа «Интел-Синтез», 1998. — 448с
  163. Н.В. Российская экономика стратегическое планирование социально-экономического развития. М. 2003. — 326 с.
  164. А.И. Генезис вероятностных идей в эволюционном учении. Минск, 1980.- 160с.
  165. X. Инструменты контроллинга от, А до Я: Пер снем./ Под ред. и с предисл. М. Л. Лукашевича, Е. Н. Тихоненковой .- М.: Финансы и статистика, 2001.- 285 с.
  166. Г. Моя жизнь, мои достижения. Ереван: Айастан, 1990.- 224с.
  167. Г. Процветание и депрессия: теоретический анализ циклических колебаний. М.: Социум, 2005.- 475с.191 .Хакен Г. Синергетика: Пер. с англ. М., 1980. 404 с.
  168. А. А. Очерки общей теории связи.- М.: Гостехиздат, 1955. -256 с.
  169. П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. М., 1992.- 544с.
  170. В.Я. Геоинформационные системы и технологии. М.: Финансы и статистика, 1998. -287 с.
  171. A.B. Крестьянское хозяйство / Избр. Тр. М.: Экономика, 1989. — 492 с.
  172. Ю.И. Системный анализ. М.: Экономика, 1975. — 191с
  173. В.Л., Яковлев С. А. Выделение критериев поиска текста на основе подобия значимых документов. // ВУЗОВСКАЯ НАУКА -РЕГИОНУ: Материалы 1-й Общероссийской нучн.-техн. конф. Вологда: ВоГТУ, 2003.
  174. Н.А. Информационная экономическая теория. М. .:Мир, Ч. 1.1994.- 105с.
  175. К. Работы по теории информации и кибернетике. М.:ИЛ, 1963.- 830с.
  176. В.Д. Ахтямов Т.М Методика исследования конкуренции на рынке. Маркетинг в России и за рубежом, 2000, № 4. С. 44−55.
  177. Ю. О феномене информационного продукта.// НТИ Сер. 1.1989. № 11.
  178. В.И., Красюк И. Н. Исследование потребительского и покупательского поведения. / В рус франц. монографии «Маркетинг». Учебник — практикум / Под ред. Ващекина Н. П. — М.: 1999 .
  179. Дж., Берман Б. Маркетинг./ Сокр. пер. с англ. М.: Экономика.1990.-350с.
  180. М., Стенфилд Р. Методы принятия решений. Пер. с англ. М.:
  181. Аудит Издат. Объ-е «Юнити» 1997.- 586с 205. Экономическая безопасность региона: единство теории, методологии исследования и практики/ Татаркин А. И. и др.- Екатеринбург: УрГУ, 1997.- 240с.
  182. Экономическая стратегия фирмы. Под ред. Проф. Градова А.П.- СПб.: 1999.-166с.
  183. Экономическая теория на пороге XXI века / Под ред. Ю. М. Осипова, В.
  184. Т. Пуляева, В. Т. Рязанова, Е. С. Зотовой.- М.: Юристъ, 2002. 655с. 208. Энджел Д. Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей./
  185. Пер с англ. Изд.1995 г.- СПб: Питер, 2000. 768с. 209. Эшби Р. Введение в кибернетику.- М.: ИЛ, 1959. — 432с. 2Ю. Якокка Ли. Карьера менеджера. — М.: Попурри, 2002. — 416с.
  186. Chandler A. D. Strategy and Structure: Chapters in the History of the American Enterprise. Mass.: Cambridge, 1962.
  187. Charles Wi.ffiU. Gareth R. Jone Strategic Management Theory. An Integrated Approach. Boston. 1995.
  188. Drucker Peter. Management: tasks, responsibilities, practice.- New York: Harper & Row, 1973.
  189. Gamma E., Helm R., Johnson R., Vlissides J. Disign Patters. Elements of reusable. Object Oriented Software. Refding, MA: Addison — Wesley, 1995.
  190. Henry Mintzberg. Patterns in Strategy Formulation. Management Science. N 24(1978). p. 937.
  191. Henry A. Simon. The New Science of Management Decisioa New York, 1960,
  192. James B. Quinn. Strategies for Change: Logical Incrementalism. Irwin, 1980.
  193. Repa A. The Volue of Information: Approachesin Economics Accounting & Management Science. / J. Of Information Science: 1989, Vol.40, № 2.
  194. Schlaifer R.O., Analysis of Decisions Under Uncertainly, McGraw Hill, New York, 1967.
  195. Schendel D.E., Hatter K.J. Business Policy or Strategic Management: A Broader View for an Emerging Discipline. Academy of Management Proceeding. August, 1972.
  196. The Webster Dictionaiy. New York, 2003
  197. Toffer Al. Powersinift, Knowledge, Wealth and Violence at the Edge of the 21st Century. / № 4 Bantom Books, 1990.
  198. William F. Glueck. Business Policy and Strategic Management. New York, 1980.
Заполнить форму текущей работой