Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Распределение доходов: сущность и критерии оценки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По многочисленным оценкам, расходы на продукты питания в российской семье составляют в среднем несколько более 50% бюджета (и это тоже показатель не очень высокого благополучия: в развитых странах он находится на уровне 14−15%). Согласно разработкам РАН, минимальный набор продуктовой корзины должен составлять около 2500 руб. в месяц на одного трудоспособного человека. Но ему еще нужно одеваться… Читать ещё >

Распределение доходов: сущность и критерии оценки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Распределение доходов: сущность и критерии оценки

В условиях, когда государство заявляет о приоритете социальных ценностей, важно иметь четкие критерии, позволяющие оценить реальное положение в распределении доходов населения, определить перспективу его возможного изменения, выбрать пути её достижения. Прежде всего, нуждаются в определении такие категории как прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет.

Человек принадлежит одновременно природе и обществу, поэтому он должен удовлетворять как физиологические, так и социальные потребности. Важно, в каких размерах это возможно. Если общество развивается в нормальных условиях, потребление должно осуществляться в общественно нормальных границах. Это означает, что получаемые доходы должны гарантировать принятый в цивилизованном обществе уровень потребления продуктов повседневного спроса, товаров длительного пользования, кров над головой, возможность получать медицинскую помощь, образование, содержать семью. Кроме того, человек должен иметь возможность удовлетворять исторически сложившиеся в данной стране культурные потребности (напр., отправлять религиозные обряды, носить национальную одежду, читать газеты, книги, посещать театр, кино, клуб по интересам, стадион и т. п.). Речь идет не об излишествах в потреблении, а об исторически сложившемся, т. е. нормальном уровне потребления, обеспечивающем достойные человека условия существования. Такое качество жизни и характеризует прожиточный минимум. Именно поэтому в большинстве цивилизованных стран и действуют законы, согласно которым минимальная заработная плата не может быть ниже уровня, гарантирующего общественно нормальное качество жизни, т. е. опускаться ниже прожиточного минимума. Подобное положение содержится и в трудовом кодексе России, но как перспектива, которая должна быть достигнута к 2008 году. Однако в нашей стране под прожиточным минимумом сплошь и рядом понимают совершенно иную величину (видимо, сбивает с толку слово «минимум»), гарантирующую потребление действительно на минимальном уровне, обеспечивающем лишь физиологическое выживание, т. е. воспроизводство рабочей силы на биологическом уровне («не до жиру, быть бы живу!»). Это минимальный потребительский бюджет. Длительная жизнь населения на таком уровне ведет к деформациям в воспроизводстве рабочей силы (деградации, росту смертности, снижению рождаемости, к вырождению населения страны). Чаще всего жизнь на уровне минимального потребительского бюджета есть следствие стихийных бедствий или социальных потрясений (войны, революции, переходного состояния экономики). Устранение причин, приведших к подобной ситуации, позволяет населению в течение более или менее короткого времени вернуться к общественно нормальному потреблению. Каждому понятно, что бедственное положение российского населения в современных условиях связано с трансформацией командно-административной экономики в рыночную.

Разграничение понятий «прожиточный минимум» и «минимальный потребительский бюджет» важно не столько с теоретической (хотя и это имеет смысл), сколько с практической стороны. Объективно минимальный потребительский бюджет — это граница нищеты, а прожиточный минимум — граница бедности. Одну границу постоянно путают с другой, хотя каждая из них объективно обусловлена двойственностью человека как существа биологического и социального одновременно. Грамотное определение и разграничение этих понятий — основа практического построения социальной политики государства, многие аспекты которой строятся на дифференцированном подходе к разным социальным группам населения.

Существуют разные предложения по классификации доходности различных социальных групп населения. Одно из них построено на сопоставлении доходов, кратных величине прожиточного минимума. В соответствии с этим подходом, все население делится на четыре категории:

к бедным относятся те, чьи доходы ниже прожиточного минимума;

к низкообеспеченным — те, чьи доходы выше одного, но ниже двух прожиточных минимумов;

к среднеобеспеченным — те, чьи доходы колеблются между двукратной и семикратной суммами прожиточного минимума (этот доход именуется бюджетом высокого достатка);

к высокодоходным — те, чьи доходы превышают по величине семь прожиточных минимумов.

Возможно, для высокоразвитой цивилизованной страны такой подход абсолютно справедлив и правомерен. Однако используемая в России методика исчисления прожиточного минимума соответствует (по применяемым нормативам) расчету, скорее, потребительской корзины, чем прожиточного минимума. доходность бюджет потребительский Различие между прожиточным минимумом и потребительской корзиной существенно и принципиально. Дело в том, что величина прожиточного минимума объективно обусловлена уровнем развития производства и требованиями современного цивилизованного общества; размер же потребительской корзины определяется в значительной степени возможностями бюджета, т. е. строится по остаточному принципу. Понятно, что это далеко не одно и то же. И даже при такой сомнительной методике расчета прожиточного минимума к высокодоходной группе населения, согласно предложенной классификации, относится — по разным оценкам — от 7 до 10 процентов всех доходополучателей. Остальные группы распределяются примерно так: бедных около одной пятой части, низко — и среднеобеспеченных — примерно по одной трети от всех доходополучателей.

Следовательно, доход ниже прожиточного минимума получает несколько десятков миллионов работающих россиян, на содержании которых, как правило, есть иждивенцы. Можно сказать, что для объективной оценки материального положения этой группы населения требуется иной, принципиально новый подход со стороны и науки, и правительства к определению содержания того, что называется прожиточным минимумом. Ведь социальная помощь им со стороны государства базируется сейчас на ошибочных критериях.

Согласно действующему Закону РФ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», трудоспособный человек должен съедать в день 340 г картофеля, 240 г других овощей, 80 г мяса, 37 г рыбы, половинку яйца, 46 г фруктов, выпивать 2 стакана молока. Одеваться он должен скромно и со вкусом: 8 единиц того, что называется «верхняя костюмно-платьевая группа» должно носиться 4 года и 2 месяца, 9 единиц белья — 2 года и 4 месяца. Объем потребления пенсионеров должно быть на треть меньше. Дети верхнюю одежду должны носить от 2 до 2,6 лет, 6 пар носков — 1,3 года, использовать в течение учебного года 27 предметов школьно-письменных принадлежностей. Трудоспособное население имеет право совершать в год 619 поездок в общественном транспорте, дети — 396. Понятно, что уложиться в подобный набор невероятно сложно. Нужно отдать должное, правительство с 1января 2004 г приостановило действие этих норм, но других-то нет, поэтому все организации, ведающие социальной помощью населению, продолжают пользоваться ими. Будет ли в новых нормативах учтено и то обстоятельство, что при огромных просторах нашей страны указанные нормативы не могут быть едиными для всех регионов?

По многочисленным оценкам, расходы на продукты питания в российской семье составляют в среднем несколько более 50% бюджета (и это тоже показатель не очень высокого благополучия: в развитых странах он находится на уровне 14−15%). Согласно разработкам РАН, минимальный набор продуктовой корзины должен составлять около 2500 руб. в месяц на одного трудоспособного человека. Но ему еще нужно одеваться, обуваться, пользоваться транспортом, удовлетворять какие-то иные потребности, содержать детей. Если учесть, что официально установленный правительством прожиточный минимум составляет сейчас 2136 руб., становится понятной несостоятельность методики расчетов и минимальной потребительской корзины, и прожиточного минимума.

Следовательно, требуется разработка новой концепции социальной политики, прежде всего исходных ее категорий — минимальной потребительской корзины и прожиточного минимума. Понятно, что их научная разработка сама по себе положения населения не изменит, однако, позволит объективно оценить ситуацию и определить очередность и перспективы решения социальных задач. Действенные способы улучшения положения населения тривиально просты и давно известны: поддержка частного бизнеса, создание дополнительных рабочих мест за счет государственных инвестиций, прежде всего в наукоёмкие и перерабатывающие отрасли, развитие системы подготовки и переподготовки кадров. В этих условиях основная часть населения заработает достойные доходы собственными силами.

Законодательное определение научно обоснованных методик расчета потребительской корзины, прожиточного минимума позволит на их основе создать систему социальной помощи тем, кто по каким-либо причинам не в состоянии обеспечить достойный уровень жизни собственными силами. Не случайно же в социально ориентированной экономике существует две основных формы распределения доходов — функциональный и вертикальный. Согласно законам рынка, формируются функциональные доходы: кто не работает, тот не ест. И пусть богатых будет как можно больше, они и сами не пропадут, и других прокормить помогут. Помочь бедным, тем, кто не может прокормить себя, т. е. обеспечить разумное вертикальное перераспределение доходов — обязанность государства. В этом смысл социальной справедливости в условиях рыночной экономики.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой