Методологические основы системного анализа составляющих качества жизни населения
Встает вопрос о ресурсном обеспечении предстоящего инновационного развития экономики России. На наш взгляд, он предполагает возможность различных макроэкономических вариантов, в качестве главных целевых установок которых могут, вероятнее всего, служить показатели, интегрируемые таким общемировым индикатором, как индекс человеческого развития (ИЧР) страны: производство ВВП на душу населения… Читать ещё >
Методологические основы системного анализа составляющих качества жизни населения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА СОСТАВЛЯЮЩИХ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Главным ориентиром социальной политики федеральной и региональной власти является проблема повышения качества и уровня жизни населения. Для того чтобы она эффективно реализовывалась, следует использовать системный анализ составляющих качества жизни населения.
Качество жизни в широком смысле включает базисные составляющие человеческой жизнедеятельности: наличие доходов, характер работы, уровень образования, состояние здоровья, продолжительность жизни, потребление продуктов питания и других материальных благ, а также социально-психологические элементы (удовлетворенность жизнью, отношения в семье, чувство самоуважения, участие в общественной жизни и др.).
Поскольку оценка качества жизни сложна из-за многомерности этого понятия и для разных групп населения представления о качестве жизни различны, то неизбежны субъективные оценки и погрешности. Тем не менее в современной науке понятие «качество жизни» используется очень широко, и обозначены приоритеты повышения качества жизни, которые зависят от потребностей людей, тесно связанных с уровнем развития стран и регионов. Поэтому критерии оценки качества жизни не совпадают для развитых и развивающихся стран. Наиболее полный перечень компонентов качества жизни представлен в документах международных организаций и национальных оценках отдельных стран.
Категорию «качество жизни» рассматривали представители различных поколений экономистов, а также философов, социологов, медиков — все они стремились объяснить ее сущность со всех сторон. Исходные представления об уровне благосостояния как определенных стандартах жизни формировались уже в работах И. Канта, С. Сисмонди, А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, П. Самуэльсона. Экономистами того времени были обозначены основные экономические дефиниции, неразрывно связанные с современным понятием качества жизни населения. Термин «качество жизни» появился в 20-е гг. XX в. западных теориях. Основоположниками концепции качества жизни считаются Э. Мейо и Д. Мак-Грегор, которые изучали человеческие отношения в процессе управления и теории мотивации труда [1, с. 56].
Впервые на поиск новых путей развития мировой экономики и человеческого общества в целом на проблемы качества жизни населения обратили внимание зарубежные ученые в начале 70-х гг. XX в. — Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, М. Бунге и др. Значительный вклад в научную разработку вопросов, связанных с совершенствованием понятийного аппарата качества жизни, посвященных проблемам его формирования, количественной и качественной оценки, моделирования и прогнозирования, а также значению человеческого фактора, внесли многие зарубежные (А. Сен, Т. Шульц, Дж. Бьюкенен, У. А. Льюис и др.) и отечественные ученые (В.Н. Бобков, Г. Г. Азгальдов, О. И. Генисаретский, В. Ж. Келле, Н. М. Римашевская, А. А. Саградов, А. И. Субетто, Б. Г. Юдин и др.).
В докладе «Исследование качества жизни в городских поселениях Швеции» датско-шведская рабочая группа в 1975 г. по поручению Европейской экономической комиссии ООН дала следующее определение: «Качество жизни составлено из двух различных частей, которые восходят к концепциям человека и общества. Содержание первой части предполагает исследование степени удовлетворенности потребностей человека во взаимодействии с окружением (well-bein — благополучие индивида), а вторая часть концентрирует внимание на свободе человека (действительные возможности) и факторах окружающей среды» [2, с. 11].
Можно выделить несколько методологических подходов к исследованию качества жизни населения, наиболее значимыми из которых являются деятельностный и комплексный подходы. Деятельностный подход к исследованию качества жизни населения представлен в научно-исследовательской программе М. Сирги, Г. Самли и А. Мидоу. Этот подход служит социально-философской основой, способной обеспечить необходимый для синтеза уровень абстракции. Анализ качества жизни с точки зрения деятельностного подхода включает четыре измерения. Первое рассматривает качество жизни с точки зрения взаимного соответствия целей и способов их достижения, т. е. методов и результатов деятельности. Второе анализирует различия между долговременными и краткосрочными результатами. Третье измерение рассматривает социальный потенциал качества жизни и его реализацию. Четвертое измерение различает 4 уровня анализа — индивидуальный, групповой, социальный и мировой. Модель качества жизни при этом подходе определяется из иерархической теории потребностей, сформулированной А. Маслоу.
Комплексный подход к исследованию качества жизни населения рассматривали многие экономисты с разных точек зрения:
- — общие исследования уровня и качества жизни населения (И.В. БестужевЛада, В. Н. Бобков, Б.И. Герасимов);
- — на основе всеобъемлющей концепции качества (Б.В. Бойцов, А.И. Субетто);
- — на основе статистических обследований (В. Н. Бобков, О. А. Муханова, Е.Б. Фролова);
- — с позиций общей теории социальных индикаторов (С.А. Айвазян, Ф.М. Бородкин);
- — на внутрирегиональном уровне на основе выборочных обследований населения и статистических данных (В.В. Дробышева, Н. И. Зорин, М. А. Исакин, В. Е. Кузнецова, Н. С. Маликов, Т.А. Торговкина);
- — с целью разработки политики управления развитием региона (Ю.В. Донченко, А. В. Евченко, С.С. Железняков);
- — на основе межрегиональной дифференциации качества жизни населения (Ю.Н. Гаврилец, Н.В. Зубаревич);
- — на основе планирования и прогнозирования уровня жизни в России (И.Б. Колмаков, Л. И. Нестеров, В.Я. Райцин).
Одним из комплексных показателей, адекватно характеризующих уровень социально-экономического развития стран, является индекс качества жизни, предложенный ООН. Индекс качества жизни включает совокупность социально-экономических и социально-демографических показателей, характеризующих уровни потребления материальных и духовных благ, в среднем доступных для населения определенного государства. При объективно сложившихся возможностях и экономических ресурсах качество жизни населения в значительной мере определяется конкретной политической и социально-экономической стратегией по созданию и распределению социальных благ. В известной мере этот индекс отражает успешность и эффективность реализации государством своих функций по отношению к собственному населению. Внимание исследователей и практиков должно быть обращено на то, чтобы в интегральном показателе уровня и качества жизни, с одной стороны, фиксировались материальные и общественные условия существования общества, а с другой — давалась характеристика уровня развития самих людей.
Общее количество показателей этого индекса насчитывает около 50 единиц. Многие из этих показателей поддаются статистическому выражению: правительственные расходы на здравоохранение, образование, средняя продолжительность жизни, рождаемость и ряд других.
Составители ежегодного рейтинга Quality of Life Index учитывают стоимость проживания, инфраструктуру, экономические показатели, уровень свободы, риск и безопасность, состояние окружающей среды, здравоохранение, досуг и культуру, а также климатические условия. Максимальный балл по каждому критерию — 100 [3]. Данный индекс у России — 54, что соответствует лишь 112 месту в рейтинге 192 стран.
Индикаторы и блоки показателей (индексы) качества жизни, предлагаемые международными, национальными, научными организациями, позволяют охарактеризовать уровень социально-экономического развития стран и благосостояние населения, однако во многих случаях они не структурированы с целью выявления особо значимых составляющих и факторов жизненного процесса.
В научных изданиях имеется множество определений качества жизни, содержащих философские, социальные, правовые, экономические оценки этой категории. Однако во многих случаях авторы не рассматривают глубинные хозяйственные процессы, непосредственно воздействующие на уровень благосостояния общества.
Категория «качество жизни» выражает системный подход к познанию значительной сферы человеческого общества, в пределах которой протекает определяющая хозяйственная деятельность. Научная категория «качество жизни», на наш взгляд, имеет достаточно сложную структуру компонентов (составляющих), которые подлежат обстоятельному рассмотрению. Предлагаемая в научных изданиях концептуальная структура качества жизни часто вызывает возражение. К примеру, в структуру качества жизни включают следующие компоненты [4]: 1) качество общества (личности, населения, отдельных групп и организаций гражданского общества), 2) качество трудовой и предпринимательской жизни, 3) качество социальной инфраструктуры, 4) качество окружающей среды, 5) личная безопасность, 6) удовлетворенность людей своей жизнью, 7) уровень жизни, 8) бедность.
Из этого перечня составляющих структуры качества жизни к экономическим компонентам относятся только качество трудовой и предпринимательской жизни, уровень жизни и бедность населения. Данный ряд экономических компонентов структуры качества жизни явно не полно отражает хозяйственные процессы, воздействующие на уровень благосостояния людей.
Автором предложена гипотетическая схема составляющих качества жизни населения, которая включает внешние компоненты (составляющие) качества жизни населения, они формируются под воздействием процессов, протекающих в социальной сфере (уровня культуры в обществе, морально-психологичесого климата, правовых норм, демографических процессов, экологической ситуации), и внутренние компоненты (экономические составляющие) категории «качество жизни», отражающие систему экономических отношений в сфере хозяйственных процессов, материального производства и потребления, протекающих в обществе [5, с. 100].
Системы показателей, разработанные международными организациями, национальными статистическими службами, научными и научно-исследовательскими учреждениями, отдельными авторами, нередко не учитывают особо значимые процессы, протекающие в обществе, которые являются базовыми с точки зрения достижения высокого уровня материальных основ жизнедеятельности человека. Эти процессы обусловлены хозяйственной активностью общества, они формируют экономические составляющие качества жизни.
В реальном хозяйственном процессе, на наш взгляд, экономическими составляющими качества жизни являются: 1) возрастание потребностей людей на основе научно-технического прогресса; 2) общий уровень развития экономики в стране, обеспечивающий материальную основу качества жизни; 3) доходы населения; 4) жизненный уровень населения; 5) инновационное содержание человеческого капитала.
Каждая из этих составляющих отражает сложную и многоплановую деятельность людей в соответствующей сфере хозяйственной жизни. Экономическое содержание составляющих качества жизни выражается во многих определениях, индикаторах, показателях, которые анализируются в научных и статистических публикациях. По своей сути они являются определяющими компонентами хозяйственной деятельности, представленными в разрабатываемой концепции качества жизни.
Рассмотрим особо значимые характеристики, присущие экономическим составляющим качества жизни. Материальные условия жизни общества, воздействующие на уровень его благосостояния, обусловлены, прежде всего, достигнутым объемом и качеством национального богатства, темпами роста валового внутреннего продукта (ВВП), в том числе величиной выпуска продукции на душу населения, важнейшими показателями развития экономики.
Для повышения эффективности воспроизводства материальных условий качества жизни первостепенное значение имеют обновление технической базы производства, модернизация особо важных отраслей, особенно машиностроения, возрастание эффективности предпринимательской деятельности, усиление роли государственных структур в устойчивом развитии экономики, обеспечение экологической безопасности.
В рыночной экономике денежный доход является одним из главных показателей, определяющих экономическое положение отдельного человека (домохозяйства) и его потребление (удовлетворение потребностей). Доход занимает важнейшее место в концепциях развития. В концепции качества жизни доход понимается как расширение диапазона возможностей потребительского выбора.
Увеличение потребностей в условиях инновационного развития экономики является объективной основой повышения качества жизни. Формирование и неуклонное возрастание потребностей личности (населения, общества) обусловлены развитием научно-технического прогресса, позитивными экономическими и социальными переменами в обществе. Именно под воздействием НТП в обществе растут и видоизменяются одни потребности, а другие исчезают и возникают новые, в результате чего круг потребностей расширяется. Одновременно происходят качественные изменения в самой структуре потребностей: возрастает доля интеллектуальных и социальных потребностей, а физиологические потребности все более «облагораживаются» в том смысле, что в их возникновении и определении способа удовлетворения все большую роль играют социально-культурные факторы. Таким образом, возрастающие потребности ведут к улучшению многих аспектов качества жизни.
В последнее десятилетие экономисты исследуют процессы, присущие «обществу потребления». При этом речь идет об определенной стадии экономического развития, когда принципиально изменяются роль и место индивидуального потребления в процессе воспроизводства социально-экономических отношений. Потребление перестает быть способом борьбы за физическое выживание и превращается в инструмент конструирования социальной идентичности, социокультурной интеграции в обществе. В мировой и отечественной науке интенсивно изучаются поведение потребителей и процесс принятия решения о выборе товаров (услуг) с позиций разных отраслей знания (экономическая социология, теория маркетинга, теория бихевиоризма).
К объективным факторам качества жизни относятся показатели фактического потребления, характеризующие степень удовлетворения разнообразных потребностей. К сожалению, в последние годы в конечном потреблении домохозяйств отмечаются отрицательные структурные изменения как в среднедушевом потреблении, так и в разных группах населения.
Важнейшие аспекты потребления связаны с уровнем жизни, который характеризуется конкретными экономическими и предметно-вещественными показателями: 1) расходы домашних хозяйств на конечное потребление; 2) доля качественных видов продуктов питания; 3) использование дорогостоящих товаров длительного пользования; 4) обеспечение населения современным жильем и культурнобытовыми учреждениями.
Важным параметром качества жизни является динамика численности населения. По предварительной оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 01.05.2012 г. составила 143,1 млн человек. Произошло увеличение на 41,7 тыс. (с учетом миграционного прироста), или на 0,03% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 0,01%). Позитивным является уменьшение естественной убыли населения на 53,2 тыс. человек в 2012 г. по сравнению с 2011 г. [6, с. 333].
Наиболее известным индексом ООН, характеризующим качество жизни в определенной стране, является ИРЧП, рассчитываемый на базе трех показателей: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования и ВВП на душу населения. По данному индексу Россия поднялась с 71-го места на 66 место (2009— 2011 гг.) в рейтинге 187 стран мира. Это произошло в основном за счет роста ВВП на душу населения (52 место в 2011 г. по сравнению с 76-м местом в 2009 г.). По индексу продолжительности жизни показатель упал со 113-го до 116-го места, по индексу образования Россия опустилась с 32-го (2009 г.) на 42-е место (2011 г.) [7].
Анализ ряда макроэкономических показателей (национальное богатство, валовой внутренний продукт на душу населения, индекс потребительских цен, денежные доходы населения) показывает, что Россия обладает достаточными ресурсами, но занимает низкое место в рейтинге стран мира, поскольку использует их неэффективно. Динамика показателей, характеризующих качество жизни населения в России, представлена в таблице.
Динамика индикаторов качества жизни в России [8].
Год. | ВВП на душу населения, руб. | Индекс потребительских цен, %. | Денежные доходы в среднем на душу населения в месяц, руб. | Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, руб./мес. | Фактическое конечное потребление сектора домохозяйств, руб./мес. | П Ч. Р. S. |
49 835. | 120,2. | 2 281,1. | 1 210. | 2 167. | 0,781. | |
61 267. | 118,6. | 3 062,0. | 1 500. | 2 862. | 0,779. | |
74 536. | 115,1. | 3 947,2. | 1 808. | 3 664. | 0,795. | |
91 607. | 112,0. | 5 170,4. | 2 112. | 4 444. | 0,795. | |
111,7. | 6 410,4. | 2 376. | 5 686. | 0,795. | ||
151 069. | 110,9. | 8 111,9. | 3 018. | 7 231. | 0,712. | |
187 954. | 109,0. | 10 182,6. | 3 422. | 8 897. | 0,700. | |
233 119. | 111,9. | 12 490,2. | 4 929. | 8 923. | 0,708. | |
290 535. | 113,3. | 16 087,2. | 5 144. | 8 975. | 0,715. | |
274 760. | 108,8. | 17 804,7. | 5 902. | 9 028. | 0,714. | |
311 188. | 108,1. | 18 381. | 6 209. | 9 780. | 0,719. | |
381 818. | 106,1. | 20 712. | 6 385. | 9 995. | 0,755. |
Из таблицы видно, что по сравнению с 2000 г. значительно возросли объем ВВП на душу населения, денежные доходы населения, величина прожиточного минимума, конечное потребление в секторе домохозяйств. Однако сами по себе стоимостные величины дают лишь относительное представление об уровне качества жизни (из-за несовершенных методик их исчисления, инфляционных процессов, ограниченного круга индикаторов).
Современные условия требуют инновационного развития каждого индивида, хозяйствующего субъекта, общества в целом. Некоторые ученые позитивно оценивают происходящие трансформации и считают информационную революцию главным содержанием новой эры в развитии человечества. Другие призывают взвешенно и критически относиться к происходящим изменениям, поскольку последствия информационной революции нередко негативны. Но тем не менее официальные документы правительства, научная литература говорят нам о вступлении в «инновационное развитие экономики России», инициирующее инновационную модернизацию российской экономики.
Встает вопрос о ресурсном обеспечении предстоящего инновационного развития экономики России. На наш взгляд, он предполагает возможность различных макроэкономических вариантов, в качестве главных целевых установок которых могут, вероятнее всего, служить показатели, интегрируемые таким общемировым индикатором, как индекс человеческого развития (ИЧР) страны: производство ВВП на душу населения, средняя продолжительность жизни и уровень образования граждан. В решающей мере достижения в этих областях определяются эффективностью экономики, которая (эффективность) в конечном счете зависит от высоты производительности труда в общественном материальном производстве. Можно считать, что главный ресурс (или ресурсы) инновационного развития экономики страны заключен в источниках и факторах роста производительности труда.
Общеобразовательная и профессиональная подготовка, а также медицинское обслуживание являются важными показателями качества жизни, которые обусловлены в современном обществе формированием и развитием человеческого капитала.
В нынешних условиях общественного воспроизводства в России изменились структура социально-экономических ценностей общества, оценка общественного благосостояния, значение и роль человека в социальной сфере и динамике общественного развития. В этих условиях человеческая личность представляет собой важнейший компонент общественного богатства, конечный результат экономического функционирования и одновременно капитальное средство последующего развития. Поэтому человеческий капитал проявляет себя как ценностная оценка способностей и возможностей общества к осуществлению трудовой деятельности.
Начало исследованиям человеческого капитала положили классики политической экономии (В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Милль), которые признавали влияние качества человеческого фактора на эффективность экономики. А. Смит рассматривал человеческий капитал как собирательное понятие количества и качества человеческой способности к труду, являющийся важнейшим источником доходов и значимым фактором эффективности труда.
Представители неолиберального направления в экономической теории (Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, Р. Арон) полагают, что новое «качество жизни» будет естественным результатом модернизации «индустриального общества, плодом его трансформации в общество «постиндустриальное». Дж. Гэлбрейт связывает благосостояние с положением индивида в социально-экономической среде, гарантиями занятости, здоровьем, культурным и профессиональным совершенствованием человека, отдыхом и общением, состоянием окружающей среды. Именно он в своей работе впервые использовал термин «качество жизни» [ 7, с. 121].
Д. Белл, указывая на основные черты постиндустриального общества, выделял рост класса носителей знания в сфере здравоохранения, образования, социального обслуживания. У. Солоу рассматривал возможность технического прогресса только на основе накопления знания, представленного в форме, доступной для всех участников инновационного процесса, т. е. в виде информации, распределения развития во всех направлениях хозяйственной жизни.
Человеческий капитал рассматривается также как особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшения функциональной рабочей силы. Международной организацией труда (МОТ) используются унифицированные показатели для выявления характеристики рабочей силы, анализа происходящих в ней процессов, прогнозирования параметров дальнейших сдвигов в качестве рабочей силы. Это позволяет задействовать применяющиеся в международной практике количественные и качественные показатели оценки качества рабочей силы, обеспечить тем самым их сопоставимость в международном масштабе, а также повысить объективность данных, отражающих состояние кадрового потенциала российской экономики. Достаточно ясно, что физическое и интеллектуальное развитие людей, состояние их здоровья, профессиональная подготовка зависят от объема и структуры питания, рациональности одежды, от объема и структуры потребления бытовых услуг, услуг здравоохранения, просвещения, культуры, профессионального образования.
Затраты на образование, здравоохранение и социальное обеспечение усиливают не только человеческий капитал, но и человеческий потенциал. Человеческий потенциал воздействует на производственные процессы посредством человеческого капитала. Человеческий капитал, выступающий, к примеру, в форме профессиональной квалифицированной рабочей силы, принимает участие в формировании (создании) материальных ценностей при взаимодействии со средствами производства.
Человеческий потенциал — это совокупность физических и духовных сил граждан, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей — как инструментальных, так и экзистенциальных, включая расширение самих потенций человека и возможность его самореализации.
Современной наукой термин «человеческий потенциал» обозначается как программно-заданный объект анализа и практических усилий. Современные авторы дают следующее определение человеческого потенциала: «Это интегральная характеристика жизнеспособности общества как субъекта собственного воспроизводства, развития и взаимодействия с другими обществами». Человеческий потенциал характеризуется с двух сторон: абсолютный и относительный. Под абсолютным человеческим потенциалом понимается мощь национально-страновых общностей, другими словами, показатели численности населения. Относительный человеческий потенциал — уровень цивилизационного развития таких общностей или свойственное им социальное качество [10, с. 14].
Человеческий потенциал неразрывно и двусторонне связан с деятельностью, которая, с одной стороны, лежит в основе его формирования, а с другой — служит формой его проявления. В процессе формирования человеческого потенциала создаются условия, предпосылки, основания, на которых «произрастает» человек с его способностями к действию. Здесь движение идет от общества к человеку. При реализации человеческого потенциала движение идет от человека к обществу.
Для оценки качества жизни населения используют индекс интеллектуального потенциала. Он отражает уровни образования населения и состояния науки в стране. При его расчете учитываются уровень образования взрослого населения, удельный вес студентов в общей численности населения, доля расходов на образование в ВВП, доля занятых в науке и научном обслуживании в общей численности населения, доля затрат на науку. На его ухудшение в России сказываются последствия реструктуризации сети научных организаций, которые усиливают тенденцию к снижению численности научных работников. Это привело к тому, что в 2011 г. общая численность научного персонала была на 13% меньше, чем в 2005 г.
Таким образом, в рамках системного анализа составляющих качества жизни населения следует проводить мониторинг не только официальных статистических показателей, но и определять субъективные характеристики различных слоев населения на основе комплексного социологического подхода.
качество жизнь населения.
Библиографический список
- 1. Бобков В. Н. Качество жизни: концепция и измерение. М.: ВЦУЖ, 1998.
- 2. Research on Quality of life in Urban Settlements in Sweden // Sweden National Council for Buldinq Research. Stockholm, 1975. P. 9—12.
- 3. Quality of Life Index. URL: http://www1.internationalliving.com/qofl2010/.
- 4. Азгальдов Г. Г., Бобков В. Н., Ельмеев В. Я. Квалиметрия жизни. М.: ВЦУЖ; Ижевск: Изд-во Института экономики и управления УдГУ, 2006.
- 5. Чиркунова Е. К. Экономическая составляющая качества жизни: концептуальная структура и некоторые аспекты развития // Экономические науки. 2008. № 9(46). С. 99−102.
- 6. Российский статистический ежегодник. 2012. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2012. С. 333−340.
- 7. Информационный экспертно-аналитический ресурсный центр о рынке гуманитарных технологий в России и за рубежом. URL: http: //gtmarket.ru/ratings/rating-countriesgdp/rating — countries-gdpinfo.
- 8. Материалы сайтов. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/; http://www.hdr.undp.org.
- 9. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества / пер. с англ. М.: Прогресс, 1976.
- 10. Заславская Т. И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и общественность. 2005. № 3. С. 12−18.