Зарождение феодализма в Западной Европе
Внутри крестьянские избы были убраны строго, но нарядно. В избе в переднем углу под иконами — большой стол для всей семьи, вдоль стен широкие встроенные лавки с резной опушкой, над ними полки для посуды. Северный шкафчик-поставец нарядно украшен росписью — здесь птица Сирин и кони, цветы и картинки с аллегорическими изображениями времён года. Праздничный стол накрывали красным сукном, ставили… Читать ещё >
Зарождение феодализма в Западной Европе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Начало западноевропейского средневековья началось с крушения рабовладельческой Римской империи (V в.), а в азиатских странах с древнейшей цивилизацией — Китае, Северной Индии — переход к феодализму начался несколько раньше (II — III в.), но феодальный период в целом на Востоке длился более продолжительное время (до XVIII-ХIХ вв.). В период раннего средневековья происходило становление феодальных отношений — образование крупной земельной собственности и подчинение свободных крестьян-общинников феодалами. Формировались два антогонических класса феодального общества — класс феодальных землевладельцев и класс зависимых крестьян. В экономике сочетались разные уклады — рабовладельческий, патриархальный (свободное общинное землевладение) и складывающийся феодальный (различные формы поземельной и личной зависимости). Этими социально-экономическими условиями определяется характер раннефеодального государства. Оно было относительно единым, а в азиатских странах даже более или менее централизованным (с деспотической формой правления) и осуществляло свое господство над лично свободным населением с помощью территориальных органов власти. В пределах этих государств, объединявших множество различных этнических общностей, происходил процесс этнической интеграции и закладывались основы для формирования средневековых народностей. В Западной Европе феодализм сформировался на основе синтеза разлагавшегося рабовладельческого строя Римской империи и находящегося на стадии становления раннеклассового общественного строя варваров, преимущественно германцев. В некоторых странах Европы, как, например, в Скандинавии и в восточнославянских землях, феодальные отношения складывались только на основе разложения первобытнообщинного строя без заметного влияния рабовладельческого мира. В этих условиях формирование феодализма происходило сравнительно медленно и завершилось намного позднее. На территории, завоеванной варварами у Римской империи, этот процесс происходил весьма интенсивно под влиянием более развитого общественно-экономического строя. Развитие феодальной экономики, прогрессивные сдвиги производительных сил происходили медленными темпами. Это было связано с тем, что землевладельцы не проводили какие-либо значительные инвестиции в аграрное производство. В основном они приобретали средства производства, необходимые для переработки урожая (прессы, печи), строили мельницы, дороги, мосты и т. п. Многочисленные феодальные поборы ухудшали финансовую основу крестьянского хозяйства. Крестьяне вынуждены были производить основную массу продукции собственными примитивными индивидуальными орудиями труда, используемыми в крестьянских хозяйствах (соха, серп, коса, мотыга, лопата и т. п.), что не могло обеспечить рост продуктивности производства и производительности труда. Для применения легких и тяжелых плугов была нужна тягловая сила, которую имели не все крестьянские хозяйства. Ограниченные финансовые возможности непосредственных производителей определили преимущественно экстенсивный тип аграрного воспроизводства, когда рост объемов производства происходил в основном за счет расширения площади обрабатываемой земли. Одновременно улучшалась агротехника, широкое распространение получает трехполье, когда одна часть пашни засеивалась озимыми, другая — яровыми культурами, а третья часть находилась под паром и не использовалась. Основной отраслью сельского хозяйства было земледелие с преобладающей ролью зерноводства (пшеница, просо, ячмень), постепенно возрастает доля бобовых культур. В каждом поместье выращивались также и технические культуры. Большое внимание уделялось огородничеству и садоводству.
Определенный прогресс в развитии феодальной экономики отражался не только в росте площади обрабатываемых земель, но и в повышении урожайности зерновых, в росте продуктивности производства и масштабов производства избыточного продукта. Развитие аграрного сектора экономики и производительных сил, улучшение технологии обработки почвы, повышение урожайности, расширение внутренней колонизации, производство избыточного продукта становились все более стабильными. Это сделало возможным и необходимым регулярный обмен сельскохозяйственной и ремесленной продукции, развитие товарно-денежных отношений и торговли.
Феодальная вотчина постепенно теряла свой натуральный и замкнутый характер, все больше включаясь в товарно-денежные отношения. Развитие торговых связей, в свою очередь, приводило к росту потребности феодалов в продукции, которую предлагает рынок. Ремесленная продукция собственных крестьянских хозяйств уже не могла удовлетворить возрастающие потребности феодалов. Появление на рынке дорогого оружия, украшений, роскошной одежды, обуви, тканей, посуды и т. д. приводило к росту потребности в денежных средствах.
Развитие сферы обращения привело к изменению форм феодальной зависимости крестьян, которое проходило в течение длительного времени. Первоначально феодалам стало выгоднее все больше заменять барщину натуральным оброком, раздавать крестьянам всю землю вотчины и получать рентные платежи; развивается чистая вотчина. Обмен и рост потребности в денежных средствах привели к тому, что натуральный оброк все больше стал заменяться денежным. Перевод натуральной формы феодальной ренты в денежную принято называть коммутацией ренты.
Развитие торговли и коммутация ренты позволяли крестьянам накапливать определенные денежные средства и выкупаться на волю. Возникает новая форма крестьянского землепользования — цензива. Крестьянин (цензитарий), обрабатывающий такой участок, считался лично свободным, мог по своей воле переходить с одного места на другое и даже продать его. За пользование феодальной землей крестьянин платил твердый ежегодный денежный взнос (ренту) — ценз. Переход к цензиве повысил хозяйственную самостоятельность крестьян и привел к имущественной дифференциации крестьянства (рис. 8).Францию часто называют страной классического феодализма, поскольку процесс формирования феодальных отношений в ней шел быстрее, чем в других государствах Западной Европы и отличался большей завершенностью. Во Франции получила законченное выражение вассальная иерархия, обеспечившая перераспределение рентного дохода между различными слоями господствующего сословия. Королевскими вассалами были крупнейшие феодалы — герцоги и графы, вассалами которых считались, в свою очередь, средние и мелкие феодалы — бароны, маркизы, виконты и др. Создается образцовая для Европы вассальная иерархия французских сеньоров с довольно четким разграничением их прав и обязанностей.
В XI—XIII вв. во Франции постепенно исчезает экономическая и политическая обособленность областей. Создаются условия для укрепления централизованной королевской власти, для объединения страны в феодальное государство. Монопольная собственность феодалов на землю становится почти неограниченной. Утверждается принцип: «нет земли без сеньора», существование свободного крестьянского землевладения исключалось.
Основным звеном хозяйственного строя страны была сеньория. Во французской деревне насаждается система майората: сеньория (поместье) наследовалось целиком или на две трети только старшим сыном. Крестьяне стали держателями предоставляемой им феодалами земли, прикреплялись к ней на основе феодального права — личной феодальной зависимости. Экономическая власть феодалов усиливается баналитетом — монополией сеньоров на объекты, используемые при переработке сельскохозяйственной продукции (печь, пресс, мельница и др.), которые ранее были коллективной собственностью общины.
Наиболее распространенной формой личной зависимости французских крестьян был серваж. Сервы имели земельные наделы, вели свое хозяйство и несли многочисленные повинности. Сервы были юридически бесправны и полностью находились под юрисдикцией феодала.
Постепенное развитие и экономическая целесообразность коммутации ренты связаны с тем, что принудительный труд крестьян на барщине был малоэффективным и низкопроизводительным. Замена отработочной системы сначала натуральной, а затем денежной рентой фактически означала ликвидацию собственного домениального хозяйства феодалов. Ликвидация барщины, в свою очередь, фактически означала и ликвидацию крепостной зависимости. Она была инструментом принуждения к труду крестьян на барском поле, а оброк в той или иной форме крестьянин должен был платить как арендную плату за пользование чужой землей.
Коммутация ренты находит свое окончательное выражение в замене натурального оброка. Серваж как форма феодальной зависимости стал экономически нецелесообразным. Наследственное держание земли в форме цензивы с фиксированной величиной денежной ренты давало возможность крестьянам сохранять часть прибавочного продукта в собственном хозяйстве и делало экономическое положение крестьян более устойчивым. Крестьянин мог распоряжаться этим участком земли, продавать или закладывать его, а обязанность выплачивать денежную ренту переходила к новому собственнику. Однако крестьяне продолжали оставаться в судебной зависимости от феодала. Освобождение крестьян от барщины не означало освобождение их от многочисленных поборов и налогов.
Основную роль в торговых отношениях во Франции играли не феодалы, считавшие это занятие недостойным дворянина, а крестьяне. Постепенное втягивание крестьянства в товарно-денежные отношения позволяло им накапливать определенные средства и выкупать у феодала свои личные зависимости. Составлялись документы, определяющие сроки и условия выкупа.
Крестьяне могли выкупить такие основные повинности, как брачный и посмертный поборы, производственную талью и поголовный побор.
Развитие феодальных отношений в Англии происходило медленно и завершилось к XI веку. До этого периода основную массу населения Англии составляли свободные крестьяне, владевшие достаточно большими участками земли — гайдами, а основной формой их организации была община.
Феодальная собственность зарождалась в Англии преимущественно на основе королевских пожалований земли дружинникам или церкви с правом собирать с нее поборы. Земли, доходы с которых передавались какому-то определенному лицу, назывались бокленд. Если же лорд получал судебный иммунитет над определенной территорией и ее жители попадали в судебную зависимость, то такая территория превращалась в феодальную вотчину — манор. Земля манора делилась на две части — собственно хозяйство феодала (домен) и хозяйства крестьян. В общем пользовании находились пастбища, луга, пустоши, которые были собственностью общины, но находились под контролем феодала. Манор подчинил себе свободную сельскую общину, население которой фактически стало крепостным, его хозяйство основывалось на барщинном труде зависимых крестьян. К XI—XII вв. манориальной системой было охвачено не менее 80% территории.
Хозяйственная структура маноров в различных регионах страны могла быть разной. Одни виды маноров, которые часто называют классическими, включали господскую запашку и земли, переданные крестьянам в держание. Другие включали или только домениальные земли, или только земли, переданные крестьянам в пользование.
Маноры обслуживались зависимым крестьянством, различные категории которого постепенно складываются в две основные группы:
- — вилланы — крепостные члены сельской общины, являющиеся основной массой зависимого населения. Вилланы владели земельным наделом, инвентарем, рабочим скотом. Они должны были отрабатывать повинности для своего господина не только определенное количество дней в неделю, но и по первому его требованию. К началу XII в. эту категорию населения вытеснили копигольдеры-феодально зависимые крестьяне, пожизненные или наследственные держатели земли. Копигольдеры не могли самостоятельно распоряжаться этой землей и были лишены юридической защиты;
- — коттеры — крестьяне или совсем лишенные земли, или владеющие маленькими участками, недостаточными для содержания семьи. Это заставляло коттеров наниматься на работу к феодалам или зажиточным крестьянам. Чаще всего коттеры выполняли вспомогательные работы и занимались ремеслом, отдавая в виде оброка часть созданной продукции. Однако в Англии сохраняется и свободное крестьянство — фригольдеры — полностью свободные держатели земельных участков. Фригольдеры имели право на защиту в королевских судах и могли свободно распоряжаться своей землей.
В 1085—1086 гг. в Англии по приказу Вильгельма Завоевателя была проведена поземельная перепись и ее результаты, записанные в «Книге Страшного суда», представляют собой важный источник сведений о хозяйственном развитии страны этого периода. Объектом переписи являлось хозяйственное состояние маноров, их экономический потенциал. По каждому из них фиксировались данные о величине пахотных площадей, количестве крестьян, размерах пастбищ, лугов, лесов и наделов крестьян, о количестве мельниц и мест для рыбалки, денежной стоимости имения.
Этот источник содержит также данные о численности различных категорий населения. Все население Англии составляло 2,5 млн человек. Наиболее многочисленной частью английского крестьянства были вилланы, которые имели в своем пользовании 45% пахотной земли. Следующей по численности категорией населения были коттеры, которые использовали только 5% пахотной земли. Наиболее малочисленным было свободное крестьянство, которое владело 20% пахотной земли. На протяжении XII в. различные категории крестьян все больше превращаются в зависимых вилланов, основными обязанностями которых были барщина, оброки, церковная десятина и различные произвольные налоги.
С конца XIII столетия в Англии начинает активно формироваться внутренний рынок и развиваться рыночные отношения. Этому способствовали не только рост городов и городского населения, но и специализация сельскохозяйственных районов страны, что стимулировало развитие товарно-денежных отношений. В дальнейшем развитие сельского хозяйства страны шло по двум направлениям:
- — для первого направления были характерны коммутация ренты, перевод крестьян на положение копигольдеров — держателей земли, освобожденных от наиболее тяжелых форм личной зависимости, и личное освобождение крестьян. В отдельных поместьях при выполнении сельскохозяйственных работ использовался наемный труд;
- — для другого направления были характерны сохранение крепостнических форм зависимости, расширение домениального хозяйства, рост барщины и укрепление личной зависимости. Рост феодальных повинностей при этом выступал единственно возможным способом повышения продуктивности хозяйства и роста объема продаж сельскохозяйственной продукции на рынке. Основной фигурой при этом оставался виллан, прикрепленный к земле.
В феодальной экономике Англии в XV в. происходят существенные изменения. Сохраняются монополия феодальной земельной собственности, поземельная зависимость крестьян, феодальная рента и сословное неравенство. Однако коммутация ренты получала все большее распространение, продолжался процесс личного освобождения крестьян, домениальное хозяйство было почти полностью ликвидировано, а земля сдавалась в держание или аренду, активно использовался наемный труд.
Основной категорией крестьянства становятся копигольдеры и фригольдеры. Масштабы крестьянских хозяйств возрастали, они уже могли конкурировать с хозяйствами крупных феодалов и становились главным поставщиком товарной продукции на рынок. В этот период в Англии формируется новое дворянство — джентри, которые вели свое хозяйство исключительно на использовании наемного труда.
В Германии в XI в. феодальные отношения развивались более медленными темпами, чем в других европейских странах, и своей зрелости достигли в XII—XIII вв. Здесь дольше сохранялась аллодиальная форма землевладения, однако постепенно формировалось и крупное землевладение. Для Германии этого периода была характерна значительная феодальная раздробленность, когда на данной территории находилось много различных по масштабам самостоятельных государств и отдельные части страны были экономически оторваны друг от друга. Политическая и экономическая раздробленность Германии привела к тому, что фактически не существовало единого германского рынка.
Особенностью аграрных отношений в Германии в VIII—IX вв. было то, что не крестьяне получали землю от феодала, а раннефеодальная вотчина охватывала свободное крестьянство. Крестьяне постепенно втягивались в отношения феодальной зависимости, формировались деревни смешанного типа, в которых феодальные владения сочетались с землей свободных крестьян и зависимых крепостных.
Властью над поземельно и лично зависимыми людьми обладал феодал, который пользовался по отношению к ним также и судебными правами. Дворовые люди, проживавшие на господских дворах, иногда владели небольшими участками земли, однако личная несвобода этих крестьян носила наследственный характер. Крестьяне — держатели земли в отличие от дворовых сохраняли зависимость от данного сеньора до тех пор, пока пользовались данной землей.
Феодальная земельная собственность в Германии (грундгершафт) строилась преимущественно по принципу сеньорий во Франции, когда одна часть земли представляла собой барское хозяйство и домениальную запашку, а вторая часть — крестьянские хозяйства, владельцы которых обрабатывал и барские земли и сдавали оброк. Сформировалась также судебно-политическая форма сеньорий (баннгершафт), при которой крупный феодал присваивал или получал из рук короля право суда над крестьянами и распоряжения землями общины.
Первоначально система внеэкономического принуждения к труду в Германии базировалась на баналитете, когда феодалы присваивали средства переработки урожая и одновременно — само право на переработку продукции крестьянского хозяйства. В дальнейшем зависимость крестьян формировалась на основе принуждения к выполнению феодальных повинностей за свои участки земли преимущественно в форме отработочной ренты. Свою роль в укреплении внеэкономического принуждения сыграла также и судебная зависимость.
Развитие феодальных отношений в Германии изменило структуру сельского населения. Сформировались следующие основные группы крестьянства:
- — манципии — крестьяне, находящиеся в личной зависимости от феодала;
- — сервы — крестьяне, которые или «сидели» на барской земле, или выполняли различные виды работ в феодальной вотчине и были фактически дворовыми людьми;
- — прекарии — лично свободные крестьяне, которые находились в поземельной зависимости от феодала;
- — аллодисты — лично свободные крестьяне, владевшие собственными наделами. Однако права этой группы крестьян по распоряжению своей землей были ограничены. Так, прежде чем отчуждать свою землю, они должны были сообщить об этом в графский суд.
Важной особенностью экономического развития Германии, которая определила направления развития ее экономики в более поздние периоды, была своеобразная реакция на развитие товарности производства, торговли и товарно-денежных отношений. Если в других странах Западной Европы одновременно с этими процессами развивается коммутация ренты и изменяется положение крестьянства, то в Германии рост товарности производства привел к усилению крепостничества и власти феодалов.
Укрепление крепостничества было обусловлено рядом экономических процессов. Феодальная раздробленность сдерживала развитие внутреннего рынка страны, недостаточный внутренний спрос стимулировал продажу излишней продукции преимущественно на внешних рынках. Для реализации экспортной торговли значительными возможностями обладали не крестьяне, а феодалы. В связи с этим феодалы в большей степени были втянуты в торговые отношения. Для роста объемов производимой продукции феодалы расширяли свою запашку, увеличивали барщину, а условием этого было усиление крепостной зависимости. Этот процесс в Германии часто называют вторым изданием крепостничества.
Сложилась неоднозначная ситуация: развитие товарно-денежных отношений и торговли, характерных для капиталистических отношений, привело в Германии к усилению крепостничества. Однако при этом усиление крепостничества и феодальной эксплуатации означали своеобразную форму разложения феодальных отношений, поскольку в феодальных поместьях развивалось товарное производство, создававшее базу для развития торговли.
«Средние века» и «средневековье» — этими расплывчатыми, но емкими общими терминами часто называют период европейской истории примерно 1000 до 1500 гг. н. э. Эта эпоха сыграла важнейшую роль в социальном и культурном развитии Старого Снега. На ее заре лишь начиналось зарождение государств Западной и Центральной Европы. Ближе к ее закалу выросшая и окрепшая после неоднократных подъемов и спадов Европа, зачастую ИСПОЛЬЗУЯ энергию своих же прежних завоевателей, начала победное шествие, которому суждено было преобразовать весь мир.
Довольно долго Европа оставалась обделенным природными ресурсами краем, где между редкими и малолюдными поселениями почли не было дорог. В результате торговля едва дышала, а большинство городов и сел жило в изоляции, производя для себя все необходимое. Главным средством обмена и распределения были не деньги, а натуральный обмен. Поэтому над людьми и целыми городами неотвратимо висела угроза неурожая, голода и набегов разбойничьих племен вроде свирепых викингов, которые па своих ладьях проникали по рекам далеко вглубь континента, повсюду сея смерть и разрушения. Чтобы выжить, приходилось постоянно отбиваться от врагов, но центральная власть была часто слишком слаба или слишком далека, чтобы прийти на помощь в беде.
Феодальный строй
Все эти обстоятельства в значительной мере определили пути формирования европейского общества к началу раннего средневековья. Результат потом назовут феодальной системой, хотя в ее развитии не было ничего систематического. Стремясь оградить себя от опасностей, люди искали защиты у сильных местных правителей, отдавая себя под их власть. Власть феодального сеньора закреплялась торжественным ритуалом, в ходе которого сюзерен давал клятву защищать своего вассала (подданного). В ответ вассал присягал своему сюзерену. Так местный феодал приобретал верных подданных. Впрочем, ради вящей безопасности он и сам считал за благо стать вассалом более могущественного сюзерена, а тот, в свою очередь, искал защиты у еще более сильного владыки. Так возникала цепочка сеньориально — вассальных отношений. Верхним ее звеном был король или иной государь, которому приносила присягу на верность вся высшая знать.
Главной особенностью феодализма было то, что сталус феодала был прочно связан с двумя другими общественными институтами — землевладением и военной службой. Взамен за клятву в верности и обязательство служить в войске вассал получал от сеньора земельное пожалование. Оно называлось фьефом или феодом (отсюда «феодал» и «феодализм»). Эта практика бытовала от верхов до самых низов социальной лестницы. Король теоретически владел всей землей в стране и жаловал земли своим высокородным вассалам или главным арендаторам, а те, в свою очередь, раздавали наделы собственным вассалам.
Киевская Русь — одно из самых больших государств средневековой Европы — сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.
Современники — арабские и византийские авторы — называли первое государственное объединение восточных славян Русью, а народ, составивший это объединение, — русами. Столицей древнерусского государства стал Киев. Это произошло потому что, он был древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими традициями и связями. Расположенный на пограничье леса и степи с мягким ровным климатом, черноземной почвой, дремучими лесами, прекрасными пастбищами и залежами железной руды, многоводными реками основными средствами передвижения тех времен. Киев был ядром восточнославянского мира. Киев был одинаково близок к Византии, к востоку и западу, что способствовало развитию торговых, политических и культурных связей Руси.
Конец Х столетия ознаменовался завершением объединения всех восточных славян в государственных границах Киевской Руси. Существование Киевской Руси охватывает период с IX в. по 30-е года XII в. Политическая форма этого государства — раннефеодальная монархия, территориальные границы — от Балтики до Черного (Русского) моря и от Закарпатья до Волги. Восточные славяне, как и некоторые другие европейские народы, в своем развитии миновали рабовладельческую стадию. Первоначальной формой классового общества у них являлся феодализм, становление и развитие которого неразрывно связаны с формированием Древнерусского государства. В качестве пережиточных форм на этапе раннего феодализма (IX — начало XII в.) сохранялись и некоторые элементы первобытнообщинного строя (семейная община), однако они были подчинены интересам развития феодального общества. Рабство на Руси существовало в рамках феодальной формации.
Слово «культура» происходит от слова «культ» — вера, обычаи и традиции предков. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения. Долгие годы русская культура — устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло — развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами.
2. Быт в Киевской Руси. Быт в Киевской Руси имел существенную разницу в образе жизни людей различных районов страны, городов и деревни, феодальной верхушки и основного населения. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора.
Народы, расположенные по торговым путям, жили значительно лучше, чем жившие по дреговическим болотам и на территории Приуралья. Крестьяне жили в небольших домах. На юге это были полуземлянки, у которых даже крыши были земляные. В Киевской Руси северная изба — высокая, часто двухэтажная, окна небольшие, но их много — пять или шесть — и все к солнцу тянутся, высоко от земли поднялись. Под бок к избе прижались сени, сарай, кладовые — всё под одной крышей. Трудно придумать жилище более удобное для сурового климата Севера с долгими студёными зимами. Наличники, крыльцо, скаты кровель северных русских изб украшает строгий, но изящный геометрический орнамент. Любимый мотив резьбы — солнечная розетка, древний символ жизни счастья, благополучия.
" Внутри крестьянские избы были убраны строго, но нарядно. В избе в переднем углу под иконами — большой стол для всей семьи, вдоль стен широкие встроенные лавки с резной опушкой, над ними полки для посуды. Северный шкафчик-поставец нарядно украшен росписью — здесь птица Сирин и кони, цветы и картинки с аллегорическими изображениями времён года. Праздничный стол накрывали красным сукном, ставили на него резную и расписную посуду, ковши, резные светцы для лучины. Ковшички для питья имели ладьевидную форму. Ручки ковшей делались в виде головы коня или утки. Ковши щедро украшались резьбой или росписью. Вокруг большого ковша, возвышавшегося в центре стола, они были похожи на утят вокруг наседки. Ковши, имеющие форму утки, так и назывались ковши-утицы. Братины — точёные сосуды для напитков в виде шара — тоже расписывались, давались к ним и надписи, например такого содержания: «Господа, гостите, пьяными не напивайтесь, вечера не дожидайтесь!» Из дерева вырезали и красивые солонки в виде коней и птиц, и миски, и, конечно, ложки. Из дерева делали всё — и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей, превращая работу, даже самую тяжёлую, в праздник. Особенно почитались у крестьянина прялки. Прядение и ткачество было одним из основных занятий русских женщин. Нужно было наткать ткани, чтобы одеть свою большую семью, украсить дом полотенцами, скатертями. Не случайно поэтому прялка была традиционным подарком у крестьян, они с любовью хранились и передавались по наследству. По старому обычаю парень, посватавшись к девушке, дарил ей прялку собственной работы. Чем прялка наряднее, чем искуснее вырезана и расписана, тем больше чести жениху. Долгими зимними вечерами собирались девушки на посиделки, приносили прялки, работали да хвастались жениховыми подарками. Горожане имели иные жилища. Почти не встречались полуземлянки. Часто это были двухэтажные дома, состоящие из нескольких комнат. Значительно отличались жилые помещения князей, бояр, дружинников и священнослужителей. Под усадьбы отводились и большие площади земли, строились хозяйственные постройки, срубы для слуг, ремесленников. Боярские и княжеские хоромы представляли собой дворцы. Были и каменные княжеские дворцы. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь — здесь располагались дружинники, слуги. И одевались разные слои общества по-разному. Крестьяне и ремесленники — мужчины и женщины — носили рубахи (у женщин они были длиннее) из домотканого полотна. Мужчины кроме рубахи надевали штаны, а женщины — юбки. Верхней одеждой и у мужчин, и у женщин была свитка. Носили также разные плащи. Зимой носили обыкновенные шубы. Одежда знати по форме походила на крестьянскую, но качество, конечно, было иным: из дорогих тканей шилась одежда, плащи часто были из дорогих восточных материй, парчовые, вышивались золотом. Плащи застегивались на одном плече золотыми застежками. Зимние шубы шились из дорогих мехов. Обувь у горожан, крестьян и знати тоже отличалась. Крестьянские лапти дожили до 20 века, горожане чаще носили сапоги или поршни (туфли), князья носили сапоги часто украшенные инкрустацией.
3. Нравы и обычаи славян
Развлечением знати были охота и пиры, на которых решались многие государственные дела. Всенародно и пышно праздновались победы в походах, где рекой текло заморское вино и свой родной «мед», слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. На эти пиры съезжались посадники и старейшины со всех городов и бесчисленное множество народа. Князь с боярами и дружиной пировал «на сенях» (на высокой галерее дворца), а на дворе ставились столы для народа. Столы для знати были уставлены богатой посудой. Летописец Нестор сообщает, что из-за посуды у князя и дружинников даже возникали разногласия: последние требовали вместо деревянных ложек серебряные. Более простыми были общинные пиры (братчины). На пирах обязательно выступали гусляры. Гусляры услаждали слух именитых гостей, пели им «славу», большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно происходила раздача пищи, мелких денег от имени хозяина неимущим.
Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта, особенно на Севере, впрочем, как и в поздние времена, являлась баня.
В княжеско-боярской среде в три года мальчика сажали на коня, затем отдавали его на попечение и выучку пестуну (от «пестовать» — воспитывать). В 12 лет молодых князей вместе с видными боярами-советниками отправляли на управление волостями и городами. С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте мальчиков и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек.
На берегах Днепра шумел веселый киевский торг, где, кажется, продавались изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света, включая Индию и Багдад.
Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в скромных, русских селах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Там люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих» людей, а на юге — от кочевников, вновь и вновь отстраивали сожженные врагами жилища. Причем, нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли. Мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин. Изготовление обуви в крестьянской семье традиционно было мужским делом, а одежду всегда делали женщины. «Они обрабатывали лён, этот чудесный северный шёлк, пряли из него тонкие мягкие нитки. Долгой и трудной была обработка льна, но под сильными и ловкими руками крестьянок лён превращался и в белоснежные ткани и в суровые холсты, и в прекрасные кружева. Эти же руки шили одежду, красили нитки, вышивали праздничные наряды. Чем трудолюбивее была женщина, тем тоньше и белее были рубашки у всей семьи, тем замысловатее и красивее были на них узоры». Обучение всем женским работам начиналось с раннего детства. Маленькие девочки с шести-семи лет уже помогали взрослым в поле сушить лён, а зимой пробовали прясть из него нити. Для этого им давали специально сделанные детские веретёна и прялки. Подрастала девочка и с двенадцати-тринадцати лет начинала сама готовить себе приданое. Она пряла нитки и сама ткала холст, который хранили к свадьбе. Затем она шила себе и будущему мужу рубашки и необходимое бельё, вышивала эти вещи, вкладывая в работу всё своё умение, всю душу. Самыми серьёзными вещами для девушки считались свадебные рубашки для будущего жениха и для себя. Мужскую рубашку украшали вышивкой по всему низу, делали неширокую вышивку по вороту, а иногда и на груди. Долгие месяцы девушка готовила эту рубашку. По её работе люди судили, какая из неё будет жена и хозяйка, какая работница.
После свадьбы, по обычаю, только жена должна была шить и стирать рубашки мужа, если не хотела, чтобы другая женщина отобрала у неё его любовь.
Женская свадебная рубашка тоже была богато украшена вышивкой на рукавах, на плечах. «Руки крестьянки — от них зависело благополучие семьи. Они всё умели делать, никогда не знали отдыха, они защищали слабого, были добрыми и ласковыми ко всем родным и близким. Поэтому их следовало украсить красиво вышитыми рукавами в первую очередь, чтобы люди сразу замечали их, проникались к ним особым уважением, понимая особую роль рук в жизни женщины-труженицы». Прясть и вышивать было принято в часы, свободные ото всех других работ. Обычно девушки собирались вместе в какой-нибудь избе и садились за работу. Сюда же приходили парни. Часто они приносили с собой балалайку, и получался своеобразный молодёжный вечер. Девушки работали и пели песни, частушки, рассказывали сказки или просто вели оживлённый разговор.
Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Отдельные элементы вышивки носили символическое значение. Вышила женщина ёлочки, — значит, желает она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель — это древо жизни и добра. Жизнь человека постоянно связана с водой. Поэтому к воде нужно относиться с уважением. С ней нужно дружить. И женщина вышивает на одежде волнообразные линии, располагая их в строго установленном порядке, как бы призывая водную стихию никогда не приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь его.