Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Территориальная дифференциация цен на природный газ в России: рыночные изменения и их последствия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государственная политика цен на газ в отношении промышленных потребителей, по мнению автора, должна исключать их субсидирование, поскольку это искажает представление об эффективности производства. Особый потребительский статус могут иметь объекты жизнеобеспечения и государственной важности, зависящие скорее от электроснабжения. Таким образом, специальный ценовой режим на газ требуется для… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Предпосылки реформирования газовой промышленности России и методы имитационного моделирования
    • 1. Газовая промышленность России, как объект реформирования
      • 1. 1. Актуальные проблемы газовой промышленности
      • 1. 2. Специфика газовой отрасли
      • 1. 3. Газовая империя: оргструктура и география
  • Добыча газа
  • Транспортировка и реализация газа
    • 1. 4. Цены на газ на внешнем и внутреннем рынках
    • 1. 5. Подходы к реформированию ценообразования
    • 2. Информационно-вычислительные методы и модели в экономической географии
    • 2. 1. Математические методы, прогнозы и модели в географии
    • 2. 2. Математические модели и имитационное моделирование территориально-экономических процессов
  • Задачи моделирования, основные типы моделей
  • Имитационное моделирование
    • 2. 3. Информационные технологии в современных исследованиях
  • Системы поддержки принятия решений
  • Геоинформационные системы
    • Глава 2. Моделирование сценариев перехода к территориально дифференцированному рыночному ценообразованию в газовой промышленности
    • 2. 1. Основные сценарии и задачи моделирования
    • 2. 2. Входные параметры модели
    • 2. 3. Общий алгоритм и техника расчета
    • 2. 4. Моделирование сценариев и результаты расчета модели
    • 2. 4. 1. Моделирование на основе фактической себестоимости газа (дополнительный сценарий 0 и основной сценарий 1)
  • Расчет себестоимости газа в регионах (Сценарий 0)
  • Расчет цены газа в регионах для достижения уровня самоокупаемости
  • Сценарий 1)
    • 2. 4. 2. Моделирование на основе градиентного возрастания цен к верхнему базису
  • Переход к «европейским» ценам на газ в России (Сценарий 2)
  • Переход к «американским» ценам на газ, добываемый в России (условно-гипотетический Сценарий 3)
    • Глава 3. Анализ региональных социально-экономических последствий реформирования цен на газ
    • 3. 1. Метод анализа и проблемы с исходными данными
    • 3. 2. Анализ общего потребления газа в регионах
    • 3. 3. Потребление газа населением
    • 3. 3. 1. Размеры потребления и «газозависимость» населения
    • 3. 3. 2. Сценарные цены на газ: оценка уязвимости населения
    • 3. 4. Промышленное потребление
    • 3. 4. 4. Электроэнергетика
  • Западная Сибирь (Сибирский ФО)
  • Уральский ФО
  • Приволжский ФО
  • Северо-Западный ФО (Энергозона Северо-Запада)
  • Центральный ФО
  • Южный ФО (Энергозона Северного Кавказа)

Территориальная дифференциация цен на природный газ в России: рыночные изменения и их последствия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная российская экономика, проходящая путь от директивно-планового управления к законам свободного рынка, пока еще далека от его завершения. Соответствующие реформы более или менее удачно завершены в немногих отраслях, чьи организационные структуры, принципы управления вполне эффективны и соответствуют поставленным целям. Есть и такие сферы, где ключевые перемены лишь продекларированы. Более того, можно утверждать, что российская экономика находится на перепутье, поскольку негативный опыт рыночных преобразований в отдельных случаях вынуждает проводить реформы обратной направленности. В любом случае вопрос о последствиях реформирования переходной экономики страны и принципов функционирования социальной сферы представляется особенно актуальным.1 Необходимо как можно тщательнее просчитывать все варианты и сценарии проводимых преобразований, учитывая при этом максимальное число различных факторов.

В последнее время все острее звучит полемика по поводу реформы в газовом комплексе России. Из всех топливно-энергетических отраслей газовая подверглась рыночной. трансформации в наименьшей мере, вследствие чего до сих пор сохранила черты управления советского типа. Одним из главных поводов для реформирования служат механизмы ценообразования. До сих пор жесткий государственный контроль, удерживая цены на низком уровне, практически не позволял обеспечить безубыточную реализацию газа на внутреннем рынке.

Такие цены представляют собой классическую «палку о двух концах». С одной стороны, дешевый газ — важный гарант относительной социальной стабильности, поскольку бедный отечественный потребитель, прежде всего население, попросту не в состоянии оплачивать газ по более высоким (западным) ценам. С другой стороны, та же дешевизна — причина серьезных.

1 Последний неудачных опыт реформ, связанный с монетизацией льгот, это лишь подтверждает. проблем российской экономики: газового «перекоса» в топливном балансе ряда регионов, составляющего угрозу энергетической безопасности страны, расточительного использования газа и отсутствия мотивации отечественного потребителя к газосбережению. Отсюда повышенная газоемкость экономики и снижение ее конкурентоспособности.

По-видимому, это часть более широкой проблемы так называемого макроэкономического перехода от цен, издержек и доходов низкого уровня к высоким ценам (и доходам), в том числе от дешевизны природных ресурсов, характерной для бедных стран, к их дороговизне. Рано или поздно все равно придется приводить цены на газ к экономически более адекватному рыночному уровню, отказываясь от их сдерживания и устраняя монопольное доминирование одной компании на рынке газа. Однако, без прогнозирования и оценки последствий этого перехода трудно рассчитывать на успешную реализацию задуманных реформ отрасли и, главное, на их приемлемость для страны в целом.

Государственная позиция в отношении динамики внутренних цен на газ с их приближением к рыночному или «мировому» уровню официально изложена в Энергетической Стратегии РФ. Несмотря на это, крайне слабо изучен вопрос о территориальной дифференциации вероятных рыночных цен, степени их «разброса» по регионам, а также о готовности российских потребителей к разным вариантам повышения цен. Между тем, эти вопросы — поистине ключевые для реформы газовой промышленности. От их решения зависит масса предприятий и отраслей, поселений и регионов. Вообще-то «выносливость» потребителей можно выявить методом проб и ошибок. Но он чреват тяжелыми социально-экономическими последствиями или срывом самих реформ. Лучше заранее оценить их географические результаты, меру той самой «выносливости». Оценки должны быть, по возможности, точными и объективнымикак экспертными, так и расчетными — насколько это допускают имеющаяся информация, методы и техника.

Вышеизложенное определяет актуальность исследования, объектом которого является газовый комплекс России, а предметом — переход к территориально дифференцированным рыночным ценам на газ как топливо или сырье, главный продукт газовой отрасли, и последствия этого перехода для населения и хозяйства российских регионов.

Основная научная задача диссертации заключается в моделировании разных вариантов (сценариев) территориальной дифференциации рыночных цен на природный газ. Основная задача конкретизируется в следующих частных:

1. Анализ современного состояния газового комплекса России и предпосылок его реформирования.

2. Определение основных сценариев перехода к рыночным ценам, их принципов и последовательности.

3. Разработка имитационной модели, позволяющей проводить расчеты оптовых территориально дифференцированных цен на газ по различным сценариям.

4. Анализ дифференциации моделируемых цен на территории, охваченной Единой системой газоснабжения.

5. Оценка региональных последствий реформирования цен на газ для населения и избранных отраслей экономики по основным сценариям с формулировкой мер государственной региональной политики в зависимости от характера последствий.

Целью данной диссертации является имитационное моделирование сценариев реформирования цен в газовом комплексе России и оценка их региональных последствий. Ограничениями при реализации данной цели стали: упор, главным образом, на сценарии, которые имеют выраженную территориальную составляющую и по-разному отражаются на отдельных районах и центрахсужение географических рамок исследования за счет исключения территорий, не охваченных Единой системой газоснабжения странымоделирование оптовых цен на газ для двух категорий потребителей — населения и промышленности.

Поставленным цели и задачам соответствует структура работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и компьютерного приложения.

Основные выводы.

Региональный анализ зависимости электроэнергетики от газа и рисков перехода к рыночному ценам показывает, что Сценарий 1 практически ни в одном из регионов не осложнит положение этой отрасли. Наоборот, в большинстве регионов цена газа для нее снизится вдвое и более, что благоприятно отразится на затратах в энергетике. Исключением станут самые далекие от Ямала южные окраины Европейской России, где цена вырастет на 20−30%, а также Западной Сибири, где рост составит 10−20% за счет высокой стоимости транспортировки у ДО «Томсктрансгаз», но крайне низкая газоемкость электроэнергетики, скорее всего, не даст ей ощутить последствия этого роста. При «европейских» ценах Сценария 2, практически на всей территории ЕСГ они увеличатся от 1,5 (на Урале) до 3-х и более раз (на западе и юге России), что, несомненно, скажется на состоянии электроэнергетики и ее многочисленных потребителей.

Среди «остропроблемных» регионов с худшим сочетанием факторов, определяющих последствия повышения цен на газ для электроэнергетики, можно различать «доноров» и «реципиентов». Первые генерируют большие объемы электроэнергии и поставляют ее избыток последним (которым ее не хватает или где она не производится, что опеределяет их энергозасимость от «доноров»). Очевидно, что рост цен на электроэнергию для «реципиентов» часто является следствием их роста у «доноров». В наиболее сложном положении при переходе к рыночным ценам окажутся:

Центральная Россия:

Доноры — г. Москва, Московская и Костромская обл.

Реципиенты (как следствие) — Ивановская, Брянская, Владимирская,.

Тамбовская, Орловская и Ярославская обл.

Северо-Запад России: Доноры — г. Санкт-Петербург.

Реципиенты — Новгородская, Калининградская обл. (рост зависимости от поставок энергии из Ленинградской обл. и Литвы (но с их АЭС) при сокращении или прекращении местного производства).

Юг России:

Доноры — Краснодарский, Ставропольский края, Ростовская обл. Реципиенты (как следствие) — Белгородская обл., республики Северного Кавказа (кроме респ. Дагестан).

Приволжье:

Реципиенты — Пензенская, Ульяновская обл., респ. Мордовия.

• По существу, и в тех, и в других регионах при неблагоприятной конъюнктуре цен энергия вздорожает либо сократится ее производство. Как следует из приведенного обзора, при реализации Сценария 2 «реципиентов» вообще прибавится, а «доноров» станет меньше. Это может потребовать дополнительных мощностей, затрат на передачу энергии, усиления линий электропередачи и т. д. Тем самым, цены «европейского уровня», решая ряд проблем в одном базовом секторе российского топливно-энергетического комплекса — газовом, вполне способны породить и усилить их в другом — электроэнергетическом, продукция которого больше по «массе» и имеет более широкий круг потребителей139.

Независимо от этого, снова отметим, что не только для перечисленных «проблемных» территорий, но и для всего ТЭБ России крайне актуальна.

139 По объему производства и промежуточного спроса в экономике России, выраженным в основных ценах, электрои теплоэнергия в 5−6 раз превосходит продукцию газовой промышленности. Между ними есть и другое отличие. Газовая отрасль — крупный экспортер и поставщик твердой валюты, а э/энергетика работает почти целиком на российский рынок. Их отношения ярко отражают противоречия, характерные для таких отраслей, в т. ч. связанные с разницей в уровне цен на внутреннем и внешнем рынках. задача повышения КПД производимой энергии, экономии газа и снижения его доли в структуре потребляемых электроэнергетикой ТЭР.

Количественные методы оценки последствий.

В качестве дополнительного инструмента для анализа последствий реформирования ценообразования в газовом комплексе автор использовал регрессионный анализ. Предполагалось, что опираясь на зависимость цены ряда других продуктов в регионах от оптовой цены на газ, можно будет определить удорожание первых при различных модельных сценариях. Успех задуманного анализа определяла прежде всего достоверность статистической выборки цен на различные продукты в регионах за значительный период времени. Но такая информация оказалась крайне труднодоступной. Автор располагал лишь данными (притом сомнительного качества) о региональной динамике потребительских цен на электроэнергию. Совместив временные периоды изменения оптовых цен на газ (табл. 34−1) и на электроэнергию (табл. 35−1) в регионах, он рассчитал меры связи, которые отчасти противоречили экспертной логике и продемонстрировали отсутствие возможности использования регрессионного анализа для достоверной оценки последствий цен на электроэнергию в регионах.

Так, корелляционный анализ показал, что наиболее тесная связь между ценами на электроэнергию и ценами на газ наблюдается в Тамбовской области — регионе, сравнительно слабо зависящем от газа. В то же время в основных газозависимых регионах такая связь оказалась невысокой (табл. 36-I). Все это дало повод усомниться в надежности результатов проведенного анализа и отказаться от них при подведении итогов работы.140.

140 Причиной неудачи, скорее всего, стала именно нехватка статистической информации должного качества. Вообще-то для подобного анализа могут быть использованы также данные местных энергетических и межотраслевых балансов, однако подобная информация была доступна только по России в целом.

3.4.1. Черная металлургия.

Эта отрасль, как известно, имеет высокий уровень производственной и территориальной концентрации. Главная металлургическая база страны, Средний и Южный Урал, дает 38% чугуна и более 40% стали. Если добавить вклад Белгородской («Старооскольский МК»), Липецкой («Новолипецкий МК»), Вологодской («Северсталь»), Кемеровской («Евразхолдинг») областей, то производство чугуна и стали в шести ведущих регионах достигнет, соответственно, почти 40 и 54 млн. тонн, или примерно 90% общероссийского (табл. 28−1).

Ежегодно металлурги, прежде всего сталевары, потребляют более 9% газа, отгружаемого промышленным потребителям страны. По абсолютному потреблению лидируют Челябинская (24%) и Свердловская обл. (15%) (рис. 21-II). Применение природного газа в производстве чугуна и особенно стали имеет недавнюю историю. И чем предприятие новее, тем обычно шире его использует.141.

Для анализа газоемкости отобраны только те субъекты РФ, в которых ежегодно выплавляется более 100 тыс. т стали. Результат (рис. 25) показал, что наиболее газоемко не очень крупное производство под Москвой и в Башкортостане, где на 1 тонну стали идет 1529 и 1337 м³ газа, а наименее — в Кировской обл. (22 м3/т). Среди ключевых регионов-металлургов по газоемкости выделяются Белгородская, Свердловская, Оренбургская области (соответственно 735, 628 и 541 м3/т). В Кемеровской, Липецкой, Вологодской обл. удельное потребление меньше (от 167 до 262 м /т).

Напомним, что при ценах на газ, обеспечивающих самоокупаемость ДО в Сценарии 1, они вырастут для промышленных потребителей в западной и южной частях ЕСГ. Поэтому в наиболее сложном положении окажется Старооскольский металлургический комбинат в Белгородской обл., где цены поднимутся на 17%. Для всех остальных производителей стали они будут.

141 Шабалов И. П., Морозов Ю. Д., Эфрон Л. И. Стали для труб и строителлных конструкций с повышенными эксплуатационными свойствами. М. Металлургиздат 2003 520 с. ниже действующих цен ФЭК. При переходе к европейскому уровню цен по Сценарию 2, они сильнее всего (в 2,5 раза) возрастут для металлургии той же Белгородской, Липецкой, Московской, Ростовской областей и г. Санкт-Петербурга. В 1,5−2 раза увеличится цена для газоемкого производства в Башкирии и Вологодской областидо 1,5 раз — в Челябинской, Свердловской, Кемеровской. Для сталеваров Оренбуржья цена газа немного снизится даже при Сценарии 2,.

Рис. 25. Условная газоемкость металлургии в расчете на производство стали (м /т).

142 менее 120 от 120 до 270 | I от 270 до 500 от 500 ДО 650 от 650 ДО 800 | от 800 до Ю00 более 1000 нет данных.

Таким образом, сценарные цены должны болезненнее всего отразиться на Белгородской области со Старооскольским МК. Во-первых, это самое газоемкое предприятие из крупнейших металлургических.141 Во-вторых, в Белгородской области цены на газ при их реформировании будут расти наиболее интенсивно. Среди менее значимых производителей возможен.

На основе данных данных корпоративной и общегосударственной статистики (Регионы России: Стат. сб. В 2 т. / Госкомстат России. — М. 2002).

143 То, что оно также электроемко, а электростанции Белгородской области, в свою очередь, зависят от газа, не является критическим фактором, так как электрометаллургия, а Старом Осколе использует, прежде всего, энергию Курской и, Но но вороне же кой АЭС. кризис в Подмосковье (Электросталь, Ступино) и в Башкортостане в связи с высокой газоемкостью расположенных там заводов, однако эти сложности могут возникнуть только при Сценарии 2.

Для остальных производителей стали динамика цен будет примерно одинаковой. В более выгодном положении окажется комбинат Северсталь (Вологодская обл.) и объединение Евразхолдинг (Кузбасс) за счет невысокой газоемкости производства. В Липецкой же области, при невысокой газоемкости, рост цен будет ощутимым. Больше всех выиграет черная металлургия Оренбургской области (комбинат в Новотроицке) — по обоим сценариям цены на газ будут ниже действующих цен ФЭК.

Электроэнергетика и черная металлургия вместе потребляют около половины натурального объема газа, отпускаемого «на промышленные нужды», и почти две трети в ценах покупателей, относимых официальной статистикой к промышленным, согласно данным межотраслевых балансов продукции. Добавим к анализу, проведенному для этих газоемких отраслей, примеры двух других. Вернее, это уже подотрасли (производства) в составе многопродуктовых отраслей: строительных материалов и химической. Газопотребление в таких макроотраслях с различными технологиями и неоднородной продукцией резко дифференцируется по их отдельным видам и не может быть обобщено даже условно.

3.4.2. Цементная промышленность Основными факторами размещения цементной промышленности являются минерально-сырьевой и топливный. Оптимальным условием для размещения будет сочетание известняков и глин с недорогим минеральным топливом. Часть производства комбинируется с предприятиями цветной и черной металлургии, используя в качестве сырья их шлаки, золы и прочие отходы144. Природный газ, как наиболее дешевое топливо, активно применяется в цементной промышленности. Она ежегодно потребляет более.

144 Алексеев А. Н., Бабурин В. Л., Гладкевич Г. И. Экономическая и социальная география России. М.: Дрофа, 2002 669 с.

5 млрд. м3 газа, что составляет 1,7% совокупного потребления газа промышленностью России.

В 2001 г. в стране было произведено около 33 млн. т цемента, 40% из которых пришлось на регионы Центра (табл. 29−1). Крупнейшими производителями цемента являются Белгородская и Брянская области. На их долю приходится более 20% всего производства цемента. Региональные вариации потребления газа предприятиями подотрасли, в целом, подобна вариациям объема производимого продукта. При небольшом производстве цемента невелико и потребление. А больше всего газа для этого производства используют его лидеры — Белгородская и Брянская обл. (рис. 22-II).

По газоемкости впереди оказываются другие регионы: респ. Карачаево-Черкессия, Саратовская и Ульяновская обл. (рис. 26). Правда, показатель газоемкости довольно высок и у таких крупных производителей, как Белгородская, Волгоградская обл., Краснодарский край, респ. Мордовия. Наименьшей газоемкостью среди крупных производителей выделяются уральские (Свердловская, Челябинская, Пермская, Оренбургская обл.), а также Кемеровская, Брянская и Липецкая области. В средней по масштабам цементной индустрии последней газоемкость минимальная: в 3,25 раза ниже, чем у лидеров по данному признаку. Это объясняется тяготением цементных предприятий указанных регионов к металлургическим комбинатам, когда технологическим сырьем при производства цемента служат отходы металлургии, а газ в качестве топлива замещается углем.

Переход к ценообразованию на газ по Сценарию 1 заметно удорожает производство цемента на крайнем юге России — в Карачаево-Черкессии и Краснодарском крае. В этих регионах наблюдается самое неблагоприятное сочетание высокой газоемкости производства и роста цен на газ при переходе к рыночным ценам по Сценарию 1. Примерно на 20% повысится цена на газ в Кемеровской обл., но, при меньшей газоемкости производства, это для него не критично. При увеличении цен согласно Сценарию 2, к числу регионов со значительно дорожающим производством цемента добавятся.

Белгородская, Волгоградская, Саратовская, Ульяновская, а также Московская области.

Рис. 26. Газоемкость производства цемента по регионам РФ (м3/т)Н5 менее 70 от 70 до 110 | | от 110 до 140 от 140 до 180 от 180 до 220 более 220 нет данных | ~ |.

Очевидно, что выиграют либо понесут минимальный экономический ущерб наименее газозависимые цементные производства, расположенные на Урале. При переходе к Сценарию 1 цена газа здесь резко снизится (до 2-х раз), а при Сценарии 2 она повысится в наименьшей степени по сравнению с остальными регионами. Таким образом, и в этом случае «работает» знакомый ценовой градиент в направлении с северо-востока на юго-запад, хотя картину осложняет повышенная газоемкость цементной промышленности Поволжья и Московского региона. м5 На основе данных данных корпоративной it общегосударственной статистики (Регионы России: Стат. сб. В 2 т. / Госкомстат России. — М., 2002).

3.4.3. Агрохимическая промышленность (производство азотных минеральных удобрений).

Отрасль минеральных удобрений традиционно делится на три части — производство азотных, фосфорных и калийных удобрений. Такое деление связано в первую очередь с разными источниками сырья: для азотных удобрений это аммиак, производимый, в свою очередь, из углеводородов, для фосфорных — фосфориты и апатиты, для калийных — калийные соли. В данном разделе речь пойдет лишь об азотных удобрениях, поскольку только это производство зависит от углеводородного сырья и, прежде всего, от природного газа.

Длительное время аммиачный способ получения азотных удобрений основывался на использовании кокса и коксового газа, но теперь практически весь аммиак производится из природного газа. Газ, как это уже неоднократно указывалось в работе, за счет своей цены и быстро выросшей с развитием сети трубопроводов доступности потеснил другие виды сырья и внес изменения в географию производства, в частности, азотных удобрений146. Азотно-туковая промышленность в настоящее время потребляет более 19 млрд. м газа в год, что составляет 6% совокупного потребления газа промышленностью России.

В 2001 г. в РФ было произведено почти 13 млн. т удобрений, в том числе почти 50% на Урале, прежде всего в Пермской области (табл. 30−1). Примерно Vi всего тукового производства составляют азотные удобрения. Их крупнейшие производители — десяток предприятий-гигантов, расположенных в разных местах, на каждое из которых приходится не менее 5% рынка: Новгородской (ОАО «Акрон»), Самарской («Тольяттиазот» и «Куйбышевазот»), Тульской областях (НАК «Азот»), на Ставрополье (ОАО «Невинномысский Азот»), в Кировской («Кирово-Чепецкий ХК»),.

146 Алексеев А. Н., Бабурин В. Л., Гладкевич Г. И. Экономическая и социальная география России. М.: Дрофа, 2002 669 с.

Кемеровской, Пермской, Воронежской и Вологодской обл. Вместе они дают около 80% азотных удобрений России (рис. 23-II).

К концу 90-х гг. в этом секторе и в целом по туковой промышленности завершились процессы консолидации и концентрации с образованием крупных холдингов с опорой на определенные сырьевые базы. Это, прежде всего, Агрохимическая Корпорация (АХК) «Азот», созданная в рамках договоренности ОАО «Газпром» и ООО «Межрегионгаз» с предприятиями, производящими азотные удобрения. Данный шаг был обусловлен явной зависимостью азотной промышленности от поставок природного газа. В состав холдинга вошли «Минеральные удобрения» (г. Пермь), «Азот» (г. Березники), «Кирово-Чепецкий химкомбинат», «Череповецкий Азот», Кропоткинский химический завод. Вторым холдингом стал ХК «Акрон», который объединил активы ОАО «Акрон» и ОАО «Дорогобуж» (Смоленская обл.) и сейчас контролирует около 20% российского производства азотных удобрений.

Предприятия азотно-туковой промышленности с максимальными объемами потребления газа находятся в Самарской, Пермской и Тульской обл. В совокупности они потребляют почти 50% всего отгружаемого отрасли газа (рис. 24-II). На шесть следующих регионов приходится еще почти 45%. Это, во-первых, три «южнотаежные» области, Новгородская, Вологодская и Кировская, образующие на карте как бы сплошной пояс, приуроченный к северным газовым трассам (на самом деле, конечно, лишь «пунктир» из крупных заводов). Во-вторых, черноземная Воронежская и далее к югу — Ставропольский край. В-третьих, сибирская Кемеровская. На каждую из них приходится по 7−8% потребления газа как сырья для выпуска удобрений.

Анализ газоемкости регионального производства азотных удобрений показал, что абсолютным лидером по этому показателю являются Самарская обл. (ОАО «Тольяттиазот»), где расход газа составляет 8−9 тыс. м3 на 1 т продукции. Высока газоемкость также на Тульской НАК «Азот» (4,3 тыс. м3 / 1 т), Воронежском АО «Минудобрения», Кемеровской НАК «Азот» и л.

Кирово-Чепецком химкомбинате (более 2 тыс. м / т) (рис. 27). Велика л газоемкость и в Краснодарском крае (3,2 тыс. м / т), но крайне малый объем производства делает его не столь интересным для анализа.

В табл. 31−1 отображены характеристики ключевых предприятий азотно-туковой промышленности в зависимости от потребления газа и цен на него. Наименее уязвимо по сравнению с остальными регионами производство в Кирово-Чепецке, где при среднем уровне газоемкости невелики цены ФЭК и модельные. Особо отметим Кемеровский НАК «Азот», который выиграет по сравнению с другими производителями, но лишь при достижении европейского уровня цен. При Сценарии 1 это производство будет крайне невыгодным. У Тульского «Азота» все наоборот: тут опасен Сценарий 2, поскольку при высокой газоемкости производства цены европейского уровня окажутся высокими. Для Новгородской и Смоленской областей уровень затрат на газ и эффективность производства останутся на среднем уровне, хотя Сценарий 2 тоже приведет к их росту. Определяющим негативным фактором при реформировании цен для производств в Вологодской и Пермской областях будет их высокая газоемкость, несмотря на низкие и действующие, и сценарные цены на газ. В наихудшем положении находятся россошанское АО «Минудобрения» в Воронежской обл. (высоки газоемкость, нынешние и вероятные цены), «Невинномысский азот» (при средней газоемкости максимально высокие сценарные цены) и заводы Самарской области (из-за газоемкости и несмотря на средний уровень цен в Поволжье).

Рис. 27. Газоемкость производства минеральных удобрений по регионам.

РФ. (м3/т) менее 200 от 200 до 1D0Q? Т 1000 до 2000 от 2000 да ЭЭОО от ЭЗОО до 5000 более 5000 нет данных.

Важно отметить, что при значительном повышении цен на газ для производителей азотных удобрений усилится роль негативных локационных факторов, которые раньше не учитывались. Если в развивающихся странах-газодобытчиках при строительстве азотных предприятий изначально учитывалась их экспортная ориентация и большинство из них возводилось вблизи портовых сооружений, то наши заводы строились с расчетом на советский рынок. Они оказались вдали от портов и вынуждены тратить.

147 значительные средства на перевозку агрохимикатов по железной дороге .

Данный фактор повлияет на отдаленные от внешних и внутренних рынков сбыта регионы с неблагоприятной ценовой конъюнктурой, прежде всего на Кемеровскую область. Это один из нечастых случаев нарушения ценового градиента на территории ЕСГ. Впрочем, юг Сибири, как уже не раз.

И7 Инвестиционная группа «Энергокапитал» обзор предприятий — крупнейших производителей минеральных удобрении Ноябрь 2003 http://www.energ.ru/ отмечалось в работе, имеет сравнительно слабую газотранспортную сеть, что влияет на затраты и тарифы.

3.5. Итоговые последствия Подводя итоги, отметим, что с переходом к рыночным ценам на газ, обеспечивающим самоокупаемость газового комплекса (Сценарий 1), в сложном положении окажутся регионы, где проживает почти 30% населения европейской территории России (более V* населения всей страны, потребляющего 56% всего отпускаемого ему газасм. рис. 28). Промышленные регионы, для которых Сценарий 1 вызовет негативные последствия, потребляют 12% всего промышленного газа, вырабатывают 13% общероссийского ВРП, 11% промышленной продукции страны и 14% - ее европейской части, охваченной ЕСГ. Для этих регионов характерны особенно высокая зависимость от газа и рост цен на него. Последствия для промышленности по Сценарию 1 территориально подчинены тому же градиенту, что и последствия для населения, хотя менее строго (рис. 29).

Рис. 28. Последствия для населения регионов при переходе к ценам на газ по Сценарию 1 л7 *.

Позитивные:

Крайне благолр. Благоприятные Средние Незначительные Крайне неэнач.

Крайне мягкие Мягкие Средние Тяжелые Крайне тяжелые Отсутствуют/нет данных.

Переход к равновесным ценам европейского рынка расширит географию регионов, где следует ожидать негативных последствий. Сценарий 2 отрицательно скажется на территории, где проживает 56% населения европейской части России (более 1/г населения всей страны) и потребляется почти 90% газа для населения (рис. 30).

Рис. 29, Последствия для промышленности регионов при переходе к ценам на газ по Сценарию 1.

Позитивные:

Крайне благопр. Благоприятные Средние Незначительные Крайне неэнач.

Мягкие Средние Тяжелые Крайне тяжелые Отсутствуют/нет данных.

Регионы, в которых при данном сценарии пострадают промышленные потребители, потребляют 71% всего промышленного газа, производят почти 70% общероссийского ВРП, более половины совокупной промышленной продукции всей России и У* продукции европейской части, охваченной ЕСГ (рис. 31). Их география сложнее, чем по обоим сценариям для населения. Промышленные регионы, сильно «страдающие» при Сценарии 2, группируются в три широтные полосы, которые пересекают европейскую часть странысреди них выделяется срединная.

Рис. 30. Последствия для.

Позитивные:

Благоприятные Средние Незначительные Крайне незнач. населения регионов при переходе к ценам на газ по Сценарию 2.

Мягкие Средние ^^ Тяжелые НИ Крайне тяжелые НИ Огсутствукхг/нет I I данных.

Рис. 31. Последствия для промышленности регионов при переходе к ценам на газ по Сценарию 2.

Позитивные:

Благоприятные Средние Незначительные Крайне незнач.

I—v' (.

Мягкие Средние Тяжелые Крайне тяжелые Отсутствуют/н ет данных.

Нынешнее государственно-корпоративное регулирование цен фактически в немалой мере субсидирует потенциально кризисные регионы за счет других, более близких к местам добычи газа. Переход к рыночным ценам (порой даже по Сценарию 1) и устранение межрегионального субсидирования неминуемо приведет к подорожанию голубого топлива.

Относительно последствий реформирования цен в регионах России, еще раз необходимо указать на близкую к катастрофической ситуацию на Серверном Кавказе, где в отношении промышленного производства наблюдается негативное, а для населения — крайне негативное сочетание факторов: к чисто экономическим факторам добавляются еще социальные — безработица, нестабильная криминогенная обстановка и пр. Несомненно, Серверный Кавказ сейчас требует особой политики, причем не только в отношении цен на газ или на иные виды энергоресурсов. Это должен быть целый комплекс мер, направленный на повышение экономического, социального благополучия и политической стабильности, и цены на газ здесь, наверное, будут не даже главными.

Тем не менее, в отношении газовой и энергетической политики для данного региона следует обратить внимание на увеличение доли в ТЭБ собственных ресурсов региона, с которых, по сути, в свое время начиналось развитие нефтегазовой промышленности нашей страны. Чеченская нефть, Грозненский НПЗ, части старейших топливных баз страны — Ростбасс, нефть и газ в Ставропольском, и Краснодарском краях. Топливная база была и, отчасти, есть. Но на растущее население и производство (особенно в перспективе) их недостаточно. Не стоит забывать о возможности импорта Донецкого угля, повышения использования потенциала гидроресурсов, развития альтернативных источников энергии.

В качестве экстренной меры государственного вмешательства в ценообразование при его реформировании для населения возможна особая, отступающая от рыночных принципов политика в отношении кризисных территорий. Например, введение специальных дальних (южных) ценовых поясов, где цены оставались бы некоторое время заниженными. Полный отказ государства от контроля цен на газ, по мнению автора, недопустим на начальных этапах реформы. Следует выработать схемы ценообразования, учитывающие доходы населения, объемы потребления газа и зависимость от него, чтобы смягчить инфляционные удары и сгладить их последствия. Таким образом, во избежание социального кризиса, скорее всего придется сохранить политику межрегионального субсидирования, что нельзя назвать рыночным решением.

В любом случае, даже если реформа ценообразования на газ в ближайшее время не состоится, необходимо искать альтернативы. Одной из них может быть реформа ЖКХ: во-первых, переход от нормативной оплаты услуг, в том числе газоснабжения, к оплате по счетчику (что способствует экономии) — во-вторых, обновление основных фондов в сфере распределения и подачи газа населению (что уменьшит его потери). Снижая затраты, эти меры служат «автодефляторами» цен. Подчеркнем, что реформирование ЖКХ необходимо во всех обжитых регионах страны. Это относится и к повышению уровня жизни их населения. Недаром анализ показал, что для экономически успешных и социально стабильных субъектов РФ проблема роста цен на газ до рыночного уровня остро не стоит. Их населению по силам оплачивать экономически обоснованную стоимость газа согласно Сценарию 1, а нередко и Сценарию 2.

В промышленной политике при переходе к рыночным ценам на газ тоже потребуются усилия, направленные на преодоление кризисных ситуаций. Они, во многом, являющиеся всеобщими, несмотря на разное развитие событий в регионах.

Так, электроэнергетике всех, без исключения, и даже благополучных восточных регионов, необходима диверсификация топливной базы. Для политики в этой сфере остро стоит вопрос о возвращении угля как одного из главных видов топлива в региональные балансы, а также о развитии гидрои атомной энергетики. Анализ газозависимости данной отрасли показывает, что в регионах, обладающих мощными ГЭС и АЭС, повышение цен на газ не составит проблемы. Напомним, что природным газом страна обеспечена на гораздо меньший срок, нежели углем, не говоря об атомных и гидроресурсах. Крупные энергопроизводители в Московском регионе, Петербурге, Костромской и Ростовской обл., Ставропольском и Краснодарском краях вынуждены будут кратно повысить свои цены и заняться снижением материальных затрат. Но переход на угольное топливо, которое после повышения газовых цен будет дешевле метана, возможен не везде по экологическим причинам. В ряде других газозависимых регионов (Пензенская, Ульяновская, Калининградская, Новогородская обл., респ. Мордовия) сценарные цены на газ поставят вопрос: либо повышать цены, либо сокращать производство. При его малом масштабе, удельные затраты, вероятно, все равно будут выше отпускных цен в соседних регионах, что может привести к полной зависимости от внешних поставок.

Государственная политика цен на газ в отношении промышленных потребителей, по мнению автора, должна исключать их субсидирование, поскольку это искажает представление об эффективности производства. Особый потребительский статус могут иметь объекты жизнеобеспечения и государственной важности, зависящие скорее от электроснабжения. Таким образом, специальный ценовой режим на газ требуется для предприятий электроэнергетики, снабжающих эти объекты. Более тщательный анализ потребителей электроэнергии вообще (население, коммунально-бытовые и социальные объекты, объекты национальной обороны) необходим для расчета по особой методике льготной цены на «газоэлектроэнергию». Она сложна, но возможна и, несомненно, должна осуществляться под надзором (ФЭК).148 Есть и другая схема, примененная при монетизации льгот, когда из регионального или федерального бюджетов (в зависимости от статуса.

148 Похожая схема действует на железнодорожном транспорте при дотировании государством льготных пассажиров. объекта) выделяются целевые средства на оплату газои электроснабжения. Тогда специального тарифа на газ для подобных объектов не потребуется.

Субсидирование прочих промышленных потребителей газа, особенно производящих экспортную продукцию (черная металлургия, производство удобрений) попросту неправильно. Ведь Газпром, субсидируя, например, металлургов, в дальнейшем покупает их же прокатную продукцию отнюдь не по сниженным ценам. Несомненно, цены на газ не должны быть резко повышены до такого уровня, который неминуемо привел бы к остановке промышленности в критичных регионах. В целом же, ценовая политика должна быть ясной и ориентировать потребителя на известную динамику цен, которые в итоге могли бы достичь европейского (равновесного) уровня в течение ряда «переходных» лет.

Заключение

.

По итогам работы, на основе сценарного моделирования перехода к рыночным ценам на газ в России и оценки его региональных последствий, можно сделать следующие выводы.

1. Величина регионального разброса оптовых цен, полученных в ходе моделирования по основным сценариям, оказалась на порядок выше разброса действующих: максимум в 7,6 раза больше минимума при переходе к самоокупаемости дочерних обществ (Сценарий 1) и в 14 раз выше при равновесных ценах европейского рынка (Сценарий 2) против 1,7 раза при нынешних ценах ФЭК. Это указывает на высокий уровень существующего межрегионального субсидирования при реализации газа на внутреннем рынке. Региональный разброс цен по условному Сценарию 3 (добычные — на уровне США, цены доставки — равновесные европейским) составит всего 1,6 раза. Выравнивающие тарифы ФЭК, подавляя влияние дистанционно-транспортного фактора, контролируют дифференциацию цен в той же мере, что и дороговизна газа на свободном рынке. Таким образом, российская государственная политика удерживает перепады цен в рамках, характерных дла «богатых» стран, оставляя низким их абсолютный уровень.

2. Средневзвешенная по регионам цена по Сценарию 1 оказалась ниже цены ФЭК (604,6 руб. против 685,1 руб. за 1000 м3). Однако в отдаленных от газовых бассейнов регионах она будет в два и более раз выше действующей. По Сценарию 2, с переходом к европейскому газотарифному базису, средняя цена составит 1544,4 руб., а в дальних регионах повысится в 4 раза с лишним. К таким наиболее уязвимым относятся регионы юга России, особенно Северного Кавказа, и западные, прежде всего Калининградская область. В газодобывающих и близких к ним регионах цена, согласно обоим сценариям, изменится мало либо понизится (Астраханская обл., Ямало-Ненецкий АО, Калмыкия и др.). По существу это связано с тем, что сами предложенные сценарии не предусматривают межрегионального субсидирования, хотя при их реализации оно может понадобиться как корректирующая мера.

3. Анализ последствий реформирования цен на газ для населения выявил соответствующую градиенту цен общую поляризацию пространства ЕСГ по оси северо-восток — юго-запад. Она обычно действует и для промышленности, однако картина при этом бывает более фрагментарной и сложной. Меньше всего от реформы цен страдают восточные и северовосточные окраины европейской части страны, больше всего — западные и юго-западные. Почти во всех случаях от Сценария 2 с ценами европейского уровня следует ожидать более тяжелых последствий, чем от Сценария 1. В целом, по мнению автора, Сценарий 1 можно признать допустимым, при условии, что будут найдены механизмы компенсации или смягчения его последствий для потребителей указанных частей территории ЕСГ.

4. С переходом к рыночным ценам на газ, обеспечивающим самоокупаемость газового комплекса (Сценарий 1), в сложном положении окажутся регионы, где проживает почти 30% населения европейской территории России (более 1А населения всей страны, потребляющего 56% всего отпускаемого ему газасм. рис. 28). Промышленные регионы, для которых Сценарий 1 вызовет негативные последствия, потребляют 12% всего промышленного газа, вырабатывают 13% общероссийского ВРП, 11% промышленной продукции страны и 14% — ее европейской части, охваченной ЕСГ. Для этих регионов характерны особенно высокая зависимость от газа и рост цен на него. Последствия для промышленности по Сценарию 1 территориально подчинены тому же градиенту, что и последствия для населения, хотя менее строго (рис. 29).

Переход к равновесным ценам европейского рынка расширит географию регионов, где следует ожидать негативных последствий. Сценарий 2 отрицательно скажется на территории, где проживает 56% населения европейской части России (более Vi населения всей страны) и потребляется почти 90% газа для населения (рис. 30). Регионы, в которых при данном сценарии пострадают промышленные потребители, потребляют 71% всего промышленного газа, производят почти 70% общероссийского ВРП, более половины совокупной промышленной продукции всей России и ¾ продукции европейской части, охваченной ЕСГ (рис. 31). Их география сложнее, чем по обоим сценариям для населения. Промышленные регионы, сильно «страдающие» при Сценарии 2, группируются в три широтные полосы, которые пересекают европейскую часть странысреди них выделяется срединная.

5. Особо отметим сложнейшую ситуацию на Северном Кавказе, где для промышленного производства наблюдается негативное, а для населения — крайне негативное сочетание факторов. Там к слабости региональных экономик добавляются социальные проблемы: безработица, криминогенная обстановка и пр. Северный Кавказ требует особой политики не только в отношении цен на газ и иные энергоресурсы. Ему нужен комплекс мер, направленный на повышение политической стабильности и социально-экономического благополучия. Энергетической политике следует обратить внимание на ресурсы, с которых начиналось развитие топливной индустрии России — ростовский уголь, нефть и газ Ставрополья Кубани, Чеченской республики. Они не исчерпаны, хотя на растущее население и производство их недостаточно. Поэтому напомним о возможности импорта донецкого угля, о гидроресурсах горных районах и других альтернативных источниках энергии. Помимо прочего, их освоение поспособствует приросту рабочих мест, что весьма актуально для российского Юга.

6. В качестве экстренной меры государственного вмешательства в ценообразование при его реформировании для населения возможна особая, отступающая от рыночных принципов политика в отношении кризисных территорий. Например, введение специальных дальних (южных) ценовых поясов, где цены оставались бы некоторое время заниженными. Полный отказ государства от контроля цен на газ, по мнению автора, недопустим на начальных этапах реформы. Следует выработать схемы ценообразования, учитывающие доходы населения, объемы потребления газа и зависимость от него, чтобы смягчить инфляционные удары и сгладить их последствия. Таким образом, во избежание социального кризиса, скорее всего придется сохранить политику межрегионального субсидирования, что нельзя назвать рыночным решением.

7. В любом случае, даже если реформа ценообразования на газ в ближайшее время не состоится, необходимо искать альтернативы. Одной из них может быть реформа ЖКХ: во-первых, переход от нормативной оплаты услуг, в том числе газоснабжения, к оплате по счетчику (что способствует экономии) — во-вторых, обновление основных фондов в сфере распределения и подачи газа населению (что уменьшит его потери). Снижая затраты, эти меры служат «автодефляторами» цен. Подчеркнем, что реформирование ЖКХ необходимо во всех обжитых регионах страны. Это относится и к повышению уровня жизни их населения. Недаром анализ показал, что для экономически успешных и социально стабильных субъектов РФ проблема роста цен на газ до рыночного уровня остро не стоит. Их населению по силам оплачивать экономически обоснованную стоимость газа согласно Сценарию 1, а нередко и Сценарию 2.

8. В промышленной политике при переходе к рыночным ценам на газ тоже потребуются усилия, направленные на преодоление кризисных ситуаций. Они, во многом, являющиеся всеобщими, несмотря на разное развитие событий в регионах.

Так, электроэнергетике всех, без исключения, и даже благополучных восточных регионов, необходима диверсификация топливной базы. Для политики в этой сфере остро стоит вопрос о возвращении угля как одного из главных видов топлива в региональные балансы, а также о развитии гидрои атомной энергетики. Анализ газозависимости данной отрасли показывает, что в регионах, обладающих мощными ГЭС и АЭС, повышение цен на газ не составит проблемы. Напомним, что природным газом страна.

145 обеспечена на гораздо меньший срок, нежели углем, не говоря об атомных и гидроресурсах. Крупные энергопроизводители в Московском регионе, Петербурге, Костромской и Ростовской обл., Ставропольском и Краснодарском краях вынуждены будут кратно повысить свои цены и заняться снижением материальных затрат. Но переход на угольное топливо, которое после повышения газовых цен будет дешевле метана, возможен не везде по экологическим причинам. В ряде других газозависимых регионов (Пензенская, Ульяновская, Калининградская, Новогородская обл., респ. Мордовия) сценарные цены на газ поставят вопрос: либо повышать цены, либо сокращать производство. При его малом масштабе, удельные затраты, вероятно, все равно будут выше отпускных цен в соседних регионах, что может привести к полной зависимости от внешних поставок.

Государственная политика цен на газ в отношении промышленных потребителей, по мнению автора, должна исключать их субсидирование, поскольку это искажает представление об эффективности производства. Особый потребительский статус могут иметь объекты жизнеобеспечения и государственной важности, зависящие скорее от электроснабжения. Таким образом, специальный ценовой режим на газ требуется для предприятий электроэнергетики, снабжающих эти объекты. Более тщательный анализ потребителей электроэнергии вообще (население, коммунально-бытовые и социальные объекты, объекты национальной обороны) необходим для расчета по особой методике льготной цены на «газоэлектроэнергию». Она сложна, но возможна и, несомненно, должна осуществляться под надзором (ФЭК).149 Есть и другая схема, примененная при монетизации льгот, когда из регионального или федерального бюджетов (в зависимости от статуса объекта) выделяются целевые средства на оплату газои электроснабжения. Тогда специального тарифа на газ для подобных объектов не потребуется.

149 Похожая схема действует на железнодорожном транспорте при дотировании государством льготных пассажиров.

Субсидирование прочих промышленных потребителей газа, особенно производящих экспортную продукцию (черная металлургия, производство удобрений) попросту неправильно. Ведь Газпром, субсидируя, например, металлургов, в дальнейшем покупает их же прокатную продукцию отнюдь не по сниженным ценам. Несомненно, цены на газ не должны быть резко повышены до такого уровня, который неминуемо привел бы к остановке промышленности в критичных регионах. В целом же, ценовая политика должна быть ясной и ориентировать потребителя на известную динамику цен, которые в итоге могли бы достичь европейского (равновесного) уровня в течение ряда «переходных» лет.

9. Проведенное исследование убедительно подтвердило следующее общее положение. При «экономическом переходе» от низких цен и доходов к высоким избежать крупных инфляционных и социально-экономических потрясений можно лишь в том случае, когда обе составляющие — цены и доходы (как населения, так и хозяйствующих субъектов) — растут более или менее синхронно, а также когда их рост не приводит к многократному усилению территориальных градиентов. Именно поэтому данный переход не может быть и не бывает быстрым. Приближение к рыночным ценам, в том числе на газ, в России возможно с двух сторон: от производителей и от потребителей, что требует координации их политики и действий. Значение данного исследования видится, в частности, в том, что оно намечает ряд подобных путей для газовой промышленности и сферы потребления газа.

10. Разработанная автором имитационная модель обеспечила методико-прикладное значение работы. При этом оперативное получение и обработка результатов имитационного моделирования цен на газ по различным сценариям были бы невозможны без использования в качестве вспомогательного, но очень важного инструмента автоматизированной системы расчетов, а также табличного и графического (картографического) представления их результатов, что лишний раз подтверждает необходимость применения информационных технологий в современных экономико-географических исследованиях.

Еще раз выделим главные тезисы, составляющие предмет защиты:

Средневзвешенная цена по Сценарию 1 немного ниже действующей оптовой цены ФЭК. При Сценарии 2 она гораздо выше. Разброс оптовых цен на газ по регионам, согласно модели, на порядок превосходит разброс цен ФЭК, свидетельствуя о высоком уровне существующего межрегионального субсидирования на внутреннем рынке газа. Это составляет главную проблему его территориальной дифференциации.

Европейская территория России, охваченная ЕСГ, делится на две части линией Санкт-Петербург — Челябинск. Перпендикулярно ей с северо-востока на юго-запад растет зависимость населения от потребления сетевого газа, а его доходы и платежеспособность падают. При переходе от цен ФЭК к ценам Сценария 1 и затем Сценария 2, в регионах, лежащих южнее условной линии раздела зон «ценовой уязвимости» населения, доля затрат на газ в его расходах последовательно повышается, а к северу от нее — меняется мало или (в ряде сибирских регионов) не меняется совсем. География промышленной «уязвимости» носит более сложный характер.

Переход к самоокупаемости предприятий Газпрома и, особенно, к равновесным ценам европейского рынка должен проводиться с крайней осторожностью (второй пока вообще вряд ли возможен), поскольку угрожает кризисом многим (при втором сценарии почти всем) регионам России, лежащим западнее Урала. Северный Кавказ без специальной политики может оказаться в состоянии социально-экономической катастрофы.

Для всей западной части страны актуальна задача снижения доли газа в структуре топливно-энергетического баланса (прежде всего за счет угля) в качестве подготовки к рыночным ценам на газ и «амортизатора» последствий перехода к ним. На Северном Кавказе и в ряде других районов следует активнее использовать местные альтернативные энергоресурсы. Принцип имитационного моделирования и разработанное нами компьютерное приложение позволяют проводить прогнозные расчеты цен на газ по любому числу сценариев, варьируя входными параметрами. Они также пригодны для исследований территориальной дифференциации цен и иных параметров, зависящих от фактора расстояния.

В работе затронуты лишь некоторые наиболее очевидные при имеющихся у автора знаниях и массивах данных последствия повышения цен на газ и варианты решения гипотетических кризисов, связанных с газообеспечением регионов и платежеспособностью потребителей газа. Их анализ можно и нужно серьезно углублять и дополнять (в том числе количественным анализом). Описанная методика имитационного сценарно-прогнозного моделирования, как представляется, дает основания для дальнейших более полных исследований в данной области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н., Бабурин В. Д., Гладкевич Г. И. Экономическая и социальная география России. М.: Дрофа, 2002 669 с Алибегов М. М., Григорьев JI.M. Энергопотребление и тарифы на электроэнергию //Экономика и математические методы 2003 № 4 с.59−71
  2. А.Г. Дешевый газ это слишком дорого // Эксперт № 43 2003 с. 159−160
  3. А. Противоречивые рецепты. Нефтегазовая отрасль: быть бедной, но здоровой? // Нефть России № 10 2002 с 10−13
  4. Н.А., Ковалев А. Д., Ковалева Т. Б., Ламзина Т. В. Об одном подходе к интерактивному показу данных на электронных картах и схемах в Интернет // Научный сервис в сети Интернет: Тез. докл. Всеросс. научн. конф. М.: 1999.
  5. В. Теоретическая География. М., 1967.1.) Бутыркин А. Я. Естественные монополии: Теория и проблемы регулирования М.:Новый век, 2003. 148 с.
  6. А.Я. Теория и практика антимонопольного регулирования в ведущих странах и России М.: Новый век, 2004 88с.
  7. О.А. Ценообразование в газовой промышленности и пути его совершенствования //Газовая промышленность № 2 2003 с 52−54
  8. О.А., Емельяшина Ю. В. Влияние цен на газ на реформирование электроэнергетического комплекса //Газовая промышленность № 1 2005 с 14−18
  9. Н.С., Недогонова Г. Л., Ходжа-Багирова А.Э. и др. Стратегия ценообразования на природный газ в зависимости от изменения цен на аммиак //Проблемы экономики газовой промышленности. Сборник статей НИИГазэкономика, М. 2002 с 185−190.
  10. А. Теория размещения промышленности Л.: 1926.
  11. В.А., Кузовкин А. И. «Об энергоемкости национальной экономики и определяющих ее факторах» //Экономика и математические методы 2003 № 4, с 72−81
  12. В.А., Кузовкин А. И. «цены на топливо и энергию. Инвестиции. Бюджет.» //Экономика и математические методы 2001 № 2, с 22−37
  13. С.А. Цена энергии для наследия //Пробл. Прогнозирования. 1998 № 6 44−46
  14. В.Г., Вдовиченко А. Г. Влияние повышения тарифов на продукцию и услуги естественных монополий на динамику инфляции http://www.eeg.ru/publications/p22.html
  15. Р.И. Стратегия газовой промышленности М.: Энергоатомиздат 1997 344с.
  16. Газовая промышленность зарубежных стран // Статистический ежегодник М. ИРЦ Газпром 1998 115 с.
  17. В.В. Ценообразование М 2005 420 с.
  18. Н.В., Илларионова С. В. Основы ценообразования и формирования тарифов на газовых рынках мира. //Нефть, газ и бизнес № 3 2002, с 18−24
  19. .Л., Саушкин Ю. Г. Математический метод в географии. Вестник Московского университета, серия география 1966// № 1. — с.З. Данилов-Данильян В.И. Экономико-математическийэнциклопедический словарь М. Инфра-М 2003.
  20. Данилов-Данильян В.И. «Экономико-математическийэнциклопедический словарь» М: 2003
  21. Ю.Е., Нахимов В. И., Говсиевич Е. Ю., и др. Динамика цен на нефть, газ и мазут для ТЭС РАО «ЕЭС России» в 2002—2003 гг.. //Финансово-экономический вестник нефтяной и газовой промышленности 2004 № 2 с. 169−175
  22. А. Какой будет концепция развития газовой отрасли и реформирования ОАО «Газпром» //http://www.gasforum.ru/analit/fut conceptl. shtml
  23. В.Ф. Экономика предприятий нефтяной и газовой промышленности М.:ЦентрЛитНефтеГаз, 2004. 369 с.
  24. В.Ф., Егоров В. И., Победоносцева Н. Н. и др. Экономика нефтяной и газовой промышленности М. Недра 1983 384 с. Жилин О. Ф. «Ценовая политика и либерализация бизнеса в газовой отрасли» Промышленные ведомости № 3−4 2004 6
  25. Е.А., Чаруйская JI.A., Маковская Е. С. и др. Оценка затрат и прогнозной цены добычи газа // Проблемы экономики газовой промышленности. Сборник статей НИИГазэкономика, М. 2002 с 65−72.
  26. И.А., Фейгин В. И., Фурман И. Я. Факторы оптимизации доли газа в топливно-энергетическом балансе // Проблемы экономики газовой промышленности. Сборник статей НИИГазэкономика, М. 2002 с 49−55.
  27. И.А., Саркисян В. А. Оптимизация использования газа в топливном балансе электростанций. М. Сборник статей НИИГазэкономика, 2002 с 75−82.
  28. Инвестиционная группа «Энергокапитал» обзор предприятий -крупнейших производителей минеральных удобрений Ноябрь 2003 http://www.energ.ru/
  29. П. Влияние изменения тарифов на электроэнергию на цены и объем производства в экономике РФ. //Ежемесячный бюллетень Института экономики переходного периода декабрь 2002 //http://www.iet.ni/trend/l 2−02/12−02r.htm
  30. В. И. «Основные концептуальные положения развития нефтегазового комплекса России» http://www.enippf.ru/publicat/books/b42/l-00s.htm
  31. В.А., Бобоев М. Р. Как и почему следует реорганизовать ТЭК // ЭКО 2002 № 8 с. 12−29
  32. Козловский Е, Россия в тисках минерально-сырьевого экспорта Промышленные ведомости № 15−16 2004 с 3
  33. Н.И., Кротова М. В. Реформирование внутреннего рынка природного газа (анализ последствий на основе имитационного информационно-логического моделирования) // Пробл. Прогнозирования. 2004 № 2 36−46
  34. А. В., Тикунов В. С. «Геоинформатика» Москва 1993
  35. В.А. Реформирование газовой промышленности России -основные направления и экономические инструменты // «Энергетическая политика».-1997.-Вып.4.- с.19−34
  36. А.И. Топливно-энергетический комплекс: финансовое положение и ценообразование // Экономист № 6 1998с. 39−43
  37. А.И. Цели реформирования электроэнергетики: конкуренция или надежность // Проблемы прогнозирования 2004 № 2 с.53−65
  38. .Л., Седых А.Д.- Павлов С.Н. Макромодели в газовой промышленности М. Недра 1994 224 с.
  39. Леш А. Географическое размещение хозяйства М.: 1959
  40. Р.С. «Размещение черной металлургии СССР» Москва 1958 г.
  41. Ю.Г. Мировое хозяйство и Российская Федерация: в поисках новой стабильности // Географические проблемы стратегии устойчивого развития природной среды и общества: М.: ИГРАН, С. 130−139.
  42. Ю.Г. Российские регионы в новой ценовой среде // Российские регионы в новых экономических условиях. — М.: ИГРАН, МАРС, 1996, С. 6−11.
  43. Ю.Г., Пуляркин В. А., Шлихтер С. Б. География мирового хозяйства. -М.: ВЛАДОС, 1999.
  44. В.П. Инерционность территориальной структуры хозяйства // Вопросы географии, сб. 112. М.: Мысль, 1979, С. 49−60.
  45. В.П. Топливная промышленность социалистических стран Европы. М.: Недра, 1975.
  46. В. Кризис неэффективности // Эксперт № 19 2003 с.50−52
  47. Н.Н. «Россия в окружающем мире: 2002» М: 2002 г.
  48. A.M. Топливно-Энергетический комплекс России на рубеже веков М.: Современные тетради, 2001 622 с.
  49. A.M., Саенко В. В., Рыльский В. А. Экономика и энергетика регионов Российской Федерации, М.: Экономика, 2001 476 с
  50. Г. Л., Ходжа-Багирова А.Э., Е. Г. Деньга. Расчет тарифов на транспорт газа в контексте инвестиционного проекта //Проблемы экономики газовой промышленности. Сборник статей НИИГазэкономика, М. 2002 с 159−167.
  51. Ю.Н. Имитационные модели и системы. М.:ФАЗИС: ВЦ РАН, 2000. — 131 с.
  52. Погребняк, Н. Шварева, С. Солнцев «Естественные монополии: динамика тарифов и резервы эффективности», аналитическая записка. Институт комплексных стратегических исследований http://www.icss.ac.rii/publish/analysis/am094.html
  53. В.В., Боксерман Ю. И., Резуненко В. И. и др. Газовая промышленность России Исторические очерки, М. Газоил пресс 2000 348 с.
  54. В.А. Оптимизация использования первичных энергоносителей основа энергетической безопасности России //Финансово-экономический вестник нефтяной и газовой промышленности 2003 № 12. с.139−153
  55. В.А., Лагашина Н. А. Экономические аспекты газификации регионов России с использованием нетрадиционных методов //Проблемы экономики газовой промышленности. Сборник статей НИИГазэкономика, М. 2002 с 287−294.
  56. В.А., Боксерман Ю. И., Эскин В. И. Единая система газоснабжения и рынок М.: Нефтяник, 1993 60 с.
  57. В.А., Боксерман Ю. И., Эскин В. И. Единая система газоснабжения. Проблемы перехода к рынку М.: ИРЦ Газпром, 1993 224 с.
  58. Г. А. Ценообразование .М. 2004 176 с.
  59. П.С. Газ России и ОАО Газпром. Экономика, политика, география //Города и городские агломерации в региональном развитии. М.: ИГ РАН 2003 с. 293−300
  60. П.С. Газовая отрасль России: экономико-географические проблемы и моделирование перехода к рынку // Известия РАН, серия географическая 2004, № 5, с 53−65.
  61. П.С. Информационные системы, как неотъемлимый инструмент для принятия решений //Интеллектуальные и информационные ресуры и струкутры для регионального развития. М.: ИГ РАН 2002 с. 85−90
  62. Тарифы на энергоресурсы и развитие экономики Промышленные ведомости № 7−8 2001 с
  63. С.А. Эволюционная морфология транспортных сетей. Смоленск-Москва: «Универсум» 2005
  64. Тер-Саркисов P.M. Завершение эпохи дешевого газа //Нефтегазовая вертикаль 09,10 2003 с 52−55.
  65. В. С., Цапук Д. А. «Устойчивое развитие территорий: картографо-геоинформационное обеспечение» Москва Смоленск 1999 г.
  66. П., Ньюби П. «Методы географических исследований» Москва 1977 г
  67. А.И. «А.А. Минц и прогноз территориального развития» // Известия РАН, серия географическая 2004, № 5, с 59−64.
  68. А.И. География мирового развития: насущная потребность, мода или утопия? // Четвертые сократические чтения по географии. Научные теории и географическая реальность М.: Эслан, 2004, С. 81 102.
  69. И.Я. Дифференциация цен на газ в зависимости от режимов газопотребления //Газовая промышленность.-1997.- N 6 с 7−8
  70. И.Я. Учет режимов газопотребления в ценах на газ //Проблемы экономики газовой промышленности. Сборник статей НИИГазэкономика, М. 2002 с 193−196.
  71. П. «Пространственный анализ в экономической географии» Москва 1968 г.
  72. Халошин О. З. Формирование платежеспособного спроса на газ с использованием региональных топливно-энергетических балансов
  73. Проблемы экономики газовой промышленности. Сборник статей НИИГазэкономика, М. 2002 с 59−62.
  74. Ю.С., Малюгин В. И., Кирлица В. П. и др. Основы имитационного и статистического моделирования: Учеб. пособие. -Минск:Дизайн ПРО, 1997. 288 с.
  75. А. Т. «География промышленности СССР» М: 1990.
  76. А. Т. Экономическая и социальная география России М.: 1997
  77. И.П., Морозов Ю. Д., Эфрон Л. И. Стали для труб и строительных конструкций с повышенными эксплуатационными свойствами. М. Металлургиздат 2003 520 с.
  78. Т.И. Договор к Энергетической Хартии и газовая промышленность России // Проблемы экономики газовой промышленности. Сборник статей НИИГазэкономика, М. 2002 с 65−72.
  79. В.Д., Корнеева В. А., Акулова З. Г. и др. Проблемы совершенствования цен и тарифов в газовой промышленности // Проблемы экономики газовой промышленности. Сборник статей НИИГазэкономика, М. 2002 с 75−82.
  80. В. Природный газ России. М.: Энергия Востока, 2003 207 с. 90. «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года» Распоряжение Пр-ва РФ от 28.08.2003 № 1234-р М.: ГУ ИЭС Минэнерго РФ, 2002
  81. По материалам Всемирного Банка. Достоинство двойственного установления цен на природный газ России //Промышленная политика в Российской Федерации № 4 2004 с 27−45.
  82. Официальные интернет ресурсы организаций и ведомств:
  83. Агентство по статистике Департамента США по энергетике http://tonto.eia.doe.gov/dnav/ng/hist/n9190us3m.htm
  84. ОАО «Газпром» //www.gazprom.ru
  85. ООО «Газэкспорт» http://www.gazexport.ru/
  86. ООО «Мострансгаз» http://www.mostransgaz.info/
  87. Правительство РФ http://www.government.gov.ru
  88. РАО ЕЭС России http:// www. rao-ees.ru
  89. Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) //www.fecrf.ru (в настоящее время www.fstrf.ru)1. Статистические сборники:
  90. Жилищное хозяйство в России. 2002: Стат. сб./ Госкомстат России. -М., 2002. 237 с.
  91. Регионы России: Стат. сб. В 2 т. / Госкомстат России. М., 2001
  92. Регионы России: Стат. сб. В 2 т. / Госкомстат России. М., 2002
  93. Регионы России: Стат. сб. В 2 т. / Госкомстат России. М., 2003
  94. Регионы России: Стат. сб. В 2 т. / Госкомстат России. М., 2004
  95. Российский статистический ежегодник: Стат.сб./Госкомстат России. -М., 2001.
  96. Система таблиц «Затраты-Выпуск» России за 2001 год: Стат. Сб. / Федеральная служба государственной статистики. М., 2004, сс. 65−89
  97. Цены в России: Стат. сб./ Госкомстат России. М., 2000.
  98. Цены и Тарифы в ЖКХ // Госкомстат 4(18)'2003 67 с.
  99. BP Statistical Review of World Energy 2004
  100. Energy Prices & Taxes Quarterly Statistics, Third Quarter 2003
  101. Energy Prices & Taxes- Quarterly Statistics, Thirst Quarter 2000
Заполнить форму текущей работой