Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

SWOT-анализ как инструмент стратегического менеджмента промышленных предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целью диссертационного исследования является разработка и теоретическое обоснование универсальной методики проведения SWOT-анализа, направленного на совершенствование системы стратегического управления промышленным предприятием в рыночных условиях. Применение на практике данной методики позволит существенно повысить эффективность проведения стратегического менеджмента. В рамках исследования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава.
  • Анализ существующих методов проведения SWOT-анализа и их значение в мировой практике
    • 1. 1. SWOT-анализ как инструмент стратегического менеджмента
      • 1. 1. 1. S WOT-анализ в маркетинговом плане предприятия
      • 1. 1. 2. Проведение SWOT-анализа
    • 1. 2. Анализ метода проведения SWOT-анализа, выполняемого
  • ЭИС «Биг-Мастер»
    • 1. 2. 1. Согласование представлений ведущих менеджеров о рыночных возможностях предприятия (в формате SWOT)
    • 1. 2. 2. Определение на основании матрицы SWOT-анализа приоритетов развития и объектов реформирования планируемого периода
    • 1. 3. Анализ программного обеспечения для проведения SWOT-анализа фирмы КонСи
    • 1. 4. Основные недостатки существующих методов проведения SWOT-анализа
  • Глава.
  • Организация процесса сбора информации для проведения SWOT-анализа
    • 2. 1. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
      • 2. 1. 1. Финансовый анализ
        • 2. 1. 1. 1. Абсолютные показатели финансовой устойчивости
        • 2. 1. 1. 2. Относительные показатели финансовой устойчивости предприятия
        • 2. 1. 1. 3. Экономическое содержание понятий платежеспособности и ликвидности
        • 2. 1. 1. 4. Анализ кредитоспособности заемщика
      • 2. 1. 2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности
      • 2. 1. 3. Анализ трудовых ресурсов
      • 2. 1. 4. Анализ управленческой деятельности
        • 2. 1. 4. 1. Качественные методы оценки
        • 2. 1. 4. 2. Оценка эффективности работы команды 77 2.2 Анализ возможностей и угроз
      • 2. 2. 1. Характеристики внешней среды
      • 2. 2. 2. Среда прямого воздействия
      • 2. 2. 3. Среда косвенного воздействия
      • 2. 2. 4. Международное окружение
      • 2. 2. 5. Оценка окружающей среды с помощью оценки рисков
        • 2. 2. 5. 1. Учет неопределенности в подходах к оценке рисков
        • 2. 2. 5. 2. Анализ и оценка рисков
        • 2. 2. 5. 3. Общие принципы анализа риска
        • 2. 2. 5. 4. Зоны риска и кривая риска
        • 2. 2. 5. 5. Переменные риска
        • 2. 2. 5. 6. Методы анализа рисков
  • Глава.
  • Формализация входной информации для проведения SWOT-анализа и обработка результатов
    • 3. 1. Формализация входной информации
      • 3. 1. 1. Методы экспертного оценивания в задачах группового выбора
      • 3. 1. 2. Принципы построения систем экспертных оценок
      • 3. 1. 3. Методы получения и формализации экспертной информации
      • 3. 1. 4. Ранжирование как метод формализации информации для SWOT-анализа
    • 3. 2. Построение матрицы SWOT-анализа 130 3.2.1 Оценка матрицы SWOT-анализа
    • 3. 3. Выбор стратегии
    • 3. 3. Л Метод Дельфи как инструмент выбора стратегии
  • Глава.
  • Концептуальная модель проведения SWOT-анализа
    • 4. 1. Организация проведения SWOT-анализа на предприятии
    • 4. 2. Формирование входных данных SWOT-анализа (внутренняя среда предприятия)
      • 4. 2. 1. Организация сбора данных для проведения финансового анализа
      • 4. 2. 2. Организация сбора данных для проведения анализа производственно-хозяйственной деятельности
      • 4. 2. 3. Организация сбора данных для проведения анализа управленческой деятельности
      • 4. 2. 4. Организация сбора данных для проведения анализа трудовых ресурсов
      • 4. 2. 5. Выявление сильных и слабых сторон предприятия
    • 4. 3. Формирование входных данных SWOT-анализа (внешняя среда предприятия)

SWOT-анализ как инструмент стратегического менеджмента промышленных предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

SWOTанализ — один из универсальных инструментов анализа ситуации, который можно использовать для разных задач, чаще всего он используется для выработки стратегий разного уровня. Кроме того, SWOTанализ — это способ систематизировать всю имеющуюся информацию, понять какой информации не хватает для принятия решения.

Для проведения SWOT-анализа заполняется матрица, в которой фиксируются:

• Сильные стороны компании с точки зрения ее внутренних ресурсов. Сильная сторона — это то, в чем компания преуспела или какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности. Сила может заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают фирме преимущества на рынке (более хороший товар, совершенная технология, лучшее обслуживание клиентов, большая узнаваемость товарной марки). Сила может являться результатом создания альянса с партнером, имеющим опыт или потенциальные возможности для усиления конкурентоспособности компании.

• Слабые стороны компании с точки зрения ее внутренних ресурсов. Слабая сторона — это отсутствие чего-то важного для функционирования компании или то, что ей не удается по сравнению с другими и ставит ее в неблагоприятное положение. Слабая сторона, в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать компанию уязвимой, а может и нет.

• Возможности, возникающие на рынке. Возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать компания.

• Угрозы, возникающие на рынке, и которые могут непосредственно угрожать компании.

При рассмотрении сильных и слабых сторон компании, обычно анализируют следующие элементы:

• Продукты и услуги;

• Способы выполнения работ (бизнес-процессы);

• Систему управления;

• Ресурсы.

Причем эти элементы рассматриваются во всех областях деятельности компании, а именно:

• Производство;

• Финансы;

• Логистика;

• Сбыт;

• Маркетинг;

• Кадры и т. д.

При рассмотрении возможностей и угроз на рынке анализируются:

1. Факторы, которые оказывают прямое воздействие на компанию:

• Потребители;

• Конкуренты;

• Поставщики;

• Сырье и материалы;

• Наличие денежных средств (капитала);

• Трудовые ресурсы;

• Система законов.

2. Факторы, которые оказывают косвенное воздействие на компанию:

• Социокультурные факторы;

• Технологии;

• Экология;

• Политика.

При этом, необходимо помнить, что особенностью SWOT-анализа является его избирательность. Поэтому в матрице SWOT-анализа записывают не все сильные и слабые стороны компании, не все возможности и риски, возникающие на рынке, а только те, которые имеют отношение к рассматриваемой ситуации или к рассматриваемому решению. Это связано с тем, что умение формировать стратегию основано на умении правильно структурировать исходную информацию.

Степень необходимой детализации зависит от целей SWOT-анализа. Если идет речь о компании в целом, можно затронуть SWOT-анализом только самые крупные структурные элементы. Если речь идет о каком-то отдельном участке, то можно проанализировать более мелкие элементы. По какому принципу выбираются факторы для SWOT-анализа — зависит от уровня задачи. Поэтому основное искусство аналитика — выбрать такие факторы для проведения SWOT-анализа, а также способы оценки этих факторов, которые будут адекватны поставленной задаче и уровню решения.

Важным моментом проведения SWOT-анализа является правильное определение, чем именно является для компании та или иная характеристика, сильная это сторона компании или слабая, возможность это или угроза. К сожалению, достаточно часто при проведении SWOT-анализа аналитики стандартно подходят к заполнению матрицы, не учитывая особенностей ситуации, в которой находится именно обследуемое предприятие. С точки зрения SWOT-анализа абсолютно любая характеристика компании или ситуации на рынке может быть оценена как благоприятная, так и неблагоприятная.

В качестве необходимых можно выделить 4 этапа SWOT-анализа:

1. Определение целей проведения SWOT-анализа;

2. Определение факторов для проведения SWOT-анализа;

3. Определение принципов, по которым факторы будет относиться к сильным или слабым сторонам (возможностям и угрозам);

4. Определение тех связей, которые возникают между сильными сторонами компании и возможностями на рынке с одной стороны, слабыми сторонами компании и угрозами на рынке с другой стороны.

После заполнения SWOT-матрицы компания должна ответить на следующие вопросы:

• Имеет ли компания какие-нибудь сильные стороны, уникальные ресурсы и способности, на которых могла бы основываться стратегия?

• Делают ли слабые стороны компанию уязвимой в конкурентной борьбе, что можно с этим сделать?

• Какие возможности отрасли реально может использовать компания со своими ресурсами и опытом?

• Каких угроз нужно больше всего опасаться и что нужно делать, чтобы обеспечить защиту?

Если компания может ответить на эти вопросы, значит SWOTанализ проведен качественно. Если же нет, нужно начинать сначала.

Целью диссертационного исследования является разработка и теоретическое обоснование универсальной методики проведения SWOT-анализа, направленного на совершенствование системы стратегического управления промышленным предприятием в рыночных условиях. Применение на практике данной методики позволит существенно повысить эффективность проведения стратегического менеджмента. В рамках исследования решаются следующие задачи: анализируются существующие методы проведения SWOT-анализа и определяется его практическое значение;

— выявляется круг проблем, касающийся проведения SWOT-анализа, устранение которых позволит существенно повысить уровень планирования работы предприятий;

— структурируется процесс сбора информации для проведения SWOT-анализаобосновываются методы экспертной оценки для формализации входных данных при построении SWOT-модели;

— разрабатывается концептуальная модель проведения SWOT-анализа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе проведения диссертационного исследования были достигнуты следующие основные результаты:

1. Раскрыты сущность, роль и подход к проведению SWOT-анализа промышленных предприятий.

2. Разработана структурная схема сбора информации для проведения SWOT-анализа.

3. Описан оптимальный подход, позволяющий проводить сбор информации для SWOT-анализа, без привлечения дополнительных сотрудников.

4. Разработан механизм проведения SWOT-анализа и выбора стратегии предприятия, основанный на последовательном применении метода Дельфи и метода ранжирования.

5. Разработана концептуальная последовательность проведения SWOT-анализа с последующей ее апробации на Люблинском ордена Ленина литейно-механическом заводе.

SWOT-матрица, сформированная по данным Люблинского ордена Ленина литейно-механического завода на начало 2007 года, представлена в таб. 4Л.

Представленная матрица позволила сопоставить наиболее значимые показатели внутренней и внешней среды предприятия и сфокусировать внимание руководителей на образовавшихся наборах стратегий развития. С помощью метода Дельфи «комитетом» были выбраны наиболее приоритетные пути развития предприятия и доведены до сведения генерального директора для последующего обсуждения на совете директоров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А., Долятовская В. Н. Исследование систем управления:
  2. Учебно-практическое пособие. Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003 — 256 с.
  3. JI.H. Риски в экономике: Учеб. Пособие для вузов/Под ред. Проф.
  4. В.А.Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 380 с.
  5. Гражданский кодекс российской Федерации М.: Инфра — М, 1995 г.
  6. В.В. Бочаров «Финансовый анализ» СПб: Питер, 2003 г.
  7. А.Д Шеремет, Е. В. Негашев «Методика финансового анализадеятельности коммерческих организаций» М.: Инфра — М, — 2003 г.
  8. JI.C. «Экономический анализ» М.: ГАСИС, 2003 г.
  9. Ю.Д., Ляпина С. Ю., Шаламова Н. Г. Стратегический менеджмент:
  10. Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2003 — 232 с.
  11. С., Симкин JI. Д44 Практическое руководство по сегментированиюрынка. СПб: Питер, 2002. — 240 с.
  12. З.Токарев В. жур. «Управление компанией», 2002 г., № 10
  13. Пособие по корпоративному управлению: В 6 т. М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004.
  14. Л. Зуйкова, Е. Карсетская, И. Кирюшина, Т. Крутякова, М. Мошкович
  15. Организация и ее обособленные подразделения. М.: «Экономико-правовой биллютень», 2006
  16. Г. А. Абелева Филиалы, представительства и другие обособленныеподразделения: как вести учет и платить налоги 2-ое издание, перераб. и доп. — М.: Вершина, 2006.
  17. С.А. Верещагин (под ред. Г. Ю. Касьяновой) Филиалы, представительства, обособленные представительства с учетом последних изменений законодательства (4-ое изд., перераб. и доп.) М.: «Аргумент», 2007.
  18. А. жур. «Проблемы теории и практики управления», 2000 г. № 6.
  19. О.С. Стратегическое управление. М., 1995.
  20. П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. -М., 1991.
  21. В.В. Финансовый анализ. -М., 1997.
  22. В. «Азбука маркетинга». С-Пб.: Союз, 2001.
  23. И.В. «Поведение потребителей». М.: «Фаир-Пресс», 2000.
  24. Г. Р., Ритчи Дж., Моди К. Организация производства и управления в американских корпорациях. М.: Прогресс, 2001.
  25. М.И. «Теория экономического анализа». М.: «Финансы и статистика», 2001.
  26. И.Т. Основы финансового менеджмента. М.: Прогресс, 2004.
  27. А.И. «Организация и методы исследования спроса и рынков сбыта в современных условиях». М.: Дело, 2001.
  28. И.Ю., Савельева Н. А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика. / Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
  29. Кричевский P. J1. Если Вы руководитель. М., 1993.
  30. Маркетинг. Под/ред. Э.А. Уткина-М., 1998.
  31. Основы коммерции. Аванесов Ю. А. Клочко А.Н. М., 1995. 32. Основы предпринимательского дела. Осипов Ю. М. и группа авторов — М., 1992.
  32. Основы стратегического менеджмента. К. Боумэн. -М., 1997. 34. Основы стратегического управления. П. В. Забелин, Н. К. Моисеева. /Учебное пособие. -М., 1998.
  33. Панкратов Ф. Г, Серегина Т. С. Коммерческая деятельность. М., 1996.
  34. А.Н. и группа авторов. Маркетинг. М., 1996.
  35. Е. Реклама в системе маркетинга. Харьков, 1997.
  36. З.П., Саломатина Н. А. Менеджмент организации. М., 1995.
  37. А.А. Системы оперативного и упреждающего управления предприятием. Дис. д.т.н. НГУ. Новосибирск, 1998.
  38. С.П., Малинецкий Г. Г. Синергетика теория самоорганизации (идеи, методы, перспективы). — М., Наука, 1987.
  39. Методические материалы фирм: IBS, Oracl, Галактика, Мета Технология, Cogn. Technologies Ltd. и др. 1999.
  40. МогилевскийВ.Д. Методология систем. -М.: Экономика, 1999.
  41. С.А., Игнатьева А. В. Организационный менеджмент. М.: Экономика, 2003.
  42. В.Р. Основы менеджмента. // Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М.: «Финансы и статистика» 2003.
  43. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. 2-е изд. Учебник. М.: ИнтелТех, 2003.
  44. В.П. «Экономика предприятия». М.: Банки и биржи, 2001.
  45. Д. Производственный и операционный менеджмент. Минск, 2002.
  46. Ф. «Маркетинг менеджмент». С-Пб.: Питер, 2003.
  47. Ф. «Основы маркетинга». С-Пб.: Литера Плюс, 2003.
  48. И.В. «Экономика предприятия». М.: Финансы и статистика, 2000.
  49. Р.А. Производственный менеджмент. Учебник для вузов. М.: Экономика, 2001.
  50. Н. О. Интеллектуальная информационная поддержка процессов организационного управления: Дис канд. техн. наук /У Г АТУ. Защищена 1998.04.03.
  51. Э.В. Реинжиниринг бизнес процессов и информационные технологии. М.: Новости искусственного интеллекта № 1, 1997.
  52. Л.А. Адаптация сложных систем. Рига: Зинатне, 1981.
  53. В. П. Автоматизированное управление формированием и реализацией планов: Дис. д-р техн. наук, МГИЭМ. Защищена 1998.04.28.
  54. Информационные системы в экономике. Под ред. В. В. Дика. М: Финансы и статистика, 1997.
  55. О. С. Наумов А.И. «Менеджмент"-3-е изд. М.: Экономиста, 2003.-528 с.
  56. И.Н. Менеджмент.: Учебник.- Н:-ЮНИТИ- 2002 Г.-501 с.
  57. Е.П. «Какое принять решение?» Москва «Экономика», 1990.
  58. С. Эндрю «Высоко эффективный менеджмент» Москва, 1996.
  59. Н. И. «Основы менеджмента»: Учеб. Пособие-7 изд.-Минск: Новое знание, 2004 г.-ЗЗб с.
  60. В. И. «Теория, практика и искусство управления» Учебник для вузов.- Зе изд.- М: норма, 2004.
  61. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури «Основы менеджмента"-М: Дело, 2001.-800 с. 69. «Маркетинг» / под ред. Р. Б. Ноздрева. М.: Юрист, 2000.
  62. В.И. «Некоторые аспекты маркетинговой стратегии машиностроительных предприятий» // Машиностроитель, 2000. № 3.
  63. В.И. «План маркетинга комплексная оценка деятельности предприятия» // Машиностроитель, 2003.
  64. В.И., Кузьмина Т. С. «Показатели эффективности службы маркетинга» // Машиностроитель, 2001. № 8.
  65. А.П. Управление затратами с помощью стоимостного анализа. М.: Финансы, 2001., № 9.
  66. А.Г., Леншин И. А., Фирсанова О. В. «Маркетинговая служба в обеспечении эффективной деятельности предприятия» // Инженерный журнал, 2000. № 5.
  67. Нрутюров, Волковыский И. В. Кадария Ф.Д. Шепелев Е. М. «Управление персоналом» Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 Г.-448 с.
  68. Э. А. «Разработка управленческих решений» Учебник для вузов, — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  69. В.Н. «Теория и практика принятия оптимальных решений» Учебн. пособие.- СПб.: «Бизнес-пресса», 2002.
  70. Э.А. «Курс менеджмента» Учебник для Вузов.- М.: Издательство «Зерцало», 2000.-448 с.
  71. А.А. и др. Технология принятия управленческих решений. -М.: МГАЛП, 1998.
  72. Г. С. Приобретение знаний интеллектуальными системами. Основы теории и технологии. М.: Наука-Физматлит, 1997.
  73. Основы экономической информатики. Под ред. Морозевича А. Н. Минск, БГЭУ, 1998.
  74. С., Саэки Ю. Приобретение знаний. М.: Мир, 1990.
  75. С. Эндрю «Высоко эффективный менеджмент» Москва, 1996.
  76. Э.В., Фоминых И. Б., Кисель Е. Б., Шапот М. Д. Статические и динамические экспертные системы. М.: Финансы и статистика, 1997.
  77. Хейес-Рот Ф., Уотерман Д., Ленат Д. Построение экспертных систем. М.: Мир, 1987.
  78. Журнал «РЖД партнер», 2006 г. № 11 (99).
  79. Журнал «РЖД партнер», 2006 г. № 100.
  80. Журнал «Мир транспорта», 2007 г. № 2.
  81. П.В., Гойзман Э. И., Кутузов В. А. и др. Экономико -математические методы и модели для руководителя. М.: Экономика 1998 г.
  82. А. Г. Мещереков Р. К. «Справочник технолога машиностроителя. «Москва.: Мошиностроение-1985 г. Том 2-й.
  83. М. В., Махалина О. М. » Производственный менеджмент » . учебное пособие для вузов. Москва. «Издательство ПРИОР «1988 г.
  84. В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М.: Наука, 1997 г.
  85. Математические методы в планировании отраслей и предприятий / Под ред. И. Г. Попова. М.: Экономика, 1997 г.
  86. Л.П. Владимирова. Прогнозирование и планирование в условиях рынка, учебное пособие (второе издание). М.:2001 г.
Заполнить форму текущей работой