Педагогический эксперимент на выявление уровня развития умственного воспитания дошкольников средствами природы
Детям в индивидуальном порядке предлагаются четыре карточки с изображением по четыре предмета на каждой. Показывая ребёнку карточку, объясняем, что из четырёх предметов один лишний. Надо определить его и обосновать своё решение. После этого ребёнок должен попробовать дать название оставшимся трём предметам одним словом. В приложении 2 приводим пример карточек-картинок, использованных нами при… Читать ещё >
Педагогический эксперимент на выявление уровня развития умственного воспитания дошкольников средствами природы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Констатирующий этап эксперимента
Исследование проводилось на базе МКДОУ № 2 г. Кирс. В эксперименте принимало участие 19 детей старшего дошкольного возраста.
Для определения исходного (для нашего эксперимента) уровня развития мышления использовали следующие методики:
1. Методика «Последовательные картинки» (словесно-логическое мышление) Стимульный материал этой методики представляет собой серию 3 — 5 картинок, в которых рассказывается о каком-либо событии.
Инструкция: детям предлагается рассмотреть эти рисунки, и ознакомиться с героями, после чего ребёнка просят разложить карточки так, чтобы получился связный рассказ.
Проведение теста: Картинки раскладываются на столе перед ребёнком в хаотическом порядке, и даётся первоначальная инструкция. Если дети поняли общее содержание картинки, им предлагается разложить картинки по порядку. В процессе работы взрослый не должен вмешиваться и помогать детям. После того, как ребёнок закончит раскладывание картинок, его просят рассказать историю, которая получилась в результате его расклада, переходя постепенно от одного эпизода к другому. Если в раскладе допущена ошибка, то ребёнку указывают на неё в процессе рассказа.
При анализе результатов учитывается прежде всего правильный порядок расположения картинок, которые должны соответствовать логике развития повествования. Для детей 5−6 лет правильной является не только логическая, но и житейская последовательность (например, ребёнок может положить карточку с изображением того, как мама даёт девочке лекарство, впереди той карточки, где девочку осматривает доктор, мотивируя это тем, что его мама всегда лечит сама, а доктора вызывает только для того, чтобы тот дал справку. Однако, для детей старше 6 -6,5 лет такой ответ считается неправильным.
В приложении 2 приводим пример карточек-картинок, использованных нами при тестировании детей. Кроме того, что данный материал применялся для диагностики у детей словесно-логического мышления, он являлся также упражнением на развитие представлений о частях суток.
2. Методика «Лишний предмет» (Оценка образно-логического мышления и процессов обобщения, выделение существенных признаков).
Детям в индивидуальном порядке предлагаются четыре карточки с изображением по четыре предмета на каждой. Показывая ребёнку карточку, объясняем, что из четырёх предметов один лишний. Надо определить его и обосновать своё решение. После этого ребёнок должен попробовать дать название оставшимся трём предметам одним словом.
Отмечается, выделяет ли ребёнок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.
Если ребёнок правильно находит лишний предмет и называет его обобщающее слово как минимум в четырёх карточках, это хороший уровень развития образного мышления.
3. Методика «Узнай, кто это».
Детям сначала объясняют, что им покажут части, фрагменты рисунка, по которым им надо будет определить то целое, к которому эти части относятся, то есть по части или фрагменту восстановить целый рисунок.
В приложении 4 даётся пример карточки, на которой листом бумаги прикрыты все фрагменты за исключением а). Предлагается по этому рисунку сказать, какому общему рисунку принадлежат эти детали.
На решение задачи отводится 10 секунд. Если ребёнок не дал правильный ответ, тот на 10 секунд ему показывают следующий, более полный фрагмент б) и так далее, до тех пор, пока ребёнок не догадается, что изображено на рисунке.
Результаты тестирования уровня развития мыслительных процессов у дошкольников в таблице № 1. (В приложении № 1).