О постепенности усовершения общественного
И. Не только усовершения таковые непрочны, но и жалеть не должно, если они не исполняются. Всякой степени гражданственности присвоены свои пороки и свои добродетели. Не решен еще спор, в котором из сих степеней народ счастливее. Stewart. Les prog res de l’industrie ne sont pas toujours unis a l’aisance ni au bonheur. Судьба определила всем обществам человеческим менять только пороки. Жалобы… Читать ещё >
О постепенности усовершения общественного (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Жалобы на недостатки от сравнения одного государства с другим. Беспрестанно слышны крики, для чего у нас нет того или другого? Все государства поставлены судьбою в разных степенях совершенства. Если они не упадают, то, без сомнения, возвышаются. Неосновательность сих жалоб:
I. Усовершения принужденные не прочны, они насилуют природу. Природа всегда приуготовляет в тишине свои планы, и для того произведения ее верны. Примеры сих усовершений: в Англии charta magna долго лежала без употребления, ее забыли и едва нашли в архиве. В России суд равными, habeas corpus, или суд совестной. Коммерческие банки, банки промышленности в Дании. Государство, которое можете пользою занять и приложить законы чужестранные, стоит на той чреде, что и само могло бы сей закон составить. Fergusson.
И. Не только усовершения таковые непрочны, но и жалеть не должно, если они не исполняются. Всякой степени гражданственности присвоены свои пороки и свои добродетели. Не решен еще спор, в котором из сих степеней народ счастливее. Stewart. Les prog res de l’industrie ne sont pas toujours unis a l’aisance ni au bonheur. Судьба определила всем обществам человеческим менять только пороки.
III. Одно из главных правил лиц управляющих должно быть знать свой народ, знать время. Законодатели дают законы всегда для потомства и редко для настоящего рождения; всегда предполагают и редко учреждают. Отсюда les avortements politiques. Народопознание столько же трудно, как и самопознание; кто может похвалиться, что себя знает? Несовершенство атомистики, если бы физики вздумали узнавать природу без натуральной истории; сей-то истории мы не имеем.
IV. Отсюда часто происходит остуждсние в лицах, чувствительных к общему благу. Platon.
V. Отсюда происходит, что теории редко полезны для практики. Они объемлют одну часть и не вычисляют трения всей системы, а после жалуются на род человеческий!
Итак, души добрых государей не должны беспокоиться, если успех не отмечает их начинания. Пример… из всех огорчений самое чувствительное для всякого человека есть расстаться с его идеями добра и находить то невозможным, что столь очевидно было бы полезно. Это мучение Тантала видеть добро, хвататься за него и никогда не поймать. Это судьба всех почти лучших человеческих желаний. Сей характер их доказывает вообще, что в них дух парит всегда выше и долее чувства. Чувства клонят его к земле, выводят из меры, для коей чувствует он себя созданным.
1802 г.