Сущность, социальное назначение государства и его функции
Современное государство — социальный арбитр, орган решения общих дел, организатор многих важных мероприятий, без осуществления которых не может нормально функционировать общество. Одно из первых мест принадлежит в этой связи закреплению, обеспечению и защите прав и свобод человека, экологической безопасности, техническому прогрессу, здоровью нации, бесконфликтному существованию общества… Читать ещё >
Сущность, социальное назначение государства и его функции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сущность государства как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства — значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства.
Действительно, сущность государства — то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функционирование. И таким основным является государственная власть, а точнее — ее принадлежность.
Государство прошло большой исторический путь развития. Естественно, за этот период сущность государства совершенствовалась, претерпевала изменения в соответствии с изменениями экономических, политических, идеологических структур общества. Государство возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором становится объективно невыгодной система уравнительного распределения общественного продукта и для дальнейшего развития общества становится необходимым выделение определенного элитарного слоя, занимающегося управлением: либо в сфере политической (в «восточном» обществе), либо в политической и экономической сферах (в Европе). Это неизбежно приводит к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах прежде всего привилегированных социальных групп, классов.
Однако зарождение социального неравенства, социальной несправедливости объективно носит и прогрессивный характер, в условиях еще крайне низкой производительности труда проявляется, хотя бы у части людей, возможность освободиться от повседневного тяжелого физического труда. Это приводит не только к существенному улучшению социального управления, но и к возникновению науки и искусства, к заметному росту экономического и военного могущества общества.
Сущностью государств, где осуществлялось господство одного класса над другим, где большинство населения было лишено средств производства, политических прав и свобод, не имело возможности участвовать в делах государства, в формировании органов государственной власти, являлась диктатура господствующего класса. В рабовладельческом государстве это была диктатура рабовладельцев, в феодальном — феодалов, в раннебуржуазном — буржуазии, в пролетарском — пролетариата.
Диктатура — это власть, не ограниченная никакими законами, опирающаяся непосредственно на насилие. Государство, сущностью которого является диктатура одного класса, — это политическая организация, закрепляющая господство, преимущество этого класса над другими слоями населения, осуществляющая управление делами этого класса, охраняющая и защищающая его интересы, служащая орудием подавления недовольных, восставших, неподчиняющихся и т. п.
Сущность государства не остается неизменной. С изменением экономических, политических, социальных условий внутри общества необходимость в диктатуре отпадает, на смену ей приходит иная сущность государства — согласованное, совместное, компромиссное существование классов, острые противоречия между которыми постепенно исчезают, взаимосуществование упрощается, антагонизм остается в прошлом. Однако все эти процессы проходят нелегко. Процесс изменения сущности государства обусловлен серьезными причинами.
Во-первых, исчезают классы в их классическом понимании (отношение больших групп людей к средствам производства).
Во-вторых, серьезные изменения происходят в определении места человека в обществе, в системе производства и распределения. Государство из орудия насилия превращается в организацию, разрешающую противоречия в цивилизованных формах, выступает в качестве инструмента легитимной власти, деятельность которой уже не чужда большей части общества. Государство становится активным и необходимым посредником в социально дифференцированном обществе, сохраняющем противоречия по многим вопросам экономической, политической, социальной жизни.
Итак, государство как историческое явление по своей сущности имеет двойственную природу. Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса, оно одновременно является организатором «общих дел», вытекающих из природы всякого общества.
Социальное предназначение государства (служебная роль, которую государство играет в обществе) также не оставалось неизменным.
Являясь по-прежнему главной управляющей системой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые поддерживались бы различными общественными слоями. В деятельности государства па первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда.
Существенно изменяется роль государства и на международной арене, его внешняя деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей с другими государствами.
Давая характеристику современному государству, невозможно утверждать, что оно имеет такое же социальное назначение, как и 200—300 лет назад. Социальная составляющая в процессе развития государства постоянно возрастает, особенно в эпоху научно-технической революции.
Таким образом, социальное назначение современного государства состоит в его разнообразной, широкой деятельности, направленной на решение не узкоклассовых задач, а задач, вытекающих из необходимости бесконфликтного существования общества.
Современное государство — социальный арбитр, орган решения общих дел, организатор многих важных мероприятий, без осуществления которых не может нормально функционировать общество. Одно из первых мест принадлежит в этой связи закреплению, обеспечению и защите прав и свобод человека, экологической безопасности, техническому прогрессу, здоровью нации, бесконфликтному существованию общества, обеспечению должного прожиточного уровня людей (минимального уровня заработной платы, пенсий, пособий), поддержке науки, культуры, образования, защите материнства и детства.
Современное государство выступает и субъектом легализованного принуждения, т. е. оно должно воздействовать на те слои населения, группы, отдельные личности, которые являются общественно опасными. Его компетентные органы обязаны сдерживать общественно опасное поведение людей, осуществлять определенный социальный контроль за соблюдением законов, принципов и правил человеческого общежития.
Познание государства в полном объеме не может исчерпываться рассмотрением только стабильных, структурно устойчивых характеристик этого политического института. До сих пор речь шла о сущности, содержательных моментах государства как организации суверенной публичной власти и модели ее взаимодействия с обществом, т. е. о статике государства, которые показывают «анатомию» аппарата публичной власти.
Еще больший интерес вызывает изучение тех черт государственной организации общества, которые показывают его в социально-политической конкретике, динамике. Для описания динамики государства существует понятие «функции государства» .
Закономерно, что свое предметное воплощение сущность и социальное предназначение государства находят именно в его функциях. Поскольку главная цель государственно-организованного общества и его социальная структура не зависят от усмотрения государственной власти, постольку и функции государства носят объективированный характер.
Функция государства представляет собой заданное направление, предмет или содержание деятельности того или иного политико-правового института, их функционирование и бытие. Речь идет о так называемом социально полезном труде, который осуществляется государством во благо общества во всех сферах его жизнедеятельности. Именно в этом смысле говорится о функциях государства, правительства, законодателя, министерства, суда и т. д.
Функции самого государства характеризуют жизнь государства в его социально-содержательном плане; это основные нормативно регламентированные и организационно обеспеченные координаты деятельности государства в рамках определенного направления, обусловленные главными, объективно необходимыми целями, выражающие его сущность и социальное назначение.
Исходя из данного определения, можно констатировать, что функции современного государства:
- 1) непосредственно обусловлены объективно необходимыми, социально желаемыми целями и задачами;
- 2) проявляются в его фактической деятельности по управлению обществом;
- 3) нормативно регламентированы и организационно обеспечены;
- 4) требуют в процессе их осуществления вовлечения всего механизма государства либо большей его части, но не отдельного государственного органа, при этом система функций государства во многом обусловливает структуру его механизма.
Рассмотрение понятия «функции государства» требует ответа и на вопрос о взаимодействии функций с задачами и принципами деятельности государства.
Задачи и функции государства — явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять. В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период. Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства. В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.
Не следует также смешивать функции государства с принципами его формирования и деятельности. Некоторые авторы, например, относят к числу функций современного Российского государства обеспечение народовластия, видят основное назначение такой функции в осуществлении государством волеизъявления парода по руководству обществом посредством представительных и иных органов власти. В действительности же обеспечение народовластия, развитие демократии представляет собой не какую-то отдельную функцию современной России, а один из закрепленных в гл. 1 Конституции РФ основных принципов его организации и деятельности, одну из основ конституционного строя. Этот и другие принципы Российского государства пронизывают все его функции, оказывают активное воздействие на их развитие, лежат в основе выполнения каждой из них.
В процессе исторического развития государства в его функциях происходят изменения: одни отпадают, другие углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи возникают вновь. Но во всех случаях они обусловливаются свойственными определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурами общества, сущностью государства и его социальным назначением.
В зависимости от того, внутри страны или за ее пределами государство осуществляет свою деятельность, выделяются внешние и внутренние функции. Современному государству присущи следующие внешние функции:
- — оборона страны;
- — интеграция в мировое сообщество;
- — сотрудничество в решении глобальных проблем;
- — обеспечение мирового порядка.
Во внутренней сфере государство выполняет политическую, экономическую, идеологическую, экологическую, охранительную, контрольную и другие функции.
В условиях развития интеграционных и цивилизационных процессов классификация функций на внешние и внутренние приобретает определенную условность. Вполне очевидно, что внутренние и внешние функции любого государства нередко взаимообусловлены, поскольку деятельность государства внутри страны в сферах экономики, политики, культуры, экологии и других в немалой степени зависит от внешнеполитической конъюнктуры. Стремление государства как можно успешнее решать свои внутренние задачи вынуждает его вступать в партнерские отношения с другими странами и пытаться с их помощью решать задачи, которые оно по тем или иным причинам не способно решить в одиночку. В некотором роде внешние функции государства можно рассматривать как продолжение его внутренних функций. Так, например, экономическая функция современного Российского государства в известной степени обусловлена мировыми ценами на нефть, газ, металлы и т. п.