Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе
Постановления Верховного суда Российской Федерации не являются источниками трудового права, так как согласно ст. 126 Конституции Российской Федерации Верховный суд дает разъяснения по вопросам судебной практики. Следовательно, Верховный суд РФ не правотворческий, а правоприменительный орган. Но его постановления разъясняющего характера имеют большое значение для единообразного применения судами… Читать ещё >
Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Правовая природа любого общественного отношения определяется законодательством, его регулирующим. Действующие в настоящее время законы предусматривают, что к служебным отношениям на государственной гражданской службе применяется и трудовое, и административное законодательство, а также законодательство права социального обеспечения.
Согласно ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 22.12.2014 № 443-ФЗ) на государственных и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются с особенностями, предусмотренными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной и муниципальной службе.
О применении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, указано в ст. 73 Закона о государственной гражданской службе: «Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом».
Следовательно, регулирование отношений, связанных с трудом государственных гражданских служащих, должно осуществляться, прежде всего, на основе принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, указанных в ст. 2 Трудового кодекса РФ. Эти принципы основаны на общепризнанных принципах норм международного права в сфере труда, а также Конституции Российской Федерации (ст. 37 и др.).
Что касается применения законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе в связи с вступлением в силу Федерального закона «О государственной гражданской службе», то в ст. 74 этого закона сказано: «Впредь до приведения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе в соответствие с настоящим Федеральным законом федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о государственной службе применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону».
В ст. 5 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дается исчерпывающий перечень источников права, регулирующих отношения, связанные с гражданской службой. К ним относятся:
- • Конституция Российской Федерации;
- • Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»;
- • Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
- • другие Федеральные законы, в том числе федеральные законы, регулирующие особенности прохождения гражданской службы;
- • указы Президента Российской Федерации;
- • постановления Правительства Российской Федерации;
- • нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
- • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
- • нормативные правовые акты государственных органов.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом о государственной гражданской службе, то применяются правила международного договора.
Для правоприменительной практики трудового законодательства и его совершенствования большое значение имеют решения Конституционного суда Российской Федерации, которые приобретают непосредственное применение судами Российской Федерации положений (статей) Конституции Российской Федерации.
Так, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»[1] указывается, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию Российской Федерации, в частности:
- • когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина, и другие положения;
- • когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действующий на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
- • когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
- • когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
Говоря другими словами, если Конституционным судом РФ нормативный правовой акт или его положения будут признаны неконституционными, они утрачивают юридическую силу. При этом решения Конституционного суда РФ вступают в силу немедленно после их провозглашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами государства.
Определенное место в регулировании служебных отношений в сфере труда государственных гражданских служащих занимают постановления Пленума Верховного суда РФ.
Постановления Верховного суда Российской Федерации не являются источниками трудового права, так как согласно ст. 126 Конституции Российской Федерации Верховный суд дает разъяснения по вопросам судебной практики. Следовательно, Верховный суд РФ не правотворческий, а правоприменительный орган. Но его постановления разъясняющего характера имеют большое значение для единообразного применения судами норм права при разрешении трудовых (служебных) споров. Такие разъяснения восполняют имеющиеся пробелы в трудовом законодательстве.
Так, в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 (в ред. постановлений Пленума от 28.12.2006 № 63; от 28.09.2010 № 22; от 24.11.2015 № 52) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъясняется применение норм права о подведомственности и подсудности трудовых дел, норм о приеме на работу, переводах и увольнениях, гарантиях работникам при расторжении трудового договора по инициативе работодателя, заработной плате, ежегодных дополнительных отпусках и др.
Итак, источниками правового регулирования отношений в сфере труда (службы) государственных гражданских служащих являются нормативные правовые акты, составляющие определенную систему, которая включает разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные правовые акты.
Вопросы и задания для самоконтроля
- 1. Раскройте содержание вопроса, относящегося к истории становления и развития законодательства о государственной службе Российской Федерации.
- 2. В чем заключается дифференциация правового регулирования труда (службы) гражданских служащих и в чем оно выражается?
- 3. Нормы каких отраслей Российского права регулируют служебные отношения на государственной гражданской службе Российской Федерации?
- 4. Какое значение для правоприменительной практики имеют решения Конституционного суда Российской Федерации и постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации?
- [1] См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.