Возникновение и эволюция дореволюционного конституционного права России
Следующим значительным этапом для развития российского государственного права и преобразования его в конституционное право явились события конца XIX — начала XX в. В этот период перед Россией встала задача коренного обновления всех сфер жизни: от экономики до государственного строя. Феодальные пережитки и устойчивые консервативные традиции, великодержавные принципы и неограниченная власть… Читать ещё >
Возникновение и эволюция дореволюционного конституционного права России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Характер эволюции дореволюционного государственного права и его преобразования в конституционное право России отражал переход Российского государства от абсолютной монархии к конституционной (1905 — февраль 1917 г.), а затем попытка преобразования в парламентскую республику (февраль — октябрь 1917 г.).
Своего расцвета государственное право периода абсолютизма достигло во второй половине XVIII — начале XIX в. К этому периоду сформировалась государственная система, основанная на централизации и бюрократизации государственного аппарата, широкой специализации отдельных органов государственной власти и управления. Император возглавлял всю систему государственной власти, опираясь на разветвленный чиновничий аппарат. Государственное право фактически сливалось с административным правом, а государственная власть и государственное управление рассматривались как единое целое.
Социально-политические предпосылки для конституционных реформ сложились еще в первой половине XIX в. Однако крепостное право сдерживало процессы формирования демократии и гражданского общества. В этот период отсутствовали возможности развития свободного рынка и свободы предпринимательской деятельности, значительная часть населения России жила в режиме несвободы.
Судьбоносными документами, создавшими предпосылки для перехода к конституционной монархии, явились законодательные акты по вопросам крестьянской реформы от 19 февраля 1861 г., отменившие крепостное право. Эти правовые акты создали предпосылки для развития свободной экономики и предпринимательства. Крестьяне получили личную свободу, и до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходила в их пользование.
Другой важной мерой стало введение земских учреждений, заложивших начало российским традициям местного самоуправления и избирательного права.
1 января 1864 г. было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Обязательным для формирования земских учреждений стало введение всеобщих выборов, при этом устроители земской реформы в косвенной форме проводили сословный принцип избрания новых местных органов. Избирательная система комбинировала сословное начало с использованием имущественного ценза и обеспечивала на тот период преимущество для представителей правящего класса.
Еще одним принципиальным событием для развития и эволюции российского государственного права явилась судебная реформа. В ноябре 1864 г. были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Были созданы две судебные системы: местные и общие суды. К местным судам относились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей. В систему общих судов входили окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные палаты (по гражданским и уголовным делам), функционирующие в рамках нескольких губерний и областей, и кассационные департаменты Сената (по гражданским и уголовным делам). В ходе подготовки и проведения реформы был создан также выборный институт присяжных заседателей.
Реформа судебной системы закрепила новые принципы: отделение суда от государственного управления или чиновничества, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей, выборность мировых судей и присяжных заседателей.
Следующим значительным этапом для развития российского государственного права и преобразования его в конституционное право явились события конца XIX — начала XX в. В этот период перед Россией встала задача коренного обновления всех сфер жизни: от экономики до государственного строя. Феодальные пережитки и устойчивые консервативные традиции, великодержавные принципы и неограниченная власть императора сдерживали политическое, экономическое и социальное развитие государства. Крепнущая российская буржуазия претендовала на политическую роль в обществе и еще встречала противодействие со стороны дворянства и государственной бюрократии, однако главная опора самодержавия — дворянство — теряло монополию на власть.
Оживление и развитие товарно-денежных отношений, формирование рынка товаров, сырья, финансов и рабочей силы потребовали реформ политической и государственной систем.
6 августа 1905 г. были опубликованы три правовых акта: Высочайший Манифест об учреждении Государственной думы; Статут этого органа — Учреждение Государственной думы и Положение о выборах в Государственную думу. Историческое значение этих документов, так и не примененных на практике, заключалось в учреждении в России народного представительства, пробивающего брешь в абсолютизме монархической власти. Как никогда в истории России в тот период широко обсуждалась идея конституции.
Толчком к дальнейшим реформам послужили железнодорожные забастовки в сентябре 1905 г. и октябрьская всероссийская стачка, поставившая страну на грань революции. Реакцией на эти события явилось издание Высочайшего Манифеста от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», положившего начало буржуазному конституционализму в России.
Манифестом от 20 февраля 1906 г. было осуществлено учреждение Государственной думы — третьей модели законодательного органа с сохранением института монарха. Одновременно с учреждением было принято новое Положение о Государственном совете, которым последний был реформирован.
Другим важным шагом в процессе формирования системы государственного права с определенными элементами конституционализма в монархической России явилось принятие Свода основных государственных законов, 23 апреля 1906 г. высочайше утвержденных императором. В содержании данного фундаментального нормотворческого труда отразились и либерально-правовые воззрения, высказываемые в среде российских государствоведов. Оценивая значимость этого документа, целый ряд дореволюционных ученых считали его первой российской конституцией. По определенному набору характеристик Свод действительно отвечал требованиям конституционного акта. В частности, с его помощью комплексно регулировались все принципиальные вопросы организации государственной власти, затрагивался правовой статус личности в российском государстве, в системе государственной власти содержались элементы разделения властей. Свод не просто инкорпорировал основополагающие положения Манифеста, а развивал и дополнял их.
Таким образом, вышеназванные документы явились, по сути, первой российской конституцией, заложившей начала ограниченной монархии в России.