Право человека на получение и распространение информации
Свобода слова и мнения всегда связывалась и связывается с правом человека на получение и распространение информации. Но как следует понимать формулировку: «человек имеет право получать и распространять информацию»? Всякую ли информацию? А если нет (скорее всего, так оно и есть), то какую именно? Существуют информация и дезинформация, информация, необходимая для нормальной жизнедеятельности… Читать ещё >
Право человека на получение и распространение информации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Свобода слова и мнения всегда связывалась и связывается с правом человека на получение и распространение информации. Но как следует понимать формулировку: «человек имеет право получать и распространять информацию»? Всякую ли информацию? А если нет (скорее всего, так оно и есть), то какую именно? Существуют информация и дезинформация, информация, необходимая для нормальной жизнедеятельности человека, и не имеющая такой ценности. Говорят об информационном обществе, об информационной войне, об информационных потоках, а также о том, что ныне миром управляют через информацию.
Информация о различных сторонах жизни необходима человеку в его повседневной жизни для того, чтобы знать, как ему поступать в тех или иных ситуациях. Естественно, граждане государства, члены общества должны знать обо всем, чем занимаются их государство, его институты, что они делают для упорядочения общественных отношений и реализации воли граждан. Это относится также к международной жизни и международным институтам.
Обобщение разнообразного опыта, формирование знаний и обмен ими — естественные условия и потребность общественной жизни. Однако свойственное людям соперничество ведет к сокрытию некоторых знаний и информации об отдельных сторонах жизни. Государства, отдельные группы и слои людей превращают их в государственные или производственные секреты. Нередко они сознательно манипулируют информацией для того, чтобы скрыть от общества истинное состояние дел в государстве, в стране, реальных результатов деятельности государственной власти и ее институтов, сформировать у населения выгодное для них мнение. В результате этого образуются как бы два мира — реальный, скрытый от большинства населения, и иллюзорный, в котором большинству приходится жить. Если человек отказывается принимать навязываемые ему мнения и информацию, ищет и распространяет подлинную, раскрывая обман властей, последние начинают преследовать его. Так возникают цензура, государственный контроль над каналами распространения информации и знаний, складывается практика сжигания книг, подслушивания телефонных разговоров, перлюстрации писем, преследования инакомыслия и многое другое. Мало что меняется, когда средства массовой информации оказываются под контролем отдельных групп людей. В этом случае они становятся проводниками мнения и взглядов их хозяев на жизнь и информации, подогнанной под эти взгляды. Правдивая информация, возможность ее свободного получения и распространения каждым человеком в интересах общества оказываются сродни утверждению правды жизни.
Как видим, право на «свободную» передачу информации относительно. Оно в большей степени, нежели любое другое право человека, связано с безопасностью общества, отдельных сфер его жизни, с защитой чести и достоинства граждан, общественной морали. А это, как известно, — факторы, допускающие законное ограничение любого права человека. В мире создана и достаточно активно функционирует использующая все дозволенные и недозволенные методы проникновения, развернутая агентурная сеть по сбору подобной информации и распространению дезинформации. Журналисты бульварной прессы ведут слежку за известными гражданами, обладающими правом на частную жизнь. Гражданское и политическое общества обязаны сделать все необходимое для того, чтобы каждый человек имел свободный доступ к источникам информации, необходимой для нормального функционирования общества, и мог свободно обмениваться ею. В то же время необходимо всячески охранять информацию, связанную с безопасностью общества, с защитой общественной морали, а также прав и свобод других людей.
Право на распространение информации неразрывно связано с правом человека на правдивую, проникнутую уважением к каждому читателю или слушателю информацию[1]. Неверная и настойчиво муссируемая информация, становящаяся по существу дезинформацией, таит в себе угрозу международному миру и национальной безопасности любого общества, а соответственно, и отдельных людей. Поняв это, ООН в 1952 г. приняла конвенцию «О международном праве на коррекцию». Некорректные доклады, сообщения и информация, говорится в ней, препятствуют улучшению взаимопонимания между народами. Ответственность корреспондентов и информационных агентств состоит в том, чтобы передавать факты без всякого искажения. В случае, если в переданной информации будут обнаружены ложь и искажения, об этом следует сообщать людям немедленно через те же агентства и каналы информации. Государство, через агентства и каналы информации которого распространялась ложь, должно представить населению свою версию происшедшего (коммюнике), излагающую только факты без всяких комментариев и мнений (ст. 2). В срок не более чем в пять дней эта версия государства должна быть распространена через те же агентства и каналы, по которым распространялась ложная информация. Она передается также в бюро тех агентств, журналисты которых допустили извращение информации.
- [1] Вот как понимал это Б. Франклин, издавая в Филадельфии «Газету Пенсильвании"и «Альманах бедного Ричарда»: «Всякий раз, когда меня просили вставить в альманахчто-нибудь подобное, говоря о свободе печати… я отвечал: «я буду печатать этот материал отдельно, если желательно, и автор может иметь столько копий, сколько он пожелает, чтобы распределить их самому». Но я не буду брать на себя ответственностьза распространение умаляющего человека информации. Обязавшись перед моими подписчиками снабдить их тем, что могло бы быть для них полезно или интересно, я не могзаполнять их газеты частными препирательствами, к которым они не имели никакогоотношения» (Autobiography of Benjamin Franklin. New York, 1909. P. 244—245).