Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Особенности правовой социализации и ее основные агенты

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во всех определениях молодежи подчеркивается зависимость ее социальной сущности от особенностей процесса социализации. В ходе данного процесса формируются самосознание, социальное сознание и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного развития на протяжении последующей жизни, в том числе и в сфере публичной деятельности, регулируемой правом. Выше уже упоминалось, что… Читать ещё >

Особенности правовой социализации и ее основные агенты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальное развитие личности — это непрерывный процесс, имеющий своей целью как преемственность личностью социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, так и качественное его обновление, а также передачу накопленного опыта предшествующим поколениям. В свою очередь, процесс социализации может быть первичным и вторичным. Первичная социализация — это изначальный процесс социализации, происходящий, как правило, в детстве и юности. Первичная социализация закладывает основные психофизические и нравственные качества личности. Вторичная социализация охватывает, в основном, взрослую часть жизни человека, когда он уже сформировался как личность. Таким образом, в качестве субъектов правовой социализации выступают, как правило, лица в возрасте от 12 до 17 лет, учащиеся средних и старших классов общеобразовательных школ, а также средних специальных учебных заведений. Именно этот период, который завершается совершеннолетием, по мнению ученых, занимающихся ювенологией, является определяющей в социализации личности, в том числе и правовой. Указанная группа, по мнению социологов, характеризуется, с одной стороны, присущими ей психолого-физиологическими особенностями, осуществлением преимущественно деятельности, связанной с подготовкой и включением в общественную жизнь, в социальный механизм; с другой — своей субкультурой, внутренней дифференциацией, соответствующей социальному делению общества.

Во всех определениях молодежи подчеркивается зависимость ее социальной сущности от особенностей процесса социализации. В ходе данного процесса формируются самосознание, социальное сознание и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного развития на протяжении последующей жизни, в том числе и в сфере публичной деятельности, регулируемой правом. Выше уже упоминалось, что характер представлений (образов) о праве формируется именно в детстве и отрочестве, оставаясь впоследствии неизменными, подвергаясь лишь процессам рационализации, а также интерпретации, которая определяется доминирующими социальными представлениями. В целях выявления специфики правовой социализации молодежи можно использовать понятие социализационной нормы, определяемой как результат успешной социализации, позволяющей индивидам и обществу воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности и обеспечивать их дальнейшее развитие. На индивидуальном уровне указанная норма выступает в качестве многомерного эталона социализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик. На уровне общества она представляет собой устоявшуюся совокупность передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению.

По мнению А. И. Ковалевой, для изучения действия социализационных норм в обществе следует выделять, по крайней мере, три уровня их функционирования. Первый представляет собой нормы социализации индивидов, которые обусловлены как биологическими, так и социальными факторами (конкретные исследования показывают, что социализационная норма коррелируется с социальными типами личности, доминирующими в обществе, с возрастной характеристикой индивида, его статусными притязаниями). Второй уровень включает нормы для социальной группы, детерминированные особенностями конкретной совокупности индивидов, ее типических черт. Наконец, третий уровень — это общесоциализационные нормы, отражающие состояние развития общества, общественные идеалы, ценности и механизмы социализации[1]. Если в условиях примитивного способа производства общественной жизни социализация индивидов носила только естественный характер, то в современном обществе существует целая совокупность правил воспроизводства социальной сущности человека, устанавливаются эталоны личностного развития, то есть речь здесь идет фактически об институционализации социализационной нормы. В самом определении понятия «социализация» имеется и содержание этого процесса: с одной стороны, передача обществом социально-исторического опыта, социокультурной информации в виде знаний, правил и норм поведения, ценностных ориентации, а с другой — их усвоение индивидом. Как уже отмечалось выше, передача опыта может осуществляться как целенаправленное воздействие на личность или как стихийный, спонтанный процесс, влияющий на ее формирование. В связи с этим следует различать направленную и ненаправленную формы социализации.

Данная формулировка применима и к правовой социализации. Под направленной формой правовой социализации следует понимать специально разработанную систему средств воздействия на индивида в целях формирования определенного типа личности (правовой личности) в соответствии с целями и интересами общества. Такая форма правовой социализации обусловлена как общественным правосознанием, так и совокупностью всех правовых отношений и институтов, образующих правовую систему общества. В рамках направленной формы правовой социализации определяющую роль играют социально-правовые институты, в деятельности которых учитываются социальная структура общества, социальные условия жизнедеятельности людей, их социальноправовой опыт, уровень образования и культуры, правовой грамотности.

В свою очередь, ненаправленные или стихийные формы правовой социализации предполагают, скорее, автоматическое восприятие определенных социально-правовых навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении. Способом стихийной правовой социализации является непосредственное общение людей, в процессе которого происходит обмен деятельностью, умениями, навыками, а также результатами деятельности, материализованными в правовой культуре. Эта форма правовой социализации обусловлена сферой непосредственного общения индивидов. Она развивается без включения механизмов направленной социализации и может стать опасной для человеческой личности и общества в целом, так как микросреда часто несет в себе устаревшие, отжившие формы, правила, а также отклонения от правовых норм в сторону неправовых установок и практик. Именно микросреда порождает разнообразные формы отклоняющегося поведения, в том числе и противоправного.

В связи с этим следует отметить, что правовая социализация, являющаяся частью общего процесса социализации, осуществляется под воздействием множества факторов, среди которых решающую роль играет социальная среда, то есть социально-экономические, политико-правовые, моральнонравственные и другие условия, в которых оказывается индивид. Дело в том, что на формирующуюся личность с момента рождения и на протяжении всей жизни воздействуют семья, детские школьные и внешкольные учреждения, трудовой коллектив, референтная группа, которые приобщают личность к системе общественных ценностей и норм. В условиях общества могут быть и факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на индивида. Социализация может проходить в кризисных социально-экономических и политических условиях, в условиях неблагоприятной семьи, девиантной группы. В такой ситуации можно говорить о виктимизации, когда человек, попадая в неблагоприятные обстоятельства, становится жертвой социализации.

Говоря о направленной форме социализации, обычно имеют в виду определенную структуру, включающую различные социальные институты, так или иначе воздействующие на индивида с целью формирования у него определенных социальных установок и моделей поведения. Так, в работе французских ученых Р. Клутье и А. Рено «Психология молодежи» выделяются четыре иерархически расположенные структуры, осуществляющие социализацию[2]. Воздействие этих структур наслаивается друг на друга. Первая из этих структур — это микросистема, в функционировании которой индивид принимает непосредственное участие: семья, школа, круг друзей. Вторая структура — мезосистема — это отношения между элементами микросистемы, например, между семьей и школой. Третья структура — это экзосистема, состоящая из институтов, которые не касаются данного индивида непосредственно, участвуя, тем не менее, в его социализации и нередко оказывая на него очень сильное влияние. Сюда может входить работа родителей, их деловое окружение, начальники и подчиненные, взаимоотношения которых с самими родителями часто играют важную роль в формировании представлений о мире взрослых у ребенка. Наконец, четвертая структура — это макросистема, культурное окружение, включающее социальные ценности и идеологии, не только прямо внушаемых ребенку, но и косвенно влияющих на функционирование первых трех структур. Это идеологические установки общества в целом, детские и юношеские организации идеологического характера и т. д.

В научной литературе за каналами, обеспечивающими социализацию человека, в том числе и в пору молодости в сфере права, закрепился термин «агенты социализации». Рассмотрим значение некоторых ключевых агентов правовой социализации. Как известно, правовая аккультурация индивида происходит первоначально посредством освоения языка. Освоение языка происходит, прежде всего, в конкретной семье, принадлежащей к определенной социальной среде, и система ценностей и норм семьи соответствует этой социальной среде. Именно семья, по мнению большинства исследователей, является не просто важным, а чуть ли не главным, универсальным агентом правовой социализации. Именно семья является той средой, в которой происходит усвоение первичных правовых представлений.

Семья передает индивиду систему своих собственных норм повседневной жизни, которые выражаются языком, сходным с юридическим: иметь право делать, быть ответственным, быть обязанным, быть свободным. Разделяемые семьей правовые ценности и нормы ребенок воспринимает не задумываясь, считая их очевидными. Отличие семьи от других агентов правовой социализации состоит в том, что она способна передавать из поколения в поколение специфические социальные, религиозные и этнические представления, образцы поведения, которые не могут не влиять на правовые представления и правовое поведение молодых людей. Семья передает ребенку свои собственные знания и понимание доступных ей правовых понятий и выносит о них свои собственные ценностные суждения (например, о таких понятиях, как быть совершеннолетним, уважать закон, платить налоги, обращаться в суд, выполнять свой гражданский долг и т. д.). Данные ориентации и представления способны обладать высокой устойчивостью против других социализирующих воздействий.

Воспитание в семье также может принести определенные негативные последствия для индивида в процессе правовой социализации. Низкое социальное положение родителей, алкоголизм, конфликты и раздоры, неполный характер семьи, девиантные отклонения в поведении родителей — все это накладывает неизгладимый отпечаток на характер, мировоззрение и социальное поведение ребенка. Естественно, данная взаимосвязь прослеживается далеко не всегда. Так, дети, подвергавшиеся жестоким истязаниям в детстве, могут приобрести склонность к насильственным действиям, но могут стать и гуманными людьми.

Не отрицая факта чрезвычайной важности семьи как института социализации, необходимо отметить, что в современном обществе семья как первичный агент правовой социализации отступает перед другими малыми социальными группами. Ее социализирующая роль в области права становится все более относительной. Чем самостоятельнее и мобильнее молодежь, чем больше времени она проводит вне семьи, тем больше проявляются возможности для образования возрастно-гомогенных групп, играющих роль агента правовой социализации. Необходимо отметить, что фактор группового воздействия может иметь решающее воздействие в процессе формирования правовых ценностей индивида, поскольку в конечном итоге усвоение человеком правовых ценностей происходит на уровне социальной группы, в которую он входит. В рамках данной социальной группы происходит трансформация получаемой правовой информации, так как позитивные правовые ценности признаются не каждой группой. В свою очередь, приспособление человека к правовым нормам и ценностям социальной группы, на которую он ориентируется в своих суждениях и поступках, может служить причиной его отклоняющегося поведения.

Молодежная микросреда влияет на взгляды, интересы индивида, выступая для него в качестве своеобразной референтной группы, с которой он себя отождествляет. Попадая в детстве в компанию сверстников, ребенок стремится перенять манеры поведения, общения, старается слиться с этой средой, стать таким же. После приобщения к этой среде подросток начинает воспринимать нормы, ценности, принятые в ней, как правило, как неписаный закон, который становится уже нормой его жизни, через призму которой он стремится реализовать себя. Именно микросреда, включающая ближайшее социальное окружение индивида, может, как уже указывалось выше, порождать различные виды девиантного поведения. Можно констатировать, что семья, ближайшее окружение индивида в форме компании сверстников, ближайшая поселенческая организация (соседи) формируют образный, ментальный мир сознания индивида, составной частью которого являются и представления о правовой организации общества, о правовых нормах.

Другим важнейшим агентом правовой социализации микросистемы является школа. Школа специализируется преимущественно на передаче рациональной (знаниевой) информации о статусе гражданина в государстве, об институтах правовой системы. Она имеет немаловажное значение для передачи не только знаний; но и общих ценностей доминирующей правовой культуры. Вместе с тем влияние школы не может быть всеобъемлющим. Школа допускает формирование неформальных групп. Общение учащихся с коллективом учителей ограничено временем и конкретным делом обучения. Учебные программы определяют границы взаимоотношений учителя и ученика. И с этой точки зрения их отношения достаточно стандартизированы. К тому же, в силу своего возраста и выполняемых функций учитель стоит как бы над коллективом учеников. Все это может затруднить формирование стержневых нормативных правовых ориентаций. Зачастую влияние школьных неформальных групп на отдельного индивида более эффективно, чем учебные занятия и слово учителя.

Кроме того, нужно отметить, что поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками. Известный французский социолог П. Бурдье отмечал, что серьезной помехой для ребенка во время его обучения в школе является принадлежность родителей к непрестижному классу, их непрестижная профессия, бедность. В школе ребенок начинает осознавать характерные черты реальной (экономической) социальной несправедливости. Столкновение признаков реального социального неравенства и правовых норм, не принимающих в расчет это неравенство, формирует противоречивое отношение к праву уже на уровне его школьного освоения. Эта ситуация особенно актуальна для российского общества, характеризующегося полярностью социальной структуры, преобладанием в ней малообеспеченных слоев, распространенных на массовом уровне эгалитарных представлений, одновременно установкой школы на трансляцию правовых знаний, не принимающих в расчет эти особенности мировосприятия.

Особое место среди агентов правовой социализации занимают средства массовой информации. Однако их роль в изучаемом процессе недостаточна ясна. С одной стороны, признается, что они все больше заполняют вакуум социализирующего воздействия. Телевидение и Интернет занимают все большую часть бюджета времени молодого человека. Многие СМИ делают попытку участвовать в процессе общественного формирования правовой культуры. Однако чаще всего такие выступления носят консультативный характер, выполняя, таким образом, функцию правового образования, в то время как вопросы правового воспитания остаются за рамками освещаемых СМИ общественных явлений. Но этого явно недостаточно, так как на личностно-психологическом уровне необходимо постоянное и четкое осознание каждым индивидом своих юридических прав и юридических обязанностей, возникающих и вытекающих из его социальных связей и правоотношений, в которые он вступает в процессе общественной жизни. При помощи средств массовой информации часто буквально пропагандируют антиобщественное поведение, формируют стереотипы, не отвечающие нормам морали и нравственности общечеловеческого характера.

С другой стороны, эмпирические исследования западных ученых свидетельствуют о том, что средства массовой информации сами по себе являются весьма слабым фактором изменения или формирования сильных правовых установок. Средства массовой информации закрепляют те идеи и формы поведения, которые типичны. Как пишет Н. Смелзер, «люди всегда будут выискивать, запоминать и воспринимать только те факты, которые подтверждают их собственные мысли»[3]. Известно также, что воздействие средств массовой информации на людей невелико там, где наблюдается большой разрыв между предполагаемой им панорамой жизни и окружающей действительностью. Их влияние возрастает тогда, когда предполагаемая информация содержит в себе угрозу стабильности и безопасности общества в целом. В то же время приведенные доводы вовсе не умаляют той важной роли, которую играют в современном обществе средства массовой информации, безусловно оказывающие существенное воздействие на процесс правовой социализации молодого поколения. В целом на основании вышесказанного можно констатировать, что практически все значимые социально-правовые институты общества могут выступать в качестве агентов правовой социализации личности. При несогласованности действий институтов правовой социализации наблюдается низкая эффективность их воздействия, доминирование стихийного элемента над сознательным формированием правосознания.

  • [1] Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003.С. 109—110.
  • [2] Цит. по кн.: Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н. Социология права. — Ростовн/Д., 2001. С. 314.
  • [3] Смелзер Н. Дж. Социология. — М., 1994. С. 136—137.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой