Законодательство Российской Федерации о трудовой деятельности иностранных граждан в России и российских граждан за рубежом
Конституция РФ (ст. 37) провозглашает: труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Запрещается принудительный труд, закрепляется право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным… Читать ещё >
Законодательство Российской Федерации о трудовой деятельности иностранных граждан в России и российских граждан за рубежом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Конституция РФ (ст. 37) провозглашает: труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Запрещается принудительный труд, закрепляется право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Трудовой кодекс РФ исходит из того, что на российских граждан, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на предприятиях, находящихся в юрисдикции Российской Федерации, распространяется российское законодательство об охране труда, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
Направлениями государственной политики в области трудовой миграции граждан Российской Федерации за границу являются: обеспечение и защита их прав и законных интересов на всех стадиях трудовой миграции (пребывание и трудовая деятельность на территории принимающего государства, возвращение в Россию); развитие международного сотрудничества, заключение международных договоров с государствами, являющимися главными импортерами российской рабочей силы.
Деятельность, связанная с трудоустройством российских граждан за пределами территории РФ, осуществляется российскими юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 18 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации»).
Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 г. № 256-р, включает в механизм ее реализации, в частности, заключение и выполнение соответствующих международных договоров, в том числе соглашений о регулировании процесса переселения и защиты прав переселенцев, о защите прав соотечественников за рубежом, совершенствование законодательства РФ по вопросам миграции, взаимодействие с иностранными государствами и международными организациями в деле регулирования миграционных процессов. В числе основных направлений деятельности по регулированию миграционных процессов в области вхождения Российской Федерации в международный рынок труда Концепция называет совершенствование нормативно-правовой базы в области трудовой деятельности российских граждан, создание и обеспечение условий для упорядочения трудоустройства российских граждан за границей, обеспечение условий их социальной и правовой защиты, стимулирования возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, выехавших за границу по трудовым контрактам, в первую очередь квалифицированных специалистов.
Правило ч. 3 ст. 62 Конституции РФ о приравнивании иностранных граждан и лиц без гражданства в правах и обязанностях к гражданам Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ, распространяется и на область трудовых отношений. Распространяется на эту область и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которому (ст. 4) иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Названный Закон исходит из того, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Иностранные граждане не могут быть назначены на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российскими законами назначение на эти должности или занятие данной деятельностью связаны с принадлежностью к российскому гражданству. Ограничения такого рода вытекают из ст. 32 Конституции РФ и обобщены в ст. 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (подробнее об этом см. в параграфе 2.5). Так, лишь российский гражданин может избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, быть муниципальным служащим, прокурором, государственным судьей, государственным или частным нотариусом. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут на судне, плавающем под Государственным флагом РФ, занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста (ст. 56 КТМ РФ). В состав летного экипажа гражданского воздушного судна РФ могут входить только российские граждане, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 56 Воздушного кодекса РФ).
Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяются условия приглашения иностранных граждан на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях. Первые основываются на квотировании ежегодно Правительством РФ выдачи иностранным гражданам указанных приглашений, вторые исходят из разрешительного порядка привлечения и использования работодателем или заказчиком работ (услуг) иностранных работников и осуществления ими трудовой деятельности.
Утверждаемая Правительством РФ квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности определяется Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте и возможностей данного субъекта, но обустройству иностранных граждан.
Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган. Вместе с ходатайством о выдаче приглашения работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, либо непосредственно в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, если выдача приглашения осуществляется указанным федеральным органом:
- 1) разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
- 2) документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работодателя. Одновременно с приглашением работодателю или заказчику работ (услуг) выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника.
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Работодателем именуется физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. Заказчиком работ (услуг) является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве работодателя и заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу или патента. Разрешительный порядок не распространяется на иностранных граждан:
- 1) постоянно проживающих в Российской Федерации;
- 2) временно проживающих в Российской Федерации;
- 3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
- 4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
- 5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
- 6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
- 7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
- 8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях);
- 9) являющихся работниками аккредитованных в установленном порядке на территории РФ представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных в Российской Федерации в установленном законодательством порядке, в пределах численности, согласованной при аккредитации указанных представительств уполномоченным аккредитующим органом, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами РФ.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.
Особый порядок регулирования трудовых отношений был введен с 1 июля 2010 г. в отношении иностранных граждан — высококвалифицированных специалистов. Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере 2 млн руб. и более за период, не превышающий одного года. Исходя из приоритетов развития российской экономики, Правительство РФ вправе снижать указанные требования к размеру заработной платы (вознаграждения) таких иностранных граждан.
На высококвалифицированных специалистов не распространяются квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.
Работодатель и заказчик работ (услуг) самостоятельно осуществляют оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов, и несут соответствующие риски.
Привлекать высококвалифицированных специалистов на условиях, установленных настоящей статьей, вправе работодатели, являющиеся:
- 1) российскими коммерческими организациями;
- 2) российскими научными организациями, образовательными учреждениями профессионального образования (за исключением учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)), учреждениями здравоохранения, а также иными организациями, осуществляющими научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством РФ, государственной аккредитации;
- 3) аккредитованными в установленном порядке на территории РФ филиалами иностранных юридических лиц.
Привлекать высококвалифицированных специалистов может работодатель, в течение двух лет до дня подачи ходатайства не подвергавшийся административному наказанию за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, а также не имеющий на момент подачи такого ходатайства неисполненных постановлений о назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений.